Скачать 0.75 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА» ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОРЯДКУ ВЫПОЛНЕНИЯ, СОДЕРЖАНИЮ, ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ РЕФЕРАТОВ, КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ, МАГИСТЕРСКИХ ДИССЕРТАЦИЙ Методические указания Витебск, 2012 УДК 378.14 ББК 74.580.268 Печатается по решению научно-методического совета учреждения образования «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова». Протокол №___ от _____________ 20___ г. Авторы-составители: доктор медицинских наук, профессор А.П. Солодков; доктор биологических наук, профессор И.М. Прищепа; кандидат исторических наук, доцент А.Л. Дединкин; кандидат географических наук, доцент М.Ю. Бобрик; кандидат геолого-минералогических наук, доцент А.Н. Галкин; кандидат геолого-минералогических наук, доцент И.А. Красовская; кандидат исторических наук, доцент А.Н. Дулов; Д.В. Юрчак. Рецензенты: проректор по учебной работе (ЗО) УО «ВГУ им. П.М. Машерова», канд. пед. наук, доцент В.И. Турковский; начальник отдела менеджмента качества УО «ВГУ им. П.М. Машерова» Н.Н. Семечкина Общие требования к порядку выполнения, содержанию, оформлению и защите рефератов, курсовых и дипломных работ, магистерских диссертаций: методические указания / авт.-сост. А.П. Солодков, И.М. Прищепа, А.Л. Дединкин, М.Ю. Бобрик, А.Н. Галкин, И.А. Красовская, А.Н. Дулов, Д.В. Юрчак. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2012. – 55 с. ISBN Настоящие требования устанавливают порядок выполнения и защиты, а также общие правила изложения и оформления рефератов, курсовых, дипломных работ, магистерских диссертаций, а также научно-исследовательских работ студентов, включаемых в образовательный процесс УО «ВГУ им. П.М. Машерова». Требования распространяются также на рефераты, курсовые и дипломные работы, выполняемые слушателями института повышения квалификации и переподготовки кадров УО «ВГУ им. П.М. Машерова». УДК 378.14 ББК 74.580.268 ISBN © Издательство ВГУ им. П.М. Машерова, 2012 Содержание
Введение Настоящие требования устанавливают порядок выполнения и защиты, а также общие правила изложения и оформления рефератов, курсовых, дипломных работ, магистерских диссертаций, а также научно-исследовательских работ, включаемых в образовательный процесс. В их основу положены следующие нормативные документы.
Настоящие требования обязательны в учреждении образования «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова» для студентов всех специальностей и форм обучения. Требования распространяются также на рефераты, курсовые и дипломные работы, выполняемые слушателями института повышения квалификации и переподготовки кадров УО «ВГУ им. П.М. Машерова». Часть 1 Общие требования к порядку выполнения, содержанию и защите рефератов, курсовых и дипломных работ, магистерских диссертаций 1 Реферат 1.1 Цель и задачи реферата 1.1.1 Реферат является одной из форм контроля внеаудиторной самостоятельной учебной работы, итогового контроля, контроля текущей аттестации; а также формой итоговой аттестации слушателей, прошедших повышение квалификации. Он представляет собой краткое изложение в письменном виде содержания нескольких научных работ. 1.1.2 Цель реферата – формировать навыки библиографического поиска необходимых источников, аналитической работы с научными и учебно-методическими изданиями и последующего письменного оформления текста. 1.1.3 Задачи реферата: научить студента (слушателя) подбирать список источников, необходимый для осмысления изучаемого вопроса; составлять логически обоснованный план, соответствующий цели и задачам работы; грамотно и последовательно излагать основные идеи по заданной теме, делать выводы. ^ 1.2.1 Реферат должен включать: титульный лист; содержание; введение; основную часть; заключение; список использованных источников; приложения (при необходимости). 1.2.2 Титульный лист является первой страницей реферата и оформляется в соответствии с Правилами оформления рефератов, курсовых и дипломных работ, магистерских диссертаций УО «ВГУ им. П.М. Машерова». 1.2.3 В содержании последовательно перечисляются все заголовки реферата: введение, номера и заголовки разделов, заключение, список использованных источников, приложения (при необходимости) с указанием номера страницы, на которой помещён каждый заголовок. 1.2.4 Во введении обозначается тема работы, обосновывается её выбор, определяются цель и задачи. Объём введения должен составлять 1 страницу текста. 1.2.5 Основная часть реферата содержит материал, который отобран студентом (слушателем) для рассмотрения проблемы. Материал должен быть обоснованно распределён по разделам. В подаче материала должна соблюдаться логика изложения. Основная часть реферата, помимо почерпнутого из разных источников содержания, также должна отражать собственное мнение студента (слушателя) и самостоятельно сформулированные выводы, опирающиеся на приведенные факты. Объём основной части реферата должен составлять, как правило, 7-9 страниц текста. 1.2.6 В заключении реферата формулируются выводы по разделам, обращается внимание на выполнение поставленных во введении цели и задач. Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из содержания основной части. Объём заключения реферата должен составлять 1 страницу текста. 1.2.7 Список использованных источников должен содержать их библиографическое описание. 1.2.8 Общий объём реферата обычно составляет 10-15 страниц печатного текста (не считая таблиц и рисунков). Работу помещают в папку-скоросшиватель или переплетают. ^ 1.3.1 Тема для выполнения реферата рекомендуется преподавателем или может быть предложена самим студентом (слушателем). Сроки выполнения устанавливаются преподавателем в соответствии с графиком учебного процесса. 1.3.2 Выполнение реферата осуществляется под руководством преподавателя и проходит в форме консультаций. 1.3.3 Студент (слушатель) во время консультаций уточняет круг изучаемых вопросов, цель и задачи реферата, определяет сроки выполнения работы, а также устраняет недостатки, на которые указывает руководитель. 1.3.4 Студент (слушатель), защищающий реферат на семинарском занятии, в течение 5-7 минут должен рассказать об актуальности темы, поставленных цели и задачах, изученных источниках, сути проблемы, сделанных в ходе работы выводах. Затем преподаватель и студенческая аудитория могут задавать вопросы по представленной проблеме. Защита реферата может осуществляться также на заседании научного кружка в присутствии руководителя и студенческой аудитории (членов кружка) или в другой форме, установленной преподавателем. 1.3.5 Оценка за реферат, которая выставляется руководителем по 10-балльной шкале, носит комплексный характер и складывается из ряда составляющих: грамотного раскрытия темы, умения четко излагать мысль, соблюдения требований к оформлению реферата. 2 Курсовая работа ^ 2.1.1 Курсовая работа – вид самостоятельной учебной работы и контроля качества обучения студента (слушателя) на определенных этапах выполнения учебного плана по специальности (специализации). Курсовая работа может выполняться как по отдельной дисциплине, так и по группе родственных дисциплин, в соответствии с учебным планом. 2.1.2 Курсовая работа должна носить творческий исследовательский характер и быть направленной на приобретение и развитие, во-первых, практических умений и навыков по дисциплине (дисциплинам) учебного плана, во-вторых, компетенций по избранной специальности. Курсовая работа может носить экспериментальный характер и/или содержать элементы научных исследований. 2.1.3 Цель курсовой работы – углубленное изучение дисциплины (группы дисциплин), закрепление практических умений и навыков в соответствии с учебной программой по дисциплине (дисциплинам). 2.1.4 Задачи курсовой работы: овладение навыками самостоятельной учебной и/или научно-исследовательской работы; овладение методикой исследования и/или эксперимента при решении актуальной задачи в области избранной студентом (слушателем) специальности; выработка умения логически строить и последовательно излагать материал по теме, формулировать суждения и убедительные выводы; формирование умения публичной защиты; определение собственных интересов в спектре предлагаемых учебными программами по специальности практических проблем и задач; подготовка к выполнению дипломной работы. ^ 2.2.1 Курсовая работа должна включать: титульный лист; реферат; содержание; перечень сокращений, условных обозначений, символов и терминов (при необходимости); введение; основную часть; заключение; список использованных источников; приложения (при необходимости). 2.2.2 Титульный лист является первой страницей курсовой работы и оформляется в соответствии с Правилами оформления рефератов, курсовых и дипломных работ, магистерских диссертаций УО «ВГУ им. П.М. Машерова». 2.2.3 Реферат должен содержать: сведения об объёме курсовой работы, количестве иллюстраций, таблиц, приложений, использованных источников; перечень ключевых слов; текст реферата (приложение А). 2.2.3.1 Перечень ключевых слов характеризует основное содержание курсовой работы и включает от 5 до 15 слов в именительном падеже, написанных через запятую в строку прописными буквами. 2.2.3.2 Объём текста реферата составляет 1600-2200 печатных знаков (одна страница). Текст реферата должен отражать объект и предмет исследования, цель работы, методологию исследования, перечень аппаратуры, полученные результаты и их новизну, основные конструктивные, технологические и технико-эксплуатационные характеристики, степень внедрения или рекомендации по внедрению результатов исследования, область применения, экономическую эффективность или значимость работы. Если работа не содержит сведений по какой-либо из перечисленных структурных частей, то в тексте реферата отражаются только остальные части. 2.2.4 В содержании последовательно перечисляются все заголовки курсовой работы: введение, номера и заголовки разделов и подразделов, заключение, список использованных источников и приложения (при необходимости) с указанием номера страницы, на которой помещён каждый заголовок. 2.2.5 Принятые в курсовой работе малораспространённые сокращения, обозначения, символы и т.д. при необходимости могут быть представлены в виде отдельного списка, помещаемого перед введением. Перечень обозначений и сокращений располагают столбцом, в котором слева в алфавитном порядке либо в порядке появления в тексте приводят сокращение, а справа – его детальную расшифровку со всеми необходимыми пояснениями. 2.2.6 Во введении обозначается тема работы, обосновывается её актуальность, определяются объект и предмет, цель и задачи, а также методы исследования. Обязательным элементом введения является обзор литературных источников, который, при необходимости, может быть выделен в отдельный раздел. Объем введения, как правило, составляет 2-4 страницы текста. 2.2.6.1 Определение актуальности – обязательное требование к курсовой работе. То, как автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему оценивает с точки зрения современности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Освещение актуальности должно быть кратким. При обосновании актуальности работы студент (слушатель) может использовать следующие шаблоны: «Решение данной проблемы имеет важное теоретическое и практическое значение, так как…» или «Данная проблема имеет важное научное значение, поскольку…». 2.2.6.2 Обязательным элементом введения курсовой работы является определение объекта и предмета исследования. Объект – это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения. Предмет – это конкретный элемент объекта, который подвергается исследованию. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание исследователя. Предмет определяет тему научной работы. 2.2.6.3 Формулирование цели и задач научной работы даёт возможность студенту (слушателю) более осмысленно подойти к раскрытию её содержания. Цель – это то, ради чего выполняется работа. Задачи в свою очередь раскрывают, уточняют цель. Формулируются задачи, начинаясь со следующих слов: изучить, показать, охарактеризовать, проанализировать, выявить, разработать, апробировать в эмпирическом исследовании, обработать данные. К формулировкам задач необходимо подходить тщательнейшим образом, поскольку их решение должно составить содержание разделов научной работы. Это важно также и потому, что заголовки разделов соотносятся именно с формулировками задач. 2.2.6.4 Обязательным элементом введения курсовой работы является указание на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели. Студент (слушатель) может использовать как общенаучные, так и частные методы, которые представляют собой совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке. 2.2.6.5 Обзор литературных источников по теме должен показать основательное знакомство исследователя с первоисточниками и научными исследованиями, его умение их систематизировать, выделять существенное, определять главное в современном состоянии изученности проблемы. Поскольку работа обычно посвящается сравнительно узкой теме, то обзор работ предшественников следует делать только по вопросам выбранной темы, а вовсе не по всей проблеме в целом. В таком обзоре незачем излагать все, что стало известно исследователю из прочитанного материала, и что имеет лишь косвенное отношение к его работе. Но все сколько-нибудь ценные публикации, имеющие прямое и непосредственное отношение к теме научной работы, должны быть названы и критически оценены. 2.2.7 Основная часть курсовой работы может состоять из 2-3 разделов, которые можно, в свою очередь, разделить на подразделы. 2.2.7.1 Названия разделов и подразделов не должны дублировать название темы курсовой работы. Заголовки должны быть лаконичными и соответствовать их содержанию. Соотношение объёмов структурных единиц основной части, как правило, должно быть примерно равным. 2.2.7.2 Порядок изложения в основной части работы должен быть подчинён цели исследования. Логичность построения в изложении достигается тогда, когда каждый раздел имеет определенное целевое назначение и является базой для следующего раздела. Материал должен излагаться связно, последовательно, аргументировано. Высказываемые теоретические положения и выводы обязательно нужно обосновывать и доказывать. 2.2.7.3 При написании работы автор должен делать ссылки на источники, из которых он заимствует материалы или сведения. Не допускается компилятивный пересказ текста и отдельных предложений авторов используемых работ. Работу не следует перегружать пространными цитатами: избыток прямых цитат в тексте обычно производит впечатление несамостоятельности автора. 2.2.7.4 В конце разделов следует формулировать краткие выводы, что позволит подвести итог каждому этапу проведённого исследования. 2.2.7.5 В основной части курсовой работы обобщаются сведения из разных источников по данной теме, излагается аргументированный авторский подход к рассмотренным концепциям и точкам зрения. В работах практической направленности обязательно должна быть глава, описывающая методики конкретного авторского исследования, и непосредственно его результаты. Методики практического исследования зависят от дисциплины, по которой пишется работа. 2.2.7.6 Специальные методические рекомендации и указания студенту (слушателю) предоставляются кафедрой и научным руководителем. 2.2.8 Заключение содержит краткое изложение выводов по теме, а не является сжатым пересказом всей работы. Заключение представляет собой синтез накопленной в основной части работы информации. Это – последовательное, логически стройное изложение полученных итогов в их соотношении с целью и конкретными задачами, сформулированными во введении. Заключение предполагает, как правило, также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. Объём заключения курсовой работы обычно составляет 2-3 страницы текста. 2.2.9 Список использованных источников должен содержать библиографическое описание работ, которые были непосредственно использованы автором при написании курсовой работы. Количество использованных источников в курсовой работе, как правило, должно быть не менее 20-25. 2.2.10 Приложения могут быть представлены в виде текста, таблиц, иллюстраций (графиков, схем, диаграмм, чертежей и т.п.). 2.2.11 Общий объём курсовой работы составляет 25-30 страниц печатного текста (не считая таблиц и рисунков). Работу помещают в папку-скоросшиватель или переплетают. |
![]() | Л. И. Шевцова методика преподавания литературы Печатается по решению научно-методического совета учреждения образования «Витебский государственный университет имени П. М. Машерова».... | ![]() | Ю. И. Венгер история отечественной и зарубежной социальной работы учебно-методический комплекс Печатается по решению научно-методического совета учреждения образования «Витебский государственный университет им. П. М. Машерова».... |
![]() | Трудовое право республики беларусь Печатается по решению научно-методического совета учреждения образования «Витебский государственный университет имени П. М. Машерова».... | ![]() | Контрольная работа студента: структура и оформление методические... Печатается по решению Учебно-методического совета Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования... |
![]() | Методические рекомендации Печатается по решению Учебно-методического совета Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования... | ![]() | Методические рекомендации Печатается по решению Учебно-методического совета Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования... |
![]() | Курс лекций абакан 2009 Печатается по рекомендации Учебно методического... Рецензенты: Пантелеев А. А., к ю н, директор Хакасского технического института – филиала Федерального государственного образовательного... | ![]() | Т. Д. Чекменева социально-экономическая Печатается по решению редакционно-издательского и научно-методического советов гоу впо «Кемеровский государственный университет» |
![]() | Т. П. Пушкина Медицинская психология Новосибирский государственный... Медицинская психология. – (Методические указания). /Автор-составитель Т. П. Пушкина. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии... | ![]() | Методические рекомендации Москва 2010 удк ббк isbn удк ббк содержание... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики,... |