2. Философия и наука, их специфика, взаимосвязь и роль в обществе. 4


Название2. Философия и наука, их специфика, взаимосвязь и роль в обществе. 4
страница1/61
Дата публикации23.03.2013
Размер2.65 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   61

1. Понятие науки. Наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. 3

2. Философия и наука, их специфика, взаимосвязь и роль в обществе. 4

3. Философия науки, ее предмет и основные проблемы. 5

4. Трансцендентально-аналитический (И.Кант) и синтетически обобщающий (О.Конт) подходы к осмыслению науки. 6

5. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки (К.Поппер, И. Лакатос, Т.Кун, П.Фейерабенд). 7

6. Наука в культуре современной цивилизации. Сущность научной рациональности. 8

7. Традиционалистский и техногенный типы цивилизации, их базисные ценности и место в их структуре науки. 9

8. Особенности научного познания. Наука и обыденное познание. Наука и искусство. Наука и философия. Функции науки в жизни общества. 10

9. Преднаука и наука в собственном смысле слова. Обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, в структуре получения научного знания. 12

10. Наука и философия Античности. Становление научно-философской методологии. 13

11. Философия и наука Средневековья: вера и знание, разум и откровение; проблема "озарения", ее рациональный смысл. 15

12. Философия и наука Средневековья: первые университеты, особенности схоластического метода преподавания. Алхимия, астрология, магия и наука. 16

13. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Возникновение экспериментального метода и его соединение с математическим описанием природы (Г.Галилей, Ф.Бэкон, Р.Декарт). 17

14. Формирование механической картины мира, ее мировоззренческое значение. Классический тип. 20

15. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки и ее технологическое применение. 21

16. Наука и философия эпохи Просвещения. Культ разума, его сильные и слабые стороны. 22

17. И.Кант: научное познание как творческая, конструктивная деятельность субъекта. Позитивный смысл априоризма и агностицизма Канта для прогресса науки. 24

18. Г.Гегель: разработка диалектического метода. Диалектическое мышление в структуре научной деятельности. 25

19. К.Маркс: соотношение объективной и субъективной диалектики и научная деятельность. Негативные последствия для науки превращения марксизма в официальную идеологию. 27

20. Русский космизм: концепции Н.Ф.Федорова, К.Э.Циолковского и В.И.Вернадского в свете современной науки. Понятия "биосфера", "техносфера" и "ноосфера". 29

21. Неклассическая философия: рационализм и иррационализм и формирование некласс. типа науки. 31

22. Неопозитивизм и постпозитивизм как "философия науки": принципы верификации и фальсификации знаний, анализ языка науки, единство логики, математики и лингвистики. 33

23. Постмодернизм: отказ от универсализма и тотальности ради "инаковости" и проблема симулякров. Понятие постнеклассической науки. 35

24. Научное знание как сложная развивающаяся система. Эмпирический и теоретический уровни науки, критерии их различения. 37

25. Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Роль приборов в систематическом наблюдении. Эмпирические зависимости и эмпирические факты: Проблема теоретической нагруженности факта в науке. 39

26. Структура теоретического знания. Теоретические модели и законы науки. Развитая теория. Роль конструктивных методов в развертывании научных теории. 40

27. Основания науки: идеалы и нормы в научном познании, научная картина мира, ее исторические формы, ее роль в разработке исследовательских программ. 41

28. Философские основания науки: роль философских идей и принципов в обосновании научного знания, их эвристическая функция в научном поиске. Логика и методология науки. 43

29. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки 45

30. Формирование первичных теоретических моделей и законов. Роль аналогий и процедура обоснования теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования 46

31. Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач 48

32. Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий. 50

33. Научные традиции, их структура и виды 51

34. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания в науке 52

35. Научные революции и перестройка оснований науки. Понятие научной парадигмы, пути её перестройки 53

37. Глобальные научные революции и типы научной рациональности. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. 56

38. Главные характеристики современной, постнеклассической науки и современные процессы 59

39. Саморазвивающиеся синергетические системы и новые стратегии научного поиска. Нелинейный характер современной динамики науки. 60

40. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира 62

41. Сближение идеалов естественно-научного и социогуманитарного познания. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий современной исследовательской деятельности. 63

42. Новые этические проблемы науки на рубеже XX - XXI веков. Проблема гуманитарного контроля в науке и в новейших технологиях. Кризис идеала ценностно-нейтральной науки и проблема ее идеолог. 64

44. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Постиндустриальная цивилизация и ее ценностные ориентиры. 67

45. Современные представления о научной рациональности и проблема диалога культур. Место в этом диалоге культуры возрождающейся России. 69

46. Наука как социальный институт, различные подходы к определению социального статуса науки. 71

47. Научные сообщества и их исторические типы. Междисциплинарные сообщества современности и проблема комплексных исследований. 72

48. Научные школы и их роль в развитии науки (на примере своей специальности). Новое в проблеме подготовки научных кадров в России. 73

49. Историческое развитие способов трансляции научных знаний. Компьютеризация науки и ее социальные последствия. 74

50.Наука и экономика. Наука и власть. Проблема государственного регулирования НТП. 75

1.Философия и кибернетика в XXI веке: проблемы и методология их решения. 76

2.Конструктивная кибернетическая эпистемология (Х. фон Ферстер, В. Турчин). Моделирование и вычислительный эксперимент как ядро информатики 78

3.Глобальные проблемы современности: информационный аспект. Концепция информационной безопасности 80

4.Информатика в постиндустриальном обществе: развитие человекомерных систем 82

5.Информатика как основа синтеза наук: теория информации (К. Шеннона). Роль кибернетики в развитии междисциплинарных связей (Г. Клаус, Н. Винер) 84

6.Конструктивная природа информатики и ее синергетический и коэволюционный смысл. Синергетическая парадигма “порядка” и “хаоса” в интернете. Синергетический подход к информатике (Г. Хакен, Д.С. Чернавский) 86

7.Понятие информационно-коммуникативной реальности. Виртуальная реальность: философский аспект 88

8.Понятие киберпространства. Интернет и его философское значение. Интернет как инструмент социальных технологий XXI века 90

9.Компьютерная эпистемология. Проблема искусственного интеллекта и ее эволюция. Интеллектуальная собственность 92

10.Концепция информационных обществ (П. Сорокин, Э. Кастельс и др.). Сетевое общество и задачи социальной информатики 94

11.Проблема личности в информационном обществе. Современные психотехнологии как составная часть социогумманитарной информатики 96

12.Истоки и природа информатики. Проблема “творца” и “робота”. Взаимосвязь искусственного и естественного в информатике (Дж. Хонфилд, С. Гроссберг). Особенности “информационного” мышления 98

13.Становление информатики как междисциплинарного направления в науке во II половине XX века (Н. Винер, Р. Эшби, А. Тьюринг, Дж. Бигелоу, Нейман, У. Питтс и др.) 101


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   61

Похожие:

2. Философия и наука, их специфика, взаимосвязь и роль в обществе. 4 iconФилософия, ее генезис и важнейшие проблемы. Специфика философского...
Древнегреческая философия, ее периодизация. Космоцентризм в понимании мира и человека
2. Философия и наука, их специфика, взаимосвязь и роль в обществе. 4 iconФилософия, её предмет и роль в обществе
Если частные науки изучают отдельные объекты природы и общества, то философия рисует общую картину мира. Философия изучает наиболее...
2. Философия и наука, их специфика, взаимосвязь и роль в обществе. 4 iconПланы семинарских занятий по философии тема философия, круг ее проблем и роль в обществе
Мировоззрение и его исторические типы: миф, религия, философия. Структура мировоззрения
2. Философия и наука, их специфика, взаимосвязь и роль в обществе. 4 iconПол-я наука о полит отношениях и полит деят людей, сущности, формах,...
Вопрос 1 Полит-я как наука, ее объект, предмет, задачи и роль в обществ жизни. Полит-я и др науки в обществе
2. Философия и наука, их специфика, взаимосвязь и роль в обществе. 4 iconЭкзаменационные вопросы по философии Философия, круг ее проблем и роль в обществе
Проблема возраста и его общие характеристики. Физический возраст. Психологический возраст
2. Философия и наука, их специфика, взаимосвязь и роль в обществе. 4 iconФилософия и её роль в обществе
Общую структуру философского знания составляют четыре основных раздела: онтология(учение о бытие), гносеология(учение о познании),...
2. Философия и наука, их специфика, взаимосвязь и роль в обществе. 4 iconФилософия и её роль в обществе
Общую структуру философского знания составляют четыре основных раздела: онтология(учение о бытие), гносеология(учение о познании),...
2. Философия и наука, их специфика, взаимосвязь и роль в обществе. 4 iconВопросы к экзамену по дисциплине "Информатика" 2011/2012 учебный год
Информатика: наука, технология, индустрия. Роль информатики в современном обществе
2. Философия и наука, их специфика, взаимосвязь и роль в обществе. 4 icon1. Социология как наука. Структура социологического знания, его уровни
Социология – наука об обществе. Данный термин ввёл в науку французский учёный и философ Нового времени Огюст Конт (1798-1857), основоположник...
2. Философия и наука, их специфика, взаимосвязь и роль в обществе. 4 iconФилософия права Понятие и предмет философии права
Философия права – это наука? Есть точка зрения, что это просто способ мышления, а не наука. Но мы будем придерживаться точки зрения...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница