К задачам финансового менеджмента относятся обеспечение фирмы финансовыми ресурсами, распределение финансовых ресурсов


НазваниеК задачам финансового менеджмента относятся обеспечение фирмы финансовыми ресурсами, распределение финансовых ресурсов
страница1/5
Дата публикации13.03.2013
Размер0.96 Mb.
ТипЗадача
userdocs.ru > Финансы > Задача
  1   2   3   4   5
3.1 Содержание финансового менеджмента и его место в системе управления организацией

Финансовый менеджмент - это совокупность концепций, правил и методов выработки и принятия финансовых и инвестиционных решений. Финансовые решения направлены на выбор источников финансирования. Инвестиционные решения касаются выбора альтернативы вложения средств с целью получения доходов в будущем. Принятие финансового или инвестиционного решения связано с финансовыми или реальными активами.

Финансовый менеджмент - комплексная система обеспечения устойчивости, надежности и эффективности управления финансами. Финансовый менеджмент является видом профессиональной деятельности, направленной на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами. Он представляет собой процесс выработки целей управления финансами и осуществления воздействий на них с помощь методов и рычагов финансового механизма. Целями финансового менеджмента являются:

максимизация прибыли;

платежеспособность;

рост стоимости собственного (акционерного) капитала.

Основная задача финансового менеджмента - принятие решений по обеспечению наиболее эффективного движения финансовых ресурсов между фирмой и источниками ее финансирования, как внешними, так и внутренними. Управление потоком финансовых ресурсов, выраженных в денежных средствах, в целях наиболее эффективного использования капитала и получения максимальной прибыли является центральным вопросом в финансовом менеджменте.

К задачам финансового менеджмента относятся обеспечение фирмы финансовыми ресурсами, распределение финансовых ресурсов.

финансовый менеджмент антикризисное управление

Обеспечение фирмы финансовыми ресурсами предполагает детальную оценку:

объема требуемых средств;

формы их предоставления (долго - или краткосрочный кредит, денежная наличность);

степени доступности и времени представления, стоимости обладания данным видом ресурсов;

риска, ассоциируемого с данным источником средств (капитал собственников гораздо менее рискован, чем срочная ссуда банка).

Распределение финансовых ресурсов (инвестиционная политика и управление активами) предусматривает анализ и оценку долгосрочных и краткосрочных инвестиционных решений:

оптимальность трансформации финансовых ресурсов в другие виды (материальные, трудовые);

целесообразность и эффективность вложений в основные фонды, их состав и структура;

оптимальность оборотных средств;

эффективность финансовых вложений;

Основные функции финансового менеджмента заключаются в следующем:

финансовом анализе и планировании на основе показателей финансовой отчетности, сборе и обработке данных бухгалтерского учета для внутреннего управления финансами и внешней отчетности;

принятии долгосрочных инвестиционных решений, определении оптимальной структуры активов, управлении портфелем ценных бумаг,

принятии долгосрочных решений по выбору источников финансирования и формировании структуры капитала предприятия, разработке политики привлечения капитала на наиболее выгодных условиях, дивидендной политике;

управлении оборотными активами фирмы;

выполнении функций, связанных со страхованием активов, налогообложением, консультированием, созданием системы внутреннего контроля и информационного обеспечения, реорганизацией предприятия.

Таким образом, основная задача финансового менеджера сводится к финансовому анализу и планированию в виде общей оценки:

активов предприятия и источников их финансирования;

величины и состава финансовых ресурсов, необходимых для поддержания достигнутого экономического потенциала предприятия и расширения его деятельности;

источников дополнительного финансирования;

системы контроля за состоянием и эффективностью использования финансовых ресурсов.

Цель и задачи финансового менеджмента

Финансовый менеджмент представляет собой важную часть менеджмента, или форму управления процессами финансирования предпринимательской деятельности.

Финансовый менеджмент, или управление финансами предприятия, означает управление денежными средствами, финансовыми ресурсами в процессе их формирования, распределения и использования с целью получения оптимального конечного результата.

Финансовый менеджмент представляет собой управление финансами

предприятия, направленное на оптимизацию прибыли, максимизацию курса акций, максимизацию стоимости бизнеса, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов, чистых активов в расчете на одну акцию, а также на поддержание конкурентоспособности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.

Финансовый менеджмент как наука управления финансами направлена на

достижение стратегических и тактических целей хозяйствующего субъекта.

Финансовый менеджмент как система управления состоит из двух

подсистем:

1) управляемая подсистема (объект управления)

2) управляющая подсистема (субъект управления).

Финансовый менеджмент реализует сложную систему управления совокупно- стоимостной величиной всех средств, участвующих в воспроизводственном процессе, и капиталом, обеспечивающим финансирование предпринимательской деятельности.

Объектом управления является совокупность условий осуществления

денежного оборота и движения денежных потоков, кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих во внутренней и внешней среде предприятия. Поэтому в объект управления включаются следующие элементы:

1) Денежный оборот;

2) Финансовые ресурсы;

3) Кругооборот капитала;

4) Финансовые отношения.

Субъект управления - совокупность финансовых инструментов, методов,

технических средств, а также специалистов, организованных в определенную

финансовую структуру, которые осуществляют целенаправленное

функционирование объекта управления. Элементами субъекта управления

являются:

1) Кадры (подготовленный персонал);

2) Финансовые инструменты и методы;

3) Технические средства управления;

4) Информационное обеспечение.

Цель финансового менеджмента.

Целью финансового менеджмента является выработка определенных решений для достижения оптимальных конечных результатов и нахождения оптимального соотношения между краткосрочными и долгосрочными целями развития предприятия и принимаемыми решениями в текущем и перспективном финансовом управлении.

Главной целью финансового менеджмента является обеспечение роста

благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде.

Эта цель получает конкретное выражение в обеспечении максимизации рыночной стоимости бизнеса (предприятия) и реализует конечные финансовые интересы его владельца.

Задачи, решаемые с помощью менеджмента:

- текущие;

- стратегические.

Задачи финансового менеджмента.

Финансовые стратегические задачи- максимизация прибыли предприятия,

обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия, обеспечение

финансовой устойчивости в долгосрочном периоде.

В настоящее время в финансовом менеджменте одной из важных задач

является максимизация цены компании (рыночной стоимости предприятия) которая отнюдь не равна стоимости имущества данного предприятия.

Текущие цели (задачи) - обеспечение сбалансированности поступления

денежных средств (платежеспособности и ликвидности предприятия),

обеспечение достаточного уровня рентабельности и продаж за счет гибкой

ценовой политики и снижения издержек.

Рентабельность - показатель конкурентоспособности предприятия на

коротком промежутке времени. Рентабельность капитала - это стратегический показатель.

К текущим задачам также относится избежание банкротства и крупных

финансовых неудач.

Все задачи тесно связаны между собой, и решаются в рамках финансовой

политики предприятия.

Финансовая политика состоит из следующих элементов (частей):

1. учетная политика;

2. кредитная политика - политика во взаимоотношениях с банками,

либо по отношению к кредитам вообще;

3. политика в отношении управления издержками (метод

регулирования издержек, классификация издержек, доля

постоянных издержек в себестоимости);

4. налоговая политика и налоговое планирование, (необходимо

минимизировать налоговые платежи но не в ущерб другим

направлениям, производствам);

5. дивидендная политика;

6. политика управления денежными средствами (в том числе

оборотными активами);

7. инвестиционная политика (наиболее эффективна с финансовой

точки зрения).

В разработке финансовой политики необходимо согласование с другими службами и отделами предприятия.

3. Организация управления финансами на предприятии

Основные задачи финансового менеджмента:

1). Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов в соответствии с потребностями предприятия и его стратегией развития.

2). Обеспечение эффективного использования финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности предприятия.

3). Оптимизация денежного оборота и расчетной политики предприятия.

4). Максимизация прибыли при допустимом уровне финансового риска и

благоприятной политике налогообложения.

5). Обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития, т. е. обеспечение финансовой устойчивости и

платежеспособности.

Условия развития финансового менеджмента в России.

В истории формирования теоретических и практических основ финансового менеджмента в России можно выделить три этапа:
этап - до октябрьской революции 1917 года;
этап - с 1917 года до периода перестройки в России (начало 90-х годов);
этап - с начала 90-х годов до наших дней.
Рассмотрим I этап, положивший начало формирования теории управления финансами. До октябрьской революции 1917 г. в России имели место два направления, положенные в основу современной науки по управлению финансами:
финансовые вычисления;
анализ баланса
Финансовые вычисления появились с момента возникновения капиталистических отношений, но в самостоятельную отрасль знаний стали выделяться, начиная с 19 века. В то время финансовые вычисления были известны как "коммерческие вычисления" или "коммерческая арифметика". Быстрый экономический рост европейских стран в немалой степени связывают с широко развитой системой распространения коммерческих знаний.
Актуальность и важность коммерческого образования понимали не только финансисты, но и государственные деятели России. В конце 50-х. годов 19 века в крупных центрах Российского государства стали открываться коммерческие училища, торговые школы, курсы. Россия за период с 1896 г. по 1906 г. обогатилась более чем на 150 дорогостоящих коммерческих школ, многие из которых были созданы за счет частных лиц.
Основу коммерческих наук составляла коммерческая арифметика, как наука, применение которой всегда обуславливает любую торговую и финансовуюоперации. Курс коммерческой арифметики включал технику процентных вычислений (простой и сложный процент), технику вексельных вычислений (дисконт и дисконтирование), технику курсовых вычислений по

финансовым операциям (кратко- и долгосрочные вклады и ссуды), технику вычислений по процентным бумагам и акциям.
В области коммерческих вычислений наиболее известны русские ученые-экономисты Н.С. Лунский, Р.Я. Вейцман, П.М. Гончаров, И.И. Кауфман, Б.Ф. Малешевский, К.И. Светлов.
Анализ баланса является вторым направлением, входящим в базовую структуру финансового менеджмента, появившимся в 19 веке. Здесь, прежде всего, следует отметить вклад А.К Рощаховского, которого можно считать первым русским бухгалтером, по-настоящему оценившим роль экономического анализа и его взаимосвязь с бухгалтерским учетом. В 20-е годы теория балансоведения и, в частности, методологические основы построения и анализа баланса были окончательно сформулированы в трудах А.П. Рудановского, Н.А. Блатова, И.Р. Николаева, Г.А. Бахчисарайцева и других.
этап отличается многочисленными политическими реформами, которые отрицательно сказались на процессе формирования финансового менеджмента.Начиная с 1917 года, в силу исторически сложившихся фактов, направленных на строительство социалистической экономики, коммерческая арифметика не получила должного развития и ее дальнейшее совершенствование было "законсервировано" более чем на 70 лет. В то время как в странах с развитой рыночной экономикой, коммерческая арифметика стала самостоятельным и очень важным направлением в экономических науках, известное как "финансовыйменеджмент".

После Октябрьской революции 1917 г. финансовый менеджмент начинает вытесняться из сферы управления и ему на смену приходит централизованное планирование и контроль за выполнением плановых заданий.
По мере развития планового социалистического хозяйства в СССР анализ баланса и финансовые вычисления трансформируются в анализ хозяйственной деятельности. В этот период анализ все больше и больше отделяется от бухгалтерского учета, который должен лежать в основе аналитических исследований. Начиная с 50-х годов, практически ежегодно вносились изменения в состав и структур форм отчетности, при этом каждое ведомство стремилось утвердить свою форму бухгалтерского баланса.
Анализ предполагал изучение хозяйственных средств и их сопоставление с источниками финансирования. Плановая экономика и централизованное управление народным хозяйством не нуждались в систематизации и группировке причин отклонений от планового задания, выявлении наиболее выгодных вложений капитала, развитии рентабельных производств и услуг.
этап в России характеризуется динамизмом экономических реформ и преобразований. Переход в систему рыночных отношений заставил Правительство Российской Федерации и руководство предприятий изменить стратегию и тактику в управлении финансами. Финансовый менеджмент приобретает первостепенное значение при определении инвестиционной и дивидендной политики организации. В настоящее время для повышения эффективности деятельности фирмы гораздо более важным является своевременный и системный контроль за использованием денежных средств, выработка рекомендаций по вложению капитала, исследование рынка сбыта товаров и многие другие вопросы, которые ежедневно должны решать финансовые менеджеры. Важность управления финансами подтверждается также тем, что в государственных общеобразовательных стандартах профессионального высшего образования, начиная с 1995 г. дисциплина «Финансовый менеджмент» является федеральным, т.е. обязательным компонентом общепрофессиональных дисциплин экономических специальностей.
Одной из фундаментальных наук для финансового менеджмента является бухгалтерский учет. Долгие годы в России бухгалтерский учет считался консервативной и даже «отсталой» наукой по сравнению с планированием, финансами и экономикой. В определенной степени это объяснялось политикой государства, а также функциями, которые выполнял бухгалтерский учет. Но, тем не менее, именно бухгалтерский учет подтолкнул развитие финансовогоменеджмента.
Начиная с 80-х. гг. в России появляется довольно большое число совместных предприятий с участием иностранного капитала. Однако функционирование этих предприятий было затруднено из- за несовместимости систем бухгалтерского учета в СССР и зарубежных странах.

Впервые проблема гармонизации бухгалтерского учета в России была сформулирована на международном семинаре в г. Москве (1989 г.). В результате этого совместно с иностранными специалистами был организован ряд программ по двум направлениям:
разработка и реализация программ переподготовки практиков, преподавателей и студентов;
внесение изменений в систему бухгалтерского учета и отчетности.
Начиная с 90-х гг. управление финансами (финансовый менеджмент) становится наиболее сложной и приоритетной задачей деятельности организаций всех форм собственности. Финансовый менеджмент требует постоянного развития своих методов и приемов.
Эволюция финансового менеджмента, на наш взгляд, проявляется в том, что в современных условиях недостаточно добиться увеличения основных показателей, гораздо важнее определить их взаимное влияние друг на друга и противоречия. Рассмотрим наиболее важные показатели, характеризующие деятельность организации, между которыми имеется тесная взаимосвязь и противоречие.
оборачиваемость текущих активов - отражает (деловую активность) эффективность использования оборачиваемости текущих активов.
ликвидность - отражает способность организации погашать краткосрочные обязательства.
рентабельность продаж - отражает финансовый результат, приходящийся на 1 рубль продаж товаров (работ, услуг).
В современных условиях уже недостаточно определить указанные показатели и динамику их развития, гораздо острее стоит проблема определения оптимальных соотношений между ними. В конкретных экономических условиях финансовый менеджер должен установить, что в данный момент является более выгодным и приоритетным для эффективности организации. Следовательно, все показатели должны быть, исследованы в системе, и иметь свои ограничения (нормативы), превышение которых должно контролироваться и современно устраняться, так как это негативно может сказаться на организации управления финансами.

3.2 Базовые концепции финансового менеджмента.

Финансовый менеджмент основывается на  следующих фундаментальных концепциях:

1.      Концепция  денежного потока.

В основе обоснования финансовых решений лежит оценкаденежных потоков, которые с ними связаны. Денежные потоки характеризуются по объему;  по продолжительности; по времени. Для их сравнения требуется  дисконтирование.

2.      Концепция  временной  ценности  денежных ресурсов.

Одни  и  те же суммы  денежных  средств, полученные в разное время  не  равномерны (не равноценны), это связано с инфляцией, риском.

3.      Концепция компромисса между риском и доходностью (эффективностью).

Получение связано с риском и    между ними существует прямо пропорциональная  зависимость (чем  больше  доходность, тем больше  риск).  Необходимо  выбирать компромисс.

4.      Концепция стоимости   капитала.

Активы  предприятия  должны  быть  профинансированы  за счет  накопительных источников. Обслуживание  различных источников финансирования  обходится предварительно неодинаково, стоимость капитала - это стоимость привлечения источников финансирования: для кредита - проценты, для  эмиссии акций - дивиденды.  

5.      Концепция  эффективности  рынка  капитала.

Предприятие выступает на рынке капитала в  качестве инвестора, кредитора, заемщика. Степень эффективности рынка капитала зависит от его  информационной  насыщенности  и доступности  информации.  Информация  влияет  на  ценовой  курс акций.

6.      Концепция  асимметрии  показателей, связана с предыдущей концепцией. Отдельные  лица (менеджеры, некоторые собственники) могут владеть информацией, недоступной для других (конфиденциальная  информация). Информация может быть использована по  разному, в зависимости от того, какой эффект (положительный  или  отрицательный) дает  ее  обнародование.

7.      Концепция агентских отношений.

Связана с тем, что в большинстве  случаев одни лица владеют предприятием, а  другие  им  управляют. Собственники  не обязаны  управлять, для  этого  они  нанимают  профессиональных менеджеров, которые  должны  представлять и защищать их интересы.  При  этом собственники  несут агентские издержки (зарплата  менеджерам).   

8.      Концепция альтернативных затрат.

Управление  финансами  связано с выбором альтернативных решений. Этот  выбор  основывается  на  сравнении альтернативных  затрат (оценке  упущенной выгоды). Альтернативные  затраты - это доход, который можно было бы получить, выбрав иной вариант вложения  средств.

9.      Концепция времен неограниченной  деятельности предприятия.

Предприятие  создано на неограниченный  срок.

Концепция структуры капитала Модильяни-Миллера.

Теория структуры капитала Модильяни-Миллера

Ключевой вопрос финансового менеджера: формирование капитала фирмы. В 1958 году Франко Модильяни и Мертон Миллер опубликовали работу «The Cost of Сapital, Corporation Finance, and the Theory of Investment» www.elitarium.ru, ставшую настоящим открытием в теории финансов. Они пришли к выводу, что стоимость любой фирмы определяется исключительно ее будущими доходами и не зависит от структуры капитала. При доказательстве теоремы они исходили из наличия идеального рынка капитала. Существо доказательства состоит в следующем: если финансирование деятельности фирмы более выгодно за счет заемного капитала, то владельцы акций финансово независимой фирмы предпочтут продать свои акции, использовав вырученные средства на покупку акций и облигаций финансово зависимой компании в той же пропорции, что и структура капитала этой фирмы.

И наоборот, если финансирование фирмы оказывается более выгодным при использовании собственного капитала, то акционеры финансово зависимой фирмы продадут свои акции и купят на вырученные средства акции финансово независимой фирмы и, взяв в банке под залог этих акций заем, купят дополнительное количество акций той же фирмы. Доход нового пакета акций инвестора после вычета процентов за кредит окажется выше прежнего дохода. Тогда продажа пакета акций финансово зависимой фирмы приведет к снижению ее стоимости, а больший доход, получаемый акционерами финансово независимой фирмы, приведет к увеличению ее стоимости. Таким образом, арбитражные операции с заменой ценных бумаг более дорогой фирмы ценными бумагами более дешевой принесут дополнительный доход частным инвесторам, что приведет в конечном счете к выравниванию стоимости всех фирм одного класса с одинаковым доходом.

В 1963 году Модильяни-Миллер опубликовали вторую работу по структуре капитала, в которой ввели в первоначальную модель фактор налогообложения корпораций. С учетом наличия налогов было доказано, что цена акций фирмы непосредственно связана с использованием заемного финансирования: чем выше доля заемного капитала, тем выше цена акций. Такой вывод обусловлен налогообложением доходов корпораций в США. Проценты по кредитам выплачиваются из прибыли до уплаты налогов, что уменьшает размер налогооблагаемой базы и величину налогов. Часть налогов перекладывается с корпорации на ее кредиторов, а финансово независимой фирме приходится самой нести все бремя налогов. Таким образом, при увеличении доли заемного капитала увеличивается доля чистого дохода фирмы, остающаяся в распоряжении акционеров. Позднее различные исследователи путем смягчения первоначальных предпосылок теории пытались адаптировать ее к реальным условиям. Таким образом, было установлено, что с определенного момента (когда достигнута оптимальная структура капитала) при увеличении доли заемного капитала стоимость фирмы начинает снижаться, т.к. экономия на налогах перекрывается ростом затрат вследствие необходимости поддержания более рисковой структуры источников средств. Модифицированная теория полагает:

наличие определенной доли заемного капитала идет на пользу фирме;

чрезмерное использование заемного капитала приносит фирме вред;

для каждой фирмы существует своя оптимальная доля заемного капитала.

Гипотеза эффективности рынка капитала

Первые теоретические предположения, которые потом легли в основу гипотезы эффективного рынка (EMH, Efficient market theory), были сделаны в начале XX века. Французский экономист Луи де Башелье в своей диссертации «Теория спекуляции», изданной в Париже в 1900 г., изложил ряд соображений, касающихся случайного колебания курсов ценных бумаг на бирже. Спустя полвека к этой теме обращались многие экономисты. Окончательная формулировка гипотезы эффективного рынка была дана американцем Э. Фамой в 1965 г. В «Journal of Business» он опубликовал статью, в которой анализировались цены на акции: по мнению Э. Фамы, рынок обладает эффективностью, если он «быстро адаптируется к новой информации».

Быстрая адаптация к новой информации является важной характеристикой эффективности рынка, но не определяет ее исчерпывающим образом. В современном понимании рынок обладает эффективностью, если цены на финансовые активы полностью и своевременно отражают всю доступную информацию. Это определение подразумевает, что процессу распространения рыночной информации присуща рациональность, актуальные новости не игнорируются, а систематические ошибки анализа и прогнозирования не допускаются. Как следствие, цены на финансовые активы всегда соответствуют фундаментальным факторам, лежащим в основе ценообразования.

Основная идея гипотезы эффективного рынка заключается в рациональности инвесторов и отсутствии информационного дисбаланса.

Гипотезу часто рассматривают как одну из центральных идей современной теории финансов. Слово «эффективность» в данном случае подразумевает информационную, а не операционную эффективность, т.е. эффективный рынок - это такой рынок, в ценах которого находит отражение вся известная информация. На эффективном рынке невозможно получить реальную, или экономическую прибыль, используя в личных целях доступную информацию.

Для того чтобы обеспечить информационную эффективность рынка, необходимо выполнение четырех условий.

    • Информация становится доступной всем субъектам рынка одновременно, и ее получение не связано с какими-либо затратами.

    • Отсутствуют трансакционные затраты, налоги и другие факторы, препятствующие совершению сделок.

    • Сделки, совершаемые отдельным физическим или юридическим лицом, не могут повлиять на общий уровень цен.

    • Все субъекты рынка действуют рационально, стремясь максимизировать ожидаемую выгоду.

Очевидно, что все эти четыре условия не соблюдаются ни на одном реальном рынке: для получения информации необходимы время и деньги, одни субъекты получают информацию раньше, чем другие, существуют транзакционные затраты, налоги и т.д.

Ввиду невыполнения этих условий необходимо провести различие между идеальной информационной эффективностью рынков и их экономической информационной эффективностью. На идеально эффективном рынке, где соблюдаются все вышеперечисленные условия, цены всегда отражают всю известную информацию, новая информация вызывает немедленное изменение цен, а получение сверхдоходов возможно только в результате счастливой случайности. На экономически эффективном рынке цены не могут немедленно реагировать на поступление новой информации, однако при условии элиминирования информационных и транзакционных затрат сверхдоходы отсутствуют и на этом рынке.

Концепции асимметричности информации, стоимости капитала и альтернативной стоимости

1.Сильная форма эффективности означает, что текущие цены отражают не только общедоступную информацию, но и сведения, доступ к которым ограничен (так называемая инсайдерская информация). Иными словами, в условиях рынка с сильной формой эффективности группы его участников не могут надеяться на то, что существует некая общедоступная и (или) инсайдерская информация, доступ к которой мог бы обеспечить им получение сверхприбыли от операций на рынке.

Наличие сильной формы эффективности практически недостижимо, да к этому и не стремятся, поскольку асимметрия в информационном обеспечении как раз и предопределяет само существование рынка. Каждый активный участник рынка предполагает, что именно он владеет информацией (статистической, оперативной, расчетно-аналитической и др.), недоступной другим, а потому и предпринимает действия по купле-продаже финансовых активов.

Обособление трех форм эффективности рынка капитала было предложено в 1967 г. исследователем из Чикагского университета Г. Робер- тсом (Harry Roberts). Детальную проработку этой идеи позднее осуществил Ю. Фама (Eugene Fama).

Концепция асимметричной информации (asymmetric information concept) тесно связана с только что рассмотренной концепцией эффективности рынка, а смысл ее в том, что отдельные категории лиц могут владеть информацией, недоступной всем участникам рынка в равной мере. С одной стороны, полной симметрии в информационном обеспечении участников рынка нельзя достичь в принципе, поскольку всегда существует так называемая инсайдерская информация. (Этим термином характеризуются сведения, недоступные широкой публике. Например, подобной информацией в отношении данной фирмы владеют ее топ-менеджеры; официальная торговля инсайдерской информацией запрещена.) С другой стороны, именно данная концепция объясняет существование рынка, ибо каждый его участник надеется, что та информация, которой он располагает, возможно, неизвестна его конкурентам, а следовательно, он может принять эффективное решение.

^ Концепция стоимости капитал

является одной из базовых в теории капитала. Она не сводится только к исчислению относительной величины денежных выплат, которые надо перечислить владельцам, предоставившим финансовые ресурсы, но также характеризует тот уровень рентабельности (доходности) инвестированного капитала, который должно обеспечивать предприятие, чтобы не уменьшить свою рыночную стоимость.

Следует отличать понятие «стоимость капитала фирмы* от понятий типа «оценка капитала», «стоимость фирмы». В первом случае речь идет о некоторой специфической характеристике  источника  средств.  Стоимость капитала

1 Приведенные рассуждения, естественно, не являются абсолютными, а потому оба понятия — «стоимость капитала» и «цена капитала» — имеют право на существование. В принципе, можно попытаться провести различие между этими терминами в случае одновременного их использования. Например, один из возможных вариантов рассуждений может быть таким.

Понятие «стоимость капитала» следует применять тогда, когда речь идет о будущем, о планируемом; в этом случае возникает элемент неопределенности, неоднозначности, множественности оценки возможных регулярных относительных затрат на поддержание мобилизуемого источника, В том случае, когда источник уже привлечен и величина регулярных относительных затрат определена, вполне допустим термин «цена капитала» как характеристика того, во что реально обошелся и обходится данный источник. Однако, повторим, приведенное рассуждение весьма относительно и субъективно.

количественно выражается в сложившихся в компании относительных годовых расходах по обслуживанию задолженности перед собственниками и инвесторами, т. е. это относительный показатель, измеряемый в процентах. Естественно, что подобная характеристика может даваться в отношении как отдельного источника, гак и их совокупности; здесь появляется понятие средней стоимости капитала. Во втором случае речь идет об абсолютных, стоимостных показателях, например величине собственного капитала в той или иной оценке (балансовой, рыночной), величине привлеченных средств, совокупной стоимостной оценке фирмы.

Более подробно сущность этих понятий будет рассмотрена в конце главы, тем не менее необходимо сразу же отметить, что они взаимосвязаны не только качественно, но и количественно. Так, если компания участвует в инвестиционном проекте, доходность которого меньше, чем свойственная ей стоимость капитала, то ее капитализированная стоимость но завершении этого проекта уменьшится. Таким образом, стоимость капитала является ключевым элементом теории и практики принятия решений инвестиционного характера.

Подробная характеристика источников средств и способов их изменения была приведена в гл. 9 и 21, а здесь мы рассмотрим лишь одну сторону управления ими — стоимость источника, причем речь будет идти, главным образом, об источниках средств, мобилизация и поддержание которых связаны с очевидными регулярными затратами. (Раньше упоминалось как о платности типового источника финансирования, так и о том, что некоторые источники возникают спонтанно и являются, в известном смысле, бесплатными.) Дело в том, что определение стоимости капитала не является самоцелью. Во-первых, этот показатель характеризует деятельность коммерческой организации с позиции долгосрочной перспективы. Так, стоимость собственного капитала коммерческой организации [[оказывает ее привлекательность для потенциальных инвесторов, имеющих возможность стать ее совладельцами. Стоимость некоторых заемных источников характеризует возможности коммерческой организации по привлечению долгосрочного капитала. (Очевидно, что стоимость источника «Облигационный заем» может быть разной для разных компаний и это, естественно, сказывается на прибыли и доходности.) Во-вторых, средневзвешенная стоимость капитала фирмы является одним из ключевых показателей при составлении бюджета капиталовложений.

Любая компания обычно финансируется одновременно из нескольких источников. Поскольку стоимость каждого источника различна, стоимость капитала коммерческой организации находят по формуле средней арифметической взвешенной. Показатель исчисляется в процентах и, как правило, по годовым данным. Основная сложность заключается в исчислении стоимости единицы капитала, полученного из конкретного источника средств. Для некоторых источников ее можно вычислить легко (например, стоимость банковского кредита), для других источников это сделать довольно трудно, причем точное исчисление, в принципе, невозможно. Тем не менее даже приблизительное знание стоимости капитала коммерческой организации весьма полезно как для сравнительного анализа эффективности авансирования средств в его деятельность, так и для осуществления его собственной инвестиционной политики.

Необходимо отметить, что использование формулы средней арифметической взвешенной предполагает определенную сопоставимость слагаемых, в частности сопоставимость по методологии исчисления. И здесь возникает проблема: на какой базе — доналоговой или посленалоговой — следует выполнять расчеты. Не все источники средств в этом отношении равноправны. Так, дивиденды выплачиваются

из чистой прибыли, т.е. стоимость источника «Собственный капитал» рассчитывается на гюсленалоговой базе. Напротив, проценты к уплате за пользование привлеченным капиталом списывают на себестоимость, поэтому отнесение суммы уплаченных процентов к величине привлеченных средств в этом случае дает показатель, рассчитанный на доналоговой базе. Следовательно, включение этих показателей в формулу средней арифметической взвешенной не является методологически правомерным.

3. Концепция альтернативной стоимости

Современная экономическая теория в отличие от исходных принципов марксистского анализа процесса капиталистического производства, по-иному подходит к трактовке издержек. Согласно марксистской концепции, издержки производства - это то, что стоит товар капиталисту, а именно: сумма расходов на приобретение средств производства и рабочей силы (постоянного и переменного капитала). Современная экономика, прежде всего, исходит из редкости (ограниченности) используемых ресурсов и возможности их альтернативного использования.

Изучая издержки фирмы в процессе производства и сбыта товаров, прежде всего, следует обратить внимание на явные и неявные издержки, так как и те и другие учитываются фирмой в ее деятельности.

Явные (внешние) издержки - это денежные выплаты за ресурсы, полученные со стороны. К ним относятся: заработная плата наемных работников, оплата сырья, материалов, транспортных, финансовых, юридических и других услуг. Только эти издержки учитываются бухгалтерией, поэтому их часто называют бухгалтерскими. Они фиксируют реально осуществленные денежные затраты и представляют собой себестоимость продукции. К явным, относятся все издержки фирмы на оплату используемых факторов производства. Классическими факторами производства являются труд, земля (естественные ресурсы) и капитал. Они связаны с приобретением ресурсов на стороне. В любом случае все явные затраты фирмы в конечном счете сводятся к возмещению использованных факторов производства. Сюда входит оплата труда в виде заработной платы, земли в виде аренды, капитала в виде расходов на основные и оборотные фонды, а также оплата предпринимательских способностей организаторов производства и сбыта. Сумма всех явных издержек выступает как себестоимость продукции, а разница между рыночной ценой и себестоимостью - как прибыль.

Однако сумма производственных издержек, если в них включать лишь явные издержки, может быть заниженной и прибыль соответственно завышенной. Для более точной картины в издержки следует включать не только явные, но и неявные (вмененные) затраты в соответствии с современной экономической теорией. Неявные (внутренние) издержки - это издержки, связанные с использованием фирмой своих собственных (внутренних) ресурсов. В отличие от явных издержек, они не оплачиваются и не отражаются в бухгалтерской отчетности. Эти издержки носят скрытый характер и выступают как вмененные издержки собственных ресурсов фирмы, применяемых ею в производстве. Вмененными называются альтернативные издержки (альтернативная стоимость) использования ресурсов, являющихся собственностью фирмы. Эти издержки не входят в платежи фирмы другим организациям или лицам. Например, собственник земли не платит ренту, однако, обрабатывая землю самостоятельно, отказывается тем самым от сдачи ее в аренду и от дополнительного дохода, возникающего в связи с этим. Предприниматель, вложивший свои деньги в производство, не может положить их в банки и получить ссудный (банковский) процент.

Как уже говорилось выше ограниченность ресурсов, и безграничный характер потребностей создают, как для индивида, фирмы, так и общества в целом ситуацию выбора.

Ситуация выбора создаёт проблему рационального ведения хозяйства. Каждый хозяйствующий субъект (субъект экономических отношений) стремится к достижению максимальных результатов при условии минимизации затрат.

Делая выбор, мы каждый раз отказываемся от чего-либо. Каждый выбор связан с затратами упущенных возможностей или альтернативной стоимостью.

Альтернативная стоимость - это количество товаров или услуг, от которых приходится отказываться, чтобы приобрести товар или услугу, которым отдано предпочтение. Альтернативная стоимость - это цена выбора. В ходе выбора любое общество решает три главных вопроса: что, как, для кого.

В экономической науке нет существенных различий между теорией предложения и теорией спроса. И та и другая предполагают, что лица, принимающие решения, могут выбирать, что выбор предполагает наличие альтернатив и что выбор основывается на сопоставлении ожидаемых выгод, связанных с альтернативами. Логика экономии одинакова и у производителей, и у потребителей.

Рассчитывая издержки производителя, мы обычно вспоминаем, что используется для производства. Мы думаем о сырье и материалах, о затратах рабочего времени, а также, может быть, о необходимых машинах и инструментах. Мы выражаем ценность этих ресурсов в денежных единицах и предполагаем, что издержки на производство товара равны сумме этих денежных оценок. Здесь нет ошибки, но вопрос, почему данные ресурсы имеют именно такую денежную оценку, остается при этом без ответа. Концепция альтернативной стоимости утверждает, что эти оценки отражают ценность данных ресурсов при их наилучшем альтернативном использовании, или, другими словами, ценность тех альтернативных возможностей, которыми приходится жертвовать, когда данные ресурсы используют для производства товара A или товара В.

Для производителя товаров A издержки равны расходам на приобретение соответствующих ресурсов. Но т.к. существуют другие возможности их использования, то он должен заплатить за ресурсы по цене «лучшей альтернативы». Таким образом, ценность нереализованных альтернативных возможностей превращается в издержки производства товара А. В этом есть глубокий смысл, т. к. затраты на получение дополнительной единицы товара А по самой своей сути равны ценности того, от чего приходится отказываться или чем приходится жертвовать, чтобы получить эту единицу.

Для наглядности можно рассмотреть пример на производстве мебели. Часть издержек её производства составляет стоимость древесины. Предположим, что увеличится спрос на новые жилые дома и, соответственно, строительные фирмы станут закупать гораздо больше древесины. Если вследствие этого повысится цена древесины, то вырастут издержки производства мебели. Не произошло ничего такого, что изменило бы физический объем ресурсов, используемых для производства стола, но издержки повысились. Так как жилые дома, при строительстве которых используется древесина, теперь ценятся выше, чем раньше, то производитель мебели должен оплачивать более высокую альтернативную стоимость древесины, из которой он хочет делать свою мебель.

Концепция альтернативной стоимости объясняет также, каким образом в производственные издержки входит труд. Наниматели должны предложить рабочим такую заработную плату, которая побудит их отказаться от всех других возможностей. Квалифицированный рабочий будет получать больше неквалифицированного лишь по той причине, что в каком-нибудь другом месте его квалификация имеет большую ценность.

Если в этом месте рабочему предложат большую зарплату для прежнего работодателя их альтернативная стоимость. Он постарается заменить их другими рабочими, чья альтернативная стоимость ниже.

Понятие альтернативной стоимости можно также проиллюстрировать на примере такого ресурса, как земля. Предположим, вы хотите купить один гектар земли, чтобы построить дом. Сколько вам придется заплатить за землю, будет зависеть от ценности земли при ее альтернативном использовании. Считают ли другие люди этот гектар земли прекрасным участком под застройку, есть ли перспективы использовать его в промышленности или торговле, использовался бы он в качестве пастбища, если бы вы его не купили? Ваши затраты на покупку земли будут определяться альтернативными возможностями ее использования, которые усматривают другие люди.

Исходя из концепции альтернативной стоимости, современные экономисты делают следующие выводы:

· кривые предложения, равно как и кривые спроса, отражают то, как люди оценивают ценность альтернативных возможностей. И количество блага, которое предлагается на продажу, и количество, на которое предъявляется спрос, зависят от выбора, который делают люди после того, как они соотнесут доступные им возможности;

· предложение зависит от затрат. Но издержки поставщика - это ценность альтернативных возможностей, которые не реализуются из-за самой поставки. В экономической теории эта концепция издержек формулируется таким образом, что все издержки, связанные с решениями, являются альтернативными стоимостями - т. е. ценностью тех альтернативных возможностей, от которых пришлось отказаться, выбирая тот, а не иной образ действий; пока ресурсы, используемые для производства благ, можно приобрести только через конкуренцию, предлагая за них более высокую цену, производственные издержки будут отражать ценность альтернативного использования ресурсов для владельцев этих ресурсов. Отсюда следует, что производители будут стремиться избавиться от конкуренции друг с другом за используемые ими ресурсы, если только найдут для этого эффективный способ.

· множество споров о том, сколько «на самом деле стоит» та или иная вещь, можно разрешить, если признать, что сами «вещи» не могут иметь стоимости. Только действия, связаны с отказом от возможностей, и поэтому только действиям, свойственны издержки.

· затраты - это всегда ценность тех возможностей, которыми жертвуют конкретные люди. Для того, чтобы преодолеть разногласия в представлениях о затратах, связанных с альтернативными решениями, часто бывает достаточно договориться, о чьих именно затратах идет речь.

· цены повышаются до уровня стоимости альтернативы, только если владельцы ресурсов настаивают на их оплате по цене наилучшего альтернативного использования. Тем самым предотвращается небрежное использование ресурсов, и они направляются на те цели, которым люди дают наивысшую денежную оценку.

Теория портфеля Марковица

Гарри Марковиц - американский экономист и один из создателей теории управления портфелем ценных бумаг. Суть теории и подхода Марковица заключается в поиске и построении множества портфелей, оптимальных по соотношению «риск-доходность». В данном материале мы изложим, в чем на наш взгляд состоят сильные и слабые стороны данной теории.
  1   2   3   4   5

Похожие:

К задачам финансового менеджмента относятся обеспечение фирмы финансовыми ресурсами, распределение финансовых ресурсов iconВопрос Сущность, функции и цели финансового менеджмента
Финансовый менеджмент наука о принятии финансовых решений, направленных на достижение целей деятельности фирмы. Это система рационального...
К задачам финансового менеджмента относятся обеспечение фирмы финансовыми ресурсами, распределение финансовых ресурсов iconЭкономические показатели деятельности предприятия как объект финансового контроля
Характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью...
К задачам финансового менеджмента относятся обеспечение фирмы финансовыми ресурсами, распределение финансовых ресурсов iconФункции финансового менеджмента как субъекта управления (см вопрос 19, раздел 2)
Финансовый менеджмент – это система управления финансовыми отношениями по поводу формирования, распределения и использования денежных...
К задачам финансового менеджмента относятся обеспечение фирмы финансовыми ресурсами, распределение финансовых ресурсов icon1: основы организации финансового менеджмента
Финансовый менеджмент представляет собой процесс управления формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов хозяйственного...
К задачам финансового менеджмента относятся обеспечение фирмы финансовыми ресурсами, распределение финансовых ресурсов iconФм представляет собой науку, позволяющую ответить на вопросы о том,...
Содержание финансового менеджмента и его место в системе управления организацией. Принципы финансового менеджмента. Цели и задачи...
К задачам финансового менеджмента относятся обеспечение фирмы финансовыми ресурсами, распределение финансовых ресурсов iconVI. Финансы и финансовый менеджмент
Финансовый менеджмент – процесс управления денежным оборотом, формированием и использованием финансовых ресурсов предприятия. С другой...
К задачам финансового менеджмента относятся обеспечение фирмы финансовыми ресурсами, распределение финансовых ресурсов icon1. Определение, цели, задачи и функции финансового менеджмента
Фм – есть наука управления финансами организаций (предприятий) в условиях конкурентной экономики. Управление финансами представляет...
К задачам финансового менеджмента относятся обеспечение фирмы финансовыми ресурсами, распределение финансовых ресурсов icon1. Изучите систему финансового менеджмента в известной Вам
Попытайтесь определить, есть ли в фирме подразделения, частично или полностью дублирующие деятельность друг друга в рамках финансового...
К задачам финансового менеджмента относятся обеспечение фирмы финансовыми ресурсами, распределение финансовых ресурсов iconПланирование, как функция менеджмента в туризме Цели, задачи и особенности...
Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных,...
К задачам финансового менеджмента относятся обеспечение фирмы финансовыми ресурсами, распределение финансовых ресурсов iconПланирование, как функция менеджмента в туризме Цели, задачи и особенности...
Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница