МетАфора МетонИмия СинЕкдоха СравнЕние ЭпИтет ГипЕрбола ЛитОта ОлицетворЕние ПерифрАза АллегОрия ЭвфемИзм СинОнимы АнтОнимы Многозначные слова ОмОнимы Оценочная лексика


Скачать 99.94 Kb.
НазваниеМетАфора МетонИмия СинЕкдоха СравнЕние ЭпИтет ГипЕрбола ЛитОта ОлицетворЕние ПерифрАза АллегОрия ЭвфемИзм СинОнимы АнтОнимы Многозначные слова ОмОнимы Оценочная лексика
Дата публикации11.05.2013
Размер99.94 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Философия > Документы

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА. ТРОПЫ

Троп – это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении.

МетАфора МетонИмия

СинЕкдоха СравнЕние

ЭпИтет ГипЕрбола

ЛитОта

ОлицетворЕние

ПерифрАза

АллегОрия

ЭвфемИзм

СинОнимы

АнтОнимы

Многозначные слова

ОмОнимы

Оценочная лексика

Метафора (c греч. «перенос»).

Употребление слова или выражения в переносном смысле на основе сходства двух предметов или

явлений. В художественной речи автор употребляет М. для усиления выразительности речи, для создания и оценки картины жизни, для передачи внутреннего мира героев и точки зрения рассказчика и самого автора.
Туча комаров; шапка снега; пламя страсти; плен любви; «облетел с головы моей куст» (Есенин); стальные нервы; лицо ночи; голова у него в серебре.

Метонимия ( с греч. «переименование»).

Вместо названия одного предмета дается название другого. Метафору можно разрушить с помощью слов «как бы», «вроде», «подобно», «в виде (голова его была как бы в серебре). С метонимией этого сделать нельзя.

Съешь еще тарелочку; учиться до седых волос; смелость города берет.
Синекдоха ( с греч. «соотношение»).

Замена множественного числа единственным, употребление названия части вместо целого, частного вместо общего, и наоборот.

Что тебе 20 раз одно и то же повторять! Привет начальству!

Посторонним вход запрещен! В семье пять ртов.

Коля – светлая голова.

Олицетворение.

Прием, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы, явления природы или животных.

^ Море дышит полной грудью; волны бегут, ласкаются к берегу; лес настороженно молчит.
Перифраз(а).

Замена слова или СС описательным оборот, в котором указаны признаки неназванного предмета. Троп помогает более точно охарактеризовать предмет, избежать неоправданных повторов.

Вечный город (Рим); город на Неве (Санкт-Петербург); белокаменная столица России (Москва); автор «Героя нашего времени» (Лермонтов).
Аллегория.

Изображение отвлеченного понятия или идеи в конкретном художественном образе. А. всегда однозначна. Характерна для басен, сказок.

Хитрость – в образе лисы; коварство – змея, жадность – волк.
Эвфемизм («хорошо» + говорю).

Выражение или слово, вводимое взамен грубого, вульгарного.

^ Кто-то тонет и звонко порочит Богородицу. (Бабель)

К Э. люди прибегают, когда считают неудобным назвать что-либо своим именем или же хотят скрыть, закамуфлировать неприятную, опасную, осуждаемую обществом сущность явления или вещи.

^ Сравни: иди высморкайся – приведи в порядок нос.

Врёшь – ты говоришь неправду.

Опухоль – новообразование.

Смерть – летальный исход.
Синонимы ( с греч. «соимённый»).

Это слова, принадлежащие к одной и той же части речи, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу одинаковы или очень близки.

Миг-момент, бранить-ругать…
Контекстуальные синонимы – слова, являющиеся синонимами только в определенном контексте.

Ломоносов – гений– любимое дитя природы (Белинский)

Стилистические синонимы – отличаются стилистической окраской, сферой употребления: Усмехнулся – хихикнул – засмеялся – заржал.

^ Синтаксические синонимы – параллельные синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению:

начать готовить уроки – приступить к подготовке уроков.


Фигура речи (риторическая, стилистическая) – обобщенное название стилистических приёмов, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении. Фигура – необычное сочетание слов.

^ Функция фигур – выделить, подчеркнуть, усилить ту или иную часть высказывания.
Повтор (анафора, эпифора, стык, охват)

Параллелизм (хиазм, антитеза)

Оксюморон /парадокс, каламбур, паронимическая аттракция

Эллипсис

Умолчание

Риторические вопросы, восклицания, обращения

Градация

Многосоюзие

Бессоюзие

Парцелляция

Инверсия
Повтор.

Фигура, используемая для привлечения внимания. Повтор указывает не на количество, а на важность. Повтор не только усиливает значение слова, он его изменяет.
Анафора (с греч. «вынесение вверх»)

– повтор начала строки (строфы, предложения).

Пляшет перед звёздами звезда,

Пляшет колокольчиком вода,

Пляшет шмель и в дудочку дудит,

Пляшет перед скинией Давид. (А. Тарковский).
Эпифора (с греч. «после», «несущий»)

Зачем, златое время, летишь?

Как всадник, в ногу стремя, летишь? (М.Кузмин).
Стык

– конец фразы, стиха или строфы может быть подхвачен началом следующей.

Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасавшего дня.

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня. (К. Бальмонт).
Каламбур (троп).

Построен на несовместимости понятий, обозначенных тождественно звучащими словами. В основе его столкновение омонимов, паронимов, разных значений многозначного слова.

- Не забыла ли ты, душа моя, подорожную? –спросил он прежде всего у дамы.

- О, нет, я ничего не забыла.

- И сердце, полное любовью, с тобой?

- О, вот оно, вот! Чувствуешь, как бьется?

«Худо уложено, возлюбленная моя, - подумал Дмитрицкий. – В дорогу должно так укладывать все, чтобы не билось» (Вельтман)

С помощью каламбура отношения взаимного непонимания принимают комическую окраску.

Паронимическая аттракция (троп).

Основана на возникновении семантических отношений между разными словами (главным образом разнокорневыми), имеющими сходство в звучании:

-Это не исторический подход, а истерический; превратности приватности.
Здесь два похоже звучащих слова, не связанных в языке смысловыми отношениями, будучи синтаксически объединены сочинительной и подчинительной связью, вступают между собой в смысловые отношения.
Эллипсис (с греч. «опущение», «недостаток», «изъян»)

– это пропуск слова, которое можно восстановить из контекста. Эл. Часто встречается в небрежной разговорной речи:

- Вон в мохнатой шапке – со мной учится (пропущено что-то вроде ПАРЕНЬ, МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК).

Чуть зазевался, того и гляди – либо аркан на шее, либо пуля в затылке. (Лермонтов).

В поэзии он часто создает особо напряженную интонацию.
Умолчание

– фигура, предоставляющая слушателю или читателю возможность догадываться и размышлять, о чем могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.

Поедешь скоро ты домой:

Смотри ж…Да что? Моей судьбой,

Сказать по правде, очень

Никто не озабочен. (Лермонтов «Завещание»)
Риторический вопрос (восклицание, обращение).

Используется с целью повышения эмоциональности высказывания, привлечения внимания читателя к определенным частям текста.

Земля – владычица! К тебе чело склонил я.


Сравнение.

Это сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого. Сравнение позволяет более ярко, выпукло, рельефно представить предметы и явления.

Сравнение выражается:

- существительным в Тв. п.;

- формой сравнительной степени прилагательного или наречия;

- сравнительным оборотом с союзами КАК, СЛОВНО, БУДТО, ТОЧНО, КАК БУДТО;

- при помощи слов ПОДОБНО, ПОХОЖИЙ;

- фразеологическим оборотом;

- существительным в И.п. в роли именной части сказуемого или приложения;

- наречиями, морфемный состав которых соответствует моделям: по-…ому, по-…и;

- СПП с придаточными сравнения (союзы: как, как будто, точно, будто и т.д)

^ Как ночь, черны его глаза; тревога змеёй вползла в наши сердца (творительный сравнения); эгоизм бывает холоднее родника; бабочки похожи на цветы;
Эпитет ( с греч. «приложение»)

Образное, обычно эмоционально выраженное определение предмета.

Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся;

конь добрый; ветер буйный – постоянные эпитеты (характерны для УНТ).

Гипербола.

Художественное преувеличение силы, размера, значения какого-либо явления.

В сто сорок солнц закат пылал; Редкая птица долетит до середины Днепра;

Литота.

Троп, обратный гиперболе.

В больших рукавицах, а сам – с ноготок.

Отлучусь на минутку.

Ирония.

Употребление слова в смысле, обратном буквенному (тонкая, скрытая насмешка)

Посмотрите, каков Самсон! (о слабом, хилом человеке).

Откуда, умная, бредешь ты голова? ( обращение к глупому человеку).

Высшей степенью иронии является САРКАЗМ, то есть ЗЛАЯ НАСМЕШКА:

За всё тебя благодарю я:

За тайные мучения страстей,

За горечь слёз, отраву поцелуя,

За месть врагов и клевету друзей,

За жар души, растраченный в пустыне,
Антонимы.
Слова одной и той же части речи, противоположные по своему ЛЗ.

Ложь бывает доброй и злой
Омонимы.

Слова, одинаковые по звучанию (при возможном различном написании) или написанию ( при возможном различном звучании) , но разные по значению.
Планировать – составлять план.

Планировать – постепенно, плавно снижаться в полёте.

Засыпать – погружаться в сон.

Засыпать – покрыть слоем чего-нибудь сыпучего.
Оценочная лексика.

Прямая авторская оценка событий, явлений, предметов.

Пушкин – это чудо!


Охват

– повтор окаймляет отрезок текста.

Пью горечь вечеров, ночей и людных сборищ,

Рыдающей строфы сырую горечь пью. (Пастернак).
Параллелизм (с греч. «идущий рядом»)

– сходное параллельное построение смежных фраз, стихотворных строк или строф.

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской. (Лермонтов)

Параллелизм не обязательно содержит именно 2 строки: он может быть более развернутым, а может уложиться и в один стих:

^ Мчатся тучи, вьются тучи.

1 2 1 2

Хиазм (кольцо)

– сочетание перевернутых, зеркальных синтаксических конструкций. Слова в строке расположены

как бы накрест. ИЛИ вид повтора, при котором одна и та же синтаксическая конструкция употребляется в начале и в конце предложения.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –

Все в облике одном предчувствую Тебя. (Блок)

Параллелизм часто служит для сравнения в народных песнях и близких им по духу произведениях: сначала дается картинка из мира природы, потом – из мира людей.

То не ветер ветку клонит,

Не дубравушка шумит –

То моё сердечко стонет,

Как осенний лист дрожит. (К. Стромилов).

Антитеза

– стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Оборот, в котором для усиления выразительности речи используются антонимы.

Ты богат, я очень беден;

Ты прозаик, я поэт… (А.Пушкин).

Оксюморон (с греч. «остроумно – глупое»).

Сочетание противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия.

Контрастные черты относятся не к разным предметам, а к одному.

Л.Толстой «Живой труп».

Если оксюморон развернуть до предложения, получится ПАРАДОКС ( с греч. «неожиданный»).

У каждого человека есть убеждения, но иногда они так тверды, что он их не замечает (Честертон).

Градация.

Расположение слов и выражений, а также средств художественной выразительности по возрастающей значимости

Не хочу быть черною крестьянкой,

Хочу быть столбовой дворянкой» -

Не хочу быть…

А хочу быть вольною царицей.
Многосоюзие.

Фигура, состоящая в намеренном повторении сочинительных союзов для логического и эмоционального выделения перечисленных понятий.

И гром грянул, и небо не обрушилось на землю, и реки разлились от такого горя.
Бессоюзие.

Такое построение речи, при котором намеренно пропускаются союзы между членами простого предложения или между частями сложного предложения с целью придать высказыванию динамичность:

- Швед, русский – колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон… (Пушкин).
Парцелляция.

Прием расчленения фразы на части или даже на отдельные слова. Её цель – придать речи интонационную экспрессию путём ее отрывистого произнесения.

^ Поэт внезапно встал. Побледнел.
Инверсия.

Обратный порядок слов в предложении. При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым словом, несогласованное – после него, дополнение – после управляющего слова, обстоятельство образа действия – перед глаголом.

Современная молодежь быстро поняла ложность этой истины.

А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами. Это сильное грамматическое средство, употребляемое в эмоциональной, взволнованной речи:

Родина любимая, земля моя родная, тебя ли нам не беречь!


Похожие:

МетАфора МетонИмия СинЕкдоха СравнЕние ЭпИтет ГипЕрбола ЛитОта ОлицетворЕние ПерифрАза АллегОрия ЭвфемИзм СинОнимы АнтОнимы Многозначные слова ОмОнимы Оценочная лексика iconТропы и стилистические фигуры
Тропы (греч tropos — поворот, оборот речи) - слова или обороты речи в переносном, иносказательном значении. Тропы важный элемент...
МетАфора МетонИмия СинЕкдоха СравнЕние ЭпИтет ГипЕрбола ЛитОта ОлицетворЕние ПерифрАза АллегОрия ЭвфемИзм СинОнимы АнтОнимы Многозначные слова ОмОнимы Оценочная лексика iconЛитература устно
Реализм, классицизм, сентиментализм, романтизм, метафора, эпитет, олицетворение, гипербола, драма, пьеса, композиция, конфликт, кульминация,...
МетАфора МетонИмия СинЕкдоха СравнЕние ЭпИтет ГипЕрбола ЛитОта ОлицетворЕние ПерифрАза АллегОрия ЭвфемИзм СинОнимы АнтОнимы Многозначные слова ОмОнимы Оценочная лексика iconСинонимы – слова близкие по лексическому значению: красивый – удивительный. Антонимы
Омонимы – слова близкие или одинаковые по звучанию, но разные по значению: компания
МетАфора МетонИмия СинЕкдоха СравнЕние ЭпИтет ГипЕрбола ЛитОта ОлицетворЕние ПерифрАза АллегОрия ЭвфемИзм СинОнимы АнтОнимы Многозначные слова ОмОнимы Оценочная лексика iconСредства художественной выразительности
Метафора – скрытое сравнение, употребление слова или выражения не в прямом, а в переносном значении
МетАфора МетонИмия СинЕкдоха СравнЕние ЭпИтет ГипЕрбола ЛитОта ОлицетворЕние ПерифрАза АллегОрия ЭвфемИзм СинОнимы АнтОнимы Многозначные слова ОмОнимы Оценочная лексика iconЧто такое метафоры
Метафора косвенное сообщение в виде истории или образного выражения, использующего сравнение
МетАфора МетонИмия СинЕкдоха СравнЕние ЭпИтет ГипЕрбола ЛитОта ОлицетворЕние ПерифрАза АллегОрия ЭвфемИзм СинОнимы АнтОнимы Многозначные слова ОмОнимы Оценочная лексика iconТерминологический минимум
Дольник Драма Жанр Женская рифма завязка идея Клаузула классицизм композиция кульминация лейтмотив Литература Литературоведение мадригал...
МетАфора МетонИмия СинЕкдоха СравнЕние ЭпИтет ГипЕрбола ЛитОта ОлицетворЕние ПерифрАза АллегОрия ЭвфемИзм СинОнимы АнтОнимы Многозначные слова ОмОнимы Оценочная лексика iconИгра «Многозначные слова»
...
МетАфора МетонИмия СинЕкдоха СравнЕние ЭпИтет ГипЕрбола ЛитОта ОлицетворЕние ПерифрАза АллегОрия ЭвфемИзм СинОнимы АнтОнимы Многозначные слова ОмОнимы Оценочная лексика iconУчебное пособие для гимназий, лицеев и школ с гуманитарным профилем...
Слова, различающиеся только количеством гласного, не рассматриваются как омонимы
МетАфора МетонИмия СинЕкдоха СравнЕние ЭпИтет ГипЕрбола ЛитОта ОлицетворЕние ПерифрАза АллегОрия ЭвфемИзм СинОнимы АнтОнимы Многозначные слова ОмОнимы Оценочная лексика iconЛексическое значение слов, многозначные слова
Сово­купность всех слов языка составляет его лексику. Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка, называется лексикологией....
МетАфора МетонИмия СинЕкдоха СравнЕние ЭпИтет ГипЕрбола ЛитОта ОлицетворЕние ПерифрАза АллегОрия ЭвфемИзм СинОнимы АнтОнимы Многозначные слова ОмОнимы Оценочная лексика iconИзобразительно-выразительные средства языка
Антонимы — разные слова, относящиеся к одной ча­сти речи, но противоположные по значению (добрый — злой, могучая — бессильная). Противопоставление...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница