Философия. Платные лекции


Скачать 449.52 Kb.
НазваниеФилософия. Платные лекции
страница1/4
Дата публикации25.07.2013
Размер449.52 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4
ФИЛОСОФИЯ. ПЛАТНЫЕ ЛЕКЦИИ.
1.

Философия. Ее роль в жизни общества

Философия – сфера общественного сознания( ЭТО НЕ НАУКА), которая занимается изучением наиболее общих законов развития, природы, общества, мышления.

Философия как дисциплина подразделяется на: (сферы фил .знания)

  1. онтология – учение о бытие.

  2. Гносеология – учение о познании.

  3. Социальная философия.

  4. Аксиология – акасис – ценность. Изучает и анализирует ценности

  5. Этика. Учение о морали и нравственности

  6. Эстетика – эстет – учение о чувственном. Но с 18в, означает учение о прекрасном как в природе как и в искусстве

  7. Особая сфера: история философии. Тут фиксируется важное отличие философии от науки. Чтоб заниматься БХ моно и не знать историю БХ. А с философией нет. Философия как появилась 2000 лет назад, так и не сдвинулось с места, посему историю сильно изучают.


Функции философии:

  1. мировоззренческая. Фил. Дает некую мировоззренческую ориентацию в мире.

  2. Познавательная(гносеологическая) – изучая наиболее общие законы мы их познаем.

  3. Методологическая. Философия претендует на то, чтоб давать методы другим наукам.

  4. Прогностическая функ. Она пытается дать прогноз на будущее, ибо изучаем законы всех 3ех сфер, по ним моно спрогнозировать дальнейшее развитие.


В философии существует основной вопрос философии. Он имеет 2 стороны.

  1. онтологическая. Он звучит так: Что первично? Материальное начало или духовное. По ответу на него философы делятся на:

а) материалистов(материя первична, материя имеет историко-философскую традицию, первого обычно называют Демокрита. Там еще маркс. Признают существование единственной субстанции – материи.

б) идеалисты: первично духовное начало(бог или какая нить абсолютная идея(гегель) и пр.) первый Платон считается. Он главный и первый. Он объективный идеалист.

идеалисты делятся на:

объективных идеализм. Т.е. существование не зависит от воли и сознания людей - Платон

субъективный. Джордж Беркли, он говорил – быть – значит быть воспринимаемым. И эта позиция субъективно-идеалистическая.
Тут еще моно еще рассказать основные исторические этапы развития.


  1. гносеологическая сторона вопроса: тут он звучит так: познаваем ли мир?

Тут по ответу делятся на 3 группы философы.
1)гносеологические оптимисты. Ими могут быть как и материалисты(маркс например), так и идеалисты(гегель например) , но они тут отличались:

Гегель считал вообще, что он достиг абсолютное знание, а маркс грил что к абсолютному знанию будем приближаться, изучать и изучать, но не встречать препятствий к познаваемости.

  1. агностики. А- отрицание, гнозиз – знание. Они считают, что в мире есть нечто, что принципиально не познаваемое. К ним Канта относят. Он считал, что мир как он есть сам по себе является принципиально не познаваемым.

  2. скептики. Например девид Юм(18в, англия) они грят, что мы чето знаем о мире, но мы не знаем наскока это знание истинно, у нас нет критериев истинности.


^ 2: античная философия.
Общая характеристика:

Досократики. Эти философы жили до сократа. Это в основном была натурфилософия, их фил. Называли еще физиологами( фюзиз – природа). Их интересовало что является первовеществом/неразмножимими элементами, из которых состоит мир, и вот они:

  1. первая школа – милетская(по наз. города, эт была греч. Колония в азии). Там жили3 философа:

а) фалес - вода

б) анаксимандр – апейрон - понятие беспредельного(апейрон по гречески). Что это значит: если берем некую стихию, например воду, то видим что она ограничена от других стихий. Вода это не огонь, не земля и пр. И он ввел то, что их объединяло, некое недеференцированое, отчего и произошли все стихии
в)анаксимен - воздух
Гераклит. Он не из милета. Он грил что первое огонь. Огонь – это одновременно и материальный эквивалент, того что он называл Логосом(логос – некий мировой ум, переводится по разному – слово, разум, мера), сие мировой разум который осмысляет, оживляет все мировое. При этом гераклит рассматривал мир не статически, а в динамике «в одну реку нельзя войти дважды». Сие значит, что река (мир) меняется, но движение это не хаотическое, а подчинено определенной закономерности, тут он высказывает первые диалектические идеи: « война – отец всех вещей» (по гречески война – мужского рода).

Война – некое напряжение, борьба противоположностей, и эта борьба и создает некое движение мировое, и мировую гармонию.
Демакрит. Левкиппат.(эт все досократики)

О левкиппе ниче незнаем вообще, кроме того что он был.

Это знаменитая атомистическая теория. Атом – не делимый.

Они предположили что мир состоит из неделимых далее частиц – атомов. При этом атомы демокрит отождествлял с бытием, а вот пустоту, в которой эти атомы движутся с небытием.

Атомы различны по форме(крючкообразные, пиромедальные и пр) и вот двигаясь, цепляясь друг с другом образуют вещи.
Эпикур. Он вводит понятие Клинамен. Это ключевое отличие от демокрита. Сие самопроизвольное отклонение атома от заданной траектории. А значит возможность всяких неожиданных комбинаций, а значит и изменения мира и пр.
Сократ. Он переориентирует философию с изучения природы, на изучение человека. Вернее даже не скока изучение человека, для него философия – это учение о правильной жизни. Это некое искусство жить. Но сократ грит – всякое искусство требует умение и истинное знание. Чтоб изменить жизнь на то, что я считаю правильным, надо это правильное выделить осмыслить. Посему сначала надо поставить вопрос – что такое вообще правильное, истинное знание. Т.е. над отделить знание от мнения.

Знание/докса(мнение).

Тут важен метод сократа, он включает несколько позиций:

во первых – сократ диалектик(тогда это понималось как искуство беседы.)

втрое – ирония. Сократ притворно налагает на себя личину невежества(я знаю что ничего не знаю), т.е. притворяется менее знающим, чем есть на самом деле.

И самое главное – майевтика: т.е7=. повевальное искуство(по гречески), и он сравнивал свой метод с повевальным искусством

Он пытается в диалоге с кучей вопросов задавай, заставляет чела самого сформулировать определения, что же такое мужество. Он помогает истине выйти на свет из чела, мол истина уже заложена в челе. И он пытается, что б чел сам осознал что это, а не просто написать самому определение.


Платон. Сие ученик сократа. От него дошли почти все сочинения(40 диалогов).

Основные произведения платона – диалог «Государство». Диалог «Федон», посвященной душе. Диалог «тимей»(название – эт первые буквы имен учавствующих, не учи это).

Платон – родоначальник объективного идеализма. Ключевое понятие в его философии – эйдос(идея). Эйдос буквально переводится как вид( типа смотри какой прекрасный вид, в этом смысле).

Эйдос – порождающая модель, для чувственных вещей. Т.е. у нас есть масса столов. Есть такие, есть другие, из дерева, пластика, но все они являются столами, а не стульями, и в то мере в какой они являются столами, они причастны к своему эйдосу, к совей порождающей структуре, модели. Сие предел чувственных проявлений вещи. Есть какая то вариация столов, но есть некая стольность и пр, что и идея. Идея – бестелесная, не изменна, а стол ломается и пр. Идея не подвижна, не изменна, не изменяется от времени и пр.

А раз есть 2 такие структуры: эйдос и вещь. Их сравнивая, понятно что именно идея первоначальна. И мир этих эйдосов и является подлинным миром. Платон отождествляет эйдос с бытием, это подлинное бытие. А мир чувственных вещей – это мир становления.

Но есть и еще один этаж. Есть ейдос, есть вещь. Но что делает вещь отличной от идеи, почему они не идентичные, они же чем то отличаются!

И он вводит понятие материя(хора – он так называет это). Материя и есть то, что отличает стол, вещи от эйдоса. Т.е. вещь причастна одновременно и бытию (эйдосу), но одновременно и не бытию(материи) вещь определяется причастности одновременно и миру эйдосов и миру материи, посему наш чувственный мир и мир становления, он имеет такой мерцающий характер.

В книги государство приводит «пещера». Мы узники, привязаны, тут сыро, но мы привыкли, и там в далеке – жизнь. Люди ходят туда сюда и пр. Узники видят тени от них, и узники считали что тени – и есть мир в котором они живут. Но если мы приглядимся –увидим настоящие бытие, но осторожно, свет ослепить может. И вот мы типа живем в этих тенях, и подлинный философ может взглянуть и увидеть этот мир эйдосов, подлинный мир, сбросить эти цепи.
Платон выдвигает теорию, мол подлинное познание – это припоминание. Тут он грит что чел состоит из души; эйдоса) и тела, тело смертно, и когда тело дохнет душа уходит в мир эйдосов и там обитает. Но она там не навсегда остается, а потом обратно в чувственный мир опускается, но идя туда проходит через реку «лету» - реку забвения, и забывает все то, что знала о подлинном мире, и ребенок рождается и вроде ничего не знает, но знание заложено в нем внутри, задача – вспомнить, пробудить это знание с помощью этих его вопросов.
Социальное учение платона о государстве. Платон выделяет разные типы душ: есть души, в которых преобладает разумное сознание, а есть в которых афективное составляющая, а есть в которых вожделеющая составляющая преобладает, и по ним люди делятся:

У кого преобладает разумная – становятся философы, и по платону именно они должна править идеальном государством, ибо они вышли из пещеры и знают истинное знание.

Аффективное – их главное добродетель – мужество, сие класс страже(воинов), они должны защищать философов.

А у кого вожделеющая, кто слишком привязан к этому миру – эт всякие ремеслиники. Рабов платон даже не упоминает.

И типа иерархия – ест 2 высших класса, есть низший, но вчитываясь в его диалоги, там он предъявляет серьёзные требования:

1)все должно быть общее, иначе будут раздоры. Все должно быть поровну, включая жен и детей. Никакой любви не предполагается. Типа выбирают пару, ты и ты, у вас крутое потомство будет. Потом ребенка отбирают и воспитывают в общем дет. Саду, где никто не знает где чей ребенок. Все общее. А у ремесленников все норм, у них и семьи и дети.
Главная фишка платона: в том, чтоб было хорошо, вернее дело не в счастье одного отдельного класса типа филосовоф или стражей, нет! Отдельные части платона не интересуют. Все части существуют для благо целого. Они все существуют ради целого – безопасности и процветания целого государства.

Аристотель. Он ученик платона. Но Аристотель критиковал его за Дуализм. Он противопоставляет мир идей миру вещей.

Основные произведения 1) метафизика. (то что после физики. Какое то сочинение когда классифицировали, лежало сразу после физики. Но и еще и само содержание выходит за рамки, оно о сверх материальном, сверх чувственном)

2)физика.

3) политика.

4) поэтика.
Аристотель наоборот исходит из единичной конкретной вещи. Единичное бытие – конкретный стул, стол – то из чего надо исходить. И всякое единичная вещь(бытие) имеет 4 причины своего существования:

  1. материальная причина. Стол – его материальная причина – дерово. Но из дерево моно еще кучу всего сделать, значь есть еще нечно, что из дерево делает именно стол. Эт вторая причина:

  2. формальная. Вещь – взаимодействие материи и формы. Приэтом материя – эт потенциальное. Из дерева кучу всего моно сделать. А форма – актеальности, из дерева актуилизируется именно стол. Но помио есть еще:

  3. действующая. Тут сложно. Кто сделал стол? Человек. И он именно и есть движущая причина, он соединяет материю и форму.

  4. Вещь существует не просто так, а для чегото. Эт целевая причина. Для чего нужен стол? Писть на нем и пр. Чтоб чето с ним делать.

Сложность: не хорошо. Но дерево тож из чего то состоит. Для него тоже должна быть материя и форма:

Был еще досократик – эйдедон(?), он грил есть 2 жен. Элемента, и 2 мужских(вода и воздух), и все вещи – это сумма элементом, типа в этой веще 2 огна, 3 дерева и пр. И вот для дерева – эт вода+земля, а форма будет их соотнощение.ъ

Но вода, земля и пр есть нечно, они тож имеют свою материю. И тут аристотель оодит важное понятие – первоматерия. Первоматерия = ничто. Раз эт первоматерия, его ни с чем низя отожествлить, оно перчвичто, знач оно и есть небытие, это ничто, но это не вобще ничто, это чистая возможность появления чего бы то небыло.
И вот. Нижний этаж: материя(чистая потенциальность), потом вещи, а на верху чистая актеальность, читая форма, форма форм, нус (ум).
У платона – эйдоса отдельно от вещей, а у аристотеля она существует в самой вещи. Единственно отдельно существует – нус, чистый ум который живет отдельно и оживляет чтоли все.
Политические представления аристотеля:

Он разработал учение от типах правления. Он выдиляет 3 принципа правления, и у кажлого из этих принципов есть 2 формы: хорошая и плоха.

Согласно первому принципу(а они отвечают на вопрос скока человек должно править), править должен 1 чел. Его хорошая форма: монархия, монарх заботится не ток о себе, а о всех гражданах, о целом. А плохая: тирания, ибо тиран заботится ток о себе, о сохранении своей власти.

Второй принцип: когда правят немногоие. Хорошая форма: аристократия(аристос – лучшая, правление лучших) они о всех заботятся, а не ток о себе. Плохая форма – олигархия, они ток о себе заботятся.

Третия: когда правят большенство. Плохая форма – демократия. А хорошая – политейя по сути эт таже демократия, но тут не ток в своих интересах, а и о интересах меньшенства еще.

^ 3. Средневековая философия.
Конечн, сие релегиозная философия. Берем европейскую – она христианская.

Они все немного в разной степени разделяли религиозные догматы. Наша задачи их различить.
Этапы. Средневековья – медленная эпоха, изменения не так быстры.

  1. этап – апологетика. Апология – защита. Представитель: Юстин-Философ.(с большой буквы)

христианство возникло в год рождения христа. В первые годы(десителетя/столетия развития) – существовало в языческом окружении, в риме били гонения. Римские были толерантными людми, им было пофиго на кого молишся 6но надо было договорится, ритулал договора с императором, а они отказались от этого. И посему на них гонения были. И физические и интеликтуальные. Для язычества эт было оч странно, бог ряспятый на кресте, как так, будто раб. И были защиты от этого, надо было защитится от этих напастей ихних. Постепенно христианство становится лигитивной религией, а потом и официальной римской, при императоре константине. И тут следуйщий период – пик 4 век:

  1. патристика. Патр – отец. Сие учение Отцов в Церкви. Сие учение тех богословов, которые разяснили основнуюсуть христианских докладов. Патристика делится на восточную и заподную. К восточной относились – «каподокийский кружок» :Василий Великий, Григорий Багослов. Западная патристика: Аврелий Августин. Затем произошло: герменские племена приплющили рим и наступил период темных времен с упадком культуры:

  2. Схоластика. Схола – школа. Сие философия, которая практиковалась не в манастырях( как раньше), а в университетах. Начало 11в. Формально до 14-15веков. Представитили: Фома Аквинский. Уильям Оккам. Дунс Скотт. Оч кратко: общие фил. Проблемы ихние: в хитсианстве бог одновреммено и един(имеет 1 сущность) и 3 эпостасти(3 лица: бог отец, сын, бог дух), и проблемма: как же соотносятся меж собой единосущее и троичность. И тут уже греческая философия помоч не могла, да и воще авторитеты платона и аристотеля стали ниже, ибо они принадлежали к язычеству. Вторая проблемма: бог сотворил адама и еву, но сделалось не поправимое, господь отвернулся от них, и пролегла от людей и бога бездна, и люди замкнулись в модусе смерти, они стали умирать. Но бог послал сына своего, он милостев, чтоб снять не все грехи, а снять первородный грех. Христос совей жертвой снимает его, и терь возможен путь к богу, но сие зависит от воли чела, ибо чел со свободной волей, может идти по пути греха и сдохнуть, аможет пойти по другому и спостись. Бог стал челом, чтоб чел потом к ниму смог прийти. И вот еще проблемма: как же бог и бог и чел. Обе эти ущности существуют в христе нераздельно и неслиянно. Он и и не смешиваются, и разделить их нельзя. Еще проблемма: проблемма истории. В античности время – круг, а тут история вытягивается в линию, от сотворения до конца времен. Ну и еще социальная херь, долна ли цервков вмешиватся или нет…


Патристика: Аврелий Августин.

Родился в 50ые годы 4го века, умер в 430 году. Основные произведения: их оч много, 40 томов гдет. Над знать: « О граде божем», «исповедь», «о троице».

Конечн он верил в бога, но есть несколько спецефичных фещей:

Первое – учение о двух градах: граж земной, град божий. Град божий НЕ тождественен небесам чтоли. Град божий – сообщество всех людей, которые бога любят больше, чем себя. Символом(не более) является иерусалим, но люди могут и в других городах жить, но если бога так любят состовляют этот незримый град.

Град земной – сообщество всех тех, кто себя люит больше чем бога. Они могут жить где угодно, но символ – вавилон( традиционный еврейский символ греха там и более).

и он оч расуждал об истории, историю спасения, эту драмму. Это борьба меж эими городами.
Церковь и государство: сие смешанный города. Мол государство – шайка разбойников, но нельзя исключать, что мб какойто чиновник может оказатся приличным, посему нельзя однозначно отождествлять государсво дьяволскому миру. И тож самое церковь, там мб разные люди и праведники и грешники, нельззя ее отождествлять с градом божьем.
Второй момент: августин спорил с чел по имени пелагий. Тож богослов. Спор о: может ли чел спастись своими силами?. Пилагий считал что может, мол если следуещь божем заповедям, помогаешь бедным и пр, мол можно. А августин грил – что чел настока грешен, что как бы не пытался, эта масса греха ток нарастает. Даже лучшие из людей не достоин царствия божьего. Но тут делет ход: от родители любят же своих детей, пусть дае они мб козлами, так же и бог, он понимает что люди не достойны, он любит их, и если искренне стремятся – норм. И вот:

Теория предопределения: развита потом уже позднее, там ужегрили что бог уже все знает, че бы не делал субьа предопределена. Как узнать кто ты: если ты успешен, то бог люит тебя, а если ты неудачник – то тут отмучиешься, и в аду гореть будешь.
Третий момент: Августин автор одной из первых автобиографий, до этого никаких автобиографий неббыло. Исповедь – попытка описать свою жизнь, анализ своих передиваний, помыслов. И там он вспоминает, уже пожилым, он в детсве украл грушу у соседа, и он вспомниает, мол уже тогда в 7 летчервь греха заполз в меня, господи простишь ли ты меня за это????? И пр.

Схоластика: Фома аквинский. Сие 20е годы 13века родился. Умер в 70 годах 13в. 2 основный произведения: «сумма теологии», «сумма против язычников», последнее наиболее большое фил. Значение.

Кратко: фома – христианский аристотилих. Суть его проэкта – адаптировать аристотеля к нуждам христианской религии, что ему вобщем то удалось. И все понятия аристотеля сохраняют свое значения в фил. Фомы.

Важный спор схоластов: спор статусов универсалий(общих понятий). Философы делились на 2 направления:

1)номиналисты(нона – имя)

2)реалисты.

Что такое общее поянитя: есть конкретные столы, а есть общее понятие – стол вообще.

Номиналисты считали что существуют ток реальные столы. А реалисты думали что эти общие понятия реально существуют.

Фома – умеренный реалистом был. Он читал общие понятия существуют трояким образом:

  1. до вещей, в уме бога.

  2. В самих вещах, в качестве их формы( пмним аристотеля)

  3. После вещей, как имен в языке.

Второй важный спор схоластов: соотношение разума и веры. Проблемма же, как и ислам, удаизм, христианство – религия книги, есть книга откровения, в которой бог все отрыл, нахера еще чет думать. Если бог не написал – не надо нам это для спасения. Фома занимал тут серединную позицию, он грил, что рациональное знание обладает относительной автономией, т.е. науками занимася надо, разум не просто так дан, но если данная наука противоречит данным откровениям, надо предпочесть откровению, но эт в случии конфликта.
Все христианские догматы фома разделил на 2 группы: те которые не доказумемы и не достяжимы( типа воскрешение во плоти, доказать нельзя, моно ток верить, сие тайна. Или например единство и троичность бога, логике не подвластно), а вот есть ли бог или нет – моно доказать. Фома дал 5 доказательств бытия божего: все они постоены на невозможности построить бесконечный ряд. Например: доказательство причины: есть причина, которая причина для седствия, а это следсвие – причина для нового следствия и пр. И есть конечная точна, должна быть – это бог. Так же о движении, необходимости и случайностях, теологическое(все вещи в мире стремятся к наилучшему для себя и разумные и не разумные. А кк животные ставят цль, они же не могут, значит кто-то для них цели ставит – эт бог. Ва мы сами цель ставим)
  1   2   3   4

Похожие:

Философия. Платные лекции iconУчебное пособие Смоленск 2008 Философия:
Итунина Н. Б. – составитель, ответственный редактор, темы лекции Ч. I.: 3, 4, 7, 9; Ч. II.: 2, 3, 5
Философия. Платные лекции iconПрограмма лекции Адрес Время проведения лекции Участники лекции 12...

Философия. Платные лекции iconФилософия, ее генезис и важнейшие проблемы. Специфика философского...
Древнегреческая философия, ее периодизация. Космоцентризм в понимании мира и человека
Философия. Платные лекции iconАктивный раздаточный материал «Философия» фогп, 3 кредита 3 семестр...
Под современной западной философией понимается западно-европейская философия и философия США конца XIX-ХХ веков. Ведущими направлениями...
Философия. Платные лекции iconИстины. Ведическая философия древнейшая философия мира. Кто мы?
Эти вопросы удивительно ясно и логически обосновано отвечает ведическая философия
Философия. Платные лекции iconАктивный раздаточный материал «Философия» фогп, для всех специальностей 3 кредита 3 семестр
В задачи лекции входят изучение основных принципов диалектики, ее исторических альтернатив, ее законов и движения. Диалектика бывает...
Философия. Платные лекции iconСоциальному развитию волгоградский государственный медицинский университет
Лекции по дисциплине философия федерального компонента цикла гэс гос впо составлены в соответствии с государственным стандартом высшего...
Философия. Платные лекции iconФилософия, её предмет и роль в обществе
Если частные науки изучают отдельные объекты природы и общества, то философия рисует общую картину мира. Философия изучает наиболее...
Философия. Платные лекции iconАнтонен Арто Манифесты Драматургия Лекции Философия театра симпозиум санкт-петербург москва 2000
Составление и вступительная статья Вадима Максимова Комментарии Вадима Максимова и Александра Зубкова Художник. Михаил Занько
Философия. Платные лекции iconТема Предмет и роль философии в жизни общества и человека Философия,...
Основные разделы философии: онтология, гносеология, философская антропология, социальная философия. Вопрос о научности философии
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница