Интервью как разновидность метода опроса


Скачать 263.9 Kb.
НазваниеИнтервью как разновидность метода опроса
страница1/2
Дата публикации21.03.2013
Размер263.9 Kb.
ТипИнтервью
userdocs.ru > Философия > Интервью
  1   2
ВОПРОСЫ
Для зачета по учебному курсу «Социология»


  1. Социология как социальная наука. Социологическое мышление.

  2. Объект и предмет социологии.

  3. Уровни социологии.

  4. Микросоциология: интерактивные теории

  5. Макросоциология: структуралистские теории

  6. Общество как объект социологии и его признаки.

  7. Проблема личности в социологии. Основные теории личности.

  8. Социальная девиация. Основные концепции девиантного поведения.

  9. Социальный контроль и ресоциализация. .

  10. Понятие социальной группы и её значение в обществе. Классификация социальных групп.

  11. Социальные общности

  12. Социальный институт и социальная организация как понятия социологии.

  13. Социальная структура общества.

  14. Понятие социальной стратификации. Виды социальной мобильности.

  15. Религия и общественная жизнь.

  16. Социологическое исследование и его виды.

  17. Основные методы сбора первичной социологической информации. . *8. Программа социологического исследования

    1. Социологическая анкета и ее структура ' >Щ

    2. Интервью как разновидность метода опроса


1 Социология как социальная наука. Социологическое мышление.
Социоло́гия (от лат. socius — общественный + др.-греч. λόγος — наука) — это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.

Термин «социология» впервые был введён в научный оборот О. Контом в 1832 году в 47-й лекции «Курса позитивной философии»[1]. По мнению ряда исследователей, О. Конт не был первым, кто ввёл и применил этот термин — известный французский политический деятель и публицист эпохи Великой французской революции и Первой империи аббат Э.-Ж. Сийес на полвека раньше (1780 г.) О. Конта использовал его, вкладывая в термин «социология» (по-французски — «sociologie») несколько иной смысл[2]. В «Курсе позитивной философии» О.Конт обосновывает новую науку — социологию. Конт считал, что социология — это наука, занимающаяся, как и другие науки (формы «позитивного знания»), наблюдением, опытом и сравнением, которые адекватны новому социальному порядку индустриального общества. По мнению Г.Спенсера, основной задачей социологии является изучение эволюционных изменений в социальных структурах и институтах. В. И. Ленин полагал, что только с открытием материалистического понимания истории социология впервые была возведена на ступень науки[3]. Несмотря на политическую и идеологическую ориентацию марксистской теории общества, следует признать, что она, безусловно, содержала немало ценных идей, обогативших социологическую мысль.

По определению Энтони Гидденса, социология — это «изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ»[4]. По определению Ядова В. А., социология — это наука о функционировании общества, о взаимоотношениях людей. Основной целью социологии является «анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком она складываются в ходе социального взаимодействия»[5].

2. Объект и предмет социологии.
Соответственно объектом науки социология является общество, обладающее качеством целостности и системности, а предметом — его субъекты: социальные общности, институты и личности.
Термин «социология» впервые был употреблен О.Контом в 40 гг. ХIХ века. В буквальном смысле «социология» (от фр. Sociologie) означает «наука об обществе, о социальной жизни».

Люди давно пытались понять механизмы социальных процессов, роль и место человека в жизни социума. Но только к ХIХ веку сложились условия для формирования науки об обществе, новому типу социального знания. Именно О. Конт и Г. Спенсер заложили основы социологии.

Как известно, в ХVIII-ХIХ вв. происходит разрушение феодального общества, для которого была характерна тотальная регламентация экономической, политической и духовной жизни общества. Старые механизмы регулирования, основанные на традициях и обычаях, разрушаются. Новое общество провозглашает свободы и права человека, его духовную и экономическую независимость, политическую автономность.

Для того, чтобы реализовать эти идеи, надо было знание социальных процессов жизнедеятельности социальных групп, общностей и организаций. И эти знания должны быть реальными, должны помочь сформировать новые механизмы социального управления.

Особо обострилась потребность в научных знаниях в связи с бурным развитием новых политических (классовая борьба и т.д.) и экономических процессов. Свободная конкуренция поставила в зависимость результаты деятельности от знания настроений и ожиданий людей. В результате появляется социология – наука, помогающая понять обществу основы социального взаимодействия людей.
Таким образом, с самого начала объектом социологии как науки является общество. Напоминаем, что под объектом познания имеются в виду те явления действительности, на которые направлена познавательная деятельность. Но, как известно, общество изучается многими науками (философией, историей, этнографией и т.п.), а это значит, что объект исследования у них один и тот же. Следовательно, чтобы отличить социологию от других социальных наук, надо вычленить ее предмет исследования. Именно он позволяет отделить одну науку от другой. Под предметом познания имеют в виду специфический фрагмент, срез, сторону объекта, который вызывает познавательный интерес со стороны той или иной науки.

Предмет социологии, в этом смысле, определяется социологами по-разному. Здесь нет единого мнения, поскольку изучаются многообразные социальные процессы. У нас длительное время определение социологии сводилось к следующему: социология – это наука о законах функционирования и развития общества как социальной системы.

Что касается зарубежных социологов, то они, как правило, не ставят целью строго и однозначно определить предмет социологии, что, вероятно, сделать и невозможно. Так, известный социолог П. Сорокин в своей работе «Человек, цивилизация, общество» (М., 1992. С.534) предмет социологии характеризует как «поведение людей, живущих в среде себе подобных». Многие социологи-эмпирики склоняются в последнее время к тому, что главное не определить предмет (он может меняться от одного этапа развития социологии к другому), а усвоить методологические и методические методы и техники социальных процессов. Однако, мы с вами выберем одно из двух предложенных определений.


  1. Уровни социологии.


В структуре социологической науки можно выделить три уровня:

*фундаментальных исследований, задачей которых является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы данной области;

*прикладных исследований, в которых ставится задача изучения актуальных, имеющих непосредственную практическую значимость проблем, на основе существующих фундаментальных знаний;

*социальная инженерия - уровень практического внедрения научных знаний, с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий.
Своеобразной формой пересечения всех этих уровней выступают такие структурные элементы социологии, как отраслевые социологии: социология труда, экономическая социология, социология организаций, социология досуга, социология здравоохранения, социология города, социология деревни, социология образования, социология семьи и т. д. В данном случае речь идет о разделении труда в сфере социологии по характеру исследуемых объектов.
Особое место в структуре науки занимают конкретно-социологические исследования. Они снабжают информацией к теоретическим и практическим размышлениям все уровни социологии, делают ее наукой, основанной на социальных фактах из реальной общественной жизни.


  1. Микросоциология: интерактивные теории


Микросоциология (греч. малый) - раздел социологии, объектом изучения к-рого являются т. наз. малые группы (малочисленные по составу социальные группы, члены к-рых находятся в устойчивом личном общении друг с другом). К малым группам относятся семья, первичный трудовой, научный, спортивный, воинский и др. коллективы, школьный класс, религиозная секта и др. М. возникла в 30-х гг. 20 в. как одно из направлений буржуазной социологии. Ее методологической основой послужили философские принципы позитивизма, теоретической основой - работы Г. Зиммеля, Ч. Кули, Дюркгейма, Ф. Тенниса и др., эмпирическим базисом стали данные исследований раза личных социальных проблем буржуазного об-ва (необходимость разрешения межклассовых, межнациональных и межрасовых конфликтов, поиск резервов повышения производительности труда, эффективность пропаганды, борьба с преступностью, разложением буржуазной семьи, ростом психических заболеваний и т. д.). Теоретическая М. представлена работами Морено, Дж. Хоманса, Р. Бейлса (США), Гурвича (Франция), Р. Кенига (ФРГ) и др. Прикладная М., тесно связанная с социальной психологией, синтезировала в себе разные направления: социометрическое, идущее от психиатрии (школа Морено), психологическое, или «групповая динамика» (школа К. Левина), и бихевиористское, представленное социологами школы Мэйо. В рамках этих направлений разработаны соответствующие методики и техника исследования малых групп и контактных коллективов, различные виды наблюдений, опросов, интервью, социометрическая техника (построение шкал, матриц, графическое изображение структуры малых групп и т. п. Методологический недостаток микросоциологических исследований в рамках буржуазной социологии заключается в неправомерных попытках перенести выводы, полученные от изучения малых групп, рассматриваемых как базисный элемент об-ва, на большие социальные группы и об-во в целом.
5.Макросоциология: структуралистские теории
Микросоциология и макросоциология – это уровни социологического знания, различающиеся по масштабу охвата изучаемых явлений.

Макросоциология ориентирована на изучение социальных явлений крупного масштаба, таких как общество, социальные институты, общности, системы и процессы, в них происходящие.

Микросоциология исследует сферы непосредственного социального взаимодействия: отношения между отдельными личностями, процессы коммуникации в малых группах, пространство повседневной реальности.

МАКРОСОЦИОЛОГИЯ

- англ. macro-sociology; нем. Makrosoziologie. Изучение общества как целого, больших соц. систем и образцов взаимодействия между ними. М. противопоставляется микросоциологии.


6.Общество как объект социологии и его признаки.
Объект изучения социологии

Объектом изучения социологии является общество. Этот главный объект социологии выступает как объективно существующая реальность, не зависящая от исследователя. Общество рассматривается как исторически сложившаяся большая, устойчивая общность связанных между собой разнообразными узами людей, облик которой определяется прежде всего совокупностью отношений между отдельными индивидами, группами.

Очевидно, что при таком подходе внимание обращается первоочередным образом на связи между людьми, которые составляют данное общество. Его нельзя представлять как простую совокупность индивидов, объединенных по территориальному признаку, то есть проживающих на одной территории, общество объединяет также общая культура, история, единые цели, стремление к самосохранению.

7.Проблема личности в социологии. Основные теории личности.
Личность — это относительно стабильная форма организации всех характеристик индивида, устойчивая система признаков, определяющих его уникальность.

Теория личности — это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека.

Основные теории личности в гуманистической психологии

На сегодня в психологии нет какой-либо единственной общепринятой теории личности, но существует великое множество различных теорий, концепций и моделей личности, имеющих значительное влияние и большое число сторонников. Здесь мы кратко остановимся лишь на некоторых известных моделях личности.

Существуют теории личности, которые известны не только психологам, но и популярны в широких слоях населения. Одной из таких концепций является психодинамическая теория личности 3. Фрейда. По Фрейду, личность образуется тремя структурными компонентами: ид (оно), эго (я) и суперэго (сверх-Я). Сфера ид — это инстинктивное ядро личности. Мощные инстинкты, находящиеся в сфере ид, требуют своей реализации и определяют (прямо или косвенно) поведение личности. В целом функционирование сферы ид подчиняется принципу удовольствия. В психодинамической теории Фрейда выделяются два основных инстинкта — сексуальный инстинкт, трактуемый еще как инстинкт жизни (либидо, эрос), и деструктивный, разрушительный инстинкт, трактуемый как инстинкт смерти (мортидо, танатос). Такая форма человеческого поведения, как агрессия, рассматривается в данной концепции в качестве инстинктивной формы поведения, в качестве проявления деструктивного инстинкта личности.

Сфера эго — это рациональная часть личности, т.е. сфера сознания. Эго находится в постоянном взаимодействии со сферой ид, пытаясь предотвратить опасные, дезадаптивные проявления двух базовых инстинктов. Рациональная сфера эго должна разрабатывать для личности такие программы действий, которые, с одной стороны, удовлетворяли бы требованиям ид, а с другой стороны, учитывали бы требования и ограничения социального мира и собственного сознания человека. Функционирование сферы эго определяется принципом реальности.

Сфера суперэго — это сфера морального «Я» личности, включающая в себя систему норм, ценностей, этических представлений, согласующихся с требованиями социума. Эта сфера формируется в процессе социализации и является, по Фрейду, последним (во временном смысле) компонентом развивающейся личности. Сфера суперэго, хотя и не является инстинктивной, так же как и ид, находится в противоречии с рациональным эго. Можно сказать, что суперэго пытается убедить эго в приоритете идеалистических целей над реалистическими.

Психодинамическая концепция 3. Фрейда имеет так же много противников, как и сторонников. Пожалуй, это та теория, относительно которой высказывается самое большое количество крайних, радикальных оценочных суждений — от восторженного принятия до безусловного отвержения. В наиболее крайней форме неприятие психоанализа научной психологией было, пожалуй, сформулировано всемирно известным психологом П. Фрессом, который как-то заявил, что психоанализ — это вера, а для того чтобы верить, надо сначала «встать на колени».

Теория личности А. Адлера известна как индивидуальная теория личности или индивидуальная психология. Эту теорию также традиционно относят к психоаналитическому направлению (Адлер — один из первых и любимых учеников Фрейда), хотя в действительности большинство положений индивидуальной психологии развивались как антитезисы теории Фрейда. Теория А. Адлера, как это ни парадоксально звучит, по своему духу и основным концептуальным положениям может быть рассмотрена как предвестник и предтеча современной гуманистической психологии.

Сущностные основы теории Адлера связаны с такими понятиями, как 1) фиктивный финализм; 2) стремление к превосходству; 3) чувство неполноценности и компенсация; 4) социальный интерес; 5) стиль жизни; 6) креативное «Я».

Фиктивный финализм. По Адлеру, основные цели человека, т.е. те цели, которые и определяют направление жизни личности, представляют собой фиктивные цели — их соотнесенность с реальностью невозможно проверить. Но, несмотря на фиктивность, именно наличие таких финальных целей является реальным стимулом активности человека и объясняет его поведение. Некоторые люди, например, могут выстраивать свою жизнь, исходя из представления о том, что напряженная работа и только немного удачи позволяют достичь почти всего. Это утверждение (по Адлеру) — лишь фикция, так как многие из тех, кто напряженно работает, не получают того, что они заслуживают. Другими примерами фиктивных убеждений, которые способны оказывать влияние на жизнь человека, являются следующие: «честность — лучшая политика», «все люди созданы равными». Вера в то, что праведники попадут в рай, а грешников ждет ад, несомненно, также оказывает влияние на поведение человека. И эта вера тоже является примером фиктивного финализма. Финальная цель, являясь фикцией, неким идеальным представлением, несмотря на это, играет роль реального стимула, мотива вполне конкретного устойчивого поведения человека.

8.Социальная девиация. Основные концепции девиантного поведения.
Социа́льная девиа́ция — социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого поведения в определенном обществе. Бывает как негативным (алкоголизм), так и позитивным. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определенных формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя).

Дать однозначный ответ на причины отклоняющегося поведения невозможно. Слишком велико разнообразие отклонений, слишком много факторов лежат в их основании. Тем не менее, исследователи называют несколько, на их взгляд, важнейших причин, заставляющих каждого из нас время от времени нарушать социальные нормы, а значительную часть людей – совершать преступления.

По мнению Э. Дюркгейма, девиацию вызывает социальная аномия – состояние общества, которое характеризуется разложением системы ценностей, кризисом всего общества, его социальных институтов. В этой ситуации люди не могут понять, как следует и как не следует себя вести. Уровень отклоняющегося поведения существенно возрастает (во время войн, революций и иных социальных катаклизмов).
Р. Мертон выявил три противоречия современного общества, являющиеся источниками девиации:

1) между ценностями и нормами, господствующими в обществе;

2) между целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения;

3) между интересами и потребностями человека и невозможностью, по его мнению, их реализовать никаким иным путем, кроме как отступлением от нравственных и правовых норм.
Второе противоречие (между целями и средствами) послужило для Р. Мертона основой для выделения пяти различных реакций людей на их соотношение:

1) конформизм, когда люди интернализуют цели данного общества и используют социально одобряемые средства для их достижения (такое поведение является нормативным и способствует стабильности любого общества);

2) инновация, когда люди придерживаются одобряемых целей, но отвергают общепризнанные средства для их достижения (позитивная инновация – творчество, негативная – мошенничество);

3) ритуализм, когда люди отвергают цели, но при этом продолжают механически использовать одобряемые средства их достижения (люди, не верящие в Бога, соблюдают религиозные обряды и обычаи только потому, что "так принято");

4) ретритизм, когда люди отвергают и цели, и средства их достижения, ничего не предлагая взамен (алкоголики, бродяги);

5) бунт, который также сопровождается отказом от социально одобряемых целей и средств их достижения, но при этом бунтари взамен предлагают свои цели и средства (революционеры, террористы).

9.Социальный контроль и ресоциализация.
Социальный контроль — система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе законов и санкций, с помощью которых индивид согласовывает свое поведение с ожиданиями ближних и собственными ожиданиями от окружающего социального мира.

Социология и психология всегда стремились вскрыть механизм внутреннего социального контроля.

Типы социального контроля

Выделяют два типа процессов социального контроля:

процессы, побуждающие индивидов к интернализации существующих социальных норм, процессы социализации семейного и школьного воспитания, в ходе которых происходит внутренние требований общества — социальных предписаний;

процессы, организующие социальный опыт индивидов, отсутствие гласности в обществе, гласность — форма контроля общества над поведением господствующих слоев и групп;
Ресоциализа́ция (лат. re (повторное, возобновляемое действие) + лат. socialis (общественный), англ. resocialization, нем. Resozialisierung) — это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида. Ресоциализация осуществляется изменениями установок индивида, целей, норм и ценностей жизни
10.Понятие социальной группы и её значение в обществе. Классификация социальных групп.
Социальная группа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

Функции социальных групп

Существуют различные подходы к классификации функций социальных групп. Американский социолог Н. Смелзер выделяет следующие функции групп:

Социализации: только в группе человек может обеспечить свое выживание и воспитание подрастающих поколений;

Инструментальную: состоит в осуществлении той или иной деятельности людей;

Экспрессивную: состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии;

Поддерживающую: состоит в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях
В основу первой классификации положен такой критерий (признак), как численность, т.е. количество людей, являющихся членами группы. Соответственно существуют три типа групп:

  1. малая группа – немногочисленная общность людей, находящихся между собой в непосредственном личном контакте и взаимодействии;

2) средняя группа – относительно многочисленная общность идей, находящихся в опосредованном функциональном взаимодействии.

3) большая группа – многочисленная общность людей, находящихся в социально-структурной зависимости друг от друга.

Вторая классификация связана с таким критерием, как время, существования группы. Здесь выделяются кратковременные и долговременные группы. Малые, средние и большие группы могут быть как кратковременными, так и долговременными. Например: этническая общность – это всегда долговременная группа, а политические партии могут существовать веками, а могут и очень быстро сходить с исторической сцены. Такая малая группа, как, например, бригада рабочих, может быть либо кратковременно: люди объединяются для выполнения одного производственного задания и, выполнив его, расстаются, либо долговременной – люди всю свою трудовую жизнь работают на одном предприятии в одной и той же бригаде.

Третья классификация опирается на такой критерий, как структурная целостность группы. По этому признаку выделяют первичные и вторичные группы. Первичная группа – это не разложимое далее на составные части структурное подразделение официальной организации, например: бригада, отдел, лаборатория, кафедра и пр. Первичная группа – всегда малая формальная группа. Вторичная группа – это совокупность первичных малых групп. Предприятие, насчитывающее несколько тысяч работников, например «Ижорские заводы» называется вторичным (или основным поскольку состоит из более мелких структурных подразделении цехов, отделов. Вторичная группа практически всегда средняя группа.

Таким образом, организация промышленного предприятия, фирмы, корпорации и т.д. – это средняя, вторичная, чаще всего долговременная группа. В социальной психологии установлено, что закономерности формирования и развития группы во многом определяются ее численностью, временем взаимодействия людей и структурно-функциональным единством. Рассмотрим социально-психологические особенности организации как средней группы.
11.Социальные общности
Социа́льная о́бщность (англ. community — общность, сообщество, объединение, единство, неразрывность) — реальное объединение людей, объективно заданное способом их устойчивой взаимосвязи, при котором они выступают (проявляют себя) как коллективный субъект социального действия.
12.Социальный институт и социальная организация как понятия социологии.
Социальный институт (лат. institutum установление, учреждение) — социальная структура или порядок общественного устройства, определяющие поведение некоторого множества индивидов того или иного сообщества. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил, определяющих такое поведение[1].

Социальная организация общества (от позднелат. organizio — формирую, сообщаю стройный вид < лат. organum — орудие, инструмент) — установленный в обществе нормативный социальный порядок, а также деятельность, направленная на его поддержание или приведение к нему.

Под организацией часто понимается 1) свойство общества в целом или какого-либо социального объекта иметь упорядоченную структуру, а также 2) деятельность, связанная с четким распределением функций и делегированием полномочий, регулированием и координацией действий, управлением.

В первом случае термин "организация" означает установленный социальный порядок в системе в целом или отдельных ее подсистемах. Например, организация государственной власти по административно-территориальному принципу, или организация труда и заработной платы на предприятии через систему норм выработки и квалификации работ.

Во втором случае – термин "организация" характеризует момент деятельности, связанный с управлением. Например, руководитель организует производственный процесс – это значит, что он должен расставить людей по рабочим местам таким образом, чтобы обеспечивалась его непрерывность и бесперебойность.

Таким образом, под организацией понимается некий нормативный порядок, который обеспечивается всей совокупностью регулятивных механизмов и предпринимаемых действий по его поддержанию и приведению к нему.
13.Социальная структура общества.
Социàльная структу́ра — совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества. Понятие «социальная структура» применяется как в представлениях об обществе как о социальной системе, в которой социальная структура обеспечивает внутренний порядок соединения элементов, а окружающая среда устанавливает внешние границы системы, так и при описании общества через категорию социального пространства. В последнем случае под социальной структурой понимается единство функционально взаимосвязанных социальных позиций и социальных полей.
14.Понятие социальной стратификации. Виды социальной мобильности.
Социальная стратификация (от лат. stratum − слой и facio − делаю) — одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества; отрасль социологии. Термин «стратификация» вошел в социологию из геологии, где он обозначает расположение пластов земли. Но люди изначально уподобляли существующие между ними социальные дистанции и перегородки слоям земли, этажам расположенных зданий, предметов, ярусам растений и т.п.

Стратификация — это деление общества на специальные слои (страты) путем объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нем представление о социальном неравенстве, выстроенное по горизонтали (социальная иерархия), вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям (показателям социального статуса). Деление общества на страты осуществляется исходя из неравенства социальных дистанций между ними —основное свойство стратификации. Социальные страты выстраиваются вертикально и в строгой последовательности по индикаторам благосостояния, власти, образования, досуга, потребления.
Виды социальной мобильности

Социальная мобильность бывает:

Вертикальная и горизонтальная

Индивидуальная и групповая

Внутрипоколенная и межпоколенная

Вертикальная мобильность - это перемещение индивида или группы между стратами с изменением социального статуса.

Горизонтальная мобильность - переход индивида или группы с одной позиции на другую без изменения социального статуса.

Индивидуальная мобильность - изменения социальных характеристик индивида вследствие его личных усилий.

Групповая мобильность - изменение социальных характеристик индивида, вызванное повышением или понижением значимости той социальной группы, к которой он принадлежит, вследствие организованных массовых социальных перемещений.

Внутрипоколенная мобильность - изменения социальной позиции индивида на протяжении его активной жизнедеятельности, по сравнению с его возрастными группами.

Межпоколенная мобильность - изменения современного социального статуса одного поколения по отношению к предыдущему.

15.Религия и общественная жизнь.
Рели́гия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину)[1].
Другие определения религии:

одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения[2].

организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собой веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам[3].

16.Социологическое исследование и его виды.
  1   2

Похожие:

Интервью как разновидность метода опроса iconЭкспе́ртный опро́с разновидность опроса, в ходе которого респондентами...
Экспе́ртный опро́с — разновидность опроса, в ходе которого респондентами являются эксперты — высококвалифицированные специалисты...
Интервью как разновидность метода опроса iconАнкета для опроса населения России
Академии наук Республики Татарстан (цпэи ан рт). Мы опрашиваем россиян об отношении к здоровью и здоровому образу жизни. Интервью...
Интервью как разновидность метода опроса iconТема Контент-анализ как метод социально-психологической диагностики...
Прикладная социальная психология. Учебное пособие./ Под ред. А. Н. Сухова и А. А. Деркача. – М., 1998
Интервью как разновидность метода опроса iconИнтервью Александр : «Мы работаем все вместе»
Наш продюсер – Александр Давыдов. Он же пишет музыку. В этом интервью вы узнаете о жизни Саши, и о том как мы работаем…
Интервью как разновидность метода опроса iconПсихологическая подготовка Вопросы в интервью
Следовательно, – журналист нацелен на получение информации, поэтому обмен мнениями в интервью чаще всего недопустим. Интервью иногда...
Интервью как разновидность метода опроса iconОткрытое письмо автору метода Бронникова
А. П. Смирнов и другим. В том числе, я успешно участвовал в исследовании ранней диагностики рака при Первом Медицинском Институте...
Интервью как разновидность метода опроса iconИнтервью для журнала "Ziereus"
Автор, встретившийся со Шри Матаджи до Ее поездки в Америку, получил свою самореализацию во время интервью
Интервью как разновидность метода опроса iconАнализ спроса на речной туризм у жителей Екатеринбурга
Для определения особенностей спроса на речной туризм у жителей Екатеринбурга было проведено маркетинговое исследование в форме анкетного...
Интервью как разновидность метода опроса iconОценка как элемент метода бухгалтерского учета. Виды оценок
Оценка является одним из элементов метода бухгалтерского учета, это способ, с помощью которого хозяйственные средства получают денежное...
Интервью как разновидность метода опроса iconВопросы к рассмотрению: Понятие о выборочном методе. Условия его применения
Типовые задачи, решаемые на основе выборочного метода. Использование выборочного метода в зоотехнии
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница