История Казахстана


Скачать 183.75 Kb.
НазваниеИстория Казахстана
Дата публикации07.04.2013
Размер183.75 Kb.
ТипКонтрольная работа
userdocs.ru > География > Контрольная работа


Министерство образования и науки Республики Казахстан

Колледж экономики, бизнеса и права

Контрольная работа

По дисциплине: История Казахстана

На тему: Социальная структура казахского общества в 15-18 веков
Введение

В XVXVI вв. в основном завершился многовековой процесс формирования казахской народности и её этнической территории.

Особенностью Казахстана стало то, что на его территории возникли жузы – племенные объединения, принадлежавшие к казахской народности и населявшие обще-казахскую территорию. Образование жузов связано с природно-климатическими условиями Казахстана и образом жизни его населения – номадизмом.

Старший жуз занимал территорию от Сырдарьи до Семиречья. В его состав входили уйсуны, канглы, дулаты, албаны, суаны, жалаиры, ергели, ошакты, шапрашты и др.

Средний жуз занимал район Центрального Казахстана и часть Северо-Восточного Казахстана. В его составе – кыпчаки, аргыны, найманы, конграты, кереиты, карлуки и др.

Младший жуз занимал низовья Сырдарьи, берега Аральского моря, северную часть Прикаспийской низменности. В его составе – алшын, адай, алаш, байбакты, жаппас, береши и др.

Сложившаяся народность стала известна среди соседей и в письменных источниках под именем «казахи».

Происхождение этнонима «казах» являлось предметом дискусий, оно отражено в легендах, преданиях и т.д. Казах – тюркское слово, употребляемое как нарицательное в социальном смысле и означало человека свободного, скитальца, искателя приключений, т.е. это вольный, свободный, независимый человек. Когда Жаныбек и Керей откочевали от Абулхаира, их сторонники стали называться узбек-казахами, а с укреплением ханства Жаныбека и Керея казахами стали называться все подвластное им население. Постепенно этот термин приобрел этнический смысл и стал употребляться как этноним – название народности.

Ход образования Казахского ханства связан с внутриполитическим состоянием Ханства Абулхаира и Могулистана, которые во II половине XV в. пришли в упадок. Поражение хана Абулхаира от ойратов заставляли основную массу населения этих государств искать силы, способные консолидировать все племена и роды и создать этно-территориальную организацию. Жаныбек и Керей отказались повиноваться Абулхаиру, откочевали в Могулистан, где были благожелательно встречены ханом Есен-Бугой. Он назначил им для обитания долины Чу и Козы-Баши. В лице Жаныбека и Керея Есен-Буга видел помощь для защиты границ своих владений. В 1462 году он умер, что укрепило роль Жаныбека и Керея в Семиречье. Согласно датировке Мухаммада Хайдара Дулати, время образования Казахского ханства 1465 – 1466 годы.

^ 1. Социально-экономическое положение в Казахстане в 15-18вв.
Становление и развитие казахской государственности имели важнейшее значение для сохранения целостности казахского этноса на длительном пути его дальнейшего развития.

Территория Казахского ханства в XV-XVII вв, была на разных этапах меньше этнической территории казахов, территории их расселения как в оседлых районах, так и в пределах основных пастбищ и границ кочевых маршрутов Старшего, Среднего и Младшего жузов.

Образование государств Ак-Орда (Кок-орда), Ханство Абулхайра, Могулистан, Ногайская Орда было значительным этапом в развитии государственности, главным образом, местного населения, в конечном счете - казахской народности, а также других народов, формировавшихся частью и на территории этих государств. Укрепление экономических, культурных, общественно-политических связей кочевого и оседлого населения способствовало этническому единению казахских родов и племен, фактическому завершению длительного процесса сложения народности. Эти обстоятельства явились объективными причинами и условиями формирования собственно казахской государственности.

В 20-х гг. XV в. ойраты стали нападать на Семиречье в поисках пастбищ, добычи, выхода на торговые центры. В 50-х гг. они появились на территории Туркестана. В 1457 г. Абулхайр-хан потерпел от них жестокое поражение и бежал с поля боя. Заключив мир с Абулхайром на тяжелых для него условиях, ойраты ушли через Чу в свои земли, а Абулхайр принялся жестокими мерами наводить порядок в своих улусах, в том числе и на юге Казахстана, расправляясь с непризнавшими его власть представителями Ордынской линии Джучидов. Действия Абулхайра в объятых разбродом и возмущением после ойратского погрома улусах Восточного Дешт-и Кыпчака, как и неспособность могулистанского хана Есен-Бугу (1433-1462) оградить жителей Семиречья от ойратских орд, привели к еще большему недовольству населения их политикой.

Возмущение народных масс выливалось в характерную для средневекового кочевого общества форму сопротивления - уход, откочевку из-под власти своего правителя. Начиная с 1458-1459 гг. в течение десятилетия произошла одна из таких откочевок - массовое перемещение части казахского населения из Восточного Дешт-и Кыпчака, оазисов Туркестана и предгорий Каратау в западную часть Семиречья, на территорию Могулистана. Джаныбек и Гирей возглавили роды и племена, уходившие за пределы Ханства Абулхайра.

Правитель Могулистана Есен-Бугу вступил в союз с казахскими предводителями, надеясь с их помощью обеспечить безопасность границ Могулистана от территориальных претензий Абулхайра, Тимуридов, набегов калмаков. После смерти Есен-Бугу в 1462 г. в Могулистане наступило фактически полное безвластие.

В 50-70-х гг. XV в. ханами-соправителями Казахского ханства были Джаныбек и Гирей.

Наибольшего могущества Казахское ханство достигло в первой четверти XVI в., особенно при хане Касыме (1511-1518 (или 1523)). Фактически он стал править еще при Бурундуке. С началом правления хана Касыма власть перешла к потомкам Джаныбека. Сам Бурундук, покинутый своими подданными, вынужден был удалиться из Казахстана в Самарканд, к одной из своих дочерей, выданной в 90-х гг. XV в. замуж за сына Шайбани-хана, где и умер.

Касым-хан поддерживал дружеские отношения с ханом Могулистана чагатаидом Султан Саидом, который весной 1514 г. покинул Семиречье и вторгся в Кашгарию; в Восточном Туркестане он основал новое государство - Могулия - с центром в Яркенде. На западе под власть Касыма откочевали группы родов из переживавшей кризис Ногайской Орды. В результате Касым-хан утвердил свое господство над обширными степными пространствами казахской территории. Уход Султан Сайда в 1514 г. в Восточный Туркестан обусловил укрепление власти казахского хана в Семиречье. На западе владения Касым-хана расширились до бассейна р. Яик, на юге доходили до Сырдарьи, включая Сайрамский вилайет, на севере и северо-востоке они простирались далеко за Улытау и оз. Балхаш, доходя до отрогов Каркаралинских гор.

Казахское ханство постепенно втягивалось в международные отношения. Одним из первых в дипломатические связи с ним вступило Московское государство при великом князе Василии III (1505-1533). В те годы казахи как самостоятельная этническая общность стали известны в Западной Европе.

В конце XVII-начале XVIII вв. укрепление Казахского ханства в период правления хана Тауке, союз казахов с киргизами и каракалпаками ослабили на время натиск джунгар на казахские земли. Джунгарские разорения были одной из существенных причин постепенного угасания жизни городов на юге Казахстана. Набеги джунгар перерезали важные торговые пути, наносили большой ущерб хозяйству мирного населения.

Тауке был последним из казахских ханов, чья власть распространялась на все три казахских жуза. Со смертью его в 1718 г. «окончилась история Казахского ханства. Началась история Казахских ханств». Между жузами не было постоянных политических связей, они сводились к периодическим ежегодным собраниям -курултаям. Попытки объединить усилия всех трех жузов не дали результатов. Ханство распадалось. В те годы на территории Казахстана поднимали голову так называемые «келте ханы», начавшие «войну всех против всех». Эти войны подрывали основу государства, истощали его.

Между тем события принимали все более драматический характер. Джунгарские отряды начали мощное вторжение от р. Или. В 1717 г. состоялось трехдневное кровопролитное сражение на р. Аягуз, закончившееся победой джунгар. Весной 1718 г. джунгары сделали стремительный поход из Жетысу к рекам Арысь, Бугун, Чаян, подошли к городу Туркестану с намерением овладеть ставкой казахских ханов.

Еще в 1717 г. отдельные предводители казахов султаны Каип и Абулхаир, учитывая сложность внешнеполитического положения казахских родов и реальную угрозу со стороны внешних противников, обратились к Петру I с просьбой о подданстве. Однако последний, будучи занят войной со Швецией и имея сведения о внутренних неурядицах и междоусобных распрях казахских родов, не решился на активное вмешательство в «казахские дела», признав, что «оная орда потребна под Российской протекцией быть».

1723 г. - год «Великого бедствия» («Актабан шубырынды») разметал часть казахов далеко за пределы их этнической территории. Под напором джунгарских войск казахские роды вынуждены были, бросая скот и имущество, покинуть веками насиженные места. Многие бежали в Среднюю Азию, обостряя отношения с местным населением, другие откочевали на запад, потеснив своих же сородичей, казахов Младшего жуза. Усиливались вражда и раздоры. В 1724-1725 гг. джунгары захватили Туркестан и Ташкент, разрушив эти города, уничтожив население. Массовые потери скота и пастбищ, разрушение производительных сил, центров земледелия, ремесла и торговли привели к обострению хозяйственного кризиса в Старшем и Среднем жузах. Это было время неисчислимых страданий и жертв, голода и разрухи В такой трудной экономической и политической обстановке встал вопрос о принятии российского подданства. Агрессия джунгар, годы «Великого бедствия» (1723-1727) явились, несомненно, определяющим условием, ускорившим принятие в 1731 г. частью казахов Младшего жуза подданства России. Среди факторов, подталкивавших Абулхаира на принятие русского подданства, указываются: необходимость предотвращения джунгарской агрессии; появление угрозы на южных рубежах Казахстана в связи с завоеваниями иранского шаха Надира; притязания среднеазиатских ханств на южные земли Казахстана; рейдовые набеги башкир, волжских калмыков, яицких казаков, сибирского войска на пограничные земли казахов; усталость казахского народа от продолжительной агрессии со стороны джунгар, междоусобных войн между ханами, султанами, старшинами, от блокады внешнего мира.

^ Социально-классовый состав и политический строй казахского общества в 15-18 вв.

В основе деления казахского общества на сословно-классовые группы лежало не столько имущественное положение, сколько социальное происхождение. К высшему аристократическому сословию - ак-суйек (белая кость), представлявшему собой закрытую привилегированную корпорацию, относились Чингизиды: ханы, султаны, огланы или торе, а также ходжи, которые считались потомками сподвижников пророка Мухаммеда. Чингизиды -потомки Чингисхана по мужской линии не принадлежали ни к каким казахским родам и племенам, они составляли «наднациональную» правящую группу общества.

На вершине социальной иерархии находился хан. Согласно обычаю, преимущественное право на ханский престол имел старший в династийном роде, но строго фиксированных законом правил о порядке престолонаследия не было, и после смерти хана в степи нередко наступали смутные времена. При возведении на престол нового государя традиционно соблюдался древний обряд вознесения на войлоке: провозглашенного ханом султана сажали на белый войлок и наиболее влиятельные из султанов и биев трижды приподнимали его за концы. Ритуал завершался многодневным пиршеством. Хан выполнял следующие функции: распоряжался всеми землями, всей территорией ханства; был верховным главнокомандующим, объявлял войну и заключал мир, определял внешнеполитический курс, был главным действующим лицом в дипломатических отношениях; выполнял функции верховного законодателя и судьи. Хана окружали многочисленные советники, помощники, дружина и прислуга. В XVII и первой половине XVIII вв. местами пребывания казахских ханов стали Ташкент и Туркестан. Лишь в редких случаях власть казахского хана достигала всей полноты без разделения ее с какими-либо другими политическими силами внутри государства. Каждый султан по праву рождения мог претендовать на ханский титул, на улус - определенное число родов и племен. В своих улусах султанам принадлежала вся полнота власти, административной и судебной; они освобождались от несения всяких (кроме военной) повинностей в пользу хана. По законам хана Тауке они не платили никаких податей. Султаны были избавлены от телесного наказания и не подлежали суду биев. Творить суд над Чингизидами мог только султан или сам хан.

Все остальное население ханства относилось к низшему сословию - кара-суйек (черная кость), независимо от имущественного положения. В этом

сословии особо привилегированное положение занимали предводители родов и племен - бии (беки), родоплеменная знать, не принадлежавшая роду Чингизидов. Наиболее влиятельные из них входили в «совет биев» при хане, который оказывал сильное влияние на жизнь государства. Во время походов и войн бии предводительствовали ополчениями своего рода или племени. Бий, являясь важным звеном в системе управления ханством, сочетал в себе по меньшей мере четыре качества: военачальник, судья, административное лицо и представитель степной аристократии. Наиболее многочисленную прослойку господствующего класса казахов представляли старшины, осуществлявшие социально-регулирующие функции во всех звеньях кочевых общин.

В казахском обществе существовало, конечно, и деление лиц по имущественному состоянию: богатый (бай) - бедный (кедей). Термин «бай» применялся ко всякому лицу, обладавшему богатством, будь оно происхождением из султанов или родоплеменной знати (биев), или из рядовых членов племени. Постепенно баи стали составлять особую социальную категорию казахского общества, наиболее многочисленный слой класса феодалов. Они не составляли особое сословие. Общей чертой, отличавшей их от других, было обилие скота, т.е. богатство. Но с богатством не соединялись особые политические права, поскольку они были сословной привилегией Чингизидов. Какой-нибудь султан, например, в имущественном отношении мог быть даже нищим, но он пользовался всеми правами и привилегиями, даваемыми законом этой социальной группе общества.

Большую часть казахского населения составляли рядовые кочевники-скотоводы (шаруа), земледельцы (жатаки) и простые горожане, мелкие торговцы и ремесленники, сельские жители оазисов. Они никак не дифференцировались по сословным признакам и составляли единое податное сословие (райаты), были обязаны платить многочисленные налоги и поборы: зякет, согум, сыбага, бийлык- со скотоводов; ушр, тагар, бадж и харадж- с земледельцев и ремесленников, исполнять различные повинности и отработки: саун - отдача скота на выпас рядовым кочевникам, а также коналга, джамалга, мардикар и др.

Исключительно важной была воинская повинность. В сущности, каждый рядовой кочевник считался воином и в любое время был обязан явиться на коне и с оружием к султану или хану для выступления в поход или отражения набега неприятеля. Ношение оружия было не только правом, но и обязанностью, например, если на собрание (курултай) мужчина являлся без оружия, он не имел права голоса, а младшие могли не уступить ему места. Регулярного войска не было, родоплеменное ополчение собиралось по мере необходимости. Родоплеменной отряд был самостоятельной единицей во главе с предводителем рода, имел свое знамя и боевой клич - уран. Эти отряды составляли улусное войско. Численность конных воинов составляла в среднем от 30 до 50 тыс. всадников. В случае необходимости хан мог выставить 300-400 тыс. человек.

Основным оружием были сабля и лук. Из других видов оружия применялись секира, кистень, одноручная булава, двуручная палица, длинные копья, украшенные кистью из конских волос, снабженные крюком для стаскивания противника с коня. Казахи сами изготавливали предметы вооружения. При мобилизации каждый воин должен был выступить в поход минимум с двумя боевыми конями и со своим снаряжением. Воинская доблесть считалась высшим достоинством кочевника. Выходцы из рядовых воинов, прославившиеся своими ратными подвигами, могли продвинуться вверх по социальной лестнице и занять свое место в сословии батыров - военных вождей. Последние играли важную роль в социальной иерархии казахского общества. Значительная их часть по своему происхождению и имущественному положению относилась к состоятельной военно-кочевой знати. Звание «батыр» никогда не было наследственным, его приобретали только личными подвигами. Даже не каждый хан имел титул батыра, его надо было заслужить на ратном поприще. Следует отметить, что рядовые кочевники, выполняя указанные выше обязанности и повинности в пользу своих правителей, тем не менее формально были свободными, независимыми, хотя и небогатыми членами своего рода и племени. Рядовой кочевник - юридически свободное лицо, обладавшее личными и имущественными правами. Он мог завещать имущество, давать свидетельские показания; убийство простолюдина наказывалось, но защита его личности и имущественных прав обеспечивалась не государством, а солидарностью членов рода. Таким образом, отдельная личность имела значение только как часть рода, и только род был юридической единицей. Поэтому в кочевом обществе человек, от которого отступился его род, оказывался беззащитным, оставался как бы вне закона.

Наряду с разными сословными группами, представлявшими господствующую часть кочевого общества, и свободными общинниками существовали категории зависимого населения - рабы и тюленгуты. Тюленгутами называли лиц, находившихся на службе султанского сословия, составлявших его дружину. Появление этой прослойки было связано с междоусобицами и многолетней борьбой с джунгарами, обусловившими большой спрос верховной власти и ее представителей - султанов - на «служилых» людей. Рабы (кулы) представляли собой самую бесправную группу общества. Владелец раба был полностью властен над его жизнью и смертью. Основными источниками пополнения рабов были плен, работорговля, долговая несостоятельность. Однако рабство не получило широкого распространения у казахов и не выходило за рамки патриархального домашнего рабства. Рабы использовались главным образом в личном хозяйстве: по уходу за животными, для обработки посевов, в домашнем хозяйстве.

Казахское ханство не сложилось в централизованное государство. Оносостояло из нескольких крупных административных единиц- улусов во главе с султанами-Чингизидами из ханского рода. По Ибн Рузбихану Исфахани, в начале XVI в. таких крупных улусов насчитывалось около десятка. Число султанов-правителей улусов доходило до 16-24 человек. Каждый улус состоял примерно из десятка тысяч семей. Хан, стоявший во главе государства и избиравшийся только из династийной линии Чингизидов (торе), возглавлявших наиболее могущественные племенные образования, совмещал в своем лице гражданскую, административную и военную власть, осуществляя при этом верховные полномочия. В улусах и племенах эти же функции выполняли султаны и бии (беки), определенные туда ханом его ближайшие родственники. Ханская власть считалась наследственной. К городской верхушке относились чиновники местной администрации - вазиры, вакили (наместники), хакимы (правители области), даруга, мустауфи, назначавшиеся ханами и удельными правителями. Низовые общинные структуры и масса рядовых скотоводов-кочевников оставались вне этой организации.

В целом развитый административный аппарат в Казахском ханстве не сложился. При хане был совет из улусных султанов и влиятельных вождей кочевых племен (биев) и батыров всех трех жузов. Ежегодно они собирались на курултай для решения общих вопросов жизни ханства, особенно военных, дипломатических, решения территориальных споров и т.п. Система государственного управления была основана на обычном праве (адат). Наряду с адатом действовали нормы мусульманского права (шариат). Нормы обычного права были кодифицированы и дополнены в конце XVII в. при хане Тауке в виде единого свода законов под названием «Жеты-Жаргы». Им определялся порядок управления ханством, узаконивались различные сборы в пользу ханов и биев, устанавливались наказания за совершенные преступления. В целом нормы права были приспособлены для защиты собственности, охраны привилегий знати, укрепления ханской власти.

Таким образом: 1) казахи-кочевники и полукочевники знали не только имущественную, но и сословно-классовую дифференциацию; 2) казахи, как и протоказахские племена и народы, занимались не только чисто кочевым скотоводством, но и оседлым и полуоседлым земледелием и знали развитую городскую культуру.

казахский народность государственность торговля земледелие
^

Политический строй казахского общества



Внутриполитическая жизнь в Казахстане в XVII в. не отличалась стабильностью. Казахское ханство все более распадалось на части, усиливались феодальные распри. Различные группы кочевой знати соперничали между собой. На юге фактически утвердились два хана. Хан Есим, преемник Тауекеля, сделал своей столицей г. Туркестан. В Ташкенте обьявил себя независимым ханом Турсун-Мухаммад, сын султана Джалима. Постепенно в каждом из трех жузов появились самостоятельные ханы. Осложнилось внешнее положение Казахского ханства на всех его рубежах, особенно на южных и восточных. Бухарский хан Имамкули пытался отобрать Ташкент, поддерживал сепаратизм отдельных султанов, пользовался враждой двух казахских ханов. В 1627 г. Турсун-Мухаммад был убит Есим-ханом. Есим умер годом позже. Есим вел постоянные войны с ойратами (джунгарами). Особенно удачными были его походы на ойратов в 1627 и 1628 гг. Теснимые Цинской империей, в поисках пастбищ и выхода к торгово-ремесленным центрам юга Казахстана и Средней Азии, они не ослабляли давления на казахские земли. Уже в 20-х гг. XVII в. большие массы ойратов кочевали по Оми, Тоболу, Ишиму, Иртышу. Казахи были потеснены в южном и западном направлениях, где вступили в столкновение с обитавшими на этих землях узбеками, каракалпаками, ногайцами, башкирами. Вторжение джунгар на территорию казахских кочевий и заселение их, медленное, но неуклонное продвижение большого количества джунгар к Тоболу, Эмбе, Уралу, Волге нарушали сложившийся уклад в пользовании земельными угодьями казахами, башкирами, ногайцами, хивинцами, русскими.

В 1635 г. началась казахско-джунгарская война. В одном из сражений хан Джангир попал в плен к джунгарам, но через год был освобожден казахскими дружинниками. Он устанавливает хорошие отношения с бухарскими и хивинскими ханами, с тянь-шаньскими киргизами. В новой казахско-джунгарской войне (1643-1647) Джангир выступил совместно с 20-тысячным самаркандским (бухарским) войском во главе с правителем г. Самарканда Жалантос-батыром. В двух сражениях в Джунгарском Алатау, в местности Орбулак, в 1643 г. им была одержана внушительная победа.

Борьба казахов с джунгарами, изредка прерываемая кратковременными перемириями, переросла при Батур-хунтайши в изнурительные и непрерывные войны; соотношение сил при этом было не в пользу казахов. Борьбу казахского народа против джунгарских завоевателей возглавил наследник Есим-хана, его сын Джангир, провозглашенный ханом после нескольких лет междоусобной борьбы султанов. Ему удалось добиться единства различных казахских родов в борьбе против общего врага.

В 50-60-е гг. XVII в. в условиях междоусобной борьбы за власть в Джунгарском ханстве в казахско-джунгарских отношениях наблюдается относительное спокойствие; вооруженные столкновения ограничивались мелкими стычками. Но при хунтайши Галдане (1670-1697) возобновились крупномасштабные военные действия; ойратские тайши начали новые завоевательные походы в Южный Казахстан, Среднюю Азию и Восточный Туркестан, стремясь овладетьважнейшими жизненными центрами Казахстана.

При хане Хакназаре были установлены торговые связи и политические отношения Казахского ханства с Москвой. В 1569-1573 гг. в Казахское ханство Иваном Грозным были направлены русские послы Семен Мальцев и Третьяк Чебуков. Посольство Чебукова имело целью не только установить непосредственный контакт с Казахским ханством, но и заключить с ним военный союз против Сибирского хана Кучума. К концу 70-х гг. отношения с Россией уже были налажены, и Хакназар мог считать, что он «с царем и великим князем в миру».

Заключение



Образование Казахского ханства - один из важнейших вопросов истории Казахстана. Как уже отмечалось, возникновение казахского ханства явилось закономерным итогом социально-экономических и этнополитических процессов на обширной территории Восточного Дешт-и Кыпчака, Семиречья и Туркестана (Южного Казахстана), завершения длительного процесса сложения и консолидации народности. Это было выражение стремления этносоциальной общности к созданию собственной социально-территориальной государственной организации.

Таким образом, образование Казахского ханства – это результат переплетения сложных политических, экономических и этнических процессов. Его основными этапами стали – откочевка Жаныбека и керея в западные пределы Могулистана. Важным событием здесь стало закрепление за сторонниками Жаныбека и Керея имени узбек-казахи, а потом просто казахи. Затем – образование Казахского ханства. Новое государственное образование стало во многих источниках называться Казахстан.

Возникновение Казахского ханства явилось закономерным итогом этнополитических процессов, объединения всех земель региона в одной политической структуре, социально-экономического единения близких тюркских родов и племен, процесса сложения единой народности. Образование Казахского ханства связано с именами Жаныбека и Керея.

Тяжелая экономическая и политическая обстановка в Казахстане была обусловлена и усугублялась непрекращающимися усобицами, нестабильными отношениями с правителями Средней Азии. Состояние раздробленности и ослабление Казахского ханства сказывалось на целостности не только государственной, подвластной ханам территории, но и этнической. Раздоры ханов, султанов, группировок аристократии племен, соперничавших за власть и подданных, за пастбищные земли и города, замедляли темпы общественно-культурного развития, мешали созданию условий для упрочения государственности на территории Казахстана, эффективной защиты с ее помощью своих коренных земель. «Династийные усобицы из-за политических амбиций каждого из владельцев того или иного улуса и юрта длились на протяжении всего XVII века». Отсутствие единства,

междоусобицы обрекали казахский народ на величайшие бедствия и лишения.
^

Список использованной литературы





  1. Күзембайұлы А., Әбіл Е.А. История Республики Казахстан: Учебник для Вузов., Астана, 2000 г.

  2. История Казахстана с древнейших времен до наших дней, Очерк, Алмата 1993 г.

  3. История Казахской ССР в 5-ти томах. Алма-Ата, 1977-1980.

  4. Кляшторный С., Султанов Т. Казахстан. Летопись трех тысячелетий., Алма-Ата, 1922г.

  5. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. Алма-Ата, Наука, 1993 г.

  6. Абдакимов А. История Казахстана. Учебное пособие. Алма-Ата, 1994 г.

  7. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. Алма-Ата, Наука, 1993 г.


Размещено на Allbest.ru



Похожие:

История Казахстана iconИстория казахстана
К какой эпохе относятся следы первого человека, найденного на территории Казахстана?
История Казахстана iconИстория Казахстана ент 2013
К какой эпохе относятся следы первого человека, найденного на территории Казахстана?
История Казахстана iconИстория Казахстана ент 2012
К какой эпохе относятся следы первого человека, найденного на территории Казахстана?
История Казахстана iconПредмет и задачи курса истории Казахстана, периодизация, источники
История, прежде всего, это открытие мира, его прошлого. История позволяет узнать и то, как общество оценивает себя, и то, как изменяется...
История Казахстана iconПредмет и задачи курса истории Казахстана, периодизация, источники
История, прежде всего, это открытие мира, его прошлого. История позволяет узнать и то, как общество оценивает себя, и то, как изменяется...
История Казахстана iconИстория Древнего Казахстана Самые ранние стоянки «человека умелого» найдены в Кении
Первые люди, проникшие на территорию Казахстана были современниками питекантропа
История Казахстана icon2 Периодизация эпохи камня на территории Казахстана. Эволюция орудий...
История Казахстана, как наука и учебная дисциплина (предмет и цели, источники)
История Казахстана iconНефтяная отрасль Казахстана одна из основных отраслей экономики Казахстана....
Казахстана. Казахстан на сегодняшний день является одним из крупнейших производителей нефти в мире. В 1899 году на первом, разрабатываемом...
История Казахстана iconИстория казахстана

История Казахстана iconСоюз художников комикс-мейкеров Казахстана «khan comics» профессионально...
Выпущена первая, официально зарегистрированная в Казахстане, комикс история от Оразхана Жакуп «Бесконечная История» (2010)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница