Скачать 139.9 Kb.
|
ТЕМА 2.2 1. Финансовый анализ деятельности организации: подходы и методы. Финансовый анализ деятельности организации является существенной составляющей комплексного анализа . Он включает разделы, относящиеся, в основном, к виду аналитических работ, которые, во-первых, имеют ретроспективный характер и , во-вторых, не предназначены для внешних пользователей, т.е. имеют определенный уровень конфиденциальности. Но результаты такого анализа являются открытыми для всех заинтересованных лиц, поскольку эти показатели сводятся в публичную отчетность. В данном случае речь идет о так называемых конечных финансовых результатах, т.е. результатах, подводящих итоги деятельности организация за истекший период и позволяющих дать комплексную оценку его системообразующих характеристик, имеющих значимость, прежде всего, с позиции долгосрочной перспективы. К таким характеристикам относятся степень финансовой устойчивости; структура активов, в которые вложен капитал и которые, по сути, определяют возможность устойчивого генерирования прибыли; оптимальность структуры источников финансирования как с позиции стабильности текущей деятельности , так и с позиции долгосрочной перспективы; сравнительная динамика капитала, выручки и прибыли и др. Оценка данных характеристик может быть выполнена в данном блоке, а соответствующие алгоритмы оценки и анализа поддаются определенной унификации. При оценке финансовых результатов рассчитываются показатели прибыли и рентабельности, т.е. отражается результативность и эффективность работы за отчетный период. При оценке финансового состояния рассчитываются показатели, характеризующие ликвидность и платежеспособность, финансовую устойчивость. Анализ деловой активности включает показатели, характеризующие оборачиваемость средств. При анализе инвестиционной деятельности исследуются показатели, оценивающие эффективность финансовых вложений, доходных вложений в материальные ценности и др. В отличие от разделов, посвященных анализу ресурсов и производственного процесса, упор здесь делается, в основном, на показатели финансового характера. Аналитические процедуры именно этого блока, безусловно, могут быть стандартизованы и унифицированы, а результаты анализа поддаются понятной интерпретации и множественному представлению в виде, доступном для понимания пользователями различной степени подготовки в области учета, анализа , финансов (вариабельность с ориентацией на запросы пользователей в рамках унифицированной системы отчетных данных). ^ Финансовый анализ может быть разделен на следующие виды. По пользователям:
По направлению анализа:
По детализации:
По характеру проведения:
Методы финансового анализа Обычно используют следующие методы в финансовом анализе :
^ Экспресс – диагностика является одним из самых популярных инструментов финансового директора , поскольку позволяет оптимизировать управление внутренними финансовыми ресурсами , уменьшить зависимость от внешних источников финансирования , выявить ключевые сложности и внести обоснованные предложения по исправлению ситуации . ^ предусматривает изучение следующей информации: * анализ структуры документов финансовой отчетности (анализ структуры отчета о прибылях и убытках, анализ затрат, анализ структуры активов, анализ структуры пассивов, оценка баланса); Отчет о прибылях и убытках (P&L) мы анализируем по таким элементам: себестоимость продукции, операционная прибыль, уплаченные проценты и налоги, чистая прибыль. Очень наглядно, если рассчитать доли каждой из этих статей поквартально (см. таблицу 1). Так, например, мы видим тенденцию роста себестоимости на 2-3% в квартал. Поэтому следующим нашим шагом является анализ затрат. Цель экспресс-диагностики — выявить два вида затрат: самые быстрорастущие статьи и статьи затрат с наибольшим удельным весом. Потом мы решаем, можно ли сократить эти статьи расходов без уменьшения объемов производства. На нашем предприятии быстрорастущими оказались издержки на фонд оплаты труда и энергоресурсы. Рост данных статей в процентном соотношении составил 23% и 25% соответственно за последние шесть месяцев. Мы видим, на чем следует сконцентрировать анализ — материальные затраты выросли всего на 2%. Значит, следует рассмотреть закупку энергосберегающих технологий. Если рынок диктует дальнейшее повышение заработных плат, то мы должны пересмотреть уровень загруженности сотрудников, распределение обязанностей, разработать меры для повышения продуктивности труда. Далее проводится анализ структуры баланса: активов и активы. В динамике определяем следующие статьи: денежные средства, дебиторская задолженность, запасы, необоротные активы. Особое внимание уделяем дебиторской задолженности наших покупателей и остаткам готовой продукции на складе. Последняя оценивается по видам, которых на нашем предприятии более 50. Если несколько кварталов подряд один и тот же вид залеживается на складе, то это уже предмет для разговора с маркетологами. Мы рассчитываем реальную рентабельность каждого вида продукции с учетом периода, необходимого для его реализации, и передаем данные в отдел маркетинга. Анализ пассивов ответит на вопрос, насколько компания зависима от внешнего финансирования путем регулярного измерения соотношения собственного и заемного капиталов. В строительной отрасли считается допустимым данное соотношение 1 : 2. При быстром росте производства мы допускаем нарушение этой формулы, но в пределах 20-25% в пользу заемных средств. ^ — выражение в денежном измерении отражаемых в балансе отдельных видов хозяйственных средств и источников их образования. экспресс-диагностики позволяет оценить:
^ коэффициентов ликвидности : 1. Коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывают как отношение денежных средств и быстрореализуемых краткосрочных ценных бумаг к текущей – краткосрочной задолженности: ![]() В мировой практике достаточным считается значение коэффициента абсолютной ликвидности , равное 0,2 - 0,3, то есть предприятие может немедленно погасить 20 - 30 % текущих обязательств. 2. Коэффициент ликвидности определяют как отношение денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторской задолженности к текущим обязательствам: ![]() По оценкам, принятым в международной практике, значение коэффициента должно быть 0,8 - 1. 3. Общий коэффициент покрытия, который часто называют просто коэффициентом покрытия, дает общую оценку платежеспособности предприятия . Коэффициент покрытия представляет интерес для покупателей и держателей акций и облигаций предприятия . Его вычисляют по формуле ![]() Нормальное значение этого коэффициента составляет 2,0-2,5. Коэффициенты деловой активности позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства. Среди этих коэффициентов рассматриваются такие показатели как фондоотдача, когда речь идет о внеоборотных активах, оборачиваемость оборотных средств, а также оборачиваемость всего капитала . Коэффициенты деловой активности позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства.
^ Показатели структуры капитала отражают соотношение собственных и заемных средств в источниках финансирования компании, т.е. характеризуют степень финансовой независимости компании от кредиторов. Это является важной характеристикой устойчивости предприятия . Для оценки структуры капитала используются следующие отношения:
^ Коэффициенты рентабельности показывают, насколько прибыльна деятельность компании.
^ Рыночные показатели предприятия являются основным фокусом интересов владельцев предприятия и его потенциальных инвесторов. Главный интерес для собственника предприятия (в случае акционерной компании - держателя акций) представляет прибыльность компании. В настоящем контексте имеется в виду прибыль, полученная благодаря усилиям руководства компании на средства, инвестированные владельцами компании. Собственников также интересует распределение принадлежащей им прибыли, тоесть какая ее часть вновь инвестируется в предприятие , и какая доля выплачивается им в качестве дивидендов. Иными словами, их интересует влияние результатов деятельности компании на рыночную стоимость их инвестиций, особенно если акции компании свободно обращаются на рынке . Выше при характеристике рентабельности предприятия один из таких показателей , а именно, рентабельность собственного капитала уже был рассмотрен. Ниже будут представлены показатели , которые непосредственно привязаны к акциям компании, которые находятся в обращении. ^ является наиболее распространенной характеристикой прибыльности и часто принимается во внимание в процессе принятия решения о покупке/продаже акций на фондовом рынке . При анализе финансового состояния большое внимание всегда уделяется прибыли на одну акцию. Этот коэффициент рассчитывается делением суммы чистой прибыли на обыкновенные акции на среднее количество обыкновенных акций в обращении за отчетный период. Большое внимание показателю прибыли на одну акцию уделяют как руководство компании, так и акционеры. Именно на его основе происходит, в значительной степени, оценка акций. Этот показатель используется в стратегическом планировании для формулирования конкретных целей и задач. Обычно исследователю не приходится рассчитывать этот коэффициент, поскольку компании публикуют его в своих годовых отчетах и делают расчеты по кварталам. Рост цены акции является важной характеристикой респектабельности предприятия в глазах фондового рынка . Помимо получения текущей прибыли, инвесторы обычно ожидают увеличения стоимости обыкновенных акций компании на фондовом рынке . Определяющий фактор роста цены акций – это дополнительная экономическая стоимость, тоесть обеспечение в долгосрочной перспективе более значительных поступлений денег по сравнению с вложениями за счет производственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия . При анализе показателей данной компании, изменения цены ее акций будут сопоставляться с общими тенденциями на рынке ценных бумаг, с изменениями цен на акции компаний данной отрасли или отобранной группы компаний, которые используются для сопоставления. ^ представляет собой одну из компонент дохода инвестора – владельца обыкновенных акций. Для определения дивидендного дохода размер ежегодных дивидендов сопоставляется с текущей ценой акции на начало года или средней ценой акции. Объявление дивидендов на 1 акцию делается советом директоров компании, причем этому уделяется очень большое внимание, поскольку объявленные и ожидаемые дивиденды на акции данной компании влияют, наряду с другими факторами, на цену этих акций на фондовом рынке . Дивиденды обычно выплачиваются в наличной форме, но довольно часто в виде акций. При выплате дивидендов акциями движения наличных средств не происходит, выпускаются дополнительные акции и передаются каждому акционеру данной компании. ^ Общая прибыль держателей акций компании определяется сочетанием двух основных компонентов: повышения (или понижения) цены акций и дивидендов, полученных наличными за соответствующий период времени, выбранный для анализа. Поскольку только часть прибыли, принадлежащей акционерам, выплачивается им в виде дивидендов, то значение для них имеет именно сумма реально полученных дивидендов, и, как уже отмечалось, изменение цены акций, а не объявленная сумма прибыли компании на одну акцию. ^ используется для характеристики дивидендной политики компании и характеризует долю прибыли, выплаченную акционерам в наличной форме в данном году. Коэффициент цена/прибыль на 1 акцию. И владельцы компании, и руководство часто пользуются этим коэффициентом. Этот коэффициент также называется “кратное прибыли”, и он показывает, как рынок оценивает результаты деятельности компании и ее перспективы. Расчет очень простой: текущая рыночная цена обыкновенных акций делится на самый свежий из имеющихся показателей – показатель прибыли на 1 акцию. |
![]() | Тема финансовый анализ в деятельности Анализ признаков фиктивного или преднамеренного банкротства Анализ связи неплатежеспособности организации с | ![]() | I. Финансовый анализ в условиях определенности Методы наращения и дисконтирования денежных сумм. Основные определения и формулы |
![]() | Анализ финансовых результатов деятельности предприятия Финансовый план является источником анализа финансовых результатов, исходной базой финансового анализа являются данные бухгалтерского... | ![]() | «финансовый менеджмент» Информационное обеспечение финансового менеджмента: учет и отчетность, анализ финансовой деятельности предприятия |
![]() | Дипломных работ по специальности «Финансовый менеджмент» Корпоративные облигации как инструмент долгосрочного финансирования деятельности организации | ![]() | «Финансовый менеджмент.» Финансовый механизм. Сущность финансового менеджмента. Основные цели, функции, задачи и методы финансового менеджмента |
![]() | Дисциплина «финансы» Лекционный курс (Часть 1) Вопросы к зачету для студентов 2-го курса Диалектический материализм как методология финансовой науки. Научные абстракции. Методы научного познания: анализ и синтез, количественный... | ![]() | Руководство организации: Председатель Гайдова Вера Дмитриевна Основной... Анализ финансово-хозяйственной деятельности Жарковского районного потребительского общества 18 |
![]() | Финансовый факультет Специальности 080105. 65 Финансы и кредит; 080107.... Специальности 080105. 65 Финансы и кредит; 080107. 65 Налоги, налогообложение и финансовый менеджмент; 080107. 65 Бухгалтерский учет,... | ![]() | 49. Подходы к оценке эффективности деятельности руководителя ... |