Становление истории философии как науки


Скачать 403.65 Kb.
НазваниеСтановление истории философии как науки
страница1/3
Дата публикации01.07.2013
Размер403.65 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Философия > Документы
  1   2   3

  1. Становление истории философии как науки


Философия — особая форма познания мира, система взглядов по наиболее общим проблемам бытия и познания, и прежде всего по вопросу об отношении мышления к бытию, духа к природе, составляющему ее основной вопрос. Философия — одна из форм общественного сознания, принадлежит к идеологической надстройке и в классовом обществе выражает мировоззрение определенного класса. Вместе с тем философия всегда осуществляет познавательные (и в той или иной мере эвристические) функции и по мере своего развития становится самостоятельной наукой, которая имеет свой предмет, изменяющийся в ходе развития общества и научного знания. Предмет марксистско-ленинской философии, т. е. диалектического материализма, — наиболее общие законы развития природы, общества и мышления.
Основной вопрос всякой философии имеет две стороны. Первая его сторона — это вопрос о том, что первично — материя или дух, бытие или мышление. Философы, считающие материю, природу, бытие первичным, а дух, сознание, мышление вторичным, относятся к лагерю материализма. Философы, утверждающие, что первично сознание, мышление, дух (или, как считают многие из них, бог), относятся к лагерю идеализма. Другая сторона основного вопроса философии — вопрос о том, познаваем ли мир, могут ли представления и понятия людей быть объективной истиной или мир непознаваем и объективной истины во взглядах людей быть не может. Материализм признает принципиальную познаваемость мира и рассматривает познание как отражение внешней действительности. Идеалисты в тех случаях, когда они признают познаваемость мира, отрицают, что в сознании людей отражается объективная реальность. Значительная часть идеалистов являются агностиками, т. е. отрицают познаваемость мира. Агностицизм представляет собой попытку отказаться от решения основного вопроса философии, занять промежуточную позицию между материализмом и идеализмом.
Философия возникла около трех тысяч лет назад в странах Древнего Востока. Уже в древности в философии образуются два противоположных направления: материализм и идеализм. Наряду с противоположностью материалистического и идеалистического мировоззрения в ходе развития философии возникают два противоположных подхода к познанию мира: диалектический и метафизический методы мышления.
Диалектический метод рассматривает все явления как находящиеся во взаимной связи, в процессе развития и изменения, раскрывает обусловливающие этот процесс внутренние противоречия и их борьбу. Метафизический метод, имевший, по словам Энгельса, «в свое время великое историческое оправдание», ограничивается по преимуществу анализом и классификацией предметов и явлений вне их взаимной связи и развития, рассматривает их как изменяющиеся главным образом количественно, свободные от внутренних противоречий и борьбы между ними. Диалектика и метафизика представляют собой, таким образом, не только различный подход к действительности, но и различное ее истолкование.
История философии как наука всегда занималась и занимается исследованием возникновения и развития учений, дающих то или иное решение проблем философии, то или иное материалистическое или идеалистическое, диалектическое или метафизическое объяснение общих законов бытия и познания.
Предмет марксистской истории философии как науки — это история возникновения и решения философских проблем и прежде всего история формирования и развития основных философских направлений — материализма и идеализма, их взаимной борьбы и тесно связанная с ними история становления, развития и взаимной борьбы диалектики и метафизики. При этом марксистская история философии в первую очередь исследует развитие материалистической философии в ее борьбе с идеализмом, смену одних форм и видов материализма другими, а также зарождение, возникновение, развитие диалектики и ее борьбу с метафизикой. Поскольку философия есть определенная, специфическая форма познания действительности, выражаемая в логических категориях, философских понятиях и идеях, история философии исследует также зарождение, возникновение и развитие важнейших категорий познания. Марксистская история философии уделяет особое внимание исследованию и изучению возникновения и развития диалектического материализма, который является научно-философской системой, методом познания и революционного преобразования мира, философской основой научного мировоззрения рабочего класса и других сил, борющихся за социализм.
В процессе исторического развития философии менялся круг вопросов, которыми она занималась, в результате чего изменялись предмет философии и его понимание. Так, в эпоху рабовладельческого общества еще не существовало обособленных, частных наук о природе и обществе, об отдельных формах движения материи и философия представляла собой теоретическое знание вообще и первоначально его фактически единственную форму. В дальнейшем, с возникновением частных наук, происходит размежевание между ними и философией, отпочкование их от философии. Развитие знаний и их дифференциация вели к тому, что философия постепенно переставала выступать в роли всеобъемлющей «науки наук» и предметом ее изучения оставались наиболее общие вопросы бытия и познания. Научная философия современности — диалектический материализм — изучает наиболее общие законы развития действительности и их отражение в человеческом мышлении.
Как бы ни изменялся круг вопросов философии, а следовательно и сам предмет философии, на всех ступенях истории мысли человечества были и ныне остаются общие для всех философских учений проблемы бытия, познания, человеческой жизни, составляющие в большей или меньшей мере предмет всех философских теорий.
Философы всегда так или иначе отвечали на вопросы о том, существуют ли природа, мир сами по себе, т. е. материальны ли они, или зависят от чего-либо «потустороннего», представляют собой его «отблеск»; вечен ли мир, или он сотворен духом, божеством; находятся ли мир, природа в движении, изменении, развиваясь по своим объективным, независимым от сознания, духа законам, или таких объективных законов нет, а движение, изменение в мире зависят от вмешательства извне, от духа, бога или от сознания людей, от их разума, воли и т. д. Все эти и многие другие вопросы, которые в старых, домарксистских философских учениях принято было называть онтологическими, всегда входили и входят в круг вопросов философии.
В центре внимания философии был и остается ныне как важнейшая проблема философии вопрос об отношении человека к миру, неразрывно связанный с основным вопросом философии и решаемый в процессе практической и теоретической деятельности человека, которая, как правило, носит общественный характер и в конечном счете обусловлена способом материального производства, господствующим в обществе.
Развитие науки и самой философии с необходимостью вело к возрастанию значения гносеологической проблематики, т. е. во- просов, относящихся к процессу познания. Таковы, в частности, проблемы соотношения мышления и бытия, наших представлений о мире и реального мира, проблемы субъекта и объекта, вопросы о путях и средствах, ступенях, формах, методах познания действительности, об истине и ее критерии и т. д.
Философы всегда применяли те или иные методы познания, подходили к явлениям мира, к их объяснению с позиций диалектики или метафизики. Следовательно, вопросы о том или ином подходе к явлениям материального мира и познания, о способе их объяснения, о методах познания действительности, т. е. методологические вопросы, также входили и входят в круг вопросов философии, составляют ее предмет.
Философское мышление есть логическое мышление, оно предполагает определенные логические формы, категории, понятия, в которых мышление осуществляется, законы, по которым развивается человеческое мышление; вопросы логического мышления были и остаются неотъемлемой составной частью предмета философии.
В прошлые эпохи истории науки и философии, когда уровень развития естествознания был еще невысоким, а сведения, доставляемые различными науками о природе, были разрозненными и отрывочными, некоторые философы пытались, не опираясь на данные естествознания, решить вопрос о законах, по которым живет природа, найти связь между отдельными явлениями природы и т. д. Эти «натурфилософские» проблемы до середины XIX в. входили в круг вопросов философии. По мере развития естественных наук, особенно после великих открытий естествознания XIX в., необходимость в «натурфилософских» объяснениях явлений природы отпала. На смену им пришло философское обобщение достижений естественных наук, раскрывших законы природы, действительные связи между явлениями. Предметом философии в сфере познания природы стало выяснение наиболее общих закономерностей перехода одних форм движения материи в другие, их взаимных связей, исследование объективной диалектики природы, диалектического характера законов естественных наук, изучение логики научного познания в сфере естествознания. Эти общие философские вопросы естествознания ныне также входят в предмет философии.
Будучи выражением мировоззрения тех или иных классов, общественных групп, философские учения выясняют, каковы основы общественной жизни и почему она изменяется, развивается ли общество, подчиняясь объективным законам, независимым от воли людей, или это развитие зависит от воли и сознания людей, от божества или других сверхъестественных сил и т. д. Философия всегда занималась вопросами о месте человека в обществе и его назначении, о «смысле» истории, о том, каковы ее движущие силы, куда идет общество, каково его будущее и т. п. Эти и другие важнейшие вопросы, которые в домарксистских философских системах были предметом так называемой философии истории, также относятся к предмету философии.
В круг вопросов философии в прошлом входили и в известной мере входят и ныне вопросы социологии (о сущности, закономерностях и структуре общественной жизни, о соотношении между материальными и духовными ее элементами, об отношениях и взаимосвязях между людьми, между личностью и обществом и т. д.), этики (об основных принципах морали, законах нравственности) и эстетики (о сущности прекрасного, об отношении искусства к действительности и т. д.).
Таким образом, если различные формы движения материи и закономерности их развития изучаются конкретными естественными науками (физика, химия, биология и др.), а различные стороны общественной жизни и закономерности их развития исследуются конкретными общественными науками (политическая экбномия, правовые науки, искусствоведение и др.), то философия призвана давать ответ на наиболее общие вопросы бытия и познания. Историческое развитие взглядов людей по этим вопросам составляет предмет истории философии. 

^ 2. Проблема происхождения философии. Основные философские проблемы и направления. 

    Философия - это такая область духовной деятельности, которая основывается на особом, философском типе мышления, лежащем в основе философского познания, и на самостоятельности предмета философии. Философия не обладает таким же предметом как например естеств. науки, в том смысле, что предмет философии не локализован в пределах той или иной конкретной области знания как например биология, геология... Однако предмет у философии есть, и принципиальная невозможность указанной его локализации составляет его специфическую особенность.

    Эта та область дух. деятельности человека, в основании которой лежит рефлексия над самой деятельностью и, следовательно, над ее смыслом, целью и формами и в конечном счете над выяснением сущности самого человека как субъекта культуры, то есть сущностных отношений человека к миру.

    Философия возникла с перенесением основного внимания на человека в его отношении к миру, т.е. на человека, познающего, преобразующего и творящего мир. С течением истории конкретное наполнение этой общей специфики философского предмета неоднократно обновлялось, наполнялось новыми смысловыми нюансами, но всегда в основе философского знания лежала установка на выяснение связи между человеком и миром, т.е. на выяснение внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком.

    Философия - это, таким образом, не просто новая дисциплина, а еще и специфический тип мышления и даже своего рода философский эмоциональный настрой, система мировоззрения чувств.

    Имеется ли внутреннее деление философской проблематики, в целом ориентиованной на выявление отношеий человека с миром? Еще в античности такое деление было намечено, хотя оно и не совпадает с соврем. структкрой философского знания, и прежде всего потому, что античная философия включала в себя тот состав знания, который в последствии отошел к естественным наукам.

    И все же уже в античности говорилось о ОНТОЛОГИИ - учении о бытии и о ГНОСЕОЛОГИИ или ЭПИСТЕМОЛОГИИ - учении о познании, и о ЛОГИКЕ - учении о формах мышления.

    Философские вопросы. Является ли сладость объективным свойством сахара или это лишь субъективное ощущение человека?  Принадлежит ли красота предмету природы, людям... или она продиктована чувством прекрасного, человеческой способностью воспринимать красоту? Вопрос о человеческой свободе. Связан ли прогресс общества лишь с объективными показателями темпов экономического развития или же включает и субъективные, человеческие аспекты? Все эти вопросы затрагивают одну общую проблему: соотношение бытия и сознания, объективного и субъективного, мира и человека.

    Бертран Рассел: “разделен ли мир на дух и материю, а если да, то что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи, или он обладает независимыми способностями? Имеет ли вселенная какое либо единство или цель? Развивается ли вселенная по направлению к какой либо цели? Действительно ли существуют законы природы, или мы просто верим в них благодаря лишь присущей нам склонности к порядку? Нужно ли добру быть вечным, чтобы заслуживать высокой оценки, или же к добру нужно стремиться, даже если вселенная неотвратимо движется к гибели? Исследовать эти вопросы, если не отвечать на них, - дело философии.”

    Большая многоплановая проблема “ мир-человек”, по сути, выступает как универсальная и может рассматриваться как всеобщая формула, абстрактное выражение практически любой философской проблемы. Вот почему она может быть в определенном смысле названа основным вопросом философии.

    Специфика философского знания. Основные способы философствования.

    Философия имеет ряд аспектов. Прежде всего, ее интересуют проблемы бытия. Что такое сущее и имеет ли смысл существующий мир? Можно ли, изучая человека, выйти на тайны бытия? Раскрываются ли в человеке истоки существования?

    Для Аристотеля бытие - главная философская проблема, и ею должна заниматься метафизика. Поскольку для него первичен божественный разум, форма форм, постольку проблема бытия приобретает умозрительный характер.

    Первый аспект философии - онтологический. Под влиянием естествознания в XVIII веке Кант доказал, что метафизика как учение о потустороннем (трансцендентном) невозможна. С этого момента учение о бытии разрабатывается онтологией. Проблему бытия самым тесным образом связывают с научным и жизненным опытом, с границами и возможностями познания действительности.

    Второй аспект философии - антропологический. Он формировался за счет осознания особенностей бытия человека, его особой предметности. Для него характерно активное отношение к природе, на базе которого формируются только ему присущие потребности и способности. Потребности должны быть удовлетворены. И для их удовлетворения служат способности.

    В конце XIX века немецкий философ Р. Лотце выделяет ценность как особую сферу реальности. Ценности нужны обществу для удовлетворения его потребностей. Ценностный подход был ранее прерогативой религии, но уже античные мыслители, не выделяя понятия «ценность», в рамках этических размышлений задумывались о природе и происхождении основных ценностей и об их содержании.

    С момента своего становления философия обращает внимание на соотношение материально-вещественных и нравственно-религиозных ценностей, материального богатства и научных знаний. Один из древнегреческих мудрецов Аристипп говорил: «Лучше быть нищим, чем невеждой: если первый лишен денег, то второй лишен образа человеческого».

    Для древнегреческих философов особое значение в качестве ценностей имели истина, добро и красота. Их интересовали основы этих ценностей.

    Религиозно-христианская мысль в качестве незыблемой основы ценностей предложила Бога, а главной ценностью - спасение души.

    Философия Нового времени должным образом оценила эту ориентацию на вымышленный, сверхъестественный мир. Стремление людей спасти свои души имеет оборотной стороной презрение к материальным ценностям, своему здоровью, продолжению рода, труду и познанию.

    Конечно, мы не можем свести философию только к теории ценностей - аксиологии, но следует признать, что ценностный аспект философии и в частности -  этика - ценностная ее сторона, которую никак не следует отдавать на откуп религии.

    Третий аспект философии - познавательный (гносеология). Как человек может познавать мир, с помощью каких методов и средств?        

   Еще в античном мире сформировался скептицизм. Его сторонники сомневались в возможности познания реальности и призывали к пассивности. К счастью, скептики не составляют большинства в философском сообществе. Философия содействует познанию природы и общества, пробуждая в исследователях любопытство и заинтересованность в истине. Но еще большее значение философии для научного познания в том, что она анализирует познавательные возможности ученого, его методы исследования. Важнейшим средством познания является мышление.

    Итак, в философии различают ряд дисциплин: метафизику (онтологию), аксиология и гносеология. Каждая из этих дисциплин располагает своим набором понятий и характеризуется своей проблематикой.

    Кроме перечисленных философских дисциплин, различают философию природы (натурфилософию) и общества (социальную философию), философию науки и техники, философию права и религии и т.д. Все эти теоретические построения - продукт взаимодействия философии с другими формами общественного сознания. Они не занимаются собственно философскими вопросами, а являют собой использование логико-гносеологических средств для решения мировоззренческих и методологических проблем науки, религии, искусства и т.д. 

3 .

6. ПЛАТОН Платон (428/427 — 348/347 до н.э.). Учение Платона представляет собой наиболее полное развитие идеалистической тенденции, помимо Сократа сильно прослеживается пифагорейское начало.

Следуя идеям Сократа, большинство произведений Платона — диалоги. Платон — создатель этого жанра в философской литературе. Этот жанр просуществовал до XIX века, а, может, и до нашего времени.

Пифагорейское начало включено в Платоновское понимание картины мира. Можно выделить три концепции: о сущности мира, о познании, об идеальном обществе.

В основе — представление о резком разделении мира на сущностный мир, и эмпирический мир.

Эмпирический мир в понимании Платона внимания не заслуживает, в разных произведениях он выглядит по-разному.

Сущностный мир — мир вечный, неизменный, мир идеальных объектов. Следуя Сократу, сильно акцентирует внимание на единстве. Мир идеальных объектов одновременно и множественен и един. Состоит из множества отдельных идеальных объектов, строго организованных в систему. Мир иерархичен как пирамида. На вершине пирамиды — идея блага. Благо, по Платону, выглядит сомнительно. Мир идеальных объектов является сущностным по отношению к идеальным объектам.

Иногда эмпирический мир, по Платону, это ничто. По-гречески "то мэон".

В этом ничто как-то отпечатывается мир сущностный. Иногда Платон высказывается, что эмпирический мир — это материя, но и к материи он применяет термин "ничто", хотя это и странно. Психологически понятно, по сравнению с идеальным миром, мир эмпирический ничтожен ( "ничто" = "ничтожество"). Эмпирический мир создан некрупным демоном по имени Демиург. Сейчас Демиург — звучит уважительно, у Платона это ремеследнник. В платоновской картине мира, вообще-то, места демиургам нет. J

Материя — нечто косное, грубое, инертное…(…начало, нет начало говорить нельзя, материя не может быть началом).

То, что образует эмпирический мир, не может понять всю тонкость и сложность идельного мира. Потому, отпечаток — это не подобие, а гнусная карикатура.

Противоречие: человеческая душа принадлежит идеальному миру, но она каким-то образом попала в эмпирический мир.

Будучи объектом идеального мира, душа воспринимала идеальным мир, а попав в мир эмпирический, она утрачивает это знание. Познание — это воспоминание душой того, что она знала в идеальном мире — "амнезис".

После смерти душа снова возвращается в идеальный мир. Бывают случаи, когда она попадает в ногого человека и этот новый человек не будет умнее умершего, так как душа не попадала в идеальный мир и не поднабралась там мудрости.

Познание в эмпирическом мире Платон считает невозможным. Эмпирический мир все время меняется, а значит — не подлежит познанию Объектом познания может быть только вечное и неизменное.

Собственно говоря, то, что мы познаем — инварианты нашего мира. Выделение инвариантов начинается во младенчестве. Структуры мозга, в которых закрепляются инварианты похожи на математические группы.

Гейзенберг в своих философских трудах придерживался платоновской идеи идеальных инвариантов.

Метафора Платона ставшая чрезвычайно известной: "Люди уподоблены пленникам, прикованным в пещере, спиной ко входу". За спиной что-то происходит, а они видят только тени на стене. Эти тени так искажают сущностный объект, что сказать о нем ничего нельзя. Кто-то освобождается, ему удается повернуться, он видит, пытается передать это слушателям, но они не понимают. Идея Платона в том, как добиться освобождения сознания.

Большое внимание Платон уделяет математическому подходу — познанию мира идеальных объектов.

Математические теоремы принадлежат миру идеальных объектов. Например существование углов треугольника равна двум прямым, но если нарисовать треугольник и измерить углы, то двух прямых не получится. По Платону, это демонстрирует различие между эмпирическим треугольником и идеальным, так как эмпирический треугольник - это грубое отражение идеального треугольника.

Платон разворачивает геометрическую картину (геометрический аспект) идеального мира. В центре интереса — правильные многоугольники — такие, которыми можно заполнить плоскость (3,4,6 — других нет).

Платон занимается правильными многогранниками. Его интересует симметрия правильных многогранников, которыми можно заполнить все пространство. Это учение оказало очень сильное влияние на развитие математики и не только математики. Идеи симметрии мира использовались в эпоху Ренессанса. Ярый платонист — Кеплер, идеи Кеплера повлияли на мировоззрение Галилея. Правильные многогранники в современной математике называются платоновыми телами.

В философию Платона принципиально входит его понятие об обществе: устройстве общества и устройстве идеального государства. В концепции общества и государства Платона представлены две важных идеи.

  1. эмпирический мир крайне несовершенное отражение мира идеаальных обхектов

  2. общество должно быть неизменным, любое изменение есть порча.

Неизменность должна обеспечиваться иерархичностью общества ( идеальный мир также пирамидально-иерархический, наверху находится идея Блага). Такое устройство общества обеспечит максимальную неизменность.

Комбинация сословно-иерархического общества Египта и военной организации Спарты — пример такого общества.

Платон — не только основатель жанра философского диалога, но и основатель жанра философской утопии. Картина идеального устройства общества — утопия. Утопия переводится как "нигдения" ( "у"= "не", "топос" = "место"). В нашем языке "утопия" — картина общества, квалифицируемая как желательная. "Антиутопия" - нежелательная.

С моей точки зрения, идея общества Платона - жуткая антиутопия для нас, и для античного общества тоже.

В идеальном государстве Платона люди жестко разделены на сословия.

Внизу стоят рабы — это не люди, это говорящий скот.

Потом идут не рабы, но существенно неполноправные — аналог спартанских пилотов.

Уделом этого слоя является физический труд, земледелие и торговля.

Дальше идут настоящие члены общества — воины и чиновники.

Когда ребенок- воин рождается, его исследуют не дефекты, если дефекты есть — его выбрасывают со скалы.

До одного года ребенка выкармливает мать. После одного года его отбирают. До пяти лет мальчики и девочки воспитываются вместе. С пяти лет мальчиков воспитывают воины, они занимаются упражнениями, готовящими ребенка к воинской службе. По достижении половой зрелости, воин приводит к ребенку самку. Другой функций у женщины в обществе Платона нет.

Когда воин стареет, он становится чиновником.

На вершине общества стоят мудрецы, не подчиненные никаким законам — управители, диктующие свои законы другим - мудрецы с рождения.

Трудолюбие и скромность — добродетели низшего слоя, храбрость, бессмертие — добродетели воина, справедливость — мудреца. Стремление к власти негативно.

Общество замкнуто, за границу нельзя, только по делам. Вернувшихся необходимо подвергнуть освидетельствованию на предмет вредных мыслей и промыть им мозги.

Писарев: "Даже самому сумасбродному тирану не приходило в голову одним росчерком пера поставить свое государство на один уровень с конным заводом. Это пришло в голову только генералу от философии Платону".

Платон понимает, что его идеальное общество утопично. Необходима монархия и Платон недвусмысленно намекает, что монархом должен быть он.

Свой проект Платон даже пытался реализовать в Сиракузах. Там часто сменялись тираны.

Тиран и деспот в нашем языке — жестокие правители. В Греции человек, который пришел к власти путем политического переворота, назывался тираном. А в Византии деспот был всего лишь государственной должностью.

Все тираны в Сиракузах были как правило из одного семейства — Дионисий.

Архимед — родственник последнего тирана, которые отправил его в научную командировку в Александрию, а потом назначил министром обороны. По легенде, военные машины хватали вражеские корабли за нос и переворачивали, а управлять ими можно было в одиночку. Когда жители города спускали со стены бревно на веревке, враги бежали с криками: "Вот оно!", а один из вражеских военачальников сказал: "А не пора ли нам прекратить воевать с этим сторуким великаном".

По легенде, тиран Дионисий продал Платона в рабства и поклонникам пришлось выкупать его за 1,5 тонны золота. Продали Платона то ли за то, что все его проекты проваливались, то ли за то, что Платон надоел своими советами. Но, согласно легенде, попытка внедрить свою модель государства у Платона была.

Карл Поппер считает Платона злым гением человечество, соблазнившим людей тоталитарной моделью устройства общества. Правда, тоталитарные общества существовали и до Платона.

Книга Поппера "Открытое общество и его враги" излагает идеи устройства общества от Платона до Маркса.


 ^ . Проблема соотношений веры и разума в средневековой философии. (Философия Фомы Аквинского. Вера и разум. Доказательства бытия бога.)

Фома Аквинский (Аквинат) (1225 - 1274 ) средневековый философ и богослов, систематизатор орто-доксальной схоластики, основатель одного из двух господствующих ее направлений - томизма.

Области науки и веры у Аквинского совершенно ясно определены. Задачи науки сводятся к объяснению зако-номерностей мира. Аквинский признает также возможность достижения объективного, верного знания и отвер-гает такие представления, согласно которым действительным считается лишь деятельность человеческого ра-зума. Познание должно быть направлено прежде всего на объект, но ни в коем случае не внутрь, на субъектив-ные формы мышления.

И хотя познание объективно и истинно, оно не может охватить все. Над царством философского, метафизиче-ского познания находится другое царство, которым занимается богословие. Сюда нельзя проникнуть естест-венной силой мышления. Область наисущественнейших таинств христианской веры остается для Аквинского вне философского разума и познания ( например, триединство, воскресение и т. д.) Речь идет об истинах сверхъестественных, таких, как божественное откровение, благая весть, которые содержатся только в вере.

Однако между наукой и верой нет противоречия. Христианская истина стоит выше разума, но она не противо-речит разуму. Истина может быть лишь одна, ибо происходит от бога. Аргументы, которые выдвигаются про-тив христианской веры с позиций человеческого разума, противоречат высшему, божественному разуму, а средств, которыми обладает человеческий разум для такого противостояния, явно не достаточно. Философия должна служит вере, теологии тем, что религиозные истины представляет и толкует в категориях разума, и тем, что опровергает как ложные аргументы против веры. Этой ролью она и ограничивается. Философия сама не может доказать сверхъестественную истину, но может ослабить выставленные против нее аргументы. Понимание роли философии как орудия теологии находит у Аквината самое совершенное выражение.

Бытие бога может быть доказано, согласно Аквинату, разумом. Он отвергает онтологическое доказательство бога, которое дал Ансельм. Выражение "Бог существует" не является для разума очевидным и врожденным. Оно должно быть доказано. У Аквинского 5 доказательств, которые взаимосвязаны друг с другом. Первое ос-новано на том, что все, что движется, движимо чем-то другим. Нельзя, однако, этот ряд продолжать до беско-нечности, ибо в таком случае не существовало бы первичного "двигателя", а следовательно, и того, что им движимо, так как следующее движется лишь потому, что оно движимо первым. Этим определяется необходи-мость существования первого двигателя, которым является бог.

Другое доказательство исходит из сущности действующей причины. В мире имеется ряд действующих причин. Но невозможно, чтобы нечто было действующей причиной самого себя, потому что тогда оно должно бы быть раньше самого себя, а это нелепо. В таком случае необходимо признать первую действующую причину, кото-рой и является бог.

Третье доказательство вытекает из взаимоотношения случайного и необходимого. При изучении цепи этой взаимосвязи также нельзя идти до бесконечности. Случайное зависит от необходимого, которое имеет свою необходимость, либо от иного необходимого, либо в самом себе. В конце концов выясняется, что существует первая необходимость - бог.

Четвертым доказательством служат степени качеств, следующие друг за другом ,которые есть везде, во всем сущем, потому должна существовать наивысшая степень совершенства, и опять ею является бог.

Пятое доказательство - телеологическое. В его основе лежит полезность, проявляющаяся во всей природе. Все, и даже кажущееся случайным и бесполезным, направляется к некоей цели, имеет смысл, полезность. Следова-тельно, существует разумное существо, которое направляет все естественные вещи к цели, им и является бог.Разносторонняя философско-теологическая система Фомы Аквинского явилась вершиной в развитии ортодок-сальной схоластики. Начиная с 14 века и до наших дней, учение Аквинского выступает как ведущее направле-ние философии католицизма.
  1   2   3

Похожие:

Становление истории философии как науки iconВопросы к кандидатскому экзамену по истории и философии науки раздел...
Постмодернистская философия науки. Работа Ж. Лиотара «Состояние постмодерна». (4)
Становление истории философии как науки iconИстория науки и ее рациональные реконструкции введение «Философия...
Действительно, в силу автономии внутренней (но не внешней) истории внешняя история не имеет существенного значения для понимания...
Становление истории философии как науки iconКраткий очерк истории экономической науки. Выдающиеся представители экономической мысли
Становление экономической теории в Европе как самостоятельной науки (XVI – XVIII века)
Становление истории философии как науки iconИсториография истории россии
Становление советской исторической науки. Выработка единой концепции отечественной и мировой истории
Становление истории философии как науки iconИстория и философия науки вопросы кандидатского экзамена (апрель май 2012)
Связь истории и философии науки. Классификация наук: естественные, социальные, гуманитарные и формальные науки
Становление истории философии как науки iconЛекция Введение в философию Предмет философии
Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития
Становление истории философии как науки iconНазвание раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов
Проблема определения философии. Философия и мировоззрение. Становление философии как рационально-теоретического типа мировоззрения....
Становление истории философии как науки iconОсновы философии техники
Учебное пособие подготовлено в соответствии с Программами кандидатских экзаменов по «Истории и философии науки» для аспирантов и...
Становление истории философии как науки iconТема 1 Социология как наука и ее функции в обществе
Тема 2 Становление элементов социологического знания в истории развития науки об обществе
Становление истории философии как науки iconПримерный перечень вопросов к кандидатскому экзамену по философии и истории науки
Познание как способ существования человека и общества. Виды познавательной деятельности
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница