Управляемость финансовых кризисов


Скачать 222.95 Kb.
НазваниеУправляемость финансовых кризисов
Дата публикации06.06.2013
Размер222.95 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Финансы > Документы
УДК-336.74

УПРАВЛЯЕМОСТЬ ФИНАНСОВЫХ КРИЗИСОВ
Следует отметить, что до недавнего времени версия об управляемости кризиса была уделом конспирологов или тех, на кого усиленно навешивали этот ярлык. В публичном дискурсе широко тиражировалась другая объяснительная модель, а именно модель стохастической неустойчивости глобального рынка, согласно которой мировой финансовый кризис 2008 г. объясняется следующей причинно-следственной цепочкой.

В американской экономике произошло перекредитование потребительского ипотечного рынка, превысившее потенциал возвратности активов. Произошла разбалансировка финансовых балансовых равновесий. Возникла цепочка банкротств, начиная с Funny May и Freddie Mac. В цепочку оказались втянуты крупные банки, а в результате – вся мировая финансовая система, а затем экономика.

Но зададим неудобный для этой объяснительной версии вопрос. Может ли ничтожная по размеру флуктуация сама по себе приводить к мировым кризисам? Общий объем списаний американских банков из-за токсичных ипотечных активов по данным МВФ составляет порядка 250 млрд. долларов США1. При его сопоставлении с мировым ВВП, который оценивается ЦРУ примерно в 62 трлн. долларов США2, или с оценкой мирового финансового оборотного капитала (600 трлн. долларов) можно заключить, что даже если бы вся американская ипотека «схлопнулась», то для мировой финансовой системы это выглядело бы подобно тому, что со слона вспорхнула и улетела бабочка. Объем флуктуации составляет величину, существенно (в разы) меньшую, чем 0,4%.

В действительности финансовый кризис стал результатом значительного дисбаланса между реальной (физической) экономикой и виртуальной, или финансовой. Однако в то время как многие эксперты, в том числе члены упомянутой выше Комиссии по расследованию финансового кризиса США, сводят этот дисбаланс к финансовым показателям отдельных компаний («с 1978 по 2007 гг. объем долга финансового сектора возрос с 3 до 36 трлн долларов, увеличившись более чем в 2 раза, если оценить его по отношению к ВВП»)3, то с нашей точки зрения суть этого дисбаланса кроется в базовом несоответствии пропорций между ВВП США, мировым валовым продуктом и соответствующими финансовыми капиталами.

В то время как ответственные правительства соотносят эмиссию национальной валюты с реальным ВВП (рис. 1.), в мировом масштабе пропорции выглядят совершенно иначе (рис 2.)



Рисунок 1 – Денежное обеспечение ВВП различных стран


Рисунок 2– Пропорции ВВП США, мирового валового продукта

и соответствующих финансовых капиталов
Несоответствие одного другому в мировом масштабе и вызывает кризис. При этом ответственность лежит на мировом эмитенте валюты – США – в лице негосударственной Федеральной резервной системы. Именно ФРС регулирует объемы эмиссии доллара, принимая решения о выпуске наличных денег под покупку государственных ценных бумаг, таким образом, кредитуя американское правительство ею же напечатанными деньгами (рис. 3). Процентные выплаты по облигациям, получаемые ФРС, исчисляются сотнями миллиардов долларов и не фигурируют ни в какой отчетности. Чтобы иметь возможность выплачивать проценты, правительство США выпускает дополнительные облигации и продает их все той же ФРС. Таким образом, налицо типичная финансовая пирамида, причем под непосредственной угрозой ее развала находятся сами же Соединенные Штаты, являющиеся должниками собственного Центробанка.

Следует особо подчеркнуть, что основным бенифициаром системы созданной ФРС не является государство. В сущности, ФРС представляет собой уникальный в мировой практике институт, сочетающий в себе элементы частной корпорации и государственной структуры.


Рисунок 3 – Механизм эмиссии доллара ФРС
Так, государство имеет определенное влияние на деятельность американского Центробанка. Совет Управляющих ФРС является независимым правительственным агентством (его статус аналогичен статусу ЦРУ и НАСА)1. Все 7 его членов назначаются Президентом и утверждаются Сенатом. Более того, в законодательстве зафиксирована возможность увольнения Председателя ФРС Президентом2. Совет управляющих ФРС ежегодно отчитывается перед Палатой представителей Конгресса3. Государственное управление общего учета США имеет право аудита деятельности ФРС4. Прибыль, которую получает ФРС в качестве финансового и эмиссионного центра США, в полном объеме перечисляется министерству финансов, за исключением суммы, идущей на выплату дивидендов банкам-членам Системы5. Однако этим рычаги влияния государства на Центробанк США исчерпываются.

Начнем с того, что «тело» ФРС, 12 резервных банков, через которые идет вливание эмитированных долларов в мировую экономику, а также покупка и продажа ценных бумаг, являются частными организациями, что официально зафиксировано судебным решением1. Лишь 1/3 членов их советов директоров назначается при косвенном участии государства Советом управляющих ФРС2. 2/3 выбираются акционерами. Это означает, что ФРС по сути акционерное общество (рис. 4).



Рисунок 4 – Структура ФРС

Ключевые решения, касающиеся эмиссии долларов, покупки или продажи ценных бумаг, принимаются не государственным агентством – Советом управляющих, а Комитетом по операциям на открытом рынке, куда наряду с членами Совета управляющих входят 5 директоров Федеральных резервных банков. Раз в год Председатель ФРС выступает с отчетом перед Конгрессом, однако данная процедура в значительной степени формальна. Сама деятельность ФРС в значительной степени непрозрачна. Формальное право ее аудита есть у Государственного управления общего учета США3, однако в сфере принятия ключевых решений (международная деятельность ФРС и ее финансовая политика) Совет Управляющих и Комитет по операциям на открытом рынке фактически никому не подотчетны. Никто, даже Президент, не имеет право вето на решения ФРС.

Итак, можно заключить, что сложившийся в США с 1913 г. институт управления финансовой системой страны – ФРС – фактически является частной структурой. В ней просматриваются отдельные элементы государственного регулирования, например, назначение Совета управляющих Президентом, однако ее практически полная неподотчетность законодательной и исполнительной власти, крайняя степень непрозрачности, а также тот факт, что составляющие ФРС банки являются коммерческими акционерными структурами, явственно говорят о частном характере ФРС.

В результате, можно констатировать, что управление ныне действующей мировой финансовой системой (как минимум в части регулирования денежной массы) осуществляется из одного центра, который представляет интересы частных лиц. И с течением времени, не принимая во внимание вопросы стабильности мировой экономики (чему примером многочисленные кризисы), указанная группа лиц наращивает темпы эмиссии доллара (рис. 5).



Рисунок 5 – Рост и скачки объема эмитированной денежной массы

Неслучайно точкой отсчета для приведенного графика послужил 1694 г., когда впервые началась эмиссия денег частным банком от лица государства. В 1694 г. истощенное войной против Франции английское правительство санкционировало создание Банка Англии («Управляющий и Компания Банка Англии»). В обмен на заем в 1,2 млн. фунтов стерлингов король Вильгельм Оранский санкционировал создание частной акционерной компании. Парламентский акт 1694 г. о создании банка гласил: «Ни одно из положений настоящей Хартии не должно ограничивать право означенной Корпорации заниматься выпуском разменных билетов, операциями с золотыми и серебряными слитками»1. В числе акционеров значились крупнейшие английские купцы и промышленники. Это, по сути, исторический прообраз современного мирового «клуба бенефициаров». Это «клуб» неких личностей и их частный институт, эмитирующий «их» товар – т. е. деньги.

В идеале предполагалось, что Банк Англии будет печатать банкноты, обеспеченные золотым запасом, хранившимся в его сейфах. Однако соблазн играть с печатным станком сработал сразу же. В течение ХVIII в. Банк Англии печатал деньги без всяких на то ограничений, что не раз ставило под угрозу всю экономику страны. С определенного момента он также активно включился в операции с госдолгом. Участвовавшая в дорогостоящих войнах Великобритания, передавшая суверенное право печатания денег частной организации, была вынуждена выпускать государственные облигации для покрытия военных расходов. Их скупал Банк Англии и под их залог выпускал собственные ценные бумаги – бумажные фунты стерлингов, якобы обеспеченные процентами по гособлигациям. Так зародились первые деривативы, которыми фактически и являлись банкноты Банка Англии.

Парламент предпринимал попытки ограничить право эмиссии Банка Англии. В 1781 г. он законодательно обязал Банк Англии сохранять достаточное количество золота для обеспечения всех бумажных денег, находящихся в обороте. Впрочем, уже в 1797 г. это ограничение было частично снято ввиду необходимости увеличения эмиссии для финансирования войны против Франции.

В 1844 г. парламент особым актом снова предпринял попытку наложить ограничения на объемы эмиссии наличных фунтов стерлингов. Банк Англии был обязан покрывать эмиссию бумажных денег соответствующим количеством золота, однако в тексте акта имелась удобная лазейка: печатание денег могло быть обеспечено государственными долговыми расписками1. Таким образом, в ХК в. в Британии зародилась та схема бесконтрольного печатания ничем не обеспеченных денег и генерации расписок, которую впоследствии воплотили в жизнь финансовые власти США.

Печатание денег якобы под залог тех процентов, которые будут начислены Банку Англии как держателю государственных ценных бумаг, удивляло всех. В 1810 г. депутат британского Парламента У. Коббет с высокой трибуны Палаты общин заявил: «Идея о том, что деньги можно создавать, выплачивая проценты самому себе под залог своих собственных активов, – в высшей степени забавна... Если подумать, ни один здравый человек не согласится со столь абсурдным утверждением»2.

Банк Англии являлся акционерной компанией, чьи акции свободно вращались на рынке ценных бумаг. В начале XIX в. одним из его крупных акционеров стало семейство Ротшильдов, в полной мере воспользовавшееся уникальным механизмом создания денег из воздуха для увеличения своего богатства. При их активном участии уже в конце XVIII – первой половине XIX вв. были предприняты попытки создать похожую структуру за океаном – в США. Однако позиции частного капитала в лишь недавно получивших независимость Соединенных Штатах не были еще достаточно прочны. Обе попытки (Первый Банк США – 1790-1811 гг. и Второй Банк США – 1816-1835 гг.) оказались неудачными ввиду сопротивления исполнительной и законодательной власти.

Противостояние частного капитала и правительства по вопросу о создании частного Центрального банка длилось весь XIX в. и первое десятилетие XX в. По мере того как мировой экономический центр смещался в США, а Британия как мировая империя теряла свое экономическое могущество, данная проблема звучала все актуальней. Особую активность проявляли крупные американские бизнесмены, нажившие миллионные капиталы, – Дж. Рокфеллер и Дж.П. Морган. Их поддерживали представители европейского капитала – банкиры Уорберг и Шифф, оба тесно связанные с Ротшильдами.

В 1913 г. им удалось добиться создания в США Центрального банка – Федеральной резервной системы. Тут мы видим зарождение современного клуба «бенефициаров» и их системы присвоения.

Однако возникает закономерный вопрос: в чем состоит интерес ФРС (и тех «бенифициаров», которые стоят за ней) в создании кризисов?

Чтобы ответить на него, необходимо вспомнить, что ФРС обладает беспрецедентным по своей ликвидности товаром – долларом. Соответственно, как и для любого продавца, главный интерес ФРС заключается в доходности бизнеса.

Исторически норма этой доходности зависела от психологического типа ведения бизнеса (рис. 6). Маркс говорил – «обеспечьте 10% прибыли – и капитал согласен на всякое применение; 20% – становится оживленным; 50% – готов сломить голову; 100% – попирать ногами все законы; 300% – нет такого преступления, на которое он не рискнул бы хотя бы под страхом виселицы»1.



Рисунок 6 – Два психологических типа ведения бизнеса

Глядя на динамику эмиссии доллара (приведенную выше), а также учитывая норму прибыли (НП) бизнеса ФРС, которую несложно оценить, исходя из того, что эмитент тратит на печатание одной стодолларовой купюры 4 цента, а получает реальных благ на 100 долларов, нетрудно определить, какой тип бизнеса выбрали для себя члены ФРС и его «бенифициары»:

НП = (100-0,04) / 0,04 х 100%.

Без учета деталей (значения процентной ставки, регионального обменного валютного курса доллара, реального активированного объема денежной массы) получается 250 000%!

В итоге бесконтрольная эмиссия долларов, осуществляемая в погоне за прибылью, с неизбежностью приводит к тому, что данного «товара» на мировом рынке становится слишком много. Это разбалансирует спрос и предложение, приводит к падению стоимости «доллара», а значит, вынуждает «продавца» на какие-либо действия в силу его неподдельного интереса.

Например, на создание искусственного дефицита доллара, что иначе можно назвать нехваткой ликвидности, т. е. финансовым кризисом.

Физическая доходность определяется возможностью обмена необеспеченных «банкнот» на реальные блага. Ее характеризует региональный валютный курс доллара в странах и регионах обменов (К).

А финансовая активность учитывает то, что не вся эмитированная и внедренная в мировые обмены денежная масса «работает». Однако для создания финансового кризиса как дефицит оборотного капитала нужно управлять мировой денежной массой. Для этого у эмитента есть инструмент в виде эмиссии. Но он ограничен, поскольку «работает» только на положительных приростах денежной массы и позволяет лишь уменьшить их до нуля. Поэтому для организации кризисов необходимо задействовать еще и механизм, «замораживающий» по команде латентного центра оборот уже эмитированной массы. Очевидно, что для этого в мире должны существовать крупные финансовые операторы, связанные с центром принятия решений, которые по его команде отзывают капиталы из оборота или вновь их активируют. Коэффициент, описывающий эти состояния, можно назвать «финансовой активностью», а фиксировать его динамику позволяет активность мировых инвестиций, статистика которых доступна (Ф).

Особо подчеркнем, что предположение о согласованности действий крупных финансовых операторов не кажется нам чересчур фантастическим, т. к. в мире на сегодня существуют множество компаний, финансовое могущество которых сопоставимо с государственным. Так, согласно подсчетам Дэвида Роткопфа, в 2008 г. в списке, который включал все страны, ВВП которых превосходил 50 млрд. долларов, и компании с аналогичной годовой выручкой, всего 60 позиций занимали государства, а 106 – крупные компании1. При этом, согласно Forbes, в 2007 г. в мире существовал всего 2 десятка финансовых институтов, активы которых превышали 1 трлн. долларов. А активы наиболее крупных 50 институтов составляли 48,5 трлн. долларов, т. е. более, чем 1/3 от всех мировых активов. Иными словами, возможность «сговора» между руководством всего 50 финансовых институтов (или их части) существует. При этом следует учитывать, что все крупные финансовые корпорации являются флагманами своей отрасли, и их нестационарное поведение (например, резкое сокращение финансовой активности) легко провоцируют панику среди менее крупных участников фондового рынка, что еще более усиливает эффект дефицита ликвидности.

В результате, оценка доходности эмитента получает следующий вид:

Д ~ С х (М + ДМ) х Ф х К.

В истории введенные для анализа кризисов показатели выглядят следующим образом (рис. 7):

Следует подчеркнуть, что мировой эмитент сам непосредственно управляет ставкой рефинансирования и эмиссией. Финансовой активностью может управлять тот, кто создал в мире соответствующие маневровые финансовые организации и капиталы, объединяя эту сеть, скажем, клановым принципом. Курсом доллара в регионах можно управлять только политически. Или так, как управляют спросом на рынке. Больше товара – спрос насыщается. Дороже товар – спрос падает. Меньше товара (создается его дефицит) – спрос растет. Цена товара-доллара – это ставка рефинансирования. Объем товара-доллара – это эмиссия и финансовая активность по команде.


Рисунок 7 – Исторический ход компонентов доходности мирового эмитента (ФРС)

Иными словами, эмитент, а также латентный клуб бенефициаров, который, как будет показано далее, за ним стоит, всеми этими параметрами так или иначе управлять могут. Те параметры, которые управляются непосредственно, откликаются на «команды» сразу же. Те, которые управляются косвенно, должны откликаться с задержкой.

Итак, если рассматривать доллар как товар, то поставщик этого товара – Федеральная резервная система США, как любой продавец, преследует три цели.

  1. Продать как можно большее количество товара.

  2. Продать товар как можно дороже.

  3. Однако, учитывая специфическую особенность этого товара (на него можно выменивать реальные блага), существует еще одна задача – сделать доллар как можно более дорогим с точки зрения товарного наполнения, т. е. чтобы за 1 доллар можно было купить как можно больше реальных материальных благ.

Для достижения указанных целей у эмитента и его клуба бенефициаров есть инструменты управления, рассмотренные выше. Нужно повышать ставку, объем эмиссии, объем активной денежной массы в мире, добиваться роста курса доллара в региональных валютах. А в случае неконтролируемого падения доходности (в силу насыщения рынка и падения спроса на товар) – устраивать дефицит, т. е. мировой финансовый кризис.

На рис. 8 представлена логическая модель того, как должны развиваться события.

Поведение ФРС и ее бенефициаров смоделировано в специально сформированной временной шкале из трех фаз. Первая фаза – предкризисная. Вторая – сам кризис, и третья фаза – посткризисная.



Рисунок 8 – Модель стандартного трехфазного циклического кризиса

В первой фазе эмитент стремится максимизировать свою доходность. Он наращивает ставку рефинансирования, объемы эмиссии и, в общем, стремится увеличить все доступные его влиянию сомножители доходности. В итоге это приводит к тому, что на дорогой и избыточный товар начинает падать спрос. Падает курс доллара и финансовая активность с его применением. Соответственно, начинает падать доходность.

Процесс перегрелся. У эмитента и его закулисных бенефициаров возникает задача – повысить спрос, курс и активность. Для этого на спадающей ветви доходности организуется кризис. То есть во второй обозначенной нами фазе:

    1. Резко сбрасывается эмиссия (создается дефицит, уменьшается ДМ).

    2. Отдается команда маневровым финансовым организациям снижать финансовую активность (усиливается дефицит денежного оборота, т. е. снижается эффективная М и, соответственно, Ф). Собственно мировой кризис начался.

    3. Снижается ставка рефинансирования для восстановления спроса на товар-доллар.

Во второй фазе принятые меры дают результат. Начинается рост курса и финансовой активности. Падение доходности останавливается. Начинается ее восстановление.

В третьей, посткризисной, фазе доходность восстанавливается. И стандартный кризисный цикл готов к началу очередного разогрева доходности по той же схеме. Более того, статистика показывает, что по итогам третьей фазы доходность эмитента превышает докризисную.

Для доказательства достоверности предложенной нами модели (то есть гипотезы о том, что практически все мировые финансовые кризисы осуществляются по этой схеме), исходя из доступности данных мировой статистики по 13 кризисам, был построен реальный статистический портрет кризиса в трехфазной шкале. Сама шкала при этом строилась путем приведения временной окрестности каждого кризиса (до, в течение, и после) в стандартную фазу (рис. 9).



Рисунок 9 – Приведение масштаба времени к стандартной трехфазной

кризисной шкале

В результате мы получили возможность изобразить реальный статистический портрет циклического кризиса (рис. 10).


Рисунок 10 – Реальный статистический трехфазный портрет мирового

циклического кризиса

Сравнивая его с предложенной нами моделью, можно прийти к следующим выводам.

Во-первых, все кризисы статистически подобны друг другу и циклически повторяются в виде характерной модельной изменчивости, что возможно лишь при наличии единой «природы» у всех кризисов.

Во-вторых, конечные точки соответствующих кривых не совпадают с начальными, что говорит о том, что кризис не только восстанавливает упавшую доходность, но даже увеличивает ее.

В то же время при вычитании медленного исторического тренда получается идеальный кризисный цикл (рис. 11).



Рисунок 11 – Статистический портрет кризиса с вычтенным историческим трендом

Остается узнать – кто же собственники ФРС? Кто реальные «хозяева» и США, и мира? Что это за клуб бенефициаров? И есть ли способ доказать его существование?

В данном случае мы постарались реконструировать этот клуб по косвенным признакам, исходя из анализа биографий председателей, членов Совета управляющих и глав резервных банков ФРС за максимально доступный период времени.

Выше мы уже говорили о том, что Федеральная резервная система США является негосударственной структурой. При этом она не только не подчинена напрямую ни одной из ветвей власти страны, но по своему политическому весу в некоторых аспектах превосходит даже Президента США и другие органы исполнительной власти.

В частности, это следует из анализа длительности фактических сроков пребывания на своем посту президентов США и председателей ФРС. Де-юре в обоих случаях срок составляет 4 года (с правом переизбрания). Однако на практике, начиная с 1933 г., практически все (за исключением одного) председатели ФРС «пересиживали» президентов США, сохраняя за собой пост даже при смене Демократических и Республиканских Администраций (рис. 12).



Рисунок 12 – Хронология председателей ФРС и президентов США

Еще более наглядно высокую политическую значимость ФРС в сравнении с государственными органами власти в США демонстрирует принцип политического назначения членов Совета управляющих ФРС. Срок, на который они назначаются, составляет 14 лет, что, по сути, делает политику Совета независимой от изменений, которые происходят в результате смены Президентов и партии большинства в Конгрессе США.

При этом, исходя из анализа карьерограмм членов Совета управляющих ФРС, столь высокого положения добиваются отнюдь не самые высокопрофессиональные и опытные специалисты в области финансов. В отличие от президентов 12 федеральных резервных банков, карьерная лестница которых в основном является достаточно длинной, а ее этапы последовательными (например, от сотрудника среднего звена в одном из банков округа через ряд растянутых по времени повышений до топ-менджера крупного банка, а затем президента федерального резервного банка), многие члены Совета управляющих ФРС не могут похвастаться накопленным профессиональным опытом. Их карьеры нередко отличаются резкими скачками, в результате которых они вдруг оказываются на вершине финансового олимпа. Наличие двух различных принципов кадрового рекрутинга в рамках единой организации, в результате применения которых более опытные кадры оказываются в исполнительных структурах, а стратегическим планированием (в составе Совета управляющих и Комитета по открытым рынкам) занимаются люди, к возрасту и профессионализму части из которых возникают вопросы (даже в экспертном сообществе США), указывает на то, что, возможно, де-юре обладая значительными полномочиями, де-факто Совет управляющих при принятии решений руководствуется указаниями, поступающими к нему извне, скажем, из некоего латентного центра принятия решений.

Логически реконструируя положение этого «реального центра принятия решений» в системе координат Государственные органы власти США – ФРС, можно предположить, что он обладает значительным политическим весом, который позволяет ему оказывать решающее влияние на Президента США при подборе кандидатов в Совет управляющих ФРС (принципы этого подбора нигде четко не прописаны) и их назначении на должность.

При этом, исходя из анализа биографий членов Совета управляющих, общим для карьеры которых является членство в ряде экспертных структур при Президенте США (за которым непосредственно следует назначение в Совет управляющих ФРС), можно предположить, что эти структуры (CFR, CEA, NEC) являются своего рода «кастинговыми агентствами» (рис. 13). А отбор проводят представители «реального центра принятия решений». За год или два они успевают присмотреться к потенциальным кандидатам, испытать их, и, в случае если испытуемые пройдут проверку, «порекомендовать» Президенту назначить их в Совет управляющих ФРС. Обязанные своей карьерой представителям «реального центра принятия решений», члены Совета управляющих остаются лояльными по отношению к своим благодетелям, и, вероятно, готовы прислушиваться к их «советам» при руководстве ФРС.



Рисунок 13 – Положение реального центра принятия решений

в системе координат: Государственные органы власти – ФРС

Оставаясь в тени, латентный «реальный центр принятия решений» контролирует эмиссионную политику ФРС, активность маневровых мировых финансовых операторов и в случае обесценивания доллара и снижения доходности всей системы инициирует финансовые кризисы. В то же время гнев американской и мировой общественности, по благосостоянию которой эти кризисы ударяют, направляется на публичную фигуру Председателя ФРС. И это тоже элемент конструкции.

Изучение биографий председателей ФРС с 1913 г. до сегодняшнего дня показывает, что в ряде случаев в результате финансовых кризисов председатели ФРС оставляли свои посты, будучи в глазах общественности виновниками кризиса. На смену им приходили новые председатели, которые выводили страну из тяжелого состояния, но фактически начинали ровно такие же кризисные циклы (рис. 14).



Рисунок 14 – Хронология мировых экономических кризисов и председателей ФРС

В результате, публичные фигуры у руля ФРС сменяли друг друга, но на практике обеспечивали преемственность курса, выбранного реальным центром принятия решений, который оставался в тени, вне критики и подозрений.

Поэтому не является странным, что на дальнейшей судьбе «не сумевших предотвратить кризис» председателей ФРС их публичное осуждение практически не сказывалось. Несмотря на их «недальновидную политику» в ФРС, отставные председатели Совета управляющих и его члены успешно продолжали свою финансовую карьеру либо в стенах Министерства финансов США, либо даже «с повышением», переходя в формальные и неформальные международные структуры, такие как «Группа-30», Всемирный Банк, Бильдельбергский клуб, Трехсторонняя комиссия.

Описанная система является замкнутой, и, получив опыт управления финансами США, а затем и глобальными процессами в мире, бывшие члены Совета управляющих ФРС пополняют ряды представителей реального центра принятия решений (рис. 15).



Рисунок 15 – Круговорот кадров между ФРС и реальным центром принятия решений

В любом случае, налаженная таким образом система оказалась весьма устойчивой и невероятно действенной (с точки зрения целей тех, кто ее контролирует). Несмотря на весьма обширную и резкую критику1, регулярно звучащую в адрес ФРС как внутри США, так и в мире, позиции этой неправительственной организации остаются пока достаточно прочными.

Что еще может доказывать ответственность ФРС и латентного клуба бенефициаров за организацию мировых кризисов? Хорошо известен принцип «qui prodest». Логика доказательства очевидна. Если автор кризисов – США, то наименьший ущерб от кризиса должен возникать именно для них. Ущерб можно оценить из известных статистических рядов. Один способ включал оценку спада ВВП той или иной страны. На рис. 16 видно, что США испытывали ущерб всего в 9% случаев кризиса за период 1960-2010 гг. Россия же, например, за годы ее новой экономической модели страны испытывала ущерб в 67% случаев.



Рисунок 16 – Сопоставление совокупного ущерба от мировых финансовых кризисов для разных стран мира по ВВП, инфляции, безработице и инвестициям

Второй способ включал оценку ущерба не только ВВП, но и совокупного ущерба по ВВП, инфляции, безработице и инвестициям. Веса значимости этих показателей экспертно предполагались равными. Результат расчетов показан на рис. 17.

Как видим, и в этом случае отнести США к самым претерпевающим от кризиса странам никак нельзя.

И, наконец, самые любопытные свидетельства дает статистика кризисов мировых и отдельно собственно американских кризисов.



Рисунок 17 – Сопоставление ущерба от мировых финансовых кризисов для разных стран мира по ВВП

При построении исторической зависимости межкризисного периода она получается принципиально разной для внеамериканских мировых кризисов и собственно американских (рис. 18).



Рисунок 18 – Историческая зависимость межкризисного интервала в США и мире

Иными словами, кризисы в самой Америке становятся все реже, а вот кризисы в мире – все чаще.

Так вновь зададим вопрос: «qui prodest»? Нам представляется, что ответ очевиден, также как понимание, кто является источником и управляющим мировыми финансовыми кризисами.

1 Financial Market Turbulence: Causes, Consequences, and Policies/ Global Financial Stability Report// International Monetary Fund. World Economic and Financial Surveys. October, 2007.

2 The World Factbook/ Central Intelligence Agency. URL: https://www. cia. gov/library/publications/the-world-factbook/geos/xx. html.

3 The Financial Crisis Inquiry Report / The Financial Crisis Inquiry Commission: Official Government Edition. January, 2011. URL: http://www. gpo.gov/ fdsys/pkg/GPO-FCIC/pdf/GPO-FCIC. pdf.

1 A-Z Index of U.S. Government Departments and Agencies// USA. gov. URL: http://www. usa.gov/Agencies/Federal/All_Agencies/F. shtml.

2 U.S. Code. Title 12. § 242.

3 Federal Reserve Act, Sec. 10.

4 Section 31 USC 714 of U.S.

5 Federal Reserve Act, Sec. 7.

1 Kennedy C. Scott V. Federal Reserve Bank of Kansas City, et al., 406 F. 3d 532.

2 Federal Reserve Act, Sec. 4.

3 Section 31 USC 714 of U.S.

1 The Charter of the Bank of England (http://www. bankofengland.co.uk/ about/legislation/1694act. pdf).

1 Bank Charter Act 1844. Title II. (http://www. ledr. com/bank_act/1844032. htm)

2 Cobbett W. Paper against Gold or the History and Mystery of the Bank of England: of the Debt, of the Stocks, of the Sinking Fund, and of All the Other Tricks and Contrivances, Carried on by the Means op Paper Money. 1846. P. 83.

1' Маркс К. Капитал // К. Маркс, Ф. Энгельс. ПСС. Т. 23, С. 770.

1 David Rothkoph. Superclass: The Global Power Elite and the World They Are Making. N-Y, 2008. P. 34.G.

1 На этой неделе Комиссия по расследованию финансового кризиса США (Financial Crisis Inquiry Commission) возложила ответственность на представителей двух президентских администраций, Федеральную резервную систему (ФРС) и других регуляторов, которые вместе допустили формирование губительной ситуации. Отчет Комиссии обвиняет бывшего главу Федрезерва Алана Гринспена в том, что он был сторонником дерегулирования, а также в том, что он «не смог воспрепятствовать увеличению объема «токсичных» ипотечных кредитов». http://www. vesti.ru/doc. html?id=423335&cid=6.

Похожие:

Управляемость финансовых кризисов icon1. Общее понятие, сущность и функции финансовых рынков
Ф. рынки особые сферы движения денежных средств, удовлетворяющие целевые потребности экономической системы общества в финансовых...
Управляемость финансовых кризисов iconВопросы к экзамену по дисциплине «Финансовое право»
Понятие и структура финансовых правоотношений. Защита прав субъектов финансовых правоотношений
Управляемость финансовых кризисов icon1. Понятие финансовой системы и ее состав
Совокупность финансовых отношений, образующихся в результате их финансовых ресурсов и органов управления финансами, называется финансовой...
Управляемость финансовых кризисов icon1 Бизнес-план 2 Балансом денежных доходов и расходов
Возможность возникновения материальных и финансовых потерь либо упущенной выгоды в процессе осуществления вложений денежных средств...
Управляемость финансовых кризисов icon1. сущность, функции и значение финансов и финансовых ресурсов коммерческих...
Финансы – это экономические отношения в сфере денежного обращения, связанные с формированием доходов и фондов денежных средств, финансовых...
Управляемость финансовых кризисов iconВопросы к зачету по дисциплине «Маркетинг финансовых услуг»
Дайте определение маркетинга в контексте работы организаций на рынке финансовых услуг и охарактеризуйте происходящие на рынке услуг...
Управляемость финансовых кризисов iconВопрос Сущность, функции и цели финансового менеджмента
Финансовый менеджмент наука о принятии финансовых решений, направленных на достижение целей деятельности фирмы. Это система рационального...
Управляемость финансовых кризисов icon1 Классификация и технологии кризисов
Кризис – период острого затруднения, обострения противоречий в процессе социально-экономического развития общества
Управляемость финансовых кризисов iconПоложение (стандарт) бухгалтерского учета 3 "отчет 0 финансовых результатах"...
Настоящим Положением (стандартом) определяются содержание и форма Отчета о финансовых результатах, а также общие требования к раскрытию...
Управляемость финансовых кризисов iconБилет №8 Охарактеризовать методы финансового прогнозирования
Финансовое прогнозирование это элемент стратегического плана, а также обязательный элемент финансовых планов предприятия. В связи...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница