Конспект. Цель работы

ТипКонспект
userdocs.ru > Физика > Конспект
Лабораторная работа

Внешний фотоэффект

Запустите программу «Эл-магн.Кванты». Выберите «Квантовая физика» и «Фотоэффект». Нажмите вверху внутреннего окна кнопку с изображением страницы. Прочитайте краткие теоретические сведения. Необходимое запишите в свой конспект.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:

1. Знакомство с квантовой моделью внешнего фотоэффекта.

2. Экспериментальное подтверждение закономерностей внешнего фотоэффекта.

3. Экспериментальное определение красной границы фотоэффекта, работы выхода фотокатода и постоянной Планка.

^ Теоретическая часть

Явление вырывания электронов из вещества при освещении его светом получило название фотоэлектрического эффекта или фотоэффекта.

Различают внешний и внутренний фотоэффект.

^ При внешнем фотоэффекте электроны освобождаются светом из поверхностного слоя вещества и переходят в другую среду.

При внутреннем фотоэффекте оптически возбуждаемые электроны остаются внутри освещаемого тела, не нарушая электрическую нейтральность последнего.

Для обоснования гипотезы квантов света основное значение имеет внешний фотоэффект, который мы и будем рассматривать в дальнейшем.

Явление фотоэффекта было открыто в 1887 году Генрихом Герцем. Он обнаружил, что проскакивание искры между шариками разрядника значительно облегчается, если отрицательно заряженный шарик осветить ультрафиолетовыми лучами. При освещении такими же лучами положительно заряженного тела потери заряда не наблюдается. Более того, если тело не было заряжено, то при освещении оно заряжается положительно до потенциала в несколько вольт. Однако, занятый исследованием электромагнитных волн, Герц не обратил внимание на это явление серьезного внимания.

Первые систематические исследования явления фотоэффекта принадлежат Столетову. Схема установки, с помощью которой Столетов проводил исследования представлена на рисунке 1.

Конденсатор, образованный проволочной сеткой и сплошной пластиной, был включен последовательно с гальванометром G в цепь батареи. Свет, проходя через сетку, падал на сплошную пластинку. В результате в цепи возникал ток, регистрировавшийся гальванометром. В результате экспериментальных исследований Столетов установил следующие закономерности фотоэффекта:

1. наибольшее действие оказывают ультрафиолетовые лучи;

2. сила тока возрастает с увеличением освещенности пластины;

3. испускаемые под действием света заряды имеют отрицательный знак.

В 1898 году Ленард и Томсон, измерив удельный заряд, испускаемых под действием света частиц, установили, что эти частицы являются электронами.

Позднее установка для исследования фотоэффекта предложенная Столетовым была усовершенствована и ее принципиальная схема представлена на следующем рисунке.

^ Схема экспериментальной установки для исследования фотоэффекта (рис. 2).

Свет, проникающий через кварцевое окошко, освещает катод К, изготовленный из исследуемого материала. Электроны, испущенные вследствие фотоэффекта, перемещаются под действием электрического поля к аноду А. В результате в цепи прибора течет фототок, измеряемый миллиамперметра. Напряжение между анодом и катодом можно изменять с помощью потенциометра R.

Полученная на таком приборе вольт-амперная характеристика представлена на рисунке 3.

^ Вольт-амперная характеристика фотоэффекта или зависимость фототока I, образуемого потоком электронов, испускаемых катодом под действием света, от напряжения U между электродами.

По мере увеличения U фототок постепенно возрастает, т. е. все большее число фотоэлектронов достигает анода. Это продолжается до тех пор, пока фототок не достигает максимального значения Iнас. Фототок насыщения Iнас – определяется таким значением напряжения, при котором все электроны, испускаемые катодом, достигают анода. Для данной кривой характерно наличие участка тока насыщения Iнас, когда все электроны вырванные светом с поверхности катода, попадают на анод. Следовательно, сила тока насыщения определяется количеством электронов, испускаемых катодом в единицу времени под действием света.

Пологий характер кривых показывает, что электроны вылетают из катода с различными скоростями.

Из вольт-амперной характеристики следует, что при U=0 фототок не исчезает. Следовательно, электроны, выбитые светом из катода, обладают некоторой начальной скоростью v, а значит, и отличной от нуля кинетической энергией и могут достигнуть анода без внешнего поля. Для того чтобы фототок стал равным нулю, необходимо приложить задерживающее напряжение uз. При U=Uз ни один из электронов, даже обладающий при вылете из катода максимальной скоростью vmax, не может преодолеть задерживающего поля и достигнуть анода. Следовательно,

(1)

т. е. измерив задерживающее напряжение Uз, можно определить максимальные значения скорости и кинетической энергии фотоэлектронов.

При изучении вольт-амперных характеристик разнообразных материалов при различных частотах падающего на катод излучения и различных энергетических освещенностях катода и обобщения полученных данных были установлены следующие три закона внешнего фотоэффекта.

^ Законы внешнего фотоэффекта.

I. Закон Столетова: при фиксированной частоте падающего света число фотоэлектронов, вырываемых из катода в единицу времени, пропорционально интенсивности света (сила фототока насыщения пропорциональна энергетической освещенности катода).

II. Максимальная начальная скорость (максимальная начальная кинетическая энергия) фотоэлектронов не зависит от интенсивности падающего света, а определяется только его частотой , а именно линейно возрастает с увеличением частоты.

III. Для каждого вещества существует «красная граница» фотоэффекта, т. е. минимальная частота ω0 света (зависящая от химической природы вещества и состояния его поверхности), при которой свет любой интенсивности фотоэффекта не вызывает.

Качественное объяснение фотоэффекта с волновой точки зрения на первый взгляд не должно было бы представлять трудностей. Действительно, под действием поля световой волны в металле возникают вынужденные колебания электронов, амплитуда которых (например, при резонансе) может быть достаточной для того, чтобы электроны покинули металл; тогда и наблюдается фотоэффект. Кинетическая энергия, с которой электрон вырывается из металла, должна была бы зависеть от интенсивности падающего света, так как с увеличением последней электрону передавалась бы большая энергия. Однако этот вывод противоречит II закону фотоэффекта. Так как, по волновой теории, энергия, передаваемая электронам, пропорциональна интенсивности света, то свет любой частоты, но достаточно большой интенсивности должен был бы вырывать электроны из металла; иными словами, «красной границы» фотоэффекта не должно быть, что противоречит III закону фотоэффекта

А. Эйнштейн в 1905 г. показал, что явление фотоэффекта и его закономерности могут быть объяснены на основе предложенной им квантовой теории фотоэффекта. Согласно Эйнштейну, свет частотой  не только испускается и поглощается, но и распространяется в пространстве отдельными порциями или квантами, энергия которых . Таким образом, распространение света нужно рассматривать не как непрерывный волновой процесс, а как поток локализованных в пространстве дискретных световых квантов, движущихся со скоростью с распространения света в вакууме. Эти кванты электромагнитного излучения получили название фотонов.

В соответствии с гипотезой предложенной Эйнштейном, энергия, полученная электроном, доставляется ему в виде кванта , который усваивается им целиком. Часть этой энергии, равная работе выхода А, затрачивается на то, чтобы электрон мог покинуть тело. Остаток энергии переходит в кинетическую энергию вылетевшего из металла фотоэлектрона.

Тогда в соответствии с законом сохранения энергии можно записать следующее соотношение:

(2)

^ Уравнение (2) называется уравнением Эйнштейна для внешнего фотоэффекта.

По Эйнштейну, каждый квант поглощается только одним электроном. Поэтому число вырванных фотоэлектронов должно быть пропорционально интенсивности света (I закон фотоэффекта).

Уравнение Эйнштейна позволяет объяснить II и III законы фотоэффекта. Максимальная кинетическая энергия фотоэлектрона линейно возрастает с увеличением частоты падающего излучения и не зависит от его интенсивности (числа фотонов), так как ни А, ни  от интенсивности света не зависят (II закон фотоэффекта). Так как с уменьшением частоты света кинетическая энергия фотоэлектронов уменьшается (для данного металла А =const), то при некоторой достаточно малой частоте ω = ω0 кинетическая энергия фотоэлектронов станет равной нулю и фотоэффект прекратится (III закон фотоэффекта). Согласно изложенному, получим, что

(3)

и есть «красная граница» фотоэффекта для данного металла. Она зависит лишь от работы выхода электрона, т. е. от химической природы вещества и состояния его поверхности.

Фотонная теория излучения. Развивая гипотезу М.Планка о квантах, А.Эйнштейн в 1905 г. предположил, что квантовые свойства излучения (света) проявляются не только при испускании и поглощении его веществом, но и при распространении излучения в пространстве. Возрождая корпускулярную теорию света, предложенную Ньютоном еще в начале 18 столетия, Эйнштейн выдвинул гипотезу, согласно которой излучение можно представить состоящим из большого числа частиц, каждая из которых, обладая квантом энергии, движется в пространстве со скоростью света в вакууме с = 3·108 м/с. Рассмотрим свойства таких частиц.

Частица излучения, которую назвали фотоном, представляет собой ультрарелятивистскую незаряженную частицу. Свойства фотона могут быть описаны только с использованием основных соотношений специальной теории относительности. В частности, из этой теории следует, что фотон является уникальной элементарной частицей, имеющей нулевую массу покоя. Это означает, что фотон всегда движется со скоростью с и не может находиться в состоянии покоя. Если при неупругом столкновении с другой элементарной частицей фотон "останавливается", то он исчезает, передавая всю свою энергию этой частице.

^ Энергия фотона

. (4)

Как и любая материальная частица, фотон имеет массу mф, которая связана с его энергией релятивистской формулой: . С учетом (4) находим

Движущийся со скоростью с фотон обладает импульсом, величина которого связана с его энергией релятивистским соотношением , учитывающим, что масса покоя фотона равна нулю. Отсюда

.

^ Непосредственное подтверждение гипотезы Эйнштейна дал опыт Боте.

Тонкая металлическая фольга Ф помещалась между двумя газоразрядными счетчиками Сч. Фольга освещалась слабым пучком рентгеновских лучей. Вследствие малой интенсивности первичного пучка количество квантов, испускаемых фольгой, было невелико. При попадании в него рентгеновских лучей счетчик сработал и приводил в действие особый механизм М, делавший отметку на движущейся ленте Л. Если бы излучаемая энергия распространялась равномерно во все стороны, как это следует из волновых представлений, оба счетчика должны были бы срабатывать одновременно и отметки на ленте приходились бы одна против другой. В действительности же наблюдалось совершенно беспорядочное расположение отметок. Это можно объяснить лишь тем, что в отдельных актах испускания возникают световые частицы, летящие то в одном, то в другом направлении.

Таким образом, экспериментально было доказано существование особых световых частиц – фотонов.
^ МЕТОДИКА И ПОРЯДОК ИЗМЕРЕНИЙ

Внимательно рассмотрите рисунок и зарисуйте необходимое в свой конспект лабораторной работы.

Зацепите мышью движок реостата регулятора интенсивности (мощности) облучения фотокатода и установите его на максимум.

Аналогичным образом установите нулевое напряжение между анодом и фотокатодом и минимальную длину волны ЭМИ. Наблюдайте движение электронов в фотоэлементе, изменяя напряжение до запирания фототока.

^ Получите у преподавателя допуск для выполнения измерений.

ИЗМЕРЕНИЯ

1. Зацепив мышью, перемещайте метку на спектре, постепенно увеличивая длину волны облучения фотокатода. Добейтесь полного отсутствия фототока. Зафиксируйте самую большую длину волны (она будет равна кр), при которой фототок еще присутствует. Запишите в тетрадь значение длины волны красной границы фотоэффекта (кр).

2. Для более точного определения связи запирающего напряжения с длиной волны падающего излучения

• Сначала установите значение запирающего напряжения в соответствии с таблицей 2.

• Перемещая мышью вертикальную метку на спектре, установите такое максимальное значение длины волны, при котором прекращается фототок (при визуальном наблюдении электронов вы видите, что практически все электроны долетают до анода и после этого движутся обратно к катоду).

• Значения  и UЗАП занесите в таблицу 1.

Таблица 1.

1

2

3

4

UЗАП, В

, нм

1/,106м-1

Таблица 2. Значения запирающего напряжения (не переписовать)

Варианты

-0,4

-0,7

-0,8

-1,1

^ ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ И ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТА:

1. Вычислите и запишите в таблицу обратные длины волн.

2. Постройте график зависимости напряжения запирания (UЗАП) от обратной длины волны (1/).

3. Определите постоянную Планка, используя график и формулу

.

1. Используя длину волны красной границы фотоэффекта, вычислите значение работы выхода материала фотокатода.

2. Запишите ответы и проанализируйте ответы и график.

^ Таблица 3. Значения работы выхода для некоторых материалов

2.1

4.7

2.0

4.0

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое фотоны?

2. Напишите формулу энергии фотона.

3. Дайте формулировку явления внешнего фотоэффекта.

4. Сформулируйте законы фотоэффекта.

5. Что такое работа выхода? Чья это характеристика?

6. Напишите формулу Эйнштейна для внешнего фотоэффекта.

7. Дайте определение красной границы фотоэффекта.

8. Что такое запирающее напряжение для данного фотокатода.

9. Вольт-амперная характеристика фотоэффекта

Конспект. Цель работы iconЛабораторная работа №1 Контрольный осмотр двигателя Цель работы
Конспект. Цель работы iconЦель работы
Цель работы: по полученной вольтамперной характеристике определить основные параметры двухэлектродной лампы
Конспект. Цель работы iconРасчёт шумового загрязнения городской территории Цель работы
Цель работы: освоение методики создания шумовой карты на основе расчётных данных
Конспект. Цель работы iconЛабораторная работа №5 Операции с файлами и папками. Проводник Цель работы
Цель работы: научиться создавать, переименовывать, копировать, перемещать и удалять файлы и папки
Конспект. Цель работы iconВыбор спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты цель работы
Цель работы: Ознакомиться с правилами обеспечения работников специальной одежды, специальной обуви
Конспект. Цель работы iconОтчет о занятии Цель работы
Цель работы: изучение структуры ip-адреса; ознакомление с наиболее популярными утилитами для диагностики сетевой конфигурации и сетевых...
Конспект. Цель работы icon3 Практическая работа: Характеристика проекта и описание товара Цель работы
Цель работы: Научиться выделять основные характеристики товара (услуги), акцентируя внимание на преимуществах, которые данная продукция...
Конспект. Цель работы iconЛабораторная работа 1 Исследование микроклимата в производственных помещениях Цель работы
Цель работы определить состояние воздушной среды в помещении, используя инструментальные методы оценки производственного микроклимата...
Конспект. Цель работы iconМетодика работы социального педагога с различными категориями семей.
Цель: определить цель, задачи, функции, содержание, формы и методы работы социального педагога с семьей; закрепить умения и приемы...