Филосо́фия (φιλία любовь, стремление, жажда + σοφία мудрость → др греч. φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) дисциплина, изучающая наиболее общие


Скачать 54.14 Kb.
НазваниеФилосо́фия (φιλία любовь, стремление, жажда + σοφία мудрость → др греч. φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) дисциплина, изучающая наиболее общие
Дата публикации22.06.2013
Размер54.14 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Философия > Документы
Филосо́фия (φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость → др.-греч. φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. К задачам философии на протяжении её истории относились как изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей. К числу основных философских вопросов, например, относятся вопросы «Что первично — материя или сознание?», «Познаваем ли мир?», «Существует ли Бог?», «Что такое истина?», «Что такое хорошо?» и другие.
Выполнение философией своего назначения предполагает реализацию ею целого ряда взаимосвязанных функций, через которые реализуется ее назначение.

Наиболее существенными из них выступают:

1)мировоззренческая

2)гносеологическая

3)методологическая

4)информационно-коммуникативная

5)ценностно-ориентирующая

6)критическая

7)интегрирующая

8)идеологическая

9)воспитательная

10)прогностическая

11)проектировочная
1)Всякая философия – это мировоззрение, т. е. совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека.

Философия составляет теоретическую основу мировоззрения:

– философия – это высший уровень и вид мировоззрения, это системно-рациональное и теоретически оформленное мировоззрение;

– философия – это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение;

– философия – это система основополагающих идей в составе общественного мировоззрения. Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека и общества на мир и собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни, судеб человечества, а также совокупность обобщенных философских, научных, правовых, социальных, нравственных, религиозных, эстетических ценностей, верований, убеждений и идеалов людей.

Мировоззрение может быть:

– идеалистическим;

– материалистическим.

Материализм – философское воззрение, признающее основой бытия материю. Согласно материализму мир – движущаяся материя, а духовное начало – это свойство мозга (высокоорганизованной материи).

Идеализм – философское воззрение, которое считает, что истинное бытие принадлежит духовному началу (разуму, воле), а не материи.
– гармонически развитой личности;

– разумных межличностных отношениях;

– нравственном;

– прекрасном;

– реализации своих возможностей на благо человечества.

Убеждения – это четко составленная система взглядов, которые поселились в нашей душе, но не только в сфере сознания, но и в подсознании, в сфере интуиции, густо окрасившись нашими чувствами.

Убеждения составляют:

– духовное ядро личности;

– основу мировоззрения.

Таковы составляющие мировоззрения, а его теоретическим стержнем является система философских знаний.
2)Сущность этой функции заключается в способности философии осуществлять теоретическое исследование познавательной деятельности человека с целью выявления механизмов, приемов и методов познания. Иными словами, теория познания, вырабатывая принципы и нормы познания, снабжает человека средствами, с помощью которых люди получают возможность постигать мир, т. е. получать о нем истинные знания и тем самым иметь правильное, отвечающее требованиям современности мировоззрение, на базе которого возможна эффективная практика.
3)Термин “методология” используется в научной литературе в двух смыслах: во-первых, словом “методология” обозначается учение о нормах, правилах человеческой деятельности; во-вторых, под методологией понимается совокупность определенных норм, опосредующих познавательные и практические действия с целью их оптимизации. Можно утверждать, что методология как совокупность принципов и норм деятельности выступает как проявление мировоззрения в действии.
4)Характер усвоения философских знаний зависит от способности философии как системы знаний передаваться от одних людей к другим и информировать последних о ее содержании. В этом проявляется информационно-коммуникативная функция философии.
5)Оценочная деятельность, возможная на основе осведомленности людей о предлагаемых философией критериях оптимальности, полезности той или иной совокупности явлений и действий, выступает в качестве средства ориентации этих людей в мире. Философия как средство выработки знаний о ценностях и носитель этих знаний, с точки зрения аксиологии, или теории ценностей, способна выполнять ценностно-ориентирующую функцию.
6) Критическое отношение философии к негативно оцениваемому в духовной и материальной жизни содействует выработке мер, направленных на преодоление того, что не устраивает человека, представляется ему патологическим и потому достойным преобразования. Критическая функция философии может проявляться не только в отношениях людей к миру, но и реализовываться в ходе самооценки специалистами ее собственного содержания.
7)Как известно, философия обобщает накапливаемое человечеством знание, систематизирует и интегрирует его в единую систему, вырабатывает критерии его соподчиненности. Это позволяет говорить об интегративной функции философии по отношению к знанию.
8)В тесной связи с указанными функциями философия способна фиксировать и пропагандировать интересы социальных слоев и групп общества, т. е. выступать в роли идеологии, выполнять идеологическую функцию. Эта функция может обладать спецификой в зависимости от того, интересы каких социальных групп данная философия выражает.
9)Важную роль играет воспитательная функция философии, которая вытекает из способности этой дисциплины оказывать, по мере усвоения знаний о ней, формирующее воздействие на интеллект человека. Овладение личностью знанием философии, формирование соответствующих ей убеждений и навыков деятельности в состоянии побуждать человека к активной, творческой и полезной для людей результативной деятельности.
10)Наряду с вышеназванными функциями философия занимается прогнозированием, выполняет прогностическую функцию. Многие философы прошлого выступали как пророки, предсказывая грядущее. Некоторые из прогнозов были утопическими, далекими от реальности, но иногда пророчества отдельных выдающихся мыслителей достигали большой адекватности.
11) Ввиду того, что философия выявляет механизмы и наиболее общие тенденции развития природы, общества и мышления, раскрывает требования, соблюдение которых обеспечивает действие этих механизмов и тенденций, она в состоянии стать основой для воздействия на природные и социальные процессы.
Философия есть явление духовной жизни общества, его духовной культуры. Духовная культура представляет собой проявление человеческого духа или человеческой души, или души народа. Это культура человеческой мысли, интуиции, многогранных человеческий чувств. Духовная культура выражается в науке, исскустве, морали, религии, каждодневном духовном общении между людьми.Проявлением духовоной культуры выступает мораль, как система нравственных чувств, убеждений и моральных ценностей, в качестве которых выступают представления людей о добре, совести, чести, смысле жизни и т.д. Всёэто проявления духовной культуры людей, их духовности, включая религиозную духовность и религиозную культуру. Философия занимает особое место в системе духовной культуры. Она воспроизвродит мир в его единстве и целостности и выступает как ядро мировоззрения личности. То или иное философское мировоззрение: 1. В немалой степени направляет поиск ученого. 2. Лежит в основе творчески ориентированного художника. 3. Формирует систему моральных ценностей больших масс людей. Формируя у людей определенное миропонимание, философия направляет их духовную деятельность, и тем самым направляет развитие всех элементов духовной культуры, в том числе науки, искусства, морали, религии – всех видов духовного общения между людьми. Роль философии в развитии духовной культуры является основополагающей.

Похожие:

Филосо́фия (φιλία любовь, стремление, жажда + σοφία мудрость → др греч. φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) дисциплина, изучающая наиболее общие iconФилосо́фия (φιλία любовь, стремление, жажда + σοφία мудрость → др...
Филосо́фия (φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость → др греч. φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) — дисциплина,...
Филосо́фия (φιλία любовь, стремление, жажда + σοφία мудрость → др греч. φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) дисциплина, изучающая наиболее общие icon1. Философия и ее функция
Философия (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость, «любовь к мудрости», рус. «любомудрие») — наиболее общая теория, одна из форм...
Филосо́фия (φιλία любовь, стремление, жажда + σοφία мудрость → др греч. φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) дисциплина, изучающая наиболее общие iconПлан: Особенности философского знания. Основные проблемы философии. Основные типы мировоззрения
Философия греческого происхождения. «Фия» любовь, «софия»- мудрость, т е любовь к мудрости. Пифагор укрепил это понятие
Филосо́фия (φιλία любовь, стремление, жажда + σοφία мудрость → др греч. φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) дисциплина, изучающая наиболее общие iconЛюбовь, стремление, жажда + ооф!а мудрость
К числу основных философских вопросов, например, относятся вопросы «Что первично — материя или сознание?», «Познаваем ли мир?», «Существует...
Филосо́фия (φιλία любовь, стремление, жажда + σοφία мудрость → др греч. φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) дисциплина, изучающая наиболее общие icon1 предмет философии
София высшая мудрость, которую приписывали богам. Владеть полной истиной могли только боги. Таким образом, человеку оставалось доступно...
Филосо́фия (φιλία любовь, стремление, жажда + σοφία мудрость → др греч. φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) дисциплина, изучающая наиболее общие iconКлайв Стейплз Льюис Любовь Клайв Стейплз Льюис Любовь Чедду Уолшу Да не умрет любовь и не убьет
Любовь, которая есть Бог. И я разграничил любовь-нужду и любовь-дар. Типичный пример любви-дара — любовь к своим детям человека,...
Филосо́фия (φιλία любовь, стремление, жажда + σοφία мудрость → др греч. φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) дисциплина, изучающая наиболее общие iconЛюбовь к деньгам и имуществу. Расточительство, роскошь. Жадность...
Тщеславное разглашение своих добрых поступков и добродетелей. Самолюбование, самомнение и гордость. Высокомерие, надменность, эгоизм....
Филосо́фия (φιλία любовь, стремление, жажда + σοφία мудрость → др греч. φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) дисциплина, изучающая наиболее общие iconТ ы моя любовь… очень яркого цвета Ты моя любовь… прямо с самого...
Всякая любовь истинна и прекрасна по-своему, лишь бы только она была в сердце, а не в голове
Филосо́фия (φιλία любовь, стремление, жажда + σοφία мудрость → др греч. φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) дисциплина, изучающая наиболее общие iconТ ы моя любовь… очень яркого цвета Ты моя любовь… прямо с самого...
Всякая любовь истинна и прекрасна по-своему, лишь бы только она была в сердце, а не в голове
Филосо́фия (φιλία любовь, стремление, жажда + σοφία мудрость → др греч. φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) дисциплина, изучающая наиболее общие iconИлия Шугаев «Один раз на всю жизнь»
Дополнение к беседе 1 . Привычка или любовь. Первая любовь. Любовь с первого взгляда. Признание в любви
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница