К. маркс тезисы о фейербахе


Скачать 44.82 Kb.
НазваниеК. маркс тезисы о фейербахе
Дата публикации06.06.2013
Размер44.82 Kb.
ТипТезисы
userdocs.ru > Философия > Тезисы
Маркс К., Ф. Энгельс Сочинения/М.: Государственное издательство политической литературы; 1955

(стр.1-5)
К. МАРКС

ТЕЗИСЫ О ФЕЙЕРБАХЕ
1

Главный недостаток всего предшествующего материализма, — включая и фейербаховский — заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как че­ловеческая чувственная деятельность, практика, не субъек­тивно. Отсюда и произошло, что деятельная сторона, в про­тивоположность материализму, развивалась идеализмом, но только абстрактно, так как идеализм, конечно, не знает действительной, чувственной деятельности как таковой. Фейер­бах хочет иметь дело с чувственными объектами, действительно отличными от мысленных объектов, но самоё человеческую деятельность он берёт не как предметную деятельность. Поэтому в «Сущности христианства» он рассматривает, как истинно человеческую, только теоретическую деятельность, тогда как практика берётся и фиксируется только в грязноторгашеской форме её проявления. Он не понимает поэтому| значения «революционной», «практически-критической» деятельности.

2

Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, — вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность, т. е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления.

Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос.
3

Материалистическое учение о том, что люди суть продукты обстоятельств и воспитания, что, следовательно, изменившиеся люди суть продукты иных обстоятельств и изменённого воспи­тания, — это учение забывает, что обстоятельства изменяются именно людьми и что воспитатель сам должен быть воспитан. Оно неизбежно поэтому приходит к тому, что делит общество на две части, одна из которых возвышается над обществом (на­пример, у Роберта Оуэна).

Совпадение изменения обстоятельств и человеческой дея­тельности может рассматриваться и быть рационально понято только как революционная практика.

4

Фейербах исходит из факта религиозного самоотчуждения, из удвоения мира на религиозный, воображаемый мир и действительный мир. И он занят тем, что сводит религиозный мир к его земной основе. Он не замечает, что после выполнения этой

работы главное-то остаётся ещё не сделанным. А именно, то обстоятельство, что земная основа отделяет себя от самой себя и переносит себя в облака как некое самостоятельной царство, может быть объяснено только саморазорванностью и самопротиворечивостью этой земной основы. Следовательно, последняя, во-первых, сама должна быть понята в своём противоречии, а затем практически революционизирована путём устранения этого противоречия. Следовательно, после того как, например, в земной семье найдена разгадка тайны святого семейства, земная семья должна сама быть подвергнута тео­ретической критике и практически революционно преобра­зована.

5

Недовольный абстрактным мышлением, Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию; но он рассматривает чувственность не как практическую, человечески-чувственную деятельность.

6

Фейербах сводит религиозную сущность к человеческой сущности. Но сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений.

Фейербах, который не занимается критикой этой дей­ствительной сущности, оказывается поэтому вынужденным:

1) абстрагироваться от хода истории, рассматривать рели­гиозное чувство [Gemüt] обособленно и предположить абстракт­ного — изолированного — человеческого индивида;

2) поэтому у него человеческая сущность может рассма­триваться только как «род», как внутренняя, немая всеобщ­ность, связующая множество индивидов только природными узами.

7

Поэтому Фейербах не видит, что «религиозное чувство» само есть общественный продукт и что абстрактный индивид, подвергаемый им анализу, в действительности принадлежит к опре­делённой общественной форме.

8

Общественная жизнь является по существу практической. Все мистерии, которые уводят теорию в мистицизм, находят своё рациональное разрешение в человеческой практике и в понимании этой практики.

9

Самое большее, чего достигает созерцательный материализм, т.е. материализм, который понимает чувственность не как практическую деятельность, это — созерцание им отдельных индивидов в «гражданском обществе».

10

Точка зрения старого материализма есть «гражданское» общество; точка зрения нового материализма есть человеческое общество, или обобществившееся человечество.

11

Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его.


Написано К. ^ Марксом ценой 184!

Впервые опубликовано Ф. Энгельсом

В1888 г. в приложении к отдельному изданию его работы «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»

Печатается по тексту издания 1888 г., сверенному с рукописью К. Маркса
^

Перевод с немецкого



11

Die Philosophen haben die Welt nur verschieden interpretirt, es kommt darauf an sie zu verändern

одиннадцатый тезис о фейербахе из записной книжки К. маркса

ПРИМЕЧАНИЯ


1 «Тезисы о Фейербахе написаны К. Марксом в Брюсселе весной 1845 г. и находятся в его «Записной книжке» 1844—1847 годов. Впервые они были опубликованы Ф. Энгельсом в 1888 г. в приложении к отдельному изданию его работы «Людвиг Фейербах и конец классической немец­кой философии»; там же указаны место и время написания тезисов.

Заглавие «Тезисы о Фейербахе» дано Институтом Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина в соответствии с предисловием Энгельса к его работе «Людвиг Фейербах». В приложении к той же работе они были озаглавлены: «Маркс о Фейербахе». В «Записной книжке» Маркса имеется заголовок: «К Фейербаху».

Издавая «Тезисы» в 1888 г., Энгельс внёс в них некоторые редак­ционные изменения, чтобы сделать этот документ, не предназначав­шийся Марксом для печати, более понятным для читателя. В настоя­щем издании «Тезисы» даются в том виде, как они были опубликованы Энгельсом, с добавлением, на основании рукописи Маркса, тех курси­вов и кавычек, которые отсутствуют в издании 1888 года — 1.

Похожие:

К. маркс тезисы о фейербахе iconТезисы о фейербахе 1
Маркс К., Ф. Энгельс Сочинения/М.: Государственное издательство политической литературы; 1955
К. маркс тезисы о фейербахе iconФридрих Энгельс Карл Генрих Маркс Манифест Коммунистической партии
«Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – 2-е изд. – Т. 4»: Государственное издательство политической литературы; М.; 1955
К. маркс тезисы о фейербахе iconТребования к оформлению тезисов
Тезисы доклада не должны превышать объем 1 страницы в ms word (тезисы подаются  в виде текстового файла)
К. маркс тезисы о фейербахе iconГовард Маркс Господин Ганджубас
Как в настоящем триллере, действие книги переносится из страны в страну: Англия, Пакистан, Таиланд, Тайвань, Швейцария, Гонконг Где...
К. маркс тезисы о фейербахе iconМаркс К., Энгельс Ф.; Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3
По изданию: Маркс К., Энгельс Ф.; Избранные произведения. В 3-х т. Т. М.: Политиздат, 1986, 639 с. 
К. маркс тезисы о фейербахе iconС 1 Философия «Религия — это опиум для народа» (с) Карл Маркс
Карл Генрих Маркс, основное влияние на которого оказал Людвиг Фейербах, являлся материалистом (от лат. Materialis вещественный)....
К. маркс тезисы о фейербахе iconТезисы IV международного симпозиума 7-9 октября 2003 г., Москва Под...
Рефлексивные процессы и управление Тезисы IV международного симпозиума 79 октября 2003 г
К. маркс тезисы о фейербахе iconКарл Генрих Маркс Капитал Карл Генрих Маркс Капитал Книга первая: процесс производства капитала
Труд, первый том которого я предлагаю вниманию публики, составляет продолжение опубликованного в 1859 г моего сочинения “К критике...
К. маркс тезисы о фейербахе iconКритика Готской программы (1) Содержание: Предисловие Ф. Энгельса...
Галле(4) поставил в порядок дня партии дискуссию по поводу Готской программы, то я полагаю, что с моей стороны было бы преступлением,...
К. маркс тезисы о фейербахе iconТезисы докладов научной конференции студентов исторического факультета Ургпу 21 апреля 2005 г
Шаг в историческую науку: Тезисы докладов межвузовской научной конференции студентов исторического факультета Ургпу 21 апреля 2004...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница