Методические указания к изучению дисциплины Инженерная геология и задания к контрольной работе для студентов заочной формы обучения специальностей 29. 03, 29. 04, 29. 05, 29. 10 Краснодар


Скачать 364.81 Kb.
НазваниеМетодические указания к изучению дисциплины Инженерная геология и задания к контрольной работе для студентов заочной формы обучения специальностей 29. 03, 29. 04, 29. 05, 29. 10 Краснодар
страница1/3
Дата публикации06.04.2013
Размер364.81 Kb.
ТипМетодические указания
userdocs.ru > География > Методические указания
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Кубанский государственный технологический университет.

Кафедра кадастра и геоинженерии.

Инженерная геология
Методические указания к изучению дисциплины Инженерная геология и задания к контрольной работе для студентов заочной формы обучения специальностей 29.03, 29.04, 29.05, 29.10

Краснодар

Издательство КубГТУ

2001

Составитель: канд. техн. наук В.Н. Кононенко

УДК 556.3


Инженерная геология. Методические указания к дисциплине Инженерная геология и задания к контрольной работе для студентов заочной формы обучения специальностей 29.03, 29.04, 29.05, 29.10./Кубанский госуд. технол. ун-т: В.Н. Кононенко, Краснодар,2001,….с.

В Методических указаниях изложены основные разделы курса «Инженерная геология» и задания для выполнения контрольной работы. В конце каждого раздела для лучшего усвоения материала приводятся вопросы для самопроверки знаний.

Ил. 6, Табл. 8, Приложен. 3,библиогр.:6 назв.

Печатается по решению Редакционно-издательского совета Кубанского государственного технологического университета.

Рецензенты:
Зав. каф. Основания и фундаменты КубГАУ,

проф., докт. геол.-минер. наук К.Ш.Шадунц
Проф. каф. Кадастра и геоинженерии КубГТУ,

канд. геол.-минер. наук Е.Д.Осенняя

Общие указания
В нашей стране в невиданных ранее масштабах ведется капитальное строительство. Объем капиталовложений для развития ведущих отраслей промышленности, жилищного, сельскохозяйственного, дорожного и гидротехнического строительства возрастает с каждым годом. В связи с этим повысилось значение быстрого, правильного и экономически обоснованного проектирования, невозможного без широкого применения тщательных инженерно-геологических исследований, дающих основной материал о природных условиях территорий, в пределах которых планируется строительство.

Несмотря на то, что основные работы по инженерно-геологическому изучению территории, предназначенной для того или много вида строительства, проводят специалисты-геологи, за инженером-строителем остается право окончательного выбора участков, наиболее благоприятных для возведения инженерных сооружений. Инженер-строитель должен уметь правильно анализировать и использовать данные, полученные в результате инженерно-геологических изысканий, что требует достаточных знаний в области инженерной геологии и в смежных с ней геологических дисциплинах.

Курс «Инженерная геология» студенты изучают самостоятельно в соответствии с программой для специальностей 29.03, 29.04, 29.05, 29.10. Для лучшего усвоения материала изучения курса следует вести по разделам с последующей проверкой полученной знаний путем ответов на вопросы, приведенные после каждой темы.

Предусмотренную учебным планом контрольную работу выполняют в процессе усвоения теоретической части курса. Номер варианта контрольной работы студент выбирает в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки (если эта цифра – 0, то студент выполняет 10 вариант). Контрольная работа должна быть написана разборчиво и содержать четкие, исчерпывающие ответы на все поставленные в ней вопросы, причем последовательность ответов должна соответствовать последовательности вопросов. В необходимых случаях ответы должны сопровождаться поясняющими их схематическими рисунками и чертежами. Выполненную контрольную работу передают на кафедру кадастра и геоинженерии КубГТУ для рецензирования.

Студенты, получившие положительную рецензию на контрольную работу, выполняют лабораторные работы в лаборатории инженерной геологии и механики грунтов. Экзамен по курсу может быть принят только после успешной защиты контрольной работы и сдачи зачета по лабораторным работам.

М^ ЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РАЗДЕЛАМ КУРСА
ВВЕДЕНИЕ
Инженерная геология как научная дисциплина является отраслью геологии – науки о Земле. Геологическая наука в целом изучает состав, строение, историю развития Земли, а также различные процессы, протекающие в ее недрах и на поверхности.

Инженерная геология – наука, изучающая геологические процессы верхних горизонтов земной коры и физико-механические свойства горных пород и грунтов в связи с инженерно-строительной деятельностью человека. В ее состав входят следующие специальные дисциплины: геодинамика – учение о геологических процессах; грунтоведение – учение о грунтах; механика грунтов – наука об устойчивости и прочности грунтов; инженерная гидрогеология – наука о подземных водах; мерзло­товедение - наука, предметом изучения которой является многолетнемерзлая зона земной коры; специальные инженерные геологии (строительная, дорожная, военная).

Инженерная геология изучает природную геологическую обстановку местности до начала строительства, а также определяет те изменения, которые произойдут в геологической среде, и в первую очередь в породах, в процессе строительства и при эксплуатации сооружений. При этом под геологическими или инженерно-геологи­ческими условиями понимают рельеф местности, ее геологические и гидрогеологические особенности, состав и свойства слагающих ее пород, а также геологические процессы и явления.

Как всякая прикладная наука, инженерная геология базируется на фундаментальных науках: общей геологии, физике, математике, химии.

Студент должен получить общие сведения об инженерной геологии как науке; о ее месте в цикле геологических наук, об основных инженерно-геологических дисциплинах, о роли российских и зарубежных ученых в становлении и развитии этой науки.

Литература: [l.c. 5-7]; [2.с. 4-7]; [5.с. 3-12].

Раздел 1. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ГЕОЛОГИИ
Тема 1. Строение и физические свойства Земли
При изучении этой темы необходимо рассмотреть строение Земли как сложного тела, состоящего из ряда геосфер, резко отличающихся по составу и свойствам. При этом особое внимание следует обратить на строение я состав земной коры - литосферы как среды жизни и деятельности человека.

Необходимо получить представление о тепловом режиме Земли (об изменении температуры по мере увеличения глубины) и влиянии изменения этого режима на условия строительства в различных климати­ческих зонах.

Студенту надо ознакомиться с методами определения относитель­ного и абсолютного возраста горных пород, с помощью которых была составлена геохронологическая шкала. Студенту следует четко усвоить, что только знание геохронологической шкалы (возрастных еди­ниц, выделяемых в ней, условных обозначений, индексов и т.д.) позволит понять геологические и инженерно-геологические карты и разрезы.

Литература: [1.с. 7-I2, 44-48]; [2.с. 8-10, 33-38]

Вопросы для самопроверки
1. Какие существуют современные представления об образований я строении Земли?

2. Состав и строение геосфер. Объясните их взаимодействие между собой

3. Каково строение земной коры? Чем отличается океанический тип земной коры от континентального?

4 . Как изменяется тепловой режим Земли по глубине и какие пока­затели его характеризуют?

5. Какое практическое значение имеет изучение теплового режима в приповерхностных частях земной коры?

6. Что такое абсолютный и относительный возраст горных пород и какие методы существуют для его определения?

7. На какие эры, периоды и эпохи делится история земной коры? Какова их продолжительность?

8. Какое практическое значение имеет геологическая хронология для инженерной геологии?

Тема 2. Породообразующие минералы и горные породы
В строении земной коры принимают участке различные минералы и горные породы, часто очень резко отличающиеся по составу и свойствам.

Необходимо рассмотреть строение и свойства основных породооб­разующих минералов, от которых в значительной мере зависят и свойства пород.

Горные породы являются одним из основных факторов инженерно-геологических условий территории, определяющих возможность и экономичность строительства в изучаемом районе, поэтому на их изучение нужно обратить особое внимание.

Следует ознакомиться с классификациями минералов и горных пород, изучить условия образования различных горных пород, их минеральный состав, структуру, текстуру, формы залегания. Необходимо четко уяснить зависимость состава и свойств пород от генезиса и постгенетических процессов.

Литература: [1,с. 12-44]; [2,с. 10-33. 236-257]

Вопросы для самопроверки
1. Что называется минералами и горными породами?

2. Дайте схематическую классификацию минералов по их химическому составу.

3. По каким физическим свойствам и внешним признакам определяют минералы? Охарактеризуйте основные породообразующие минерала.

4. Как классифицируют горные породу по условиям образования?

5. Как подразделяют магматические горные породы по условиям образования и кислотности (по содержанию Si02)? Назовите представителей глубинных и излившихся пород и охарактеризуйте их минералогический состав, структурно-текстурные особенности, физико-механические свойства. Объясните зависимость состава и свойств пород от условий образования. Каковы формы залегания магматических пород?

6. Как образуются осадочные породы? Назовите представителей пород обломочного, химического и органогенного происхождения. Оха­рактеризуйте их минералогический состав, структурно-текстурные особенности, физико-механические свойства и объясните зависи­мость состава и свойств от происхождения пород. Каковы формы за­легания осадочных пород?

7. Как образуются метаморфические горные породы? Назовите по­роды контактового и регионального метаморфизма и охарактеризуй­те их минералогический состав, структурно-текстурные особеннос­ти и физико-механические свойства.

^ Тема 3. Условия и физические агенты формирования

морских и континентальных отложений

и их генетическая классификация
При изучении этой темы необходимо ознакомиться с геологической работой ветра, рек, озер, морей, ледников. Геологическая деятель­ность этих процессов проявляется при разрушении горных пород, пере­носе продуктов, разрушения и их отложений. В результате этой дея­тельности возникают новые породы, которые по составу и свойствам резко отличаются от материнских и часто образуют новые формы рельефа.

Следует рассмотреть процессы выветривания (физического, химического и биологического), в результате комплексного воздействия которых на горные породы формируются элювиальные грунты, характеризующиеся, как правило, сравнительно низкой прочностью. Необходимо уяснить их роль в подготовке рыхлых продуктов разрушений горных пород, переносимых позже ветром, текучими водами и т. д.

При изучения отложений, образованных в результате геологической деятельности указанных процессов, следует особое внимание обратить на , их состав и физико-механи­ческие свойства.

Литература: [l, с. 155-205]; [2,с. 166-173, 196-217, 258-294].
Вопросы для самопроверки
1. Виды выветривания горных пород. Значение выветривания гор­ных пород для практики строительства.

2. Охарактеризуйте мероприятия, необходимые для защиты горных пород от выветривания.

3. Как образуются делювиальные отложения? Как изменяются мощ­ность, состав и физико-механические свойства делювиальных отложений вниз по склону?

4. Какие условия необходимы для возникновения селевых потоков? Виды селей и метода борьбы с ними. Виды пролювиальных отложений, их состав и физико-механические свойства.

5. В чем заключается геологическая деятельность рек? Как об­разуются речные долины? Виды аллювиальных отложений, их состав и физико-механические свойства.

6. В чем заключается геологическая работа волн, возникающих на поверхности воды? Виды морских отложений, их состав и физико-механические свойства.

7. Объясните геологическую деятельность ледников. Как образуются ледниковые и флювиогляциальные отложения? Их состав и физико-механические свойства.

Раздел 2. ОСНОВЫ СТРУКТУРНОЙ ГЕОЛОГИИ
При изучении этого раздела, следует понять, что земная кора сос­тоит из различных по форме, прилегающих друг к другу тел, сложенных разными горными породами. Основными структурными элементами земной коры являются платформы и геосинклинали. Студент должен четко уяснить различия в их строении и развитии.

При рассмотрении форм залегания горных пород (структурных форм) необходимо помнить, что первичные структурные формы (слой, пласт и т. д.) образуются одновременно с образованием горных пород, а вторичные - возникают в результате деформации первичных структурных форм. Особое внимание следует обратить на изучение разнообразных форм складчатых и разрывных дислокаций и влияние их на условия строительства различных сооружений.

Необходимо ознакомиться с современной классификацией трещинова-тости горных пород, методами изучения трещин.

Студент должен понять значение трещиноватости горных пород для оценки их фильтрационных, прочностных и деформационных свойств.

Литература: [1,с. 49-50, 52-62]; [2,с. 52-67].


Вопросы для самопроверки
1. Объясните различия в строении земной кори в пределах плат­форм и геосинклиналей.

2. Каковы формы залегания осадочных пород? Охарактеризуйте раз­личные виды несогласий.

3. Каковы формы залеганий магматических горных пород?

4. Каковы формы залеганий метаморфических горных пород?

5. Какие основные типы складок встречаются в земной коре и их влияние на условия строительства?

6. Перечислите формы разрывных дислокации и охарактеризуйте их влияние на условия строительства в районах их развития.

7. Охарактеризуйте основные виды трещиноватости горных пород и их влияние на прочность оснований различных сооружений.

8. Какие существуют виды несогласного залегания горных пород?
Раздел 3. ОСНОВЫ ГИДРОГЕОЛОГИИ
Тема 1. Подземные воды и их режим
Подземные воды являются как важнейшим источником водоснабжения, так и одним из факторов, определяющих инженерно-геологические ус­ловия территории. В большинстве случаев подземные воды затрудняют строительство различных сооружений. Они воздействуют непосредственно на сооружения, вызывая затопление фундаментов и коммуникаций, коррозию строительных материалов, используемых для устройства подзем­ных частей сооружения (фундаментов). Подземные воды являются одной из причин, вызывающих такие геоло­гические процессы, как просадки лессовых пород, пучение, оползни, карст, суффозию и т.д., в районах развития которых строительство сооружений связано со значительными трудностями.

Следует изучить виды воды, содержащиеся в грунтах в зонах аэра­ции и насыщения, и их влияние на физико-механические свойства горных пород.

Необходимо уяснить условия образования различных типов подзем­ных вод и особенности их режима, причем особое внимание следует обратить на верховодку и грунтовые воды. Подземные воды первых от поверхности водоносных горизонтов чаще всего влияют на инженер­но-геологические условия местности.

Следует ознакомиться с методами стационарных наблюдений за режимом подземных вод, а также с составленными на основании этих наблюдений картами гидроизогипс, гидроизопьез, гидроизобат, с помощью которых можно устанавливать направление и скорость движе­ния подземных вод, глубину их залегания и другие параметры водонос­ных горизонтов.

Необходимо также рассмотреть вопросы, посвященные химическому составу подземных вод, их жесткости и агрессивности.

Литература: [1,с. 85-87, 118-134]; [2,с. 69-80, 115-117].
Вопросы для самопроверки
1. Какие виды воды находятся в грунте? Каково влияние различных видов воды на свойства грунтов?

2. Какие типы подземных вод выделяются по условиям их образования?

3. Что такое верховодка? Ее режим и влияние на условия строительства.

4. Какие воды называются грунтовыми? Объясните их образование, распространение, условия питания и влияние на условия строительства.

5. Какие межпластовые воды называются артезианскими?

6. Что такое режим подземных вод и какие факторы влияют на него? Виды и цели стационарных наблюдений за режимом подземных вод.

7. Каковы принципы составления гидрогеологических карт (гидро­изогипс, гидроизопьез, гидроизобат)? Какие задачи решают с их помощью?
^ Тема 2. Динамика подземных вод
В процессе изучения этой темы необходимо получить представле­ние о коэффициенте фильтрации как основном показателе, характери­зующим степень водопроницаемости горных пород; об основных видах и законах движения подземных вод.

Следует ознакомиться с классификацией подземных потоков и их гидродинамическими параметрами.

При изучении плоских потоков подземных вод рекомендуется рас­смотреть методы подсчета расхода при горизонтальном и наклонном залеганиях водоупора. Особое внимание необходимо обратить на усвоение полевых и лабораторных методов определения коэффициента фильтрации, методов расчета водопритока как к отдельным скважинам и котлованам, так и к взаимодействующим вертикальным и горизонталь­ным дренам.

Литература: [l, c. 134-154]; [2,с.80-95]; [5,с. 235-264]
Вопросы для самопроверки
1. Сформулируйте основной закон фильтрации и напишите его математическое выражение.

2. Методы определения коэффициента фильтрация и факторы, влияющие на его величину.

3. Какие виды подземных потоков наиболее часто встречаются при гидрогеологических расчетах?

4. Как определяют расход плоского потока при горизонтальном и наклонном залеганиях водоупоров?

5. Какие скважины (колодцы) называются совершенными?

6. Что такое радиус влияния скважины?

7. Как определяется дебит совершенных скважин в безнапорных и напорных подземных водах?

8. Какие скважины называются взаимодействующими? Объясните возможность их использования для понижения уровня грунтовых вод.

9. Какие колодцы и скважины называются поглощающими и с какой целью их применяют?
  1   2   3

Похожие:

Методические указания к изучению дисциплины Инженерная геология и задания к контрольной работе для студентов заочной формы обучения специальностей 29. 03, 29. 04, 29. 05, 29. 10 Краснодар iconУчебная программа, методические указания и задания к контрольной...
Статистика. Учебная программа, методические указания и задания к контрольной работе
Методические указания к изучению дисциплины Инженерная геология и задания к контрольной работе для студентов заочной формы обучения специальностей 29. 03, 29. 04, 29. 05, 29. 10 Краснодар iconУчебная программа, методические указания и задания к контрольной...
Статистика. Учебная программа, методические указания и задания к контрольной работе
Методические указания к изучению дисциплины Инженерная геология и задания к контрольной работе для студентов заочной формы обучения специальностей 29. 03, 29. 04, 29. 05, 29. 10 Краснодар iconМетодические указания по выполнению домашней контрольной работы №1...
Объем дисциплины и виды учебной работы для студентов заочной формы с нормативным сроком обучения 5
Методические указания к изучению дисциплины Инженерная геология и задания к контрольной работе для студентов заочной формы обучения специальностей 29. 03, 29. 04, 29. 05, 29. 10 Краснодар iconМетодические указания и задания к лабораторной работе для студентов...
Методические указания предназначены для самостоятельной подготовки и выполнения лабораторной работы с топографической картой студентами...
Методические указания к изучению дисциплины Инженерная геология и задания к контрольной работе для студентов заочной формы обучения специальностей 29. 03, 29. 04, 29. 05, 29. 10 Краснодар iconМетодические указания по изучению дисциплины и задания для контрольной...
...
Методические указания к изучению дисциплины Инженерная геология и задания к контрольной работе для студентов заочной формы обучения специальностей 29. 03, 29. 04, 29. 05, 29. 10 Краснодар iconМетодические указания по изучению дисциплины и задания для контрольной...
...
Методические указания к изучению дисциплины Инженерная геология и задания к контрольной работе для студентов заочной формы обучения специальностей 29. 03, 29. 04, 29. 05, 29. 10 Краснодар iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для студентов...
Методические указания предназначены для студентов фармацевтических вузов заочной формы обучения
Методические указания к изучению дисциплины Инженерная геология и задания к контрольной работе для студентов заочной формы обучения специальностей 29. 03, 29. 04, 29. 05, 29. 10 Краснодар iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для студентов...
Одобрены на заседании кафедры Гуманитарных и социокультурных дисциплин, протокол № от г
Методические указания к изучению дисциплины Инженерная геология и задания к контрольной работе для студентов заочной формы обучения специальностей 29. 03, 29. 04, 29. 05, 29. 10 Краснодар iconМетодические указания к контрольной работе №9 по дисциплине “Высшая...
Методические указания предназначены для студентов-заочников специальности «Самолето- и вертолетостроение» исодержат рекомендации...
Методические указания к изучению дисциплины Инженерная геология и задания к контрольной работе для студентов заочной формы обучения специальностей 29. 03, 29. 04, 29. 05, 29. 10 Краснодар iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины, задания...
Автор Е. Л. Гуцанович, преподаватель учреждения образования «Бобруйский государственный автотранспортный колледж»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница