Скачать 3.82 Mb.
|
З.В.Сикевич. Социология и психология национальных отношений. ![]() Учебное пособие. СПб, 1999 ВВЕДЕНИЕ 1 ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ЭТНИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО 3 ГЛАВА ПЕРВАЯ. В ПОИСКАХ ПРЕДМЕТА 3 1.1. О границах предметной области 3 1.2. Взаимодействие «социального» и «этнического» 4 1.3. Врожденная привязанность или социальный конструкт? (споры о природе этнического) 7 1.4. «Мы» и «Они» 10 Примечания к главе I 13 ГЛАВА ВТОРАЯ. ЭТНИЧЕСКИЙ ФАКТОР В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 15 2.1. Этнический парадокс современности 15 2.2. Самобытность против унификации 17 2.3. Правовой тупик: право народов на самоопределение или принцип территориальной целостности? 19 2.4. Case-Study: Нагорный Карабах (Арцах) 20 Примечания к главе II 22 ^ 3.1. Соотношение этнического и политического пространств 23 3.2. Об институционализации этничности 24 3.3. Этническая стратификация в СССР и на постсоветском пространстве 26 3.4. Национальные движения: типология и классификация 28 3.5. Case-study: русские в новом зарубежье 30 Примечания к главе III 34 ^ 4.1. О природе социального конфликта 35 4.2. Типология и динамика этнических конфликтов 37 4.3. Уровень этнического риска как показатель вероятности возникновения конфликта 39 4.4. экстерриториальные конфликты 42 4.5. Case-study: северо-кавказские конфликты 45 Примечания к главе IV 51 ^ 5.1. Российская империя: тюрьма или сообщество народов? 52 5.2. Противоречия советской национальной политики 56 5.3. Распад СССР (1986-1991 гг.) 60 5.4. Российский федерализм. Статус национальных субъектов РФ. Россия как многоэтничное сообщество 64 5.5. Case-Study: Украинский «разлом» 68 Примечания к главе V 70 ^ 6.1. Понятие и структура национального самосознания 72 6.2. Этническая самоидентификация 74 6.3. Национальный характер: обычай, отношение, стереотип 79 6.4. Case-study: русская доброта, французское легкомыслие и немецкая аккуратность 85 6.5. Этническая неприязнь или кого и за что «мы» не любим? 89 Примечания к главе VI 96 ^ 7.1. Символическая среда этничности 97 7.2. Традиции и ритуалы 102 7.3. Менталитет и модальные ценности 108 7.4. Мифология «русской души» 114 Примечания к главе VII 119 ^ Глава первая. Этничность как объект эмпирического исследования 120 Глава вторая. Опрос в этносоциальном исследовании 124 2.1. О специфике организации этносоциального исследования 124 2.2. как составить анкету? 125 2.3. Этнический статус респондента 126 2.4. Этническое «я» 128 2.5. «Мы» и «они» (этноконсолидирующие и этнодифференцирующие признаки) 130 2.6 Этнические отношения 131 2.7. Этнические стереотипы как индикатор национального характера 133 2.8. Этническая культура 134 Примечания к главе II 136 Глава третья. Специальные процедуры и техники 137 3.1. Контент-анализ при изучении ответов на открытые вопросы 137 3.2. Семантический дифференциал в сравнении «нас» с «не-нами» 142 3.3. Пословицы как первичный материал в этносоциальном исследовании 145 ВВЕДЕНИЕXX век ознаменовался не только расширением кросскультурных связей и объединением Европы, но и распадом многонациональных государств, агрессивным национализмом и межэтническими войнами, которые во многом опровергли гуманистическую иллюзию о планетарном сознании и едином человечестве. Даже в постиндустриальных обществах этнический фактор не только не потерял свой значимости, но и расширил ареал своего функционирования, на что вполне справедливо обращает внимание Нейл Смелзер, видный американский социолог, в предисловии к своей книге, изданной в России: «Западная социология, от Ф. Тениса до наших дней, была введена в заблуждение представлением о том, будто рост сложных, рациональных целенаправленных организаций означает общее ослабление примордиальных1 сил». Сегодня «эти исконные силы снова заявляют о себе в региональном, этническом и лингвистическом сознании, в социальных движениях и в политической борьбе во всем мире. Эти события требуют, чтобы социологи переосмыслили прежние теории социальных перемен и обратили на примордиальные структуры достойное внимание, какового они всегда заслуживали, но которое не всегда им уделялось»2. Однако несравненно более остро и болезненно переживается «взрыв» этничности на территории распавшегося СССР, где в течение десятилетий, как в научных кругах, так и в обыденном сознании утверждалось мнение об успешности национальной политики в деле интеграции отдельных этнических групп в единый советский народ. Характерно, что это заблуждение разделяли и такие известные советские этнологи как Ю. В. Бромлей или Н. И. Чебоксаров, которые еще в начале пятидесятых годов заложили теоретические подходы к исследованию социальной обусловленности феномена этничности. Так, Ю. Бромлей в 1983 году, когда до распада СССР оставалось всего лишь 8 лет, пишет: «На фоне межнациональных конфликтов в капиталистическом мире особенно очевидны достижения в области национальных отношений в нашей стране и в других странах социалистического содружества, убедительно подтверждающие известный тезис основоположников марксизма, что с исчезновением антагонизма классов падут и враждебные отношений наций между собой». Не менее идилличной представлялась картина братской дружбы советских народов и Н. Чебоксарову — за 6 лет до исчезновения «новой исторической общности» он заявляет, что «в советских республиках совместно живут и трудятся люди многих национальностей, все они объединены общими интересами в единую сеть и совместно идут к одной цели — коммунизму»1. Примечательно и то, что проводимые уже с конца 60-х гг. этносоциологические исследования, в частности, под руководством Ю. В. Арутюняна и Л. М. Дробижев во многом подтверждали положительную направленность интеграционных процессов. Именно поэтому первые межэтнические столкновения середины 80-х гг. большинство специалистов пыталось объяснить экономическими и демографическими причинами, и, как исключение, отдельными ошибками в национальной политике. Появившиеся в это же время практически во всех союзных республиках национальные движения воспринимались как некие культурные организации, которые озабочены исключительно «спасением» местных языков и традиций. Однако именно они в лице своих лидеров — представителей национальных элит возглавили по этнический процесс «развала» единого государства. Научное осмысление роли этнического фактора в трансформации полиэтнического общества началось с конца 80-х — начала 90-х гг., когда после первых красноречивого «умолчания» ученые — этнологи, политологи, социологи пытались объяснить, почему же «семья братских народов» столь стремительно, но при первой же возможности, (а ею стало ослабление диктата КПСС), разошлись по своим отдельным, хотя и менее державным, «квартирам». Появились многочисленные работы, и сугубо теоретические и основанные на эмпирических фактах, которые затрагивали самые различные аспекты этносоциальных проблем — от национальной политики в России и мотивации, межэтнических конфликтов3 до воздействия «примордиальных» структур на массовое сознание и поведение современного человека4. Нельзя не отметить, что чаще всего объектом изучения становилось не всестороннее влияние этнического фактора на устойчивость российского общества и государства, а феномен национального самосознания или проблемы, связанные преимущественно с конфликтогенными проявлениями этничности (в частности национализм как источник политического сепаратизма, «подводные камни» российского централизма и т. п.). Именно поэтому образ этничности в современном постсоветском пространстве, несмотря на обилие и академических и публицистических изданий, все еще является неполным и «мозаичным», причиной тому, на наш взгляд, во-первых, отсутствие междисциплинарного подхода, посредством которого этничность рассматривалась бы целостно не только как социальное или политическое, но и культурное, и социально-психологическое явление, во-вторых же, искусственная идеологизация этого феномена, когда даже, к примеру, предпочтение автором этнонима «русский» аморфному и неоднозначному «россиянин» расценивается, чуть ли не как определенная политическая тенденция. В предлагаемой читателю книге мы стремимся преодолеть очевидные недостатки рассмотрения этнических проявлений с позиции системности и объективности. Учебное пособие знакомит с содержанием и функциями категории «этничность» (1 глава), С мотивацией «взрыва» этничности в современном обществе (2 глава), дает представление об основных этносоциальных процессах и структурах (3 глава), особо останавливаясь на природе и динамике межэтнического конфликта (4 глава). Отдельная глава (5) посвящена этнополитологическим проблемам, в частности, национальной политике в годы советской власти, роли национальных движений на заре перестройки, проблемам национально-территориального устройства Российской Федерации. Социально — психологические аспекты функционирования этничности (национальное самосознание, национальный характер, традиционная символика и мифология, модальные ценности) широко представлены в 6 и 7 главах книги. Специальный раздел книги с учетом учебного характера публикации знакомит с методами, процедурами и техниками этносоциального эмпирического исследования. Мы надеемся, что наша работа окажется полезной и интересной как студентам-социологам, психологам и антропологам, так и каждому, кто стремится раскрыть для себя тайны, пожалуй, самой «неуловимой» человеческой общности — этнической группы. |
![]() | Запертый в Клетке. Часть Первая (из Трех). Множество ретроспектив.... | ![]() | Зигмунд Фрейд Введение в психоанализ «З. Фрейд. Введение в психоанализ»:... Оригинал: Sigmund Freud, “Vorlesungen zur Einfuhrung in die Psyhoanalyse und Neue Folge” |
![]() | Учебное пособие для учащихся Н. Л. Моргунова (глава I), С. А. Попов (глава II), Ю. С. Зобов (главы Ш, V § 1, 2, 3, 5), П. Е. Матвиевский (глава IV), Ю. П. Злобин... | ![]() | Даниил Хармс. Глава первая Глава вторая Глава третья Глава четвёртая... |
![]() | Johann Wolfgang von Goethe Фауст. Первая часть трагедии. Первая часть «Фауста» печатается без «Посвящения», «Театрального вступления» и «Сна в Вальпургиеву... | ![]() | Книга первая глава первая И дети первое время называют всех мужчин отцами, а женщин матерями и лишь потом различают каждого в отдельности |
![]() | Книга первая (А) глава первая И дети первое время называют всех мужчин отцами, а женщин матерями и лишь потом различают каждого в отдельности | ![]() | Книга первая часть первая Охватывает; без постижения существования невозможно постичь истину |
![]() | Остров Англия", глава 16: " Покупка Луизианы («Острова», часть первая: "Остров Англия", глава 16: "Париж,весна 1803 года"; А. Баранов, 2002 г. (фрагмент) | ![]() | Метафизика книга первая глава первая И причина этого в том, что зрение больше всех других чувств содействует нашему познанию и обнаруживает много различий [в вещах] |