Скачать 286.44 Kb.
|
МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» «Утверждаю» Проректор по учебной работе В.С. Белозеров ________________ (подпись) «___»_________________2011 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ФИЛОСОФИЯНаправление подготовки 030900 – юриспруденция Квалификация (степень) выпускника бакалавр Объем занятий: всего 108 часов, 3 зачетные единицы Изучается в 3 семестре Разработана: проф. Черниковой В.Е. доц. Поморцевой А.М. Дата разработки: «30» мая 2011г. Согласована: «_____» ____________ 2011 г. Зав. кафедрой философии /проф. Ерохин А.М./ _______________ (подпись) Рассмотрено УМК кафедры философии «1» июня 2011 г. протокол №11 Председатель УМК ____________ /проф. А.М. Ерохин/ Ставрополь, 2011 ^ Целями освоения дисциплины «Философия» являются: -формирование представлений о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира; -знание предмета философии; -овладение принципами, законами, категориями философии, их содержанием и взаимосвязью; -формирование мировоззренческих и методологических основ юридического мышления; -совершенствование навыков самостоятельного аналитического мышления в сфере гуманитарного знания, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами; -введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей правовой деятельности, изучение основных философско-правовых разделов; -формирование у студентов системы ценностей, способствующих их самореализации в профессиональной деятельности. ^ дисциплина гуманитарного, социального и экономического цикла; -усвоение студентами курса философии обеспечивает их теоретическим фундаментом для овладения социальной философией, социологией, политологией, философией права, культурологией, психологией; -специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента не предусматриваются; -является предшествующей для специальных философских дисциплин : социальная философия, логика, философия права, правовая антропология, история и философия науки. ^ Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3); -способен логически верно, аргументированною и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); -обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5); - стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7); -способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8); - способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9). Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): -способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9); -способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18); -способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19). ^ Знать: основные направления, проблемы, теории и методы философии, содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития. Уметь: формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии; использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений. Владеть: навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения. ^ Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов). 4.1 Объем дисциплины и виды учебной работы.
^
^ 1.Философия, ее предмет и место в культуре. Сущность, основной смысл и значение философии в духовной жизни общества. Философия как способ духовного освоения мира, основные подходы к понятию «философия». Философия и культура, философия как самосознание культуры. Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы (мифологическое, религиозное, философское, научное). Мироощущение, мировосприятие, миропонимание. Философия как теоретическое ядро мировоззрения. Мифология и религия как истоки философии. Исторические формы религиозных верований (фетишизм, анимизм, тотемизм, магия). Специфические черты, функции мифологического и религиозного мировоззрений. Особенности философского мировоззрения. Философия и наука, их взаимосвязь. Система философских наук. Характерные черты и признаки научного знания. Критерии научности. Практический смысл изучения философии. Специфика философского знания. Объект и предмет философии. Структура философского знания. Эволюция представлений о предмете философии. Методы и методология философского знания. Функции философии, их содержание и социальная направленность. «Основной вопрос» философии, его современное состояние и перспективы. Основные направления философии. Материализм и идеализм, их разновидности. Плюрализм философских учений. ^ Культурно-исторические предпосылки возникновения философской теоретической мысли. Миф и религия как способы развития представлений о мире. Зарождение философской мысли в Древнем Египте и Двуречье. Особенности восточной мифологии, религии и философии, их взаимосвязь и взаимозависимость. Философия Древней Индии. Основные школы и направления древнеиндийской философии: ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика). Древнекитайская философия, ее характерные черты. Периодиз Основные школы: даосизм, конфуцианство, моизм, легизм, их социально-практическая направленность Особенности формирования философского мировоззрения в условиях античной цивилизации. Проблема первоосновы и развития мира в первых греческих философских школах (милетская, эфесская, элейская) и философских учениях (Фалес, Пифагор, Гераклит, Эмпедокл, Парменид). Атомистическое учение Левкиппа и Демокрита. Антропоцентризм классической греческой философии. Антропология и этика Сократа. Соотношение мира идей, мира вещей и материи в онтологии Платона. Гносеология («теория воспоминаний») Платона. Метафизика Аристотеля: учение о форме и материи, причины возникновения сущего и уровни бытия. Проблема идеального государства в учениях Платона и Аристотеля. Первые философско-правовые учения. Особенности и этическая направленность философии эллинизма и Древнего Рима. ^ Основные этапы развития средневековой философии. Патристика и схоластика. Учение Августина Блаженного и основные проблемы патристики. Основные проблемы философии Ф.Аквинского. Антропоцентрический и гуманистический характер философии Возрождения. Научная революция XVII века и ее влияние на особенности рассмотрения основных философских проблем. Эмпиризм и рационализм. Сенсуализм Т. Гоббса и Дж. Локка. Субъективный идеализм Дж. Беркли. Скептицизм и агностицизм Д. Юма. Традиция рационализма: основные идеи Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница. Проблема субстанции в рационализме Нового времени: монизм, дуализм, плюрализм. Связь гносеологии и онтологии. ^ Основные проблемы немецкой классической философии. И. Кант как родоначальник немецкой классической философии и создатель трансцендентального идеализма. Этически, эстетические и правовые взгляды И.Канта, «категорический императив». Послекантовский немецкий классический идеализм. Субъективный идеализм И. Фихте. Объективный идеализм и натурфилософия Ф. Шеллинга. Философская система Г.Гегеля. Идеализм и панлогизм философии Г. Гегеля. Основные этапы развития Абсолютной идеи. Диалектический метод Гегеля. Становление диалектики как науки. Философия права Г.Гегеля. Критика Л. Фейербахом философии Г.Гегеля. Антропологический материализм Л.Фейербаха. ^ Становление и развитие философии марксизма. Трансформация основных философских проблем, смена ценностных ориентиров в европейской культуре XIX–XX веков. Позитивизм, его модификации. Прагматизм и проблема понимания истины (Ч. Пирс, У. Джемс, С. Хук, Д. Дьюи). «Философия жизни», основные идеи и представители (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон). Сущность, существование, проблема бытия и свободы человека в философии экзистенциализма. Психоанализ, его разновидности и представители (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм). Методологические проблемы социогуманитарного знания и философия. Феноменология Э. Гуссерля и интуитивизм А. Бергсона. Герменевтика: возникновение и развитие, основные направления. Структурализм Р. Барта, К. Леви-Стросса, М. Фуко. Онтологические и теоретико-познавательные проблемы в аналитической философии. Неопрагматизм Р. Рорти. Современная религиозная философия. Постмодернизм как направление в философии и культуре XX века. Тенденции развития мировой философии в XXI веке. ^ Особенности становления и основные этапы развития отечественной философии. Философская мысль Древней Руси. Социально-философская мысль в России XVI-XVII вв. Русская философия XVIII века. М. Ломоносов и его роль в становлении материалистической традиции в русской философии. Русская философия в первой половине XIX века. Философия «западников» и «славянофилов». Русская философия во второй половине XIX-начале XX веков. Материализм, позитивизм и религиозная философия в России. Философия «всеединства» В. Соловьева, ее место в русской философии. Последователи философии «всеединства»: С. Булгаков, П.Флоренский, Л. Карсавин. Русский космизм и его основные направления. Н. Федоров, К. Циолковский, А.Чижевский, В. Вернадский. Религиозно-философское возрождение в России в начале ХХ века. Марксистская философия в России, ее влияние на отечественную философскую традицию. Советская философия, ее особенности и этапы развития. Отечественная философия 60-80-х годов ХХ века, основные проблемы и представители. Философия постсоветской России. Развитие отечественной философии в начале XXI века, ее основные проблемы. ^ Понятие картины мира, виды картин мира. Специфика философской картины мира. Бытие как центральная категория онтологии. Эволюция представлений о бытии, многообразие концепций бытия. Бытие как субстанция. Определение оснований бытия в философии: монизм, дуализм, плюрализм. Материализм, идеализм, пантеизм и их разновидности. Вещь, свойство, отношение. Основные онтологические категории. Формы бытия. Правовое бытие: его специфика и особенности. Материальное бытие. Бытие и материя: соотношение понятий. Проблема материи в истории философии и науки. Философское понимание материи. Современная наука о строении материи. Виды материи. Атрибуты материи. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. Самоорганизация времени, самоорганизация материальных систем. Роль синергетики в формировании новой картины мира. ^ Философские концепции происхождения и сущности сознания. Проблема «идеального». Специфика философского и естественнонаучного подходов к проблеме происхождения сознания. Антропосоциогенез. Социально-историческая природа сознания. Единство сознания и деятельности. Сознание и психика. Сознание и мышление. Сознание и интеллект. Функции сознания. Структура индивидуального сознания. Индивидуальное и общественное сознание, их специфика и взаимосвязь. Уровни и формы общественного сознания. Обыденное и массовое сознание. Массовое сознание современного российского общества. Сознание и язык. Сознание и космическое информационно-смысловое поле. Понятие ноосферы. Роль сознания в развитии ноосферных процессов и определении перспектив человеческой цивилизации. Современные информационные технологии и проблема создания искусственного интеллекта. ^ Проблема познаваемости мира и ее решение в истории философии. Познание как отражение объективной реальности. Познание и практика. Сущность, формы, функции практики. Структура процесса познания. Чувственное познание, его основные формы. Ощущение, восприятие, представление. Содержание и формы рационального познания. Понятие, суждение, умозаключение. Рациональное и иррациональное, соотношение веры и знания в процессе познания. Познание и творчество. Роль интуиции в процессе познания, виды интуиции. Наука как важнейшая форма человеческого познания, система объективных знаний о мире и закономерностях его развития. Специфика научного познания, его особенности и характерные черты. Системность как фундаментальный принцип научного познания. Структура научного познания, его уровни и формы. Взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней научного познания. Методология научного исследования. Средства и методы эмпирического исследования. Средства и методы теоретического уровня научного познания. Классификация методов научного познания. Методология правового познания. Проблема истины в философии и основные концептуальные подходы к ее решению. Виды истины. Соотношение абсолютной и относительной истины. Взаимосвязь объективной и субъективной истины. Истина и заблуждение. Истина и ложь. Критерии истины в философии и науке. ^ Понятие развития в философии. Философская трактовка, исторические формы диалектики и ее современные разновидности. Альтернативы диалектики. Диалектика и метафизика – два противоположных подхода к развитию. Взаимодействие диалектики и метафизики. Структура диалектики: принципы, законы, категории, их функциональное значение. Классификация законов и категорий диалектики, их взаимосвязь. Диалектика и синергетика: общее и особенное. Становление синергетической парадигмы. Хаос и порядок, упорядоченность и гармоничность. Самоорганизация. Устойчивость и изменчивость, прерывность и непрерывность. Методологическая роль синергетики в научном познании. ^ Сущность понятия «культура». Сущности, структура и основные функции культуры. Культура и деятельность. Социально- философские интерпретации культуры. Материальная и духовная культура. Человек как творец и творение культуры. Культура и общество: преемственность, традиции и новации. Единство и многообразие культуры. Этническое, национальное и общечеловеческое в культуре. Исторический процесс от монолога к диалогу культур. Восток и Запад: возможен ли между ними диалог культур. Специфика русской культуры и ее противоречивый характер. Роль России в мировом диалоге культур и поиск ею своей культурной идентичности. Типы цивилизаций. ^ Проблема человека в философии. Историко-философские подходы к определению сущности человека. Проблема человека в античной философии. Антропоцентризм Возрождения. Проблема человека в новоевропейской философии. Современное осмысление сущности человека. Экзистенциалистский подход. Антропосоциогенез. Единство природного и общественного в человеке. Личность и ее осмысление в западной философии. Роль объективного и субъективного в генезисе личности. Социализация личности как объекта и субъекта общественных отношений. Отчуждение и свобода, «быть или иметь» в жизни личности. Свобода и ответственность, прав и обязанности личности. Роль ценностных ориентаций в ситуации выбора в жизни личности. Саморазвитие личности. Проблема жизни и смерти. ^ История философско-правовой мысли. Философско-правовые взгляды в России. Философско-правовая онтология. Правовая реальность, ее сущностные характеристики. Правовые отношения и правовое сознание. Право и закон. Право и власть. Правовая культура. Философско-правовая аксиология. Право как общее благо. Право как свобода и ответственность. Право как равенство и справедливость. Свобода как ценность. Свобода и ответственность. Справедливость как основная правовая ценность. Философско-правовая гносеология. Границы и возможности познания правовой реальности. Методы познания в философии права. Герменевтика и толкование законов. Философско-правовая праксиология. Правовая деятельность как способ бытия правовой реальности. Правовая деятельность и управление. Антропологические основы права. Человек как правовое существо. Философский смысл и обоснование прав человека. |
![]() | Рабочая программа дисциплины ... | ![]() | Рабочая программа дисциплины Рабочая программа составлена на основании гос впо (спо) и учебного плана направления 350200 "Международные отношения" |
![]() | Рабочая программа учебной дисциплины «История дальнего востока россии» Рабочая программа составлена на основании типовой программы гос (фгос) впо и авторских разработок | ![]() | Рабочая программа дисциплины колумнистика в современной прессе блок... ... |
![]() | Рабочая программа учебной дисциплины ??? Гендерология и феминология Рабочая программа составлена в соответствии с гос впо по направлению подготовки 040101. 62 «Социальная работа», утвержденного 07... | ![]() | Рабочая программа дисциплины «Федеральные налоги и сборы с организаций» Федеральные налоги и сборы с организаций [Текст]: рабочая программа дисциплины. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп», 2012. – 56 с |
![]() | Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Экономика и инвестиции» Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и... | ![]() | Рабочая программа учебной дисциплины Место дисциплины в структуре... Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) согласно фгос впо |
![]() | Рабочая программа дисциплины Место дисциплины в структуре ооп подготовки бакалавров по направлению «Юриспруденция» | ![]() | Рабочая программа дисциплины психология (наименование дисциплины)... Рабочая программы составлена в соответствии с требованиями фгос впо с учетом рекомендаций и ооп впо по направлению и профилю подготовки... |