Урок №2 тема: власть и общество


Скачать 103.61 Kb.
НазваниеУрок №2 тема: власть и общество
Дата публикации05.06.2013
Размер103.61 Kb.
ТипУрок
userdocs.ru > Философия > Урок


Урок № 2

ТЕМА: ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО

Бытие людей в обществе характеризуется различными формами жизнедеятельности и общения. Все, что создано в обществе, представляет собой результат совокупной совместной деятельности многих поколений людей. Собственно, и само общество есть продукт взаимодействия людей - оно существует только там и тогда, где люди связаны друг с другом общими интересами.

Общество и его признаки

В философской науке предлагается много определений понятия “общество”. В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны.

В широком смысле общество - это обособившаяся от природы часть материального мира, состоящая из индивидуумов, осознающих необходимость взаимодействия между собой, имеющих постоянные общие потребности и интересы, которые могут быть удовлетворены только их совместными усилиями. Его элементами-признаками являются:

1) обособившиеся от природы индивидуумы, наделенные волей и сознанием;

2) постоянные интересы, связывающие всех членов общества;

3) совместное удовлетворение интересов (потребностей) членов общества и понимание последними необходимости взаимодействия друг с другом;

4) регулирование поведения членов общества через установление самим обществом общеобязательных для всех его членов правил поведения;

5) наличие организованной силы - власти, способной обеспечить обществу внутренний порядок и внешнюю безопасность.

Власть

Властью называется способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств.

К существенным признакам отношений власти можно отнести:

1) наличие не менее двух партнеров для отношения власти;

2) приказ, который является выражением воли отдающего его по отношению к тому, кем этот приказ должен быть выполнен, с угрозой санкции за неповиновение;

3) общественные нормы, устанавливающие, что отдающий приказ имеет на это право, а тот, к кому относится приказ, должен его исполнить;

4) подчинение воле, выраженной в приказе.

Источниками (или ресурсами) власти в обществе могут являться право, авторитет, убеждения, богатство, традиции, насилие, манипуляции, знания и Информация, наличие организации (например, политической партии).

С одной стороны, власть в обществе представляет собой механизм, предназначенный для сглаживания и урегулирования социальных конфликтов, с другой - организацию для достижения общих целей.

Всякое общество нуждается во власти, которая является необходимым условием его функционирования как социальной системы, и поэтому возникает вместе с ним.

^ Первобытное общество

Первой эпохой в истории человеческого общества был период первобытнообщинного строя. В это время орудия труда были несовершенными (рубило, топор), а производительность труда - низкой, не всегда соответствующей даже минимальному прожиточному уровню первобытного человека. Для того чтобы выжить, люди должны были объединять как средства производства, так и свой труд. Поэтому все члены общества в одинаковой мере трудились, а производимое ими распределялось поровну властью. Основной ячейкой первобытного общества был род. Род - это коллектив родственников, имеющих общего предка и ведущих совместное хозяйство. Род представлял собой союз, основанный прежде всего на кровном родство. Роды могли перемещаться с одной территории на другую, но их организация при этом сохранялась. Несколько родов образовывали племя.

Ряд ученых полагает, что родовая власть в это время носила сугубо общественный характер, поскольку все основные вопросы решались на родовых собраниях. Специального же аппарата, который бы занимался только управлением общественными делами, в родовой организации не было. Однако родовые собрания существовали не во всех регионах и не у всех племен, да и созывались они крайне редко. К тому же ход этих собраний, как правило, регулировался и направлялся главой совета старейшин. Именно совет старейшин разрешал споры между родами, согласовывал действия членов рода при проведении сельскохозяйственных работ, направлял жизнь племени.

Отношения между членами первобытного общества регулировались особыми правилами поведения - обычаями. Обычаи - это исторически сложившиеся правила поведения, которые вошли в привычку в результате их многократного повторения. Обычаи выражали интересы всех членов общества и закрепляли их равенство между собой. Обычаи были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и нормами религии, поэтому в науке они получили название мононорм (от греч. monos - один и лат. norma - правило).

^ Первобытные мононормы имели несколько характерных признаков:

1) они исходили от всего рода, выражали его волю и интересы, передавались из поколения в поколение. Само собой очевидно, что при тогдашнем уровне развития общества эти нормы нигде не фиксировались и сохранялись лишь в памяти людей;

2) они выполнялись добровольно, в силу привычки. Главной гарантией, обусловившей исполнение мононорм, являлось внутреннее согласие каждого члена общества с их предписаниями. В случае же неисполнения обычаев к их нарушителям применялись репрессивные меры, что входило в функции общественной власти;

3)в них не проводилось никаких различий между правами и обязанностями членов общества: право воспринималось как обязанность, а обязанность как право.

Постепенно первобытное общество отходит от принципа равенства всех своих членов как в работе, так и в быту. Власть сосредотачивается в руках вождей, которых современные ученые называют “чифами”, т. е. главами, или “бигменами”, т. е. большими людьми. Бигменами становились мужчины, имевшие высокий общественный статус и отличавшиеся богатством и щедростью. Они выделялись среди своих сородичей даже внешне - носили отличающую их от других людей одежду. В родовом обществе чифы в основном занимались организацией военных походов и перераспределением добытого как на войне, так и в процессе хозяйственной деятельности рода, а также осуществляли контроль за обменом и торговлей. В выполнении этих функций им помогал особый штат помощников.

Вождество представляло собой особый тип власти, сложившийся в первобытном обществе на позднем этапе его развития, и являлось одной из разновидностей политической власти. Политической называется такая власть, которая основана на принуждении одной группы людей над другой.

Важнейший вид политической власти - это власть государственная. Под государственной властью понимается политическая власть, осуществляемая посредством специального аппарата - государства. Вождество непосредственно предшествовало государственной власти, поэтому его называют предгосударственной формой власти.

^ Возникновение государства

Долгое время причиной возникновения государства считали раскол общества на классы с непримиримыми интересами. Такой подход был обусловлен господством в юридической науке марксистско-ленинской методологии. Согласно ей производительные силы на определенном этапе своего развития позволили достичь такого роста производительности труда, при котором стало возможным производство прибавочного продукта. В новых экономических условиях семья могла не только обеспечить себя средствами к существованию, но и создавать определенные излишки. Прибавочный продукт давал возможность старейшинам, военачальникам сосредотачивать в своих руках определенные материальные ценности, что влекло за собой имущественное неравенство. Так возникла частная собственность, а общество раскололось на имущих и неимущих. В этих условиях стало возможным использовать чужой труд и получать прибавочный продукт, эксплуатируя других людей (пленных или разорившихся членов рода). Происходило деление общества на классы, занимавшие противоположные позиции в обществе. Между этими классами началась ожесточенная борьба, в ходе которой господствующий класс стремился сохранить и упрочить свое положение, а эксплуатируемый - изменить его. Старая родоплеменная организация не могла разрешить эти противоречия. Необходима была иная организация власти, которая смогла бы:

1) сохранить и поддержать господство одного класса над другим;

2) обеспечить существование и функционирование общества как целостного организма.

Такой организацией и стало обособленное от общества и обладавшее мощной силой государство.

Марксизм исходит из того, что указанный путь происхождения государства является типичным и характерным для всех регионов. Однако раскол общества на классы был ведущим государственно-образующим фактором лишь в Европе. Самые же первые государства возникли около 5 тыс. лет тому назад в долинах крупных рек - Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Янцзы. В этих климатических зонах для успешного земледелия необходимо было создание больших ирригационных сооружений (каналов, дамб, водоподъемников и т. п.). Объем работ по созданию таких сооружений был велик и существенно превышал возможности отдельно взятых родоплеменных образований. Последнее и предопределило необходимость их объединения под единым началом государства. Таким образом, основными причинами возникновения государства на Востоке были:

1) потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ в связи с развитием орошаемого земледелия;

2) необходимость объединения для достижения этих целей значительных масс людей на больших территориях;

3) необходимость единого централизованного руководства этими массами.

Ученые отмечают и особенности возникновения государства у древнегерманских племен. Процесс появления государства у них был ускорен завоеванием франками значительных территорий Римской империи, которое со всей очевидностью показало неспособность родоплеменного строя обеспечить господство на большой территории и необходимость создания государственных административно-территориальных структур. Данная форма возникновения государства не была исключительной: таким же путем появилось государство в Древней Руси, в Ирландии и некоторых других странах Европы.

Таким образом, типичным был путь возникновения государства на Древнем Востоке, появление же рабовладельческих (Греция и Рим) и феодальных государств (германцы и славяне) представляло собой уникальное явление.

В современной юридической науке существует и иная концепция происхождения государства - экономическая. Ее сторонники полагают, что государство сформировалось в процессе перехода общества от присваивающей экономики к производящей. Еще в 1930-е гг. нашего столетия известный английский археолог Гордон Чайлд предложил назвать этот переход неолитической революцией (от “неолит” - новый каменный век). При этом он имел в виду качественные изменения в экономике, подобные промышленной революции XVIII-XIX вв. Причиной неолитической революции были экологические кризисные явления (поэтому и данную теорию еще по-другому называют “кризисной”), наблюдавшиеся на рубеже 10-12 тысячелетий до н.э., которые поставили под угрозу само существование человека прежде всего из-за вымирания многих видов животных, которые были основным источником питания. Эти явления вынудили людей заняться такой трудовой деятельностью, которая была бы направлена на производство пищи. Произошедший переход от охоты, рыболовства и собирательства к земледелию, основанному на культивировании высокопродуктивных сортов злаков (пшеницы, ячменя, кукурузы, риса), и скотоводству привел к устойчивости в обеспечении человеческих коллективов продуктами питания и способствовал росту населения. Производящая экономика объединила значительные массы людей и создала новые способы их существования - оседлость, производство, обмен. Усложнилась организация первобытного общества: из представителей знатных и богатых семей сформировался особый слой людей, основным занятием которых стало управление другими людьми. Эти люди составили специальный аппарат управления, который для решения важнейших задач в необходимых случаях стал использовать принуждение. Власть приобрела политический характер и начала передаваться по наследству либо покупаться за деньги. Родоплеменную организацию общества сменило государство.

Несмотря на различие в объяснении причин возникновения государства и марксистская, и экономическая концепции сходятся в том, что государственная власть вырастает из власти родоплеменного строя в тот самый исторический период, когда отношения общественного производства и воспроизводства человека начинают нуждаться в определенном упорядочении, а уровень экономического развития позволяет обществу содержать специальный аппарат людей, осуществляющих данную функцию.

^ Таким образом, государство как новая организация общества возникает объективно, в процессе изменения материальных условий жизни людей.

Важнейшей закономерностью процесса возникновения государства является неравномерность развития государственности у различных народов. Первые государства складывались там, где существовали более благоприятные условия для сравнительно быстрого роста общественного производства (Ближний Восток, долины рек Инда и Янцзы, Мезоамерика, Горное Перу и др.). Эти зоны были центрами классообразования, в дальнейшем распространяя свое влияние на окружающие их территории и общества. Решающее значение для времени и места появления первых государств имел географический фактор, а сами они были результатом развития общества, находившегося на этапе становления производящей экономики.

^ Словарь занятия

Деятельность - целесообразное преобразование окружающего мира человеком в соответствии со своими потребностями.

Дифференциация - разделение единого целого на части.

Ирригация - искусственное орошение.

Классы - большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

Методология - учение о принципах, формах и способах научного познания.

Оседлость - образ жизни, выражающийся в проживании на одном месте.

Потребность - объективная нужда человека в чем-либо.

Промышленная революция (переворот) - процесс перехода от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике.

Репрессивный - карательный.

Старейшина - глава семьи или рода, наиболее зрелый человек, обладавший особыми личностными качествами, прежде всего жизненным опытом или мудростью.

Франки - одно из варварских германских племен, участвовавших в завоевании Западной Римской империи в IV-V вв. н. э.

^ Вопросы и задания

1. Что такое власть и каковы ее признаки? Какие виды власти вы знаете?

2. Немецкий социолог М.Вебер определял власть как шанс встретить повиновение своему приказу; польский ученый Е.Вятр - как возможность приказывать в условиях, когда тот, кому приказывают, обязан повиноваться. В чем принципиальное различие этих определений?

3. Французскому философу Э.Шартье принадлежат слова: “Власть необъяснима, и в этом - ее сила”. Прокомментируйте смысл этой фразы.

4. При помощи каких норм регулировались отношения между людьми в первобытном обществе? Перечислите основные признаки этих норм.

5. Что такое присваивающее хозяйство? Чем оно отличается от хозяйства производящего?

6. Что такое прибавочный продукт? Когда (в каких условиях) он появляется?

7. Когда и почему на земле произошла неолитическая революция. В чем ее суть и каковы были ее последствия?

8. Какая материальная база необходима для образования государства?

9. Почему раскол общества на классы повлек за собой образование государства?

10. Когда и где появились первые государства?

11. В чем состоит современное значение “кризисной” теории возникновения государства?



Похожие:

Урок №2 тема: власть и общество iconУрок №12 тема: правовое государство
Ими же формируется законодательная власть. Исполнительная власть подчиняется законодательной и в свою очередь назначает судебную...
Урок №2 тема: власть и общество iconУрок тринадцатый. Кооперация Урок четырнадцатый. Неудача Урок пятнадцатый....
Урок настойчивости ценой в пять­десят центов Необыкновенная власть ребенка Все, что нужно, — это одна глубокая идея «Не­возможный»...
Урок №2 тема: власть и общество iconС. В. Мохов // Бизнес. Общество. Власть. 2011. № С. 17-29
Мохов С. В. Городские памятники в политике формирования национально-гражданской идентичности: историческая память московских студентов...
Урок №2 тема: власть и общество iconУрок №4 тема: теории происхождения государства
Для этого он и учредил государство. С помощью государства Бог управляет миром. Его активность на Земле олицетворяют монархи, поскольку...
Урок №2 тема: власть и общество iconУрок XXII пол Урок XXIII пол часть2 Урок XXIV усиление элиминации...
Урок X критический анализ других целебных систем с непредубежденными, беспристрастными обзорами
Урок №2 тема: власть и общество iconУрок XXII пол Урок XXIII пол часть2 Урок XXIV усиление элиминации...
Урок X критический анализ других целебных систем с непредубежденными, беспристрастными обзорами
Урок №2 тема: власть и общество iconУрок XXII пол Урок XXIII пол часть2 Урок XXIV усиление элиминации...
Урок X критический анализ других целебных систем с непредубежденными, беспристрастными обзорами
Урок №2 тема: власть и общество iconУрок №11 тема: государство в политической системе общества
В пространстве гражданского общества индивидуумы реализуют свои частные интересы и осуществляют индивидуальный выбор. Понятия “гражданское...
Урок №2 тема: власть и общество iconУрок XXIII пол часть 2 Урок XXIV усиление элиминации физическими...
Урок X критический анализ других целебных систем с непредубежденными, беспристрастными обзорами
Урок №2 тема: власть и общество iconКонтрольная работа № 2 Тема «Политика и власть» Задание № 1
Проведите опрос среди своих друзей и знакомых на тему «Что такое власть?». Опросите не менее 10 человек. Проанализируйте их ответы,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница