План: Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения. Предмет философии. Типы философского мировоззрения. Функции философии


НазваниеПлан: Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения. Предмет философии. Типы философского мировоззрения. Функции философии
страница1/18
Дата публикации17.03.2013
Размер2.37 Mb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Философия > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18




Лекция 1

ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ И МЕТОДЫ ФИЛОСОФИИ.
План:

  1. Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения.

  2. Предмет философии.

  3. Типы философского мировоззрения.

  4. Функции философии.

  5. Методы философии.


I. Как нам известно, человек в процессе эволюции, прежде всего умственной, начал дифференцировать природу как среду своего обитания. Предположительно с 5-4-го тысячелетия до н.э. возникли первые попытки человека осмыслить окружающий его мир – живую и неживую природу, космическое пространство, самого себя. Именно вследствие того, что человек стал воспринимать окружающий себя мир (животный и растительный мир, космос) как нечто отличное и противостоящее ему, у него началось формирование способностей осмысливать действительность, а затем и философствовать. Систему принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции людей называют мировоззрением. Структурообразующими элементами мировоззрения являются ответы на глубинные вопросы бытия – о возникновении мира и человека, явлений природы и общества, о природе сил, управляющих миром, о месте, предназначении человека в этом мире.

Субъектом (или носителем) мировоззрения является прежде всего социальная общность – народ, социальные группы, общество в целом, но также и отдельный человек. Каждая такая социальная общность отражает в своем мировоззрении в первую очередь тот мир, ту географическую среду, в которой она живет, особенности своего образа жизни. Мировоззрение отдельного индивида формируется под воздействием мировоззрения общества, социальных групп, в которые он входит. Вместе с тем мировоззрение всегда отличается личностным своеобразием, в котором находит свое выражение личный жизненный специфический опыт данного индивида.

Объяснение эмпирически данных явлений, идеалов, представлений о должном и желаемом включено в миропонимание. Подчеркивание эмоциональной стороны мировоззрения обозначается термином мироощущение (напр., оптимистическое, трагическое мироощущение).

Мировоззрение включает в себя не всю совокупность знаний, которыми располагает его субъект, а только определенную их часть, являющуюся наиболее значимой для субъекта и находящуюся глубоко в его познании.

Исторически первой формой мировоззрения является мифологический взгляд на мир (миф – предание, сказание; логос – слово, учение, понятие, закон). Миф – это общественное сознание и способ самовыражения древнего общества. Это наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, в которой соединены зачатки знаний, элементы верований, политических взглядов, различных видов искусства. Мифологический – это не значит полностью оторванный от реальной практики. В мифах содержатся попытки ответа на вопросы о происхождении и строении Вселенной, о важнейших явлениях природы, о мировой гармонии, о стадиях человеческой жизни, проблеме жизни и смерти.

Для мифологического мировоззрения характерны следующие черты:

  1. эмоционально-образная форма. Проявляется при передачи образа героев, богов, духов. Например, всем известен греческий образ подземного царства Мертвых - Аида, где Харон (лодочник) перевозит души умерших через реку Стикс;

  2. нерасчлененность сознания. Это означает отсутствие четких разграничений мира и человека – природа очеловечена. Мифология не разграничивает мир природы и человека. Человеческие черты переносятся на окружающий мир. Например, Боги неба гневаются, и поэтому идет дождь;

  3. отсутствие рефлексии. Рефлексия – это работа сознания, мысли человека над собственным сознанием: размышление над своими взглядами, психическим состоянием, их оценка, т.е. размышление над собственными размышлениями;

  4. утилитарная направленность. Решаемые мировоззренческие проблемы тесно связны с практическими задачами: на удачу, счастливую жизнь, защиту от голода, болезней, нужды и т.д.

На более высоком этапе развития человека, миф подвергается теоретической обработке. Тем самым, на смену мифу приходит религия. Религия есть форма мировоззрения, фундаментом которого служит вера в наличие тех или иных сверхъестественных сил, которые играют ведущую роль в окружающем человека мире и конкретно в судьбе каждого из нас. Важнейшими атрибутами религии являются вера, культ (внешняя форма проявления веры системой ритуалов и догматов), таинства. Характерными чертами религии являются:

  1. эмоционально – образная форма, дополненная понятийным аппаратом (создаются догмы о Троице, о непорочном зачатии и проч.);

  2. чувственно-наглядная форма восприятия. Переживание человеком в реальных эмоциях свое видение Бога, различных предметов, связанных с особенностями исповедуемого религиозного направления (во время проповедей люди плачут);

  3. отсутствие рефлексии.

Совершенно иным типом миропонимания, фундаментом для которого стали позиции разума, интеллекта, является философия.

Философия формировалась в борьбе с религиозно-мифологическим сознанием, она рационально объясняла мир. Для философии характерно отражение мира в теоретической, рационально-понятийной форме. В философии сформировался жесткий категориальный аппарат, например: логос, причинность, закон, идея, необходимость и т.д. Язык философии – не образы, не картинки, а категории, понятия. Философия все сводит к логичности, к доказательствам. Положения философии не просто утверждаются, а выводятся, доказываются в логически упорядоченной форме. Философия относится к рефлексивному типу мировоззрения.

«Чистые» типы мировоззрения практически не встречаются, во всяком случае, они редки и в реальной жизни образуют сложные и противоречивые сочетания.
II. Термин «философия» происходит от греческого «филео» (любовь) и «софиа» (мудрость) и означает любовь к глубоким теоретическим рассуждениям. Впервые термин употребил древнегреческий мыслитель Пифагор (ок. 580-500 г. до н.э.). Вначале философия включала в себя весь комплекс знаний о мире. Знание не было разделено по наукам и дисциплинам; оно было единым, синкретичным, т.е. включало в себя всю информацию о мире, его строении, о человеке, его месте в мире, о счастье, смысле человеческой жизни и т.д.

Староантичное понимание философии обозначало всю сумму внерелигиозных знаний и было тождественно понятию науки вообще. В античности науки в современном смысле этого слова не было, поэтому ее называли философией. Хотя понятие «философия» в античности также не соответствовало современному понятию «философия».

Традиционное понимание предмета философии связано с именем Аристотеля, который ее обозначил как учение о всеобщем, господствующую науку, науку наук.

Современное понимание предмета философии складывалось по мере накопления специальных научных знаний, выработки конкретных приемов исследования и развития представлений о закономерности отдельных областей природы.

Становление философии как самостоятельной науки связано с окончательным размежеванием философии и частных наук. Частные науки обрели самостоятельность и свой предмет. Механика, астрономия, физика, политэкономия, медицина, математика, химия – кон.

XVIII в., геология, биология, антропология, юриспруденция – XIX в. Однако каждая наука – это своего рода обрывок знания, а все науки в их простом сложении – это сумма обрывков. И только философия дает систему знания о мире как целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний, а интегрирует эти знания и строит целостную систему знаний о мире. Но что же изучает философия и чем она отличается от науки?

1) Почти за три тысячелетия существования истории философии появилось бесчисленное множество ответов на вопрос: Что изучает философия? Или, если поставить вопрос более научно: Каков предмет философии? Например, в начале нашей эры римский философ-стоик Сенека утверждал, что философия в первую очередь наука нравственная, обучающая людей правильному пониманию своего места в мире: «Мы не можем изменить мировых отношений. Мы можем лишь одно: обрести высокое мужество, достойное добродетельного человека, и с его помощью стойко переносить все что приносит нам судьба, и отдаться воле законов природы». Философия – это забота о смерти (Сократ); Философия – это важное (Плотин); Философия – это стремление к духовной цельности человеческого существа (В.С.Соловьев); Философия – это сознание вслух (Мамардашвили); Философия – это право человека на собственное сознание (Межуев).

Приведенные примеры показывают, насколько разнообразно понимание предмета философии. В то же время довольно ясно видно, что философия имеет как бы двоякое определение.

Первое. Философия – это определенный способ мышления вообще, при котором человек стремится познать сущностные проблемы бытия мира и возможности собственного мышления в познании мира.

Однако когда философский образ мышления систематизируется, когда философским размышлениям придается логическая стройность, когда эти размышления выражаются на языке специфических понятий и категорий, тогда философия становится близкой к науке. Поэтому возникает второе определение - Философия – это система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, уяснение разных форм отношения человек к миру.

2) Но можно ли назвать философию наукой? Споры по этому вопросу не утихают до сих пор. По нашему мнению, философия не есть наука. Потому что наука имеет дело с проблемами, а философия – с тайнами. Чем отличается проблема от тайны? Проблема разрешима, а тайна – нет. Каковы есть тайны? Тайна красоты полета птицы, любви, истины, добра, зла, происхождения человека и проч.

Поэтому философия представляет собой теоретический тип мировоззрения, опирается на науку, корректируется и развивается вместе с ней и сама оказывает влияние на развитие науки. Но задача философии не сводится к решению научно-познавательных задач. Сущность философии – в размышлениях над всеобщими проблемами в системе «мир – человек».

Подводя итог рассмотрения данного вопроса, отметим, что предметом философии является не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена на то, чтобы понять внутреннюю связь и единство частей мира.

Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология), о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология), учение о ценностях (аксиологию), учение о познании (гносеологию), этику, эстетику, теорию культуры и историю философии.
III. Решение данных теоретических вопросов в философии происходит в рамках размышлений об отношении материального и духовного. Акцентирование той или другой стороны проблемы явилось предпосылкой противостоящих философских концепций материализма и идеализма. Материалисты за первичное принимают нечто материальное (это могут быть натурально-вещественные предметы – дерево, металл, земля и т.д. или абстракция атома, или абстрактная материя); для идеалистов наоборот, материальное есть продукт духовного (идеи, знания, воли, абсолютного духа, бога и т.д.).

Среди разновидностей материализма выделяют:

метафизический материализм – характеризуется отсутствием логико-теоретической проработанности, обоснованности основных посылок и принципов. Материальная природа рассматривается как непосредственно данная, всегда равная себе, неразвивающееся целое, вращающаяся в одних и тех же вечных и ограниченных кругах. Постулируется принцип психофизического тождества;

вульгарный материализм – игнорирует социально-историческую природу сознания, трактуя последнее как непосредственное свойство мозга. Психические явления объявляются эпифеноменами физико-химических процессов ;

диалектический материализм – логическое выведение явлений психики и сознания из специфических материальных оснований (практики, состояний ЦНС).

Среди разновидностей идеализма выделяют:

объективный идеализм, представители которого считают, что духовное существует вне и независимо от сознания человека и природы,

субъективный идеализм, представители которого полагают, что предметы, действительность – творение человеческой психики, духовности.

Как было видно, каждая из этих концепций принимает за основу всего сущего (субстанцию) одно начало (либо идеальное, либо материальное) и поэтому называется монистическим учением, монизмом.

Философское учение, считающее, в противоположность монизму, материальную и духовную субстанции равноправными началами, называется дуализмом.

Философское учение, сопряженное с сомнением в возможности человека истинно познавать мир, называется агностицизмом.
IV. В философии выделяются следующие функции:

  1. Мировоззренческие, формирующие целостное представление об устройстве мира и месте в нем человека. К ним относятся:

  • гуманистическая (помогает преодолеть отчужденность, никчемность);

  • социально-аксиологичекая (помогает выработать общественный идеал);

  • культурно-воспитательная (способствует формированию у человека культуры личности: ориентации на истину, правду, доброту).

  1. Методологические. Философия использует всеобщий метод, ибо ее предметом исследования выступают наиболее универсальные принципы мышления, познания. Одной из таких функций является

  • логическая. Она заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, в логическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания;

  • гносеологическая. Выявляет наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется жизнь людей в целом.


^ V. Философия оперирует множеством методов. Наиболее распространенным методом является диалектика - научно-философский метод объяснения и описания наиболее общих законов развития природы, общества и человеческого сознания. Центральную роль в диалектике играет понятие о диалектическом противоречии. Последнее является источником изменения и развития объекта, источником его «самодвижения».

Наряду с диалектикой существуют иные методы мышления.

Герменевтика – метод прочтения и истолкования смысла текстов.

Софистика. Это совокупность многообразных видов аргументации, основанных на субъективистском использовании правил логического вывода ради сохранения и утверждения наличных положений и теорий, которые по тем или иным причинам, независимо от фактического положения вещей, признаются истинными, не подлежащими критике, пересмотру. Софизм – это произвольно выбранное рассуждение, построенное на таких альтернативах, которые заведомо выгодны софисту, так как с их помощью можно доказать все, что угодно.

Софистическая аргументация, берущая начало в античности, легла в основу европейского способа мышления.

Эклектика – методологический прием, не несущий познавательной нагрузки. Этот прием основан на использовании механически соединенных фактов и формулировок, поэтому заведомо ведет к ложному отражению мира.

Эклектика применяется в настоящее время в рекламе и пропаганде, в системах массовой коммуникации, находя основу в моде, привычках, традициях, стремлении к унификации и ряде других свойств человеческой психике, позволяющих при некотором опыте подменять логические основания сообразно с поставленной целью.

Метафизика – это метод, противоположный диалектическому. Метафизика как метод имеет ряд своих принципов:

  1. истина принимается как нечто конечное, застывшее, а не как процесс;

  2. утверждается, что все стороны познаваемого мира абсолютны;

  3. признается развитие, но не видится причина саморазвития, самодвижения; признаются изменения предметов, процессов количественно, но не качественно;

  4. все объекты рассматриваются вне связи друг с другом.

Термин «метафизика» относится к I в. до н.э. Им обозначали ту часть философского наследия Аристотеля, которая шла после физики. В философии средневековья метафизика служила теологии как ее теоретико-философское основание. В XVII в. (Декарт, Спиноза, Лейбниц и др.) метафизика выступала в тесной связи с естественнонаучным и гуманитарным знанием. Эта связь была прервана в XVIII в. В Новое время метафизика понимается как антидиалектика, как способ мышления односторонний, рутинный (вещи неизменны и независимы друг от друга). Термин «метафизика» как антидиалектика употребил Г.Гегель.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Похожие:

План: Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения. Предмет философии. Типы философского мировоззрения. Функции философии iconЭкзамен. Вопросы по философии понятие мировоззрения, его структура...
...
План: Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения. Предмет философии. Типы философского мировоззрения. Функции философии iconЛитература 5 тематический обзор 7
Основные типы мировоз­зрения. Структура мировоззрения. Мироощущение, мировосприятие, миропонимание. Жизненно-практический и теоретический...
План: Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения. Предмет философии. Типы философского мировоззрения. Функции философии iconТема Философия как социокультурный феномен
Проблема определения философии. Философия как мировоззрение. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции. Исторические...
План: Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения. Предмет философии. Типы философского мировоззрения. Функции философии iconЭкзаменационные вопросы по философии понятие мировоззрения. Структура мировоззрения
Категория сознания в истории философии. Субстанциальное и несубстанциальное понимание сознания
План: Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения. Предмет философии. Типы философского мировоззрения. Функции философии iconНазвание раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов
Проблема определения философии. Философия и мировоззрение. Становление философии как рационально-теоретического типа мировоззрения....
План: Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения. Предмет философии. Типы философского мировоззрения. Функции философии iconЭкзаменационные вопросы по философии
Мировоззрение, его структура и исторические типы. Специфика философского мировоззрения
План: Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения. Предмет философии. Типы философского мировоззрения. Функции философии iconВопросы для самоконтроля: 10
Лекция природа философского знания. Предмет философии. Основные вопросы философии. Философская сущность мировоззрения. Проблема метода...
План: Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения. Предмет философии. Типы философского мировоззрения. Функции философии iconПлан: Особенности философского знания. Основные проблемы философии. Основные типы мировоззрения
Философия греческого происхождения. «Фия» любовь, «софия»- мудрость, т е любовь к мудрости. Пифагор укрепил это понятие
План: Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения. Предмет философии. Типы философского мировоззрения. Функции философии iconЛекция природа философского знания. Предмет философии. Основные вопросы философии
Лекция природа философского знания. Предмет философии. Основные вопросы философии. Философская сущность мировоззрения. Проблема метода...
План: Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения. Предмет философии. Типы философского мировоззрения. Функции философии icon1. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия
Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница