Тема финансовый анализ в деятельности


НазваниеТема финансовый анализ в деятельности
страница1/31
Дата публикации21.03.2013
Размер3.42 Mb.
ТипАнализ
userdocs.ru > Финансы > Анализ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31
Содержание

ТЕМА 1. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНИЗАЦИИ 5


цель и задачи финансового анализа 5

Место и роль финансового анализа в системе управления

организацией 7

Субъекты финансового анализа 10

Информационное обеспечение финансового анализа 12

виды финансового анализа 15

Принципы организации финансового анализа 20

виды показателей, используемых в финансовом анализе 22

Методология финансового анализа 24

ТЕМА 2. АНАЛИЗ ИМУЩЕСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА

ОРГАНИЗАЦИИ 29

Вертикальный и горизонтальный анализ баланса. Построение

аналитического баланса 30

Анализ структуры И динамики активов 37

Анализ структуры И динамики пассивов 43

^ ТЕМА 3. АНАЛИЗ ЛИКВИДНОСТИ И

ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 52

Анализ ЛИКВИДНОСТИ баланса 52

Коэффициентный анализ ликвидности и платежеспособности 54

^ ТЕМА 4. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ

ОРГАНИЗАЦИИ 60

Коэффициентный анализ структуры капитала организации 60

Комплексный анализ обеспеченности организации материальными

оборотными средствами 65

Балльная оценка финансовой устойчивости 72

^ ТЕМА 5. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 77

Анализ ДОХОДОВ И расходов организации 77

Анализ показателей прибыли 80

Операционный рычаг. Эффект операционного рычага 97

Анализ дивидендного дохода 103

Анализ деловой активности организации 106

Анализ показателей рентабельности 109

Финансовый рычаг. Эффект финансового рычага 144

^ ТЕМА 6. АНАЛИЗ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ ОРГАНИЗАЦИИ 147

Анализ денежных ПОТОКОВ прямым методом 152

Анализ денежных ПОТОКОВ косвенным методом 158

Анализ ликвидного денежного потока 160

Анализ сбалансированности денежных ПОТОКОВ 162

Прогнозирование денежных ПОТОКОВ 163

^ ТЕМА 7. АНАЛИЗ ВЕРОЯТНОСТИ БАНКРОТСТВА
ОРГАНИЗАЦИИ 165


Системы неформализованных критериев оценки банкротства 167

Определение неудовлетворительной структуры баланса 174

Анализ признаков фиктивного или преднамеренного банкротства ... 177 Анализ связи неплатежеспособности организации с

задолженностью государства перед ней 180

Анализ финансового состояния организации по методике ФСФО РФ 182
^ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 191

Тема 1. Финансовый анализ в деятельности организации

Цель и задачи финансового анализа

Финансовый анализ - это метод научного исследования, применяемый для обработки информации о финансовой деятельности хозяйствующего субъекта (организации).

^ Цель финансового анализа - оценка финансовых параметров деятельности организации.

Результаты финансового анализа дают необходимую информацию о состоянии объекта анализа и служат основой для принятия соответствующих управленческих решений.

Задачами финансового анализа являются:

  • определение текущего финансового состояния организации;

  • выявление и оценка изменений финансового состояния в пространственно-временном разрезе;

  • выявление и оценка основных факторов, вызывающих изменения финансового состояния;

  • построение прогноза изменения финансового состояния организации в будущем.

Предметом финансового анализа являются отношения между отдельными подразделениями организации в сфере управления финансами, а также финансовые отношения организации с внешними контрагентами.

Объектом финансового анализа является финансово-хозяйственная деятельность организации, в частности, процессы, связанные с изменением:

  • ресурсной базы организации (собственного и заемного капитала);

  • активов организации (оборотных и внеоборотных);

  • доходов и расходов организации;

  • денежных потоков организации и др.

Основные направления финансового анализа:

1. Анализ имущественного потенциала

  • общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности организации (вертикальный и горизонтальный анализ баланса, построение аналитического баланса);

  • анализ структуры и динамики активов;

  • анализ структуры и динамики пассивов.

2. Анализ финансового потенциала

  • анализ ликвидности и платежеспособности организации;

  • анализ финансовой устойчивости.

3. Анализ финансовых результатов

  • анализ структуры и динамики доходов и расходов организации;

  • анализ уровня и динамики финансовых результатов;

  • анализ показателей деловой активности;

  • анализ показателей рентабельности.

  1. Анализ движения денежных средств

  2. Комплексная оценка деятельности организации

  3. Анализ вероятности банкротства

Результаты анализа оформляются в виде аналитической записки, которая, как правило, включает следующие основные разделы:

  • Общая характеристика организации и экономической среды, в которой она функционирует.

  • Финансовые показатели, коэффициенты и иные аналитические сведения.

  • Качественная и количественная характеристика ключевых факторов, оказывающих наибольшее влияние на финансовое состояние организации.

  • Выводы по результатам анализа и прогноз изменения финансового состояния.

^ Субъекты финансового анализа

Субъекты финансового анализа - соответствующие службы организации (как правило это финансово-аналитические службы), руководство и собственники организации, а также внешние пользователи информации, заинтересованные в ее деятельности (инвесторы, кредиторы, контрагенты, фискальные органы и др.). Каждый пользователь информации изучает ее исходя из своих интересов.

Внутренние пользователи:

  • собственники (акционеры) - определяют необходимость увеличения доли собственных средств на основе анализа рыночной стоимости организации и доходности ее акций. Оценивают эффективность управления организацией на основе анализа финансовой устойчивости, показателей эффективности использования ресурсов, инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности и пр.;

  • финансовые аналитики и менеджеры – осуществляют расчеты финансовых показателей; оценивают ликвидность и платежеспособность организации, ее финансовую устойчивость; оценивают эффективность структуры капитала; оценивают правильность принятых инвестиционных решений; оценивают эффективность деятельности, инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность; разрабатывают основные направления дивидендной политики; оценивают возможности слияний и поглощений или иной структурной реорганизации и пр.;

Внешние пользователи:

  • органы государственного финансово-экономического контроля - проверяют своевременность, полноту расчетов по налогам и сборам в бюджет и внебюджетные фонды, стабильность поступлений денежных средств и пр.;

  • органы государственного и регионального управления, органы местного самоуправления - оценивают возможность создания новых рабочих мест, потенциал экономического роста региона, развития местных рынков, стабильность налоговых платежей и пр.;

  • органы государственной статистики - используют финансовую отчетность, результаты анализа для статистических обобщений по регионам и отраслям и пр.;

  • аудиторские компании (внешние аудиторы) - осуществляют проведение финансового анализа в целях публичного подтверждения результатов деятельности организации.

  • информационные, аналитические и консалтинговые агентства и компании - используют результаты анализа для расчета обобщающих показателей финансовой деятельности организации,

подготовки обзоров, оценки тенденций развития отдельных организаций и отраслей, выработки рекомендаций своим клиентам относительно целесообразности инвестирования их капиталов в ту или иную организацию и пр.;

  • контрагенты - используют результаты анализа для оценки надежности и перспективности деловых связей с данной организацией;

  • кредиторы - используют результаты анализа для оценки целесообразности предоставления кредита, займа, оценки возможностей организации своевременно и полном объеме исполнить обязательства по предоставленному кредиту, займу, для определения условий
    кредитования, оценки гарантийных обязательств и пр.;

  • инвесторы - используют результаты анализа для оценки инвестиционной привлекательности организации, эффективности инвестиций и уровня их риска, эффективности использования имеющихся у организации собственных и привлеченных средств, ее финансовой устойчивости и платежеспособности.

^ Информационное обеспечение финансового анализа

Информационное обеспечение финансового анализа деятельности организации представляет собой систему сбора и обработки внешней и внутренней информации.

Качество проведения финансового анализа напрямую зависит от репрезентативности используемой информации.

Внешняя информация предназначена для обеспечения руководства необходимыми сведениями о состоянии среды, в которой оно действует. Сбор внешней информации предполагает накопление различных данных о ситуации на рынке (о конкурентах, клиентах и т.д.).

Источники внешней информации:

  • издания, публикации, сообщения официальных органов власти;

  • отчеты информационно-аналитических агентств и консалтинговых компаний;

  • средства массовой информации и рекламы (газеты и журналы, телевидение и радио);

  • публикуемые годовые отчеты клиентов, партнеров и контрагентов;

  • личные контакты с клиентурой, партнерами и контрагентами.

Внутренняя информация предназначена для анализа и оценки финансового состояния организации при принятии различного рода управленческих, инвестиционных, организационных, административных и иных решений.

Источники внутренней информации:

  • финансовая (бухгалтерская) отчетность;

  • статистическая отчетность;

  • налоговая отчетность;

  • оценочные расчеты по проводимым операциям;

  • результаты внутренних исследований;

  • акты ревизий и проверок;

  • справки, подготовленные соответствующими службами по
    заданию руководства организации.

Финансовая отчетность представляет собой систему сбора информации об имущественном и финансовом состоянии организации и о результатах ее хозяйственной деятельности.

В соответствии с действующим законодательством финансовая отчетность является открытым источником информации, ее состав и формы представления унифицированы.

Законодательством Российской Федерации регламентирован следующий состав бухгалтерской отчетности:

  • Бухгалтерский баланс (форма №1)

  • Отчет о прибылях и убытках (форма №2)

  • Отчет об изменениях капитала (форма №3)

  • Отчет о движении денежных средств (форма №4)

  • Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5)

  • Отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6)

Кроме того, в состав годовой отчетности помимо указанных форм входят:

  • Пояснительная записка

  • Аудиторское заключение

Каждая форма отчетности содержит определенную информацию, которая позволяет решать конкретные задачи финансового анализа. Бухгалтерский баланс - дает представление об общей характеристике финансового состояния организации, отчет о прибылях и убытках дает представление о финансовых результатах организации, отчет о движении денежных средств - характеризует денежные потоки организации, ее платежеспособность.

Особое значение имеют приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. В них отражаются сведения (на начало и конец отчетного периода):

  • о нематериальных активах, об основных средствах, о видах финансовых вложений, о дебиторской и кредиторской задолженности, об уставном, резервном и добавочном капитале, о составе акционерного капитала организации (полностью оплаченных, неоплаченных,
    оплаченных частично), о номинальной стоимости акций, находящихся в собственности организации и др.;

  • о составе резервов предстоящих расходов и оценочных резервов;

  • об объемах реализованной продукции, товаров (работ, услуг), по видам деятельности и географическим рынкам сбыта;

  • о составе издержек производства и обращения, прочих внереализационных доходах и расходах;

  • о выданных организацией обязательствах и полученных платежах.

^ Виды финансового анализа

В экономической теории финансовый анализ подразделяется на два основных блока: макроэкономический и микроэкономический. Такое разделение обусловлено сложившимся в современной экономической науке подходом к выделению макро- и микроэкономики.

^ Микроэкономический финансовый анализ предназначен для оценки состояния и эффективности использования экономического и финансового потенциала организации, ее инвестиционной привлекательности, а также обоснования управленческих решений.

^ Макроэкономический финансовый анализ предназначен для оценки состояния и эффективности функционирования экономики в целом (региональный, национальный, международный подходы), конъюнктуры различных сегментов рынка.

В зависимости от пользователей информации выделяют: внешний и внутренний анализ.

^ Внешний анализ проводится в целях сравнения результатов деятельности организации с другими организациями по данным бухгалтерской отчетности организации-контрагента. Результатом данного анализа является определение рыночной стоимости и

инвестиционной привлекательности организации для потенциальных контактов.

^ Внутренний анализ проводится в целях изучения деятельности только анализируемого хозяйствующего субъекта. При этом используется разработанная в организации система нормативов экономической деятельности, а также оперативные данные, часто составляющие коммерческую тайну организации. Результатом данного анализа является определение возможностей организации по оптимальному привлечению и использованию средств для обеспечения максимума прибыли и минимизации затрат, а также снижению финансовых рисков. Особенностью этого вида анализа является использование в качестве источников информации внутренней финансовой отчетности, данных бухгалтерского учета, нормативной и плановой информации.

По временному горизонту выделяют: текущий (ретроспективный) анализ, оперативный анализ, перспективный (прогнозный) анализ.

  • ^ Текущий анализ - это анализ результатов текущей финансово-хозяйственной деятельности по отчетным периодам. Его проводят в основном на базе данных бухгалтерского учета и отчетности организации. Текущий анализ позволяет оценить работу организации за прошедшие периоды времени нарастающим итогом. Его главная задача - оценка результатов деятельности организации и комплексное выявление неиспользованных резервов. Особенность текущего анализа состоит в том, что фактические результаты деятельности сравниваются с запланированными показателями и данными предшествующих аналитических периодов. Текущий анализ - наиболее полный анализ хозяйственной деятельности, вбирающий в себя результаты оперативного анализа и являющийся основой для проведения перспективного анализа.

  • ^ Оперативный анализ - это анализ, направленный на решение задач, которые стоят перед оперативным управлением организацией и представляет собой в значительной степени инструмент управленческого учета. Оперативный анализ проводится с целью оперативного реагирования на неблагоприятные для организации изменения внутренней и внешней среды. Главной задачей оперативного анализа является постоянный мониторинг и оперативная оценка различных параметров функционирования организации, выявление недостатков и причин их возникновения. Оперативный анализ в отличие от текущего во времени приближен к моменту совершения хозяйственных операций, т.е. может осуществляться в режиме реального времени.

  • ^ Перспективный анализ - это анализ будущих результатов финансово-хозяйственной деятельности организации. Важнейшими задачами проведения перспективного анализа являются подготовка необходимой аналитической информации для обоснования перспективных и текущих планов развития организации, оценка реальности выполнения намечаемых планов.

В зависимости от глубины аналитического исследования выделяют:

  • экспресс-анализ - проводится для общей и оперативной оценки финансового состояния и эффективности деятельности организации;

  • углубленный анализ - проводится для фундаментальной оценки финансового состояния и эффективности деятельности организации.

По признаку регулярности выделяют:

  • периодический - проводится регулярно в соответствующие периоды времени (годовой, квартальный, месячный, ежедневный, сменный и др.);

  • разовый - проводится единовременного по обстоятельствам различного характера.

Процедура экспресс-анализа, используемая, к примеру, в мониторинге финансового состояния организации, - отбор небольшого количества существенных сравнительно несложных в исчислении показателей и постоянное отслеживание их динамики. Это пример «периодического» анализа.

Процедура экспресс-анализа, используемая, к примеру банками, в мониторинге кредитоспособности заемщика - физического лица и оценки возникающих рисков - отбор наиболее существенных показателей и расчет на основе специальной программы интегрального эффекта, возникающего от их суммарного воздействия. Количество показателей при этом может быть и относительно велико.

Основная задача экспресс-анализа состоит в оперативности получения результата. Это пример «разового» анализа.

По полноте изучения деятельности организации:

  • полный анализ - всестороннее изучение финансово- хозяйственной деятельности организации;

  • тематический анализ - изучение отдельных направлений финансово-хозяйственной деятельности, представляющих наибольший интерес в данный момент времени.

^ Принципы организации финансового анализа

При проведении финансового анализа должны приниматься во внимание как общие принципы выполнения аналитических процедур, так и свойственная ему специфика.

В экономической теории к числу принципов организации финансового анализа относятся:

  • Принцип системности - предполагает изучение деятельности хозяйствующего субъекта, во-первых, как системы, объединяющей различные структурные подразделения, реализующие процесс производства, а во-вторых, как элемента более крупной хозяйственной системы (регион, отрасль и т.д.).

  • Принцип научности - предполагает раскрытие экономической сущности изучаемого явления или процесса, их оценки, характера изменения, посредством использования научных методов и процедур анализа.

  • Принцип комплексности - требует всестороннего изучения явления или процесса во взаимодействии с обусловливающими их факторами.

  • Принцип регулярности - определяет для каждого объекта временной интервал анализа. В процессе мониторинга анализ может проводиться непрерывно, либо через определенные промежутки времени.

  • Принцип конкретности - реализуется в целевой направленности и адресности проведения анализа.

  • Принцип объективности - предполагает доказательность выводов по результатам анализа, посредством полного раскрытия причин изменений изучаемых объектов.

  • Принцип преемственности - предполагает соблюдение единых принципов аналитической работы, сопоставимость выводов, сделанных на основе различных тематических анализов в различные периоды времени.

  • Принцип экономичности - предполагает, что объем проводимой аналитической работы и затраты на ее проведение должны соизмеряться с эффектом, который она обеспечивает.

  • Принцип осторожности - предполагает наличие надежной, проверенной информации (показатели, факты, события и др.), которая может быть, сформирована самим аналитиком, так и предоставлена ему со стороны. Кроме того, результаты любых аналитических процедур независимо от вида анализа следует рассматривать как субъективные оценки, которые не могут служить неоспоримым аргументом для принятия управленческого решения.

  • Принцип программности - предполагает наличие четкой программы анализа, для осознания заложенных в ней целей и ожидаемых результатов.

  • Принцип развертывания - предполагает использование алгоритма расчетов «от общего к частному».

  • ^ Принцип оценки отклонений - предполагает, что любые значимые отклонения от нормативных, плановых или среднеотраслевых значений показателей и тенденции их изменения необходимо объяснять и тщательно анализировать.

  • Принцип адекватности аналитического инструментария - предполагает, что выбор аналитического инструментария при проведении анализа должен основываться на идее его целесообразности, поскольку сама по себе сложность инструментария вовсе не гарантирует получение более качественных оценок и выводов;

  • ^ Принцип приемлемой точности в расчетах предполагает, что при проведении анализа, наибольшую ценность представляет выявление тенденций и закономерностей, а не получение предельно точных оценок, которые чаще всего таковыми не могут быть в принципе;

  • Принцип целесообразности - предполагает, что процесс анализа должен завершаться обобщением полученных результатов и формулированием соответствующих выводов и рекомендаций, число которых не должно быть велико.

Рассмотренные принципы составляют основу системы аналитической работы.

Принятию любого управленческого решения, предшествует определенное его обоснование, базирующееся обычно на результатах некоторых аналитических процедур. Смысл и значимость подобных процедур, особенно в бизнесе, выходят далеко за рамки простых арифметических действий или расчета ряда аналитических показателей. Необходимо понимать что, применяя различные методы и процедуры анализа, можно не только получить различные результаты, нередко противоречащие друг другу, но и «обосновать» заранее желаемый вариант действий или заранее желаемые выводы. Результаты аналитических процедур, как и собственно анализ, не должны абсолютизироваться, их не следует рассматривать как неоспоримые аргументы, обосновывающие принятие того или иного решения. Чаще всего эти результаты целесообразно дополнить различного рода субъективными оценками.

^ Виды показателей, используемых в финансовом анализе

Показатели, используемые в финансовом анализе - совокупность дискретной аналитической информации, представленной в цифровой форме.

Каждый показатель имеет определенное числовое выражение, характеризующее конкретное измерение объекта или процесса и отражающее в цифровой форме их количественные параметры и экономическую сущность. При этом каждый объект или хозяйственный процесс обычно определяются комплексом взаимосвязанных показателей.

В экономической теории выделяют следующие группы показателей, используемых в финансовом анализе:

  • количественные и качественные. К количественным показателям относят показатели, отражающие количественную характеристику объекта или процесса - объем выручки, объем выполненных работ, величина основных средств, их доля в общем объеме активов и др. К качественным показателям относят показатели, отражающие существенную определенность объекта или процесса - доходность, рентабельность, производительность труда, материалоемкость и др. Следует отметить, что особое внимание должно уделяться анализу показателей, характеризующих качество работы и конечные результаты деятельности предприятия. Количественные и качественные показатели тесно взаимосвязаны и применяются в комплексе, что обеспечивает всестороннюю и глубокую оценку достигнутых результатов;

  • абсолютные и относительные. Абсолютные показатели выражаются в стоимостных и натуральных измерителях (рублях, тоннах, килограммах, метрах, литрах, штуках, часах и т.п.); относительные – в процентах и индексах. Относительные показатели определяются путем делением одного показателя на другой. Например, отношение объема выпуска продукции на рубль основных фондов (фондоотдача), на одного работника (выработка) и т.д.;

  • приватные (неофициальные) - разрабатываемые самой организацией и обязательные - утверждаемые вышестоящими органами. Помимо показателей, утверждаемых централизованно, различными официальными и вышестоящими органами, организация может самостоятельно разрабатывать показатели и применять их для анализа;

  • частные и обобщающие (интегральные). Обобщающие - показатели, с помощью которых даются сводные характеристики состояния анализируемого объекта или процесса. Частные - показатели, характеризующие отдельные составляющие объекта или процесса.

  • плановые и нормативные. Плановые - расчетные показатели, используемые при составлении различного рода планов и

бюджетов. Нормативные - утверждаемые (директивные, индикативные) показатели, имеющие расчетное или имперически определяемое числовое выражение.

При проведении финансового анализа целесообразно использовать всю совокупность этих показателей, что позволяет обеспечить глубину и всесторонность исследования хозяйственных процессов и явлений.

Кроме того, изучение каждого показателя во взаимосвязи с дру­гими позволяет выявить факторы, влияющие на их изменение, определить доминирующие из них и количественно измерить зависимость между каждым фактором и результатным показателем, а также между самими факторами.

^ Методология финансового анализа

Метод анализа - это способ изучения, измерения и обобщения влияния различных факторов на изменение результатов деятельности организации с целью их улучшения.





Методология финансового анализа

Общенаучные методы исследования





Синтез

Индукция и дедукция

Моделиро вание

I

Инструментарий финансового анализа









Принципы

организации

анализа


Показатели

»s га х

МИ

Способы и приемы анализа

s g о S

S О Я т

I

Основные направления финансового анализа









Имущест

венный

потенциал


Денежные потоки

Финансовый потенциал

Финансовые результаты

Рейтинговая оценка

Рис. 6. Методология финансового анализа

Методика анализа - совокупность правил, приемов целесообразного проведения аналитической работы.

При проведении аналитических расчетов финансового характера, используется обширная совокупность методов и приемов, заимствованных из различных наук и систематизированных в рамках

финансового анализа. Приведем одну из классификаций методов финансового анализа.

1. Классические методы математического анализа:

  • методы элементарной математики;

  • дифференциальное и интегральное исчисление;

  • вариационное исчисление.

2. Традиционные методы анализа:

  • метод сравнения;

  • горизонтальный анализ;

  • вертикальный анализ;

  • коэффициентный анализ;

  • трендовый анализ.

3. Специальные методы анализа:

• операционный (маржинальный) анализ.

4. Методы экономической статистики:

  • метод средних величин;

  • метод группировки;

  • метод обработки рядов динамики;

  • индексный метод;

  • графический метод.

5. Методы детерминированного факторного анализа:

  • метод цепной подстановки;

  • метод абсолютных разниц;

  • метод относительных разниц;

  • метод пропорционального деления;

  • метод долевого участия;

  • метод логарифмирования;

  • индексный метод;

  • интегральный метод.

6. Методы математической статистики и эконометрики
(стохастического факторного анализа):

  • корреляционный анализ;

  • регрессионный анализ;

  • дисперсионный анализ;

  • многомерный факторный анализ;

  • кластерный анализ;

  • компонентный анализ;

  • спектральный анализ;

  • методы обработки пространственно-временных
    совокупностей.

7. Методы рейтинговой оценки:

  • метод суммирования значений всех показателей;

  • метод суммы мест;

  • метод суммы баллов;

  • метод расстояний;

  • таксонометрический метод.

Классические методы математического анализа применяются как в рамках других методов, например, методов математической статистики и математического программирования, так и отдельно, например, факторный анализ изменения экономических показателей может быть осуществлен при помощи дифференцирования и других раз­работанных на базе дифференцирования методов.

^ Специальные методы анализа (операционный анализ) применяются для оценки взаимосвязи между затратами, объемом производства и прибылью и обоснования управленческих решений, направленных на повышение эффективности производственной деятельности организации.

^ Методы экономической статистики используются для обобщения совокупности признаков изучаемых процессов и явлений, изучения их структуры и взаимосвязей, анализа количественных характеристик и динамики изменения показателей.

^ Методы детерминированного факторного анализа используются для исследования влияния факторов на результативный показатель в случае его прямой функциональной зависимости от данных факторных признаков. Задача детерминированного факторного анализа заключается в определении и количественной оценке влияния каждого фактора на результативный показатель.

^ Методы математической статистики и эконометрики применяются в тех случаях, когда изменение анализируемых показателей представляет собой случайный процесс. Наибольшее распространение из математико-статистических методов в финансовом анализе получили методы множественного и парного корреляционного анализа, регрессионный анализ. Данные методы играют важную роль в прогнозировании поведения экономических показателей. Если связь между анализируемыми характеристиками не детерминированная, а стохастическая, то математико-статистические методы - практически единственный инструмент исследования.

Методы рейтинговой оценки используются для исследования совокупности показателей, которые дают многостороннюю оценку

26

деятельности организации. Для получения обобщающей комплексной оценки осуществляют сведение этих показателей в единый интегральный показатель, на основании которого и определяется рейтинг.

Процесс проведения анализа можно представить следующим образом:

1. Предварительный этап

  • Определение цели и задач анализа, определение объектов,
    составление плана аналитической работы.

  • Сбор и подготовка информации необходимой для анализа,
    проверка ее достоверности, точности, и т.д.

  • Отбор, структурирование и группировка данных.

  • Разработка системы показателей, наиболее полно
    характеризующих объект анализа, определение нормативных значений
    показателей.

2. Аналитический этап

  • Анализ структуры и динамики изменения показателей.

  • Сравнение фактических результатов деятельности с
    запланированными показателями, данными прошлых аналитических
    периодов, с показателями деятельности других организаций, со
    среднеотраслевыми показателями и т.д.

  • Изучение степени влияния факторов на результаты
    деятельности организации.

  • Определение резервов повышения эффективности
    деятельности организации.

3. Заключительный этап

  • Общая оценка результатов деятельности организации.

  • Оценка качества работы менеджмента.

  • Разработка рекомендаций.

Традиционные методы финансового анализа

Метод сравнения. Сравнение - действие, посредством которого устанавливается сходство и различие определенных процессов и явлений. Сравнение бывает качественным и количественным. Проводить сравнение можно по одному или нескольким критериям. Наиболее распространенные виды сравнения - сравнение «план-факт», сравнение динамики факторных и результирующих показателей, сравнение параллельных рядов.

  1. ^ Сравнение фактически достигнутых показателей с
    данными прошлых периодов. Это дает возможность оценить темпы
    изменения изучаемых показателей и определить тенденции и
    закономерности развития экономических процессов.

  2. ^ Сравнение фактически достигнутых показателей с
    плановыми. В этом случае сравнение используется для оценки степени
    выполнения плана и определения неиспользованных резервов
    организации.

  3. ^ Сравнение фактически достигнутых показателей с
    утвержденными нормативами и нормами. Такое сравнение необходимо
    для получения критериев, индикативных параметров с целью оценки
    анализируемых объектов и процессов, например, с целью оценки
    эффективности использования финансовых ресурсов в процессе
    производства, определения возможностей увеличения объема
    производства, снижения себестоимости и др.

  4. ^ Сравнение фактически достигнутых показателей со
    среднестатистическими значениями и с показателями деятельности
    конкурентов. Такое сравнение позволяет определить позиции
    организации на рынке. Такое сравнение требуется для определения
    рейтинга анализируемой организации среди других субъектов хозяй­
    ствования, более полной и объективной оценки уровня развития
    организации, изучения общих и специфических факторов,
    определяющих результаты ее хозяйственной деятельности.

  5. ^ Сравнение различных вариантов решения экономических
    задач.
    Это позволяет выбрать наиболее оптимальный вариант и тем
    самым полнее использовать возможности организации. Особенно
    широко используется в предварительном анализе при обосновании
    финансовых планов и принимаемых управленческих решений.

  6. ^ Сравнение результатов деятельности до и после изменения
    какого-либо фактора.


Горизонтальный анализ. Цель горизонтального анализа состоит в том, чтобы выявить абсолютные и относительные изменения величин различных финансовых показателей за определенный период и дать им оценку. В основе горизонтального анализа лежит построение

аналитической таблицы, содержащей наряду с абсолютные и относительные показатели (темпы роста, темпы снижения и т.д.).

Вертикальный анализ. Цель вертикального анализа заключается в расчете удельного веса отдельных показателей в общем итоге и оценке их колебаний.

Коэффициентный анализ. Цель коэффициентного анализа заключается в оценки работы организации с использованием относительных показателей. Оценка финансового состояния организации с помощью финансовых коэффициентов проводится в следующих направлениях:

  • ликвидность и платежеспособность;

  • финансовая устойчивость;

  • деловая активность;

  • эффективность использования средств (рентабельность) и
    др.

Трендовый анализ. Цель трендового анализа заключается в формировании возможных значений показателей в будущем и оценке прогноза. В основе проведения трендового анализа лежит сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции изменения показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

Похожие:

Тема финансовый анализ в деятельности iconОсновные вопросы, рассматриваемые в теме: Экономический анализ как...
Тема. Введение в анализ и диагностику финансово – хозяйственной деятельности предприятия
Тема финансовый анализ в деятельности icon«финансовый менеджмент»
Информационное обеспечение финансового менеджмента: учет и отчетность, анализ финансовой деятельности предприятия
Тема финансовый анализ в деятельности icon1. Финансовый   анализ   деятельности   организации: подходы и методы
...
Тема финансовый анализ в деятельности iconКурсовая работа, её содержание. Тема Анализ маркетингового обеспечения...
Тема Анализ маркетингового обеспечения деятельности предприятия. (Организационная структура службы маркетинга, её «+» и «-»)
Тема финансовый анализ в деятельности iconФинансовый факультет Специальности 080105. 65 Финансы и кредит; 080107....
Специальности 080105. 65 Финансы и кредит; 080107. 65 Налоги, налогообложение и финансовый менеджмент; 080107. 65 Бухгалтерский учет,...
Тема финансовый анализ в деятельности iconТема. Анализ финансовых результатов деятельности организации
Задание Укажите факторы изменения чистой и совокупной прибыли по следующей схеме
Тема финансовый анализ в деятельности iconКурсовая работа по дисциплине: Инвестиционно-инновационная деятельность....
Введение 1
Тема финансовый анализ в деятельности iconТема 5: формирование уставного капитала и имущества предприятия,...
Рынок капитала (финансовый рынок) это механизм перераспределения денежных средств и капиталов между и заемщиками
Тема финансовый анализ в деятельности iconАнализ финансовых результатов деятельности предприятия
Финансовый план является источником анализа финансовых результатов, исходной базой финансового анализа являются данные бухгалтерского...
Тема финансовый анализ в деятельности iconАбстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность...
Анализ предпринимательской деятельности, затрагивающий все стороны и аспекты производственно-хозяйственной деятельности: оперативный...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница