Скачать 2.65 Mb.
|
1. Понятие науки. Наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. 3 2. Философия и наука, их специфика, взаимосвязь и роль в обществе. 4 3. Философия науки, ее предмет и основные проблемы. 5 4. Трансцендентально-аналитический (И.Кант) и синтетически обобщающий (О.Конт) подходы к осмыслению науки. 6 5. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки (К.Поппер, И. Лакатос, Т.Кун, П.Фейерабенд). 7 6. Наука в культуре современной цивилизации. Сущность научной рациональности. 8 7. Традиционалистский и техногенный типы цивилизации, их базисные ценности и место в их структуре науки. 9 8. Особенности научного познания. Наука и обыденное познание. Наука и искусство. Наука и философия. Функции науки в жизни общества. 10 9. Преднаука и наука в собственном смысле слова. Обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, в структуре получения научного знания. 12 10. Наука и философия Античности. Становление научно-философской методологии. 13 11. Философия и наука Средневековья: вера и знание, разум и откровение; проблема "озарения", ее рациональный смысл. 15 12. Философия и наука Средневековья: первые университеты, особенности схоластического метода преподавания. Алхимия, астрология, магия и наука. 16 13. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Возникновение экспериментального метода и его соединение с математическим описанием природы (Г.Галилей, Ф.Бэкон, Р.Декарт). 17 14. Формирование механической картины мира, ее мировоззренческое значение. Классический тип. 20 15. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки и ее технологическое применение. 21 16. Наука и философия эпохи Просвещения. Культ разума, его сильные и слабые стороны. 22 17. И.Кант: научное познание как творческая, конструктивная деятельность субъекта. Позитивный смысл априоризма и агностицизма Канта для прогресса науки. 24 18. Г.Гегель: разработка диалектического метода. Диалектическое мышление в структуре научной деятельности. 25 19. К.Маркс: соотношение объективной и субъективной диалектики и научная деятельность. Негативные последствия для науки превращения марксизма в официальную идеологию. 27 20. Русский космизм: концепции Н.Ф.Федорова, К.Э.Циолковского и В.И.Вернадского в свете современной науки. Понятия "биосфера", "техносфера" и "ноосфера". 29 21. Неклассическая философия: рационализм и иррационализм и формирование некласс. типа науки. 31 22. Неопозитивизм и постпозитивизм как "философия науки": принципы верификации и фальсификации знаний, анализ языка науки, единство логики, математики и лингвистики. 33 23. Постмодернизм: отказ от универсализма и тотальности ради "инаковости" и проблема симулякров. Понятие постнеклассической науки. 35 24. Научное знание как сложная развивающаяся система. Эмпирический и теоретический уровни науки, критерии их различения. 37 25. Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Роль приборов в систематическом наблюдении. Эмпирические зависимости и эмпирические факты: Проблема теоретической нагруженности факта в науке. 39 26. Структура теоретического знания. Теоретические модели и законы науки. Развитая теория. Роль конструктивных методов в развертывании научных теории. 40 27. Основания науки: идеалы и нормы в научном познании, научная картина мира, ее исторические формы, ее роль в разработке исследовательских программ. 41 28. Философские основания науки: роль философских идей и принципов в обосновании научного знания, их эвристическая функция в научном поиске. Логика и методология науки. 43 29. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки 45 30. Формирование первичных теоретических моделей и законов. Роль аналогий и процедура обоснования теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования 46 31. Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач 48 32. Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий. 50 33. Научные традиции, их структура и виды 51 34. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания в науке 52 35. Научные революции и перестройка оснований науки. Понятие научной парадигмы, пути её перестройки 53 37. Глобальные научные революции и типы научной рациональности. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. 56 38. Главные характеристики современной, постнеклассической науки и современные процессы 59 39. Саморазвивающиеся синергетические системы и новые стратегии научного поиска. Нелинейный характер современной динамики науки. 60 40. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира 62 41. Сближение идеалов естественно-научного и социогуманитарного познания. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий современной исследовательской деятельности. 63 42. Новые этические проблемы науки на рубеже XX - XXI веков. Проблема гуманитарного контроля в науке и в новейших технологиях. Кризис идеала ценностно-нейтральной науки и проблема ее идеолог. 64 44. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Постиндустриальная цивилизация и ее ценностные ориентиры. 67 45. Современные представления о научной рациональности и проблема диалога культур. Место в этом диалоге культуры возрождающейся России. 69 46. Наука как социальный институт, различные подходы к определению социального статуса науки. 71 47. Научные сообщества и их исторические типы. Междисциплинарные сообщества современности и проблема комплексных исследований. 72 48. Научные школы и их роль в развитии науки (на примере своей специальности). Новое в проблеме подготовки научных кадров в России. 73 49. Историческое развитие способов трансляции научных знаний. Компьютеризация науки и ее социальные последствия. 74 50.Наука и экономика. Наука и власть. Проблема государственного регулирования НТП. 75 1.Философия и кибернетика в XXI веке: проблемы и методология их решения. 76 2.Конструктивная кибернетическая эпистемология (Х. фон Ферстер, В. Турчин). Моделирование и вычислительный эксперимент как ядро информатики 78 3.Глобальные проблемы современности: информационный аспект. Концепция информационной безопасности 80 4.Информатика в постиндустриальном обществе: развитие человекомерных систем 82 5.Информатика как основа синтеза наук: теория информации (К. Шеннона). Роль кибернетики в развитии междисциплинарных связей (Г. Клаус, Н. Винер) 84 6.Конструктивная природа информатики и ее синергетический и коэволюционный смысл. Синергетическая парадигма “порядка” и “хаоса” в интернете. Синергетический подход к информатике (Г. Хакен, Д.С. Чернавский) 86 7.Понятие информационно-коммуникативной реальности. Виртуальная реальность: философский аспект 88 8.Понятие киберпространства. Интернет и его философское значение. Интернет как инструмент социальных технологий XXI века 90 9.Компьютерная эпистемология. Проблема искусственного интеллекта и ее эволюция. Интеллектуальная собственность 92 10.Концепция информационных обществ (П. Сорокин, Э. Кастельс и др.). Сетевое общество и задачи социальной информатики 94 11.Проблема личности в информационном обществе. Современные психотехнологии как составная часть социогумманитарной информатики 96 12.Истоки и природа информатики. Проблема “творца” и “робота”. Взаимосвязь искусственного и естественного в информатике (Дж. Хонфилд, С. Гроссберг). Особенности “информационного” мышления 98 13.Становление информатики как междисциплинарного направления в науке во II половине XX века (Н. Винер, Р. Эшби, А. Тьюринг, Дж. Бигелоу, Нейман, У. Питтс и др.) 101 |
![]() | Философия, ее генезис и важнейшие проблемы. Специфика философского... Древнегреческая философия, ее периодизация. Космоцентризм в понимании мира и человека | ![]() | Философия, её предмет и роль в обществе Если частные науки изучают отдельные объекты природы и общества, то философия рисует общую картину мира. Философия изучает наиболее... |
![]() | Планы семинарских занятий по философии тема философия, круг ее проблем и роль в обществе Мировоззрение и его исторические типы: миф, религия, философия. Структура мировоззрения | ![]() | Пол-я наука о полит отношениях и полит деят людей, сущности, формах,... Вопрос 1 Полит-я как наука, ее объект, предмет, задачи и роль в обществ жизни. Полит-я и др науки в обществе |
![]() | Экзаменационные вопросы по философии Философия, круг ее проблем и роль в обществе Проблема возраста и его общие характеристики. Физический возраст. Психологический возраст | ![]() | Философия и её роль в обществе Общую структуру философского знания составляют четыре основных раздела: онтология(учение о бытие), гносеология(учение о познании),... |
![]() | Философия и её роль в обществе Общую структуру философского знания составляют четыре основных раздела: онтология(учение о бытие), гносеология(учение о познании),... | ![]() | Вопросы к экзамену по дисциплине "Информатика" 2011/2012 учебный год Информатика: наука, технология, индустрия. Роль информатики в современном обществе |
![]() | 1. Социология как наука. Структура социологического знания, его уровни Социология – наука об обществе. Данный термин ввёл в науку французский учёный и философ Нового времени Огюст Конт (1798-1857), основоположник... | ![]() | Философия права Понятие и предмет философии права Философия права – это наука? Есть точка зрения, что это просто способ мышления, а не наука. Но мы будем придерживаться точки зрения... |