Курс. Философия Гегеля 1770-1831 Объективный идеализм. В основе мира лежит разумное начало. Познание мира возможно, если оно происходит при наличии разума


Скачать 174.85 Kb.
НазваниеКурс. Философия Гегеля 1770-1831 Объективный идеализм. В основе мира лежит разумное начало. Познание мира возможно, если оно происходит при наличии разума
Дата публикации07.08.2013
Размер174.85 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Философия > Документы
Флсф 3
3 курс.
Философия Гегеля 1770-1831
Объективный идеализм. В основе мира лежит разумное начало. Познание мира возможно, если оно происходит при наличии разума.
С точки зрения Гегеля все развивается. Развитие это Гегель понимал как превращение в свою противоположность. Такой взгляд на мир получил название - диалектика(все развивается)
Гегель выработал метод познания мира при помощи диалектики. Если что либо мы изучаем, то мы выискиваем признаки развития. Диалектический метод. На все смотрел с точки зрения развития.
Субстанция-мировой разум. Мировой разум развивается. Он познаёт окружающий мир. Он проходит несколько этапов в своем развитии.

На первом этапе развития мировой разум еще не имеет содержания. Первая часть его философии-логика.
Мировой разум-это идея. Мировой разум обращается в мир вещей(мир природы).
Второй этап-философия природы.
Но потом он превращается в идею(все изменяется ведь). Он все познал(разум)
Третий этап. Философия духа. Мировой разум приходит к полному познанию мира.
Метод у Гегеля диалектический. А система оказалась законченной, потому что мировой разум уже все познал.
        Основные законы диалектики. (Гегель сформировал)
1. Закон единства и борьбы противоположностей. Источником развития является противоречие. В любом предмете или процессе можно найти 2 взаимоисключающих друг друга стороны. Но они находятся в единстве и не могут друг без друга. Наличие двух сторон является источником развития.
Устойчивость и изменчивость. Все живое изменяется, но и стремится к стабильности. Чувства и разум.
Происходит кристаллизация. Из тождества начинается все. Постепенно они отделяются, становятся противоречием. Дальше идет разрешение противоречия. На месте разрешенного начинается новое противоречие.

2 закон. Закон перехода количественных изменений в качественные.
Качество-это внутренняя определенность. Все обладает качеством. Количество-это внешняя определенность предмета. Качество и количество взаимосвязаны. Изменение одной стороны непременно ведет к изменению другой.
Количество и качество всегда в единстве, но если происходит небольшое количественное изменение, то на качестве это не отразится.

3 закон. Закон отрицания отрицания. Показывает направление развития. Любое развитие происходит через отрицание. Через уничтожение предыдущего качества и возникновения нового.
Растение является отрицанием семян. Произошло отрицание. Растение вянет, семена падают, растение ссохло, семена дали новое растение.

Философия истории Гегеля
Историю творит мировой разум. История разумна, история закономерна. Она проходит этапы в своем развитии, которые заменяют друг друга. История имеет цель. Целью истории является свобода. Спекулятивный ход мысли. Цель достигается деятельностью людей.
18-первая половина 19 в люди были оптимистами. 20 век эту идею окончательно подорвал.
История возникает там, где есть государство. Потому что государство гарантирует свободу.
Первый этапа исторического развития-Индия, Китай. Но там свободен только один человек, да и то деспот.
Второй этап. Дальнейшее развитие свободы. Есть масса свободных людей, но свобода не полная, потому что есть рабы.
Третий этап. Германский мир(Европа). Свобода достигнута, мировой разум реализует великую цель. Но если цель мирового разума закончена, то делать дальше нечего.
1. Хитрость мирового разума. Мировой разум ставит цель перед людьми-это свобода. Но люди этого не знают и преследуют свои частные цели. Но в результате суммирования деятельности люди все равно приближаются к свободе.
2. Ирония истории. Это когда цели и результаты не совпадают. История-это то, чего никто не хотел.

Последователи метода Гегеля получили название - младогегельянцы. Карл Маркс и фридрих Энгельс
Последователи системы Гегеля- старогегельянцы.

                    Марксизм как философия
Карл Маркс-1818-1883. Работал журналистом.
Фридрих Энгельс 1820-1895. Родился в семье капиталиста. Побывал в Англии и наблюдал, как работают рабочие. Они жили чудовищно. Закончил гимназию. Сильно образован, чистый немец.
Социализм тогда проектировал будущее человечества как состояние разумам и братства.
Анри сен-Симон. Основоположник социализма.
Фурье. Тоже самое
Роберт Оуэн. Тоже самое.
1841год-они написали "коммунистический манифест"
Маркс написал "Капитал"
Эксплуатация-присвоение прибавочной стоимости.

5 октября коллоквиум
Гегель, марксизм, философия шопенгаура и ницше, фрейдизм.
Философия Гегеля стр 118-126.
Марксизм как философия по лекции
марксизм 129-136
Ницше 216 -218
Фрейд 219-221

До маркса существовало только идеалистическое понимание истории. По Марксу никакого мирового разума нет.
Маркс пришел к идеям
1. В основе развития общества лежит материальная деятельность людей.
2. развитие общества есть закономерный процесс. Развитие общества проходит определенные этапы и проходит их последовательно.
"Немецкая идеология"
Маркс придумал понятие "способ производства" по мысли Маркса способ производства-это совокупность производительных сил и производственных отношений.
Производительные силы просты. Туда входит человек-основная производительная сила. Орудие труда-то, при помощи чего. Предмет труда-то, на что воздействует.
Производительные силы развиваются с ускорением. По экспоненте идет.
Производительные силы развиваются для удовлетворения потребностей. Вся деятельность человека всегда была на это нацелена.
В производительных силах изменяется человек. Он овладевает знаниями, приобретает навык.
Каждое последущее поколение встречает определенный уровень развития. И начинает от него, а не с начала.
Всякое производство происходит с формами собственности.
Существует соответствие производительных сил и производственных отношений.
Марк пришел к выводу, что Производительные силы развиваются, а производственные отношения нет. Люди хотят сохранить их в прежнем виде. Производственные отношения-это формы собственности.
В обществе возникает противоречие между разными группами людей. Одна группа хочет сохранить форму собственности, другая-изменить.
По Марксу если люди, которые продают свой труд работают очень много, у них нет гарантий и они живут в нищите, то у них нет стимула к труду. Поэтому рабочие хотят изменить форму собственности.
Эти противоречия выливаются в классовую борьбу!
Маркс полагал, что выходом из этой ситуации является революция. Тогда произойдет смена способов производства. Возникнет соответствие между производительными сила и производственными отношениями.
Коммунистический
Капиталистический
Феодальный
Рабовладельческий
Первобытный

Все народы должны пройти эти пять способов производства путем революции, насилия. Сам Маркс уже в 60-х годах обнаружил, что такая схема применима только к Европе, что касается стран Востока, то там не было таких способов производства. Он придумал понятие: азиатский способ производства.
Марка и Энгельс полагали, что капитализм не имеет будущего. Маркс пришел к выводам:
1. Кризисы. С точки зрения Маркса капитализм не имеет будущего, потому что производство организовано анархически. Производство не происходило по какому-то плану. Капитализм не бывает без кризисов. Все упирается в основной принцип капитализма - получение прибыли. У любого экономического процесса есть нравственная сторона. Для капиталистического производства - человек - средство для получения прибыли.
2. Эксплуатация. Прибавочная стоимость присваивается капиталистом, что не справедливо. Одни получают все, другие только работают на тех, кто получает все.  
3. Обнищание рабочих и обогащение капиталистов. Сам принцип этой системы жизни, когда человек зависит от абсолютно непонятных сил, психологически сложен.  
Смена способов производства - закономерный процесс, который не может быть отменен. Для понимания того, как общество в целом функционирует, Маркс придумал понятие: общественно-экономическая формация - тип общества, в основе которого лежит способ производства.
Структура формации скалывается из двух элементов:
Базис - экономическая основа.
Надстройка - совокупность социальных, политических и духовных отношений.
Базис определяет надстройку. Общественное бытие определяет общественное сознание. Если способов производства пять, то и формаций должно быть пять. Цель истории - коммунизм, коммунистическая надстройка.
Главная цель Маркса - создать такое общество, где человек был бы счастлив. Он отвергал Бога, религию, церковь. Коммунизм - модель рая на земле, то, чего никогда не предлагало христианство. На земле раем не пахнет. Марксизм исходил из того, что построить рай на земле можно, изменив общественные отношения, уничтожить частную собственность. Большевики действительно отменили частную собственность, но люди не перестали быть эгоистами. Ведь эгоизм возник гораздо раньше частной собственности. Путь к счастью по Марксу лежит через реки крови. Маркс считал, что на место капитализма сначала должен прийти социализм (первый этап коммунизма). При полном коммунизме жизнь совсем будет не похожа на капитализм. А социализм - переход между двумя формациями.
Он считал, что все развивается и превращается в свою противоположность. В экономической сфере предполагалось, что не будет частной собственности, денег, товарно-денежных отношений. Люди, чтобы жить, что-то производят, но рынок и вся система товарно-денежных отношений - универсальный механизм распределения, и тогда кто будет заниматься перераспределением? Государство. Социализм возлагает на государство функцию распределения. Вся система торговли в СССР была полностью государственной. А исчезает ли эксплуатация? Нет. Эксплуататор - государство, причем оно это делает в масштабах неслыханных при капитализме. При социализме работодатель один, следовательно, государство изымает такую прибавочную стоимость, которую хочет. Экономика строится не на здравом смысле, а на идеологии. Эта экономика не знает кризисов, но не знает меняющиеся потребности людей. Последнее - причина краха такой системы.
В социальной сфере Марксом планировалось, что семья - должна отмереть. Считалось, что исчезнут нации.
В политической сфере считалось, что государства не будет. Если люди будут порядочными, не понадобятся суды, тогда и государство не потребуется. На самом деле государство - организм, без которого современное общество существовать не может.
Что касается духовной сферы, полагалось, что исчезнет религия. Маркс считал, что религия - искаженная форма сознания, заблуждение разума.  Хотя религия основана не на разуме, а на вере. А если науки будут развиваться, то необходимости в религии у людей не будет.
Маркс, отвергая религию, отвергал набор нравственных ценностей. По сути дела была реализована знаменитая идея Достоевского: если бога нет, то все позволено - нравственный смысл коммунизма.
Эта модель будущего была в нравственном смысле бесперспективна. В 1961 году был принят документ "Моральный кодекс строителя коммунизма". Христос предлагает царство божье, а коммунизм - рай на земле. А принципы те же.
Это мировое будущее не состоялось. Утопизм заключался в том, что все хорошее в человеке можно сохранить, а от всего плохого отказаться, что на практике неосуществимо.
Солженицын "Красное колесо".
Как Маркс понимал сущность человека? Сущность человека - совокупность всех общественных отношений - стародавняя идея Локка, внешний мир определяет внутренний мир человека. Если внешний мир плох, если он формирует эгоистов, его надо изменить и создать рай на земле. Природу человека невозможно изменить.

               Неклассическая философия.
Отличительный чертой этого периода является иррационализм (основа мира - воля, интуиция и бессознательное).
Иррационализм стал философской подоплекой романтизма.
Шопенгауэр Артур (1786-1867). Родился в богатой семье. Получил хорошее образование. Его труд "Мир как воля и представление". В 1819 году он опубликовал первый том.
В эти же годы в Берлинском университете работал Гегель, взгляды которого он не воспринимал.
Поэтому его работу никто даже не заметил.
Поэтому после смерти Гегеля он издал второй том своего труда. К нему пришла слава. Его начали изучать и читать. Его афоризмы "Житейские мудрости". Он писал очень просто в отличие от Гегеля.  
Он считал, что субстанцией мира является мировая воля. Это неразумное начало. Она является причиной самой себя. Она иррациональна. Она проявляется в виде процессов в дикой и неживой природе.
Сущее не делится на разум без остатка.
Настрой Шопенгауэра - пессимизм.
Понятия пессимизма и оптимизма возникли в 18 веке.
Жизнь ценностью не обладает - жизнь обладает наивысшей ценностью.
Пессимизм был нормальным состоянием человека.
Христианство провозгласило спасение души. Отсюда пошел оптизм. По отношению к миру земному христианство пессимистично. К небесам - в высшей степени оптимистично.
В 18 веке возникает идея прогресса и возникает безудержный оптимизм. Утверждается что можно создать рай на земле.
Оптимизм в 18 веке подпитывался французской революцией.
Шопенгауэр рассматривал наш мир как худший из миров.
В 17 веке в Германии жил Готфрид Лейбниц. Его слова:" Наш мир - лучший из миров".
Плавт - человек человеку волк.
Шопенгауэр был убежден что люди враждебны друг другу.
Время выносит приговор всем нашим делам. А пространство разделяет людей. Каждый оказывается сам за себя. Он полагал что счастья нет. Жизнь - беспрерывный обман во всем. Вся жизнь есть страдание. Жизнь не окупает никаких издержек. Всякое удовольствие имеют отрицательный характер. Если мы стремимся к счастью, то это состояние временно. Выход - усиление наслаждения.
Здоровье, молодость и свобода. Три блага. Мы ощущаем их тогда, когда теряем. Он считал что человек должен быть осторожным. Или равнодушным, что трудно осуществимо. Самое счастливое мгновение - когда засыпаешь, несчастливое - когда просыпаешься. А в жизни нас удерживает страх неизвестности. Жизнь - это дар. Но если бы его дали попробовать заранее, от него бы отказались.
Он думал, что наш мир - худший из миров.
У него был последователь Филипп Майнлендер. Родился во Франкфурте-на-Майне. Он написал два тома "Философия искупления". Там выражен еще более крайний пессимизм.

Фридрих Ницше. (1844-1900).
Вершина иррационализма. Его философию называют философией жизни.
Он родился в семье священника, закончил гимназию и университет в Бонне. Когда он закончил учиться, его сразу пригласили работать в Швейцарию. Там он познакомился с Вагнером, которой оказал на него большое влияние. Его тетралогия.
Ницше мучили головные боли. За 12 лет до смерти он сошел с ума.
"Так говорил Заратустра", "Происхождение трагедий из духа музыки", "По ту сторону добра и зла", "Веселая наука", "Воля к власти".
Фет был лучшим переводчиком его трудов.
Ницше полагал, что в античной Греции было трагическое мировосприятие. Всю культуру античности он рассматривал как недосягаемый образец. Он полагал, что в античной культуре было два начала:
1) апологическое. Искусственно создается людьми.
2) дионисическое. Спонтанное, неуправляемое начало. Оно сильнее предыдущего.
"Нет прекрасной поверхности без ужасной глубины".
Истоки искусства идут из мелодии. Музыка - чистая воля.
Само бытие приводит человека в ужас своей нелепостью. Единственное, чем можно заслониться - искусство.
Прошел прорыв греков к знанию. Он считал что культура находится в глубоком кризисе из-за того что человек - раб науки. Это иссушает душу человека.

28.09
Ницше казалось, что сострадание не нужно.
люди высшего порядка были для Ницше идеалом. Эти люди относились к низшим с презрением, а к людям своего уровня с уважением. К всем остальным он относился презрительно.
Высшие-это гомерские герои. Если нет вождей, то люди теряют страх и никого не уважают, наступает страх.
Сверх человек -ввел это понятие в книге "так говорил заратустра"
Это сильный человек, имеющий волю.
Ницше говорил, что бог умер и поклоняться надо сверхчеловеку.
Начиная с эпохи возрождения начиналось обожествление человека. Он хотел стать таким же творцом, как и бог, стать бессмертным. Отсюда такая забота о своем теле(тк души нет).
Ницше полагал, что создает тем самым новый миф. Он хотел пробудить сверхчеловеческое начало в человеке тем самым.

Эти идеи были восприняты в 20веке фашизмом.
Миф вечного возвращения. Согласно этой идеи все возвращается/повторяется.
Если мы представим себе миф как явление человеческого мира, то мы заметим, что время мифа циклично. Все происходит снова и снова.
Ницше полагал, что именно так жизнь и устроена. Ницше ожидал возвращения трагедийного искусства греков.
По Ницше красиво то, что сильно. Он смотрел на мир с позиции искусства. С позиции морали можно смотреть на мир и с позиции морали.
Ницше полагал, что наука убивает все человеческое в человеке, делает мир дискретным(распадающимся на части)
Искусство подобно жизни и отражает целостность жизни по мнению Ницше.
Ницше отвергал и мораль. Его часть упрекали в аморализме. Он не был аморальным, но та позиция, которую он проповедовал, называлась ИММОРАЛИЗМ(вне морали)
Под влиянием Ницше находились ранний Маяковский, ранний Горький.

Зигмунд Фрейд. 1856-1939
Фрейд родился в еврейской семье. Учился в Вене. Стал психопатологом. Занимался лечением отклонений. Добился успехов. Общаясь с больными, Фрейд быстро пришел к выводу, что особую роль в этих болезнях играет бессознательное.
Бессознательное-часть психики, не представленная в сознании, то, что не контролируется при помощи разума, но то, что присутствует в каждом из нас.
Бессознательное играет в психике главную роль, как утверждал Фрейд.
Фрейд сказал, что надо объяснить человека изнутри.
Задался вопросом, что движет бессознательным.
Основным элементом бессознательного являются сексуальные влечения.
Вечный конфликт между сознательным и бессознательным.
Сознание выступает в роли цензора и контролирует бессознательное.
проявление конфликта
психические болезни
сноведения(не реализованные желания)
Написал "толкование сноведений"
Остроумие.
"Остроумие и его отношение к бессознательному"
Либидо-весь комплекс сексуальных влечений.
Эдипов комплекс. У детей на бессознательном уровне существует влечение к одному из родителей противоположного пола.
Фиванский цикл мифов. Эдип убил своего отца по пути в город. Разгадал загадку сфинкса и вступил в брак со своей матерью.

Любовь к родителям и любовь к человеку имеет один и тот же источник.

Сублимация-отклонение энергии сексуальных влечений от их прямой цели и перенаправление её к социально-приемлемым целям.
Когда началась первая мировая война, Фрейд сделал поправки в свои теории.
Эрос-влечение к жизни.
Танатос-влечение к смерти.
Жизнь-это компромисс между эросом и танатосом.
В 20 гг выпустил "психология масс и анализ человеческого я"
"Я и оно"
В первой книге Фрейд пришел к выводу, что психология человека изменятся, когда он в толпе, разумность снижается, аффективность повышается.
Масса людей выступает как родитель для человека.
На массы можно влиять словом, музыкой, ритуалом, символом.

Я
Оно
Сверх Я

Оно-бессознательное. Аморально, имеет природное происхождение.
Я-индивидуальное сознание. Живет по принципу реальности. Человек осознает, где он, что делает и соотносительность свое действие с реальностью. Вырабатывается на основе личного опыта. Рациональное начало человека.
Сверх Я. Моральная цензура.
Сознание не может справляться с бессознательным.
Оно-лошадь. Я-всадник. Сверх я-рельеф местности.
"Тотем и табу" , "недовольство культурой"-работы Фрейда.
Сознание постепенно подчиняет бессознательное. И при помощи культуры бессознательное было усмирено.

Истоки культуры Фрейд видел в запретах. Запреты запустили процессы сублимации. Фрейд пришел к выводу, что первыми были запреты на инцест и на убийство отца.
В древней орде был единственный вождь отец. И ему принадлежали все женщины орды. Его сыны убили его, а потом испытали чувство вины и раскаяния. И тогда они наложили запрет на сексуальные отношения внутри своего рода.  Съели отца(приобщились к его силе) и объявили животное священным, приносили ему дары.
Экзогамия-запрет на кровосмешение.

На бессознательном уровне человек хочет больше нарушать запреты, чем больше их становится.

Амбивалентность-внутренняя противоречивость.
Фрейд подтвердил христианскую теорию испорченности человека.


                                Экзистенциализм.
возникло в 20м веке.
проблема смысла индивидуального бытия.
Проблема ответственности человека. Отношение к жизни и смерти, проблема выбора.
Наука не дает ответа на вопрос о смысле жизни человека.
Эти проблемы решают при помощи силе слова, языку искусства. Он не только писали сложные философские тексты, но и художественные произведения.
Характерен антисциентизм. Найма не может решить проблемы, которые ставили перед собой экзистенциалисты.
Большинство экз не верит в бога. Философия сложилась потому что возникло социальные условия. 20век этому поспособствовал.
Мировые воины обнаружили хрупкость человеческого существования. На экз -м повлияли тоталитарный режим.
Произошла потеря смыслов.

Пограничная ситуация-ситуация решающего выбора. Именно такие ситуации исследовали экз.!
Франц Кафка.
Эрнст Хемингуей
Ремарк три товарища, триумфальная арка

Похожие:

Курс. Философия Гегеля 1770-1831 Объективный идеализм. В основе мира лежит разумное начало. Познание мира возможно, если оно происходит при наличии разума icon30 Философская система Гегеля Георг Фридрих Вильгельм Гегель (1770-1831)
Георг Фридрих Вильгельм Гегель (1770-1831), род в Штутгарте, умер в Берлине. Основные сочинения: Феноменология духа; Наука логики;...
Курс. Философия Гегеля 1770-1831 Объективный идеализм. В основе мира лежит разумное начало. Познание мира возможно, если оно происходит при наличии разума iconШколы, направления, концепции в психологии
Диалектический материализм термин, которым называлась философия К. Маркса (1818-1883). Диалектика Г. В. Ф. Гегеля (1770-1831) была...
Курс. Философия Гегеля 1770-1831 Объективный идеализм. В основе мира лежит разумное начало. Познание мира возможно, если оно происходит при наличии разума iconЛекция Философия, ее предмет и место в культуре
Что есть мир? Как появляются человек и общество? Возможно ли адекватное познание действи­тельности? Есть ли выходящий за их пределы...
Курс. Философия Гегеля 1770-1831 Объективный идеализм. В основе мира лежит разумное начало. Познание мира возможно, если оно происходит при наличии разума iconАктивный раздаточный материал «Философия» фогп, для всех специальностей...
Познание – это процесс духовного освоения человеком мира; цель его – постижение истины. До ХIХ в познание изучалось в единстве с...
Курс. Философия Гегеля 1770-1831 Объективный идеализм. В основе мира лежит разумное начало. Познание мира возможно, если оно происходит при наличии разума iconМировоззрение и его типы. Философия, ее историческое развитие и структура
Основной вопрос философии. Основные направления в философии (материализм, объективный и субъективный идеализм, агностицизм)
Курс. Философия Гегеля 1770-1831 Объективный идеализм. В основе мира лежит разумное начало. Познание мира возможно, если оно происходит при наличии разума iconН. В. Малиновская Современное общество находится на переходном этапе...
В основе религиозной идентификации большинства людей (при наличии таковой) лежит спонтанность традиции или панические настроения...
Курс. Философия Гегеля 1770-1831 Объективный идеализм. В основе мира лежит разумное начало. Познание мира возможно, если оно происходит при наличии разума iconБилеты: Дети до 14 проходят свободно
Организующий принцип мироздания, минерала, живого  организма, человека, устройство внутреннего мира и мира внешних проявлений- в...
Курс. Философия Гегеля 1770-1831 Объективный идеализм. В основе мира лежит разумное начало. Познание мира возможно, если оно происходит при наличии разума iconФилософия, её предмет и роль в обществе
Если частные науки изучают отдельные объекты природы и общества, то философия рисует общую картину мира. Философия изучает наиболее...
Курс. Философия Гегеля 1770-1831 Объективный идеализм. В основе мира лежит разумное начало. Познание мира возможно, если оно происходит при наличии разума iconИ. Кант Критика чистого разума
Следовательно, никакое познание не предшествует во времени опыту, оно всегда начинается с опыта
Курс. Философия Гегеля 1770-1831 Объективный идеализм. В основе мира лежит разумное начало. Познание мира возможно, если оно происходит при наличии разума iconИммануил Кант Критика чистого разума
Следовательно, никакое познание не предшествует во времени опыту, оно всегда начинается с опыта
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница