Мощное философское направление, которое возникло в XX веке. Его своеобразие заключается в том, что был сделан акцент на те проблемы, которые в классической


Скачать 307.51 Kb.
НазваниеМощное философское направление, которое возникло в XX веке. Его своеобразие заключается в том, что был сделан акцент на те проблемы, которые в классической
страница1/3
Дата публикации07.08.2013
Размер307.51 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Философия > Документы
  1   2   3
Экзистенциализм

Мощное философское направление, которое возникло в XX веке. Его своеобразие заключается в том, что был сделан акцент на те проблемы, которые в классической философии не рассматривались. Проблема смысла индивидуального бытия, проблема ответственности человека, отношение к жизни и смерти, проблема выбора.

Эти проблемы адекватно на языке классической философии не могли быть выражены.

Оказалось, что на языке науки эти проблемы невозможно исследовать. Эти проблемы гораздо легче изучать при помощи языка образа.

Антисциентизм - недоверие науке.

Философия эта сложилась потому, что возникли соответствующие социальные причины. XX век был очень коротким веком - с 1914 - по 1991. Мир стал неустойчивым, абсурдным, иррациональным. Война показала хрупкость человека. Тоталитарные режимы подавляли человека. У многих мыслящих идей произошла тотальная потеря смыслов. Такого никогда не было. Смыслы всегда были. В экзистенциализме есть понятие - пограничная ситуация - ситуация решающего выбора. Но вообще экзистенциализмы не были согласны капитулировать.

Писатели, которые сыграли очень важную роль в развитии и распространении этих идей - Кафка, Хемингуэй, Ремарк.

Истоки экзистенциализма связаны с именем датского философа Серена Кьеркегора. Он был первым, что ввел понятие экзестенция (существование). Дания - зона немецкого культурного влияния. Кьеркегор создал учение, противоположное Гегелю. Кьеркегор полагал, что существование непроницаемо для мысли. Следовательно, чтобы понять человека, науки и философии недостаточно. Прежде всего, он сосредоточился на страхе и тревоге человека. Именно они выражают подлинное бытие человека. К этим переживаниям человек приходит, совершая выбор. Выбор - самое важное в жизни человека. Выбор - вечная проблема, человек не знает, что будет дальше. Из этого вытекало, что подлинное бытие предполагает страдание. Получается, что предметное бытие выражает неподлинное состояние человека. Обретение подлинного бытия проходит через выбор. Есть в человеке нечто такое, что не поддается полному анализу при помощи разума. Существование человека невозможно втиснуть в понятие.

"Страх и трепет", "Болезнь к смерти" - труды Кьеркегора (20 - 30-е гг. XIX века).

В XX веке экзистенциализм развернулся полностью. Войны, тоталитарные режимы сделали проблематику экзистенциализма чрезвычайно популярной. Экзистенциализм развивался двумя волнами: первая в Германии, вторая во Франции.

Германия была унижена, раздавлена. Самое страшное было то, что была повергнута идея прогресса.

Викторианский век (связано с именем английской королевы Виктории) - век веры в прогресс. Он был характерен удивительной верой в прогресс. Но грянула первая мировая война, и идея прогресса оказалась растоптана. Война повлияла на тех, кто остался жив. Возник термин - потерянное поколение (Праздник, который всегда с тобой. Хемингуэй).

Потерянное поколение - люди, для которых был растоптан идеал. После войны человеку трудно различить добро и зло. Война обнаружила дефицит человечности в человеке.

Первый философ, внесший вклад в экзистенциализм - Карл Ясперс (1883-1969). "Духовная ситуация времени" - ключевая работа. Он проанализировал то, что произошло с людьми. Безверие и нигилизм, возникшие после войны, это плата за веру в прогресс, плата за излишнее доверие к истории. Эта идея прогресса привела к тому, что возник своеобразный культ истории. Человек стал опираться на нормы морали, производные от идеи прогресса. Нравственно то, что полезно. Такой нравственный принцип был сформирован идеей прогресса. Что делать человеку, если идея прогресса рухнула? Непонятно было, что делать дальше. Стало понятно, что рая на земле не будет. Возник духовный кризис. Ясперс показал, что человеку требуется некая моральная выдержка, которая заключается в том, что человек должен жить не во времени, а в вечности. Мораль не должна быть производной от идеи прогресса. Первая мировая война показала, что никаких гарантий гуманности история не дает. История - испытание для человека. Это не восхождение по лестнице, где все будет лучше и лучше. Главное для человека - индивидуальное бытие. Яперс пришел к мысли, что самое главное - индивидуальное бытие. До Ясперса считали, что род человеческий - самое важное. Ясперс отрицал это. Каждый отдельный человек сам по себе важен - вот что есть правда. Этот ход мысли был обусловлен тем, что наступил кризис.

Второй ход принадлежал величайшему немецкому философу - Мартин Хайдеггер - коренной зуб европейской философии (Андрей Вознесенский). У Хайдеггера занимательная судьба, которая отражает многие события XX века. Он учился в университете в Марбурге, он стал даже ректором этого университета. Когда к власти пришли фашисты, Хайдеггер продолжал быть ректором, он стал партийным нацистом. Когда же большая часть интеллектуалов уехала. После войны Марбург стал зоной оккупации Франции. Хайдеггер не был посажен в тюрьму, но его лишили права преподавать. Его судьба отражает эти катаклизмы европейской жизни.

Хайдеггер известен своим трудом "Бытие и время". Здесь Хайдеггер обратился к коренным проблемам бытия. Он пытался осмыслить то состояние абсурда, в которое оказался погружен мыслящий человек. Абсурд - отсутствие смыслов. Хайдеггер обратился к анализу античного наследия. Именно грекам принадлежала идея, что человек должен противостоять трагизму жизни. Вся античность - это язычество. В язычестве искать нравственной опоры бессмысленно. Хайдеггер предлагал оттолкнуться от античной позиции и пережить те смутные времени, в которых оказалась Европа.

Хайдеггер выступил против культа истории. Культ истории содержал в себе оптимизм. В основе такого культа лежала идея закономерности, рациональности, целесообразности. Хайдеггер придумал специальный термин - историцизм - позиция, согласно которой история разумна, целесообразна и закономерна и имеет финал. Этот историцизм возник в рамках идеи прогресса. Его книга посвящена критике историцизма.

Самое главное - Хайдеггер создал новую антологию (учение о бытии). Ее новизна состояла в том, что классическая антология делала акцент на родовом бытии человека (существует человеческий род), Хайдеггер в след за Ясперсом стал утверждать, что главное - индивидуальное бытие человека. Это значит, что только отдельный человек имеет свою историю. Человек погружен в историю. События истории он должен стойко переносить. Кроме собственного эгоизма у человека ничего не остается. Хайдеггер это понимал. Следовательно, собственные интересы становятся самыми важными. Хайдеггер полагал, что человек должен созидать свое индивидуальное бытие.

Идею бога Хайдеггер отвергал. Получается, единственная ценность - собственный эгоизм. Время человеческой жизни обладает особенностью - время все время уплотняется. Время наполняется делами. Это выражается, в спешке, в опоздании. Такая ситуация придает человеческому существованию одномоменность. Человек гонится за целями, которые имеют однодневность. Возникает гонка за временем. Количество несделанных дел возрастает. Такое восприятие времени Хайдеггер называл - темпоральный фетишизм - поклонение времени. Это возникает, когда человек следует за внешними целями.

Хайдеггер утверждал, что человек модален. Человек мог стать чем-то иным по сравнению с тем, что он есть сейчас. В этом заключается модальность. В человеке всегда есть тяга к нереализованным возможностям, есть тоска по неосуществленности. Человек - это веер возможностей. Человек всегда может состояться, а может и не состояться. В этом заключается судьба человека.

Эти идеи определялись тем, что переживали люди в Европе в 20-30-е годы.

Вторая волна - Франция.

Виднейший представитель - Жан Поль Сартр (1905-1980). Сартр был писателем, был великолепным драматургом. Он написал важную работу "Бытие и ничто". Перед войной Сартра призвали в армию, он попал в плен, он воевал в движении сопротивления (мощное партизанское движение, борющееся с фашизмом). В этих рядах он получил огромный опыт. Он получил нобелевскую премию, но от нее отказался.

Сартру принадлежит ряд мыслей. Он полагал, что человек изначально свободен. Он выработал новое понимание свободы. Если вспомнить, как свободу понимали до Сартра - свобода - внешнее состояние человека. Сартр считал, что свобода - внутреннее состояние человека. Свобода равна сознанию человека. Человека можно убить, но несвободным сделать нельзя. Невозможно повлиять на сознание человека.

Человек всегда стремится к полноте существования. Сартр не верил в бога. По Сартру человек это вечная устремленность к полноте бытия. Фундаментальный проект человека. Сартр понял, что стремление человека к полноте бытия всегда сталкивается с устремлениями других людей. Другие тоже стремятся к полноте бытия. В предельном смысле слова человек как фундаментальный проект неосуществим. Размышления о человеке привели Сартра к мысли: существование предшествует сущности. Ключевая позиция, которая много позволяет понять в философии Сартра. Человек сначала существует и лишь потом обретает свою сущность. То есть сущность человека не предзадана изначально, она формируется в соответствии с тем, как человек живет.

Считалось, что сущность человека - душа. По Сартру человек обретает сущность в соответствии с тем, каким он хочет стать. Человек вписывается в определенный человеческий образ, занимает тем самым определенное место среди других людей. На формирование сущности человеке влияет то, что человек должен все время совершать выбор. Оказывается, что выбор приводит человека к мучительным переживаниям, которые выражаются в трех негативных чувствах: тревога, заброшенность и отчаяние. Тревога возникает потому, что человек так или иначе несет ответственность за других людей. Заброшенность - человеку не на что опереться, бога нет. Тогда человек оказывается одиноким, он заброшен, он один. А отчаяние посещает человека потому, что он может надеется лишь на то, что зависит от него самого. На других людей надеяться нельзя. В сфере межчеловеческих отношений у Сартра пессимизм. Была сформулирована идея: человек должен действовать без надежды на успех. Идея возникла не случайно.

Перед людьми, которые сражались в движении сопротивления, встал вопрос: а что от всегда этого ждать? Они пришли к этой формуле: действовать без надежды на успех. Они не могли знать, что Германия будет разбита. Из этого состояния безнадежности и возникает эта формула, которая заставляла людей не складывать руки. Эта формула имеет мощное социальное звучание, которое заставляет человека сопротивляться.

Еще одно понятие Сартра - пограничная ситуация - ситуация решающего выбора. Переход к этому действию без надежды на успех - это и есть пограничная ситуация. Мы всегда выбираем, невыбор - тоже есть выбор. Трагизм выбора заключается в том, что мы не знаем, что будет в результате. Художник рисует картину и не знает, получится ли она. Так и выбор. Мы никогда не знаем, что будет в конце этого выбора. Выбор - важнейший элемент осуществления фундаментального проекта. Когда мы делаем выбор, мы обретаем свою сущность.

Поздний Сартр достаточно противоречив. Послевоенная Европа быстро зажила сытой жизнью. Возникла иллюзия государства всеобщего благосостояния. Уровень жизни возрос феноменально за какие-то 15-20 лет. Казалось, потребляй и ты будешь счастлив. Для сытой Европы экзистенциализм стал не очень нужным. Случился вот такой парадокс. Экзистенциализм был отодвинут. Эта сытость, в которую укладывался весь образ жизни.

Это выразилось в новой музыке, моде. Происходят серьезные духовные изменения.

"Критика диалектического разума". Здесь Сартр пытался соединить марксизм и экзистенциализм. Он считал, что марксизм - философия, которая санкционирует спонтанный бунт наилучшим образом. Этот бунт производят тотализирующие группы - группы, созданные для некоего прорыва, люди объединяются в них в рамках пограничных ситуаций, они совершают непреднамеренные действия. Эти группы дают человеку возможность обеспечить реализацию своего фундаментального проекта. Так Сартр предлагал жить. Эта идея довольно быстро охватила значительную часть молодежи.

Главный лозунг - запрещать запрещается. Это взрыв анархизма, нацеленный против общества потребления. Эти тотализирующие группы оказались действенной силой. Возникли подпольные группировки, которые объявили войну обществу. Знаменитые красные бригады, которые расстреливали людей в универмагах. В основе лежала идея, что человек может реализовать себя в таком взрывном образе жизни. Эта практика сводилась к катарсису - к очищению.

1968 год - год революции. Молодые люди восстали и стали протестовать против режима. В основе лежали идеи Сартра. Все было интегрировано капитализмом, музыка, мода подавили эти порывы молодежи.

Сартр - идеолог движения 1968 года.

Последний представитель экзистенциализма - Альберт Камю (1913-1960). Схож по своей судьбе с Сартром. Он стал лауреатом нобелевской премии. Он погиб в автокатастрофе.

Философские работы - "Миф о Сизифе. Эссе об абсурде".

Две темы Камю - тема абсурда и тема бунта.

Тема абсурда. Камю был того убеждения, что мир беспредельно абсурден. Абсурден до нелепости. Когда человек сталкивается с абсурдом этого мира, возникает вопрос: как жить без смыслов? Камю рассматривал основные выходы:

Самоубийство. Но Камю отвергал самоубийство - это примирение с абсурдом.

Философское самоубийство. Человек создает искусственные смыслы и верит в них. Он заслоняет этими иллюзиями абсурд. Это тоже не выход. Человек все равно живет в абсурде.

Самый приемлемый выход - человек должен жить в мире абсурда, но не пускать его внутрь. Тут он находит параллель в античной мифологии - герой Сизиф, который должен был вечно закатывать на гору камень. Он скатывался вниз и все начиналось снова. Сизиф - образец, он делает свое дело без надежды на успех. Именно такое отношение к абсурду - бунт. Когда человек не пускает абсурд внутрь. Это внутреннее состояние бунта. Само существование человека Камю выводил из несогласия с абсурдом. Бунт в метафизическом смысле.
Камю исходит из опыта практической жизни в условиях тоталитарного режима. Бунт - отказ от примирения с абсурдом. Бунтующий человек - тот, кто не смирился с существующей системой ценностей и не принял ее.
Позитивизм

Философское направление, которе было основано на простой идее: знание может быть получено только при помощи частных наук, метафизическая проблематика (проблема жизни и смерти, смысла, выбора) никакого смысла вообще не имеет. Ценится только то знание, которое было добыто частными науками. Философия должна заниматься изучением того, как люди познают мир.

Сциентизм - наука может решить все человеческие проблемы. Только при помощи науки человек познает и изменяет мир.

Создатель позитивизма - Огюст Конт (1798-1857), самая главная работа - "Курс позитивной философии".

Конт пытался обосновать идею - философия должна стать наукой. С точки зрения Конта, человеческое познание прошло три этапа:

Теологический. Идея Бога - как способ объяснения мира, человека. Средние века.

Метафизический. Немецкая классическая философия (Кант, Гегель). Конт считал, что на этом этапе объяснение происходит при помощи искусственно созданных понятий (сущность, абсолют, мировой разум Гегеля).

Позитивный. Главное знание для объяснения дает точная наука, основанная на опыте. Наука изучает мир, формулирует законы. Результат - положительное знание.

Эти три стадии приводят к позитивизму. Такой уклон в позитивное знание - реакция на излишнюю метафизичность.

В Европе начинается бурное развитие естественных наук. Особенно в Германии. Химия, физика - передовые науки.

Появление позитивизма - реакция на излишнюю абстрактность человеческой мысли Гегеля, Маркса.

Эмпириокритицизм - критика опыта. Эрнст Мах, Рихард Авенариус. Для ученого, который изучает мир, этот мир - есть комплекс ощущений. Задача науки - дать описание этого комплекса ощущения.

Принцип экономии мышления - когда дается описание комплекса ощущений, из науки нужно удалить ту часть, которая не опирается на факты. Это означало, что мы ничего не можем сказать о причинах каких-либо фактов, событий, явлений. Тоже крайность, реакция на бесконечное теоретизирование.
  1   2   3

Похожие:

Мощное философское направление, которое возникло в XX веке. Его своеобразие заключается в том, что был сделан акцент на те проблемы, которые в классической iconАкадемия гуманитарных исследований Е. Я. Басин статьи об искусстве
Г. Рошаль справедливо обращает внимание на своеобразие Ренессанса Эйзенштейна (да и Мейерхольда) в том, что «смысл его уже был не...
Мощное философское направление, которое возникло в XX веке. Его своеобразие заключается в том, что был сделан акцент на те проблемы, которые в классической iconПод общей редакцией В. И. Жукова, Б. И. Краснова
Для социологов сделан акцент на проблемы политических субъектов, их влиянии и статуса, групповых политических решений, политических...
Мощное философское направление, которое возникло в XX веке. Его своеобразие заключается в том, что был сделан акцент на те проблемы, которые в классической icon1. Анализ возражений оппонентов
Опасность заключается в том, что принятие новых положений разрушает устои не только электродинамики и электростатики, но и вообще...
Мощное философское направление, которое возникло в XX веке. Его своеобразие заключается в том, что был сделан акцент на те проблемы, которые в классической iconК сыроедению
Новшество заключается в том, что Виктория Бутенко впервые затронула тему о том, как много людей в буквальном смысле слова зависят...
Мощное философское направление, которое возникло в XX веке. Его своеобразие заключается в том, что был сделан акцент на те проблемы, которые в классической iconК сыроедению
Новшество заключается в том, что Виктория Бутенко впервые затронула тему о том, как много людей в буквальном смысле слова зависят...
Мощное философское направление, которое возникло в XX веке. Его своеобразие заключается в том, что был сделан акцент на те проблемы, которые в классической iconФилософское направление, считающее, что сущность человека в своей...

Мощное философское направление, которое возникло в XX веке. Его своеобразие заключается в том, что был сделан акцент на те проблемы, которые в классической iconКнига «Двенадцать ступеней к сыроедению»
Новшество заключается в том, что Виктория Бутенко впервые затронула тему о том, как много людей в буквальном смысле слова зависят...
Мощное философское направление, которое возникло в XX веке. Его своеобразие заключается в том, что был сделан акцент на те проблемы, которые в классической iconВ учебниках по скорочтению приводят множество причин медленного чтения
Единственная причина, из-за которой человек бросает учебу или сбивается с толку либо становится неспособным к обучению, заключается...
Мощное философское направление, которое возникло в XX веке. Его своеобразие заключается в том, что был сделан акцент на те проблемы, которые в классической iconСимфо группа «Гольфстрим» основана в январе 2001го года. Первый этап...
«не» классической манерой исполнения на классических струнных инструментах. Тогда еще мало кто думал о том, как пробивать себе путь...
Мощное философское направление, которое возникло в XX веке. Его своеобразие заключается в том, что был сделан акцент на те проблемы, которые в классической iconПроводит отбор студентов в Москве, Санкт-Петербурге и Томске
К отбору допускаются студенты 3 курса и старше, магистранты и аспиранты. Основной акцент будет сделан на отборы в вузах-партнерах...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница