Предметом социальной философий является общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, как целостная социальная система, а также законы функционирования и


Скачать 231.77 Kb.
НазваниеПредметом социальной философий является общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, как целостная социальная система, а также законы функционирования и
Дата публикации24.06.2013
Размер231.77 Kb.
ТипЗакон
userdocs.ru > Философия > Закон
Общество как система

Предметом социальной философий является общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, как целостная социальная система, а также законы функционирования и развития общества. Общество — это совокупность всех исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности людей, обеспечивающих сохранение и расширенное воспроизводство их жизни. Основное предназначение общества состоит в обеспечении выживания человека как вида.

Общество — это необходимая и естественная форма совместной жизни людей. Природа человека заставляет людей жить друг с другом. Вне общества невозможно воспроизводство человеческой жизни. Кроме самих людей, общество воспроизводит основные отношения и связи между ними, а также средства удовлетворения их материальных и духовных потребностей.

В античной философии возникновение общества объяснялось ее собственной потребностью людей в совместной жизни, а общество, сшнимами которого выступали понятия «общежитие», «община», рассматривалось как часть природы. В средние века понятие общество исчезает, заменяясь понятиями «государство», «страна», «народ. Представление об обществе как самостоятельной сфере бытия, обладающей специфическими чертами существования, отличного от существования природы и человека, сформировалось только в Новое время. До этого в философских учениях рассматривались либо антропологические проблемы, либо только отдельные стороны социального бытия: этические, политические, экономические и др. В основе преставлений об обществе как особой сфере существования лежали главным образом исторические причины, а именно - формирование капитализма с присущим ему общественным характером экономив и политического управления.

Формирование социологической проблематики относят к философским учениям Просвещения (ХУП-ХУШ вв.), особенно к возникшей в XVIII в. философии истории. С этого времени история ста; рассматриваться не как последовательность изолированных друг с друга событий, а как закономерное течение взаимообусловленных специальных процессов. С начала XIX в. общество превращается в самостоятельный объект изучения. Первым систематизированным учением об обществе стала философия истории Гегеля. Гегель рассматривает общество (гражданское общество) как сферу «всестороннего перешктения зависимостей всех ото всех». Еще более конкретно об обществ как самостоятельном объекте изучения было заявлено в позитивно философии О. Конта, в рамках которой в 1839 г. Конт провозгласил создание новой науки — науки об обществе, социологии.

Социология, история, правоведение и другие гуманитарные науки тесно связаны с социальной философией, которая изучает наиболее общие, фундаментальные закономерности существования общества.

Важнейшей проблемой философского осмысления общества является проблема его объективности: существует ли общество объективно, независимо от познающего субъекта, или же реально существуют только отдельные люди, а общество представляет собой лишь субъективно выделяемую абстракцию.

Большинство философов признает, что общество — это объективно существующая система, которой присущи свои характерные черты (целостность, самодостаточность, саморазвитие и др.) и которая неприводима к простой сумме составляющих общество индивидов.

Содержание понятия «общество» также является одной из центральных проблем социальной философии. В качестве элементарных единиц, составляющих общество, в различных социальных теориях выступают разные объекты: отдельные люди; объединения людей, состоящие хотя бы из двух человек; социальные связи, получающие свое выражение в виде социальных институтов или организации; определенные виды социального взаимодействия и др. Наиболее распространенным в современной науке является следующее определение.

^ ОБЩЕСТВО - система взаимоотношений между людьми, возникающая

в результате их совместной жизнедеятельности.

В методологическом плане наиболее плодотворным направлением изучения общества стал системный анализ, рассматривающий общество как систему и как процесс. Системный подход к изучению общества сложился во второй трети XIX в. и получил особое распространение в середине XX в. Его использовали в своих исследованиях О Конт К Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс и другие ученые. Сущность данного подхода состоит в рассмотрении общества как целостной совокупности взаимосвязанных элементов. Основные принципы системного подхода к изучению общества состоят в следующем. Во-первых, основным признаком системы является ее целостность. Это означает, что свойства системы не сводятся к

простой сумме свойств ее отдельных элементов, а обладают новым, особым качеством. Это качество обусловлено не столько свойствами отдельных элементов системы, сколько свойствами ее структуры, т. е. порядком и содержанием связей между элементами. Другими словами системный подход к изучению общества делает акцент не на исследовании свойств составляющих общество элементов, а на исследовании его структуры (выделении этих элементов, выяснении уровня и характера связей между ними). Во-вторых, элементы системы, называемые также подсистемами, сами могут рассматриваться как системы. Так в качестве систем могут изучаться основные подсистемы (сферы) общества В-третьих, системный подход к изучению общества предполагает рассмотрение его как открытой системы, т. е. системы, взаимодействующей со средой. Под средой понимается множество внешних условии существования системы. Система осуществляет постоянное взаимодействие со средой и является ее подсистемой. В-четвертых, системный подход признает целенаправленный характер поведения как системы в целом, так и отдельных ее элементов, т. е. предполагает изучение общества и его основных компонентов с точки зрения исследования их основных функций. Функциями (от лат./ипсЫо - осуществление, выполнение) элементов системы называются способы и цели их поведения. Исполнение основных функций элементов системы обусловливает сохранение ее целостности.

Средой существования общества является природа, с которой он постоянно обменивается веществом и энергией. Человек изучает, познает природу с целью приспособить ее и возделать для удовлетворения своих потребностей. Так возникает культура, или «вторая природа». Одним из важнейших направлений философского осмысление природы является проблема взаимодействия природы и общества (подробнее см.: 8.2. Общество и природа).

Основными элементами общества, рассматриваемого в качестве системы, выступают те сферы, в которых осуществляется совместная деятельность людей, направленная на сохранение и расширенно(воспроизводство их жизни. Основными видами общественно необходимой человеческой деятельности являются: экономическая (по созданию материальных благ); социальная (по осуществлению связей между людьми); политическая (по управлению обществом); духовная (по созданию и освоению духовных ценностей).

Области осуществления этих видов деятельности называются экономической, социальной, политической и духовной сферами или под-системами общества. Каждая из этих сфер, в свою очередь, также может быть рассмотрена как система, состоящая из своих элементов.

^ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА - это область осуществления хозяйственной деятельности общества, область создания материальных благ.

Экономическая сфера включает в себя такие важнейшие компоненты, как материальные потребности, экономические блага (товары), удовлетворяющие эти потребности, экономические ресурсы (источники производства благ), хозяйствующие субъекты (отдельные люди или организации). Основным элементом экономической системы общества являются хозяйствующие субъекты.

Социальных норм (правил социального поведения), ценностей социальной культуры. Важнейшим элементом социальной системы общества являются социальные группы (социальные общности).

^ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА- это область осуществления между людьми

отношений власти и подчинения, область управления обществом.

Главными элементами политической системы общества выступают политические организации и институты (государство, политические партии общественные организации, СМИ), нормы политического поведения и политическое культуры, политические идеологии.

Основным элементом политической системы общества является

государство.

^ ДУХОВНАЯ СФЕРА - это область создания и освоения духовных ценностей.

Элементами духовной сферы являются духовные потребности как источник (стимул) духовной деятельности общества/созданные обществом духовные ценности, средства осуществления духовного производства, а также субъекты духовной деятельности (отдельные люди, социальные группы и организации, общество в целом). Главным элементом духовной сферы являются духовные ценности, существующие

в виде идей и получающие свое материальное воплощение в виде языка, произведений искусства и т. д.


СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА - это область возникновения и функционирования

отношений между социальными группами людей.

Экономическая, социальная и политическая подсистемы общества изучаются соответственно экономикой, социологией и политологией. Духовная сфера изучается в рамках философских дисциплин(этика, эстетика, религиоведение, науковедение) или же дисциплин общегуманитарных (правоведение, искусствознание, история, литературоведение и др.). Основными формами духовной жизни общества принято считать мораль, Право, религию, науку, искусство.

Мораль (от лат. тогаНз - нравственный) - это сфера существования нравственных норм человека. Она является древнейшей областью духовной жизни людей. Мораль включает в себя нравственные нормы (правила, образцы поведения человека), нравы (формы конкретного поведения), общественное мнение (оценки поведения людей). Основным элементом морали выступают нравственные нормы. Главными функциями морали являются регулирование поведения людей и их воспитание в соответствии с необходимыми для существования общества принципами. С моралью часто сравнивают такую сферу общественного сознания, как право.

Право - это система норм поведения, устанавливаемых и охраняемых государством. Исторически право возникло гораздо позже морали. Оно появляется вместе с государством. Если соблюдение моральных норм предписывается только общественным мнением, то соблюдение норм права охраняется государством: нормы права являются обязательными для исполнения. Еще одним отличием права от морали выступает формально определенный, однозначный характер право норм. Правовые нормы всегда закрепляются в официальных актах.

Правовая система включает в себя совокупность норм права, форм юридической деятельности (практики), правосознание (представления людей о праве и его осуществлении). Центральным элементом правовой системы являются нормы права. Основными функции

права выступают регулятивная, охранительная и воспитательная.

Религия (от лат. ге1щю - воссоединение, совестливость) - это сфера духовной жизни общества, основанная на вере в существование сверхъестественных сил. Религия, как и мораль, относится к самым разным формам духовного существования общества. Изначальными форми религии были фетишизм (от фр./еМе - амулет, волшебство почитание неодушевленных предметов; тотемизм (от англ Шет и Сетап языка сев.-амер. индейцев - божество рода) - почитание отделенные видов растений или животных; анимизм (от лат. Атпи душа, дух) - верование в духов. На более высоком уровне развитии общества возник политеизм - обожествление различных сил природы с развитым пантеоном богов. В VII в. до н. э. возникла первая нотеистическая религия (основанная на принципе единобожия иудаизм, а затем и три мировые религии: буддизм (У1-У вв до н христианство (I в. н. э.), ислам (VII в. н. э.), распространенные среде большинства народов Земли.

Религия включает в себя религиозные верования (религиозная уния и религиозные переживания), религиозные действия (культ) I религиозные институты и организации (церкви). Основным элемент религии являются религиозные верования. Среди функций религии выделяют: мировоззренческую, воспитательную, психологическую, регулятивную, нормативную.

Наука - это сфера жизнедеятельности общества, содержанием которой является рациональное познание существующего мира. Основными компонентами науки выступают объединенные в систему научные знания, научная деятельность, научная методология. Ведущий компонент науки - системы научных знаний (теории). Функциями науки являются познавательная, мировоззренческая, практическая

Искусство – форма духовной жизни общества, основанная на образном восприятии окружающего мира. В сферу искусства входят художественные образы, воплощенные в произведениях искусства, создание ^м^^ искусства (художественное творчество), художественные образы, воплощенные в произведениях. Искусство является одной из форм познания мира: с помощью художественных образов.

Произведения искусства выражают существенное, типическое, характерное в изображаемых явлениях и предметах. Среди других функций важнейшими являются эстетическая (удовлетворение потребности человека в прекрасном) и воспитательная.

Вопросы для самопроверки

(первый уровень понимания материала)

1. Какое определение общества дается в социальной философии?

2. Чем различаются философский и социологический подход к изучению общества?

3. В чем заключаются основные принципы системного подхода к изучению общества?

^ Общество как процесс

Даже поверхностный взгляд на историю человечества позволяет отметить тот факт, что общество не находится в неизменном состоянии а постоянно изменяется. Откуда мы и куда идем, чего ждать от настоящего и будущего - вот вечные темы размышлении философов

об обществе и его истории.

• Диалектика рассматривает общество в состоянии изменения, т е. изучат его как процесс (от лат. ргос^т - продвижение) - последовательное изменение состояния объекта. Социальная философия осмысляет общественно-исторический процесс.

ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - это последовательное изменение состояний общества.

Если общественные события выстраиваются в необратимый ряд причин и следствий и имеют направленность, то можно говорить о развитии общества. Общественное развитие многосторонне, на каждом этане реализуются различные варианты событий. Социальная философия использует понятия прогресса и регресса для характеристики направленности развития.

ПРОГРЕСС - это поступательное восходящее развитие общества, представляющее собой переход к более совершенным формам.

РЕГРЕСС - это нисходящее развитие, представляющее собой возвращение к прежним общественным формам.

Среди философов не существует единого мнения о том, какой и видов развития общества является основным. В истории можно найти примеры, подтверждающие как оптимистический вариант развития так и пессимистический (общества погибали в результате природных катастроф, нашествий, внутренних кризисов). Сторонники и той и другой позиции приводят свои доводы, но в целом вопрос о прогресс» и регрессе остается вопросом скорее веры, чем строгого доказательства.

Так, например, в XVIII в. во Франции среди философов-просветителей Вольтер и Д. Дидро защищали идею прогрессивного, а Ж.-Ж Руссо - регрессивного развития европейского общества. Дискуссия о направленности общественного развития (прогрессивном или регрессивном варианте) с необходимостью привела к обсуждению проблемы критериев (от греч. /гп^епоп - мерило) общественного развития.

КРИТЕРИЙ ПРОГРЕССА - показатель степени развития общества.

Среди философов нет единого мнения не только в вопросе о существовании общественно-исторического прогресса в применении ко всей человеческой истории, но и по вопросу о том, если прогресс существует, т6 что можно считать его критерием. В философии существует такое понятие, как факторы общественного развития, т. е. его движущие силы. Их разделяют на объективные и субъективные. К объективным факторам общественного развития относят материальное производство (экономический фактор) природную среду (природный фактор), социальные ресурсы (демографический фактор), науку и технику (научно-технический фактор) и др.

К субъективным факторам общественного прогресса относят целенаправленные, осознанные действия как отдельных людей, так и всего общества. В социальной философии существуют многофакторные теории прогресса, признающие, что общественное развитие обусловлено целым рядом равнозначных факторов, и однофакторные, выделяющие в качестве основного какой-либо один фактор, например, географическую среду, или материальное производство, или деятельность великих личностей.

Основными формами общественного развития выступают эволюция и революция. Эволюцией называют процесс постепенных изменений, а революцией - резкие переходы от одного состояния к другому. В социальной философии рассматриваются различные виды революций: социальная, политическая, научная, технологическая. Под социальной революцией понимается изменение типа общественного устройства, под политической - изменение формы власти.

Научная революция - это переворот в научном знании, основанный на крупном научном открытии. В результате научной революции меняется научная картина мира. Технологической революцией называют качественное изменение в развитии производительных сил: например промышленный переворот ХУ1Н-Х1Х вв., сущность которого заключалась в переходе от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике.

Технологической революцией является и научно-техническая революция, превратившая в середине XX в. науку в непосредственную и ведущую производительную силу. Достижения наукии техники стали широко применяться в различных сферах.

Рассмотрим модели общественно-исторического процесса. Уже говорилось о том, что философия в отличие от религиозно-мифологической картины мира предлагает рациональный подход. До возникновения философских моделей предлагались модели религиозные. 1ак, например, согласно христианскому подходу вся мировая история делится на три этапа:

  1. языческий (все народы поклоняются множеству богов);

  2. ветхозаветный (иудеи признают единобожие);

  3. новозаветный (связан с появлением христианства).

В религиозной модели также есть свой критерий - христианизация. Религиозный подход сохраняется, несколько видоизменяясь, в религиозной философии - неотомизме и у русских религиозных философов.

Философские модели общественно-исторического процесса чрезвычайно разнообразны. В качестве критерия развития общества философы выбирали различные стороны общественной жизни. Вначале внимание уделялось развитию духовной стороны культуры. Так, например, в концепции Гегеля история развития человечества - это путь к политической свободе. Маркс как философ обратился к материальной стороне жизни общества, анализируя пути достижения экономической свободы.

В XX в. особую известность приобрела концепция Карла Ясперса, который выделил особую «ось» исторического развития. Ею, по мнению Ясперса, стал V в. до н. э. Тремя великими современниками, жившими в этом веке, были Будда, Сократ и Конфуций. С именами

трех мыслителей связано возникновение трех великих философ обращенных к проблеме личности. По мнению Ясперса, вся история делится на период доосевых культур и период осевых.

В современной социальной философии теории, придерживаются прогрессистского варианта, представлены в двух видах: форма онная теория и теория стадий роста. Сторонники прогрессисток» подхода исходят из трех основных принципов:

1) признаётся прогресс в историческом развитии;

2) в качестве критерия прогресса выбирается материальная форма жизни общества, а не духовная;

3) Европа (Запад в целом) рассматривается как идеальная (образцовая) модель прогрессивного развития.

Создателем теории формационного развития был К. Маркс. Согласно его теории, в истории общества выделяются пять формаций:

• первобытно-общинная;

• рабовладельческая;

• феодальная;

• капиталистическая;

• коммунистическая (появление этой формации К. Маркс лишь предсказывал).

ФОРМАЦИЯ - этап общественного развития, в основе которого лежит определенный способ производства.

Согласно Марксу, способ производства - это совокупность производительных сил (человек, орудия труда, знания) и производственных отношений (отношений по производству товаров, их распределена и потреблению). В основе производственных отношений, по Маркс

лежат отношения собственности. Противоречие производительных сил и производственных отношений разрешается через классовую борьбу. Развитие формаций является объективным процессом, независящим от человека. Маркс называет его «естественно-историческим процессом».

Формационная теория стала одной из наиболее распространенных в XX в. (в нашей стране в советский период она была единственной официально поддерживаемой). Формационная теория оказала влияние на трактовку общественно-исторических событий многими мыслителями. Например, в современной социологии существует теория конфликта, объясняющая социальное развитие через столкновение интересов различных социальных групп. Основоположником теории конфликта в социологии считается именно Маркс.

Немарксистские концепции исторического развития, разрабатывавшиеся в XX в., нередко принимали идею исторического прогресса. Не отрицали они обычно и то, что доминантой общественного развития являются материальные факторы, но усматривали их не в способе

производства, а чаще всего в технологии. На этом фундаменте выросли теория стадий экономического роста американского исследователя Уолта Уитмена Ростоу, теория индустриального общества французского ученого Раймона Арона, многочисленные теории конвергенции, теория постиндустриального общества американского ученого и политика Даниела Белла и т. д. Наиболее распространенная в XX в. теория стадий роста, созданная американскими философами и социологами (среди них У. Ростоу), возникла во многом под влиянием формационной теории.

СТАДИЯ РОСТА — этап общественного развития, связанный с определенным уровнем развития промышленности, техники и науки.

Стадиальная теория выделяет в истории следующие этапы, или стадии:

1) доиндустриальное общество (занятое преимущественно аграрным хозяйством);

2) индустриальное общество (данная стадия начинается с возникновения машинного производства);

3) постиндустриальное общество (связано с дальнейшим развитием науки и техники);

4) будущее постпостиндустриальное общество (технотронное, информационное общество XXI в.).

Стадиальная теория в качестве критерия прогресса выбирает раз-

витие науки и техники.Иной взгляд на развитие истории представлен цивилизационным

подходом, основоположниками которого считаются русский философ Н. Я. Данилевский, немецкий философ О. Шпенглер и английский историк и культуролог А. Тойнби.

Идея цивилизации как доминанты исторического процесса была выдвинута русским историком Николаем Яковлевичем Данилевским (1822-1885) в его работе «Россия и Европа». Ученый отрицал общие закономерности развития общества, исходя из того, что это развитие осуществляется как бы параллельно несколькими социально-историческими организмами, складывающимися на основе общности культуры. Цивилизации носят не только локальный, но и замкнутый характер. Более того, их сосуществование может сопровождаться взаимной враждебностью. В последнее десятилетие XX в. идеи Данилевского снова получили распространение в России, они стали теоретической и идеологической базой для поиска особого «русского пути» и «русской идеи». Работа Н. Я. Данилевского представляет значительный интерес и до сих пор, вы можете обратиться к ней для подробного ознакомления с позицией оригинального русского мыслителя. (Прочитайте: Данилевский Н. Я. Россия и Европа. — М., 1998.)

Цивилизационный подход исходит из трех принципов.

1. В общественно-историческом развитии в целом прогресса не существует. О нем можно говорить лишь по отношению к отдельной культуре, которая, подобно живому организму, проходит этапы рождения, расцвета и гибели.

2. Развитие культуры и цивилизации связано не с экономикой или техникой, а в первую очередь с религией. Именно тип религии определяет своеобразие общества и логику его развития. «Душой культуры» называл религию Н. Я. Данилевский.

3. Не существует идеальной модели развития, каждое общество и культура самоценны.

Рассмотренные нами концепции общественного развития являются не только противоречащими друг другу, но и взаимодополняющими. У каждого из этих подходов есть как свои сильные, так и свои слабые стороны. Например, в рамках цивилизационного подхода удачно описывается прошлое, т. е. история локальных цивилизаций, в то время как стадиальный подход верно схватывает современные процессы, связанные с глобализацией. Неоднократно предпринимались попытки объединить их. Но универсальная схема общественно-исторического процесса, в которой соединились бы оба подхода, еще не создана.

^ 6.3. Общество как процесс

Даже поверхностный взгляд на историю человечества позволитяет отметить тот факт, что общество не находится в неизменном состоянии а постоянно изменяется. Откуда мы и куда идем, чего ждать от настоящего и будущего – вот вечные темы размышлений философов об обществе и его историй.

Диалектика рассматривает общество в состоянии изменения, т. е. изучает как процесс. Процесс (от латинского processum – продвижение это последовательное изменение состояние объекта. Социальная философия осмысляет общеотвенно исторический процесс.

Общественно исторический процесс – это последовательное изменение состояний общества.

Если общественные события выстраиваются в необратимый ряд причин и следствий и имеют направленность, то можно говорить о развитии общества. Общественное развитие многосторонне, на каждом этапе реализуются различные варианты событий. Социальная философия использует понятия прогресса и регресса для характеристики направленности развития.

ПРОГРЕСС – это поступательное восходящее развитие общества, представляющее собой переход к более совершенным формам.

РЕГРЕС – это нисходящее развитие, представляющее собой возвращение к прежним общественным формам.

Среди философов не существует единого мнения о том, какой из видов развития общества является основным. В истории можно найти примеры, подтверждающие как оптимистический вариант развития, так и пессимистический (общества погибли в результате природных катастроф, нашествий, внутренних кризисов.) Сторонники той и другой позиции приводят свои доводы, но в целом вопрос о процессе и регрессе остается вопросом скорее веры, чем строгого доказательства.

Так пример в XVIII в. во Франции среди философов-просветителей Вольтер и Д. Дидро защищали идею прогрессивного , а Ж. Ж. Руссо – регрессивного развития европейского общества.

Дискусия о направленности общественного развития (прогрессивном или регрессивном варианте) с необходимостью привела к обсужедению проблемы критериев (от греч. Criterion - мерило) общественного развития.

Критерий прогресса – показатель степени развития общества.

Среди философов не единого мнения не только в вопросе о существовании общественного-исторического прогресса в применении ко всей человеческой истории, но и по вопросу о том, если прогресс существует, то что можно считать его критерием.

В философии существует такое понятие, как факторы общественного развития, т. е. его движущие силы. Их разделяют на объективные и субъективные. К объективным факторам общественного развития относят материальное производство (экономический фактор), природную среду (природный фактор), социальные ресурсы (демографический фактор), науку и технику (научно-технический фактор) и др.

К субъективным факторам общественного прогресса относят целенаправленные, осознанные действия как отдельных людей, так и всего общества.

В социальной философии существуют многофакторные теории прогресса, признающие, что общественное развитие обусловлено целым рядом равнозначных факторов, и однофакторные, выделяющие в качестве основного какой либо один фактор, например, географическую среду, или метериальное производсво, или деятельность великих личностей.

 Основными формами общественного развития выступают эволюция и революция. Эволюцией называют процесс постепенных изменений, а революцией – резкие переходы от одного состояния к другому.

В социальной философии рассматриваются различные виды революций: социальная, политическая, научная, технологическая.

Под социальной революцией понимается изменение типа общественного устройства, под политической – изменение формы власти. Научная революция – это переворот в научном знании, основанный на крупном научном открытии. В результате научной революции, меняется научная картинна мира. Технологической революцией называют качественное изменение в развитии производительных сил: например, промышленный переворот XVIII-XIX вв., сущность которого заключалась в переходе от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. Технологической революцией является и научно-техническая революция, превратившая в середине XX в. науку в непосредственную и ведушую производственную силу. Достижения науки и техники стали широко применяться в различных сферах.

Рассмотрим модели общественно-исторического процесса. Уже говорилось о том, что философия в отличие от религиозно-мифолонической картинны мира предлагает рациональный подход. До возникновения философских моделей предлагались модели религиозные. Так, например, согласно христианскому подходу вся мировая история делится на три этапа:

1)Языческий (все народы поклоняются множеству богов);

2)Ветхозаветный (иудеи признают единобожие);

3)Новозаветный (связан с появлением христианства).

В религиозной модели также есть свой критерий – христианизация.

Религиозный подход сохраняется, несколько видоизменяясь, в религиозной философии – неотометизме и у русских религиозных философов.

Философские модели общественно-исторического процесса, чрезвычайно разнообразны. В качестве критерия развития общества философы выбирали различные стороны общественной жизни. Вначале внимание уделялось развитию духовной стороны культуры. Так например, в концепции Гегеля история развития человечества – это путь к политической свободе. Маркс как философ обратился к материальной стороне жизни общества, анализируя пути достижения экономической свободы.

В XX в. особую известность приобрела концепция Карла Ясперса, который выделил особую «ось» исторического развития. Ею, по мнению Яспера, стал Vв. до н.э. Тремя великими современниками, жившими в этом веке, были Будда, Сократ и Конфуций. С именами этих трех мыслетелей связано возникновение трех великих философий, обращенных к проблеме личности. По мнению Ясперса, вся история делится на период доосевых культур и период осевых.

В современной социальной философии теории, придерживаются прогрессистского варианта, представлены в двух видах: формационная теория и теория стадий роста. Сторонники прогрессистского подхода исходят из трех основных принципов:

1)Признается прогресс в историческом развитии;

2)В качестве критерия прогресса выбирается материальная сфера жизни общества, а не духовная;

3)Европа (Запад в целом) рассматривается как идеальная (образцовая) модель прогрессивного развития.

Создателем теории формационного развития был К. Маркс. Согласно его теории, в истории общества выделяются пять формаций:

Первобытно-общинная;

Рабовладельческая;

Феодальная ;

Капиталистическая;

Коммунистическая (появление этой формации К.Маркс лишь предсказывал).

ФОРМАЦИЯ – этап общественного развития, в основе которого лежит определенный способ производства.

Согласно Марксу, способ производства — это совокупность производительных сил (человек, орудия труда, знания) и производственных отношений (отношение по производству товаров, их распределению и потреблению). В основе производственных отношений, по Марксу, лежат отношения собтвенности. Противоречие производительных сил и произволительных отношений решается через классовую борьбу. Развитие формаций является объективным процессом, независящим от человека. Маркс называет его «естественно-историческим процессом».

Формационная теория стала одной из наиболее распространенных в XX в. (в нашей стране в советский период она была единственной и официально поддерживаемой): формационная теория оказала влияние на трактовку общественно-исторических событий многими мыслителями. Например, в современной социологии существует теория конфликта, объясняющая социальное развитие через столкновение интересов различных социальных групп. Осноположником теории конфликта в социолонии считается именно Маркс.

Немарксистские концепции исторического развития, разрабатывавщиеся в XX в., не редко принимали идею исторического прогресса. Не отрицали они обычно и то, что доминантой общественного развития являются материальные факторы, но усматривали их не в способе производства, а чеще всего в технологии. На этом фундаменте выросли теория стадий экономического раста американского исследователя Уолта Уитмена Ростоу, теория индустриального общества французкого ученого Раймона Арона, многочисленные теории конвергенции, теория постиндустриального общества американского ученого и политика Даниела Белла и т. д.

Наиболее распространенная в XX в. теория стадий роста, созданная американскими философами и социологами (среди них У.Ростоу), возникла во многом под влиянием формационной теории.

СТАДИЯ РОСТА — этоп общественного развития, связанный с определенным уровнем развития промышленности, техники и науки.

Стадийная теория выделяет в истории следующие этапы, или стадии:

1) доиндустриальное общество (занятое преимущественно анрарным хозяйством);

2) индустриальное общество (даная стадия начинается с возникновенния машинного производства);

3) постиндустриальное общество (связано с дальнейшим развитием науки и техники);

4) бедещее постиндустриальное общество (технотронное, информационное общество XXI в.).

стадиальная теория в качестве критерия прогресса выбирает развитие науки и техники.

Иной взляд на развитие истории представлен цивилизационным подходом, основоположниками которого считаются русские философ Н.Я. Данилевский, немецкий философ О. Шпенгера и английский историк и культуролог А. Тойнби.

Идея цивилизации как доминанты исторического процесса была выдвинута русским историком Николаем Яковлевичем Данилевским (1822-1885) в его работе «Россия и Европа». Ученый отрицал общие закономерности развития общества, исходя из того, что это развитие осуществляется как бы параллельно несколькими социально-историческими организмами складывающимися на основе общности культуры. Цивилизации носят не только локальный, но и замкнутый характер. Более того их сосуществование может сопровождаться взаимной враждебностью. В последнее десятилетие XX в. идеи Данилевского снова получили распространение в Росии, они стали теоретической идеологической базой для поиска особого «руского пути» и «русской идеи».Работа Н.Я. Данилевского представляет значительный интерес и до сих пор, вы можете обратиться к ней для подробного ознакомления с позицией оригинального русского мыслителя.(Прочитайте Данилевский Н.Я. Россия и Европа — М.1998.)

цивилизационный подход исходит из трех принципов:

1. В общественно-историческом развитии в целом прогресса не существует. О нем тожно говорить лишь по отношению к отдельной культуре, которая, подобно живому организму, проходит этапы рождения, расцвета и гибели.

2. Развитие культуры и цивилизауии связано не с экономикой или техникой, а в первую очередь с религией. Именно тип религии определяет своеобразие общества и логику его развития. «Душой культуры» называл религию Н.Я. Данилевский.

3. Не существует идеальной модели развития, каждое обществе и культура самоценны.

Рассмотренные нами концепции общественного развития являются не только противоречащими друг другу, но и взаимодополняющими. У каждого из этих подходов есть как свои сильные, так и свои слабые стороны. Например, в рамках цивилизационного подхода удачно описывается прошлое т.е. История локальных цивилизаций, в то время как стадиальный подход верно схватывает современные процессы, связанные с глоболизацией. Неоднократно предпринимались попытки объеденить их. Но универсальная схема общественно-исторического процесса, в которой соединились бы оба подхода, еще не создана.

Похожие:

Предметом социальной философий является общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, как целостная социальная система, а также законы функционирования и iconПод предметом социологии понимают
Объектом социологии является общество, взятое в целом, а также отдельные его части, достаточно крупные для того, чтобы в них проявились...
Предметом социальной философий является общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, как целостная социальная система, а также законы функционирования и icon1. Предмет и задачи социальной статистики
...
Предметом социальной философий является общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, как целостная социальная система, а также законы функционирования и icon и эффективного функционирования социальной системы является предсказуемость...
Социальный контроль — это, с одной стороны, механизм социальной регуляции, совокупность средств и методов социального воздействия,...
Предметом социальной философий является общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, как целостная социальная система, а также законы функционирования и icon2. Структура социологического знания
Объектами социологии являются: общество как целостная социальная реальность; социальные организации; социальные институты; социальные...
Предметом социальной философий является общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, как целостная социальная система, а также законы функционирования и icon1. Спецификой музыки как вида искусства является
А целостная система музыкальных средств, примененная для воплощения содержания произведения
Предметом социальной философий является общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, как целостная социальная система, а также законы функционирования и iconВо всем мире. Его считают своим членом aao(Американская Ассоциация...
Ортодонтии (которое он основал и является его президентом) и Европейское Общество Лингвальной Ортодонтии (является почетным секретарем)....
Предметом социальной философий является общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, как целостная социальная система, а также законы функционирования и iconОтдельной и очень важной проблемой является вопрос о соотношении...
История, социология, экономическая теория, открывая законы функционирования и развития своих предметных областей, способствуют более...
Предметом социальной философий является общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, как целостная социальная система, а также законы функционирования и iconСтатья Понятие социальной защиты инвалидов Социальная защита инвалидов...
Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными...
Предметом социальной философий является общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, как целостная социальная система, а также законы функционирования и iconВопросы к экзамену (зачету) Статистика Статистика как наука и предмет...
Понятие «социальная статистика» и взаимосвязь социальной статистики с другими науками
Предметом социальной философий является общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, как целостная социальная система, а также законы функционирования и iconСоциальная риелторская сеть
Ваша торговая площадка с постоянно пополняющимися возможностями и расширениями социальной сети, а также индексация всех объявлений...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница