Языковой единицы, в структуре слова, словосочетания, предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы - словообразовательной, морфологической


Скачать 72.89 Kb.
НазваниеЯзыковой единицы, в структуре слова, словосочетания, предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы - словообразовательной, морфологической
Дата публикации02.06.2013
Размер72.89 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > География > Документы
ГРАММАТИЧЕСКИЕ И РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ

 

Грамматическая ошибка — это ошибка в структуре языковой единицы, в структуре слова, словосочетания, предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы — словообразовательной, морфологической, синтаксической. Например:

  • раздумчивый (взгляд) вместо задумчивыйблагородность вместо благородство (ошибка в словообразовательной структуре слова, использование не той приставки, не того суффикса);

  • без комментарийболее правильнее (неправильно образована форма слова, т.е. нарушена морфологическая норма);

  • удивляюсь его силой, жажда к славе (нарушена структура словосочетания — не соблюдаются нормы управления);

  • ^ Покатавшись на катке, болят ноги. В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю (неправильно построены предложения с деепричастным оборотом и однородными членами, т.е. нарушены синтаксические нормы).

В отличие от грамматических ошибок речевые недочёты — это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в её использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушение лексических норм. Например:

  • ^ Штольц — один из главных героев одноимённого романа Гончарова «Обломов». Само по себе слово одноимённый (или единственный) ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением.

  • ^ Они потеряли на войне двух единственных сыновей. 

Разновидностью речевых недочётов являются стилистические ошибки. Это необоснованное смешение слов различной стилистической окраски, неудачное употребление экспрессивных, эмоционально окрашенных слов и выражений, немотивированное использование диалектных и просторечных слов и выражений, устаревшей лексики.

 

К речевым недочётам относятся также ошибки, вызванные нарушением порядка слов, необоснованные повторы слов, словосочетаний и предложений, ошибки в построении текста.

 

^ Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом её отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен. 
Не следует также смешивать ошибки грамматические и орфографические.

 

^ Орфографическая ошибка — это неправильное написание слова; орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных — в безударном положении, для согласных — на конце слова или  перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях. Такую ошибку можно только увидеть, услышать её нельзя: на площаде, о синим карандаше, небыл, кто то, полапельсина.

В отличие от орфографической грамматическая ошибка может быть допущена как в письменной, так и в устной речи, она не только видима, но и слышима: ляжь; бежат; иду по тропинке, ведущую в парк; уверенность в победу.

Перечень наиболее распространённых в письменной речи учащихся грамматических и речевых ошибок приводится в таблицах.

 

Грамматические ошибки



п/п


 

^ Вид ошибки

 

 

Примеры

 

 

1

 

Ошибочное словообразование

 

^ Трудолюбимый, надсмехаться


2

 

 

Ошибочное образование формы существительного

 

^ Многие чуда техники, не хватает время


3

 

Ошибочное образование формы прилагательного

 

^ Более интереснее, красившее

4

 

Ошибочное образование формы числительного

 

С пятистами рублями


5

 

Ошибочное образование формы местоимения

 

^ Ихнего пафоса, ихи дети


6

 

Ошибочное образование формы глагола

 

Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы


7

 

 

Нарушения согласования

 

 

^ Я знаком с группой ребят, серьёзно увлекающимися джазом


8

 

 

Нарушения управления

 

 

^ Нужно сделать свою природу более красивую

Повествует читателей


9

 

 

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

 

^ Большинство возражали против такой оценки его творчества


10

 

 

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

 

^ Он написал книгу, которая эпопея



11

 

 

 

Ошибки в построении  предложения с однородными членами

 

 

^ Страна любила и гордилась поэтом

В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю


12

 

 

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

 

^ Читая текст, возникает такое чувство…

 


13

 

 

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

 

^ Узкая дорожка была покрыта проваливающимися снегом под ногами


14

 

 

 

Ошибки в построении сложного предложения

 

 

 

^ Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал ещё в детстве

Человеку показалось то, что это…


15

 

 

Смешение прямой и косвенной речи

 

 

^ Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента


16

 

Нарушение границ предложения

 

^ Когда герой опомнился. Было уже поздно.


 

Речевые ошибки и недочёты


п/п


 

^ Вид ошибки

 

 

Примеры

 

 

1

 

 

 

 

Употребление слова в несвойственном ему значении

 

 

 

^ Мы были шокированы прекрасной игрой актёров.

Мысль развивается на продолжении всего рассказа.


2

 

 

 

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой или суффиксом

 

 

^ Моё отношение к этой проблеме не поменялось.

Были приняты эффектные меры.

 

3

 

 

Неразличение синонимичных слов

 

 

^ В конечном предложении автор применяет градацию.


4

 

 

Употребление слов иной стилевой окраски

 

 

^ Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.


5

 

 

Неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и фразеологизмов

 

^ Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений


6

 

 

Неоправданное употребление просторечных слов

 

 

^ Таким людям всегда удаётся объегорить других.


7

 

 

 

Нарушение лексической сочетаемости

 

 

 

^ Автор увеличивает впечатление.

Автор использует художественные особенности (вместо средства).


8

 

 

 

 

Употребление  лишних слов, в том числе плеоназм

 

 

 

^ Красоту пейзажа автор передаёт нам с помощью художественных приёмов.

Молодой юноша.

Очень прекрасный.


9

 

 

Употребление рядом или близко однокоренных слов

 

^ В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.


10

 

 

 

Неоправданное повторение слова

 

 

 

^ Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой не понимает всей глубины содеянного.


11

 

 

 

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

 

 

^ Когда писатель пришёл в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.


12

 

 

Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

 

^ Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.


13

 

 

 

 

Неудачное употребление местоимений

 

 

 

 

^ Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю.

У меня сразу же возникла картина в своём воображении.


14

 

 

 

 

 

 

Бессвязность изложения

 

 

 

 

 

 

Далее автор углубляется в литературный материал.

Такая гиперболизация свойств характера человека причисляет Гоголя к великим реалистам, что и отличает статью Залыгина от других исследователей.


 

Похожие:

Языковой единицы, в структуре слова, словосочетания, предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы - словообразовательной, морфологической iconСлова, словосочетания, предложения, чистоговорки, стихи, тексты
Задание Чётко произносить слова со звукосочетаниями [тр] и др. (с ударением на слоге)
Языковой единицы, в структуре слова, словосочетания, предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы - словообразовательной, морфологической iconРабота с текстом Ловушка!
Не забывай, что вышеперечисленные слова – это часть двойного союза, и вторая часть его идет в середине указанного предложения, поэтому...
Языковой единицы, в структуре слова, словосочетания, предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы - словообразовательной, морфологической iconУпр. 22. Прочитайте следующие предложения и назовите слова/словосочетания,...

Языковой единицы, в структуре слова, словосочетания, предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы - словообразовательной, морфологической iconСлова, словосочетания, предложения, чистоговорки, стихи, тексты
Володя, голодный, холодный, поломка, уголок, солома, лыко, лыжи, столы, малыш, полынь, улыбка, лыжник, булыжник, лысина
Языковой единицы, в структуре слова, словосочетания, предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы - словообразовательной, морфологической icon1. Жанры : диссертации по общественным наукам, курсовые и дипломные...
Под валентностью в широком смысле слова понимается способность языковой единицы вступать в связи с другими единицами определенного...
Языковой единицы, в структуре слова, словосочетания, предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы - словообразовательной, морфологической iconСочинение. Грамматической особенностью текста являются авторские...
Обращение – это слово или словосочетание, обозначающее того, к кому или к чему обращена речь
Языковой единицы, в структуре слова, словосочетания, предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы - словообразовательной, морфологической icon1. Язык и речь. Основные единицы языка
Фонетические средства языковой выразительности: ассонанс, аллитерация, звукопись
Языковой единицы, в структуре слова, словосочетания, предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы - словообразовательной, морфологической iconНормы морфологии и синтаксиса
Морфология, как и лексика, изучает слово, но слово как часть речи. Поэтому основное внимание уделяется структуре слова, различным...
Языковой единицы, в структуре слова, словосочетания, предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы - словообразовательной, морфологической icon1. предмет, метод, система трудового права.  
Об и Ос. Об ч вкл нормы, составл предмет и задачи тп, нормы-пр-пы, нормы, опр прав статус раб-в и раб-лей, как с-тов, разгранич-и...
Языковой единицы, в структуре слова, словосочетания, предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы - словообразовательной, морфологической iconВводные слова и предложения с примерами
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница