Учебное пособие для студентов, Харьков: Издательство "Константа", 1996 г


НазваниеУчебное пособие для студентов, Харьков: Издательство "Константа", 1996 г
страница1/28
Дата публикации21.03.2013
Размер2.95 Mb.
ТипУчебное пособие
userdocs.ru > Философия > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28
Якуба Е.А. Социология. Учебное пособие для студентов,
Харьков: Издательство "Константа", 1996 г.,
Все права на данное издание защищены-авторским

правом. Никакая часть данного учебного пособия не

может перепечатываться или переноситься на

любые носители информации без предварительного

согласия владельцев авторского права.
Вучебном пособии "Социология" излагаются основные

проблемы и положения .общей" социологической теории. Дается

характеристика исходных понятий социологии: общества, общности,

социальной группы, социальных отношений, личности в системе

социальных связей, культуры. .
Общество анализируется как целостный организм, раскрыва-

ются его основные структурные элементы, сферы, институты, формы,

социальные механизмы функционирования и развития; ,.'.-,
Социальная структура рассматривается не только как система

социальных общностей, но и как институциональные организаци-

онные нормативные формы социальных связей.. Подробно" анали-

зируются такие институты, как экономика, политика, семья, наука,

образование, рассматривается общественное Мнение как объект

социологического анализа- Учебное пособие рассчитано на студен-

тов, изучающих общую социологическую теорию или основы соци-

ологии, на аспирантов, преподавателей вузов, работников соци-

ологических подразделений, широкую научную общественность. ,
Рецензенты: докт. философ, наук, профессор Попова И. М.

(Одесский госуниверситет) . ..-' .

докт. социолог, наук, профессор Бакиров В. С.

(Харьковский госуниверситет)
Рукопись данного издания выполнена при финансовой

поддержке Международного фонда "В?дродження" и рекомендована

копубликованщо конкурсной комиссией программы "Трансформация

гуманитарного образования в Украине" Министерства образования-

Украины и Международного фонда "В?дродження".
ПРЕДИСЛОВИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
. . - ' ? '
Учебное пособие "Социология" представляет собой пере-

работанный в 90-х годах курс лекций по общей социологической

теории, который бал прочитан студентам социологического факультета

Харьковского университета и студентам НародноЙГ академий,
специализирующимся по социологии.
Автор исходит из того, что социология является наукой об

обществе как реальном целостном социальном организме, механизмах

его развития. В соответствии с этим .в учебном пособии излагаются

основные положения общей социологической теории об обществе,

его структурах и подструктурах, социальных механизмах его
функционирования и развития.
В начале книги рассматривается вопрос о специфике со-

циологического "знания, его структуре, функциях, дается пред-

ставление о месте и роли общей социологической теории, ес со-

отнбшении с другими элементами, подчеркивается, что без общей

социологической теории нет и не может быть целостной системи
научного социологического знания. '
В учебном пособии дается характеристика основных ис-

ходных понятий социологии: общества, общности, социальной группы,

социального взаимодействия, социальных отношений, личности в

системе социальных связей, культуры. При анализе общества как

целостности раскрываются его структурные элементы, сферы,
институты, формы, социальные механизмы.
Большое внимание уделяется рассмотрению вопросов со-

циальной структуры и социальной стратификации; Специально

анализируются социально-классовая, национально-этническая,
поселенческая подструктуры.
Социальная структура рассматривается не только как сис-

тема социальных общностей; но и как институциональные (орга-

низационные) и нормативные формы социального взаимодей-

ствия. В связи с этим специально анализируются особенности та-

ких основных социальных институтов, как экономика, политика,

наука, образование. Заключительный раздел посвящен общест-

венному мнению как объекту социологического анализа.
На протяжении всего учебного .пособия рассматриваются

проблемы изменения, развития современного общества. Опираясь на

материалы конкретно-социологических исследований современных
ПРЕДИСЛОВИЕ
процессов, проведенных в Украине и странах СНГ, автор стремился

показать значение методологических и общетеоретических положений

социологии в исследовании реальных процессов, их измерении. В

связи с этим излагались и некоторые положения о методах., приемах

социологического анализа, вопросы профессиональной этики'

социолога. Обращение'к конкретно-социологическому анализу

позволяет обобщить опыт применения методологических подходов,

положений общесоциологической теории в анализе социальных

проблем, позволяет брлее глубоко уяснить и прочувствовать

особенности социологии как науки о реальных процессах.
Представляется, что избранная структура курса общей со-

циологической теории сможет обеспечить, дальнейшее углубление

социологических знаний, переход студентов к изучению специ-

альных социологических теорий и методов исследования;
Автор надеется, что учебное пособие будет содействовать

получению глубоких профессиональных знаний, формированию

. социологического видениямира, социологической культуры.
Книга рассчитана на студентов, изучающих общую соци-

ологическую теорию, на аспирантов, преподавателей вузов, ра-

ботников социологических подразделений, широкую научную

общественность^
социология
^ I. СОЦИОЛОГИЯ: СИСТЕМНЫЙ ВЗГЛЯД НА

ОБЩЕСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ
1. СПЕЦИФИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ

СИСТЕМЫ ЗНАНИЯ
' . - К вопросу о природе социологии и

этапах ее становления
Появление социологии как самостоятельной науки было вызвано

развитием общества и обществознания в конце XVIII и Начале XIX

века. В' это время мир переживал глубокие социальные перемены,

связанные с переходом от традиционного к современному индустри-

альному обществу. Новые формы экономической и политической

жизни требовали конкретного научного анализа. Возникла потребность

перехода от общих абстрактных философских размышлений об

обществе, тенденциях его развития к позитивной'науке об обществе

как живом функционирующем Образовании. Поскольку строгие

научные методы познания были выработаны и применялись в этот

период естествознанием, социология испытывает его влияние. В

период своего становления социология развивается под общим

знаменем позитивизма. Несомненно, социология имела богатую

разнообразную предысторию, но собственная .ее история начинается

в XIX веке, когда был поставлен вопрос о создании позитивной науки

об обществе, опирающейся на строго установленные научные факты.

В становлении социологии можно выделить ряд этапов.
Первый этап связан с именами О. Конта, Г. Спенсера и К.

Маркса. Это этап глобальных концепций развития общества.

Ориентация на переход к позитивной науке сочеталась с созданием

общих, в какой-то мере тоже умозрительных теорий.
Основателем социологии являлся французский ученый Огюст

Конт (1798-1857). Он полагал, что социология, которую он вначале

называл "социальной физикой", должна заимствовать у естественных

наук объективность, проверяемость, доказательность. "Социальная

физика" состояла из 2-х взаимосвязанных частей; социальных статики

и динамики. Социальная статика изучает структуру общества, функции

его основных институтов, социальная динамика - процессы социаль-

ных изменений. Общество, по Конту, - сложная система отношений,

целостный организм, об отдельных структурных элементах которого

можно судить только по соотношению с целым. Эволюционное

развитие Приводит к установлению фундаментального порядка. О.

Конт разрабатывает методы социологических.исследований, подчерки-

вает значение метода наблюдения, эксперимента, сравнительного,

генетического и конкретно-исторического методов.
В социологии английского ученого Герберта Спенсера (1820-

1903) четко выражена натуралистическая тенденция, общество

уподобляется биологическому организму, который развивается на

основевсеобщей эволюции. Спенсер развивает учение о социальных

институтах как механизмах самоорганизации совместной жизни людей,

разрабатывает типологию обществ и т.д.
Исходным в социологии К. Маркса (1818-1883) также был

позитивизм. К- Маркс создает материалистическое учение об обществе,

согласно которому главной определяющей силой в развитии общества

является способ производства материальных благ. По Марксу развитие

общества .носит закономерный и поступательно прогрессивный

характер. Реализуя системный подход к анализу общества, К. Маркс

создает теорию общественно-экономической формации, которая

раскрывает взаимосвязи между различными сторонами общества.

Историческая смена формаций происходит на основе разрешения

противоречий, конфликтов.
На рубеже XIX и XX столетий социология переживает

качественно новый этап: осознается ограниченность абстрактно-

теоретических методов познания, которые преобладали на первом

этапе, ставится вопрос о выделении социологии в качестве

самостоятельной целостной науки. Наиболее яркие представители

социологии в это время - М. Вебер, Г. Зиммель, Э. Дюркгейм. Их

объединяет мысль о принципиальном отличии законов Обществен-

ного развития от законов природы, о своеобразии социологических

методовПознания.
. Дальнейшее развитие в этот период получают такие направления

социологического анализа, как структурно-функциональный анализ,

конфликтный, системный подходы, формулируются положения

символического интеракционизма.
Затем наступает в первой половине XX века этап бурного

развития эмпирической социологии- На этом этапе получают развитие

методы сбора и анализа эмпирической информации, теория измерения.
,Во П-й половине XX века осознается необходимость синтеза

теории и эмпирии, идут поиски общей теории, получают бурное
социология
развитие специальные социологические теории. Большой вклаД в

развитие социологии вносят на этом этапе американские социологи

Г. Парсонс, Р. Мертон.
Вместе с тем специализация и методологический плюрализм

привели в этот период к отрицательным последствиям. Для социологии

становятся характерными разорванность элементов, фрагментация,

подвергается сомнению целостность социологического знания, оно

рассматривается как набор множества специальных теорий и

конкретных исследований.
В 70-90-х годах в социологию приходит понимание необходи-

мости сочетания различных методологических подходов, направлений

социологического анализа.
Различные теоретические подходы не рассматриваются как

противоположные, взаимоисключающие. Польский социолог П.

Штомпка приводит слова американского социолога Дж. Александера

о том, что "нормой становится синтезирование, а не полемическое

теоретизирование". Примером такого синтезирования П. Штомпка

считает концепцию многомерности Дж. Александера, концепцию

структурализации Э. Гидденса, теорию социальной коммуникации

Ю. Хабермаса, свою теорию социального становления и др.
Современное обновление социологии заключается и в том, что

она переходит от описательности фактов к аналитическим обобще-

ниям. Так постепенно, на протяжении всех этих этапов получают

развитие все структурные элементы социологической системы знания.
В нашей стране социология имеет свои особенности, свои этапы

развития.
После 1929 года, когда социология была объявлена лженаукой,

она могла развиваться только в рамках иных отраслей знания

(философии, истории, экономического, юридического знания и др.).

Поэтому сейчас важно вычленить социологическое знание из других

наук, объединить его в рамках социологии.
В нашей стране еще не преодолены фрагментация социологии,

разорванность ее элементов, о чем свидетельствуют учебные программы

и учебные пособия, где чаще всего дается изложение различных

специальных социологических теорий (социологии), а не общей

теории.
Социология как бы возвращается к своим истокам, к обобще-

ниям общего социологического характера, к целостной системе знания.

Все чаще звучит призыв обратиться к общей теории. Социологи

справедливо отмечают, что без общей теории нет и не может быть
^йайайж
СОЦИОЛОГИЯ
развитой целостной системы научного знания, ибо общая теория вы-

полняет функции исходного и обобщающего знания, обеспечивающего

дальнейшее развитие специального и конкретного.
О тенденциях развития современной социологии очень хорошо

сказал известный английский социолог Энтони Гидденс в статье

"Девять тезисов о будущем социологии" [2]. По словам Э. Гидденса,

социология придет к теоретическому синтезу и откажется от забвения

общей теории. При этом будет-переосмыслен главный объект

социологического анализа - целостность общества. Это уже не

изолированное общество в государственно-национальных рамках, а

система обществ. Социология вновь заинтересуется крупномасштаб-

ными долговременными процессами социальной трансформации,

станет более активным участником в формировании практи-ческой

социальной политики. Э. Гидденс выразил уверенность, что

социологическое мышление и социологическое видение проникнет в

контекст других наук об обществе (истории, философии, политологии, ~

социальной антропологии, международных отношений).Подобно

другим наукам социология по своей природе и истории развития

интернациональна. Она является продуктом духовного развития

человечества, результатом творческой деятельности ученых разных

стран. Ее появление - достижение мировой обществоведческой мысли.
Несомненно, развитие социологии имеет свои особенности в

различных странах. Без их изучения наши представления о социологии

были бы недостаточно полными и глубокими. Сейчас мы сетуем на.

то, что не знаем, какразвиваласьукраинская социологическая мысль.

Между тем, она развивалась в свое время довольно интенсивно.

Интересно, например, что известный укранский историк М.

Грушевский считал себя социологом. В 1921 г. он создал в Вене 1-ый

Украинский социологический институт и тогда же опубликовал лекции

по генетической социологии. На развитие отечественной социологи-

ческой мысли оказали влияние не только западноевропейская,

американская социология, идеалистическая русская философия, но

и идеи народничества, революционного демократизма в Украине,

традиции собственного освободительного движения.
Современный историк социологии Раймонд Арон в книге

"Этапы развития социологической мысли" прослеживает само-

бытность, национальные истоки, особенности социологии классиков.

Но это не означает, что социология национальна. Как всякая наука,

она испытывает влияние различных факторов, но это не изменяет ее
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Похожие:

Учебное пособие для студентов, Харьков: Издательство \"Константа\", 1996 г iconУчебное пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения Харьков 2009
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по заочной и дистанционной формам. В доступной и хорошо структурированной...
Учебное пособие для студентов, Харьков: Издательство \"Константа\", 1996 г iconСобрание сочиненная томах. Т. I. Москва, издательство аде «Золотой...
Собрание сочиненная томах. Т. I. — Москва, издательство аде «Золотой Век», 1996 г. —1 (суперобложка, иллюстр.). Учебное пособие
Учебное пособие для студентов, Харьков: Издательство \"Константа\", 1996 г iconКурс лекций для иностранных студентов харьков
К 78 Политология: курс лекций для иностранных студентов. Учебное пособие. – Харьков: хнму, 2012. – 154 с
Учебное пособие для студентов, Харьков: Издательство \"Константа\", 1996 г iconУчебное пособие Издательство Института Психотерапии Москва
Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих пси­хологию. Оно может быть полезно и специалистам в области практи­ческой...
Учебное пособие для студентов, Харьков: Издательство \"Константа\", 1996 г iconКраткий курс менеджмент а. Большаков учебное пособие санкт-Петербург...
Б79 Менеджмент / Учебное пособие. — Спб.: «Издательство "Питер"», 2000. — 160 с.: ил. — (Серия «Краткий курс»)
Учебное пособие для студентов, Харьков: Издательство \"Константа\", 1996 г iconУчебное пособие по английскому языку для студентов первого курса Тверь
Учебное пособие написано в соответствии с программой по иностранным языкам для студентов ссузов
Учебное пособие для студентов, Харьков: Издательство \"Константа\", 1996 г iconКультура России
Социология культуры: Учебное пособие для вузов. — М.: Академический Проект; Киров: Константа, 2012. — 575 с. — (Gaudeamus)
Учебное пособие для студентов, Харьков: Издательство \"Константа\", 1996 г iconУчебное пособие для студентов V курса медицинских вузов IV уровня аккредитации Харьков хнму 2009
Рекомендовано к изданию Ученым Советом Харьковского национального медицинского университета
Учебное пособие для студентов, Харьков: Издательство \"Константа\", 1996 г iconУчебное пособие Курс лекций Для студентов высших учебных заведений...
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, но может быть полезно и тем, кто самостоятельно изучает экономическую теорию
Учебное пособие для студентов, Харьков: Издательство \"Константа\", 1996 г iconМетодические указания для иностраннных студентов и врачей-интернов Рекомендовано
Схема истории болезни (расспрос, объективное исследование и синдромальная диагностика): Учебное пособие для студентов и врачей-интернов...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница