Скачать 0.78 Mb.
|
![]() Кафедра теоретических основ электротехники Некоммерческое акционерное общество ![]() ![]() АЛМАТИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ СВЯЗИ ТЕОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙ 1 Методические указания к лабораторным работам (по специальностям 5В071900, 5В070400, 5В070300, 5В060200, 5В100200) Алматы 2012 СОСТАВИТЕЛИ: З.И.Жолдыбаева, Е.Х.Зуслина, Т.И.Коровченко. Теория электрических цепей 1. Методические указания к лабораторным работам (для студентов специальностей 5В071900, 5В070400, 5В070300, 5В060200, 5В100200 .– Алматы: АУЭС, 2012. – 45с. Методические указания к лабораторным работам содержат 9 лабораторных работ по четырем разделам: цепи постоянного тока, цепи однофазного синусоидального тока, резонансы в электрических цепях, амплитудно-частотные и фазо-частотные характеристики электрических цепей, четырехполюсники, пассивные фильтры «К» типа. Каждая лабораторная работа включает: цель работы, подготовку к работе, порядок выполнения работы, оформление, анализ результатов работы и выводы о проделанной работе. Методические указания к лабораторным работам предназначены для студентов всех форм обучения. Ил. 31, табл. 32, библиогр.- 8 назв. Рецензенты: канд.техн.наук, проф. Г.С. Казиева канд.физ-мат. наук, доцент А.А. Аманбаев. Печатается по плану издания НАО «Алматинский университет энергетики и связи» на 2012 г. © НАО «Алматинский университет энергетики и связи», 2012 г. Введение Методические указания к лабораторным работам являются составной частью комплекса методической литературы по дисциплине «Теория электрических цепей 1». Для повышения качества подготовки специалистов, формирования у студентов творческого мышления и инженерных навыков большое значение имеют лабораторные занятия. Лабораторные задания представляют собой комплекс работ экспериментального и расчетного характера по исследованию линейных электрических цепей постоянного и синусоидального токов. Все лабораторные работы выполняются фронтальным методом после того, как материал данной темы изложен на лекции. Практическая реализация лабораторных занятий на кафедре ТОЭ обеспечивается универсальными учебно-исследовательскими лабораторными стендами УИЛС - 2 Стенд УИЛС-2 представляет собой стол, на котором закреплен пульт, состоящий из корпусов активных и пассивных блоков, собираемых в схемы на наборном поле. В состав стенда входят 29 наборных элементов и соединительные провода со штекерами. Источники питания представлены корпусом активных блоков, содержащим блок постоянного напряжения БПН, блок переменного напряжения БПрН, блок трехфазного напряжения БТН. Корпус пассивных блоков, содержит блок переменного сопротивления БПС, блок переменной индуктивности БПИ, блок переменной емкости БПЕ. БПН содержит: - регулируемый источник постоянного стабилизированного напряжения с напряжением на выходе от 0 до 25 В; - нерегулируемый источник постоянного напряжения с напряжением на выходе около 20 В; - «электронный ключ», применяемый для исследования переходных процессов. Оба источника напряжения снабжены схемой защиты от короткого замыкания и перегрузок. Ток срабатывания защиты ![]() БПрН представляет собой источник однофазного переменного напряжения регулируемой частоты синусоидальной, прямоугольной и треугольной формы. Схема снабжена электронной защитой от короткого замыкания и перегрузок. Ток срабатывания защиты ![]() БТН является источником трехфазного напряжения промышленной частоты. Все фазы электрически не зависят друг от друга. Каждая фаза снабжена электронной защитой от короткого замыкания и перегрузок. Ток срабатывания защиты ![]() БПС состоит из трех нерегулируемых резисторов ![]() ![]() ![]() БПИ состоит из трех нерегулируемых катушек индуктивности ![]() ![]() БПЕ состоит из трех нерегулируемых конденсаторов ![]() ![]() На лицевых панелях блоков расположены органы сигнализации (индикаторы, лампы), органы управления (ручки переключателей, тумблеры, кнопки) и измерительные приборы. НП представляет собой панель с 67 парами определенным образом соединенных гнезд, предназначенных для подключения и установки наборных элементов НЭ, представляющих собой элементы исследуемых цепей. НЭ выполнены в виде прозрачных пластмассовых коробочек, в торце которых имеется вилка, а внутри впаяны элементы электрических цепей. Для включения активного блока тумблер СЕТЬ установить в положение ВКЛ, при этом загорится индикатор СЕТЬ. Измерительные приборы БПН и БПрН предназначены для контроля величины тока и напряжения регулируемых источников напряжения. Регулирование осуществляется с помощью потенциометра. Частота в БПрН регулируется переключателем ступенчато через 1 кГц и потенциометром плавно. Когда потенциометр ЧАСТОТА ПЛАВНО находится в крайнем правом положении, то частота выходного напряжения соответствует величине, указанной на переключателе ступенчатой регулировки с точностью ![]() Величину напряжения на выходе каждой фазы БТН можно регулировать ступенчато с помощью переключателей от 1 до 9 В и от 0 до 30 В. При возникновении короткого замыкания либо перегрузки (неправильно собрана схема) в блоках срабатывает электронная защита, при этом загораются индикаторы ЗАЩИТА. После устранения причин возникновения короткого замыкания либо исправления ошибки в набранной схеме необходимо, нажав кнопку ЗАЩИТА, вернуть схему блока в рабочее положение, при этом индикатор гаснет. Методические указания к выполнению лабораторных работ предназначены для студентов специальностей бакалавриата 5В071900, 5В070400, 5В070300, 5В074600, 5В060200, 5В071600, 5В100200 и соответствуют государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования по вышеназванным специальностям. ^ Цель работы: получение навыков экспериментального исследования цепей постоянного тока, используя законы Ома, Кирхгофа и метод наложения. 1.1 Подготовка к работе 1.1.1 Повторить раздел ТЭЦ1 «Линейные электрические цепи постоянного тока» [Л.1 с. 41-71, Л.2 с.16-56, Л.6 с 23-49, Л. 8 с. 9-22]. 1.1.2 Записать законы Ома и Кирхгофа соответственно для схем (см. рисунки 1.1, 1.2). 1.1.3 Каким образом экспериментально определить э.д.с. источника напряжения? 1.1.4 Как построить для схемы (см. рисунок 1.1) потенциальную диаграмму? 1.1.5 Как для схемы (см. рисунок 1.2) произвести расчёт токов методом наложения? ^ 1.2.1 Собрать цепь (см. рисунок 1.1), установить ЭДС Е1, Е2 согласно заданному варианту (см. таблицу 1.1). Таблица 1.1
![]() Рисунок 1.1 1.2.2 Измерить ток, ЭДС источников Е1 и Е2 и напряжения на резисторах. Результаты занести в таблицу 1.2. Таблица 1.2
1.2.3 Измерить потенциалы всех точек относительно одной, например 1=0. Результаты занести в таблицу 1.3. Таблица 1.3
1.2.4 Собрать цепь (см. рисунок 1.2) . 1.2.5 Для проверки метода наложения измерить токи в ветвях при поочередно закороченных э.д.с. E1 и E2 и при включении двух источников, (см. рисунки 1.3, 1.4) результаты занести в таблицу 1.4. Таблица 1.4
![]() Рисунок 1.2 ![]() ![]() Рисунок 1.3 Рисунок 1.4 ^ 1.3.1 Для схемы (см. рисунок 1.1) по результатам экспериментов рассчитать величины сопротивлений и их проводимости, ток по закону Ома, потенциалы всех точек. 1.3.2 Для схемы (см. рисунок 1.1) построить потенциальную диаграмму по расчётным и экспериментальным данным и определить из нее ток в цепи. 1.3.3 Для схемы (см. рисунок 1.2) произвести теоретический и экспериментальный расчёт токов методом наложения. 1.3.4 Проверить соблюдение законов Кирхгофа для схемы (см. рисунок 1.2). 1.3.5 Сравнить результаты экспериментов и теоретических расчётов. ^ 1.4.1 Потенциальная диаграмма представляет собой график изменения потенциала при обходе цепи, начиная с одной точки, потенциал которой условно принят за нуль. На оси абсцисс графика откладываются в определенном масштабе сопротивления участков цепи, а по оси ординат – потенциалы соответствующих точек. Ток из потенциальной диаграммы для неразветвленной цепи ![]() где ![]() ![]() ![]() 1.4.2 Расчет токов методом наложения состоит в следующем: ток в любой ветви можно рассчитать как алгебраическую сумму токов, вызываемых в ней каждым из источников ЭДС в отдельности. При расчете токов, вызванных каким-либо источником ЭДС, остальные источники ЭДС в схеме заменяются короткозамкнутыми участками. ^ |
![]() | Методические указания к лабораторным работам по квантовой оптике по дисциплине «Общая физика» Составители: канд физ.мат наук А. Г. Москаленко, канд физ.мат наук Н. В. Матовых, канд физ.мат наук Е. П. Татьянина, канд физ.... | ![]() | Методические указания к лабораторным работам по полупроводникам по дисциплине «Общая физика» Составители: канд физ.мат наук А. Г. Москаленко, канд физ.мат наук Н. В. Матовых, канд техн наук М. Н. Гаршина, канд физ. мат... |
![]() | Методические указания к дипломному проектированию по специальности... Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения социально-экономического и заочного факультетов | ![]() | Трёхфазные цепи м етодические указания к лабораторным работам по... Научный редактор канд техн наук., зав каф электротехники и автоматики ви юргту и. А. Сысоев |
![]() | Методические указания по курсовому проектированию для студентов всех... Методические указания предназначены для выполнения курсовой работы студентами всех форм обучения специальности 032401 «Реклама» | ![]() | Методические указания к лабораторному практикуму по механике для... Составители: канд физ.мат наук Евсюков В. А., канд физ.мат наук А. Г. Москаленко, канд физ.мат наук Н. В. Матовых, канд физ.мат... |
![]() | Тиражування та розповсюдження без офіційного дозволу Держпожбезпеки заборонено Укрндіпб) мвс україни (канд техн наук Откідач М. Я., Нехаєв В. В. – керівник розробки, Сокол В. Г. – відповідальний виконавець... | ![]() | Методические указания к индивидуальному домашнему заданию по курсу... Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения специальностей: 14050265 «Котло-и реакторостроение», 14010165... |
![]() | Методические указания по отечественной истории (Для студентов всех... Методические указания по Отечественной истории (Для студентов всех специальностей всех форм обучения)./ Составитель: к и н., доцент... | ![]() | Е. М. Перепонова ), ниипг гугк (канд техн наук Работаны цнииомтп госстроя СССР (кандидаты техн наук В. С. Сытник, С. Е. Чакулаев) с участием нииосп им. Н. М. Герсеванова Госстроя... |