2011г. Общая часть Глава Финансы и финансовая деятельность государства


Название2011г. Общая часть Глава Финансы и финансовая деятельность государства
страница1/11
Дата публикации23.07.2013
Размер1.78 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Финансы > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Белорусский государственный университет

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИНАНСОВОЕ ПРАВО»

доцент, кандидат юридических наук Пилипенко А.А.

2011г.

Общая часть

Глава 1. Финансы и финансовая деятельность государства

1.1. Понятие и функции финансов

1.2. Финансовая система государства и ее состав

1.3. Финансовая деятельность государства: понятие, принципы, формы и методы

Глава 2. Финансовое право Республики Беларусь как отрасль права

2.1. Предмет и метод финансового права

2.2. Место финансового права в системе национального права

2.3. Система и источники финансового права

Глава 3. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения

3.1. Финансово-правовые нормы и их особенности

3.2. Классификация финансово-правовых норм

3.3. Понятие и особенности финансовых правоотношений

3.4. Классификация и структура финансовых правоотношений

Глава 4. Правовые основы финансового контроля

4.1. Понятие, цели, задачи и принципы финансового контроля

4.2. Виды финансового контроля

4.3. Формы и методы финансового контроля

4.4. Контрольно-ревизионная документация и порядок ее оформления

4.5. Органы финансового контроля

Особенная часть

Глава 5. Бюджетное право Республики Беларусь

5.1. Понятие, функции и значение бюджета

5.2. Бюджетная система Республики Беларусь и принципы ее построения

5.3. Понятие и место бюджетного права в системе финансового права.

Бюджетные правоотношения

5.4. Правовые основы доходов и расходов бюджета

5.5. Сбалансированность бюджета и методы ее достижения

Глава 6. Бюджетный процесс в Республике Беларусь

6.1. Понятие бюджетного процесса, его принципы, стадии и участники

6.2. Составление проектов бюджетов

6.3. Рассмотрение и утверждение бюджетов

6.4. Исполнение бюджетов

6.5. Отчет об исполнении бюджета: порядок составления и утверждения
^

Глава 7. Основы налогового права


7.1. Понятие и признаки налога. Отграничение налога от иных обязательных платежей

7.2. Классификация налогов

7.3. Функции налогов

7.4. Правовая конструкция налога (элементы налога)

7.5. Понятие и структура налоговой системы

7.6. Понятие и место налогового права в системе национального права

Глава 8. Правовое регулирование взимания республиканских

и местных налогов и сборов

8.1. Налог на добавленную стоимость

8.2. Акцизы

8.3. Налог на прибыль

8.4. Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство

8.5. Подоходный налог

8.6. Налог на недвижимость

8.7. Земельный налог

8.8. Экологический налог

8.9.Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов

8.10. Местные налоги и сборы

Глава 9. Правовое регулирование особых режимов налогообложения

9.1. Налог при упрощенной системе налогообложения

9.2. Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц

9.3. Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции

9.4. Налог на игорный бизнес

9.5. Налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности

9.6. Налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр

9.7. Сбор за осуществление ремесленной деятельности

9.8. Сбор за осуществление деятельности по оказанию

в сфере агроэкотуризма

Глава 9. Правовое регулирование государственного кредита

и государственного долга

10.1. Понятие, функции и принципы государственного кредита.

Формы государственных заимствований

10.2. Понятие и виды государственного долга. Управление государственным долгом
Глава 1. Финансы и

финансовая деятельность государства

1.1. Понятие и функции финансов

Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создания, распределения и использования денежных средств. Финансы представляют собой экономическую категорию, функционирующую в различных общественно-экономических формациях. Они имеют единую абстрактную сущность во всех формациях, но принципиально новое содержание в каждой из них. Сущность финансов, их роль в общественном воспроизводстве определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства. Возникновение финансов обусловлено такими факторами как: общественное разделение труда и деление общества на различные социальные группы; развитие товарно-денежных отношений в связи с ростом производства и увеличения валового внутреннего продукта и национального дохода; появление самостоятельных, независимых хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность и создающие для производства необходимые денежные фонды; создание централизованного государства.

Финансы, являясь основным инструментов стоимостного перераспределения национального дохода, играют большое значение в процессе формирования у государства и других субъектов доходов и их использования для удовлетворения общественных потребностей, включая специфические потребности публично-правовых образований в денежных средствах.

Термин «финансы» произошел от латинского слова financial, что в переводе означает денежный платеж. Таким образом, финансы непосредственно связаны с деньгами. Деньги являются обязательным условием существования финансов. Однако финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги – строго определенная экономическая категория с четко выраженной сущностью и функциями, особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. Финансы – определенные экономические отношения, возникающие в момент движения денег, когда происходит их передача или перечисление наличным либо безналичным путем. Финансовые отношения – это, прежде всего, денежные отношения. Однако не все денежные отношения могут рассматриваться как финансовые, в связи с чем происходит выделение финансовых отношений из всей массы денежных отношений по специфическим признакам:

- это всегда денежные отношения;

- распределительные, так как они возникают не на стадии производства, обмена или потребления общественного продукта, а на стадии его распределения;

- безэквивалентные, поскольку на стадии распределения имеет место одностороннее (без встречного эквивалента) движение денежной формы стоимости, в отличие от стадии обмена, где наблюдается двустороннее (встречное) движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая в товарной;

- динамика финансовых отношений, их движение, их движение происходит в форме финансовых ресурсов, мобилизация и использование которых осуществляется через денежные.

В отличие от чисто денежных отношений финансовые отношения обладают своим естественным атрибутом – регламентацией государством и обязательным участием государства. Финансовые отношения всегда опосредованы определенными нормативными правовыми актами, регламентирующими их.

Как в экономической, так и в юридической литературе понятие финансы рассматривается в двух аспектах:

- как совокупность экономических отношений, возникающих при распределении валового внутреннего продукта и части национального дохода в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций (экономический аспект);

- как совокупность фондов денежных средств, мобилизованных государством для осуществления своих задач и функций (материальный аспект).

Таким образом, финансы представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Данное определение позволяет структурно классификационным образом рассматривать финансы в зависимости от субъекта, осуществляющего формирование денежных фондов, как централизованные (публичные) и децентрализованные (частные). Централизованные фонды (финансы) денежных средств аккумулируются на общегосударственном уровне и связаны с формированием и использованием денежных ресурсов государства. Наиболее распространенным таким фондом денежных средств является государственный бюджет. Децентрализованные фонды (финансы) создаются на уровне хозяйствующих субъектов и населения и характеризуются финансовыми отношениями, опосредующими кругооборот денежных ресурсов частных предприятий и организаций, а также отдельных лиц. Они являются основой финансовой системы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства, часть которых перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов различных уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций, коммерческих организаций виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т. п.).

Сущность финансов, как и любой другой категории, проявляется в их функциях.

Большинство ученых-правоведов констатируют наличие у финансов распределительной и контрольной функций. Эти функции осуществляются параллельно во времени, поскольку каждая финансовая операция включает, с одной стороны, распределение общественного продукта и национального дохода, а с другой стороны – контроль за этим распределением.

Распределительная функция финансов связана с распределением валового внутреннего продукта и его основной части – национального дохода. Без участи финансов национальный доход не может быть распределен. Финансовые отношения возникают на стадиях распределения и перераспределения национального дохода. Первичное распределение осуществляется по месту создания национального дохода, т.е. в сфере материального производства. Распределение происходит посредством финансов на основе ряда параметров, устанавливаемых государством: ставки, нормы, тарифы, платежи, отчисления и т.д. В результате первичного распределения национального дохода среди участников материального производства образуются следующие виды доходов: заработная плата рабочих, служащих, крестьян, других категорий работников, занятых в сфере материального производства, а также доходы предприятий сферы материального производства.

Наряду с распределительной к главным функциям финансов относят и контрольную функцию. Контрольная функция заключается в контроле за распределением валового внутреннего продукта по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. Финансовый контроль охватывает как производственную сферу, где создаются доходы, так и непроизводственную, где доходы не создаются. Цель финансового контроля – рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Контрольная функция финансов осуществляется через многогранную деятельность финансовых органов.
^ 1.2. Финансовая система государства и ее состав

Деятельность по обороту публичных и частных финансов осуществляется в процессе функционирования финансовой системы, что и предполагает ее экономико-правовой научно-методологический анализ.

Изначально необходимо обратить внимание, что понятие финансовой системы, в первую очередь, является экономическим, на что неоднократно обращали внимание и ученые-правоведы.

Финансовая система рассматривается в двух аспектах:

- как совокупность финансовых институтов, т.е. совокупность различных групп денежных отношений, однородных по методам и формам мобилизации и использования денежных средств в различных фондах, необходимых для обеспечения выполнения задач и функций государства, местного управления и самоуправления, субъектов хозяйствования (экономический аспект);

- как совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность (институциональный аспект). В экономической литературе в связи с этим используется понятие «финансовый аппарат». В данном случае органы, осуществляющие финансовую деятельность в государстве, подразделяют на две группы: государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных функций и задач и органы, для которых финансовая деятельность является основной (например, Министерство финансов).

Изначально финансовая система подразделяется на два основных звена (сферы): общегосударственные (централизованные) финансы и финансы предприятий, организаций и учреждений (децентрализованные) финансы.

В русле научно-доктринальных подходовая вышеуказанные и иные точки зрения, а также исходя из экономико-организационных основ функционирования финансовой системы Республики Беларусь, можно определить следующие ее институты:

- бюджетная система, включающая в себя республиканский и местные бюджеты, а также государственные целевые бюджетные фонды;

- государственные целевые внебюджетные фонды;

- финансы предприятий различных форм собственности;

- имущественное и личное страхование;

- государственный и банковский кредит.

Если в финансово-экономической литературе центральным элементом финансовой системы являются финансы предприятий и организаций всех форм собственности в контексте создания ими валового внутреннего продукта, без которого в целом невозможно функционирование финансовой системы, то в правовой литературе центральное место отводится бюджетной системе, с помощью которой образуются соответствующие денежные фонды государства.
^ 1.3. Финансовая деятельность государства:

понятие, принципы, формы и методы

Современное государство не может функционировать без осуществления финансовой деятельности, при помощи которой удовлетворяется большинство потребностей материальных и нематериальных потребной граждан, общества и самого государства.

Если рассматриваемые выше категории «финансы» и «финансовая система» - прерогатива, в первую очередь, финансово-экономической науки, то категория «финансовая деятельность государства» рассматривается лишь в рамках финансово-правовой науки, что обусловлено ее концептуально-стержневым значением для определения круга тех общественных отношений, которые составляют предмет финансового права.

Понятие «финансовая деятельность государства» было введено в научный обиход М.А. Гурвичем в учебном пособии «Советское финансовое право», изданном в 1952 году.

Как правило, финансовая деятельность государства раскрывается через триаду определенных действий, в концентрированном виде выражающих процесс образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов.

В рамках соотношения централизованных и децентрализованных финансовую деятельность государства можно определить как публичную деятельность соответствующих государственных органов по образованию, распределению и использованию централизованных денежных фондов и созданию оптимально-побудительных условий для образования, распределения и использования децентрализованных денежных фондов в контексте выполнения государством возложенных на него задач.

Финансовая деятельность государства осуществляется в соответствии с определенными принципами, призванными детерминировать рациональную концептуализацию отношений государства в сфере его взаимоотношения с частными субъектами хозяйствования. Принципы финансовой деятельности в большинстве случаев носят общеобязательный характер, поскольку многие из них либо прямо закреплены в нормах права, регулирующих эту деятельность, либо логически вытекают из их смысла.

К числу принципов финансовой деятельности можно отнести следующие.

1. Принцип законности, являясь межотраслевым правовым принципом, заключается в том, что весь процесс образования, распределения и использования денежных фондов должен идти в строгом соответствии с финансовым законодательством, соблюдение которого обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

2. Принцип приоритета публичных интересов в правовом регулировании общественных отношений, которые возникают в процессе финансовой деятельности. Это предполагает использование финансово-правовых институтов в целях определенного государственного регулирования экономики, сообразно тем задачам, которые ставятся перед ним со стороны общества для обеспечения потребностей последнего.

3. ^ Принцип социальной направленности, который выражается в политике государства по созданию условий, обеспечивающих здоровье нации, охрану труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, развитие социальных служб, установлении адресной социальной (денежной или иной) помощи и др. Все это не может быть реализовано без соответствующего финансового обеспечения.

4. Принцип гласности предполагает, что правотворчество в финансовой сфере должно осуществлять открыто и гласно, с последующим информированием всех заинтересованных субъектов о результатах финансовой деятельности государства. Данный принцип, как и все остальные, находит свое дальнейшее отражение (зачастую легальное) в подотраслях и институтах финансового права.

5. ^ Принцип разделения властей предусматривает распределение полномочий в сфере финансовой деятельности государства между органами законодательной и исполнительной власти. Например, в бюджетной сфере Палата представителей Национального Собрания Республики Беларусь рассматривает проекты законов об утверждении республиканского бюджета и отчета о его исполнении; установлении республиканских налогов и сборов (ч. 2 ст. 97 Конституции Республики Беларусь), а Правительство Республики Беларусь разрабатывает и представляет Президенту Республики Беларусь для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении (ст. 107 Конституции Республики Беларусь).

6. Принцип плановости означает, что финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных правовых актах.

7. Принцип самостоятельности финансовой деятельности органов местного управления и самоуправления, который основывается на ст. 121 Конституции Республики Беларусь, согласно которой местные Советы депутатов, в частности, утверждают программы экономического и социального развития, местные бюджеты и отчеты об их исполнении; устанавливают в соответствии с законом местные налоги и сборы.

Финансовая деятельность осуществляется государством с помощью разнообразных методов. Их различие определяется тем, с какими субъектами государство вступает в отношения, а также конкретными условиями собирания, распределения и использование денежных средств.

Под методами финансовой деятельности понимаются конкретные приемы и способы, посредством которых государство осуществляет формирование, распределение и использование денежных фондов, входящих в состав финансовой системы государства.

Для аккумулирования денежных средств в централизованные фонды применяются методы обязательных и добровольных платежей. ^ Метод обязательных платежей, являющийся доминирующим при осуществлении финансовой деятельности государства, реализуется через механизмы налогообложения, обязательное страхование и др. Метод добровольных платежей осуществляется через государственные займы (покупка и продажа государственных ценных бумаг), лотереи, вклады в кредитные учреждения, благотворительные пожертвования и т.п. В настоящее время метод обязательных платежей является основным, поскольку бюджеты всех уровней в основном формируются за счет налоговых платежей, основанных на обязательной атрибутивной доминанте.

При распределении государственных денежных средств применяются два основных метода: метод финансирования и метод кредитования. Финансирование выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств. Например, предоставление межбюджетного трансферта из республиканского бюджета местным в форме субвенции осуществляется на безвозвратной и безвозмездной основе. Кредитование означает выделение денежных средств на условиях платности и возвратности. В настоящее время бюджетным законодательством предусмотрена возможность выделения средств из бюджета на условиях возвратности и возмездности (бюджетный заем).

Формы финансовой деятельности достаточно разнообразны. Финансовая деятельность государства осуществляется непосредственно (фактически), т.е. в неправовой форме, не влекущих правовых последствий и в правовой форме, порождающей определенные правовые последствия.

Правовая форма финансовой деятельности государства является результатом воплощения в жизнь функционального взаимодействия государства и права. Имея четко обозначенную функциональную направленность правовая форма финансовой деятельности государства опосредует только специальные функциональные задачи правового характера, решение которых сопровождается правовыми или организационно-правовыми последствиями. Правовые формы выражаются в принятии правовых актов в связи с установлением или применением финансово-правовых норм, совокупность которых образует финансовое законодательство. Неправовые формы – это формы, имеющие локальный характер, т.е. обеспечивающие реализацию отдельных процедур (например, ответы на вопросы налогоплательщиков; проведение совещаний, разъяснение финансового законодательства в средствах массовой информации, финансово-экономический анализ; проведение финансового планирования, составление экономических прогнозов и отчетов и т.п.).

Глава 2. Финансовое право Республики Беларусь как отрасль права

^ 2.1. Предмет и метод финансового права

Финансовое право, как и любая другая отрасль права имеет свой предмет, в качестве которого традиционно рассматривают определенный вид общественных отношений. Предметом финансового права выступают общественные отношения, носящие многоаспектный и комплексный характер. Кроме того, это довольно специфическая сфера социальных связей, существующих в обществе.

В общем виде предметом финансового права выступают общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности государства по поводу образования, распределения и использования централизованных и создания оптимально-побудительных условий для функционирования децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих эффективное развитие государства в контексте поставленных перед ним обществом задач.

Общественные отношения, составляющие предмет финансового права, обладают следующими особенностями:

- направленность на образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов при параллельном создании государством соответствующего организационно-правового и экономико-эффективного механизма развития всех хозяйствующих субъектов;

- властный характер финансовых отношений, что обусловлено обязательным участием государства в лице компетентных органов, наделенных правом соответствующим нормативно-правовым образом воздействовать на других субъектов;

- имущественный характер отношений, являющийся сегодня доминантой в характеристике отношений, составляющих предмет финансового права, обусловленный их возникновением по поводу специфических финансовых ресурсов (денежных средств). При этом предметом финансового права являются только те денежные отношения, которые непосредственно связаны с мобилизацией, распределением и использованием централизованных денежных фондов и созданием соответствующих условий для функционирования децентрализованных денежных фондов;

- финансовые отношения характеризуются неравенством сторон, зависимостью одних субъектов (различные субъекты, выступающие в качестве налогоплательщиков, получателей бюджетных ассигнований и др.) от других (государство или специально уполномоченный орган), что порождает определенную конфликтность этих отношений, которая, в свою очередь позволяет некоторым авторам говорить о политическом аспекте развития финансового права на современном.

Для выявления специфики финансового права большое значение имеет не только определение его предмета, но и используемых методов правового регулирования общественных отношений, т.е. совокупности приемов воздействия на общественные отношения, применяемых при регулировании этих отношений.

Анализируя систему воздействия на отношения, регулируемые финансовым правом, можно сделать вывод о том, что основным методом, который используется для регулирования этих отношений является императивный метод или метод властных предписаний, который заключается в том, что одна сторона (государство в лице специально уполномоченных органов) издает властные предписания, обязательные для выполнения другой стороной (хозяйствующие субъекты и физические лица) в процессе осуществления финансовой деятельности.

Признаками метода властных предписаний, используемого в рамках финансового права, являются:

- доминирование позитивных обязываний, которые выполняют роль прямого регулятора соответствующих социальных связей, возникающих в процессе финансовой деятельности государства;

- ограничение правовой инициативы субъектов финансового права (конформизм), т.е. невозможность ими, как правило, по своему усмотрению приобретать права и обязанности, определять их содержание;

- юридическое неравенство субъектов финансового права, выражающееся в различии содержания их правосубъектности. Государство, как субъект финансового правоотношения, наделено более широкими правами, чем другой субъект этого отношения, например, налогоплательщик, т.е. государство в данном правоотношении выступает в качестве управомоченного субъекта, а налогоплательщик – в качестве обязанного. При этом следует обратить внимание, что обязанная сторона находится в функциональной зависимости от властного субъекта и организационно не подчинена ему;

- тесная связь с экономической политикой, проводимой государством. Непосредственная связь метода правового регулирования финансовых отношений с основными направлениями государственной экономической политики, а также возможность законодателя использовать различные экономико-правовые способы для достижения эффективности финансово-правового регулирования призвана обеспечить построение оптимально-эффективной модели взаимодействия публичных и частных субъектов в процессе выполнения последними своих финансовых обязательств.

Определив предмет и метод правового регулирования финансовых отношений, показав их особенности во взаимосвязи со многими социально-экономическими, правовыми, политическими и другими явлениями, можно констатировать, что финансовое право представляет собой совокупность правовых норм регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства по поводу образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств с целью оптимально-эффективного функционирования экономики для удовлетворения материальных потребностей всех членов общества.
^ 2.2. Место финансового права в системе национального права

По поводу происхождения и места финансового права в системе национального права в правовой науке сложились следующие основные точки зрения:

- финансовое право, являясь самостоятельной отраслью права, выделилось из государственного (конституционного) и административного права;

- финансовое право, являясь самостоятельной отраслью права, возникло одновременно с государственным (конституционным) и административным правом;

- финансовое право – комплексная отрасль права;

- финансовое право – часть конституционного или административного права.

Финансовое право, участвуя в опосредовании движения денежных средств сообразно своему предмету и методу правового регулирования, не исключает формирования устойчивых связей с иными отраслями права. Уяснения аспектов этого взаимодействия позволяет не только уточнить место финансового права в системе национального права, но и выявить дополнительные характерные особенности данного правового образования на современном этапе развития правой системы.

Ведущее место в системе права занимает конституционное право. Это значит, что его нормы являются определяющими для регулирования общественных отношений всеми отраслями права. Конституция Республики Беларусь закрепляет лишь главные, принципиальные положения, которые, действуя непосредственно, в то же время раскрываются и конкретизируются в финансовом законодательстве. Это объясняется тем, что метод конституционного права характеризуется преимущественно как метод общего закрепления наиболее важных, сущностных сторон тех общественных отношений, которые дальнейшую правовую регламентацию получают в нормах других отраслей права. Например, ст. 56 Конституции Республики Беларусь, предусматривающая, что граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей, конкретизируется и получает свое развитие в рамках налогового законодательства, которое закрепляет правовые основы как функционирования всей налоговой системы, так взимания отдельных налогов и сборов.

Финансовое право тесно связано с административным правом. Административное и финансовое право, являясь публичными правовыми образованиями, используют сходные методы правового регулирования – метод властных предписаний (императивный метод). Однако существуют различия между методом властных предписаний, применяемым в административном и финансовом праве, то есть они по своей природе не совпадают так же, как не совпадают предметы административного и финансового права. Разное соотношение способов, приемов правового воздействия на общественные отношения, разный качественный состав юридических фактов, из которых возникают, изменяются или прекращаются правоотношения, разный их субъектный состав и характер взаимосвязи субъектов правоотношений создают специфику метода, определяют его особый юридический режим, который последовательно проводится через все институты и нормы отрасли и с помощью которого осуществляется регулирование соответствующей сферы.

Связь гражданского и финансового права обусловлена тем, что большинство отношений в сфере финансовой деятельности государства носят имущественный (денежный) характер, что корреспондируется с частью предмета гражданского права, составляющим имущественные и личные неимущественные отношения.

Следует отметить, что большинство финансовых отношений производны по форме от гражданских отношений. Например, налоговые обязательства субъектов хозяйствования в большинстве случаев являются прямым следствием именно их предпринимательской деятельности и воспринимаются как неразрывно с ней связанные. Обязанность по уплате налога может быть реализована налогоплательщиками только после того, как у него на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления появятся определенные денежные средства. Таким образом, гражданско-правовые отношения предшествуют и являются основной для возникновения, в частности, налоговых отношений.

При взаимодействии финансового права с другими отраслями права могут возникать определенные научно-методологические и нормативно-правовые противоречия, возникающие на стыке нескольких отраслей права, которые зачастую носят объективный характер, когда объект правового регулирования не является настолько однородным, чтобы быть поглощенным одной отраслью права.
^ 2.3. Система и источники финансового права

Финансовое право является сложным правовым образованием, включающим большое количество правовых норм, что вызывает потребность во внутреннем его структурировании, т.е. в существовании в виде определенной системы. Система финансового права - это его внутреннее строение, объединение финансово-правовых норм в определенной последовательности, обусловленной системой общественных отношений, складывающихся в сфере финансового деятельности государства.

Современный период развития финансового права характеризуется практически единообразным подходом в вопросе структурирования Общей части финансового права, к которой относятся нормы, регулирующие общие принципы, правовые формы, методы финансовой деятельности государства, систему органов государства, осуществляющих финансовую деятельность, а также отношения в сфере финансового контроля.

Учитывая особенности развития финансовой системы Республики Беларусь в агрегированном виде к Особенной части финансового права следует отнести: бюджетное право как подотрасль; налоговое право как подотрасль; государственный кредит как финансово-правовой институт; правовые основы денежного обращения и валютного регулирования как финансово-правовой институт.

Формами правового регулирования финансовых отношений высту­пают источники финансового права. Источник финансового права – это официально определенные внешние формы его выражения, т.е. правовые акты законодательных и исполнительных органов государственной власти, содержащие нормы, регулирующие вопросы финансовой деятельности государства.

Основным источником финансового права является нормативный правовой акт. В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. (в ред. Закона от 4 января 2002 г.) «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» понимается официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий обязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

В системе нормативных правовых актов Республики Беларусь, как и большинства государств, главное место занимает Конституция. При этом наличие таких признаков, как верховенство в системе нормативных актов, прямое действие на всей территории государства, особый порядок принятия и внесения изменений, позволяют рассматривать ее в качестве основополагающего источника финансового права.

В развитие конституционных основ финансовой деятельности государства в нашей стране важное значение с точки зрения обеспечения баланса публичных и частных интересов приобретают решения Конституционного Суда Республики Беларусь, в которых, на основе анализа и толкования Основного закона Республики Беларусь и других актов законодательства, формулируются или конкретизируются категориально-дефинитивные и принципиальные начала финансовой деятельности государства.

Развитие закрепленных Конституцией Республики Беларусь общих основ финансовой деятельности государства осуществляется в рамках кодификационных и текущих законов. Наиболее важное место в системе источников финансового права занимают кодексы, т.е. законы, обеспечивающие полное системное регулирование определенной области общественных отношений. В настоящее время в Республике Беларусь завершился процесс кодификации финансового законодательства: с 1 января 2004 года действует Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г., закрепившая систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, регулирующий властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (сборов) и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также устанавливающие права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений. 29 декабря 2009 года принята Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь, вступившая в силу с 1 января 2010 года, которая определяет правовой порядок взимания конкретных налоговых платежей. С 1 января 2009 года вступил в силу Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 года, который регулирует отношения между участниками бюджетного процесса, возникающие при составлении, рассмотрении, утверждении, исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов государственных внебюджетных фондов, составлении, рассмотрении и утверждении отчетов об их исполнении, определении прав и обязанностей участников бюджетного процесса, осуществлении заимствовании в бюджеты, в межбюджетных отношениях, а также при осуществлении контроля за исполнением бюджетов и применении ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Отдельные сферы общественных отношений, входящих в предмет финансового права (например, правовые основы денежного обращения), регулируются Банковским кодексом Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. (в ред. Кодекса от 17 июля 2006 г.).

В систему источников финансово права включаются законы, регулирующие отдельные виды общественных отношений, составляющих предмет финансового права (в сфере государственного финансового контроля – Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 года «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь»; в области независимого финансового контроля – Закон Республики Беларусь от 8 ноября 1994 г. (в ред. Закона от 18 декабря 2002 г.) «Об аудиторской деятельности»; в бюджетной сфере – ежегодно принимаемые законы о республиканском бюджете на очередной финансовый год; в сфере валютного регулирования – Закон Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле»).

В соответствии со ст. 85 Конституции Республики Беларусь Президент Республики Беларусь издает декреты и указы, имеющие обязательную силу на всей территории страны. Данные нормативные правовые акты призваны ликвидировать правовой вакуум в регулировании финансовых отношений, образующийся вследствие отставания финансового законодательства от изменений в экономике, условий формирования рыночных отношений.

Финансово-правовые нормы содержаться и в подзаконных актах органов исполнительной власти, которыми, в частности, являются постановления Правительства, издаваемые, как правило, в случаях, прямо предусмотренных финансовым законодательством в развитие положений кодексов, законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь. Правительство Республики Беларусь в финансовой сфере обладает разнообразными полномочиями, реализуя которые, оно принимает соответствующие финансово-правовые акты в различных областях финансовой деятельности государства: государственный финансовый контроль; регулирование рынка ценных бумаг и др.

Отдельную группу источников финансового права акты органов государственного управления специальной компетенции (Министерство по налогам и сборам, Министерство финансов, Национальный банк Республики Беларусь и др.), к которым относятся ведомственные подзаконные нормативные правовые акты по финансовым вопросам, издание которых осуществляется в случаях и в пределах, установленных законодательством.

Большую группу источников финансового права составляют акты местных органов управления и самоуправления, принимаемые в пределах прав, предоставленных им законом. В соответствии со ст. 16 Закона Республики Беларусь от 20 февраля 1991 г. (в ред. Закона от 10 января 2000 г.) «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» за местными Советами депутатов закрепляются права на утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении, внесении при необходимости изменений в бюджеты; установлении в соответствии с законом Республики Беларусь (закон о республиканском бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год) местных налогов и сборов.

Ст. 8 Конституции Республики Беларусь предусматривает, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. При этом не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции.

Исходя из содержания данной конституционно-правовой нормы, следует констатировать, что в правовую систему Республики Беларусь в виде источников финансового права введено две категории международно-правовых норм: общепризнанные принципы международного права и международные договора.

Наиболее распространенными является заключение Республикой Беларусь соглашений об избежании двойного налогообложения, которые имеют своей целью урегулирование таких юридических ситуаций, когда у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налогов одновременно в двух государствах, например, по месту постоянного проживания (регистрации) и по месту получения им дохода. В устранении двойного налогообложения заинтересованы не только налогоплательщики, налоговое бремя которых многократно возрастает при последовательном налогообложении одного и того же объекта в разных странах, но и сами государства.


Глава 3. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

2011г. Общая часть Глава Финансы и финансовая деятельность государства iconТема Финансы и финансовая деятельность государства Понятие, функции...
Финансовая деятельность государства, ее цель и задачи. Принципы, методы и формы осуществления финансовой деятельности государства....
2011г. Общая часть Глава Финансы и финансовая деятельность государства iconВодчиц Диана Финансы и финансовая деятельность Государства. Понятие,...
Финансы – это особая форма экономических отношений по поводу образования и распределения денежных доходов и накоплений предприятий,...
2011г. Общая часть Глава Финансы и финансовая деятельность государства iconТема 1: Финансы, финансовая система и финансовая политика
Сущность, специфические признаки и функции финансов. Возникновение термина «Финансы» связано с появлением государства и обусловлено...
2011г. Общая часть Глава Финансы и финансовая деятельность государства icon3. Финансы и финансовая политика государства
Взаимосвязь многообразных элементов финансовых отношений организует их в финансовую систему. Финансовая система это бюджеты различных...
2011г. Общая часть Глава Финансы и финансовая деятельность государства iconПрайм-еврознак
Реан А. А. Часть I: глава 14; в частях IV, V, VIII: глава Реан А. А., Петанова Е. И. Часть V: глава Розум С. И. В частях II, IV-VIII:...
2011г. Общая часть Глава Финансы и финансовая деятельность государства iconОбразовательный проект для предпринимателей
Финансовая система России включает три основные сферы отношений: государственные и муниципальные финансы, финансы хозяйствующих субъектов...
2011г. Общая часть Глава Финансы и финансовая деятельность государства iconПримерные вопросы к экзамену
Финансовая деятельность государства и муниципальных образований. Функции финансовой деятельности
2011г. Общая часть Глава Финансы и финансовая деятельность государства iconВопросы для подготовки к зачёту
Финансовая деятельность государства и муниципальных образований как базисная категория финансового права
2011г. Общая часть Глава Финансы и финансовая деятельность государства iconПеречень вопросов для подготовки к экзамену
Финансовая деятельность Российского государства: понятия, задачи, функции, методы и принципы
2011г. Общая часть Глава Финансы и финансовая деятельность государства iconВопросы к
Налоговое воздействие государства на предпринимательскую деятельность: общая характеристика
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница