Скачать 11.91 Mb.
|
Аннотация: Учебник написан авторами, которые известны и как крупные ученые, и как педагоги, обладающие большим опытом преподавания в вузах. Фундаментальные вопросы философии рассматриваются в нем с позиций плюрализма, многообразия их интерпретации и обоснования. Структура учебника максимально приближена к курсу философии, читаемому в большинстве вузов. Еще одна отличительная его черта – то, что авторы стремились учесть требования, вытекающие из присоединения России к Болонскому протоколу, нацеленному на введение единых стандартов образования в международном сообществе. Большое внимание в книге уделено осмыслению места и роли философии в современном мире, непреходящего значения ее как важнейшего элемента духовной жизни общества. Философские проблемы анализируются в тесной связи с религией, правовым сознанием, идеологией, другими формами духовно-ценностного освоения действительности. Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений. --------------------------------------------- Философия: Учебник для вузов Под общ. ред. В. В. Миронова Посвящается 250-летию основания Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Коллектив авторов: В. В. Миронов – введение; раздел IV, главы 1, 2; В. В. Васильев – раздел I, главы 4, 5; П. П. Гайденко – раздел I, главы 1—3; раздел II, глава 2; A. Ф. Зотов – раздел II, главы 3—5; B. И. Кураев – введение; раздел VIII, глава 3; вместо заключения; В. А. Лекторский – раздел V, глава 1; М. А. Маслин – раздел III, главы 1—4; К. X. Момджян – раздел VII, глава 1; A. Г. Мысливченко – раздел III, глава 5; раздел VI; B. С. Нерсесянц – раздел VIII, глава 2; Е. Л. Петренко – раздел I, глава 6; A. А. Попов – раздел III, глава 3; Д. А. Силичев – раздел II, главы 1, 6, 7; раздел VII, главы 3, 4; Ю. Н. Солодухин – раздел VIII, глава 1; B. С. Стёпин – раздел V, глава 2; В. С. Швырев – раздел IV, глава 3; В. Н. Шевченко – раздел VII, глава 2. От издателя Дорогие читатели! Нашему издательству скоро исполняется десять лет. Все эти годы мы считаем одной из главных своих задач, имеющих большое общественное значение, выпуск учебников и учебных пособий для высших учебных заведений по различным отраслям гуманитарного знания: праву, политологии, экономике, социологии, истории. В общей сложности вышло в свет около 200 учебников и учебных пособий. И тем не менее, данная книга для нас особенная: это первый учебник по философии, выпущенный нашим издательством. Предлагаемая книга отличается по ряду моментов от других аналогичных изданий. Авторы учебника исходят из того, что в отличие от большинства других гуманитарных наук философия возникла, живет, развивается как совокупность взглядов, концепций, систем, учений, подчас существенно отличающихся друг от друга. Философии как жесткой системы идей и принципов, единственно верной на все времена, не было и никогда не будет. Единство философии как науки и как учебной дисциплины – в единстве вопросов, проблем, которыми она занимается, которые решает на протяжении более чем двух тысячелетий. Но сама трактовка этих вопросов многообразна, меняется с каждой исторической эпохой, с появлением выдающихся мыслителей. В этом смысле философия по самой своей сути имеет плюралистический характер. Вот почему большое внимание в учебнике уделено подробному изложению истории философской мысли, в том числе истории философии в России, включая советский период. Главный упор сделан на показ современных интерпретаций фундаментальных вопросов философии: сущностных свойств бытия и сознания, человека и его места в мире, форм жизнедеятельности людей, знания и познания и т. д. Важно, что авторы, с одной стороны, стремятся опереться на новейшие достижения естественных и общественных наук, а с другой – показать роль философии как мировоззренческого и методологического ориентира. Это выражается, в частности, в том, что учебник содержит специальный раздел, посвященный генезису и структуре научного познания. Несомненное достоинство учебника – анализ философских проблем, выдвигаемых современным этапом технологического, экономического, социального, духовного прогресса. Эти проблемы отражены в разделах, посвященных вопросам культуры, цивилизации, постиндустриальному обществу, взаимодействию философии с идеологией, религией, правом. Приятно отметить, что на приглашение принять участие в написании учебника откликнулись ведущие российские ученые, преподаватели крупнейших российских вузов. Кратко представим их. Васильев Вадим Валерьевич – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой истории зарубежной философии философского факультета МГУ. Гайденко Пиама Павловна – доктор философских наук, профессор, заведующая сектором Института философии РАН; член-корреспондент РАН. Зотов Анатолий Федорович – доктор философских наук, профессор кафедры истории зарубежной философии философского факультета МГУ. Кураев Вячеслав Иванович – кандидат философских наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института философии РАН. Лекторский Владислав Александрович – доктор философских наук, профессор, заведующий отделом Института философии РАН; главный редактор журнала «Вопросы философии»; член-корреспондент РАН. Маслин Михаил Александрович – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой истории русской философии философского факультета МГУ. Миронов Владимир Васильевич – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой онтологии и гносеологии философского факультета МГУ, декан философского факультета МГУ; проректор МГУ. Момджян Карен Хачикович – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социальной философии философского факультета МГУ. Мысливченко Александр Григорьевич – доктор философских наук, профессор, консультант Института философии РАН. Нерсесянц Владик Сумбатович – доктор юридических наук, профессор, руководитель Центра теории и истории права и государства Института государства и права РАН; академик РАН. Петренко Елена Леонидовна – доктор философских наук, профессор кафедры философии Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Попов Андрей Алексеевич – кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры истории русской философии философского факультета МГУ. Силичев Дмитрий Александрович – доктор философских наук, профессор кафедры социально-политических наук Финансовой академии при Правительстве РФ. Солодухин Юрий Николаевич – кандидат философских наук, действительный государственный советник Российской Федерации I класса. Стёпин Вячеслав Семенович – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философской антропологии философского факультета МГУ; директор Института философии РАН; академик РАН. Швырев Владимир Сергеевич – доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии РАН. Шевченко Владимир Николаевич – доктор философских наук, профессор кафедры философии Российской академии государственной службы при Президенте РФ; заведующий сектором Института философии РАН. Уверен, что этот учебник поможет читателю составить достаточно целостное представление о предмете науки, возникновение которой ознаменовало возникновение самой цивилизации, и о том, что философия дает современному человеку и обществу. Генеральный директор издательства «Норма» Э. И. Мачульский СОДЕРЖАНИЕ От издателя. Введение: что такое философия? 1. Эволюция представлений о предмете философии. 2. Основное содержание и функции философии. 3. Структура философии. Часть первая. История философии. Раздел I. История западной философии. Глава 1. Античная философия. 1. Генезис философии в Древней Греции. 2. Космологизм и онтологизм ранней греческой философии. 3. Своеобразие античной диалектики. Апории Зенона. 4. Материалистическая и идеалистическая трактовка бытия. 5. Софисты. 6. Сократ: поиски достоверного знания. 7. Человек, общество и государство у Платона. 8. Аристотель: развитие учения о человеке, душе и разуме. 9. Этические учения стоиков и Эпикура. 10. Неоплатонизм. ^ 1. Средневековая философия как синтез христианского учения и античной философии. 2. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики. Номиналистическая критика томизма. 3. Специфика средневековой схоластики. 4. Философия в Византии (IV—XV века). ^ 1. Философия Возрождения. 2. Научная революция и философия XVII века. 3. Философия Просвещения. ^ 1. Истоки и предпосылки. 2. Философия Канта. 3. Наукоучение Фихте и натурфилософия Шеллинга. 4. Абсолютный идеализм Гегеля. 5. Антропология Фейербаха. ^ 1. Метафизика Шопенгауэра. 2. Иррационалистическое учение Ницше. Глава 6. Марксистская философия: основные идеи и эволюция. 1. Классический философский марксизм. 2. Западный марксизм. Раздел II. Западная философия в XX столетии. ^ Глава 2. Философия жизни и экзистенциализм. 1. Общая характеристика и основные представители философии жизни. 2. Экзистенциализм. ^ 1. Пирс как основоположник прагматизма. 2. Радикальный эмпиризм У. Джеймса. 3. Инструментализм Дж. Дьюи. Глава 4. Неопозитивизм. 1. Общая характеристика. 2. Становление логического позитивизма. 3. «Логико-философский трактат» Л. Витгенштейна. 4. Венский кружок. 5. Логическая семантика. ^ 1. «Философия арифметики» и «Логические исследования» Э. Гуссерля. 2. Феноменология как фундаментальная онтология. 3. Проблема «других я». Интерсубъективность. 4. Проблема судьбы европейской культуры. ^ 1. Становление структурной лингвистики. 2. Основные черты и особенности структурализма. 3. Проблемы культуры и языка в философии К. Леви-Строса. 4. Концепция общества и культуры Р. Барта. 5. Структурный психоанализ Ж. Лакана. ^ 1. Эволюция постмодернизма. 2. Постмодернизм как духовное состояние, образ жизни и философия. 3. Концепция деконструктивизма Ж. Дерриды. 4. Ж. Лиотар: постмодерн как неуправляемое возрастание сложности. 5. Теория «знания-власти» М. Фуко. 6. «Общество всеобщей коммуникации» Дж. Ваттимо. 7. Неопрагматистская версия постмодернизма Р. Рорти. Раздел III. История русской философии. ^ Глава 2. Философия в России XVIII века. 1. Учение Г. С. Сковороды. 2. Философские идеи М. В. Ломоносова. 3. Философские взгляды А. Н. Радищева. ^ 1. Особенности развития философских идей в России в первой половине XIX века. 2. Философия истории П. Я. Чаадаева. 3. Философия славянофилов. 4. Идеи материализма и социализма. 5. Философские идеи Ф. М. Достоевского. 6. Философия В. С. Соловьева и С. Н. Трубецкого. 7. Консервативные теории Н. Я. Данилевского и К. Н. Леонтьева. ^ 1. Экзистенциальный персонализм Н. А. Бердяева. 2. Философия всеединства С. Л. Франка. 3. И. А. Ильин: философия политики. 4. Философия культуры Г. П. Федотова. ^ 1. Становление советской философии. 2. Догматизация философии. 3. Новые тенденции в философских исследованиях (1960-1980 гг.). 4. Философские исследования в современной России. Часть вторая. Теоретические основания философии Раздел IV. Бытие и сознание. ^ 1. Эволюция представлений о бытии. 2. Понятие субстанции и основные варианты субстанциального понимания бытия. 3. Определение оснований бытия. 4. Вещь, свойство, отношение. ^ 1. Структурная организация бытия. 2. Движение как атрибут бытия. 3. Диалектика бытия: принцип развития. 4. Пространство и время. 5. Многообразие пространственно-временных уровней бытия. ^ 1. Постановка проблемы сознания в философии. 2. Информационное взаимодействие как генетическая предпосылка сознания. 3. Сознание как необходимое условие развития культуры. 4. Самосознание. Раздел V. Знание и познание. ^ 1. Структура знания. Чувственное и рациональное познание. 2. Понятие как основная форма рационального познания. 3. Творчество и интуиция. Объяснение и понимание. 4. Теория истины. ^ 1. Специфические черты научного познания. 2. Строение и динамика научного знания. 3. Философия и развитие науки. 4. Логика, методология и методы научного познания. Раздел VI. Человек как особая форма бытия. ^ 1. Происхождение человека и уникальность его бытия. 2. Соотношение биологического и социального. 3. Природа, сущность и существование человека. ^ 1. Индивид, индивидуальность, личность. 2. Человек как деятельное и творческое существо. 3. Феномен внутренней свободы. 4. Смысл жизни и назначение человека. Раздел VII. Общество, история и культура. ^ 1. Социум. 2. Общество. 3. История и философия истории. Глава 2. Основные сферы жизнедеятельности общества. 1. Сферы функционирования общества как системы. 2. Материальное производство. 3. Наука как теоретическая сфера жизнедеятельности людей. 4. Ценности и их особая роль в жизни общества. 5. Социальная сфера. 6. Сфера управления общественными процессами. ^ 1. Теории постиндустриализма и информационизма. 2. Социальные последствия перехода к постиндустриализму. Глава 4. Культура и цивилизация. 1. Понятие культуры, ее сущность и основные функции. 2. Проблема соотношения культуры и цивилизации. 3. Культура и природа. 4. Культура, этнос, язык. 5. Взаимосвязь культуры и экономики. 6. Мультикультурализм. 7. Культура в условиях глобализации. Раздел VIII. Формы ценностного освоения бытия. ^ 1. Идеология как форма мысленного отражения мира. 2. Взаимоотношения идеологии с философией и наукой. 3. Функции идеологии. 4. Виды современной идеологии. 5. Перспективы идеологии. ^ 1. Либертарно-юридический тип правопонимания и философии права. 2. Легизм и юснатурализм. 3. Предмет философии права. 4. Метод философии права. |
![]() | Как себя вести на интервью. 21 Типичные вопросы и ответы 23 Подготовлено при содействии нфпк – Национальный фонд подготовки кадров в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических... | ![]() | Чандра намаскар Лунных фаз. В лунном календаре четырнадцать дней до полнолуния известны как Сукла пакша, светлые две недели, и четырнадцать дней... |
![]() | Учебник написан в соответствии с программой подготовки психологов... Учебник предназначен для преподавателей, аспирантов и студентов факультетов психологии и высших педагогических учебных заведений | ![]() | Учебник написан в соответствии с программой подготовки психологов... Учебник предназначен для преподавателей, аспирантов и студентов факультетов психологии и высших педагогических учебных заведений |
![]() | Учебник подготовлен коллективом авторов ведущими патофизиологами... Патофизиология : учебник : в 2 т. / под ред. В. В. Новицкого, Е. Д. Гольдберга, О. И. Уразовой. 4-е изд., перераб и доп. Гэотар-медиа,... | ![]() | Вячеслав Мещеряков Тренинг мозга Действенный метод трансформации... Эта книга для многих может стать большим откровением, как для кого-то большим испытанием, ибо вопросы, на которые ищет и находит... |
![]() | Фейерверк волшебства роман-учебник веселого волшебства Перед вами новый бестселлер В. Долохова и В. Гурангова, который уже давно с нетерпением ждет огромная армия читателей, знакомых с... | ![]() | Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова Е. Д. Критская Искусство 8-9классы ... Учебник предназначен для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений. Он написан в соответствии с программой «Искусство.... |
![]() | Пальчиковые Игры с мячиком комплекс «разминка» Удержать мяч указательным и большим пальцем, затем средним и большим, безымянным и большим, мизинцем и большим пальцем | ![]() | Книга содержит более тысячи коротких и веселых стихотворений, специально... Х как чистоговорки, скороговорки и считалки. Для детей, совсем недавно научившихся читать, они могут стать первым опытом самостоятельного... |