Скачать 44.82 Kb.
|
Содержание Марксом ценой 184!Перевод с немецкого |
Маркс К., Ф. Энгельс Сочинения/М.: Государственное издательство политической литературы; 1955 (стр.1-5) К. МАРКС ТЕЗИСЫ О ФЕЙЕРБАХЕ 1 Главный недостаток всего предшествующего материализма, — включая и фейербаховский — заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно. Отсюда и произошло, что деятельная сторона, в противоположность материализму, развивалась идеализмом, но только абстрактно, так как идеализм, конечно, не знает действительной, чувственной деятельности как таковой. Фейербах хочет иметь дело с чувственными объектами, действительно отличными от мысленных объектов, но самоё человеческую деятельность он берёт не как предметную деятельность. Поэтому в «Сущности христианства» он рассматривает, как истинно человеческую, только теоретическую деятельность, тогда как практика берётся и фиксируется только в грязноторгашеской форме её проявления. Он не понимает поэтому| значения «революционной», «практически-критической» деятельности. 2 Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, — вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность, т. е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления. Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос. 3 Материалистическое учение о том, что люди суть продукты обстоятельств и воспитания, что, следовательно, изменившиеся люди суть продукты иных обстоятельств и изменённого воспитания, — это учение забывает, что обстоятельства изменяются именно людьми и что воспитатель сам должен быть воспитан. Оно неизбежно поэтому приходит к тому, что делит общество на две части, одна из которых возвышается над обществом (например, у Роберта Оуэна). Совпадение изменения обстоятельств и человеческой деятельности может рассматриваться и быть рационально понято только как революционная практика. 4 Фейербах исходит из факта религиозного самоотчуждения, из удвоения мира на религиозный, воображаемый мир и действительный мир. И он занят тем, что сводит религиозный мир к его земной основе. Он не замечает, что после выполнения этой работы главное-то остаётся ещё не сделанным. А именно, то обстоятельство, что земная основа отделяет себя от самой себя и переносит себя в облака как некое самостоятельной царство, может быть объяснено только саморазорванностью и самопротиворечивостью этой земной основы. Следовательно, последняя, во-первых, сама должна быть понята в своём противоречии, а затем практически революционизирована путём устранения этого противоречия. Следовательно, после того как, например, в земной семье найдена разгадка тайны святого семейства, земная семья должна сама быть подвергнута теоретической критике и практически революционно преобразована. 5 Недовольный абстрактным мышлением, Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию; но он рассматривает чувственность не как практическую, человечески-чувственную деятельность. 6 Фейербах сводит религиозную сущность к человеческой сущности. Но сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений. Фейербах, который не занимается критикой этой действительной сущности, оказывается поэтому вынужденным: 1) абстрагироваться от хода истории, рассматривать религиозное чувство [Gemüt] обособленно и предположить абстрактного — изолированного — человеческого индивида; 2) поэтому у него человеческая сущность может рассматриваться только как «род», как внутренняя, немая всеобщность, связующая множество индивидов только природными узами. 7 Поэтому Фейербах не видит, что «религиозное чувство» само есть общественный продукт и что абстрактный индивид, подвергаемый им анализу, в действительности принадлежит к определённой общественной форме. 8 Общественная жизнь является по существу практической. Все мистерии, которые уводят теорию в мистицизм, находят своё рациональное разрешение в человеческой практике и в понимании этой практики. 9 Самое большее, чего достигает созерцательный материализм, т.е. материализм, который понимает чувственность не как практическую деятельность, это — созерцание им отдельных индивидов в «гражданском обществе». 10 Точка зрения старого материализма есть «гражданское» общество; точка зрения нового материализма есть человеческое общество, или обобществившееся человечество. 11 Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его. Написано К. ^ Впервые опубликовано Ф. Энгельсом В1888 г. в приложении к отдельному изданию его работы «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» Печатается по тексту издания 1888 г., сверенному с рукописью К. Маркса ^ 11 Die Philosophen haben die Welt nur verschieden interpretirt, es kommt darauf an sie zu verändern одиннадцатый тезис о фейербахе из записной книжки К. маркса ПРИМЕЧАНИЯ1 «Тезисы о Фейербахе написаны К. Марксом в Брюсселе весной 1845 г. и находятся в его «Записной книжке» 1844—1847 годов. Впервые они были опубликованы Ф. Энгельсом в 1888 г. в приложении к отдельному изданию его работы «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»; там же указаны место и время написания тезисов. Заглавие «Тезисы о Фейербахе» дано Институтом Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина в соответствии с предисловием Энгельса к его работе «Людвиг Фейербах». В приложении к той же работе они были озаглавлены: «Маркс о Фейербахе». В «Записной книжке» Маркса имеется заголовок: «К Фейербаху». Издавая «Тезисы» в 1888 г., Энгельс внёс в них некоторые редакционные изменения, чтобы сделать этот документ, не предназначавшийся Марксом для печати, более понятным для читателя. В настоящем издании «Тезисы» даются в том виде, как они были опубликованы Энгельсом, с добавлением, на основании рукописи Маркса, тех курсивов и кавычек, которые отсутствуют в издании 1888 года — 1. |
![]() | Тезисы о фейербахе 1 Маркс К., Ф. Энгельс Сочинения/М.: Государственное издательство политической литературы; 1955 | ![]() | Фридрих Энгельс Карл Генрих Маркс Манифест Коммунистической партии «Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – 2-е изд. – Т. 4»: Государственное издательство политической литературы; М.; 1955 |
![]() | Требования к оформлению тезисов Тезисы доклада не должны превышать объем 1 страницы в ms word (тезисы подаются в виде текстового файла) | ![]() | Говард Маркс Господин Ганджубас Как в настоящем триллере, действие книги переносится из страны в страну: Англия, Пакистан, Таиланд, Тайвань, Швейцария, Гонконг Где... |
![]() | Маркс К., Энгельс Ф.; Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3 По изданию: Маркс К., Энгельс Ф.; Избранные произведения. В 3-х т. Т. М.: Политиздат, 1986, 639 с. | ![]() | С 1 Философия «Религия — это опиум для народа» (с) Карл Маркс Карл Генрих Маркс, основное влияние на которого оказал Людвиг Фейербах, являлся материалистом (от лат. Materialis вещественный).... |
![]() | Тезисы IV международного симпозиума 7-9 октября 2003 г., Москва Под... Рефлексивные процессы и управление Тезисы IV международного симпозиума 79 октября 2003 г | ![]() | Карл Генрих Маркс Капитал Карл Генрих Маркс Капитал Книга первая: процесс производства капитала Труд, первый том которого я предлагаю вниманию публики, составляет продолжение опубликованного в 1859 г моего сочинения “К критике... |
![]() | Критика Готской программы (1) Содержание: Предисловие Ф. Энгельса... Галле(4) поставил в порядок дня партии дискуссию по поводу Готской программы, то я полагаю, что с моей стороны было бы преступлением,... | ![]() | Тезисы докладов научной конференции студентов исторического факультета Ургпу 21 апреля 2005 г Шаг в историческую науку: Тезисы докладов межвузовской научной конференции студентов исторического факультета Ургпу 21 апреля 2004... |