Скачать 37.49 Kb.
|
Носков Юрий Геннадьевич. Кафедра – 1006. Телефон: 8-916-955-15-02. Копликов А.С. Юридическая этика. Основы этики и проф. деятельности юриста (1ый раздел). Курс лекций для колледжа. Гусейнов, Ирлиз Справочник: краткая история этики. «История этики». В чём моя вера, исповедь – Л.Н. Толстой. 1. Конспекты на каждый семинар + 2. Посещаемость на каждой паре. Лекция 1. 04.02.2013 Лекции не было. Лекция 2. 06.02.2013 Этика как система научного знания. 1. Определение этики. Этика – это наука (т.е. система знаний) о морали. Родоначальником этики считают Аристотеля (родился 384 г. до н.э., умер 322 г. до н.э.). Каждый народ в любое время обращался к вопросам этики. 2. Содержание курса этики: сущность и природа морали; происхождение морали; категории этики, их использование в юридической практики (ни один закон не обходится без категорий этики; право – есть узаконенная часть морали (Соловьёв)); нравственное воспитание; история этики. 3. Место этики в системе наук. Точнее всего место этики определили стоики (представители школы стоицизма), их формула: «Конкретные науки – это почва, на котором произрастает дерево философии, а этика – его плоды!» Этика – это конечный результат знания. Этика во многом соотносится с философией. Главная функция философии – мировоззренческая. С помощью философии, которая питается конкретными науками, возникает представление о мире в целом. Из этого возникает множество вопросов, на подобии «В чём смысл жизни?». В ответе на этот вопрос есть 2 полюса: 1. Если человек живёт 1 раз, то нужно позволять себе делать всё, что захочешь. 2. Если живём 1 раз, то нужно жить так, чтобы оставить за собой след, не следует мешать жить другим людям. 4. Место этики в системе мировоззрения человека или соотношение знания и морали человека. Мишель де Монтень: «Знание человека, который не познал науку добра (в то время так называли этику), могут принести человечеству только зло». Конни А. Ф.: «Знание – это нож, который может быть использован в хозяйственных целях, но с ним можно и выйти на дорогу». 5. Значение этики в системе образования юриста. Этика важна для профессии юриста, поскольку цель юридической деятельности – не допустить проявление зла, и способствовать проявлению добра. Добро и зло – это основные категории. Также необходимо знание категориального аппарата предмета этики любому юристу. Существуют целые статьи в кодексах о защите чести и достоинства личности, и судье необходимо знать, что означают эти категории. 6. История юридической этики. Основоположник юридической этики в России – А. Ф. Конни, работа «Нравственное начало в уголовном процессе. Общие основы юридической этики» 1901 г. Основы этики судьи, прокурора, адвоката. Лекция 3. 13.02.2013 Мораль как предмет общей и юридической этики. Мораль – это совокупность морального сознания, морального поведения и моральных отношений. Моральное сознание – это совокупность ценностей, идей, чувств, накопленных тем или иным социумом. «Моральное сознание есть источник практически всех подвигов и практически всех преступлений» (исключение составляют случайные преступления и преступления в состоянии аффекта). Моральное (или нравственное) поведение – это поведение, в котором отражается наше отношение к другим людям. Гёте: «Поведение – это есть зеркало, в котором отражается наш внутренний нравственный мир». Нравственные отношения бывают двух видов – конфликт и контакт. Моральные (нравственные) отношения – это отношения, которые складываются на базе единства или различия моральных ценностей и морального поведения. Есть исключения: нравственный контакт хорош, когда хорош сам коллектив, но бывают и коллективы, которые имеют антисоциальную направленность. Нравственный конфликт, как правило, плохо для коллектива, но бывают и исключения. Лекция 4. 20.02.2013 Продолжение. Моральный контакт и моральный конфликт. Моральный контакт может быть и на антисоциальной почве. На практике, при возникновении противоречивой ситуации между коллективом и индивидом, индивид ставит свои интересы выше, чем интересы общества. Нравственный конфликт для трудового коллектива, социального – это явление плохое, которое вредит коллективу и разрушает его, но есть и исключения: есть это конфликт между добром и злом, такой конфликт необходим. Конфликт бывает человека с группой, когда группа не права, бывают и конфликты моральных цивилизаций. Функции морали. Функция – главная задача, которую выполняет социальный институт. Основная функция – регулятивная (регулирующая поведение людей). С точки зрения функции, мораль – это общественное явление, устанавливающие в обществе отношения взаимопомощи, что в свою очередь обеспечивает его нормальное существование, функционирование и развитие. Элементом, который регулирует поведение людей в обществе, является норма поведения. Норма – это принятое обществом правило поведения в той или иной типовой ситуации. Эта нормативность в конечном итоге перетекает в этикет. Мораль и право. Соловьёв: «Право есть узаконенная часть морали», «Мораль – минимум добра». Право призвано защищать добро и противодействовать злу. Отличия морали и права: 1. Мораль шире по сфере своего действия (по объёму тех общественных отношений, которые она регулирует). 2. Нормы права имеют установленную дату и точно установленного субъекта их введения, нормы морали возникают в обществе стихийно, не имеют документированной формы. 3. За нарушение норм права следует наказание (от денежного штрафа до пожизненного заключения), а за нарушение норм морали карается общественным мнением. 4. Наказание за нарушение норм права начинается с 14, 16 лет, а за нормы морали – с детских лет. Иногда право противоречит нормам морали. Происхождение морали – нормы. Есть 2 точки зрения на происхождение морали и её норм: 1. Религиозная. Преподобный Ефрем Серем. Мораль создана Богом и передана людям через пророков. 2. Научная (материалистическая). Эта точка зрения противоположна, заключается в том, что мораль создана не Богом, она имеет земные корни своего происхождения. Её причинами явились потребности человеческого общежития. Сильные стороны религиозной трактовки морали: наличие абсолютного авторитета норм морали; обязательное воздаяние за то, как человек здесь выполняет заветы Бога; наличия постоянного контроля за поведением человека со стороны Бога. |
![]() | 1. Конспекты на каждый семинар + Посещаемость на каждой паре Носков Юрий Геннадьевич. Кафедра – 1006. Телефон: 8-916-955-15-02. Копликов А. С. Юридическая этика. Основы этики и проф деятельности... | ![]() | 1. Конспекты на каждый семинар + Посещаемость на каждой паре Носков Юрий Геннадьевич. Кафедра – 1006. Телефон: 8-916-955-15-02. Копликов А. С. Юридическая этика. Основы этики и проф деятельности... |
![]() | 1. Конспекты на каждый семинар + Посещаемость на каждой паре Носков Юрий Геннадьевич. Кафедра – 1006. Телефон: 8-916-955-15-02. Копликов А. С. Юридическая этика. Основы этики и проф деятельности... | ![]() | 1 курсовая работа = 1файл Каждый семестр в ходе учебного процесса по каждой дисциплине и по каждой группе отобрать 5 курсовых проектов (работ), выполненных... |
![]() | Конспекты написаны подробно и содержат Н71 Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с он р.— Спб.: Детство-пресс 2007. 704... | ![]() | Руководство предназначено для студентов 3 курса лечебного и педиатрического... Рецензент – зав кафедрой общеврачебной практики Ивгма, доктор мед наук, профессор Т. С. Полятыкина |
![]() | Конспекты лекций п о дисциплине «эвм, информация и коммуникация» Конспекты являются собственностью Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования... | ![]() | Методические рекомендации по курсу "Статистика" В состав каждого билета входят: 4 задачи, на которые в сумме приходится 62 балла, 4 вопроса (по 2 балла каждый). Перед условием каждой... |
![]() | Семинар 11. Содержание и особенности трудовых отношений Семинар 14. Административные правонарушения и административная ответственность | ![]() | Планы семинарских занятий по игур семинар 4 Семинар Варианты централизации государственного управления России в XVI в.: выбор пути |