Ы философии и вопросы которые в них рассматриваются: Онтология


НазваниеЫ философии и вопросы которые в них рассматриваются: Онтология
страница1/10
Дата публикации20.03.2013
Размер1.32 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
1. Предмет философии.Основной вопрос фил. Функции
Предмет философии – философия – наука, которая изучает наиболее общие законы развития природы, общества и познания. Философия рассматривает наиболее важные связи в системе «мир- человек»

Основной вопрос философии - вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, природе, что является первичным - дух или природа, материя или сознание. Соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир

Функции:

1. Познавательная – изучения мира

2. Удовлетворения потребностей человека в единстве и системности личности

3. Интеграции культуры

4. Фил-ия помогает осмысливать историческое бытие народа и всего человечества

5. Просветительская и воспитательная – развивает духовную культуру личности

2. Философия как социокультурный феномен.

Феномен – явление в науке Социокультурный – зависимый от общества (эпоха, страна, народ). Ф. опирается на мировоззрение и является одной из его форм. Мировоззрение – совокупность взглядов на мир и место человека в нем и обусловленные этими взглядами позиции людей, их убеждения, идеалы и принципы. Исторические типы Мировоззрения.1.мифологическое, 2.религиозное – философское. Исторически 1-й формой Мир-ия является мифология, характерная для доклассовых и раннеклассовых обществ. По мере развития опытного знания и угасания первобытных форм общественной жизни мифология теряет свое значение. Религия – это форма мировоззрения, в которой мир в сознании человека раздваивается на посюсторонний (земной, реальный, естественный) и потусторонний (небесный, сверхъестественный, сверхчувствительный). В отличие от религии Ф стремится опираться на науку: догме противостоит смятение, эмоциям-интеллект, вере-логика. Философское М- ориентировано на свободный интеллектуальный поиск истины. Ф – теоритическое ядро М, в функции которого входят систематизация знаний, их обобщение и рационализация при помощи языка понятий и категорий (предельно общих понятий).

Возникновение Ф – величайшая революция в сознании людей, ибо эта была первая попытка человека объяснить мир не с помощью богов, а с помощью своего разума. Что открыто разуму богов, то может стать известно человеку.

Ф- область знания (наука, учение, одна из форм мировоззрения) изучающая наиболее общие существующие характеристики и фундаментальные принципы реальности и познания, бытия человека, отношение человека и мира.

^ 3. Разделы философии, вопросы, которые в них рассматриваются.

Разделы философии и вопросы которые в них рассматриваются:

Онтология – учение о бытии о первоначалах всего сущего, о критериях, общих принцыпах и закономерностях существования (Что есть? Существует то, что есть? Каково то, что окружает нас? Что является реальным, а что кажущимся?)

Гносеология – учение о познании, его сущности и возможностях, отношении знания к реальности, условиях его достоверности и истинности (Что есть истина?С помощью чего и каким методом мы получим…)

^ Философия антропология – учение о человеке , его сущности и многомерности бытия в мире (Чем является человек? Что делает его особенным и выделяет его из всего мире?)

Социальная – учение о закономерности общественного развития ,

^ Философия науки научного познания, учение о специфике и общих процедурах научного исследования – Что такое научное знание? В чем отличие научного от ненаучного.

^ Философия истории (2 концепции Формационная (противоборство классов) и цивилизационная (чел-во состоит из ряда цивилизаций которые проходят в своем развитии стадии рождения, расцвета, увядание и смерть) каждая цив-я уникальна - В чем движущая сила истории?

^ 4. Основные Методологии в философии.

Основные методологии в философии:

Методология – это совокупность базовых опорных представлений о самой сущности мира из которого проистекает остальные взгляды и методика познания.

Метафизика – это представление о том, что у мира есть первооснова абсолютная и неизменная. Если познать первооснову это значит познать истину. Непосредственно в мире не бытие не истину наблюдать нельзя, можно только вычислить теоритически, интуитивно или по косвенным признакам.

Диалектика – мир состоит из противоположных начал находящихся в непрерывном движении (движение-любое изменение). То есть нет конечной точки, основы и нет абсолютной истины. «Истина и бытие есть процесс» Гегель.

^ 6. Методы познания в истории философии.

Метод - это инструмент познания, принцип мыслительных операций, с помощью которых ищем философский поиск.

Рационализм - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

Эмпиризм - направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Противостоит рационализму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания.

Сенсуализм – теоретико-познавательная позиция, согласно которой ощущения являются единственным источником и основанием знания.

Интуитивизм - идеалистическое течение в философии, видящее в интуиции единственно достоверное средство познания.

^ 5. Методы и методологии в философии

Методология – это совокупность базовых опорных представлений о самой сущности мира из которых проистекают остальные взгляды и методика познания. Методологии 2:

Метафизика – это представление о том, что у мира есть первооснова абсолютная и неизменная. Если познать первооснову это значит познать истину.

Диалектика – мир состоит из противоположных начал находящихся в непрерывном движении (движение-любое изменение). То есть нет конечной точки, основы и нет абсолютной истины.

Методы:

Метод - это инструмент познания, принцип мыслительных операций, с помощью которых ищем философский поиск:

-объективность-отказ от личностных суждений

-всесторонность

-критицизм-отказ от авторитетов, догм, универсальное сомнение

-рефлексивность - умение мысли обдумывать саму себя

Эвритичность – философ. Знание не имеет заранее готовых ответов, оно ищет не представляя результатов собств. поиска.


^ 7. Основной вопрос философии.

Основной вопрос философии имеет две стороны: Что первично, сознание(идея) или материя?

Выделяют два основных направления философии:

-материализм - философское направление, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, мышление как свойство материи.




-идеализм - общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено.


8. Функции философии.

Функции:

1. Познавательная – изучения мира

2. Удовлетворения потребностей человека в единстве и системности личности

3. Интеграции культуры

4. Фил-ия помогает осмысливать историческое бытие народа и всего человечества

5. Просветительская и воспитательная – развивает духовную культуру личности

9. Философия и религия, общее, различное, их взаимодействие в истории

Отмечая сходство философии и религии, следует сказать, что в религии, как и в философии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исходить в своей жизни; фундаментальные религиозные идеи - о Боге, о Божественном творении мира, о бессмертии души, о Божьих заповедях, которые человек должен выполнять, и т.д. Подобно философии, религия также исследует первопричины мыслимого (Бог), является формой общественного сознания. Философия отвечает на предельные вопросы только с рациональной позиции, а религия тоже отвечает на предельные вопросы, но с позиции веры.

Различие между религией и философией по Гегелю, в том, что философия зиждется на понятиях и представлениях, а религия - в основном на представлениях. Поэтому философия может понять религию, а религия философию - нет.

10. Философия и наука, общее, различное, их взаимодействие в истории

Общее между философией и наукой заключатся в том, что они:

1. Стремятся к выработке рационального знания;

2. Ориентированы на установление законов и закономерностей исследуемых объек¬тов и явлений.

3. Обладают системностью.

4. В процессе познания опираются на методы.

5. Объективность.

6. Философия дает науке методы и методологию.

Разное - в том что:

1. У философии нет своего предмета.

2. Не оперирует эмпирическими данными. (нельзя померить и посчитать)

3. Не обладает прогностической силой.

11 Пространство и время в истории философии

Пространство есть форма бытия материи, характеризующая порядок сосуществования и рядоположенность материальных образований, их структурность и протяженность. Время — форма бытия материи, характеризующая взаимодействие объектов и смену их состояний, последовательность процессов и их длительность.Пространство и время существуют объективно, их существование независимо от сознания. Их свойства и закономерности также объективны, не являются порождением всегда субъективной мысли человека. Их свойства и закономерности также объективны, не являются порождением всегда субъективной мысли человека.

^ 12. Концепция бога в истории философии

Сегодня как многие верующие, так и не верующие, согласны с тем, что рационально доказать существование Бога нельзя. Например, в эпоху Средневековья такие доказательства стали популярны благодаря, таким католическим богословам-схоластам и философам, как Ансельм Кентерберийский и Фома Аквинский. Правда, свои аргументы схоласты, как правило, обращали не к атеистам – какие атеисты в средние века! – а к верующим, для того, чтобы рациональным способом подтвердить веру. Поскольку существование Бога представлялось очевидным, "разумным", то и в мире, в жизни философы стремились отыскать очевидные, разумные тому подтверждения.

Существует ли Бог? Есть ли этому доказательства?

Очередное доказательство Бога – это ни что иное, как хорошая компиляция прежних «классических» доказательств. Эти доказательства условно можно разделить на четыре основных типа: это онтологические, космологические доказательства, физико-теологические и доказательства нравственные.

Именно онтологическое доказательство является, из всех известных доказательств бытия Божия, самым рациональным (т.е. основанном на анализе содержания понятия) и, вместе с тем, основным и несравнимым по своему логическому значению со всеми другими доказательствами (что прекрасно понимал, основной критик данного доказательства Иммануил Кант). Только это доказательство имеет огромное философское значение и является результатом многовековой работы философской мысли.

Иммануэль Кант первый с чисто философских позиций свел все к трем докозательствам: Онтологическому, Космологическому и Телеологическому и показал их полную несостоятельность. С тех пор эти доказательства получили название классических доказательств существования (бытия) Бога.

Теизм – концепция бога личности. К этому относится христианство.

Деизм – концепция бога творца. Бог мир создал, но в нем не присутствует.

Супранатурализм – концепция абстрактной силы над природой действующей на подобие законов. Карма (реинкарнация) – закон.

Пантеизм – концепция тождественности о слиянии бога и природы. (Бог везде вокруг нас, в каждой пылинке.)

Атеизм – отрицание существования бога.

^ 13. Вопрос о субстанции, определение, значение, разные точки зрения на субстанцию Субстанция — то, что существует самостоятельно, само по себе. «Субстанция» — философская категория классической рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее проявления и саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самой себе и благодаря самой себе. Первопричина происходящего. Как правило, именно субстанции приписывают свободу, как возможность определять само себя лишь посредством своих собственных оснований. То есть она не может и не должна иметь сторонней по отношению к себе действующей силы. Традиционно принято выделять 2 вида субстанций — Дух и Материя.Первая точка зрения связана с онтологическим пониманием субстанции как предельного основания бытия (Фрэнсис Бэкон, Бенедикт Спиноза, Готфрид Вильгельм Лейбниц).Вторая точка зрения на субстанцию — гносеологическое осмысление этого понятия, его возможности и необходимости для научного знания (Джон Локк, Дэвид Юм). Иммануил Кант полагал, что закон, согласно которому при любой смене явлений субстанция сохраняется и количество её в природе остаётся неизменным, может быть отнесён к «аналогиям опыта». Георг Вильгельм Фридрих Гегель определял субстанцию как целостность изменяющихся, преходящих сторон вещей, как «существенную ступень в процессе развития воли».

^ 15. Категории обьективного и субьективного в философии.

Существуют два основных вида идеализма — объективный и субъективный.

Субъективное – исходящие или зависящее от мыслительной деятельности субъекта. (мысли, чувства)

Объективное – то, что не зависит от мыслительной деятельности субъекта. Наше восприятие всегда субъективно.В философии категории "объективное" (материя) и "субъективное" (сознание) определяются гносеологически, т.е. через отношение друг к другу как первичное и вторичное, отражаемое и отражение. Причем никакого другого содержания, более конкретного чем это, данным категориям не приписывается: материю не диалектично отождествлять с молекулами и атомами, а субъективное с эмоциями, чувствами и мыслями. При этом категория "сознание" в философии относится к субъективному или считается его синонимом.С точки зрения субъективного идеализма, «человек не может знать ничего, кроме своих собственных ощущений. Внешний мир исчезает, остаётся лишь субъективное «я» наедине с ощущениями. Субъективный идеализм возникает в результате абсолютизации роли ощущений в позании.

^ 14. Категории материального и идеального в философии.

Понятия «материальное» и «идеальное» являются в философии наиболее фундаментальными.

Материальное – то, что имеет все: размер, плотность, заряд и т.д. то есть физические характеристики.

Идеальное – то, что этого не имеет (мысли, чувства, бог).

Понятие материя, материальное прошло несколько этапов в своем историческом развитии.

В материалистической философии материя определяется как субстанция основа всех вещей и явлений в мире.

С понятием материального неразрывно связно понятие идеального. Идеальными образами называются потому, что они, хотя по содержанию и соответствуют объективным предметам и явлениям, но не заключают в себе ни одного материального свойства, то есть они лишены массы, протяженности и т.д. Идеальное отличается от материального в том плане, как мысль о том или ином предмете и сам предмет. Сферу идеального образуют многообразные формы отражения действительности: чувственные и мысленные образы, способы их построения и оперирования ими, духовные ценности и ориентации. Идеальное выступает как система отношений между независимыми от сознания и воли объективными явлениями и человеком, способным эти явления воспроизводить и преобразовывать в процессе своей теоретической и практической деятельности. Будучи производным от материального, идеальное приобретает относительную самостоятельность, становясь активным началом жизнедеятельности.

\

^ 16. Рационализм как методология познания.

Рационализм (от лат. ratio — разум) — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум.. Исторически первой формой ра¬ционализма была античная натурфилософия. Рационалисты (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др.) счи¬тали, что опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой общенаучного метода. Восприятия и ощущения иллюзорны. Можно ощущать то, чего нет, и можно не ощущать некоторые звуки, цвета и проч. Опытные данные, как и данные экспериментов, всегда сомнительны.Кант начинал как традиционный рационалист, изучая труды Лейбница и Вольфа, но после знакомства с работами Юма начал развивать собственную философию, в которой попытался соединить рационализм и эмпиризм. Она получила название трансцендентальный идеализм. Споря с рационалистами, Кант заявлял, что чистый разум получает стимул к действию только тогда, когда доходит до предела своего понимания и пытается постичь то, что недоступно органам чувств, например, Бог, свобода воли или бессмертие души. Такие, недоступные для понимания через опыт предметы он называл «вещь в себе» и считал, что они для разума по определению непостижимы. Эмпиристов же Кант критиковал за то, что они пренебрегают ролью разума в осознании полученного опыта. Поэтому Кант считал, что для познания необходимы как опыт, так и разум.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Ы философии и вопросы которые в них рассматриваются: Онтология iconМетодология и онтология Реактуализация классической философии и политической...
Бузгалин А. В., Колганов А. И. Пределы капитала: методология и онтология. Реактуализация классической философии и политической экономии...
Ы философии и вопросы которые в них рассматриваются: Онтология iconТема Предмет и роль философии в жизни общества и человека Философия,...
Основные разделы философии: онтология, гносеология, философская антропология, социальная философия. Вопрос о научности философии
Ы философии и вопросы которые в них рассматриваются: Онтология iconВопросы к экзамену по философии
Понятие и предмет философии. Цели и задачи философии. Функции философии. Основные проблемы философии и её структура. Основной вопрос...
Ы философии и вопросы которые в них рассматриваются: Онтология iconФилософия: ее предмет и функции
Основные понятия: Универсум, предмет философии, материализм, идеализм, онтология, гносеология, этика, эстетика, аксиология, философская...
Ы философии и вопросы которые в них рассматриваются: Онтология iconВопросы для самоконтроля: 10
Лекция природа философского знания. Предмет философии. Основные вопросы философии. Философская сущность мировоззрения. Проблема метода...
Ы философии и вопросы которые в них рассматриваются: Онтология iconТема: Предмет философии
Сначала новые вопросы и вопросы, на которые вы делаете ошибки, а потом кейс-задачи
Ы философии и вопросы которые в них рассматриваются: Онтология iconВопросы вступительного экзамена в аспирантуру
Космоцентризм древнегреческой философии. Основные черты досократовской философии и философии Сократа
Ы философии и вопросы которые в них рассматриваются: Онтология iconОнтология и философия природы 1 Онтология как учение о бытии
Философского знания, аккумулирующий в себе учение о бытии, называется онтологией
Ы философии и вопросы которые в них рассматриваются: Онтология icon8. Философские вопросы это вопросы: 
С точки зрения материалистической философии соотношение философии и мировоззрения правильно выражается суждением
Ы философии и вопросы которые в них рассматриваются: Онтология iconЛекция природа философского знания. Предмет философии. Основные вопросы философии
Лекция природа философского знания. Предмет философии. Основные вопросы философии. Философская сущность мировоззрения. Проблема метода...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница