Скачать 2.85 Mb.
|
В А. канке ФИЛОСОФИЯ Учебное пособие Москва • «Логос» • 2001 УДК 1(091) ББК 87.3 К19 Канке В.А. К19 Философия: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений.— М.: Логос, 2001.— 272 с.: ил. ISBN 5-94010-011-2 Освещается история мировой и отечественной философской мысли. Рассматриваются современные типы философствования, учение о бытии, проблемы человека и общества, истории, искусства, практики, познания, науки, языка, техники, природы, молодежи. Содержание и структура учебного пособия соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения, а также программам философии для средних и высших профессиональных учебных заведений. Изложение материала ориентировано на подготовку к лекциям, семинарским занятиям, зачетам и экзаменам. Для студентов высших и средних специальных учебных заведений. Представляет интерес для широкого круга читателей. ББК 87.3 ISBN 5-94010-011-2 © Канке В.А., 2000 © «Логос». Оформление, 2001 ПРЕДИСЛОВИЕ 5 ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? 5 СМЫСЛ СЛОВА «ФИЛОСОФИЯ» 5 Два примера философствования 5 Научность Философии 6 Эстетичность, чувственностъ Философии 6 Практичность, или моральность Философии 6 Философия как реализация полноты жизни человека 7 Функции (значимость) Философии 7 Назначение Философии 8 Основные выводы 8 PАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФИЛОСОФИИ 8 1. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ 8 1.1. АНТИЧНАЯ НАТУРФИЛОСОФИЯ 8 Где возникла философия и почему? 8 Сколько этапов развития прошла философия за 2,5 тысячи лет 8 Первая головоломка античной Философии: МНОГОЕ И ЕДИНОЕ 8 Единое — это материальная субстанция 9 ^ 9 Многое не существует. Сюрпризы элеатов 9 Единое — это атомы и пустота 10 Подведение итогов. Натурфилософия 10 1.2. ВЫСОКИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМ СОКРАТА, ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ 11 Философия Сократа 11 Философия аристотеля 13 1.3. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ александр македонский открывает новую эпоху 14 Кинизм (цинизм) 14 Эпикуреизм: счастье — это умеренное наслаждение 15 ^ 15 Скептицизм: воздерживайтесь от догм и будьте безмятежными 15 Неоплатонизм 15 ^ 16 Основные черты античной философии 16 2. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ 16 ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ 16 Основные библейские идеи философского значения 17 Сущность Бога 17 Можно ли доказать существование бога? 18 Да или нет? Верующий или атеист? 18 3. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ 18 3.1. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 18 Два центра: Бог и человек 18 Основные идеи Возрожденческой Философии 18 3.2. ФИЛОСОФИЯ ОТ ДЕКАРТА ДО КАНТА (XVII-XYIII ВВ.) 19 Рене Декарт - основатель Философии нового времени 19 Спор об идеях. ДЖОН ЛОКК 19 Галилей и Ньютон — гении механики 20 ^ 20 Выработка нового юридического мировоззрения 20 Новации И. Канта 21 3.3. ФИЛОСОФИЯ ОТ ГЕГЕЛЯ ДО НИЦШЕ (XIX в.) гегель против канта 22 Ницше: последний всплеск Философии Нового Времени 23 Основные выводы 23 4. ФИЛОСОФИЯ НАШИХ ДНЕЙ 24 4.1. О СОСТОЯНИИ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ 24 4.2. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ 24 Какую проблему стремится решить феноменология? 24 Феноменологический метод 24 Основные положения феноменологии 25 4.3. ГЕРМЕНЕВТИКА происхождение термина «герменевтика» 25 Как мы понимаем? 25 Вопрос Гадамера: как мы понимаем текст? 26 Основные положения герменевтики 26 4.4. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 26 Почему возникла аналитическая философия? 26 ^ 27 Ранний Витгенштейн: «логико-философский трактат» 27 Философия естественного языка: поздний Витгенштейн 29 Основные положения аналитической философии 30 4.5. ПОСТМОДЕРНИЗМ 30 Программа Постмодернистов 30 Деррида: метод деконструкции 30 Лиотар: этика и эстетика возвышенного 31 Основные положения постмодернизма 31 4.6. ФИЛОСОФИЯ В РОССИИ 31 Основные положения диалектического и исторического материализма 31 Основные черты русской философии 32 ^ 32 Философия Н.А. Бердяева: ЧЕЛОВЕК — ЭТО ОТКРОВЕНИЕ, СВОБОДА И ТВОРЧЕСТВО 33 А.ф. Лосев: « мне надо с греческого переводить...» 33 4.7. ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ 33 О Философии Запада и Востока 33 Индийская Философия 34 Основные выводы 34 РАЗДЕЛ 2. СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ 35 5. ОСНОВАНИЯ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ 35 Два способа анализа философских проблем. меняем курс! 35 Что изучает философия? Мир философии 35 Выбор начала систематического философствования 35 6. УЧЕНИЕ О БЫТИИ 35 6.1. ПРОБЛЕМА СУЩЕСТВОВАНИЯ И ВИДЫ БЫТИЯ 35 6.2. ИЗМЕНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ 36 6.3. ТРИ ЗАКОНА ДИАЛЕКТИКИ 37 Основные выводы 37 7. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И ИСТОРИИ 38 7.1. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА 38 Обзор: Философия о человеке 38 Человек - СУЩЕСТВО бессознательное 38 В поисках целостного учения о человеке 39 основные выводы 39 7.2. ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА 39 Что такое общество? Индивид и общество 39 Социальные действия и их смысл 40 Обзор: философские интерпретации своеобразия общества от античности до наших дней 40 7.3. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ 41 Что выло, что будет? 41 Критика концепции линейного развития общества 42 Единство и многообразие истории 42 Запад и Восток. Кто мы? Кем будем? 42 Основные выводы 42 8. ФИЛОСОФИЯ КАК АКСИОЛОГИЯ 42 8.1. УЧЕНИЕ О ЦЕННОСТИ 42 Что такое ценность? Почему только в xx веке появилось учение о ценностях? 42 Как измеряют ценности? 43 Чувства. Эмоции, Воля. Вера. Сомнение. Идеал и Цель 44 Будьте терпимыми друг к другу! 44 8.2. ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА ЦИВИЛИЗАЦИЯ И КУЛЬТУРА 45 Что такое КРАСОТА? 45 Обзор: как искали красоту 45 8.3. ФИЛОСОФИЯ ПРАКТИКИ 46 Что такое практика? 46 Обзор: в чем состоит ценность, смысл практики? 46 ^ 48 Что такое добро? Как его измерить? 48 Справедливость или Свобода? Лучше Ответственность! 49 Обзор: этика ответственности 50 Основные выводы 50 9. ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ И НАУКИ 50 9.1. ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ два термина 50 Чувственное познание «на входе», «в середине» и «на выходе» психики 50 Чувственное познание и различные философии 51 Рациональное познание 52 ^ 52 Единство чувственного и рационального познания 53 Память и Воображение 53 Интуиция 53 Творчество. Таланты и Гении 54 Строение психики: Бессознательное, Сознательное, Надсознательное 54 ^ 54 Шкала Истинности 55 Обзор: как искали истину 55 Вчувствование. Объяснение. Понимание 55 9.2. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ 55 Что такое наука? 55 Эмпирический уровень научного познания 56 Теоретический вровень научного исследования 56 Методы научного познания 57 идеалы науки. этика ученого 57 Обзор: Философия и наука 58 Религия и наука 58 Основные выводы 59 10. ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА 59 ЯЗЫК — СИМВОЛ НАШЕЙ ЖИЗНИ 59 ФИЛОСОФИЯ ИМЕНИ 59 ФИЛОСОФИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 60 Обзор: современное философское понимание языка 61 Практическое и Коммуникативное назначение языка 61 ^ 62 11. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ 62 О становлении философии техники 62 Обзор: интерпретации природы техники 62 Техника и Этика 63 О пользе моральных кодексов 63 12. ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ 64 Что такое природа? 64 Обзор: исторические формы отношения человека к природе 64 Синергетика - наука о сложном 64 Как все было? Был Большой взрыв 65 Уровни организации природы 65 Пространство и Время 65 Природа и Ответственность человека: экологическая, биологическая, медицинская этика 66 Приложение 1. Курс Философии в таблицах 67 ^ Четыре эпохи в философии 67 Таблица 2. Античная философия 67 Таблица 3. Средневековая философия 67 ^ 4. Философия Нового времени 67 Таблица 5. Философия XX века 67 Таблица 6. Философия о человеке 68 ^ Философия об обществе 68 Таблица 8. Три главные ценности 68 Таблица 9. Философия о красоте 68 ^ Философия о добре 69 Таблица 11. Три концепции чувственного познания 69 Таблица 12. Что такое рациональное познание? 69 ^ Три современные концепции истины 70 Таблица 14. Что такое истина? 70 Таблица 15. Уровни научного исследования 70 ^ Три теоретических метода 70 Таблица 17. Философия языка 71 Таблица 18. Философия техники 71 ^ Философия природы 71 Таблица 20. Второй (неприродный) пол 72 Таблица 21. Две интерпретации образования 72 Таблицы как в книге 72 Приложение 1. Курс Философии в таблицах 72 ^ Четыре эпохи в философии 72 Таблица 2. Античная философия 72 Таблица 3. Средневековая философия 73 ^ Философия Нового времени 73 Таблица 5. Философия XX века 73 Таблица 6. Философия о человеке 73 ^ Философия об обществе 74 Таблица 8. Три главные ценности 74 Таблица 9. Философия о красоте 75 ^ Философия о добре 75 Таблица 11. Три концепции чувственного познания 76 Таблица 12. Что такое рациональное познание? 76 ^ Три современные концепции истины 77 Таблица 14. Что такое истина? 77 Таблица 15. Уровни научного исследования 77 ^ Три теоретических метода 77 Таблица 17. Философия языка 77 Таблица 18. Философия техники 78 ^ Философия природы 78 Таблица 20. Второй (неприродный) пол 79 Таблица 21. Две интерпретации образования 79 приложение 2. Годы жизни выдающихся философов (В ХРОНОЛОГИЧЕСКОМ ПОРЯДКЕ) 80 Античность до н.э. 80 Возрождение и Новое время 80 Новейшее время 80 ОГЛАВЛЕНИЕ 81 |
![]() | Канке В. А. К19 Философия: Учебное пособие для студентов высших... ... | ![]() | Канке В. А. К19 Философия: Учебное пособие для студентов высших... ... |
![]() | Учебное пособие для вузов Москва 2001 ббк Философия науки: традиции и новации: Учебное пособие для вузов. М.: «Издательство приор», 2001. — 428 с | ![]() | Учебное пособие удк 159. 9(075) Печатается ббк 88. 2я73 по решению Ученого Совета Зоопсихология и сравнительная психология: Учебное пособие. Ставрополь: скси, 2005. 272 с |
![]() | Учебное пособие Ростов-на-Дону 2009 удк ббк п Учебное пособие предназначено для студентов, преподавателей и аспирантов экономических специальностей | ![]() | Учебное пособие Рекомендовано Министерством общего и профессионального... Учебное пособие предназначено для аспирантов и студентов высших учебных заведений, а также психологов, социологов, педагогов и всех,... |
![]() | Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся... Перминов О. Г. Уголовно-исполнительное право: учебное пособие для вузов М.: «Былина», 1999 240 с | ![]() | Краткий курс. Учебное пособие для студентов вузов и средних специальных... Учебное пособие написано в соответствии с программой изучения курса "Экономика предприятия", разработанной доктором экономических... |
![]() | Учебное пособие Екатеринбург 2001 ббк 67. 411 П166 Пантелеев И. А. Подозрение в уголовном процессе России: Учеб пособие. – Екатеринбург: Издательствово Уральского юридического института... | ![]() | Учебное пособие Курс лекций Для студентов высших учебных заведений... Учебное пособие предназначено для студентов вузов, но может быть полезно и тем, кто самостоятельно изучает экономическую теорию |