Скачать 272.07 Kb.
|
ЛЕКЦИЯ 7. ТЕМА: ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ Постановка вопросов Основные цели, задачи и принципы экологической экспертизы. Организационно-правовые формы экологической экспертизы. Правовое регулирование управления в области экологической экспертизы. Правовой статус экспертов и заказчиков экологической экспертизы. Условия и порядок проведения экологической экспертизы и выполнения её выводов и принятых решений. 1 Основные цели, задачи и принципы экологической экспертизы Закон «Об охране окружающей природной среды» содержит специальный раздел, посвящённый экологической экспертизе. В нём определены объекты и субъекты экологической экспертизы, основные виды и требования по выполнению её выводов и т.д. Проведение экологической экспертизы, согласно ст. 26 Закона, является обязательным в процессе законотворческой, инвестиционной, управленческой, хозяйственной и другой деятельности, которая влияет или может повлиять на состояние окружающей природной среды. Условия и порядок проведения экологической экспертизы определяется специальным законодательством. Специальным законодательным актом, принятым в развитие природоохранного закона, в настоящее время является Закон «Об экологической экспертизе»1. Таким образом, общественные отношения в области экологической экспертизы регулируются Законами «Об охране окружающей природной среды», «Об экологической экспертизе» и другими актами законодательства, принятыми в их развитие. Согласно ст. 1 Закона, экологическая экспертиза представляет собой вид научно-практической деятельности специально уполномоченных государственных органов, эколого-экспертных формирований и объединений граждан, основывающейся на межотраслевом экологическом исследовании, анализе и оценке предпроектных, проектных и других материалов либо объектов, реализация и действие которых может отрицательно влиять или влияет на состояние окружающей природной среды, и направленная на подготовку выводов о соответствии запланированной либо осуществляемой деятельности нормам и требованиям законодательства об охране окружающей природной среды, рациональном использовании и воспроизводстве природных ресурсов и обеспечение экологической безопасности. Задачами законодательства об экологической экспертизе являются регулирование общественных отношений в области экологической экспертизы для обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, защиты экологических прав и законных интересов граждан и государства. Целями экологической экспертизы являются предотвращение отрицательного влияния антропогенной деятельности на состояние окружающей природной среды и здоровье людей, а также оценка степени экологической безопасности хозяйственной деятельности и экологической ситуации на отдельные территории и объекты. ^ , согласно ст. 5 Закона, являются: определение степени экологического риска и безопасности запланированной или осуществляемой деятельности; организация комплексной, научно обоснованной оценки объектов экологической экспертизы; определение соответствия объектов экспертизы требованиям экологического законодательства, строительных норм и правил; оценка влияния деятельности объектов экологической экспертизы на состояние окружающей природной среды и качество природных ресурсов; оценка эффективности, полноты, обоснованности и достаточности мероприятий по охране окружающей природной среды; подготовка объективных, всесторонне обоснованных выводов экологической экспертизы. Из этого следует, что, наряду с общими целями и задачами законодательства об экологической экспертизе, Закон определяет задачи самой экологической экспертизы. ^ , в соответствии со ст. 6 Закона, являются: гарантирование безопасного для жизни и здоровья людей окружающей природной среды; сбалансированность экологических, экономических, медико-биологических и социальных интересов и учет общественного мнения; научная обоснованность, независимость, объективность, комплексность, вариантность, превентивность и гласность; экологическая безопасность, территориально-отраслевая и экономическая целесообразность реализации объектов экологической экспертизы, запланированной ли осуществляемой деятельности; государственное регулирование и законность. ^ являются проекты законодательных и других нормативно-правовых актов, предпроектные и проектные материалы, документация по внедрению новой техники и технологий, материалы, вещества и продукции, реализация которых может привести к нарушению экологических нормативов и отрицательному влиянию на состояние окружающей природной среды. Экологической экспертизе могут подлежать экологические ситуации, которые сложились в отдельных населенных пунктах и регионах, а также действующие объекты и комплексы, которые оказывают значительное отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды. Воинские, оборонительные и другие объекты, информация о которые составляет государственную тайну, подлежат экологической экспертизе в соответствии Законом и иными специальными законодательными актами. ^ являются: специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в лице Министерства экологии и природных ресурсов, его органы на местах, создаваемые ими специализированные учреждения, организации и эколого-экспертные подразделы или комиссии; другие государственные органы, местные Советы и органы исполнительной власти на местах соответствии с законодательством; общественные организации экологического направления или создаваемые ними специализированные формирования; другие учреждения, организации и предприятия, в том числе иностранные юридические и физические лица, которые привлекаются к проведению экологической экспертизы; отдельные граждане в порядке, предусмотренном действующим законодательством. В ст. 8 Закона содержатся общие требования, предъявляемые к проведению экологической экспертизы. Так, к документации на объекты экологической экспертизы прилагаются обоснования по обеспечению экологической безопасности запланированной или осуществляемой деятельности с комплексной эколого-экономической оценкой существующего или предполагаемого воздействия на состояние окружающей природной среды, оценкой экологического риска и с альтернативными прогнозными вариантами снижения такого воздействия. Лица, которые передают документацию на объекты экологической экспертизы, в случае необходимости организуют и финансируют проведение дополнительных исследований, поисковых и экспертных работ, обеспечивают гласность и учитывают общественное мнение относительно запланированной или осуществляемой деятельности, гарантируют достоверность предварительной оценки воздействия на окружающую природную среду, которая отображается в Заявлении об экологических последствиях соответствующей деятельности. Особые требования действующим законодательством предъявляются к гласности экологической экспертизы. Так, согласно ст. 10 Закона, заказчики экологической экспертизы объектов, которые в процессе осуществления их строительства или эксплуатации могут отрицательно воздействовать на состояние окружающей природной среды, обязаны объявить через средства массовой информации о проведении экологической экспертизы в специальном Заявлении об экологических последствиях своей деятельности. Эколого-экспертные органы или формирования после завершения экологической экспертизы сообщают о её выводы через средства массовой информации. В целях наиболее полного учета общественного мнения субъекты экологической экспертизы проводят публичные слушания или открытые заседания. Участие общественности в процессе экологической экспертизы может осуществляться путем выступлений в средствах массовой информации, подачи письменных замечаний, предложений и рекомендаций, включения представителей общественности в состав экспертных комиссий и групп по проведению общественной экологической экспертизы. Подготовка выводов экологической экспертизы и принятие решений относительно дальнейшей реализации (использования, применения, эксплуатации и т.п.) объекта экологической экспертизы осуществляются с учетом общественного мнения. ^ В соответствии со ст. 12 Закона в нашей стране могут осуществляться государственная, общественная и другие формы экологической экспертизы. Выводы государственной экологической экспертизы являются обязательными для выполнения. Принимая решения о дальнейшей реализации объектов экологической экспертизы, выводы государственной экологической экспертизы учитываются наравне с другими видами государственных экспертиз. Выводы общественной и других видов экологической экспертизы носят рекомендательный характер и могут быть учтены при проведении государственной экологической экспертизы, а также при принятии решений по дальнейшей реализации объекта экологической экспертизы. ^ организуется и проводится эколого-экспертными подразделами, специализированными учреждениями, организациями или специально создаваемыми комиссиями специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов и его органов на местах с привлечением других органов государственной исполнительной власти. К проведению государственной экологической экспертизы могут привлекаться специалисты других учреждений, организаций и предприятий, а также эксперты международных организаций. Осуществление государственной экологической экспертизы является обязательным для видов деятельности и объектов, представляющих повышенную экологическую опасность. Перечень видов деятельности и объектов, которые представляют повышенную экологическую опасность, устанавливается Кабинетом Министров Украины по представлению специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов и специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам здравоохранения. Проведение дополнительных государственных экологических экспертиз осуществляется по инициативе заинтересованных лиц на основании договора о предоставлении эколого-экспертных услуг или по решениям Кабинета Министров Украины, местных Советов либо их исполнительных комитетов. Законом определены и объекты государственной экологической экспертизы. Так, согласно ст. 14 эколого-экспертного закона, государственной экологической экспертизе подлежат: государственные инвестиционные программы, проекты схем развития и размещение производительных сил и развития отдельных отраслей народного хозяйства; проекты генеральных планов населенных пунктов, схем районного планирования, схем генеральных планов промышленных узлов, схем размещения предприятий в промышленных узлах и районах, схем обустройства промышленной застройки и другая предплановая и предпроектная документация; инвестиционные проекты, технико-экономические обоснования и расчеты, инженерные и рабочие проекты на строительство новых и расширение, реконструкцию и техническое переоснащение действующих предприятий; документация по перепрофилированию, консервации и ликвидации действующих предприятий, отдельных цехов, производств и других промышленных и хозяйственных объектов, которые могут оказывать отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды, в том числе воинского и оборонительного назначения; проекты законодательных и иных нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в области обеспечения экологической, в том числе радиационной безопасности, охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов, а также видов деятельности, которые могут отрицательно воздействовать на состояние окружающей природной среды; документация по внедрению новой техники, технологий, материалов и веществ, в том числе закупаемых за границей, которые могут создавать потенциальную угрозу окружающей природной среде. В соответствии с решениями Кабинета Министров Украины, местных Советов или их исполнительных комитетов государственной экологической экспертизе могут подлежать экологические ситуации, сложившиеся в отдельных населенных пунктах и регионах, а также действующие объекты и комплексы, в том числе воинского и оборонительного назначения, оказывающие значительное отрицательное влияние на состояние окружающей природной среды. Действующее законодательство предусматривает специальные требования к документации на объекты государственной экологической экспертизы. В документации на объекты государственной экологической экспертизы должны предусматриваться: комплексная эколого-экономическая оценка влияния запланированной или осуществляемой деятельности на состояние окружающей природной среды, использование и воспроизводство природных ресурсов, оформление в виде отдельного тома (книги или раздела) документации и Заявления об экологических последствиях видов деятельности; обоснование внедрения современных и совершенных нематериалоёмких и неэнергоемких производств, малоотходных и безотходных технологических процессов; обеспечение комплексной переработки, утилизации и эффективного использования отходов производства; мероприятия по экономии водных ресурсов, обеспечению эффективной очистки всех видов сточных вод, а также их использованию для технических нужд без сброса этих вод в природные водотоки и водоемы; действенность и совершенство предусматриваемых мероприятий по охране атмосферного воздуха от загрязнения; обеспечение охраны и воспроизводства объектов растительного и животного мира и природно-заповедного фонда; обеспечение защиты население и окружающей природной среды от вредного воздействия антропогенных физических, химических и биологических факторов. Документация, представляемая на объекты государственной экологической экспертизы, должна быть в установленном порядке согласована с заинтересованными органами и содержать оценку возможных социальных последствий. Заказчики государственной экологической экспертизы обязаны подготовить Заявление об экологических последствиях деятельности и материалы, на которые оно основывается. ^ , согласно ст. 16 Закона, может осуществляться в любой сфере деятельности, которая нуждается в экологическом обосновании, по инициативе общественных организаций или других общественных формирований. Общественная экологическая экспертиза может осуществляться одновременно с государственной экологической экспертизой путем создания на добровольных началах временных или постоянных эколого-экспертных коллективов общественных организаций или других общественных формирований. ^ могут осуществляться по инициативе заинтересованных юридических и физических лиц на договорной основе со специализированными эколого-экспертными органами и формированиями. К таким экспертизам, выводы которых могут иметь определённое значение для проведения экологической экспертизы, можно отнести, например, виды научно-технических экспертиз, предусмотренных Законом «О научной и научно-технической экспертизе»2 Примерный договор о предоставлении эколого-экспертных услуг утверждается специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов. ^ Состояние качества окружающей природной среды в пределах страны представляет публичный интерес для всего национального сообщества и современное государство поставлено перед необходимостью выполнения экологической функции наряду с другими внутренними и внешними функциями. Этим предопределяется осуществление государственного регулирования общественных отношений в области охраны окружающей природной среды. Одной из сфер такого регулирования является правовая регламентация экологической экспертизы. Государственное регулирование в области экологической экспертизы в основном осуществляется Верховной Радой Украины. К ведению Верховной Рады в области экологической экспертизы, согласно ст. 18 Закона, относится: законодательное регулирование отношений в области экологической экспертизы; определение основных принципов и порядка осуществления государственной, общественной и других форм экологических экспертиз; решение иных вопросов в области экологической экспертизы. Отдельные функции в сфере экологической экспертизы выполняет Верховной Совет Автономной Республики Крым. К его ведению относится: координация деятельности субъектов экологической экспертизы; осуществление контроля за соблюдением законодательства об экологической экспертизе; решение других вопросов в области экологической экспертизы в пределах своей компетенции. ^ в современных условиях является важным видом деятельности органов государственной исполнительной власти. В соответствии со ст. 20 Закона, его осуществляют Кабинет Министров Украины, Правительство Автономной Республики Крым, местные Советы, органы исполнительной власти на местах, специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов и его органы на местах, а также другие органы государственной исполнительной власти соответствии законодательством. Кабинет Министров Украины в области экологической экспертизы: назначает проведение государственной экологической экспертизы сложившихся экологических ситуаций, действующих объектов и комплексов, отрицательное воздействие которых на состояние окружающей природной среды распространяется или может распространяться за пределы одной области либо за пределы Автономной Республики Крым; назначает проведение дополнительной государственной экологической экспертизы; определяет порядок передачи документации на государственную экологическую экспертизу; утверждает перечень видов деятельности и объектов, которые представляют повышенную экологическую опасность; осуществляет другие функции в области экологической экспертизы в пределах своей компетенции. Правительство Автономной Республики Крым в порядке, установленном действующим законодательством: принимает решение о проведении государственной экологической экспертизы относительно экологических ситуаций и действующих объектов и комплексов, отрицательное воздействие которых на состояние окружающей природной среды распространяется за пределы одного района; назначает проведение дополнительной государственной экологической; решает другие вопросы в области экологической экспертизы в пределах своей компетенции. Местные Советы в пределах соответствующей территории в порядке, установленном законодательством: принимают решение и организуют при необходимости проведение экологической экспертизы; определяют предельные размеры отчислений на проведение экологических экспертиз из соответствующих фондов охраны окружающей природной среды; координируют деятельность субъектов экологической экспертизы; оказывают содействие информированию населения о результатах экологических экспертиз; осуществляют контроль за соблюдением требований законодательства об экологической экспертизе; решают другие вопросы в пределах своей компетенции. Отдельные полномочия по регулированию отношений в области экологической экспертизы местные Советы могут делегировать своим исполнительным комитетам. Наиболее обширной в области экологической экспертизы является компетенция специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов, которое в настоящее время представляет Минэкоресурсов. Так, в соответствии со ст. 24 Закона, к ведению специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов и его органов на местах относится: осуществление государственной экологической экспертизы, в том числе дополнительной; утверждение в установленном порядке нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области экологической экспертизы; формирование системы и структуры экспертных подразделений в составе Министерства и его органов на местах; создание в установленном порядке специализированных учреждений и организаций, необходимых для научно-технического обеспечения государственной экологической экспертизы; привлечение специалистов и научных работников к проведению государственной экологической экспертизы; осуществление мероприятий по обеспечению экспертных подразделений, учреждений и организаций высококвалифицированными специалистами, совершенствованию экспертной деятельности, форм и методов эколого-экспертного анализа и оценки объектов экологической экспертизы; координация эколого-экспертной деятельности, осуществление методического руководства по вопросам проведения экологической экспертизы независимо от ее форм; обобщение практики проведение экологической экспертизы, применение новейших форм и методов эколого-экспертного анализа и оценки; осуществление иных функций в области экологической экспертизы в соответствии с действующим законодательством. ^ также предусмотрено в эколого-экспертном законе. Оно закреплено в форме определения компетенции уставных органов объединений граждан и других общественных формирований в области экологической экспертизы. Так, согласно ст. 25 Закона, компетенция уставных органов объединений граждан и других общественных формирований в области экологической экспертизы определяется их уставными документами в соответствии законодательством. Из этого следует, что, во-первых, эколого-экспертная деятельность объединений граждан и общественных формирований должна быть предусмотрена в их уставных документах, а, во-вторых, она должна соответствовать требованиям действующего законодательства. Законом предусматривается возможность создания экспертных и консультативных советов экологической экспертизы. Экспертные и консультативные советы экологической экспертизы могут образовываться на добровольных началах при государственных эколого-экспертных органах, объединениях граждан и других формированиях из работников научно-исследовательских учреждений, высших учебных заведений, высококвалифицированных специалистов-практиков народного хозяйства, представителей общественности и средств массовой информации. Типичное положение об экспертных и консультативных советах экологической экспертизы утверждается специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов. |
![]() | Учебное пособие для специальности пгс саратов 2011 Основным документом, регламентирующим правила проведения экологической экспертизы в России, является Федеральный закон «Об экологической... | ![]() | Экологическая экспертиза проекта система комплексной оценки всех... Птс. Целью экологической экспертизы является оценка экологических последствий принятия технических, технологических, управленческих... |
![]() | Лекция тема: законодательные основы стандартизации и нормирования... Основные цели и задачи стандартизации и нормирования в области охраны окружающей природной среды | ![]() | На конференции Оценка влияния отмены процедуры обязательной независимой экологической экспертизы на стадии согласования инвестиционного проекта |
![]() | Лекция тема: объекты и субъекты экологического законодательства и права Виды объектов экологического права. Общая характеристика субъектов экологического права и экологической правосубъектности. Государственные... | ![]() | Методическое пособие для изучения раздела «структура экологического менеджмента на предприятии» Методическое пособие предназначено для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению 511100 «Экология и природопользование», а... |
![]() | Лекция тема: эколого-правовое образование и формирование экологической культуры Состояние и перспективы эколого-правового образования. Формы эколого-правового воспитания и критерии её эффективности. Эколого-правовое... | ![]() | Вопросы для экзамена по бухгалтерскому управленческому учету Предпосылки появления и законодательные основы бухгалтерского управленческого учета в РФ |
![]() | 1. Сущность, задачи и объекты судебной экспертизы Понятие «экспертиза»... Результаты экспертизы получаются опытным путем с помощью специального инструментария экспертных методик | ![]() | Лекция тема: предмет, метод, принципы Формы взаимодействия общества с природной средой и развитие экологической мысли. Экологические функции государства и права. Понятие... |