Скачать 7.35 Mb.
|
www.koob.ru ![]() ![]() Что такое философия? Краткий очерк истории философии Философская картина мира Философия человека Философия деятельности Задачи и упражнения МОСКВА 2006 Балашов Л. Е. Философия: Учебник. 2-я редакция, с изменениями и дополнениями — М., 2006. — с. 664. Эта книга — изложение лекционного курса по философии с примечаниями и добавлениями. Курс основан на авторской концепции философии, изложенной в книгах «Мир глазами философа. Категориальная картина мира», «Практическая философия» и др. Этот курс читался автором в ряде вузов Москвы. Книга отвечает программным требованиям государственного образовательного стандарта по философии, предназначена для студентов и преподавателей высшей школы, для учащихся и учителей старших классов средних учебных заведений. Она может быть полезна всем, кто интересуется философией, кто ценит мысль, понимает ее значение для жизни. В конце книги даются задачи и упражнения по философии. Книга снабжена именным указателем. ^ ISBN Балашов Л. Е., 2006 г. С о д е р ж а н и е Для чего нужно изучать философию? 9 Раздел Первый. ВВЕДЕНИЕ 12 ГЛАВА 1. Что такое философия? 12 1.1. Любовь к мудрости 12 1.2. Предмет и «части» философии 17 1.3. Философский плюрализм, многообразие философских учений и направлений 20 1.4. Практическая философия 28 Раздел второй. Краткий очерк истории философии 31 ГЛАВА 2. Философия древнего мира и средневековья 31 2.1. Зачем нужно знать историю философии? 31 2.2. Протофилософия 32 2.3. Ранние греческие философы 32 2.4. Сократ 37 2.5. Платон 38 2.6. Аристотель 41 2.7. Киники 42 2.8. Древняя философия после Аристотеля 43 2.9. Философия средневековья 45 ГЛАВА 3. Философия XV-XVIII веков 48 3.1. Философия эпохи Возрождения (XV—XVI века) 48 3.2. Ф. Бэкон 50 3.3. Р. Декарт 51 3.4. Б. Спиноза 53 3.5. Т. Гоббс 55 3.6. Д. Локк 55 3.7. Г. Лейбниц 57 3.8. Дж. Беркли и Д. Юм 57 3.9. Вольтер и Руссо 59 3.10. Французские философы-материалисты XVIII в. 60 3.11. И. Кант 61 ГЛАВА 4. Философия в XIX веке 65 4.1. Гегель 65 4.2. Послегегелевская философия 69 4.3. О. Конт 70 4.4. Л. Фейербах 71 4.5. Марксистская философия 72 4.6. А. Шопенгауэр 82 4.7. С. Кьеркегор 83 4.8. Ф. Ницше 83 ГЛАВА 5. Русская философия XIX – XX веков 89 5.1. Общая характеристика русской философии 89 5.2. Западники и славянофилы 91 5.3. П. Я. Чаадаев 92 5.4. В. Г. Белинский и А. И. Герцен 93 5.5. В. С. Соловьев 94 5.6. Н. А. Бердяев 95 5.7. Русский космизм 96 5.8. В. И. Ленин 97 ГЛАВА 6. Философия ХХ века 97 6.1. З. Фрейд 97 6.2. Феноменология 98 6.3. Экзистенциализм 99 6.4. Прагматизм 100 6.5. Логический позитивизм и аналитическая философия 100 6.6. К. Поппер 101 6.7. Психоделический мистицизм Карлоса Кастанеды. 102 6.8. Постмодернизм 103 6.9. Современная философская мысль 104 Раздел третий. Философская картина мира 106 ГЛАВА 7. Философское понимание мира 106 7.1. Картины мира 106 7.2. Бытие, существование 111 7.3. Духовное и материальное (идеальное и реальное) 115 7.4. Источники построения категориальной картины мира 115 7.5. Категориальная структура мира 117 7.6. О категориальном детерминизме 118 7.7. Категориальная картина мира 121 7.8. Соответствия и антисоответствия между категориями 135 7.9. Материя и движение 139 ГЛАВА 8. Материя 141 8.1. Структура материи 141 8.2. Качество 147 8.3. Количество 150 8.4. Мера 158 8.5. Виды материи 162 8.6. Тело 164 8.7. Целое, строение, часть; система, структура, элемент 165 8.8. Виды тела 171 8.9. Группа (групповая материя) 172 8.10. Мезоматерия 175 8.11. Органические виды материи: организм, сообщество 176 ГЛАВА 9. Движение 179 9.1. Общая характеристика движения 180 9.2. Пространство 185 9.3. Время 188 9.4. Виды движения 191 9.5. Развитие 198 ГЛАВА 10. Противоречие 204 10.1. Общая характеристика противоречия 204 10.2. Структура противоречия 208 10.3. Внутренние и внешние взаимодействия (связь и столкновение) 215 10.4. Основные характеристики внутренних и внешних противоречий (взаимопереход и необратимый переход противоположностей) 222 10.5. Сложные (органические) противоречия 227 10.6. Гармонические и антагонистические противоречия 227 10.7. Золотая середина 230 10.8. Противоречия в мышлении 232 ГЛАВА 11. Становление 235 11.1. Общая характеристика становления 235 11.2. Становление и развитие 238 11.3. Возможность 242 11.4. Действительность 248 11.5. Закон и явление 250 11.6. Причина — действие — следствие 254 11.7. Вещь — свойство — отношение 261 11.8. Сущность 265 11.9. Форма и содержание 269 11.10. Старое и новое 271 11.11. Эволюция и революция 274 Раздел четвертый. Философия человека 279 ГЛАВА 12. Учение о человеке (философская антропология) 279 12.1. Что такое человек? 279 12.2. Человек-общество-природа 280 12.3. Сущность человека 281 12.4. Происхождение человека 284 12.5. Организация человека 286 12.6. Типология человека 287 ГЛАВА 13. Жизнь, смерть, бессмертие 290 13.1. Жизнь. Смысл и цель жизни 291 13.2. Смерть и бессмертие 296 13.3. Живая связь смертности и бессмертия 302 13.4. Как мы “делаем” бессмертие? 305 13.5. Потенциальное бессмертие 311 13.6. Актуальное бессмертие (жить настоящим, в настоящем) 316 13.7. Активное долголетие 318 13.8. Конечность и бесконечность существования в перспективе жизни 325 13.9. Человеческое счастье 329 13.10. Любовь 334 13.11. Человеческий смысл творчества 345 ГЛАВА 14. Гуманизм, либерализм и свобода 347 14.1. Гуманизм — философия человечности 347 14.2. Либерализм 351 14.3. Cвобода 356 ГЛАВА 15. Учение об обществе (социальная философия) 372 15.1. Общество — взаимодействие людей 372 15.2. Структура общества 373 15.3. Государство 375 15.4. Социальные группы (семья, коллектив, слой, этнос, нация) 383 15.5. Патриотизм, национализм, шовинизм 384 15.6. Отношения между людьми. Справедливость 385 15.7. Коллективизм и/или индивидуализм 387 15.8. Критика идей социализма и коммунизма 390 15.9. Мораль, право, политика 397 15.10. Золотое правило поведения 398 15.11. Добро и зло 407 15.12. Об эгоизме, альтруизме и нормальном поведении 417 15.13. О культуре поведения 421 15.14. Культура 424 15.15. Наука 428 15.16. Искусство 429 15.17. Религия 430 Об атеизме и свободомыслии 435 Мистика 436 15.18. Цивилизация 440 15.19. Современность, история и будущее человечества. Глобальные проблемы. 441 Раздел пятый. ФИЛОСОФИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Формы и методы человеческой деятельности. Философская методология 461 ГЛАВА 16. Деятельность, субъект, объект 461 16.1. Деятельность 462 16.2. Целесообразность, целеполагание, целенаправленность 468 16.3. Цель, средство, результат 469 16.4. Субъект и объект 473 16.5. Виды человеческой деятельности 477 16.6. Труд, отдых, игра, творчество 482 16.7. Психика 484 16.8. Сознание 489 16. 9. Воля 491 16.10. Язык 492 16.11. Опыт 493 ГЛАВА 17. Мышление 494 17.1. Как мы думаем? 494 17.2. Способности мышления 496 17.3. Качества мышления (хитрость, мудрость) 505 17.4. Рассудок (дедуктивная логика) 507 17.5. Вероятностное мышление 512 17.6. Ум (интуиция) 514 17.7. Разум (диалектическое мышление) 517 17.8. Категориальный строй мышления 528 17.9. Здравомыслие, здравый смысл (норма в мышлении, нормальное мышление) 544 ГЛАВА 18. Творчество 556 18.1. Жизнедеятельность 556 18.2. Сущность творчества 556 18.3. Познание 560 18.4. Индивидуальное и коллективное познание 568 18.5. Формы индивидуального познания 569 18.6. Наука (коллективное познание) 570 18.7. Рост научного знания. Научный прогресс, научные революции 575 18.8. Практика 576 18.9. Игровая деятельность 582 18.10. Искусство (художественная деятельность) 583 18.11. Спорт 585 ^ К разделу «Введение. Что такое философия?» 588 К разделу «История философии» 589 К разделу «Философская картина мира» 590 К разделу «Философия человека» 592 К разделу «Философия деятельности» 599 Разное 602 Пояснения и методические рекомендации 605 Литература 607 Книги автора 608 Указатель имен 610 Предметный указатель 613 ^ 1. Философствует каждый и каждый решает для себя жизненно важные, поистине философские проблемы (об отношении к миру, о смысле и цели жизни, выборе профессии, о добре и зле и т. д. ). Так не лучше ли вместо того, чтобы блуждать в лабиринтах проблем, поучиться философии у других?! Представьте себе, что Вы учитесь кататься на лыжах. Снег глубокий и рыхлый — и Вы с трудом переставляете ноги, но рядом кто-то проложил лыжню — и Вы становитесь на нее, и двигаться сразу легче. Вы постепенно осваиваете технику хода, а потом уже можете идти самостоятельно, своей дорогой, но у Вас уже гораздо меньше шансов провалиться в снег или остановиться. Так и в философии.1 2. Философия — коллективный разум людей. Быть на «ты» с коллективным разумом так же важно, как и обладать разумом. А разум — концентрированное выражение человека. Не случайно ученые-биологи называют человека «homo sapiens», человеком разумным. Благодаря философии человек начинает ощущать себя гражданином мира, становится как бы вровень с человечеством и даже с миром в целом. 3. Философия помогает человеку осознать себя в полном смысле человеком (не мужчиной или женщиной, не представителем той или иной национальности, религиозной конфессии или специалистом-профессионалом). Она, в частности, помогает специалисту преодолевать свою профессиональную ограниченность, односторонность, т. е. защищает специалиста от того, что называют профессиональным кретинизмом (ограниченностью, узостью). Вспомним, что по этому поводу говорил Козьма Прутков: специалист подобен флюсу, полнота его одностороння. Человек должен быть всесторонне образованным, культурным, развитым. Это достигается изучением наук по специальности, чтением научно-познавательной, художественной литературы, газет, журналов, развитием музыкального и художественного вкуса, практических навыков и умений... Философия стоит как бы в центре всего этого потока образовательных и воспитательных задач. В 18 веке прусский министр Цедлиц «внушал своим подчиненным уважение к философии»; «студент должен усвоить, полагал министр, что после окончания курса наук ему придется быть врачом, судьей, адвокатом и т. д. лишь несколько часов в сутки, а человеком — целый день. Вот почему наряду со специальными знаниями высшая школа должна давать солидную философскую подготовку» (см.: А.Гулыга. Кант. М., 1977. С. 95). 4. Благодаря философии необыкновенно расширяется умственный кругозор, появляется и/или увеличивается широта мышления. Последняя помогает человеку понять-понимать других, учит терпимости, толерантности, учит не бояться чужого, т. е. защищает от ксенофобии. 5. Философия прививает вкус к отвлеченному, абстрактному мышлению и не в меньшей степени, чем математика. Философская абстракция, в отличие от математической, наполнена жизненным смыслом; она не отвлечение от многообразного, а единство многообразного. Достаточно упомянуть такие абстракции, как «мир в целом», «пространство», «время», «материя», «дух». 6. Философия сообщает человеку то, что называют твердостью, неустрашимостью духа. Благодаря ей человек избавляется от опасного чувства муравья, мечущегося без какого-либо смысла между гигантскими корнями деревьев. 7. Философия развивает мысль, способность мыслить. Изучение философии — настоящая школа творческого мышления. 8. Философия учит критичности, критическому мышлению. Ведь первое условие философствования: ничего не принимать на веру. В этом своем качестве философия помогает избавиться от предрассудков и заблуждений. |
![]() | Задачи и упражнения по философии москва 2003 Эта книга — изложение лекционного курса по философии с примечаниями и добавлениями | ![]() | Балашов Л. Е. Философия: Учебник. 3-е изд Философия: Учебник. 3-е изд., с исправлениями и дополнениями — М., 2008. — с. 664 |
![]() | Программа лекционного курса введение Хронологические рамки и периодизация новейшей истории стран Европы и Америки. Структура и задачи лекционного курса. Документальное... | ![]() | Об утверждении Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов... Санитарных правил и норм №14-31-95 «Санитарные правила и нормы устройства и содержания детских дошкольных учреждений» с изменениями... |
![]() | Надежда алексеевна ионина Иерусалима. С тех пор сокровища и документы с дополнениями и добавлениями, и не без потерь, не один раз меняли своих владельцев:... | ![]() | Учебное пособие. М., 1995. История западноевропейской философии:... История философии: Учебник / Ч. С. Кирвель и др. Под ред. Ч. С. Кирвеля. – Мн., 2001 |
![]() | Нормы расходов топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте (извлечение)1 С изменениями и дополнениями, внесенными приказом Мининфраструктуры от 24. 01. 2012 г. №36 | ![]() | Методические указания по самостоятельной подготовке студентов-заочников... В-третьих, изучение курса философии требует определенной интеллектуальной подготовки человека, влияющий на уровень развития его познавательных... |
![]() | Закон Республики Казахстан от 1 июля 2003 года №446-ii Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств(с изменениями и дополнениями по состоянию... | ![]() | Задания Российского финала (очного тура) тюе Примечание: задания составлены на основе заданий заочного конкурса с некоторыми изменениями и дополнениями |