Лекция по дисциплине «Политология»


Скачать 343.32 Kb.
НазваниеЛекция по дисциплине «Политология»
страница1/2
Дата публикации21.07.2013
Размер343.32 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Философия > Лекция
  1   2


ОМСКАЯ АКАДЕМИЯ МВД РОССИИ

Кафедра философии и политологии




УТВЕРЖДАЮ
Начальник кафедры

философии и политологии

доктор филос. наук,

профессор

подполковник милиции

__________ Денисова Л.В.

«_22_» ___мая___ 2007 г.

Андреев С.М.

Тема 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ



Фондовая лекция по дисциплине «Политология»


Время – 2 часа

Специальности: 030501. 65 Юриспруденция;

030505. 65 Правоохранительная деятельность



Омск 2007



Рецензенты:

Гончаров С.З. – доктор философских наук, профессор зав. кафедрой философии Российского государственного профессионально-педагогического университета.

^ Попов Д.В. – кандидат философских наук, доцент кафедры философии и политологии ОмА МВД России.

Лекция по дисциплине «Политология» обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии и политологии 14 мая 2007 г., протокол № 14.

ПЛАН

Цель лекции состоит в характеристике политической власти как общественного явления, ее сущностных черт и механизма реализации.
Задачи:

1. Дать анализ содержания, структуры и мотивационных основ политической власти, механизма ее осуществления.

2. Охарактеризовать основные подходы к определению природы политической власти.

3. Выделить основные источники и ресурсы политической власти.

4. Рассмотреть типы легитимности политической власти и условия и факторы, способствующие ее укреплению.
Вопросы:

1. Политическая власть как основная проблема политологии.

2. Источники и ресурсы политической власти.

3. Легитимность и легальность власти.
1. Политическая власть как основная проблема политологии. Власть представляет собой особый вид общест­венных отношений, присущий всем этапам развития че­ловечества. Через отношения власти выражается объек­тивная потребность людей в саморегуляции и организа­ции. В обществе всегда есть различные индивидуальные и групповые интересы, которые необходимо регулиро­вать, соподчинять, снимая социальную напряженность. Таким образом, властные отношения служат механиз­мом регуляции общественной жизни, гарантом целост­ности различных обществ, древнейшей формой их орга­низации.

В самом общем виде власть определяется как способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение лю­дей с помощью какого-либо средства — авторитета, права, насилия. Научный подход к анализу феномена власти тре­бует учета множественности ее проявлений и выяснения специфических особенностей ее отдельных видов — эконо­мической, политической, семейной и иной.

Наиболее важным видом власти является политическая. Как и всякая иная власть, она выступает в качестве волевого отношения, а именно: волевого отношения между социаль­ными субъектами. Суть этого отношения состоит в побуж­дении одним социальным субъектом к поведению других в желательном для себя направлении с помощью использо­вания своего авторитета, социальных и правовых норм, организованного насилия, экономических, идеологических, эмоционально-психологических и иных средств влияния.

Политическая властьэто форма социальных отно­шений, характеризующаяся способностью тех или иных социальных субъектов — индивидов, социальных групп и общностей — подчинять своей воле деятельность других социальных субъектов с помощью государственно-правовых и иных средств. Политическая власть — это реальная спо­собность и возможность общественных сил проводить свою волю в политике и правовых нормах прежде всего в соот­ветствии со своими потребностями и интересами.

Все виды власти, хотя и переплетаются между собой, но не сводятся друг к другу. Каждый из них имеет свою специфику. Укажем на существенные чер­ты политической власти — на те признаки, которые отличают ее от других видов власти. К таковым относятся: суверенитет, воля, авторитет, принуждение.

Суверенитет есть независимое от каких-либо сил, об­стоятельств и лиц верховенство данного социального субъ­екта. Напомним, что классическое определение су­веренитета было дано французским философом Жаном Боденом. Мы уже рассматривали суть его представлений о государственном суверенитете. Они и сегодня лежат в основе существующих определений суверенитета. Чтобы не повто­ряться, в данном контексте подчеркнем такие проявления суверенитета политической власти, как ее независимость и неделимость. Это означает, что политическая власть не может быть разделена между социальными субъектами, занимающими разные политические позиции. Даже если в стране действуют многопартийный парламент и коалици­онное правительство, политическая власть все же осуще­ствляется с одной позиции на основе компромисса нескольких политических сил. История знает ситуации двое­властия, но это исключительное состояние общества, кото­рое характеризуется обостренной борьбой политических сил.

Такое состояние является непродолжительным и переходит либо в гражданскую войну, либо во власть толпы, либо в диктатуру одной из властей и лишь в редких случаях разрешается ненасильственным путем — переходом всей полноты власти к одной политической силе.

Воля — наличие у социального субъекта осознанной политической цели, способности, готовности и решимости последовательно добиваться ее осуществления. Без посто­янного волевого усилия политическая власть существовать не может, и при утрате властвующим субъектом полити­ческой воли им утрачивается и сама власть. Это свойство политической власти столь существенно, что находит свое отражение уже в ранней форме мировоззрения — мифо­логии.

Один из таких мифов положен в основу исследователь­ской завязки в книге английского этнографа Джеймса Фре­зера (1854—1941) «Золотая ветвь». Он так описывает неоднократно разыгрывавшееся одно и то же странное и трагическое событие на фоне лесного пейзажа рощи Дианы, богини растительности в римской мифологии: «В священной роще росло дерево, и вокруг него весь день до глубокой ночи крадущейся походкой ходила мрачная фигура чело­века. Он держал в руке обнаженный меч и внимательно оглядывался вокруг, как будто в любой момент ожидал нападения врага. Это был убийца-жрец, а тот, кого он дожидался, должен был рано или поздно тоже убить его и занять его место. Таков был закон святилища. Претендент на место мог добиться его только одним способом — убив своего предшественника, и удерживал эту должность до тех пор, пока его не убивал более сильный и ловкий конкурент. Должность эта, обладание которой было столь зыбким, приносила с собой царский титул». Все приведенные в книге факты дают, по мнению Фрезера, убедительный ответ на вопрос: почему жрец Дианы мог занять этот пост, только умертвив своего предшественника? Ответ этот таков: потому, что этим он доказывал наличие у него большей жизненной силы и воли, чем у предшест­венника.

Авторитет — общепризнанное и в стране и за ее пределами влияние субъекта политической власти. Авторитет находит выражение в готовности субъектов обществен­ных отношений подчиняться приказам, директивам, распо­ряжениям, указаниям субъекта власти. Условием такой готовности подчиняться является признание исполнителем правомерности существующей власти, которая в данном случае называется легитимной властью.

Принуждение — осуществление властвующим субъектом своей воли всевозможными средствами вплоть до примене­ния физического насилия. Конечно, сводить сущность по­литической власти только к принуждению и насилию было бы неправильным. Принуждение как существенную черту политической власти не следует отождествлять и с дикта­турой, для которой насилие является основным средством правления. Но принуждение является специфическим ле­гитимным, хотя и не единственным средством политической власти, и поэтому входит в ее существенные признаки. Иными словами, принуждение, включая физическое наси­лие, является тем атрибутом политической власти, который и придает ей качественную определенность. «Государст­во, — подчеркивал Макс Вебер, — является таким союзом, который обладает монополией на легитимное насилие — иначе определить его нельзя».

Можно говорить о наличии политической власти в об­ществе только в том случае, если имеют место все указанные черты без исключения. Утрата властвующим субъектом авторитета, воли, суверенитета или способности принуждать приводит к кризису политической власти, который завер­шается, как правило, переходом власти к другой полити­ческой силе.

В политологической литературе существуют многочисленные определения власти. Например, Томас Гоббс считал, что власть - это средство достичь блага в будущем, и сама жизнь есть вечное и неустанное стремление к власти, прекращающееся лишь со смер­тью. Макс Вебер определял власть как возможность осуществить свою волю вопреки сопротивлению других. Р.Даль полагал, что власть дает возможность одному человеку заставить другого делать то, что он по своей воле не сделал бы. В то же время Х.Арендт считала, что власть вовсе не принадлежит отдельному человеку, а только группе людей, действующих совместно. С.Луке, отвергая это суждение, утверждает, что в основе всех определений власти лежит примитивное представление: некий А тем или иным образом воздействует на Б.П.Моррис уточняет, что власть - не просто способ воз­действия на кого-то или на что-то, а действие как про­цесс, направленный на изменение кого-то или чего-то. О том же говорит и А.Гидденс: обладание властью озна­чает способность менять порядок вещей.

Г.Лассуэлл и А.Каплан в книге «Власть и обще­ство» подчеркивают, что власть есть участие в принятии решений. А имеет власть над Б в отношении ценнос­тей К, если А участвует в принятии решений, влияющих на политику Б, связанную с ценностями К. Для Т.Парсонса власть - это система ресурсов, с помощью кото­рых достижимы общие цели. Р.Арон считает, что власть - это потенция, которой владеет человек или группа для установления отношений с другими людьми или груп­пами, согласными с их собственными желаниями. Б.Рассел определяет власть как производство намерен­ных результатов. А обладает большей властью, чем Б, если А достигает множества намеренных результатов, а Б лишь немного.

Многие ученые подчеркивают естественный ха­рактер власти. Зло не в самой власти. Каждый человек изначально в той или иной мере стремится к власти и славе, хотя есть люди, которые всегда стремятся коман­довать, а другие - подчиняться. Между этими крайно­стями масса людей, которые в одних ситуациях легче подчиняются, в других - командуют. Есть тип людей, которые вообще не любят командовать. В то же время без стремления к власти не бывает лидеров. Ни один ли­дер не достигает успеха, если не получает радость от вла­сти, если не обладает самоуверенностью. Надо принять во внимание также власть организации. Только на стыке двух форм власти - индивидуальной и организации - в точке их соприкосновения проявляется сущность власти как таковой, такое ее свойство, как принуждение.

Несмотря на различия в подходах ученых к определению сущности власти, выделяются и общие ее характеристики. Власть включает в себя понятие о способности и возможности, господстве и подчинении. Без подчинения нет власти, как без власти нет подчинения. Проявлением власти является действие, которое побуждает людей делать что-то, чего они не сделали бы по своей воле. Это власть над кем-то. Однако есть и власть для чего-то, например, ради достижения определенной дели. Поэтому, как замечает А.Гидденс, власть по своей природе не является угнетением, она просто есть спо­собность выбирать образ действий или возможность до­биваться результатов. Власть не является препятствием на пути к свободе, а как раз служит для нее посредни­ком, промежуточным звеном.

Выделяются универсальные свойства власти: ее всеобщность, то есть функционирование во всех сферах общественной жизни и политических процессах; ее спо­собность проникать во все виды деятельности, объеди­няя или разъединяя людей, общественные группы.

Политическая власть всегда носит общественный характер, проявляется через функционирование специ­альных структур, предполагает использование принуж­дения, традиций, морального влияния, системы идео­логических и правовых норм. Важно учитывать соотно­шение политической и государственной власти. Политическая и государственная власти не тождественны. Первая имеет более фундаментальный характер. Вы­ступая в качестве реальной способно­сти и возможности класса или коали­ции социальных сил проводить свою волю в политике и правовых нормах, она реализуется посредством всей сово­купности средств влияния и воздействия — экономических, государственно-правовых, идеологических и других. Госу­дарственная власть есть высшая форма выражения полити­ческой власти. Реализуется она посредством монопольного права государства издавать законы, обязательные для всего населения, управленческо-организационного и специального аппарата принуждения, а также особого слоя лиц — про­фессиональных управленцев.

Власть и политику иногда отождествляют, считая их нераздельными и взаимообусловленными. Действительно, власть является центральным началом политики, представляет собой средство осуществления политики. Борьба за власть, за овладение ею и ее удержание - проблема поли­тическая, независимо от того, решается она путем выбо­ров, назначений, захвата. Как правило, власть не само­цель для социальных сил, стремящихся реализовать свои цели. Однако, придя к власти, эти силы начинают фор­мировать конкретные структуры власти самых разных масштабов - от правительства, президента, парламента до региональных и местных структур. Новые правители, осуществляя свои интересы и цели, сами вырабатывают и проводят в жизнь собственную политику, которая становится средством этой власти. Иными словами, политика оказывается причиной власти, а власть - причиной поли­тики. Можно сказать, что политика и власть связаны кру­говой причинно-следственной зависимостью.

Вопрос этот имеет не только теоретическое, но и практическое значение. В конкретных политических си­туациях за всеми вопросами политики так или иначе стоят вопросы власти, ее сохранения и удержания. Само завоевание и удержание власти уже есть политика со всеми ее атрибутами - постановкой за­дач, выбором целей, средств, методов борьбы и т.д.

Отношения власти предполагают наличие субъекта и объекта (или второго, пассивного субъекта), отношений господства и подчинения, побуждения к действию и его совершения по желанию первого субъекта. Власть возникает в от­ношениях между людьми, группами людей, обществом и его частями, то есть субъектами, наделенными созна­нием, волей, способностью действовать. Сама власть ничего делать не может, действуют люди, обладающие властью или подчиняющиеся. Поэтому понятие власти как влияния, отношения не может распространяться на отношения между людьми, группами людей и миром вещей, духовным миром, то есть объектами, не способны­ми действовать, выполнять распоряжения. Потому вы­ражения типа «власть денег», «власть вещей», «власть идей», «власть над природой» - это не более, чем метафоры, образные выражения, принятые в обиходе. Они обозначают зависимость какого-либо рода, от чего-либо. Чувства, мысли, идеи, деньги сами по себе не являются объектами, не выполняют волю человека. Ее могут вы­полнять другие люди, действуя по идейным соображе­ниям, из-за денег, страха и т.д.

Конечно, в реальной политической жизни власть существует в предметах, символических формах, в доку­ментах, законах, инструкциях, программах, знаках раз­личий и т.д. Существуют многочисленные политические учреждения, работники которых решают различные во­просы в пределах своих полномочий. В обыденной речи эти учреждения также могут выступать как субъекты власти: съезд решил, правительство постановило, пар­ламент принял закон, хотя все это делали конкретные люди. Возникает немало ситуаций, когда объект и субъ­ект власти совмещаются в одной личности, в одном коллективе. Это имеет особое политическое значение для формирования самоуправляющихся процессов в обществе, например, самодисциплины, самостоятельно­сти, самоуправления, самодеятельности.

Субъектами власти могут быть отдельные лично­сти, организации, общности людей, союзы государств, мировое сообщество. Первичными субъектами являются индивиды, вторичными - политические организации, субъектами более высокого уровня - политические элиты и лидеры. Как правило, субъекты власти должны обла­дать рядом качеств, таких как желание властвовать, воля к власти, готовность брать на себя ответственность, ком­петентность, профессионализм, умение использовать ре­сурсы, обладать авторитетом. Иногда стремление властво­вать связано с тем, что власть открывает широкие воз­можности для получения различного рода благ: высокого Дохода, привилегий, выгодных связей и т.д.

К субъектам политической власти относятся:

- социальные общности (народ, нации, классы, социальные группы и слои). Они влияют на власть опо­средованно. В периоды радикальных политических перемен безвластия, анархии эти общности могут на короткое время брать политическую власть непосредственно в свои руки путем бунта, восстания, революции, гражданского неповиновения, создания органов власти «снизу»;

- государство;

- политические партии и организации. Правя­щие партии оказывают непосредственное влияние на функционирование политической власти, оппозицион­ные - опосредованное. В некоторых странах влияние оппозиционных партий закреплено в законодательном порядке (право создавать свой «теневой кабинет»);

- правящие элиты, бюрократия, лобби (группы давления). Политические элиты и бюрократия сущест­вуют в любом обществе, их влияние на власть зачастую определяющее. Лоббисты представляют и проталкивают интересы различных слоев, группировок, существующих в обществе. В ряде западных стран лоббизм признан официально, и его деятельность контролируется;

- групповое и индивидуальное лидерство;

- личная власть;

- отдельные личности (граждане) в условиях вы­боров, референдумов;

- толпа (охлос). Толпа может брать власть в свои руки в условиях кризиса, отсутствия какой-либо органи­зованной политической силы. Эмоции, а не рассудок, темные инстинкты берут верх в толпе. В результате за­хвата власти толпой устанавливается режим охлократии.

От того, как взаимодействуют субъекты полити­ческой власти, каковы принципы и характер их взаимо­отношений, зависит состояние политической жизни общества.

Власть всегда представляет собой взаимодейст­вие субъекта и объекта, воли властителя и подчинения объекта. Подчинение так же естественно присуще лю­дям, как и руководство. Потому власть зависит от по­корности населения, от того, готовы ли ее терпеть, если она не устраивает общество. Качества объекта полити­ческой власти зависят от политической культуры насе­ления. Например, патриархальный и подданнический тип культуры формирует покорность, привычку повино­ваться, желание жить под «твердой рукой». Активистс­кий тип культуры формирует гражданина, несущего свою долю ответственности за страну, а не покорного слугу власть предержащих.

Проявление власти естественно для человека и заложено в биологических, природных и со­циальных началах его жизни. Командование и исполне­ние - два универсальных принципа власти, которые не­раздельны и взаимодействуют, как и два типа личности - властной и подчиняющейся. Оба эти типа обществен­но необходимы. Они воспроизводятся в крупных обще­ственных структурах и отношениях между ними, на­пример, государства и общества, правительства и масс, партий и лидеров и т.д.

Координация этих отношений и относится к об­щественным функциям политической власти. Власть призвана формировать политическую систему общества, политические отношения между государством и общест­вом, общественными группами, классами, политически­ми институтами, партиями, гражданами, органами госу­дарственного управления. Власть призвана контролиро­вать эти отношения, превращать их по возможности в бесконфликтные и организованные. Власть управляет де­лами общества и государства на разных уровнях:

- макроуровне высших центральных политиче­ских институтов, государственных учреждений, партий и организаций;

- среднем уровне («мезоуровне»), который обра­зуют учреждения регионального, областного и район­ного масштабов;

- микроуровне, охватывающем непосредственное политическое общение людей, малых групп, самоуправ­ление. На этом уровне формируется политическая куль­тура, складываются мнения, убеждения людей. Этот Уровень не является низшим, он составляет политическую ткань общества в целом, включая и все другие уровни власти.

От функционирования политической власти во многом зависит тип политического режима в обществе, открытость или закрытость общества, характер полити­ческих отношений и другие политические характери­стики данного государства, включая стабильность, авто­ритет, разделение и сотрудничество властей, роль оппо­зиции, демократичность.

Таким образом, к наиболее важным, обществен­но значимым функциям политической власти можно отнести следующие:

- поддержание общественного порядка и ста­бильности;

- выявление, ограничение и разрешение конф­ликтов;

- достижение общественного согласия (консен­суса);

- принуждение во имя социально значимых це­лей и сохранения стабильности;

- управление делами общества.

В современной литературе су­ществуют различные концеп­ции власти. Так, системные концепции рассматривают власть как свойство полити­ческой системы. Т.Парсонс считает, что власть как свойство системы связана с достижением общих целей системы, с организацией. Крозье считает власть вечной. «Власть нельзя ни ликвидировать, ни национализиро­вать. Она, как головы гидры, появляется во все большем количестве и становится сильнее каждый раз, когда счи­тают, что ее обезглавили».

Длительное время в истории политической мыс­ли господствовали правовые концепции власти. Гоббс, Локк, Спиноза, Руссо, Кант и другие мыслители счита­ли право первичным, а политику и власть - производ­ными от права. Французские философы XVIII века апеллировали к разуму как единственному судье над всем существующим, требовали установления разум­ного общества в соответствии с естественными правами человека. Поиск идеального права и государства харак­терен для Платона и Ф.Бэкона, для коммунистических утопий от Т.Мора до Э.Кабэ. Философское обоснование И.Кантом теории правового государства также базирует­ся на принципе согласованности государственного уст­ройства с правовыми нормами.

Широкое распространение получили поведенче­ские концепции власти. Основные идеи поведенческого (бихевиористского) направления были выдвинуты в 20-30-х годах нашего столетия группой ученых Чикагского университета, которые стали исследовать поведение лю­дей в сфере политики, изучать политический процесс, реальные факты, полагая, что любые ценности должны пройти испытание фактами.

Бихевиористы объясняют политическую жизнь из присущих человеку свойств, поведения, воли, стрем­ления к власти. Политический человек - это человек, стремящийся к власти. В политике все есть власть, и всякая власть есть политика. Но политика - сфера соци­ального взаимодействия, потому индивиды вступают в отношения по поводу власти. Лишь отталкиваясь от воли людей, строится вся политическая материя, приобретая со временем стабильные, устойчивые формы, закрепляясь в политических институтах. Власть этих институтов должна выводиться из отношений власти, в которые вступают люди. Отсюда можно понять, как рождаются и функционируют партии, политические организации, го­сударство. Государственная власть воспроизводится путем концентрации, слияния, столкновения, разъединения, борьбы политических субъектов, их воли к власти.

Бихевиористы рассматривают политические отношения как рынок власти (рыночная модель). Субъ­екты власти вступают в определенные соглашения, «сделки» ради достижения власти и того, что она дает. Выполнение соглашений зависит от двух факторов: доброй воли участников и наличия внешней силы, вынуж­дающей соблюдать принятые обязательства. Второй фактор предполагает наличие силы, стоящей как бы над системой, над участниками сделок.

Если сравнивать политическое взаимодействие с игрой, то в игре побеждает тот, кто выигрывает по пра­вилам. В политической игре выигрыш состоит в увели­чении объема власти. Г.Лассуэлл считает, что этот вы­игрыш определяется участием или возможностью учас­тия в принятии решений. Бывает, что в игре одна сто­рона не просто нарушает правила, а стремится изменить их, чтобы выиграть. Пресечь такие действия можно только извне. Но если игра охватывает всех, всю поли­тическую систему, то такой силы просто не найдется. Отсюда вывод: политическая игра должна быть самосанкционирующейся. Правила политической игры должны исходить из нее самой, а не навязываться извне.

Идея саморегулирующегося механизма заимство­вана бихевиористами из американской социально-экономической мысли, где считалось, что регулятором всех экономических отношений является рынок. Эта идея была распространена на сферу политических от­ношений. Политическая арена становится рынком вла­сти. Власть продается и покупается по правилам торгов­ли: учета спроса и предложения, стремления к выгоде, конкуренции продавцов и покупателей.

Реальный политический рынок не идеален. Есть обман, нарушение законов, демагогия, шантаж, здесь нужны сила, ловкость, актерство, везение, удача, счаст­ливый случай. Те, кто контролирует собственность, стремятся превратить свои доллары в голоса избирате­лей, свою собственность - в политическую власть. По Мерриаму, бизнес - диктатор в семье власти. Борьба за власть мотивируется не только целью приобретения власти, но и своим игровым характером. Политика предстает как игровое пространство, где вероятны выиг­рыши и проигрыши. Основа этого мира - человеческая природа с ее истоками всех импульсов человеческого поведения.

Реляционистские концепции власти характеризуют власть как межличностное отношение, позволяющее одному индивиду изменять поведение другого. Это от­ношения субъекта и объекта власти. Они могут быть разными: подавление сопротивления объекта, неравное распределение ресурсов между участниками властных отношений, раздел зон Влияния и т.д. Если в одной си­туации властью обладает один индивид, то с изменени­ем сферы влияния роли могут поменяться. Объект вла­сти может стать ее субъектом.
  1   2

Похожие:

Лекция по дисциплине «Политология» iconЛекция по дисциплине «Политология»
Гончаров С. З. – доктор философских наук, профессор зав кафедрой философии Российского государственного профессионально-педагогического...
Лекция по дисциплине «Политология» iconЛекция по дисциплине «Политология»
Целью лекции является рассмотрение роли и места бюрократии, армии и средств массовой информации в политической жизни общества
Лекция по дисциплине «Политология» iconЛекция по дисциплине «Политология»
Кузнецов В. В. – кандидат исторических наук, доцент кафедры социологии, социальной работы и и политологии Омского государственного...
Лекция по дисциплине «Политология» iconЛекция по дисциплине «Политология»
Целью лекции является рассмотрение основных этапов и особенностей процесса формирования российской многопартийности в конце 1880-х...
Лекция по дисциплине «Политология» iconЛекция по дисциплине «Политология»
Шулдяков В. А. – кандидат исторических наук, профессор кафедры общественных наук Омского экономического института
Лекция по дисциплине «Политология» iconЛекция по дисциплине «Политология»
Шулдяков В. А. – кандидат исторических наук, профессор кафедры общественных наук Омского экономического института
Лекция по дисциплине «Политология» iconЛекция по дисциплине «Политология»
Шулдяков В. А. – кандидат исторических наук, профессор кафедры общественных наук Омского экономического института
Лекция по дисциплине «Политология» iconЛекция по дисциплине «Политология»
Целью лекции является анализ субъективного аспекта политической активности специфики и структуры политической деятельности
Лекция по дисциплине «Политология» iconЛекция по дисциплине «Политология»
Целью лекции является определение места и роли политического сознания и политической культуры в политической системе общества
Лекция по дисциплине «Политология» iconЛекция по дисциплине «Политология»
Целью лекции является рассмотрение места и роли политических партий, общественно-политических организаций и движений в политической...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница