Скачать 41.57 Kb.
|
Экзаменационные вопросы по курсу «История и философия науки» для аспирантов и соискателей факультета государственного управления МГУ им. М.В.Ломоносова. (2011/2012 учебный год) 1.Предмет и основные исторические этапы развития современной философии науки. 2.Сущность и основное содержание проблемы взаимоотношения философии (метафизики) и науки. 3.Роль философии в становление классических разделов естественных и социально-гуманитарных наук. 4.Сущностные критерии «научности». Специфика логико-математического, естественнонаучного и социально-гуманитарного типов научности. 5.Наука и вненаучные типы знания. Наука, квазинаука и антинаука в современном мире. 6.Основные исторические этапы развития науки и их особенности. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. 7. Основные уровни научного знания (эмпирический, теоретический и др.), критерии их выделения и механизм взаимодействия между ними. 8. Законы в структуре науки и природа научного объяснения. Объяснение, предсказание и ретросказание. 9.Интерналистская и экстерналистская модели развития науки – философский и историографический аспекты проблемы. 10. Проблема преемственности в развитии научного знания. Принцип соответствия и его методологическая роль в развитии научных теорий. 11. Научные революции, парадигмы и научные сообщества. По работе Т.Куна «Структура научных революций». 12. Специфика методов социально-экономических и гуманитарных наук. 13. Гипотетико-дедуктивный метод познания и гипотетико-дедуктивная модель науки. Применима ли она в области социально-гуманитарных наук? 14. Модели развития науки в западной философии науки ХХ века. 15. Наука как социальный институт. Наука и политика. Наука и бизнес. Этика науки. 16.Наука и ценности. Свобода научных исследований и ответственность ученых. 17. Проблема детерминизма в философии науки ХХ века. Детерминизм и свобода («свобода воли») человека. 18. Причинность и телеологические объяснения в современной науке. 19. Объяснение и понимание. Основные этапы обсуждения проблемы «объяснение-понимание» в философии науки ХХ века. 20. Проблема редукции в философии науки ХХв. Критика редукционизма. 21. «Науки о природе» и «науки о духе» - в чем суть различия между ними? 22. «Научная картина мира» – что это такое? Глобальный эволюционизм как стержень современной научной картины мира. 23.Эмпатия, герменевтика и диалог как специфические методы познания в гуманитарных науках. 24.Человек как проблема комплексного, междисциплинарного исследования в современной науке. 25.Человек в современной научной картине природы. 26. Проблема интеграции наук в философии науки начала ХХ1 в. (По работам: 1)Лекторский В.А. Возможна ли интеграция естественных наук и наук о человеке? и 2)Ленк Г.К. К методологической интеграции наук с интерпретационистской точки зрения). 27.Постмодернизм и современная наука. Плюрализм научных концепций и объективность научной истины. 28.Оценочные суждения в науке и необходимость «ценностной нейтральности» в общественных науках. 29.Основные исследовательские программы в современных социально-гуманитарных науках. 30.История накопления знаний о принципах устройства и функционирования государственных организаций с древнейших времен до начала ХХ в. 31.Философия рациональности и теория бюрократии Макса Вебера. 32.Основные положения школы научного управления Ф.Тейлора и его последователей. 33.Основные положения административной школы управления А.Файоля. 34.Предпосылки развития и основные положения школы человеческих отношений. 35.Хоторнские эксперименты Э.Мейо и их значение для последующего развития теории и методологии управления. 36.Сущность и содержание теории менеджмента (по работе Микулаша Седлака) 37.Иерархия потребностей и теория мотивации А.Маслоу и развитие его идей в теориях управления ХХв. 38.Концепция управления по целям Питера Друкера. 39.Становление и развитие школы «науки управления» (количественной школы). Системный анализ и математические методы в управлении. 40.Основные характеристики теорий гуру менеджмента и способы их продвижения. 41.Р.Акофф о мировоззренческих и научных основаниях становления современных теорий управления. 42.Принципы «логики социальных наук» К.Поппера. 43.Эволюционные идеи и подходы в современных науках об обществе и культуре. 44.Основные этапы формирования классической философии социологии (от античности до первой трети ХХв.). 45.Современные дискуссии о научном статусе социологии ( по работам: 1)Коллинз Р. Социология: наука или антинаука? и 2)Тернер Дж. Прошлое, настоящее и будущее теории в американской социологии). 46.Формирование и основные этапы развития философии политики. Основные подходы к анализу политических отношений в современной политологии и философии политике. 47.Специфика философско-методологических проблем экономической науки. 48.Формирование и концептуальные основания основных экономических теорий ХХв. 49.Исторические типы права и характерные черты правовых идей конца ХХ начала ХХ1 веков. 50.Основные этапы в развитии философии и методологии истории. Вопросы эпистемологии исторического познания в современной литературе. Литература.
|
![]() | С. Г. Тер-Минасова Допущено Министерством образования Российской... Посвящается студентам, преподавателям и сотрудникам факультета иностранных языков мгу имени М. В. Ломоносова | ![]() | Учебно-методический комплекс по курсу философия и методология науки... Тематический план: проблемная структура курса |
![]() | Российский Союз Молодежи приглашает принять участие в образовательных... С октября по декабрь 2012 г у Вас появляется уникальная возможность получить дополнительное образование на базе Факультета политологии... | ![]() | Экзаменационные вопросы по курсу «Административное право» Понятие управления. Современные представления о механизме государственного управления |
![]() | Работы Список публикаций сотрудников, аспирантов и студентов кафедры истории социально-политических учений факультета политологии мгу имени... | ![]() | Учебное пособие написано в соответствии с Программой кандидатских... Рекомендовано Ученым советом государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный... |
![]() | Экзаменационные вопросы по курсу «История» (Экономическая история) Предмет и метод экономической истории как науки. Особенности формационного и цивилизационного подходов | ![]() | Г. С. Прыгин психология самостоятельности А. Н. Гусев доктор психологических наук, профессор кафедры психологии личности факультета психологии мгу имени М. В. Ломоносова,... |
![]() | История науки и ее рациональные реконструкции введение «Философия... Действительно, в силу автономии внутренней (но не внешней) истории внешняя история не имеет существенного значения для понимания... | ![]() | Экзаменационные вопросы по курсу «Отечественная история» Предмет, методология и задачи Отечественной истории как науки и учебной дисциплины |