План: Философские представления об обществе. Предмет и функции социальной философии. Понятие общества: его признаки, особенности. Специфика философского исследования общества


НазваниеПлан: Философские представления об обществе. Предмет и функции социальной философии. Понятие общества: его признаки, особенности. Специфика философского исследования общества
страница1/5
Дата публикации30.04.2013
Размер0.7 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5

Учение об обществе (социальная философия)



План:

1. Философские представления об обществе.

2. Предмет и функции социальной философии.

3. Понятие общества: его признаки, особенности.

4. Специфика философского исследования общества.
1. Философские представления об обществе.

Философские представления об обществе возникли уже в ранней философии. Так, в Древней Индии и Китае (буддизм, конфуцианство) существовали учения об общественном устройстве, социальном строении, месте и роли государства, о человеке и смысле его жизни, его взаимоотношениях с государством и обществом.

В Древней Греции зародился научный подход к изучению общества, с ростками которого мы встречаемся в творчестве историков Геродота и Фукидида. Античная философия изучала общество с различных сторон. Например, Демокрит рассматривал происхождение общества в процессе трудовой деятельности людей. Сократ положил начало исследованию человека как самостоятельной проблемы философии. Эпикур обратил внимание на проблему свободы и счастья человека.

Из всех древних философов наибольший вклад в теорию общества внесли Аристотель и Платон. Так, Аристотель создал учение о политике и исследовал различные формы государственной власти в обществе: аристократию, республику, демократию и др. Он известен и как автор идеи естественности рабства в системе отношений в обществе.

Платон разработал учение о так называемом идеальном (совершенном) государстве, где были представлены три социальные группы – производители, воины и правители, а формой государственного устройства стала аристократическая республика.

В средние века сложилось и господствовало теологическое (волю, но они не сумели ею разумно распорядиться. В результате вся религиозное) понимание общества. Подчеркивалась идея сотворенности человека и общества Богом. Считалось, что Бог дал первым людям свободную история человечества стала историей грехопадения и вечной борьбы сил Добра и Зла. Философия того времени считала церковь высшим институтом власти в обществе, а духовенство – особой социальной группой. Полагалось, что история общества, как и жизнь индивида, также имеет свои периоды – рождение, расцвет и смерть. Высказывалось убеждение, что финалом человеческой истории все же станет победа сил Добра и утверждение некоего Царства Божьего.

В эпоху Возрождения и Нового времени общество постепенно стало восприниматься как нечто естественное, сложившееся в ходе длительной эволюции природы на земле, как один из возможных миров во Вселенной. В социальных учениях той поры проводилась мысль о том, что общество – это сложное объединение людей, основанное на их согласии, договоре друг с другом во имя совместной деятельности и безопасности (Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо и др.). В это время возникли и утопический социализм (Т. Мор), и крупные политические учения (Н. Макиавелли), появилась идея круговорота в истории (Д. Вико), вошел в научный оборот термин «философия истории» (Ф. Вольтер). Разум и знание рассматривались как важнейшие двигатели прогресса общества, а религия и церковь – как его основные противники.

В начале ХIХ в. в философской мысли стал активно утверждаться принцип историзма в понимании общества. Так, немецкий писатель и историк И. Гердер полагал, что общество с помощью знаний и орудий труда закономерно движется к «гуманному» состоянию. Г. Гегель представил всю историю в виде процесса шествия мирового духа. История начинается, по мнению философа, на Востоке, где «один свободен», и заканчивается в христианском мире, где якобы «все свободны». И. Кант, И. Фихте, Л. Фейербах обратили внимание на особую роль в общественной жизни таких явлений, как мораль, правовые нормы, религиозное состояние.

В классической марксистской философии сформировалось материалистическое понимание общества и его истории. С точки зрения марксизма основой общества является труд человека, материальное производство. Характер и способы материального производства оказывают определяющее воздействие на все стороны общества, включая и духовную жизнь. Идеалом и конечной целью истории марксизм провозгласил коммунизм как некое идеальное общество, справедливо устроенную ассоциацию свободных тружеников.

Что касается философии в России, то она всегда была историософичной, то есть ориентированной на проблемы общественной жизни. Традиционными для нее являлись такие проблемы, как взаимоотношения личности и общества, роль интеллигенции и народа в истории, выбор путей развития российского общества, мессианство и миссианство. Они всегда находили свое отражение и в отечественной художественной литературе (А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский и др.). Наибольший вклад в теорию общества внесли мыслители А.Н. Радищев, А.И. Герцен, П.А. Кропоткин, В.И. Ленин, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев и другие.

В зарубежной философии ХХ столетия социальные явления исследовались многими течениями и школами, наиболее заметные из них следующие:

1) коммуникативное;

2) культурологическое;

3) психологическое;

4) философская антропология;

5) космическое и экологическое.

В 80-е годы ХХ в. получают широкое распространение различные теории постиндустриального общества:

1) информационная (Масуд Е, Нейсби Дж.);

2) сверхиндустриальная (Тоффлер А);

3) технотронная (Бжезинский З.) и др.

Суть этих представлений в обществе при различных вариациях в том, что решающий фактор общественного развития – это производство, распре-деление и потребление информации. Тенденция в развитии общества – становление информационно-технологической цивилизации и глобальные трансформации на этой основе.

Кроме того, заметную роль в наше время играют религиозные концепции общественной жизни, и особенно велико влияние экзистен-циализма, главной темой в котором является тема абсурдного (отчужденного) общества и бытия человека в нем.

^ 2. Предмет и функции социальной философии.

Итак, история философии показывает, что тема общества неизменно присутствует в ней. Раздел философии, в котором рассматривается общество как специфическое явление, называется социальной философией или же философией общественной жизни. Предметом познания для нее являются общество как целостная и динамичная система, а также источники и движущие силы, механизмы функционирования и развития общества. Социальная философия есть общая теория общественной жизни, важнейших форм ее проявления. Она имеет следующие функции:

1) мировоззренческая заключается в том, что формирует у человека общий взгляд на социальный мир, то есть на существование и развитие общества, определенным образом решает вопросы о соотношении бытия людей, материальных условий их жизни и сознания, месте и назначении человека в обществе, цели и смысле его жизни т. д.;

2) теоретическая состоит в том, что позволяет проникнуть в глубь социальных процессов и судить на уровне теории об их сущности, содержании и направления их развития. На теоретическом уровне может идти речь о тенденциях, закономерностях развития общественных явлений и общества в целом;

3) методологическая заключается в применении ее положений при исследовании отдельных явлений и процессов общественной жизни и общества в целом. В этом случае положения социальной философии играют роль методологии в исследованиях, осуществляемых в области исторических, юридических, экономических, психологических и других наук;

4) прогностическая состоит в том, что ее положения способствуют предвидению тенденций развития общества, его отдельных сторон, возможных ближайших и отдаленных последствий деятельности людей. На основе такого предвидения становится возможным строить прогнозы развития тех или иных социальных явлений и всего общества.

Все функции социальной философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные и так или иначе включает их в свое содержание. Их нельзя разорвать потому, что через их целостное единство проявляется специфика и сущность социально-философского знания.

Социальная философия очень тесно связана с такой наукой, как социология. Если социальная философия есть теория высшей степени обобщения знаний об обществе, то социология – это теория среднего уровня обобщения этих знаний. Социология изучает функционирование и развитие отдельных социальных систем (например социология семьи, социология науки, культуры и т. д.). Названные науки органически взаимосвязаны и дополняют друг друга. Вместе с иными отраслями научных знаний (история, археология, этнография, политология и др.) они создают в итоге целостный портрет общества.
^ 3. Понятие общества: его признаки, особенности.

Общество – это высшая ступень в эволюции материи, относительно независимое от природы духовно-материальное образование, существование которого связано с разнообразными формами деятельности человека. Оно является продуктом деятельности и взаимодействия людей. К. Маркс подчеркивал, что «общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу».

Что же характерно для общества как специфического явления? В социальной философии общество характеризуется как высшая форма движения материи из всех известных до сих пор науке. Решающим фактором его становления явился труд, представляющий собой предметную деятельность людей. Благодаря труду человек постепенно создал совершенно иную, нежели природа, реальность. Этот новый мир, созданный трудом человека, и есть общество.

Общество представляет собой сверхсложный механизм. Носителем всех форм и проявлений общественной жизни является человек. Он творец общества и его истории, центральная точка в пространстве общественной жизни. Человек в социальном мире есть автор, режиссер и актер своей собственной драмы. Несмотря на кажущуюся хаотичность, общество все же является системой с упорядоченными связями и отношениями, собственной структурой и логикой развития. Характеризуя общество, социальная философия выделяет в нем ряд сфер:

1) экономическая, или мир материального производства, – место создания человеком совокупности необходимых ему материальных благ (вещи, одежда, жилье и др.) с помощью знаний, специальных орудий труда и техники. Экономика является двигателем прогресса общества, условием его существования;

2) социальная, или мир социальных групп, возникла и существует всегда на конкретно-историческом экономическом основании. Данная сфера представляет собой совокупность социальных групп (общностей) людей с их интересами и взаимоотношениями;

3) политическая, или мир управления, – жизнедеятельность людей, которая связана с их участием в управлении государством и другими социальными институтами. Политика есть борьба за власть, за обладание государством как центром власти в обществе;

4) духовная, или мир чувств и идей, играет весьма важную роль, обеспечивая сознательность исторического процесса. Данная сфера включает в себя прежде всего формы общественного сознания – науку, религию, искусство и другие. Сюда входят процессы воспитания и образования человека, информационные процессы. Духовное буквально пронизывает все клеточки общественного организма.

Непременным условием существования общества как организма является природа. С возникновением общества природа как бы раздвоилась. Наряду с ней возникла новая реальность – Дух, Разум, Идеальное, которая стала мощным источником развития социального мира. Отныне эволюция Космоса в пределах нашей планеты стала происходить в значительной степени с участием знания и под его контролем.

В отличие от животных люди активно преобразуют природу, а не просто ею пользуются.

Для общества характерно многообразие источников и движущих сил развития. К их числу принято относить народные массы, классы и слои. На исторический процесс большое влияние оказывают политические партии и движения, общественные организации и коллективы людей. Все они создают материальную и духовную культуру, решают назревшие проблемы. Следует упомянуть и о значительной роли так называемых выдающихся (исторических) личностей в истории. Их деятельность характеризуется большими масштабами и кипучей энергией, способностью видеть дальше других и хотеть больше других, решать узловые вопросы общезначимого характера.

Очевидно, что появление жизни и человека означало крупнейшие повороты, революции в истории нашей планеты. Однако история человечества не только триумфальна (например, достижения науки и техники), но и глубоко трагична одновременно. Человеческий разум стал источником великого созидания, но он оказался причастным, увы, и к различным проявлениям зла (многочисленные войны). Об этом не должно забывать человечество, вступая в новое тысячелетие своей истории.

Особенность общественной жизни состоит также и в том, что человек своими действиями создает мир культуры («вторая природа») как особый механизм хранения и передачи социального опыта. Сюда относятся, прежде всего, знания, язык, способы и орудия деятельности. С помощью культуры происходит сохранение общества как организма, а значит, и бессмертие человеческого рода. В этом смысле у человечества в принципе существуют все возможности для самопроизводства и дальнейшей жизни. Разрушить культуру означает подорвать сами основы существования человеческого общества.
^ 4. Специфика философского исследования общества.

В истории социальной философии сформировались две мировоззренческие позиции, два подхода к исследованию общественной жизни: философский идеализм и философский материализм. Эти направления сложились согласно различному пониманию основного вопроса философии:

1) идеалистическое направление – главную роль в общественной жизни играет духовное начало – сознание, чувства и т.д.; близки концепции религиозного мировоззрения;

2) материалистическое направление – признание очевидного факта, что люди, для того чтобы жить, должны трудиться, развивать материальное производство. Но это позиция научного философского материализма, или иначе диалектического материализма, созданного лишь в середине ХIХ в.

Материалистическое понимание основного вопроса философии не ведет автоматически к материалистическому пониманию общества, которое исходит из определяющей роли общественного бытия. Поэтому в социологии есть две разновидности идеализма: открытый, связанный с идеалистической позицией в философии (Гегель), и идеализм, связанный с признанием общественных идей определяющей силой исторического процесса (Фейербах, французские материалисты XVIII века Гельвеций, Гольбах и др.). Особенностью взглядов мыслителей на общественную жизнь являлось повсеместное господство идеализма, в том числе и во взглядах материалистов.

Немалую роль сыграл и метафизический метод исследований в домарксистской социологии. На эту особенность процесса познания в домарксистской социологии обратил внимание В.И. Ленин. Он писал, что «домарксовская социология и историография в лучшем случае давали накопление сырых фактов, отрывочно набранных, и изображение отдельных сторон исторического процесса».

Французский социалист-утопист Шарль Фурье (1772-1837) пытался создать социальную науку, исходя из закона всемирного тяготения И. Ньютона. Задачу своей жизни он видел в разработке социальной теории как части теории всемирного единства, основанной на принципе притяжения по страсти, всеобщей закономерности, обусловливающей природную склонность человека к какому-либо виду коллективного труда.

Такой подход характерен для всех форм метафизического материализма. Его основная ошибка заключается в абсолютизации того, что человек есть действительно природное существо. Но не следует при этом забывать, что основная сущность человека – общественная. Поэтому если следовать натуралистической концепции, то человек растворяется в природе, включается в цепь природных причин и следствий. Здесь свободной воле не остается места, а концепция социальных событий неизбежно принимает фаталистическую окраску.

Отрицая свободу и принижая духовную сущность человека, метафизический материализм становится антигуманным, враждебным человеку.

Еще одним недостатком натуралистического подхода к обществу является то, что человек уподобляется социальному атому, а общество – механическому агрегату индивидов-атомов, замкнутых только на собственных интересах. Механицизм органически вытекает из натурализма и становится теоретическим обоснованием индивидуализма, анархизма и эгоизма. В результате человеческие связи приобретают природный характер. Общество признается, но в качестве цементирующего начала берутся идеи просветителей XVII–XVIII вв. или идеи Л. Фейербаха о всемирной любви. И хотя натуралисты постоянно говорят об индивиде, тем не менее у них нет понимания ни индивида, ни общества, ибо последнее в натуралистической философии и социологии характеризуется лишь как всеобщность, связующая множество индивидов только природными узами. Но если человека с человеком связывают только природные узы, то каждый волен защищать свою природу вопреки существующим моральным принципам, ибо последние не вытекают из природы человека. Формируется образ активно действующего мещанина и собственника.

Теоретическое обоснование этой исключительно эгоистической жизненной позиции дал немецкий философ младогегельянец Макс Штирнер (1806-1856) в книге «Единственный и его собственность» (1844).

А внутреннюю пустоту, пожалуй, лучше всего раскрыл Ф.М. Достоевский в романах «Преступление и наказание» и «Бесы».

Идеалистическое толкование общества чересчур одухотворяет человека, превращая духовную сферу общественной жизни в самостоятельную субстанцию. Такое понимание истории возникает как результат абсолютизации духовного фактора в человеческом бытии. На практике это означает следовать просветительскому принципу «Мнения правят миром».

В идеализме функцию творящего начала, социального перводвигателя выполняет или мировой разум (объективный идеализм), или волевая активность субъекта (субъективный идеализм).

Но в этой концепции были и положительные моменты. Например, в кантианстве и русской религиозно-нравственной философии обосновывалась свобода субъекта, его творческая активность.

Есть и отрицательные последствия идеалистического понимания общества. Главные из них – отрыв слова от дела, теории от практики, идеала от интереса, формирование отчужденных, фетишистских форм сознания, которые начинают господствовать над людьми. Оно порождает социальную мифологию и обрекает людей на погоню за миражами. Тому примеров в истории было множество. В ХХ в. это концепция всеобщего благоденствия, проводимая геополитическая политика США под видом борьбы с мировым терроризмом. В нашей стране это построение развитого социализма, перестройка, устройство демократического общества и т. д.

Таким образом, и натурализм, растворяющий человека в природе, излишне заземляющий его, и идеализм, отрывающий человека от природы и превращающий духовное начало в нем в самодовлеющую сущность, приводят к одностороннему, ненаучному пониманию и сущности человека, и самого общества. Эта односторонность и ограниченность в понимании общественной жизни были преодолены в марксистской социальной философии. Создание материалистического понимания общественной жизни основоположниками марксистской философии уничтожило хаос и произвол, царившие во взглядах на общество, и позволило взглянуть на историю общества как на естественноисторический процесс, который подчиняется объективным законам.

В чем же сущность материалистического понимания общественной жизни? В отличие от идеалистического понимания, основой которого является «признание общественных идей определяющей силой исторического процесса», материалистическое понимание истории заключается в следующем. Основой всей общественной жизни является материальное производство. Прежде чем осмысливать, рассуждать, заниматься политикой, искусством, люди должны есть, пить, иметь жилище, одеваться, следовательно, надо быть, существовать, а чтобы обеспечивать свое существование, человек должен трудиться, производить средства к существованию, ибо без производства материальных благ жизнь общества невозможна. Сделав вывод об определяющей роли материального производства в общественной жизни, К. Маркс объясняет, почему из всего многообразия общественных отношений именно материальные, экономические отношения являются главными, образуют основу всех других общественных отношений.

Поскольку производственные отношения, в которые вступают люди в общественном производстве своей жизни, складываются объективно, независимо от сознания людей, поэтому они определяют все другие отношения. (Представьте, что остановилось производство хотя бы на несколько дней. Это невозможно! Потому что материальное производство основано на объективных материальных потребностях людей, удовлетворение которых с необходимостью порождает производственные отношения.) Иначе, человек должен трудиться, производить средства к существованию, ибо без производства материальных благ жизнь общества невозможна.

Именно поэтому К. Маркс, характеризуя всю совокупность многообразия общественных отношений (нравственных, производственных, семейных и т. д.), в качестве определяющих и важнейших выделил именно производственные.

Выявление экономических, производственных отношений как определяющих собою все остальные общественные отношения дало возможность обнаружить особого рода повторяемость и правильность в истории, обобщить историю разных стран и вывести понятие общественно-экономической формации как целостной социальной системы, развитие которой происходит по объективным законам.

Что такое общественно-экономическая формация? Это есть общество, находящееся на определенной конкретно-исторической ступени развития, с присущим ему способом производства, социальной структурой, политической организацией и общественным сознанием.

Учение К. Маркса об общественно-экономических формациях является исходным принципом материалистического понимания истории.

Следующий принцип материалистического понимания истории – это признание народных масс движущей силой общественного развития.

Марксизм показал, что история общества – это прежде всего история различных, сменяющих друг друга способов производства материальных благ. Решающую роль в процессе производства играют трудящиеся массы. Люди труда создают все необходимые для жизни материальные и духовные ценности, блага. В результате их деятельности на смену старым, отжившим способам производства приходят новые, которые стимулируют развитие производительных сил общества. Трудящиеся являются также решающей силой всех социально-политических преобразований. Следовательно, не выдающиеся личности, не герои, а трудящиеся являются подлинными творцами истории.

В рамках отечественной социальной философии в советский период господствовал так называемый формационный подход к исследованию общества. Он сформировался в классическом марксизме XIX в. и продолжал развивать основные идеи философского материализма. В этом подходе центральным является понятие общественно-экономической формации. Под ней понималось общество, взятое в единстве всех его сторон и существующее на основе конкретно-исторического способа производства. Формации (первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая) рассматривались как ступени восходящего (прогрессирующего) развития человечества. Формационный подход выполнял в марксизме задачу прежде всего обоснования идеи коммунизма как якобы неизбежной и высшей стадии в истории человечества, некоего «царства свободы». Однако эта теоретическая позиция имела ряд существенных недостатков.

Формационный подход спрямлял и тем самым упрощал исторический процесс, сводя все его богатство лишь к простой схеме, подчеркивал особую роль экономического фактора в истории – труда, материального производства и техники. Но тем самым недооценивалось чисто человеческое (субъективное) начало в ней – психология людей, их религия, мораль. По сути дела, формационный подход был теорией обезличенной истории. А ведь по существу история и есть не что иное, как многообразная деятельность человека как живого существа.

Конечно же, формационный подход к пониманию сущности общества и его истории имел и ряд позитивных сторон. К числу их относятся идея системности общества, принципы историзма и конкретности, высокая оценка роли материального производства и другое. Однако в настоящее время он уже отвечает современным требованиям из-за схематизации исторического процесса и своего утопизма, недооценки новых факторов общественного развития. Поэтому в последние годы в отечественной социальной философии все более активно утверждается так называемый цивилизационный подход к пониманию общества в истории. Важнейшие идеи этой теоретической позиции состоят в следующем.

Для исследования общества и его истории в этом случае применяется прежде всего понятие «цивилизация». В социальной философии оно имеет несколько основных смысловых значений. Во-первых, цивилизация представляет собой некое духовно-материальное образование, сложившееся на базе отдельного народа или региона – индийская, европейская цивилизация и т. д. Во-вторых, под цивилизацией принято понимать ту ступень истории человечества, которая закономерно пришла на смену дикости и варварства человечества и стала естественным (гражданским) состоянием общества. И, в-третьих, цивилизация – это крупная эпоха в истории человечества, воплощающая степень развития человека как творца истории. Именно в этом значении мы чаще всего и будем употреблять данное понятие для исследования общества.

В отличие от понятия общественно-экономической формации понятие цивилизации символизирует степень развития всего общества, а не только лишь его экономической сферы. Соответственно оно показывает, насколько человек сумел в своем развитии выйти из чисто животного состояния. Понятие цивилизации применяется для человеческого измерения общественной жизни и исторического процесса. С его помощью общество рассматривается как мир, где человек самореализует себя в различных формах творчества, раскрывает свои сущностные силы. В связи с этим большое познавательное значение имеет понятие «деятельность». По сути своей истории – это не что иное, как деятельность человека в разнообразных формах ее проявления (материальное производство, политическое участие, художественное творчество и т. д.).

Теория цивилизации не противостоит, а дополняет имеющиеся в формационном учении положительные стороны. Однако она делает акцент не на социально-экономической, а на человеческой (антропологической) стороне исторического процесса. Без такого измерения истории невозможно объяснить и проследить появление в истории новаций (новизны), которые делают общественную жизнь более жизнеспособной в новых условиях. Потребности и интересы, цели и идеалы живых людей есть побудительные силы в их деятельности, реальные пружины исторического процесса. При цивилизационном подходе история предстает как органическое единство объективного и субъективного, стабильного и изменчивого. Исторический процесс раскрывается как взаимосвязь и переплетение общего (логика развития производительных сил) и особенного (своеобразие в развитии отдельных стран и регионов, народов и конкретных эпох).

Для того чтобы представить общую логику (последовательность) исторического процесса, необходимо выделить исторические типы цивилизаций. Назовем их и укажем на их важнейшие черты.

Собирательская цивилизация вбирает в себя весьма длительный период становления человека как существа разумного и деятельного. Она была основана преимущественно на использовании готовых продуктов (даров) природы. Здесь человек находился едва ли не в полной власти от природы, ее сил и капризов.

Аграрная цивилизация была основана на использовании простых орудий труда и приручении животных. Она олицетворяла собой первые ростки власти человека над природой.

Промышленная цивилизация стала зарождаться примерно в середине XVIII столетия. В ее основе лежит систематическое применение научного знания, машин и иных технических устройств, т. е. индустриальный труд. Перекладывая на машины ряд своих естественных функций, человек резко расширил степень своей свободы и диапазон возможностей. Бурный рост городов как центров науки, техники и культуры раздвинул рамки социального пространства.

Постиндустриальная цивилизация в виде отдельных очагов зародилась во второй половине XX в. на волне современной научно-технической революции. Она основывается на принципиально новых технологиях – ядерной, информационной, биотехнологии, космической и иных. Человек здесь выполняет уже в основном функции контролера по отношению к машинам и техническим устройствам.

При изучении общества нередко применяют и другие типологии цивилизаций. При этом выделяется так называемая западная (европейская) цивилизация как основанная на интенсивном промышленном производстве, частной собственности и автономности индивида, высоких темпах прогресса. Напротив, для восточной (азиатской) цивилизации, так отличающейся от западной, характерны экстенсивное производство, приспособление к природе и общинный образ жизни, большая роль обычаев и традиций. Эти два типа цивилизаций символизируют собой принципиально разные уклады жизни людей, характер их общественного сознания и механизмы развития.

Итак, общество – это продукт взаимодействия людей. Оно есть тогда и только тогда, когда есть и действуют люди. Общество представляет собой систему отношений и взаимодействий между людьми, динамичный мир деятельности человека.

  1   2   3   4   5

Похожие:

План: Философские представления об обществе. Предмет и функции социальной философии. Понятие общества: его признаки, особенности. Специфика философского исследования общества iconФилософия, ее предмет и место в жизни общества и человека
Специфика философии. Основные компоненты и категории философского знания. Основные функции философии
План: Философские представления об обществе. Предмет и функции социальной философии. Понятие общества: его признаки, особенности. Специфика философского исследования общества iconПлан: Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения. Предмет философии....
Структурообразующими элементами мировоззрения являются ответы на глубинные вопросы бытия – о возникновении мира и человека, явлений...
План: Философские представления об обществе. Предмет и функции социальной философии. Понятие общества: его признаки, особенности. Специфика философского исследования общества iconНазвание раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов
Проблема определения философии. Философия и мировоззрение. Становление философии как рационально-теоретического типа мировоззрения....
План: Философские представления об обществе. Предмет и функции социальной философии. Понятие общества: его признаки, особенности. Специфика философского исследования общества icon1. Предмет философии. Специфика философского знания
Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела
План: Философские представления об обществе. Предмет и функции социальной философии. Понятие общества: его признаки, особенности. Специфика философского исследования общества iconЭкзаменационные вопросы по курсу «Философия»
Предмет философии и структура философского знания. Специфика философского мышления
План: Философские представления об обществе. Предмет и функции социальной философии. Понятие общества: его признаки, особенности. Специфика философского исследования общества iconЭкзамен. Вопросы по философии понятие мировоззрения, его структура...
...
План: Философские представления об обществе. Предмет и функции социальной философии. Понятие общества: его признаки, особенности. Специфика философского исследования общества iconПлан социальная организация первобытного общества Понятие власти....
Организация, получившая развитие в догосударственный период, получила название первобытного общества. Оно существовало в условиях...
План: Философские представления об обществе. Предмет и функции социальной философии. Понятие общества: его признаки, особенности. Специфика философского исследования общества iconВопросы к экзамену по философии
Понятие и предмет философии. Цели и задачи философии. Функции философии. Основные проблемы философии и её структура. Основной вопрос...
План: Философские представления об обществе. Предмет и функции социальной философии. Понятие общества: его признаки, особенности. Специфика философского исследования общества iconЭкзамен по философии. Предмет философии. Структура философского знания....
Сущность, происхождение и функции морали. Исторические формы морали. Мораль и право
План: Философские представления об обществе. Предмет и функции социальной философии. Понятие общества: его признаки, особенности. Специфика философского исследования общества iconПрограмма социологического исследования это изложение основных принципов,...
Социология – наука об обществе, исследующая закономерности становления, функционирования, развития общества
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница