Факультета философии и социальных наук


Скачать 270.67 Kb.
НазваниеФакультета философии и социальных наук
страница1/4
Дата публикации29.07.2013
Размер270.67 Kb.
ТипПояснительная записка
userdocs.ru > Философия > Пояснительная записка
  1   2   3   4


Белорусский государственный университет

УТВЕРЖДАЮ

Декан

факультета философии и социальных наук

________________ А.В. Рубанов
___________________

(дата утверждения)

Регистрационный № УД-______/баз.

Постмодерн – пост-постмодерн: современные

парадигмальные и методологические трансформации
Учебная программа для специальности
1-23 01 05 Социология


2012 г.

СоставителЬ:

М.А.Можейко, профессор кафедры социологии Белорусского государственного университета (0,5), доктор философских наук

(И.О.Фамилия, должность, степень, звание)

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

В.Р.Языкович, заведующий кафедрой философии Белорусского государственного университета культуры и искусств, кандидат философских наук, доцент

(И.О.Фамилия, должность, степень, звание рецензента)

А.П.Ждановский, доцент кафедры философии и методологии науки Белорусского государственного университета, кандидат философских наук

(И.О.Фамилия, должность, степень, звание рецензента)


^ РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой социологии Белорусского государственного университета

(протокол № __ от _______ 2012 г.);
Ученым Советом факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета

(протокол № __ от _______ 2012 г.)

Ответственный за редакцию: _______________________

(И.О.Фамилия)

Ответственный за выпуск: _______________________

(И.О.Фамилия)

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современной культуре осуществляется радикальный поворот от парадигмы постмодерна к парадигме пост-постмодерна, которая являет собою одно из доминирующих направлений развития современной философии, оказывающее сегодня существенное содержательное и методологическое влияние на всю сферу социально-гуманитарных исследований. В связи с этим знакомство (с одной стороны, текстуально-предметное, с другой – достаточно широкое и предполагающее мета-анализ) студентов с методологическими установками как постмодернистской, так и пост-постмодернисткой парадигм выступает необходимым компонентом подготовки специалиста гуманитарного профиля.

Спецкурс предполагает ознакомление с постмодернистскими нарратологией и текстологией, основными идеями номадологического проекта постмодернизма, постмодернистской интерпретацией истории и человека. С учетом того, что современный, пост-постмодернистский, этап эволюции постнеклассической философии связан с оформлением новых (в первую очередь, коммуникационных) стратегий (по сравнению со своего рода классикой постмодернистского деконструктивизма), постольку программа спецкурса строится на базе анализа концепций как признанных классиков философии постмодернизма, так и тех новых авторов, которые персонифицируют собою содержательные трансформации в философии постмодернизма первого десятилетия XXI века.
^ Цель курса:

  • получение студентами систематизированных знаний о сущности, специфике и когнитивном потенциале постмодернистского и пост-модернистского типа философской методологии.

Задачи курса:

  • усвоение студентами специфики постнеклассического типа философии по сравнению с классическим и неклассическим;

  • реконструкция парадигмальных трансформаций в рамках современной постнеклассической философии;

  • ознакомление – на основе сравнительного анализа – со спецификой постмодернистской и пост-постмодернистской философии;

  • усвоение основных конститутивных и регулятивных принципов постмодернизма и пост-постмодернизма;

  • ознакомление с основными проблемными полями постмодернистской и постмодернистской философии

  • овладение категориально-понятийным аппаратом постмодернисткой и пост-постмодернисткой философии;

  • усвоение базовых методологических установок постмодернизма и пост-постмодернизма.


По окончании изучения курса студенты должны

знать:

  • специфику постнеклассического типа философии;

  • историю парадигмальных трансформаций постнеклассического типа философии;

  • основные категории и теоретико-методологические положения постмодернизма и пост-постмодернизма;

  • основные проблемные поля постнеклассической философии;

  • фундаментальные установки постмодернисткой и пост-постмодернистской методологии;


уметь:

  • дифференцировать классические, неклассические и постнеклассические философско-методологические тексты;

  • характеризовать специфику постмодернистской и пост-постмодернисткой философии;

  • осуществлять методологический анализ основоположений постмодернизма и пост-постмодернизма;

  • корректно использовать постмодернистскою и пост-постмодернистскую методологию при исследовании реалий социально-гуманитарного характера.


владеть навыками:

  • корректной интерпретации основных идей и проблемных полей постнеклассической философии;

  • аппликации постмодернистской и пост-постмодернистской методологии на исследуемый социологический материал.


Дисциплина изучается студентами 5-го курса дневной формы обучения отделения социологии факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета. Спецкурс читается в 9-м семестре.

Программа курса рассчитана на 34 часов, из них 20 часов лекций, 10 часов семинарских занятий и 4 часов контролируемой самостоятельной работы студентов.

Контролируемая самостоятельная работа в рамках данного спецкурса предусматривает подготовку студентами контрольных рефератов, ознакомление с базовыми текстами постмодернизма и пост-постмодернизма.

Итоговой формой контроля знаний по дисциплине является зачет в 5-м семестре.

^ ПРИМЕРНЫЙ тематический план


№ п\п

Наименование темы

Лекц.

Сем.

КСР

1

Классика – неклассика – постнеклассика: специфика постнеклассической философии

2




2

2

Постмодернистский вектор развития современной философии: специфика и мета-концепции.

2







3

Постмодернистская нарратология и критика метанарраций.

2

2




4

Текстологическая концепция постмодернизма

2

2




5

Номадологический проект постмодернизма

2

2




6

Постмодернистская философия истории: от истории и генеалогии

2

2




7

Концепция симулякра и симуляции в постмодернизме

2

2




8

От постмодерна – к пост-постмодерну: парадигмальные трансформации постнеклассической философии

2




2

9

«Смерть» и «воскрешение» субъекта: коммуникативные стратегии пост-постмодернизма

2







10

Методологический потенциал конститутивных и регулятивных принципов пост-постмодернизма

2







ИТОГО

20

10

4

^ ВСЕГО ПО КУРСУ 34


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Тема 1.

Классика – неклассика – постнеклассика:

специфика постнеклассической философии
Понятие исторического типа философствования.

Классика – неклассика – постнеклассика – пост-постнеклассика: проблема темпоральной локализации. Понятия класической, неклассической, постнеклассической и пост-постнеклассической философии.

Критерии дифференциации классической, неклассического, постнеклассического и пост-пеостнеклассического типа философствования.

Трактовка философией собственной предметности. Понятия философии тождества и философии различия. Феномен релятивной реальности; понятие «Differance».

Проблемно-структурная дифференциация классической, неклассической и постнеклассической философии. Философия «ad marginem».

Трансформации стиля мышления в эволюции философской рациональности: классический, неклассический, постнеклассический и пост-неклассический варианты. От логоцентризма к логофобии и логотомии. Понятие логомахии.

Специфика рефлексивно осмысливаемого опыта: опыт гармонии, опыт дисгармонии, опыт трансгрессии. Проблема вектора трансгрессивного перехода: понятие нелинейной перспективы. Проблема прогноза в опыте трансгрессии.

Оосбенности модальных представлений о реальности в классической, неклассической, постнеклассической и пост-постнеклассической философии. Возможность и действительность; понятие возможных миров. Модальность невозможности.

Фундаментальные мыслительные гештальты в различных типах философствования. Феномены бинаризма и ацентризма. Субъект-объектная оппозиция в истории классической традиции. Трансформации трактовок субъекта и объекта в неклассической философии. Отказ постнеклассической философии от бинарных оппозиций и распад субъект-объектной оппозиции. Ппостнеклассическая установка антипсихологизма. Феномен «украденного объекта».

Трансформации философской рациональности. От рацио-логицизма к критике «империи логоса». Эволюция понятия языковых игр.

Трансформация философской рациональности. Программа «отказа от идентичностей» и новый категориальный аппарат философии. Феномен «поэтического мышления».

Эволюция моделирования универсума. Критика онтологии в неклассической традиции. Принцип «запрета на метафизику». Фигура «украденного объекта» в постмодернизме. Переосмысление феномена хаоса. Неоклассицизм пост-постмодерна, попытка реконструкции онтологических целостностей.

Эволюция трактовки когнитивных процедур. Классическая парадигма гносеологического оптимизма. Постнеклассические модели гносеологии. Трансцендентально-герменевтические построения пост-постмодернизма.

Трансформации антропологии: от когнитивизма классики – к децентрированному субъекту». Постмодернистская программа антипсихологизма. Феномен ««воображаемого субъекта»

^ Тема 2.

Постмодернистский вектор развития современной философии:

специфика и мета-концепции
Сущность и предпосылки формирования постмодернистского типа философствования.

Постмодернизм как философия эпохи постмодерна; мета-концепции состояния постмодерности (Ж.-Ф. Лиотар, Ф. Джеймисон, Ж. Бодрийяр, Р. Рорти, У. Эко).

Модернистская программа «крушения реальности» и ее переосмысление в философии постмодернизма. Феномен семиотизации мира в его постмодернистской интерпретации. Идея «вторичности социокультурного объекта» (от М. Мерло-Понти – к Б. Смарту). Концепции симулякра и симуляции (Ж. Батай, П. Клоссовски, М.Бланшо, Ж.Бодрийяр). «Метафизика Esto» и «эффект реальности» (Р.Барт). Постмодернистский отказ от онтологии и презумпция «украденного объекта» (П. ван ден Хевель). Программный плюрализм постмодерна.

Феномен «постмодернистской чувствительности»; специфика восприятия мира в культуре постмодерна. Презумпция «усмотрения хаоса» как основоположение «постмодернистской чувствительности» (от Ж.-Ф.Лиотара и Ф.Джеймисона – к А.Меджиллу, В.Вельшу, В.Лейчу). Феномен фрагментированности культурного мира (концепции Т.Д’ана и К.Лемерта). «Поздний капитализм» как «дезорганизованный капитализм» (от Ф.Джеймисона – к С.Лашу). Концептуальный постмодернизм как «идеология дезорганизации» (Б.Смарт).

«Имплозия смысла» в современном мире (Ж.Бодрийяр); культура постмодерна как «разбитое зеркало смысла» (В.Вард). Понятия «космического хаоса» и «семантического хаоса» (И.Хассан).

Коллаж как фундаментальный принцип организации культуры постмодерна (модели Ч.Дженкса, А.Хеллера, Ф.Фехера). Феномены «еретического дискурса» (Б.Смарт) и «невозможного глоссария» (К.Лемерт) постмодернистской культуры.

Структурный психоанализ Ж.Лакана: оформление модели бессознательного как артикулированного вербально. – Постмодернистская стратегия «скрещивания тела с духом»: идеи «телесности сознания», «спекулятивности желания», «тела как текста» (Р.Барт, М.Фуко, Ж.Делез, Ф.Гваттари). Постмодернистская концепция «новой телесности».

^ Тема 3.

Постмодернистская нарратология

и критика метанарраций
Понятие нарратива. Методологическая специфика анализа повествовательных текстов (Р.Барт). Концепция нарративной истории (А.Дж.Тойнби, П.Рикер).

«Повествовательные стратегии» постмодернизма как способ моделирования реальности (Ж.Деррида, Ф.Джеймисон). Реализация «свободы означающего» в нарративных практиках. Феномен финала и его роль в конституировании нарративной целостности (Х.Райт).

Ю.Хабермас и М.Фуко о феномене легитимации. Понятие «дискурса легитимации» в философии постмодернизма (Ж.-Ф.Лиотар). Феномен «доминантного кода» и понятие «политического бессознательного» у Ф.Джеймисона. Понятие метанаррации; основные метанаррации европейской культуры.

«Недоверие к метанаррациям» как основание культуры постмодерна (Ж.-Ф.Лиотар). Р.Рорти и К.Лемерт о программной мозаичности «постмодернистских стратегий».

Концепция «заката метанарраций» Ж.-Ф.Лиотара.

Постмодернистский принцип «мертвой руки» (К.Брук-Роуз) и отказ от идеи культурной традиции.

От стратегии alterity – к стратегии mutuality: программный эклектизм постмодернистской культуры. Феномен микшированной культурной среды.

Проблема соотношения нарратива и номоса в постмодернизме (Р.Ковер); от правил игры – к игре как правилу. Дискредитация понятий «культурная норма», «лингвистическая норма», «метаязык». Преодоление «власти языка» и плюрализм языковых игр в культуре постмодерна. Когнитивные практики как «игры истины» (М.Фуко).

Предметные аппликации концепции «заката метанарраций» в культуре постмодерна: гносеологические (Дж.О' Нийл), культурологические (М.Готдинер), этические (Д.Мак-Кенс), теологические (Г.Кюнг, Е.Геллнер) и др.
  1   2   3   4

Похожие:

Факультета философии и социальных наук iconИдеология и текст: социально-герменевтический аспект
...
Факультета философии и социальных наук iconУчебный курс по философии ставрополь 2003
Доктор философских наук профессор, действительный член Академии социальных наук рф, заслуженный деятель науки РФ
Факультета философии и социальных наук iconИнститут социальных наук
Институт социальных наук Одесского национального университета имени И. И. Мечникова, Ассоциация политических наук Украины, Южно-Украинское...
Факультета философии и социальных наук iconСписок научных трудов профессора кафедры Истории факультета Социальных...

Факультета философии и социальных наук iconОтдельной и очень важной проблемой является вопрос о соотношении...
История, социология, экономическая теория, открывая законы функционирования и развития своих предметных областей, способствуют более...
Факультета философии и социальных наук iconУчебник: Добреньков, Кравченко, Волков, Фролов, Тыльнов (любой) Зачет....
О. Контом в 1838 в своем курсе позитивной философии. Это было не первое название. Начальное название – «социальная физика». Конт...
Факультета философии и социальных наук iconСоотношение философии и педагогики в общей парадигме антропологических...
Соотношение философии и педагогики в общей парадигме антропологических наук
Факультета философии и социальных наук iconВопросы к экзамену по философии
Понятие и предмет философии. Цели и задачи философии. Функции философии. Основные проблемы философии и её структура. Основной вопрос...
Факультета философии и социальных наук iconМосковская высшая школа социальных и экономических наук центр фундаментальной...
Книга предназначена для социологов, политологов, социальных психологов, философов и всех изучающих эти дисциплины
Факультета философии и социальных наук icon19 февраля 20013 года на 74-м году жизни скончался Анатолий Иванович...
Анатолий Иванович Яковлев, кандидат исторических наук, доцент кафедры социологии и социальных технологий чгу. От нас ушел очень светлый,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница