Скачать 69.67 Kb.
|
Каковы исторические корни обучения и воспитания детей с нарушением слуха? Первые высказывания о возможности обучения глухих содержатся в сочинениях Аристотеля Обучил устной речи двенадцать неслышащих учеников, пользуясь языком жестов, письмом и дактилологией, испанский монах-бенедиктинец П. Понсе де Леон (1508—1584). В XVI в еке ита льянский философ, врач и математик Дж. Кардано (1501—1576) упоминал о способе усвоения речи с помощью ее письменной формы. В это же время в Испании были сделаны первые попытки использования дактилологии (своеобразная форма речи, при которой слова воспроизводятся пальцами рук) для обучения глухих детей. В 1620 году испанский ученый X. П. Бонет издал первое в истории сурдопедагогики методическое пособие «О природе звуков и искусстве научить глухонемого говорить». В XVIII веке начинает формироваться система обучения и воспитания детей с нарушением слуха. Первое в мире училище для глухих — Парижский национальный институт — было учреждено в 1770 году французским сурдопедагогом Ш. М. де л'Эпе. Для обучения неслышащих использовался мимический язык глухонемых. Немецкий сурдопедагог С. Гейнике разработал другую систему обучения — устный метод, основанный на устной форме словесной речи. В 1864 году А. Линкольн, президент США, утвердил решение Конгресса о финансировании первого в мире высшего учебного заведения для неслышащих (Галлоудет-колледж). На Руси воспитание глухих детей осуществлялось вместе со здоровыми с XI века в монастырских школах. А с конца XVIII века в системе общественного призрения организовывались разнообразные учреждения, в которых глухие дети обучались в особых группах. Первые специальные учреждения для. глухих в России были открыты в 1806 году в Павловске (в 1810 году переведено в Санкт-Петербург) и в 1834 году — в Москве. К началу XX века сложилась отечественная система обучения детей с недостатками слуха (вместе с глухими обучались слабослышащие и позднооглохшие). Значимыми вехами российской сурдопедагогики является открытие в 1900 году в Москве Н. A. Pay и Ф. A. Pay первого в Европе детского сада для детей с нарушением слуха, основание в 1930 году Е. Ф. Pay первых яслей, в которых обучение начиналось с полутора лет, а консультирование младенцев — с трехмесячного возраста; создание в 50—60-е годы Б. Д. Корсунской государственной системы обучения дошкольников. Русские сурдопедагоги В. И. Флери, Г. А. Гурцов, А. Ф. Остроградский, Н. М. Лаговский и другие рекомендовали наряду с устной речью обучать детей жестовой речи и письму. Большое значение придавалось развитию познавательных возможностей глухих детей, а также их нравственному воспитанию. Теория и практика дифференцированного специального образования для детей, имеющих разную степень нарушения слуха и соответствующий уровень речевого развития, оформились во второй половине XX века. Нормативно-правовая база специального образования в нашей стране обеспечивает возможность существования различных видов специальных дошкольных и школьных учреждений образования, разных форм оказания коррекционно-педагогической помощи детям с нарушением слуха. Любой ребенок, независимо от степени поражения слуховой функции и уровня развития речи, должен и может найти свое место в образовательной среде. Обучение и воспитание детей с нарушением слуха осуществляется на всех уровнях образования. Форму обучения ребенка с нарушением слуха, вид учреждения образования выбирают родители с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). При этом важно учитывать готовность ребенка с нарушением слуха к той или иной форме получения образования. Каковы основные положения обучения и воспитания детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями психофизического развития? Необучаемых детей нет, но возможности обучения и учебные продвижения — разные. Каждый ребенок с тяжелыми и (или) множественными нарушениями психофизического развития имеет свой собственный темп и ритм развития, но вместе с тем имеет и большое количество ограничений. В настоящее время дети этой категории получают абилитационное образование. Важнейший принцип обучения этих детей — принцип расширения социальных связей. Максимально возможное развитие детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями психофизического развития в процессе обучения может быть достигнуто при условии наиболее раннего начала коррекционной работы, адекватного подбора программ и методов обучения, соответствующих возрасту ребенка и особенностям нарушения, а также при благоприятной обстановке в семье, тесной связи специального учреждения образования с семьей. Образование детей с тяжелыми и _ (или) множественными нарушениями психофизического развития исследователи признают инновационным. В организации обучения таких детей актуальными являются телесно- ориентированное обучение (воздействие через тело, при котором прикосновение успокаивает ребенка, помогает установить контакт, снять напряжение); сенсомоторная стимуляция, полимодальность обучения, формирование бытовой самостоятельности, поддерживающее общение, развитие эмоций, обучение действия с предметами. Обязательным является требование комплексного подхода к обучению [129; 131; 132]. Организация учебного процесса детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями психофизическою рпзиишя должна отвечать по крайней мере двум основным требованиям: стимулировать ведущие сенсорные системы ребенка и на основе выполнения репродуктивных действий включать ребенка в совместную деятельность со взрослым. Исследователь Т. JI. Лещинская рассматривает цели и задачи образования этой категории детей в следующем контексте [131]:
Таким образом, цель всей коррекционно-педагогической работы с детьми с мгжелымп и (пли) miiovkcciвенными нар\ шепиимн психофизического развития — их социальная адаптация. Особое значение в образовании детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью имеет сенсомоторное обучение и воспитание, которое обеспечивает сенсомоторные интеллектуальные реакции (выделение существенного, расчленение действия и т. д.). Организационными формами образования детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью в нашей стране являются:
При обучении детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями психофизического развития Т. В. Варенова рекомендует обращаться к опыту кондуктивной педагогики детей с церебральным параличом, общие принципы которой сформулировал венгерский ученый-практик Андраш Пето (1893—1967). Среди них особое место занимают следующие:
Эта методика позволяет осуществить взаимосвязь в развитии моторики, речи и произвольной регуляции поведения.Родителям, воспитывающим ребенка с тяжелыми и (или) множественными нарушениями психофизического развития, следует сосредоточить внимание не на механических, неосмысленных «знаниях», а на подготовке ребенка к жизни в обществе, посильном для него труде. С этой целью им нужно рекомендовать упражнения по развитию общей и мелкой (моторика рук и пальцев) моторики, самообслуживанию, учить ребенка выполнять простые практические инструкции, развивать элементарные трудовые навыки. Необходимо воспитывать навыки культурного поведения, умение общаться с людьми. В работе с детьми с тяжелыми и (или) множественными нарушениями психофизического развития широко используется музыкальная терапия, включающая танцы, двигательные и ритмические упражнения, массаж (контактный и бесконтактный), дыхательные упражнения, восприятие и исполнение музыки. Результативность процесса обучения мой какчории детей обеспечивается соблюдением ряда педагогических условий:
|
![]() | Деятельность выдающихся ученых-педагогов в первые годы Советской власти Н. К. Крупская. Выдающуюся роль в развитии сурдопедагогики 20-х годов, обновлении методов обучения и воспитания детей с недостатками... | ![]() | 10. Закономерности психического развития лиц с нарушениями слуха Медицинская классификация детей с нарушениями слуха (по Л. В. Нейману) педагогическая классификация детей с нарушениями слуха (по... |
![]() | Урок как основная форма обучения учащихся специальной (коррекционной)... ... | ![]() | Фонематический слух Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам |
![]() | Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет К 60 Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Сценарии 32 учебно-игровых занятий. Издание 2-е, доп и испр М.: Издательство... | ![]() | Кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики Темы контрольных... Особенности эмоционально – волевой сферы у детей с тяжелым нарушением речи (тнр) |
![]() | Педагогическая психология в системе наук о человеке. Объект, предмет.... Фундаментальная наука, изучающая закономерности психического и личностного развития человека в условиях обучения и воспитания | ![]() | Оглавление введение глава 1 теоретические основы физического воспитания... Вопросы физического воспитания детей дошкольного возраста в современной научной литературе |
![]() | 1 Предмет и задачи специальной психологии Специальная психология — наука о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах,... | ![]() | Психология Во-вторых, этот уровень находится в непосредственной связи с применяемыми методами обучения и воспитания, дальнейшее совершенствование... |