Финансовый менеджмент как система управления


Скачать 388.03 Kb.
НазваниеФинансовый менеджмент как система управления
страница1/3
Дата публикации22.04.2013
Размер388.03 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Финансы > Документы
  1   2   3
.1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА.

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

Финансовый менеджмент – это наука об управлении формированием‚ распределением и использованием фондов денежных средств‚ а также

об управлении финансовыми отношениями. Как система управления финансовый менеджмент включает в себя объект управления и субъект управления.

Объектом управления является совокупность условий осуществления денежного оборота и движения денежных потоков, кругооборота капитала, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих во внутренней и внешней среде предприятия.

^ Субъект управления – совокупность финансовых инструментов, методов, технических средств, а также специалистов, организованных в определенную финансовую структуру, которые осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления

Основные элементы системы финансового менеджмента

Объект управления Субъект управления

Состав

1) денежный оборот;

2) финансовые ресурсы (собственные и

заёмные);

3) кругооборот капитала (основного и

оборотного);

4) финансовые отношения

Субъект управления

1) квалифицированный персонал;

2) финансовые инструменты и методы;

3) технические средства управления

(ПК‚ факс‚ модем‚ телефон и т. д.);

4) информационное обеспечение

Функции

1) воспроизводственная;

2) распределительная (любые доходы

должны распределяться по фондам денежных средств);

3) контрольная (внутренний и внешний

контроль)

Функции
1) планирование и прогнозирование

финансовых состояний и ситуаций;

2) анализ и оценка состояние предприятия;

3) координация деятельности всех финансовых подразделений с основными‚

вспомогательными и обслуживающими

подразделениями предприятия;

4) стимулирование и контроль
^ .2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Эффективное управление финансовой деятельностью предприятия

обеспечивается реализацией ряда принципов, основными из которых являются:

- интегрированность с общей системой управления предприятием;

- комплексный характер формирования управленческих решений;

- высокий динамизм управления;

- вариативность подходов к разработке отдельных управленческих

решений;

- ориентированность на стратегические цели развития предприятия.

Эффективный финансовый менеджмент, организованный с учетом

изложенных принципов, позволяет формировать необходимый ресурсный потенциал высоких темпов прироста операционной деятельности предприятия, обеспечивать постоянный рост собственного капитала, существенно повышать конкурентную позицию предприятия на товарном и финансовом рынках, обеспечивать стабильное экономическое развитие в стратегической перспективе.

С учетом содержания и принципов финансового менеджмента формируются его главная цель и задачи.

С развитием микроэкономической теории (а затем – теории фирмы)

менялись и подходы экономистов к определению главной цели финансового управления деятельностью предприятия. Для выработки стратегии финансового управления деятельностью предприятия предлагались и предлагаются следующие целевые модели.

1^ . Модель максимизации прибыли

Впервые эта целевая модель деятельности предприятия была четко

сформулирована в 1938 году французским экономистом А. Курно и затем развита в работах представителей неоклассической школы. Реализация этой целевой модели обеспечивалась путем достижения равенства показателей предельного дохода и предельных затрат предприятия.

Однако, использование в качестве главной целевой функции предприятия модели максимизации прибыли не удовлетворяет многих экономистов. Полученная высокая по сумме и уровню прибыль может быть полностью израсходована на цели текущего потребления, в результате чего предприятие будет лишено основного источника формирования собственных финансовых ресурсов для своего предстоящего развития.

Отсутствие связи модели максимизации прибыли с характером ее

распределения делает бессмысленным осуществление эффективной дивидендной политики предприятия, так как уровень капитализации прибыли не отражается данным целевым критерием. Высокий уровень прибыли предприятия может достигаться при высоком уровне финансового риска, связанного с осуществлением его хозяйственных операций.

Таким образом, в рыночных условиях максимизация прибыли может

выступать как одна из важнейших задач хозяйственной деятельности, но не как главная цель функционирования предприятия.

2^ . Модель минимизации трансакционных издержек

Данная модель базируется на теоретических подходах неоинституционализма, в частности, его основоположника – Р. Коуза. Под «трансакционными издержками» понимают затраты по обслуживанию сделок на рынке. Несмотря на высокий удельный вес и неуклонный рост трансакционных издержек в ВВП ряда развитых стран, данная модель имеет ряд недостатков:

- информативное обеспечение процесса формирования «чистых»

трансакционных издержек предприятия требует значительного расширения объема учетных работ и вызовет рост «учетных трансакционных издержек» (вместо их экономии);

- критерий минимизации трансакционных издержек не обеспечивает

оценку усилий предприятия по комплексной экономии его ресурсов, так как при этом вне поля зрения остаются все другие виды его издержек (не связанные с обслуживанием коммерческих сделок);

- любая экономия затрат предприятия не может носить характер

глобальной цели его функционирования, так как не увязана с его развитием и с конечными экономическими интересами основных групп участников хозяйственного процесса предприятия.

3^ . Модель максимизации объема продаж

Приверженцы этой модели объясняют ее преимущество следующими доводами:

- данный целевой критерий наилучшим образом отражает результаты деловой активности предприятия в рыночной среде;

- максимизация объема продаж отражает результаты реализации не

только экономической, но и социальной миссии предприятия, направленной на обеспечение потребностей покупателей в товарах и услугах;

- максимизация объема продажи интегрирует в своем составе и максимизацию прибыли;

- рост объема продаж требует не только активизации маркетинговых

усилий предприятия, но и постоянных изменений в технологии производства и реализации продукции;

- как управленческий аппарат, так и рабочие более чувствительны в

психологическом плане к объемным показателям деятельности предприятия.

Вместе с тем, объективная оценка этой модели как главной целевой

функции предприятия показывает, что она имеет ряд существенных недостатков:

- потребительский выбор товаров и услуг является функцией рыночной среды, которая чувствительна к изменениям множества факторов;

- в рыночных условиях не всегда эффективными являются инновационные усилия предприятия по обеспечению высоких объемов продаж

своей продукции;

- несмотря на то, что целевая функция поддерживает рост доходов

предприятия, она практически не увязана с экономией его расходов.

Таким образом, модель максимизации объема продаж не может быть

использована как главная целевая функция предприятия.

4^ . Модель максимизации темпов роста предприятия

В составе этой модели, в отличие от предыдущей, присутствуют и

темпы роста операционной прибыли предприятия, и основные пропорции распределения этой прибыли (т. е. элементы дивидендной политики), и важнейшие структурные параметры финансового состояния хозяйствующего субъекта.

Вместе с тем, практическое использование этой модели (как альтернативной моделям максимизации прибыли или продаж) позволило вскрыть довольно существенные ее недостатки:

- в качестве целевой функции модель может функционировать лишь

в условиях устойчивости спроса на продукцию;

- модель фиксирует в качестве основной предпосылки u1092 фактически

достигнутый уровень прибыли предприятия, не оценивая степень его достаточности для решения задач перспективного периода.

В результате можно отметить, что максимизация темпов роста предприятия может рассматриваться как одна из важных задач, но не как главная цель его функционирования.

5^ . Модель обеспечения конкурентных преимуществ

Преимуществами этой целевой концепции предприятия является то,

что она отражает результаты деятельности практически всех его основных служб – конкурентные преимущества могут быть достигнуты за счет разработки нового продукта, повышения качества товаров и услуг, эффективного маркетинга, оптимальной ценовой политики, снижения издержек и т. д.

Кроме того, конкурентные преимущества обеспечивают формирование избыточной доходности (прибыльности) предприятия.

Вместе с тем, и этот целевой критерий функционирования предприятия имеет ряд недостатков:

- понятие «конкурентное преимущество» характеризуется целым рядом показателей, которые очень сложно интегрировать в едином измерителе;

- конкурентное преимущество характеризует относительное положение предприятия в рамках конкретной отрасли, в то время как значительная часть предприятий являются многоотраслевыми;

- конкурентное преимущество предприятие может поддерживать

лишь в относительно коротком периоде времени.

Таким образом, обеспечение конкурентных преимуществ может рассматриваться как задача основных функциональных систем управления,

но не как главная цель функционирования предприятия.

6^ . Модель максимизации добавленной стоимости

Как главная целевая функция предприятия эта модель была выдвинута японскими экономистами и получила название «японской модели развития фирмы».

Преимуществом данного целевого критерия оценки деятельности предприятия является то, что он позволяет обеспечивать максимизацию экономических интересов не только рабочих и менеджеров, но и собственников предприятия. В достаточной u1084 мере могут быть учтены при формировании данного целевого показателя и инвестиционные потребности предприятия в развитии основных средств и нематериальных активов инновационного характера. Наконец, данный целевой критерий носит долгосрочный характер, т. е. легко моделируется в стратегической перспективе.

Вместе с тем, рассматриваемая целевая модель имеет существенный недостаток: она вступает в конфликт с экономическими интересами конечного покупателя продукции.

С учетом этого «японская модель развития фирмы» не была поддержана ни европейскими, ни американскими экономистами.

7^ . Модель максимизации рыночной стоимости предприятия

В течение последнего десятилетия эта концепция получила приоритетное развитие в США, Европе и Японии, ее поддерживает преимущественная часть руководителей фирм и компаний в странах с развитой рыночной экономикой.

Эта модель характеризуется следующими основными особенностями:

1) целевая модель, ориентированная на стоимость, определяет собственников как главных субъектов в системе экономических интересов,

связанных с деятельностью предприятия. Владельцы как конечные претенденты на доход в наибольшей степени заинтересованы в эффективном

управлении предприятием;

2) модель максимизации рыночной стоимости гармонизирует экономические интересы основных субъектов, связанных с деятельностью предприятия. Собственники, заботясь о максимальном увеличении своего благосостояния, одновременно способствуют росту благосостояния всех других экономических субъектов;

3) целевая модель максимизации рыночной стоимости предприятия интегрирует основные цели и задачи эффективного функционирования различных его служб и подразделений. Ни одна из ранее рассмотренных целевых моделей функционирования предприятия не противоречит его ориентации на максимизацию рыночной стоимости;

4) показатель рыночной стоимости предприятия обладает более широким спектром и более глубоким потенциалом роста u1074 в сравнении с другими целевыми показателями. Кроме роста доходов и снижения издержек, возрастание его рыночной стоимости может обеспечиваться ростом его имиджа, организационной культурой, использованием эффекта синергизма и кроме того, если размеры прибыли или экономии издержек имеют свои пределы на каждом предприятии, то размеры возрастания его рыночной стоимости таких пределов практически не имеют;

5) модель максимизации рыночной стоимости гармонизирует текущие и перспективные цели развития предприятия. Такая гармонизация достигается путем приведения рыночной стоимости предприятия на любом из этапов его развития к единой стоимостной оценке на основе ее дисконтирования; 6) показатель рыночной стоимости обеспечивает возможность оценки более отдаленной перспективы функционирования предприятия в сравнении с другими целевыми ориентирами;

7) показатель рыночной стоимости реализует наиболее полную информацию о функционировании предприятия в сравнении с другими оценочными показателями; 8) данная модель охватывает все основные направления финансовой деятельности – инвестирование, финансирование, управление активами и денежными потоками, а соответственно позволяет оценить качество всего спектра принимаемых финансовых решений; 9) динамика рыночной стоимости является наиболее всеобъемлющим критерием эффективности использования капитала предприятия. Количественным выражением этого критерия выступает соотношение рыночной стоимости предприятия (или одной его акции) к сумме его чистых активов (или чистых активов в расчете на одну акцию);

10) динамика рыночной стоимости предприятия формирует мнение инвесторов о способности его менеджеров эффективно управлять этим процессом, а соответственно определяет мотивацию их экономического поведения;

11) мониторинг рыночной стоимости служит одним из наиболее эффективных средств контроля инвесторов за действиями менеджеров. Рассмотрение сущности и особенностей отдельных моделей u1094 целевой функции предприятия показывает, что наиболее приемлемой из них в условиях рыночной экономики является модель максимизации рыночной стоимости предприятия. Учитывая, что наибольшую роль в реализации этой модели играют финансовые службы предприятия, она может быть принята в качестве главной цели управления финансовой деятельностью и сформулирована следующим образом: главной целью финансового менеджмента является максимизация благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде, обеспечиваемая путем максимизации его рыночной стоимости.

В процессе реализации своей главной цели финансовый менеджмент направлен на реализацию следующих основных задач:

1) обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем

периоде;

2) обеспечение наиболее эффективного распределения и использования сформированного объема финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности предприятия; 3) оптимизация денежного оборота; 4) обеспечение максимизации прибыли предприятия при предусматриваемом уровне финансового риска; 5) обеспечение минимизации уровня финансового риска при предусматриваемом уровне прибыли; 6) обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития;

7) обеспечение возможностей быстрого реинвестирования капитала

при изменении внешних и внутренних условий осуществления хозяйственной деятельности.

^ 3. РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА КАК НАУКИ

В

становлении и развитии финансового менеджмента как науки можно выделить четыре этапа.

Первый этап. Необходимость в сознательной, целенаправленной

деятельности по управлению экономическими, хозяйственными процессами на Западе возникла очень давно. Однако она начала реализовываться в теории и на практике лишь с 1850-х гг. (это время можно считать началом истории управления финансами). Юджин Бригхем, известный американский специалист в области финансового менеджмента, связывает его зарождение в качестве самостоятельной научной дисциплины с 1860-х гг. До 1860-х гг. финансами компаний управляли практики. Их опыт не мог эффективно применяться во всех отраслях, использоваться в каждой без исключения ситуации. Знания были эмпирическими. Развитие сферы управления проходило медленно. После начала первого этапа формирования финансового менеджмента место экспериментальных научных инструментов постепенно заняла наука. С ее помощью необходимо было организовать использование ограниченных объемов капитала для выявления эффективных способов управления отдельными видами ресурсов. Выделение финансового менеджмента в самостоятельную научную дисциплину было вызвано рядом предпосылок. Ниже названы основные из них:

- во второй половине XIX в. экономическое развитие субъектов хозяйствования все сильнее начинало приобретать массовые черты. Крупные предприятия испытывали острую необходимость в использовании но14

вых подходов к формированию и распределению ресурсов, организации финансовых подразделений и служб;

- к этому времени были созданы теории финансов и фирмы, которые стали основой для формирования новой науки.

Задачами финансового менеджмента на данном этапе развития были разработка общих основ анализа деятельности предприятий, создание инструментов эффективного управления производством, разработка механизмов мотивации персонала, управления дебиторской задолженностью и запасами, определение источников и форм привлечения капитала в процессе создания новых фирм и компаний.

Итак, на Западе финансовый менеджмент на начальной стадии своего формирования не учитывал специфику компаний и их развития. Были разработаны только научные подходы и самые общие методы решения ключевых проблем управления финансами.

Развитие финансового менеджмента как науки в России началось с 1990-х гг. В этот период отечественные теоретики и практики пытались адаптировать западные методы управления u1092 финансами для применения в условиях экономики переходного периода.

  1   2   3

Похожие:

Финансовый менеджмент как система управления iconVI. Финансы и финансовый менеджмент
Финансовый менеджмент – процесс управления денежным оборотом, формированием и использованием финансовых ресурсов предприятия. С другой...
Финансовый менеджмент как система управления iconФункции финансового менеджмента как субъекта управления (см вопрос 19, раздел 2)
Финансовый менеджмент – это система управления финансовыми отношениями по поводу формирования, распределения и использования денежных...
Финансовый менеджмент как система управления iconКурсоваяработа по дисциплине: «Менеджмент» Тема : «Виды менеджмента»
Менеджмент – от английского слова «managa» – управлять. Следовательно, финансовый менеджмент – управление финансами, т е процесс...
Финансовый менеджмент как система управления iconВопрос Сущность, функции и цели финансового менеджмента
Финансовый менеджмент наука о принятии финансовых решений, направленных на достижение целей деятельности фирмы. Это система рационального...
Финансовый менеджмент как система управления iconФинансовый менеджмент представляет собой важную часть менеджмента, или
Термин «финансовый менеджмент» (financial management) в переводе с английского означа–ет «управление финансами». Рассмотрим суть...
Финансовый менеджмент как система управления iconФинансовый менеджмент в коммерческом банке
Финансовый менеджмент охватывает управление движением денежного продукта, его формированием и размещением в соответствии с целями...
Финансовый менеджмент как система управления iconМетодические указания к лабораторной работе по курсу: «Финансовый менеджмент»
Менеджер предпринимательского предприятия: Методические указания к лабораторной работе по курсу «Финансовый менеджмент» для студентов...
Финансовый менеджмент как система управления iconРасписание занятий 2012-2013 учебный год Специальность «Менеджмент...

Финансовый менеджмент как система управления iconРасписание занятий 2012-2013 учебный год Специальность «Менеджмент...

Финансовый менеджмент как система управления iconВопросы к экзамену по дисциплине «Финансовый менеджмент»
Вопросы к экзамену по дисциплине «Финансовый менеджмент» специальность ФиК 4 курс
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница