Скачать 279.86 Kb.
|
Красногорский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» УТВЕРЖДАЮ И.о. директора Красногорского филиала __________________ Д.В.Кайсин «____» ………….. 2012 г. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ» И НАПРАВЛЕНИЯ «МЕНЕДЖМЕНТ» Красногорск 2012 г. Методические рекомендации рассмотрены и утверждены на заседании кафедры управления Протокол заседания № _____ от «_____» ____________ 2012 г. Заведующая кафедрой управления _____________Лысова С.И. д.э.н., профессор, Соловьев Б.А. ______________ к.э.н., доцент, Марченко Е.В. _________________ ^ Являясь самостоятельной работой студента, выполнение курсовых проектов позволяет подвести итог его обучения за определенный период времени. Курсовой проект должен содержать теоретический, аналитический и проектный материалы, а также рекомендации по совершенствованию тех или иных элементов хозяйственной системы организации. Целями выполнения курсового проекта являются:
В процессе выполнения курсового проекта студент должен решить следующие задачи:
^ Курсовой проект является самостоятельным трудом по избранной студентом теме, проводимым на основе подбора литературы, соответствующей избранной теме, анализа и обобщения информации из различных видов источников. Проект выполняется студентом под руководством преподавателя кафедры, ведущего лекционные/практические занятия по данной дисциплине. Тема проекта выбирается из предлагаемого списка примерных тем, однако студентом по согласованию с научным руководителем может быть сформулирована своя оригинальная тема, соответствующая проблематике курса. (Примерная тематика представлена в Приложении 1). При этом любая из выбранных тем должна отвечать требованиям актуальности и практической значимости. При указании темы курсового проекта после ее полного названия указывается анализируемое предприятие. ^
После выбора темы следует ознакомиться со всеми вопросами, связанными с ней, изучить методические пособия по этой дисциплине и литературу, рекомендованные в учебной программе дисциплины. Результатом этой работы должен стать предварительный вариант плана курсового проекта по выбранной теме. Затем студенту следует самостоятельно расширить круг литературных источников, подобрать фактический материал и составить окончательный вариант плана проекта, согласовав его с научным руководителем. Окончательный вариант плана определяет содержание проекта. ^ График подготовки и защиты курсовых проектов приведен в Приложении № 2. Студент должен выбрать тему для написания курсового проекта в первые две недели семестра. Образец заявки на утверждение исходной темы для разработки курсового проекта приведен в Приложении №3. После выбора темы студент должен изучить рекомендации по написанию курсового проекта, график проведения исследования/разработки, составить план, обсудить их с руководителем и приступить непосредственно к выполнению проекта. ^ Курсовой проект должен выполняться по плану, согласованному с руководителем. План должен отражать основное содержание работы и иметь логически выстроенную структуру. Курсовой проект должен включать следующие разделы:
Текст проекта должен представлять целостный завершенный анализ выбранной темы и иметь проектную составляющую. Главы и параграфы должны иметь стандартную нумерацию и заголовки. Названия глав и параграфов формулируются в виде развернутых предложений, отражающих основное содержание раздела. Введение и заключение не содержат названия. Следует обратить внимание на то, чтобы названия и нумерация разделов (глав и параграфов) в основном тексте курсового проекта полностью совпадали с планом. Образец плана представлен в Приложении 4. Типичные ошибки при составлении плана:
^ Курсовой проект выполняется шрифтом Times New Roman, размер 14, интервал 1,5. Общий объем проекта составляет 30 - 60 стандартных страниц. Соответственно объем введения и заключения – 3-4 стандартные страницы, объем глав – 10-16 стандартных страниц, объем параграфов – не менее 5-6 стандартных страниц. В приложения выносятся таблицы, превышающие 1 печатный лист, нестандартные схемы и диаграммы, объемный пояснительный текст, исторические справки и т.п. Страницы приложения не входят в общий объем курсового проекта. ^ Для составления плана необходимо в первую очередь собрать и ознакомиться с материалами по выбранной теме, представленными в основной и дополнительной литературе изучаемой дисциплины, рекомендуемой в ходе изучения дисциплины научным руководителем (лектором). Это, как правило, учебники, монографии и учебные пособия ведущих экономических вузов России и известных российских и зарубежных ученых в области финансов и финансово-экономических отношений, одобренных Министерством образования Российской Федерации и УМО (учебно-методическим объединением) по данному направлению. Однако список литературы, предлагаемый в методическом пособии преподавателем данной дисциплины, представляет собой примерный, базовый перечень и не является исчерпывающим. Сбор статистических и фактологических данных производится на основе изучения современной научной и научно-публицистической литературы (монографий, статьей в профильных журналах, статистических сборниках и др.). Большой выбор специальной литературы (в том числе периодических изданий) представлен в библиотеке и информационном центре РАНХ и ГС. Информация, полученная студентом из сети Интернет, должна отличаться достоверностью, поэтому рекомендуется использовать официальные интернет-сайты известных авторитетных экономических журналов и газет, информационных агентств, министерств, международных организаций, российских и зарубежных научно-исследовательских институтов, крупных российских и зарубежных компаний. ^ Во введении обосновывается актуальность выбранной темы и значимость проводимого исследования/разработки. Актуальность заключается во внешне выраженном каком-либо противоречии в функционировании объекта и необходимости его разрешения, а значимость курсового проекта - в обосновании возможностей его разрешения. Автор должен четко сформулировать цель выполнения проекта и конкретные задачи, логично вытекающие из цели и последовательно решаемые в ходе выполнения курсового проекта. Задачи, сформулированные в форме целевой установки (выявить…, обобщить…, проанализировать… и т.п.), должны найти свое отражение в пунктах плана основной части проекта. ^ Объектом должна выступать реальная организация, или ее органы управления. Предметом исследования являются различного рода отношения (экономические, организационные, организационно-экономические, финансовые, социально-экономические и т.п), особенности, свойства и параметры объекта, являющиеся существенными для целей исследования. Например, Тема: «Разработка системы эффективного использования производственных мощностей ОАО «Газпром» ^ – ОАО «Газпром» (конкретная организация) Предмет исследования – производственные мощности организации и эффективность их использования. Рекомендуется также в случае необходимости обосновать хронологические рамки темы, дать характеристику основных источников информации. ^ Все главы и параграфы должны быть пропорциональными, что позволяет достичь структурной сбалансированности работы. В первой главе раскрываются теоретико-методологические аспекты рассматриваемой темы, проводится сравнительный анализ взглядов разных ученых, раскрываются основные определения, указываются аналитические показатели. Наряду с прямым цитированием студенту разрешается излагать чужие мысли своими словами, но, в любом случае, необходимо делать ссылку на первоисточник. Аналитические данные в работе могут быть представлены в виде таблиц и графиков. Желательно выполнение графиков в цвете. Также указываются аналитические показатели, представленные формулой. Излагать материал в работе следует чётко, применять принятую научную терминологию, стараться воздерживаться от использования сомнительных, не имеющих подтверждений или опровергнутых теорий. Следует обратить внимание на расхождения в трактовках вопроса, даваемых разными авторами, и на основе критического обзора имеющихся точек зрения обосновать и изложить собственную позицию по данному вопросу. ^ представляет собой аналитическую часть, в ней целесообразно дать характеристику того предприятия или организации, информация которой была использована при выполнении проекта, а именно:
Далее автор проводит всесторонний технико-экономический анализ рассматриваемой проблемы на основе действующих нормативных актов, собранных статистических данных и практических материалов. Во второй главе содержится и расчетная часть: основные технико-экономические показатели, расчет конкретных показателей анализируемого предприятия, в рамках рассматриваемой темы, проводиться анализ предмета исследования, выявляются недостатки/проблемы. Должны широко использоваться рассмотренные в первой главе аналитические показатели. Аналитическая часть должна заканчиваться выводами, вскрывающими существующие недостатки предмета исследования (в системе организации и планирования, использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, материально-технического обеспечения, технологического оборудования, производственной мощности, складского, транспортного хозяйства и т.д., на том уровне управления, который рассматривается в курсовом проекте). Здесь следует показать необходимость совершенствования предмета исследования. Тем не менее, следует помнить, что задача анализа не сводится только к выявлению недостатков, необходимо отражение и положительных сторон. Применение всех современных способов, приемов и методов анализа позволит более полно изучить тему курсового проекта, сделать грамотные и логически обоснованные выводы, выдвинуть правильные предложения и практические рекомендации. ^ должна нести проектный (конструктивный) характер, где намечаются основные направления и перспективы решения проблем. В третьей главе разрабатываются и экономически обосновываются мероприятия, повышающие эффективность функционирования объекта исследования/разработки, то есть она носит непосредственно проектную часть. Здесь студент должен всесторонне обосновать и охарактеризовать рекомендуемые предложения. При этом направления совершенствования экономической системы должны быть подкреплены соответствующими расчетами. Необходимо рассчитать экономическую эффективность проектных предложений, которая может быть выражена или в стоимостных единицах, или различными показателями, характеризующими повышение качества работы, исходя из их экономического смысла. Каждая глава должна заканчиваться общими краткими выводами, которые послужат основой для изложения заключения. Краткие обобщающие выводы следует излагать в конце каждого пункта (параграфа) курсового проекта. ^ В заключение на 3-4 страницах кратко, но аргументировано излагаются основные выводы, полученные в ходе анализа проблем, и предложения, направленные на совершенствование объекта исследования в . Эта часть работы характеризует степень и качество выполнения поставленных перед студентом задач. Выводы формулируются исходя из следующей схемы: - задачи курсового проекта; - методы и средства решения этих задач; - характер полученных в курсовом проекте результатов; - ожидаемый эффект от внедрения полученных результатов; - уровень достижения цели и реализации задач курсового проекта, поставленных во введении. ^ Требования к оформлению курсового проекта Текст курсового проекта представляется в двух формах:
Курсовой проект должен быть выполнен на компьютере шрифтом Times New Roman, шрифт 14, интервал 1,5 и отвечать следующим требованиям:
Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения свободные строки не оставляются и интервалы не увеличиваются. Если формула не умещается в одну строку, то она должна быть перенесена после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (∙), деления (:) или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак "X". Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Формулы в проекте следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке. Допускается нумерация формул в пределах главы. В этом случае номер формулы состоит из номера главы и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например (2.1). Порядок изложения в работе математических уравнений такой же, как и формул. Например, уравнение линейного тренда имеет вид: yt = a0 + a1t, (2.1) где: а0 - расчетное значение показателя в период, предшествующий первому уровню временного ряда; а1 - норматив изменения показателя при изменения номера уровня на единицу; t – порядковый номер уровня. В проекте допускается выполнение формул и уравнений рукописным способом черными чернилами. Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках. Пример - ...в формуле (1). Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения. ^ 1. Титульный лист (Образец представлен в Приложении 5, полное наименование учреждения выносится в верхний колонтитул, нижний колонтитул отражает место и год). 2. План (содержание). 3. Текстовое изложение материала, которое структурно разбивается на введение, основную часть (при этом слова “Основная часть” не пишутся), состоящую из пронумерованных глав и разделов с заголовками, соответствующих плану и отражающих содержание этих глав, и заключение. 4. Иллюстративный материал. 5. Список использованной литературы. 6. Приложения (при необходимости). ^ После заключения размещается список литературы (библиография), состоящий не менее чем из 10 источников. Желательно использование периодической печати. Список составляется в алфавитном порядке. Указывается фамилия, инициалы автора, название работы, издательство, место и год издания, количество страниц. В работе необходимо использовать литературу, не превышающую пятилетний период с года издания до момента написания курсового проекта. При выполнении проекта необходимо делать ссылки на использованную литературу. Список использованной литературы составляется в следующей последовательности. Первый раздел составляют нормативно-правовые документы. Во второй раздел включаются учебники, учебные пособия и монографии на русском языке в алфавитном порядке с указанием автора, полного названия работы, места издания, наименования издательства и года издания. В третий раздел помещаются периодические издания (журналы, газеты, годовые отчеты и обзоры, аналитические исследования и т.п.), где указывается автор и полное название статьи (доклада), название периодического издания (слово «журнал» не пишется), указывается номер, серия и год публикации. В четвертом разделе указывается литература на иностранных языках в порядке латинского алфавита. В пятый раздел помещаются Интернет-источники с указанием официального названия сайта и публикации, автора и точного адреса доступа (См. Приложение 7). ^ Курсовой проект сдается на кафедру для проверки на плагиат и соответствие требованиям оформления, регистрируется, затем передается для проверки преподавателю, осуществляющему руководство. Курсовой проект должен быть сдан на кафедру согласно Графику подготовки и защиты курсового проекта (Приложение 2). Если проект соответствует предъявленным требованиям, то проверяющий преподаватель готовит отзыв руководителя и допускает проект к защите. Студент обязан выполнить новый курсовой проект, не изменив тему, в случае, если:
^ Критериями оценки курсового проекта являются: по форме:
по содержанию: самостоятельность написания и оригинальность работы;
по презентации и уровню защиты:
Оценка «отлично» ставится, если проект выполнен с учетом всех предъявляемых требований по форме и содержанию, подготовлена развернутая презентация с использованием демонстрационного оборудования. При защите проекта автор опирается на демонстрационные материалы, дает полные и четкие ответы на задаваемые в рамках темы вопросы, результаты и предложения автора могут использоваться в работе реального предприятия (в зависимости от уровня и полноты соответствия данным условиям по 10-балльной шкале выставляется 8, 9 или 10 баллов). Оценка «хорошо» ставится в том случае, если в проекте учтены требования, предъявляемые к курсовым проектам по форме и содержанию, подготовлена презентация с использованием демонстрационного оборудования, отражающая основные аспекты проекта, даны ответы на большую часть вопросов по теме курсового проекта. Предложения автора могут использоваться в работе реальной организации с небольшими корректировками (в зависимости от уровня и полноты соответствия данным условиям по 10-балльной шкале выставляется 5, 6 или 7 баллов). Оценка «удовлетворительно» ставится в случае соответствия проекта предъявляемым к курсовым проектам требованиям по форме и содержанию. Автор работы подготовил презентацию проекта с использованием демонстрационного оборудования, большая часть вопросов по проекту вызвала затруднение, студент ориентируется в теме на удовлетворительном уровне (в зависимости от уровня и полноты соответствия данным условиям по 10-балльной шкале выставляется 2, 3 или 4 балла). В остальных случаях ставится оценка «неудовлетворительно». По итогам защиты число предварительно набранных баллов за курсовой проект может быть снижено или увеличено с учетом устраненных недостатков и уровня презентации работы. Приложение 1 ^ Дисциплина «Маркетинг»
Курсовой проект № 1. Место и роль маркетинга в организации. Маркетинг в системе управления организацией. Работа с рынком. Ориентация на потребителя. Координирующая роль маркетинга. Уровни управления маркетингом. Маркетинговые стратегии. Комплекс маркетинга. Курсовой проект № 2. Управление маркетинговой деятельностью организации. Развитие организационных, информационных, плановых и контрольных элементов системы маркетинга организации (по выбору). Курсовой проект № 3. Анализ маркетинговых возможностей организации. Проведение SWOT-анализа. Выбор стратегических направлений маркетинговой деятельности организации. Поиск новых возможностей. Курсовой проект № 4. Стратегические маркетинговые решения организации. Иерархия принятия решений. Корпоративные, функциональные и инструментальные маркетинговые решения. Курсовой проект № 5. Организация маркетинга на предприятии. Интеграция маркетинга в структуру управления организацией. Положение о службе маркетинга. Организационная структура службы. Взаимосвязи маркетинга с другими подразделениями организации. Профессиональные требования к специалистам. Курсовой проект № 6. Разработка плана маркетинга организации. Анализ маркетинговых возможностей (диагноз). Определение целей. Обоснование стратегических решений. Разработка маркетинговых мероприятий (реализация целей и стратегий). Расчет ожидаемой окупаемости и прибыльности (прогноз). Курсовой проект № 7. Внутренний контроль и внешний аудит маркетинга. Методы стратегического и оперативного контроля маркетинговой деятельности организации. Методы внешнего аудита маркетинга. Курсовой проект № 8. Взаимодействие маркетинговой и производственной функций организации. Создание ценности, спрос и конкурентоспособность, объем и структура выпуска товаров, технология и безубыточность. Курсовой проект № 9. Взаимодействие маркетинговой и финансовой функций организации. Формирование цен, доходов, стоимости компании, нематериальных активов, маркетинговых инвестиций. Курсовой проект № 10. Взаимодействие маркетинговой и сбытовой функций организации. Формирование спроса, донесение товара и информации до целевого потребителя. Курсовой проект № 11. Взаимодействие маркетинговой функции с функцией управления персоналом организации. Ориентация работников на рыночный рост предприятия, внутренний маркетинг Курсовой проект № 12. Расчет емкости рынка и доли организации на рынке. Определение потенциального и реального размера рынка. Расчет доли рынка нового товара на основе пробных, повторных покупок и интенсивности потребления. Курсовой проект № 13. Прогнозирование спроса. Прогнозирование спроса на основе экстраполяции (анализа временных рядов), экспертных оценок, экономико-математического моделирования. Специфические методы прогнозирования спроса на товары длительного пользования. Курсовой проект № 14. Проведение маркетингового исследования (по выбору: кабинетное, полевое, количественное, качественное). Определение проблемы и цели исследования. Выбор типа исследования. Обоснование методов сбора и анализа данных. Формулировка основных результатов и выводов. Подготовка отчета. Курсовой проект № 15. Моделирование поведения потребителей. Осознание нужды. Поиск информации. Оценка альтернатив. Принятие решения о покупке. Поведение после покупки. Курсовой проект №. 16. Исследование удовлетворенности клиентов. Методика М. Фишбейна, методика SERVQUAL Курсовой проект № 17. Разработка маркетинговой стратегии на целевых рынках. Понимание целевых потребителей. Сегментация, выбор целевых сегментов, оценка емкости рынка и прогнозирование спроса, позиционирование, комплекс маркетинга. Курсовой проект № 18. Разработка и выведение на рынок нового товара. Поиск и отбор идей «рыночной новизны» товара. Разработка и тестирование концепции нового товара. Экономический анализ окупаемости. Разработка образцов. Пробный маркетинг. Выведение товара на рынок. Курсовой проект № 19. Разработка бренда компании. Создание ценностной позиции. Выбор названия. Марочные стратегии. Оценка силы и стоимости бренда. Защита бренда. Курсовой проект № 20. Обеспечение конкурентоспособности продукции. Анализ соотношения «ценность/цена» («качество/цена»). Измерение технических, потребительских и ценовых параметров товара в сравнении с товаром-конкурентом. Курсовой проект № 21. Разработка ценовой политики предприятия. Обоснование цен на продукцию предприятия с ориентацией на затраты организации, эластичность спроса, ценовую политику конкурентов. Курсовой проект № 22. Управление продажами. По выбору: Работа с торговыми посредниками (трейд-маркетинг). Мерчендайзинг (маркетинг в местах продажи). Развитие прямых продаж (директ-маркетинг). Курсовой проект № 23. Разработка программы продвижения. Цель и задачи. Стратегии и средства (интегрированные маркетинговые коммуникации). Бюджет и мониторинг. Курсовой проект № 24. Разработка рекламной кампании. Определение цели и выбор целевой аудитории. Формирование рекламной стратегии. Разработка бюджета. Подготовка рекламного сообщения. Выбор средств рекламы (медиапланирование). Измерение эффективности рекламы. Курсовой проект № 25. Интернет-маркетинг. По выбору: разработка и продвижение веб-сайта организации, определение целевых рынков, электронная торговля, маркетинговые исследования, рекламные сообщения, коммуникации в социальных сетях и др. Приложение 2 ^ на 2011/2012 учебный год для студентов Красногорского филиала РАНХ и ГС
|
![]() | Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов... Методические материалы по выполнению контрольной работы для студентов заочного отделения специальности «Менеджмент организации» по... | ![]() | Т. А. Лелявина Инновационный менеджмент Лелявина Т. А. Инновационный менеджмент. Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальности 080507.... |
![]() | Методические рекомендации по оформлению выпускной квалификационной... Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по специальности 080507 «Менеджмент организации» исодержат указания... | ![]() | Методические указания для курсового проектирования по дисциплине «производственный менеджмент» Выполнение курсового проекта является одной из важнейших форм самостоятельной работы студентов по изучению курса Производственный... |
![]() | Методические указания по организации и содержанию практики по менеджменту... В пособии раскрываются содержание и вопросы организации практики по менеджменту студентов по специальности 080507 «Менеджмент организации».... | ![]() | Методические указания по организации производственной практики для... Методические указания предназначены для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» дневной и заочной формы обучения |
![]() | Методические указания по подготовке, написанию и защите дипломного... Методические рекомендации содержат указания по подготовке, написанию, оформлению и защите дипломного проекта для студентов обучающихся... | ![]() | Методические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных... Аргудяев И. Г., Синицын В. А., Шевелева Л. В. Методические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных работ для слушателей... |
![]() | Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Менеджмент» «Менеджмент» для студентов специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии» всех форм обучения | ![]() | Методические рекомендации по выполнению курсового проекта для студентов... «Финансы и кредит»; направления 080100. 62 «Экономика»; должны выполнить и защитить курсовой проект по дисциплинам: «Экономика организаций... |