1. Определение понятия «общество»


Скачать 497.16 Kb.
Название1. Определение понятия «общество»
страница1/3
Дата публикации03.04.2013
Размер497.16 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > География > Документы
  1   2   3
Общество. Современный мир

1. Определение понятия «общество»:

- определенная группа людей, объединившаяся для общения и выполнение какой – либо совместной деятельности;

- конкретный этап в историческом развитии;

- народ какой – либо страны;

- обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Задание: определите, где определение понятия «общества» указано в узком смысле, а где в широком?

Материальный мир: а) природа;

б) общество.

Задание: укажите общее и различное в понятиях?

составьте по два предложения с понятиями в обществоведческом смысле

^ 2. Связь общества и природы:

1) Влияние природы на развитие общества: - на хозяйственную деятельность;

- на политическую систему;

- на взаимодействие между народами.

Задание: проиллюстрировать примерами.

Природа может как способствовать развитию общества, так и замедлять его!

Задание: приведите примеры, подтверждающие правильность данного суждения.

2) Влияние общества на природу:

положительное: отрицательное:

а) сохранение вымирающих видов растений и животных а) истощение природных ресурсов б) национальные парки и заповедники б) загрязнение природных ресурсов

в) техногенные катастрофы

Задание: - проиллюстрируйте примерами влияние общества на природу

- проанализируйте, верны ли суждения:

«современное общество не зависит от природы»

«со временем влияние природы на общество уменьшается»

3. Общество – динамическая система: целая, устойчивая, состоит из элементов, которые взаимосвязаны (взаимодействуют) между собой, находится в постоянном развитии и изменении.

Системность общества проявляется:

1. состоит из элементов (подсистем):

- сферы общественной жизни:

экономическая (материальное производство и отношения, возникающие между людьми в

процессе производства материальных благ, их обмена и распределения)

политическая (политика, государство, право, их соотношения и функционирование)

социальная (классы, социальные слои, нации, их взаимодействие и взаимоотношения)

духовная (общественное сознание, образование, наука, религия, искусство и т. п.)

Задание: проиллюстрируйте примерами взаимосвязь сфер общественной жизни

- общественные (социальные) институты–устойчивые общественные образования, выполняющие определенные общественные функции: семья, школа, государство, церковь, СМИ, политические партии…

^ Виды институтов: экономические, политические, институт семьи, институт образования, институт культуры.

Признаки социальных институтов:

1) постоянное взаимодействие людей для достижения целей;

2) четкое определение функций, прав и обязанностей всех уч – в взаимодействия;

3) наличие контроля за деятельностью людей в процессе их взаимодействия

4) наличие специально подготовленных кадров для функционирования институтов

Функции социальных институтов:

  1. участие в процессе социализации личности

  2. осуществление функции социального контроля

  3. удовлетворение потребностей общества и человека

Задание: проиллюстрируйте примерами выполнение данных функций любым социальным институтом

Задача: ученые полагают, что социальный институт – это исторически сложившаяся форма организации людей, на основе комплекса норм и статусов, регулирующая их деятельность и удовлетворяющая фундаментальные человеческие потребности. Является ли наука социальным институтом? Приведите три аргумента.

- общественные отношения (многообразные формы взаимодействия людей, а так же связи, возникающие между отдельными социальными группами или внутри их)

межличностные отношения (отношения между отдельными индивидами)

^ Виды межличностных отношений:

- неформальные (отношения в семье, между приятелями и т .д.)

- формальные (отношения в школе, на работе …)

Задание: приведите примеры разных видов межличностных отношений

2. элементы общества взаимодействуют и влияют друг на друга:

Задание: приведите примеры

- влияние политической сферы на экономику, социальные отношения, духовную сферу;

- влияние социальной, духовной, экономической сферы на другие:

3. В чем проявляется динамизм общества:

1) Общество развивается, изменяется, проходит этапы в своем развитии, сохраняя свою сущность.

2) Изменяются элементы общества

3) Появляются новые

Задание: приведите примеры

^ 4. Многообразие путей и форм развития общества:

I. 1960 г. – деление общества на

а) аграрное (традиционное)

б) индустриальное (техногенное или научно – техническое или экономическое)

в) постиндустриальное ( информационное или антропогенное или технотронное) . 1970 – е г.г Тоффлером и Беллом.

^ Традиционное (аграрное)

Индустриальное, техногенное, научно – техническое, экономическое

Постиндустриальное

информационное

антропогенное

(в центре человек)

Натуральное хозяйство

Преобладание с/х

Примитивное ремесло

Экстенсивные технологии

Господство общинной, корпоративной, государственной собственности, институт частной собственности не развит.

Приоритет коллективных интересов над личными

Низкая социальная мобильность.

Отсутствие прав и свобод, корпоративные нормы и принципы

Высокая роль религии

Патриархальная семья

Низкий уровень образования

Товарное хозяйство. Рыночная экономика

Преобладание промышленного производства (промышленный переворот).

Массовое производство

Урбанизация (рост городов и городского населения)

Интенсивное хозяйство

Социальная мобильность значительна

Появляются новые классы

Индивидуализм и рационализм

Снижение роли религии, развитие научных знаний, рост образования

Малая демократическая семья


1. выдвижение на первый план сферы услуг

2. увеличение удельного веса мелкосерийного производства

3. ведущая роль науки, знаний и информации

4. рост удельного веса среднего класса

5. рост уровня жизни населения

Задание: назовите общие черты между индустриальным и постиндустриальным обществом

Модернизация – обновление, переход от традиционного общества к индустриальному и к постиндустриальному.

Задачи:

1) Почему об аграрном обществе говорят, что его легче уничтожить, чем модернизировать?

2) Чем различаются современные общества, сохранившие традиционный уклад от обществ прошлого?

3) В стране Н. крестьяне со своей продукцией (чаще всего это ткани) приезжают в город, продают ее за установленную плату скупщику, у которого свой, устоявшийся круг клиентов. Последние доставляют товар непосредственно покупателю. Скупщик имеет небольшой, но устойчивый доход, ведет размеренную жизнь семейного человека. Определите тип общества.

4) В стране Ф. молодой человек из среды скупщиков переселяется из деревни в город, тщательно подбирает ткачей, усиливает контроль над ними. Одновременно он устанавливает связь с магазинами розничной торговли, лично встречается с покупателями. Стремиться, что бы качество продукции было им «по вкусу», полученный доход вкладывает в развитие производства. Определите тип общества.

5) В современных производствах на одно рабочее место, требующее преимущественно физических усилий работника, приходится 4 – 5 мест, требующих умственного труда.

^ О какой особенности постиндустриального общества свидетельствует этот факт?

Задачи из ЕГЭ о типах общества.

6) В стане У завершился промышленный переворот. Значительная часть населения живет в городах, утвердилось всеобщее избирательное право, равенство граждан перед законом и судом. К какому типу относится общество страны У.? Укажите четыре признака, по которым вы это определили. Назовите любой из неупомянутых признаком данного типа общества.

7) Население средневековой Франции много времени посвящало выполнению религиозных обрядов и предписаний, исправно отдавало часть доходов в пользу церкви. Оно стремилось подражать образу жизни родителей и дедов. Назовите тип общества. Укажите два признака.

8) Уже на заре индустриального общества А. Смит подметил следующую его особенность: люди здесь обычно не имеют возможности сидеть на одних и тех же «нагретых» местечках всю жизнь. О каком общественном явлении, присущем индустриальному обществу идет речь? Что его стимулировало?

^ II. Смена общественно – экономических формаций (исторически определенный тип общества, возникающий на основе определенного способа производства материальных благ)

Марксизм: смена формаций первобытно – общинная, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (1930 г. социализм, коммунизм)

^ Формационный и цивилизационный подходы

Цивилизация – уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующий за варварством и дикостью. Цивилизации отличаются друг от друга: специфическим образом жизни, системой ценностей, способами взаимосвязи с окружающим миром

Сегодня ученые выделяют: западную и восточную цивилизации.

^ Задание: сравнить, выделить общее и различия.

Черты и понятия формационного подхода

– базис (производственные отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ). В основе – отношения собственности

- надстройка – совокупность правовых, политических, идеологических, религиозных, культурных и иных учреждений и отношений.

- производственный отношения и производительные силы (люди, орудия труда) = способ производства

- социальная революция – при развитии производительных сил и старении способа производства

- принципы подхода: универсальность, закономерность смены общественно – экономических формаций

^ 5. Факторы, влияющие на развитие общества:

Объективные: природный фактор: наличие или отсутствие природных ресурсов, климат, ландшафт

Субъективные: преобразовательная деятельность человека

Задание: подтвердите примерами данные суждения.

^ 6. Функции общества: - производство материальных условий существования людей;

- воспроизводство и социализация человека;

- производство и сохранение духовных ценностей;

- распределение материальных и духовных благ;

- управление и регуляция человеческой деятельностью и поведением

Задание: проиллюстрируйте данные функции примерами

^ 7. Общественный прогресс – направленное развитие, для которого характерно поступательное движение общества от низших форм к более высоким и сложным

Критерии прогресса:

- развитие разума;

- развитие производительных сил (транспорт, связь, новые технологии)

-мера свободы, которую общество способно предоставить личности для

максимального развития ее потенциальных способностей

- продолжительность жизни

- уровень нравственности в обществе

Задание: какой из критериев прогресса вам кажется наиболее очевидным, в какой сфере жизни общества общественный прогресс наименее заметен?

Противоречивость главное свойство общественного прогресса:

1) прогресс в одной сфере может привести к регрессу в другой

2) возможны срывы, откаты назад, цивилизационные тупики

3) неравномерны темпы прогресса – усиление разрыва между странами Юга и Севера

4) одним социальным силам прогресс может быть выгоден, а другим нет

^ Задание: приведите примеры

Регресс – обратное движение от высших форм к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям

^ Формы прогресса: революция, реформа, эволюция

Революция: это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественное жизни, затрагивает основы существующего строя. Активное политическое действие народных масс, цель – переход власти в руки нового класса. Концентрирована во времени.

Реформа: преобразование, переустройство, изменение какой – либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса.

Постепенность, эволюционизм, низкая активность народа, в основном ''сверху''.

Эволюция: длительное время, постепенность, ни кем не руководится (естественный процесс)

Задание: 1. назовите основные отличия реформы от революции

2. по мнению социолога общество движется от размытости к четкости, от единообразия к многообразию, последовательно проходя определенные стадии развития, каждая из которых утверждается лишь тогда, когда предыдущая уже исчерпала свои возможности.

Какой модели общественного развития придерживается автор эволюционной или революционной?

3. приведите примеры форм общественного прогресса.

^ 8. Научно – технический прогресс (НТР) Научная революция – 14 – 16 века;

20 век – НТР – это скачек в развитии производительных сил общества, переход их в качественно новое состояние на основе коренных сдвигов в системе научных знаний.

Проявления: - автоматизация производства;

- компьютерная революция;

- производство роботов;

- новые технологии: капиталоемкость, энергоемкость, биотехнологии (кормовой белок, генная инженерия, медикаменты), новые материалы (пластмасса, синтетические волокна)

Последствия: 1. социальные – меняет положение человека в системе производства (он контролер, наладчик, регулировщик)

- требуется более высокая квалификация, роль образования;

- перемещение в наукоемкие отрасли

2. изменения во всех сферах: транспорт, связь, здравоохранение, домашнее хозяйство;

3. ослабление зависимости производителя от поставщиков энергии и сырья;

4. рост капиталовложений в наукоемкие производства

^ Противоречивость НТР: истощение;

загрязнение;

новые виды бедствий (техногенные аварии)

нравственный аспект (генетика)

рост безработицы

^ Преодоление противоречий: безотходное производство; природовосстанавливающие технологии;

разработка альтернативных источников сырья; экологическая экспертиза;

совершенствование законодательства; воспитание экологического мышления

Задача: Осуществление НТР интенсифицировало развитие человеческого общества. В то же время одним из ее результатов явились глобальные проблемы. Какое свойство общественного прогресса иллюстрируется этим примером? Приведите дополнительно любые три примера, иллюстрирующие это свойство.
  1   2   3

Похожие:

1. Определение понятия «общество» iconЛекция системное строение общества: элементы и подсистемы. Понятие...
Определенная группа людей, объединившихся для общения и выполнения и совместного
1. Определение понятия «общество» icon1. 1 Основные понятия информации: определение, мера измерения, качество
Изучение любой дисциплины начинается с определений основных терминов и формулировки понятий. К XXI в. Понятия информация и информационные...
1. Определение понятия «общество» icon1. Основные понятия: данные, информация, знания
Информационное общество — постиндустриальное общество, фаза возможного эволюционного развития цивилизации, в которой информация и...
1. Определение понятия «общество» iconОпухолевый рост. Определение понятия. Этиология. Патогенез. Основные...
Опухоль патологический процесс, представленный новообразованной тканью, в которой изменения генетического аппарата клеток приводят...
1. Определение понятия «общество» iconТемы Основные понятия Определения понятий 2 предложения с информацией о понятиях I общество
Общество обособляется от природы в результате материальной и духовной деятельности человека, т к эта деятельность создает особый...
1. Определение понятия «общество» iconВопрос № Определение понятия «медицинской защиты». Мероприятия медицинской...

1. Определение понятия «общество» iconКонтрольные вопросы и проблемные задания Дайте определение понятию «гражданское общество»
Автономный тип личности, ассоциация, гражданин, гражданская активность, гражданская культура, гражданское общество, корпорации, права...
1. Определение понятия «общество» iconОбщество как динамическая система
В более узком смысле — это определенный этап человеческой истории (например, феодальное общество) или отдельное конкретное общество...
1. Определение понятия «общество» icon34. Законы рф, регулирующие внешнюю торговлю РФ. 22
Дайте определение понятия международных экономических отношений раскройте их основные формы. 3
1. Определение понятия «общество» iconТеоретические вопросы
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница