Естественнонаучного образования


НазваниеЕстественнонаучного образования
страница1/19
Дата публикации05.04.2013
Размер0.91 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Физика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


КАФЕДРА ТЕОРИИ и МЕТОДИКИ
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ВОИПКиПРО

Составители: Татьянкин Б.А., Пескова И.А.

ЭЛЕКТИВ 9
СБОРНИК ПРОГРАММ ОРИЕНТАЦИОННЫХ
(МЕЖПРЕДМЕТНЫХ) КУРСОВ
ПО ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ


В 9 КЛАССЕ



  • Физика

  • Свет и цвет.

  • Зрение

  • Био-мед-эко

  • Кристаллы, металлы

  • Вода

  • Жилище

  • Хобби

ВОРОНЕЖ 2005

о г л а в л е н и е

ЧАСТЬ I. Пояснительная записка 4

Физика 10

“Астрономический калейдоскоп” 10

«В мире тепла». 12

“Лети, лети, бумажный змей” 13

«Абсолютно черное тело» 15

«Сквозь пространство и время» 17

«Трение вокруг нас» 18

«Царица пограничных наук» 20

Свет и цвет. зрение 21

«Зри в корень» 21

«Свет мой, зеркальце, скажи …» 22

БИО-МЕД-ЭКО 24

«Живые генераторы». 24

«Жизнь с биомеханикой» 25

«Ключи от форта – «Биофизика»» 31

«Познай себя» 32

«Проблемы длительных космических
полетов». 34

«Физика в нашей жизни» 35

«Физика и космос» 37

“Электричество и человек” 41

Кристаллы, металлы 45

«Из жизни кристаллов» 45

«Из жизни металлов» 47

“Можно ли сделать золото” 48

«Тайны кристаллов». 51

ВОДА 54

«Вода, вода. Кругом вода» 54

«Тайны земных глубин» 55

ЖИЛИЩЕ 57

”Дом, в котором я живу” 57

“Твой дом” 58

«Удивительное рядом». 60

“Хлеб в нашем доме” 61

«Хорошо иметь домик в деревне» 65

ХОББИ 67

«Волшебный мир фотографии» 67

«Грозной силой на земле и в море
Встретим мы непрошенных гостей» 68

«Пчеловодство». 70
^

ЧАСТЬ I. Пояснительная записка


Реализация в предпрофильных классах элективных ориентационных курсов преследует своей целью подготовку учащегося к ситуациям выбора направле­ния дальнейшего образования. Они могут рассматриваться и как инструмент внутрипрофильной дифференциации, и как средство компенсации профильной однонаправленности; как курсы, способствующие расширению мировоз­зренческих представлений учащихся.

Элективные курсы в 9-м классе являются пропедевтическими и выполняют задачи практико-ориентированной помощи в приобретении личностного опы­та выбора собственного содержания образования. В этой связи элективные курсы рассчитаны на небольшое количество часов, что позволяет школьникам в течение года попробовать себя в различных видах деятельности, в соответ­ствии с профилями, предлагаемыми конкретной школой, ресурсным центром, системой муниципального и регионального образования.

^ Основные требования к курсам по выбору

1. Избыточность - мера наличия в учебном курсе такой информации, овладение которой прямо не служит достижению поставленных целей обучения, без которых работа в принципе возможна, но которые повышают надежность знаний, упрощают понимание и усвоение учебной информации.

2. Вариативность - один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России; следствие осознания государством, обществом, образовательным сообществом необходимости преодоления господствовавшей в школе до конца 80-х гг. унификации и единообразия образования. Вариативность - способность системы образования (от федеральной системы до образовательного учреждения) предоставлять учащимся достаточно большое многообразие полноценных, качественно специфичных и привлекательных вариантов образовательных траекторий.

3. Краткосрочность - форма обучения, получившая широкое распространение благодаря непродолжительности обучения (от 4 недель – 8 часовая программа до нескольких месяцев – 16 – 30 часовая программа), интенсивности занятий и их результативности, гибкости обучения в зависимости от интересов слушателей и опорой на имеющиеся знания, умения и навыки.

4. Оригинальность содержания – всегда определяется личным вкладом автора программы и должна быть видна в реализуемом им курсе, чтобы сразу было видно, что только этот учитель мог бы написать подобный учебный курс. Именно потому элективные курсы по предпрофильной подготовке носят авторский характер. Но такой отпечаток автора должен не просто присутствовать в предлагаемом им курсе, но и расширять его значение, придавать новое звучание казалось бы банальным вещам. Оригинальность не обязательно обозначает новизну, это то средство, с помощью которого жизненный опыт автора выражен в наиболее отчетливом и значимом виде.

5. ^ Не стандартизированность – отступление от эталона устанавливающего комплекс норм, правил, требований к учебному процессу. Выражается в использовании учителем собственной методики обучения, самостоятельным отбором учебного материала, индивидуально построенным планом обучения.

В пособии приведены программы разработанные учителями во время курсов повышения квалификации в течение 2003 – 2004 учебного года. Можно спорить о соответствии программ экспертным требованиям, но несомненным преимуществом является их авторский характер. Все программы прошли экспертизу и преодолели порог допуска (не менее 70 баллов из 96 возможных).

Пособие предназначено для демонстрации творческих возможностей учителей при разработке программ ориентационных (межпредметных) курсов разбито по тематике, приведенной на титульном листе.

С целью экономии места, в пособии приводятся только “ядра” программ. Образец пояснительной записки к программам приведен ниже:

^ Тема курса (программы)

Количество часов на изучение курса

Модульность программы

Автор курса: учитель физики СОШ №X _______ района
Воронежской области
Иванова Ивана Ивановича


Курс строится на материале тем «Тепловые явления», «…». Содержание курса дополняет изучаемый материал, знакомит школьников с начальными сведениями о … . Акцент сделан на практическое использование изученных теоретических вопросов путем моделирования регистрационных устройств и земной коры. В процессе изучения курса учащиеся расширяют знания об истории происхождения Земли.

Цель курса:

Социально-психологическая: оказать учащимися помощь …

  • в принятии решения о выборе профиля обучения,

  • в направлении дальнейшего образования,

  • создать условия для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.

Академическая: расширить представления учащихся об …

  • окружающем мире,

  • удовлетворить интерес к устройству окружающих их предметов, механизмов, машин и приборов,

  • способствовать развитию творческих способностей,

Задачи курса

  • способствовать формированию умений групповой работы;

  • способствовать развитию интереса к изучению физики;

  • способствовать развитию творческих наклонностей учащихся;

  • способствовать развитию технического мышления учащихся.

  • способствовать формированию теоретических и практических умений1.

Резюме

В процессе обучения Вы научитесь:

  • наблюдать и изучать физические явления;

  • описывать результаты наблюдений;

  • проектировать простейшие технические и электротехнические устройства.

Требования к ориентационным программам

  1. По соответствию положению концепции профильного и предпрофильного обучения2. Программа позволяет учащимся осознанно ответить на вопрос: “ХОЧУ” ли я это знать, интересно ли мне это, имею я склонность к этому профилю (естественные дисциплины)? Программа позволяет учащимся оценить свои потребности и возможности, сделать обоснованный выбор следующего за ориентационным курсом, пробного курса, сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе. Очевидно, что для ответа учащегося на эти вопросы, в программе должно предусмотреть некие контрольные процедуры, позволяющие осмысленно ответить на них. Под контрольными процедурами необходимо понимать наличие следов учебной деятельности в области самостоятельного поиска информации (реферат), выполнение действий не заданных учителем, попытка ответить на вопрос сформулированный самостоятельно, как вопрос самому себе.

  2. ^ По степени новизны для учащихся. Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах. Тематика программы должна предъявлять интересный (выходящий за рамки школьной программы не только по физике, но и по другим предметам) материал познавательного характера, существенно расширяющий его кругозор, эрудицию, демонстрирующий возможность собственного вклада в исследования по данному профилю (незаконченность науки, ее перспективы).

  3. По мотивирующему потенциалу программы. Программа содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся и представляющие ценность для определения ими профиля обучения в старшей школе. Программа должна содержать некоторую информацию о профессиях, в которых востребован предлагаемый к изучению учебный материал. Это качество программы может быть объективно оценено только педагогом, имеющим достаточный опыт. Целесообразно предусмотреть в программе курса такие мероприятия как конкурсы и викторины, позволяющие в игровой ситуации выявить мотивы выбора предполагаемой профессии, профиля обучения. Полезным было бы написание учащимся некоторого эссе, в котором бы содержалось описание причин, побудивших ученика к поисковым и исследовательским действиям.

  4. ^ По полноте содержания. Программа содержит все знания, необходимые для достижения запланированных в ней целей подготовки, включая указания на методики организации занятий (педагогические технологии) способствующие социологизации личности ученика. Целесообразно указать обязательный к предъявлению учебный материал каким-либо образом (подчеркиванием). Тематика занятий должна допускать как сокращение учебного материала, так и его расширение, углубление. С этой целью рекомендуется помечать в программе дополнительный учебный материал курсивом (звездочкой или каким либо иным способом). Программа должна допускать замену тем отдельных занятий. С этой целью рекомендуется подготовить “запасную” тему.

  5. ^ По научности содержания. В программу включены прогрессивные научные знания и наиболее ценный опыт практической деятельности человека. В учебном материале программы допускается рассмотрение спорных вопросов, вопросов не нашедших разрешения в данный момент времени. Единственное жесткое требование в этом вопросе должно быть соблюдено: весь рассматриваемый материал должен носить научный характер.

  6. ^ По инвариантности содержания. Включенный в программу материал может применяться для различных групп (категорий) школьников, что достигается обобщенностью включенных в нее знаний; их отбором в соответствии с общими для всех учащихся задачами предпрофильной подготовки, а также модульным принципом построения программы. Объем модуля может колебаться в широких пределах (от 2 до 8 часов) и должен формироваться по какому-то одному признаку в данной программе (профессия, профиль, область применения, раздел науки).

  7. По степени обобщенности содержания. Степень обобщенности включенных в программу знаний соответствует поставленным в ней целям обучения и развития мышления школьников. Напомним, что целью предпрофильной подготовки является “оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения, направления дальнейшего образования и возможного трудоустройства, с учетом ситуации на рынке труда”. Предлагаемый к изучению курс должен быть свободен от частностей, излишней детализованности, специфичности отдельных (трудных для восприятия в данном возрасте) вопросов. Курс должен давать правильное, не искаженное представление о содержании не только профиля, но и видов деятельности характерных для данного профиля (лабораторные работы, проекты).

  8. ^ По практической направленности курса. Программа позволяет проиллюстрировать область применения предъявляемых знаний на примере деятельности представителей отдельных профессий, осуществлять эвристические пробы и предлагать серию лабораторных, практических, исследовательских и проектных работ с опорой на изучаемый материал.

  9. По связности и систематичности учебного материала. Развертывание содержания знаний в программе структурировано таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими, а между частными и общими знаниями прослеживаются связи. Программа должна носить последовательный, логически связный, целостный характер. Содержание программы должно предусматривать возврат к отдельным позициям предыдущих занятий, что будет способствовать лучшему пониманию изучаемого материала. Вводимые понятия, рассматриваемые факты, определения и законы не должны встречаться в программе однократно. Формулы, графики, диаграммы должны устанавливать связь между значимыми в данном профиле (дисциплине) величинами, параметрами.

  10. По соответствию способа развертывания учебного материала в программе поставленным задачам. Способ развертывания содержания учебного материала соответствует стоящим в программе целям обучения: формирование теоретического или эмпирического мышления обучающихся и определяется объективным уровнем развития научных знаний. Существенное влияние на процесс развертывания содержания учебного материала оказывает способ предъявления учебного материала. От простого к сложному; от “элементов к структуре”, через установление связей; от чувственных, зрительных образов к вербальному, и далее, к абстрактному мышлению, через анализ и синтез знаний.

  11. ^ По выбору методов обучения. Программа дает возможность проведения эвристических заданий, что обеспечивается ее содержанием и использованием в преподавании активных методов обучения. Рекомендуемые программой активные методы обучения должны содержаться в пояснительной записке к ней и в “теле” программы (групповые или индивидуально выполняемые проекты, лабораторные работы, диспуты, викторины и т.д.)

  12. ^ По степени контролируемости. Программа обладает достаточной для проведения контроля:

  • Операционностью и иерархичностью описания включенных в нее знаний. Знания не должны носить “примитивный”, иллюстративный характер, должны обладать достаточной вложенностью, логичностью, связностью. Должны использовать символьный способ представления (обозначения, формулы, структурные и логические схемы, графики, диаграммы);

  • Вложенность определений, законов, наличие вывода формул, наличие причинно-следственных связей – иерархичность.

  • Конкретностью определения результатов подготовки по каждой теме или по программе в целом. В программе должно предусмотреть процедуру контроля ЗУНов, для чего необходимо определить: что должен знать учащийся, что должен он уметь (вычислять, находить, определять, анализировать, проектировать и т.д.). Каждый раздел (или вся программа) должен заканчиваться контрольной процедурой.

  1. ^ По чувствительности к возможным сбоям. Программа дает возможность установить степень достижения промежуточных и итоговых результатов и выявить сбой в прохождении программы в любой момент процесса обучения. В идеальном варианте – программа должна быть такой, чтобы отсутствие ученика на одном или нескольких занятиях не приводило в недостижению учеником цели программы. Именно поэтому она (программа) должна носить модульный характер, причем потеря модуля не должна быть фатальной для всей программы.

  2. По реалистичности с точки зрения ресурсов. Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения знаний и получения запланированных результатов; устранения возможных при прохождении программы сбоев; использования наиболее эффективных (активных) методов обучения. Предвидеть реалистичность программы – затруднительно. Однако опыт педагога, его квалификация, уровень владения учебным материалом позволяют с достаточной степенью точности прогнозировать реалистичность программы. На изучение конкретного курса отводится определенное время (ориентировочно – 18 часов). Необходимо ответить на вопрос: “Возможно ли достижение поставленной цели в отведенный промежуток времени? Соответствуют ли предлагаемые методы обучения содержанию программы? Соответствует ли содержание программы заявленным целям – валидна ли она?”.

  3. ^ По эффективности затрат времени на реализацию учебного курса. Программой определена такая последовательность изучения знаний, которая является наиболее “коротким путем” в достижении целей. Это последовательность, при которой на восстановление забытых или уже утраченных знаний не нужно будет тратить много времени; изучение новых знаний будет опираться на недавно пройденный и легко восстанавливающийся в памяти учебный материал.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Похожие:

Естественнонаучного образования iconПримерный перечень вопросов
ДЕ1: Структурная, методологическая и историческая панорама естественнонаучного познания мира
Естественнонаучного образования iconПеречень экзаменационных вопросов дисциплина: История
Итоговая аттестация, IΙ семестр, 2011-2012 уч год для технического, естественнонаучного и социально-экономического профиля
Естественнонаучного образования iconПлан: Структура и динамика естественнонаучного познания 2
Весь окружающий нас мир — это движущаяся материя в ее бесконечно разнообразных формах и проявлениях, со всеми свойствами, связями...
Естественнонаучного образования iconЛитература Гуманитарная парадигма
Недостаточность естественнонаучного познания применительно к социальным и культурным объектам поставила перед исследователями науки...
Естественнонаучного образования iconПрограмма 030900 юриспруденция
Курс «Математические методы в юриспруденции» является дисциплиной вариативной части математического и естественнонаучного цикла....
Естественнонаучного образования iconРоль античной философии в становлении научной рациональности
В эпоху сама возможность научного познания мира отнюдь не были самоочевидной. Немало мыслителей сомневалось в возможности естественнонаучного...
Естественнонаучного образования iconПлан лекции 1 Характеристика инженера-педагога как преподавателя...
Нально-технического образования или высшего образования, которое предоставляют заведения 1-2 уровней аккредитации (техникумы, колледжи)....
Естественнонаучного образования iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «психолого-педагогические теории...
Понятие «образование». Система образования, структура системы образования в России
Естественнонаучного образования iconСеминарские занятия по дисциплине «Социология воспитания и образования»...
Взаимосвязи особенностей общества, культуры и образования в историческом контексте
Естественнонаучного образования iconОбразовательная программа каждого направления проходит без отрыва...
Москвы по инициативе Управления профессионального образования департамента образования г. Москвы и Управления социализации и дополнительного...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница