Книга предназначена для специалистов в области истории, исторической географии, философии, политологии, права, этнологии и культурологии, студентов, аспирантов и преподавателей по соответствующим специальностям,


НазваниеКнига предназначена для специалистов в области истории, исторической географии, философии, политологии, права, этнологии и культурологии, студентов, аспирантов и преподавателей по соответствующим специальностям,
страница1/21
Дата публикации10.06.2013
Размер2.81 Mb.
ТипКнига
userdocs.ru > Философия > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
ББК 60.5 (4), 63.3 (28), 63.3(0)3:4:51, 63(5), 66(1)0

УДК 316.7/325/326/94(3)/94(4)
Б90

З07

С65
Буйчик А.Г., Зайнагабдинова Э.Ч., Сорокина Е.В.

История социума и демократии. В 2 кн. Книга 1: Древний мир, Средневековье и эпоха Возрождения / А.Г. Буйчик, Э.Ч. Зайнагабдинова, Е.В. Сорокина; СЗ НИИ КиПН. – СПб., 2007. – 150 с.
Серия «Цивилизационное пространство Человечества»

ISBN 5-85-474-033-8

В монографии российских учёных исследуются вопросы философско-политического развития общества в отношении власти и её значения для государств. Дана обобщающая и развёрнутая характеристика политических институтов, концептуальных взглядов мыслителей на проблему личностно-государственных отношений.

Книга предназначена для специалистов в области истории, исторической географии, философии, политологии, права, этнологии и культурологии, студентов, аспирантов и преподавателей по соответствующим специальностям, а также читателей, интересующихся вопросами развития общества и демократического транзита.

Рецензенты:

Великанов Ю.С. – директор СЗ НИИ КиПН, доктор техн. наук, профессор;

Лебедев С.В. – зав. кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин

ВШНИ, доктор филос. наук, профессор.

Предназначена для некоммерческого распространения

© СЗ НИИ ПиКН

© Буйчик А.Г., 2007.

© Зайнагабдинова Э.Ч., 2007.

© Сорокина Е.В., 2007.

Оглавление

Об авторах
Глава 1. Что такое демократия

1.1. Эволюция термина

1.2. Демократия и современность
Глава 2. Существовала ли демократия в социумах древнейших цивилизаций

2.1. Шумерское пространство

2.2. Вавилонское царство и его социум

2.3. Ассирийское царство

2.4. Египет древний и незнакомый

2.5. Государства Древнего Востока

2.6. Философия древнеиндийского общества

2.7. Философия Древнего Китая и зачатки демократической мысли
Глава 3. Классическая демократия в Древних Афинах

3.1. Причины возникновения демократической формы правления в Древних Афинах

3.2. Институциональная структура полисной демократии

3.3. Политические идеи и цели демократии

3.4. Школа софистов: развитие демократических учений

3.5. Что думали о полисной демократии Аристотель и Платон

3.6. Историческая значимость афинской демократии
Глава 4. Развитие демократических основ в Древнем Риме

4.1. Общая характеристика социально-политической системы Древнего Рима

4.2. Формирование гражданского права и демократии

4.3. Демократические основы реформ Сервия Туллия

4.4. Формирование института гражданского права и демократии в эпоху ранней

республики

4.5. Демократия и учения рабовладельческой аристократии

4.6. Демократические идеи раннего христианства

4.7. Итоги римской демократии
Глава 5. Развитие демократической мысли в странах Арабского Востока в

Средневековье

5.1. Средневековые социальные идеи Арабского Востока

5.2. Понимание демократии в философии ислама

5.3. Демократическая мысль в трудах арабских философов
Глава 6. Европейская демократическая практика эпох Средневековья и

Возрождения

6.1. Демократия и религия: новое в старом

6.2. Церковь и демократическая практика в средневековой Европе

6.3. Франкское наследие европейской демократии

6.4. Норманнский социум и его вопросы народовластия

6.5. Республиканизм как институт демократического правления

6.6. Демократические идеи Реформации

6.7. Полисная демократия Возрождения на примере Венеции

6.8. Демократическая практика федерализма в Нидерландах
Глава 7. Общая характеристика демократических институтов на Руси

7.1. Социальная характеристика Киевской Руси и Московии

7.2. Новгородское вече или республика на Руси
Глава 8. Формирование демократических идей: голландская и английская школы

XVII века

8.1. Основные направления английской демократической мысли

8.2. Старт новой демократии: естественное право Г. Гроция

8.3. Демократические мысли в учении Т. Гоббса

8.4. Демократические основы теории Б. Спинозы

8.5. Дж. Локк о демократии в новом обществе

8.6. Итоги развития демократической мысли в эпоху Возрождения
Рекомендуемая литература
Об авторах
Буйчик Александр Геннадьевич, 1972 г.р. – доктор философии (PhD) в области социальных наук университета г. Пасадены, доктор экономических наук, кандидат политических наук, неассоциированный профессор, член-корреспондент Академии геополитических проблем, член Российской Академии политических наук и Русского географического общества. Окончил Институт иностранных языков, Ленинградский государственный областной университет и Высший педагогический колледж. Автор учебно-методических программ «Теории и история демократии и демократического транзита», «политическая регионалистика», «политическая демография», «основы теории межкультурной коммуникации», «культура массовой коммуникации», «регионика природных туристических ресурсов». Автор монографии «Цивилизационное пространство Италии: развитие общества, экономики и политики» в 2 кн. (2005 г.), соавтор монографии «Цивилизационное пространство Италии: экономика, политические институты, государство и личность в философско-политической и правовой мысли» в 3 кн. (2006-2008 гг.) и ряда других работ.
Зайнагабдинова Элина Чингизовна, 1969 г.р. – доктор философии (PhD) в области социальных наук МАИ, кандидат географических наук, неассоциированный профессор, член-корреспондент Международной академии информатизации, член Русского географического общества. Закончила Астраханский государственный педагогический университет. Автор учебно-методических программ «страноведение», «регионоведение», «география мировых туристических центров», «экономическая, социальная и политическая география зарубежных стран» и «история стран Латинской Америки».
Сорокина Елена Владимировна, 1981 г.р. – аспирантка отделения «Политологии» БГТУ «Военмех». Закончила БГТУ «Военмех» по специальности «политолог». Автор учебно-методических программ «избирательные системы», «политические процессы в современной России». Автор монографии «Очерки об истории избирательной системы России (2006 г.).

Глава 1
Что такое демократия

1.1. Эволюция термина

1.2. Демократия и современность


1.1. Эволюция термина
Самый сложный и многозначный по формам реализации тип политического режима – это демократия. Уже семь столетий, начиная с 1260 г., когда это слово было впервые употреблено в переводе аристотелевской «Политики», и до настоящего времени, не смолкают споры о значении термина «демократия».

Возникнув в античности и обозначая «власть народа» (от греческих слов demos – «народ» и kratos – «власть»), термин «демократия» стал самым распространённым в политической науке. Однако массовое использование термина не оставило за ним определённого однозначного содержания. До сих пор в политологии не выработаны общепринятые представления, позволяющие сформулировать чёткое определение демократии. Различные авторы акцентируют внимание на отдельных составляющих демократии, например, на власти большинства, на её ограничении и контроле над ней, на основных правах граждан, на правовой и социальной государственности, наконец, на разделении властей, всеобщих выборах, гласности, конкуренции различных мнений и позиций, плюрализме, равенстве, соучастии.

Соответственно демократия интерпретируется в нескольких смыслах:

  1. расширительно, как общественная система, основанная на добровольности всех форм жизнедеятельности индивида;

  2. более узко, как форма государства, при которой все граждане обладают равными правами на власть (в отличие от монархии, где власть принадлежит одному лицу или аристократии, где управление осуществляется группой лиц); это античная традиция трактовки демократии, берущая начало с Геродота (V в. до н.э.);

  3. демократия понимается как идеальная модель общественного устройства, как определённое мировоззрение, основанное на ценностях свободы, равноправия, прав человека; индивиды, группы, исповедующие данные ценности, формируют движение за их реализацию; в этом значении термин «демократия» трактуется как социальное движение, как тип политической ориентации, воплощённый в программах определённых партий.

Эволюция значения термина «демократия» происходила одновременно с развитием человеческого общества. Первоначально, с момента возникновения, демократия рассматривалась как прямое правление граждан в отличие от правления монарха или аристократов. Однако уже в античности демократия была признана «худшей формой» правления. Ибо низкий уровень культуры граждан греческих полисов-государств позволял правителям манипулировать подобным «народовластием», вследствие чего режимы демократии были недолговечны и переходили в охлократию (власть толпы); а те, в свою очередь, порождали тиранию. Глядя на это, Аристотель не проводил различий между демократией и охлократией и отрицательно относился к первой. Такая оценка демократии повлияла на дальнейшую её судьбу: демократия воспринималась негативно и была вытеснена из политического обихода.

Следующий этап в развитии демократии – это республиканизм в средневековых городах Северной Италии (XI-XV вв.). Во Флоренции, Генуе, Венеции, Болонье, Падуе и ряде других городов сложилось устройство, напоминающее по форме то, которое существовало в Римской республике. К участию в работе органов власти городов-государств допускались первоначально только члены семейств аристократии. Но по прошествию времени горожане, стоявшие на низших ступенях социально-экономической иерархии, добились права на участие в управлении. Однако, в отличие от Рима и Афин, статус гражданина был сопряжён здесь с обладанием собственностью. В городах Северной Италии сложился средний класс, состоящий из купцов, ремесленников, банкиров. Он был не только многочисленным, но и хорошо организованным в гильдии, товарищества, церковные братства. Институциональная структура народовластия опиралась на власть городского Совета, подеста, избираемого на год и подотчётного Совету, а также Собрания горожан. Развитие республиканизма вызвало расцвет экономической и культурной жизни в Северной Италии. Однако, к несчастью для демократии, во второй половине XIV в. республики в некоторых крупнейших городах начали постепенно отступать под натиском извечных врагов народовластия: коррупции, олигархии, войн, территориальной экспансии, узурпации власти авторитарными правителями.

Параллельно с развитием республиканизма в Северной Италии шли процессы формирования системы народного представительства в Северной Европе. В 930 г. в Исландии сложился прообраз первого в мире национального парламента, так называемый альтинг, остававшийся источником законотворчества на протяжении более трёх столетий. Эдуард I (1272-1307 гг.) под давлением знати и горожан узаконил парламент в Англии, который вырос из спорадически проводимых собраний сословий. В Швеции традиции народного участия в собраниях в XV в. породила предтечу современного парламента: король начал регулярно собирать представителей различных сословий шведского общества – аристократии, духовенства, бюргеров, простолюдинов.

В Нидерландах и Фландрии формированию представительных собраний содействовало развитие городского среднего класса, сосредоточившего в своих руках значительные экономические ресурсы. Правители, постоянно испытывавшие острую нужду в деньгах, не могли игнорировать этот социальный слой, а чтобы заручиться его поддержкой, им приходилось созывать собрания представителей городов и основных классов общества.

Новый этап в развитии концепции демократии начинается с Великой Французской революции, когда демократия стала рассматриваться как направление общественной мысли, которое формирует цели социально-политического движения, отвергающего монархию и элитарность. Становление концепции демократии связано с потребностью обоснования нового характера отношений между правителями и подданными, вызванного появлением институтов гражданского общества, а также требований автономии и социального равенства индивидов.

Однако негативное отношение к демократии не было преодолено даже в ХVIII в. Это объясняется тем, что идеальная модель демократии как повседневного и непосредственного участия в управлении всех граждан в больших политических образованиях, подобных национальным государствам, практически невозможна. Первоначальный смысл демократии трансформировался, приспосабливаясь к новым потребностям жизни. На процесс трансформации оказывали влияние культура конкретного общества, политические и исторические традиции, демократический опыт. Первоначальный смысл демократии как народовластия существенно расходился с многообразием практических форм её реализации, что и привносило путаницу в понимание данного термина.

Различия в интерпретации демократии, как и различия в механизмах её реализации в конкретных обществах, обусловлены отсутствием единства методологических принципов её анализа. В первом случае, с точки зрения нормативного подхода, формируется идеальная модель демократического правления, соответствующая ментальности населения, его представлениям о справедливом правлении. Однако реальные условия приспосабливают идеальную модель демократического правления к запросам практики. Во втором случае, с позиций эмпирически-описательного подхода, демократия оказывается совокупностью принципов, процедур и политических структур, которые обнаружили свою эффективность в реализации общественных и индивидуальных потребностей и целей.

Таким образом, различные теории демократии исходят либо из приоритета принципа долженствования, либо апеллируют к практике при формировании системы правления.

^ 1.2. Демократия и современность
Вплоть до XIX в. мы не можем говорить о формировании современной демократии. Родиной новой демократии, как считает большая часть политологов, тем более за океаном, стали США, в которых в 1820-е гг., впервые больше половины взрослого мужского населения получили право участвовать в президентских и парламентских выборах. Именно с этого момента начинается глобальный процесс перехода к демократии, охвативший в наше время всю планету.

Чем тогда отличается современная демократия от классической? Прежде всего, она является формой правления, действующей в масштабах крупных национальных государств, а не городов-государств, или городов-республик. Она – это представительная система, а не прямое самоуправление сообщества граждан. Свой суверенитет граждане делегируют избираемым ими представителям, строго подотчётным избирателям. Одновременно граждане могут непосредственно участвовать в принятии политических решений, участвуя в национальных и локальных референдумах.

Современная демократия становится инклюзивной, то есть включающей в себя, а не эксклюзивной, как было прежде. Пассивное и активное избирательное право является доступным практически для всего взрослого населения и не обусловлено имущественным цензом. Широко действующими становятся принципы политического и правого равенства.

Демократия в развитых индустриальных государствах является конституционной. Демократические правительства действуют строго в рамках правового закона, который защищает права человека, права меньшинств, задаёт определённые рамки (а не предписания) для свободной деятельности граждан, групп интересов, организаций, политических партий, сдерживает правительство от любых посягательств на свободу граждан и ассоциаций.

Формы современной демократии зависят от формы правления, избирательной и партийной систем. В зависимости от формы правления выделяются президентские, парламентские, президентско-парламентские и парламентско-президентские демократические системы. В зависимости от типа избирательной системы выделяют мажоритаристские демократии и демократии с пропорциональной системой голосования. В зависимости от типа партийной системы выделяются многопартийные, двухпартийные и коалиционно-мажоритаристские демократии.

Таким образом, различные сочетания этих форм влияют на эффективность и стабильность демократии. Например, наиболее жизнеспособными являются комбинации президентского или парламентского правления с мажоритарной избирательной системой и двухпартийностью. Наименее же стабильным является сочетание президентской формы правления с пропорциональной избирательной системой и многопартийностью.

В первой книге особое внимание мы уделим зарождению и формированию полисной и республиканской демократии в древних цивилизациях, особенно в Древней Греции и Риме, и вплоть до XVIII в., когда демократия приобрела новые очертания, сохранившиеся до наших дней и ставшей базисом современного демократического социума.

Глава 2
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Похожие:

Книга предназначена для специалистов в области истории, исторической географии, философии, политологии, права, этнологии и культурологии, студентов, аспирантов и преподавателей по соответствующим специальностям, iconВ. Н. Юнусова Рецензенты: доктор искусствоведения, профессор
Книга предназначена для специалистов в области музыковедения, истории искусств, культурологии. Материал исследования может быть использован...
Книга предназначена для специалистов в области истории, исторической географии, философии, политологии, права, этнологии и культурологии, студентов, аспирантов и преподавателей по соответствующим специальностям, iconКнига II описание политических событий последних десятилетий
Название: "Порочный круг деспотизма или рассуждения о русских и будущем их страны". Автор: Александр Кабанов. Жанр: на стыке художественной...
Книга предназначена для специалистов в области истории, исторической географии, философии, политологии, права, этнологии и культурологии, студентов, аспирантов и преподавателей по соответствующим специальностям, iconЕлена Роленовна Рудавина, Вадим Викторович Екомасов Большая книга директора по персоналу
Книга предназначена для руководителей и специалистов служб персонала, менеджеров всех уровней, бизнес-тренеров и консультантов, а...
Книга предназначена для специалистов в области истории, исторической географии, философии, политологии, права, этнологии и культурологии, студентов, аспирантов и преподавателей по соответствующим специальностям, iconВ. Г. Коновалова
Книга предназначена для студентов, магистрантов, аспирантов, а также преподавателей дисциплины «Этика деловых отношений». Она может...
Книга предназначена для специалистов в области истории, исторической географии, философии, политологии, права, этнологии и культурологии, студентов, аспирантов и преподавателей по соответствующим специальностям, iconС. И. Венецкий о редких и рассеянных
Книга предназначена для самого широкого круга читателей: студентов, преподавателей, учащихся, специалистов всех интересующихся историей...
Книга предназначена для специалистов в области истории, исторической географии, философии, политологии, права, этнологии и культурологии, студентов, аспирантов и преподавателей по соответствующим специальностям, icon«Фальсификации источников и национальные истории». В сборнике анализируется...
Книга предназначена как для специалистов-источниковедов, так и для широкого круга читателей, прежде всего преподавателей и студентов...
Книга предназначена для специалистов в области истории, исторической географии, философии, политологии, права, этнологии и культурологии, студентов, аспирантов и преподавателей по соответствующим специальностям, iconУчебный курс для юридических вузов
Учебный курс предназначен для студентов, аспирантов, преподавателей высших -юридических образовательных учреждений, специалистов...
Книга предназначена для специалистов в области истории, исторической географии, философии, политологии, права, этнологии и культурологии, студентов, аспирантов и преподавателей по соответствующим специальностям, iconГанзен В. А. Системные описания в психологии
Книга предназначена для психологов, аспирантов и студентов факультета психологии, а также для специалистов смежных областей: физиологов,...
Книга предназначена для специалистов в области истории, исторической географии, философии, политологии, права, этнологии и культурологии, студентов, аспирантов и преподавателей по соответствующим специальностям, iconВ. П. Кохановский Кохановский В. П., Лешкевнч Т. Г., Матяш Т. П., Фатхи Т. Б
Книга предназначена для аспирантов и соискателей мо­лодых ученых, занимающихся разными специальностями как в области естественных,...
Книга предназначена для специалистов в области истории, исторической географии, философии, политологии, права, этнологии и культурологии, студентов, аспирантов и преподавателей по соответствующим специальностям, iconБодров В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница