2. Производство как объект управления


Скачать 110.33 Kb.
Название2. Производство как объект управления
Дата публикации24.04.2013
Размер110.33 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > География > Документы
Тема 2. Производство как объект управления

2.1. Понятие производства и производственной системы

2.2. Особенности и свойства производственных систем

2.3. Предприятие как производственная система

2.4. Функциональные подсистемы предприятия

2.5. Производственный менеджмент и его функции
1. Понятие производства и производственной системы

Производство – это технически законченная ступень сложного производственного процесса, имеющая четкие границы и, обусловленные особенностями технологии.

^ Производственная система представляет собой обособившую­ся в результате общественного разделения труда часть производ­ственного процесса, способную самостоятельно или во взаимодействии с другими аналогичными системами удовлетворять те или иные нужды, потребности и запросы потенциальных потребите­лей с помощью производимых этой системой товаров и услуг.

Возникновение той или иной производственной системы (ПС) обусловлено возникновением или формированием на рынке спроса на продукцию, способную удовлетворить требо­вания покупателей.

Следовательно, ПС должна быть приспособлена к длитель­ному удовлетворению покупательского спроса.

^ Состав производственной системы

В состав ПС любого уровня иерархии (предприятие, цех, участок, рабочее место) традиционно включают следующие ресурсы:

^ 1. Технические ресурсы (особенности производственного оборудования, инвентаря, основных и вспомогательных мате­риалов и т. п.).

2. Технологические ресурсы (гибкость технологических процессов, наличие конкурентоспособных идей, научные заде­лы и др.).

3. Кадровые ресурсы (квалификационный, демографиче­ский состав работников, их способность адаптироваться к из­менению целей ПС).

^ 4. Пространственные ресурсы (характер производственных помещений, территории предприятия, коммуникаций, воз­можность расширения и пр.).

5. Ресурсы организационной структуры системы управления

(характер и гибкость управляющей системы, скорость прохож­дения управляющих воздействий и т. п.).

^ 6. Информационные ресурсы (характер информации о самой ПС и внешней среде, возможность ее расширения и повыше­ния достоверности и т. п.).

7. Финансовые ресурсы (состояние активов, ликвидность, наличие кредитных линий и пр.).

Каждый из указанных видов ресурсов представляет собой совокупность возможностей ПС для достижения своих целей. Это означает, что, имея в своем распоряжении те или иные средства производства (станки, вспомогательное оборудова­ние, сырье и материалы, инструменты и инвентарь и т. п.), кадры (рабочих соответствующих разрядов, ИТР соответст­вующей квалификации, научных сотрудников и т. д.), произ­водственные помещения с определенными характеристиками, дороги, сооружения и прочие ресурсы, ПС способна в той или иной степени удовлетворять изменяющиеся нужды, потребно­сти и запросы потенциальных покупателей.

В результате взаимодействия всех составляющих систему ресурсов получаются новые свойства, которыми каждый от­дельный вид ресурса не обладает. Эти свойства обозначаются таким понятием, как эффект целостности системы. Напри­мер, нельзя своевременно вывести на нужный сегмент рынка товар, отвечающий его требованиям, не располагая соответст­вующими ресурсами всех видов: возможностями применяе­мого оборудования и используемой технологии, квалификаци­онными возможностями кадров и т. п. И, наоборот, каждый отдельный ресурс не может раскрыться полностью вне связи с другими ресурсами: возможности, которыми располагают станки, не могут быть реализованы без соответствующей ква­лификации работников, без применения соответствующих ос­новных и вспомогательных материалов, без требуемых харак­теристик производственных помещений.
^ 2. Особенности и свойства производственных систем

Производственные системы имеют ряд особенностей, кото­рые отличают их от систем других классов. Наиболее сущест­венные из них:

Целенаправленность производственных систем - способ­ность производить необходимую продукцию или оказывать услуги.

Полиструктурность производственных систем - одновре­менное существование в них взаимопереплетающихся подсис­тем, где каждый элемент системы одновременно входит в не­сколько подсистем и функционирует в соответствии с их требованиями.

Открытость производственных систем, проявляющаяся не только в материальном, энергетическом обмене, но и в обмене информацией.

Сложность производственных систем, обусловленная ее ос­новными элементами: трудящиеся, орудия и предметы труда; целенаправленностью, полиструктурностью, открытостью, альтернативностью связей, большим количеством осуществляе­мых в системе процессов.

Разнообразие производственных систем, которое характери­зуется понятиями: специализация, концентрация, пропорцио­нальность отдельных частей системы и подсистем, прямоточность производственных процессов, ритмичность частичных производственных процессов, вид продукции, серийность производства. Эти особенности во взаимосвязи и взаимообусловленности определяют рациональность форм организации производственных систем и их подсистем.

В процессе проектирования и совершенствования произ­водственных систем им придаются определенные свойства. Назовем главнейшие из них.

Результативность - способность создавать продукцию или услуги, необходимые народному хозяйству и населению. Она обеспечивается организацией производственной системы.

Надежность - устойчивое функционирование, способность к локализации в сравнительно небольших частях системы от­рицательных последствий стохастических возмущений, проис­ходящих как внутри системы, так и во внешней среде. Надеж­ность системы обеспечивается внутрисистемными резервами, системой управления и кооперацией с другими производственными системами.

Гибкость - возможность приспосабливать производствен­ные системы к изменяющимся условиям внешней среды, пре­жде всего через улучшение выпускаемой продукции. Обеспе­чивается свойствами элементов системы и внутрисистемными резервами.

Управляемость - допустимость временного изменения про­цесса функционирования в желательном направлении под влиянием управляющих воздействий. Обеспечивается внутри­системными резервами и расчленением системы на относи­тельно независимые подсистемы, а также ограничением раз­меров системы.

Долговременность - способность производственной систе­мы в течение длительного времени сохранять результатив­ность.
^ 3. Предприятие как производственная система

Предприятие представляет собой производственную систе­му.

В теоретическом анализе предприятие рассматривается в качестве производственной системы, выступающей как сово­купность элементов и связей между ними; ее функционирова­ние обеспечивает выпуск определенных видов продукции, ус­луг, изменение свойств или форм продукта.

В экономической реальности предприятие представляет со­бой хозяйственную структуру, признаками которой считаются производственно-техническое единство, организационно-админи­стративная самостоятельность, полная или частичная экономи­ческая и хозяйственная обособленность.

Основой производственно-технического единства является комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих произ­водств, составляющих вместе единое целое. Для них характер­на общность потребляемых сырья, материалов и услуг, техно­логических процессов, осуществляющих их переработку, и соответственно - общность готовой продукции.

Организационно-административная самостоятельность предприятия проявляется в том, что оно представляет собой замкнутую систему организационно-административных отно­шений и связей. В центре ее стоит руководитель, который в пределах своих полномочий принимает самостоятельные ре­шения относительно механизма и результатов функциониро­вания предприятия и деятельности персонала. Чаще всего эта самостоятельность подкрепляется правом юридического лица.

Полная или частичная хозяйственная обособленность (частичная - если предприятие входит составным элементом в фирму наряду с другими предприятиями) означает, что ему принадлежит установленной величины основной и оборотный капитал; оно выявляет окончательные финансовые результаты своей деятельности (прибыли или убытки); имеет возможность в тех или иных пределах самостоятельно распоряжаться фи­нансовыми ресурсами (чистой прибылью, накопленной амор­тизацией, кредитами); обладает расчетным счетом в банке (в том числе и валютным) и целостной системой бухгалтерского учета и отчетности.

Предприятия могут классифицироваться по различным при­знакам, и первое, что напрашивается - их величина, размеры, С этой точки зрения выделяются мелкие, средние и крупные предприятия; на мелких работают десятки человек; на сред­них - сотни; на крупных - тысячи; можно также говорить о сверхкрупных предприятиях, на которых работают десятки тысяч человек.

В зависимости от характера выпускаемой продукции и сфе­ры деятельности предприятия принято делить на промышлен­ные, сельскохозяйственные, транспортные, торговые и т. и.

На основании типа производственных процессов различают предприятия с массовым (кондитерская фабрика), серийным (домостроительный комбинат) и единичным (судоверфь) про­изводством.

^ По степени специализации продукции можно говорить о трех типах предприятий: универсальных, выпускающих разнооб­разную, не обязательно связанную друг с другом продукцию; специализированных, производящих однородные изделия (услуги); комбинатах, процесс изготовления продукции на ко­торых состоит из отдельных переделов (этапов).

^ По степени механизации и автоматизации производствен­ных процессов различаются автоматизированные предприятия, комплексно-механизированные, частично механизированные.

Материальную основу предприятия и осуществляющихся на нем производственных процессов составляет его технико-производственная база. Она включает активные элементы, с помощью которых происходит непосредственное воздействие на предмет труда, - сырье, материалы, комплектующие изде­лия (прежде всего речь идет о технологическом оборудова­нии), а также пассивные элементы, создающие необходимые условия для такого воздействия, - защиту от температурных изменений, ветра, осадков, освещение и многое другое (к ним относятся здания, сооружения, коммуникации). Рассмотрим классификацию этих элементов более подробно.

К основным элементам технико-производственной базы относятся прежде всего здания и сооружения производственного назначения; корпуса цехов, трубы, эстакады, складские поме­щения. Другим важнейшим элементом являются машины и оборудование, которые настолько различны, что образуют не­сколько отдельных самостоятельных групп. Можно назвать еще два важнейших элемента технико-производственной базы предприятия - транспортные средства и инструменты всех видов.

Принятие управленческих решений, в том числе и общего характера, невозможно без знания того, в каком состоянии находится технико-производственная база и ее отдельные эле­менты и как они используются.
^ 4. Функциональные подсистемы предприятия

Предприятие можно рассматривать в качестве социально-экономической системы, состоящей из подсистем, которые могут быть сгруппированы по различным признакам. В единой системе предприятия выделяются иерархические, функциональ­ные, кибернетические подсистемы.

Предприятие является сложной иерархической системой, в которой в качестве ступеней иерархии выступают производст­во, цех, участок, рабочее место (рис.4).



Рис.4. Функциональные подсистемы предприятия

Каждая верхняя ступень представляет собой элемент внеш­ней среды для нижних ступеней, а каждая нижняя является элементом внутренней среды для верхней. Все ступени иерархии могут подразделяться на подсистемы функционального ха­рактера и как кибернетические системы имеют объект управле­ния и субъект управления.

Применение системного подхода позволяет выделить в дея­тельности предприятий частные функции в виде относительно обособленных компонентов. В рамках подсистем осуществля­ются определенные виды деятельности, самостоятельность и определенность целей и содержание которых позволяет объе­динить их в функциональные подсистемы:

1. Подсистемы производственных процессов: техническая подготовка производства, основные производственные про­цессы, обеспечение качества продукции, организация живого труда.

2. Подсистемы состава элементов производства: основные производственные фонды, предметы труда, кадры.

3. Подсистемы производственной инфраструктуры пред­приятия: техническое обслуживание и ремонт основных про­изводственных фондов, энергетическое обеспечение производ­ства, транспортное обслуживание производства, складское и тарное хозяйство, материально-техническое обеспечение про­изводства и сбыт готовой продукции.

4. Подсистемы управления предприятием: технико-эконо­мическое планирование, финансирование, бухгалтерский учет, научно-техническое развитие предприятия, социальное разви­тие коллектива.

Каждое звено предприятия и каждая функциональная под­система являются и кибернетическими системами. Они имеют объект и субъект управления, связанные между собой канала­ми связи.

Это не единственная группировка функциональных под­систем предприятия. Так, например, для целей организации управления однородные элементы и связи по функционально­му содержанию объединяют в подсистемы: техническую, тех­нологическую, организационную и социальную.
^ 5. Функции производственного менеджмента

Сущность производственного менеджмента выражается в его функциях, то есть тех задачах, для решения которых он предназначен. Таких функций можно насчитать пять: они сформулированы в начале XX столетия «отцом научного управления» Анри Файолем.

1. Планирование. Функцией менеджмента «номер один» общепризнанно считается планирование. Реализуя ее, пред­приниматель или управляющий на основе глубокого и всесто­роннего анализа положения, в котором в данный момент на­ходится фирма, формулирует стоящие перед ней цели и задачи, разрабатывает стратегию действий, составляет необхо­димые планы и программы. Образно говоря, речь идет об оп­ределении того, «где мы находимся в настоящее время, куда хотим двигаться и как собираемся это делать».

2. Организация. Реализация разработанных планов и про­грамм входит в содержание других функций, и прежде всего функции организации. К ее «обязанностям» относятся созда­ние фирмы, формирование ее структуры и системы управле­ния, обеспечение ее деятельности необходимой документаци­ей, организация собственно производственного процесса.

3. Координация. Фирма живет и работает благодаря заня­тым на ней людям, а их совместной деятельностью необходи­мо управлять. Поэтому важное значение приобретает функция координации трудовой деятельности людей.

4. Мотивация. Чтобы дела на фирме шли успешно, необхо­димы высокая активность и хорошее качество работы ее со­трудников. Поэтому очень важно заинтересовать их в таком отношении к труду, создать соответствующие мотивы. Для этого требуется определить, чего же они хотят (а зачастую многие этого не знают) и выбрать наиболее подходящий для фирмы и действенный для персонала способ удовлетворения выявленных потребностей, то есть поощрения. Другую сторону мотивации составляют наказания, которые также иногда прихо­дится применять по отношению к нерадивым сотрудникам.

5. Контроль. Суть пятой классической функции менедж­мента - контроль. Он призван заблаговременно определять надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих стандартов и тем самым создавать основу для процесса корректировки деятельности фирмы. Главная задача контроля состоит, таким образом, не в поиске «козлов отпущения» за содеянные ошибки, а в определении причин последних и возможных путей выхода из сложившегося состояния.

Все перечисленные функции не просто составляют единое целое, они переплетены друг с другом, проникают друг в друга, так что порой их трудно разделить. Реализация их всех плани­руется, организуется, координируется, мотивируется, контро­лируется. Они реализуются с помощью определенных методов, то есть способов приведения их в исполнение. Практика вы­работала четыре группы таких методов: организационные, административные, экономические, социально-психологические.

Похожие:

2. Производство как объект управления iconВопросы для итоговой проверки освоения курса «Теория управления»
Управление как целенаправленный процесс. Управление как отношение. Объект и субъект управленческого воздействия, их роли в процессе...
2. Производство как объект управления iconУправление можно рассматривать с разных точек зрения
Понятие «управление». Содержание науки управления. Цели и задачи управления. Основные категории теории управления. Объект и субъект...
2. Производство как объект управления iconЗакон «необходимого разнообразия»
Систему, в которой реализуется функция управления, называют системой управления и выделяют в ней две подсистемы: управляющую (осуществляющую...
2. Производство как объект управления iconВопрос Понятие и сущность государственного управления Управление...
Кибернетика определяет управление как «целенаправленное влияние субъекта управления — управляющей системы — на объект управления...
2. Производство как объект управления icon1. Психология управления: ее объект и предмет Психология управления...
Личность работника изучается рядом психологических дисциплин, таких как общая психология, психология труда, инженерная психология....
2. Производство как объект управления icon2. Личность работника как субъект и объект управления. Личность
Менеджмент – вид человеческой деятельности по руководству людьми в организации, особый вид управления
2. Производство как объект управления icon3. К типовым управляющим воздействия относятся напряжения и магнитный...
Двигатель постоянного тока как объект управления. Типовые управляющие и возмущающие воздействия
2. Производство как объект управления icon1. Воспитательная система образовательного учреждения как объект управления
Тенденции эти свойственны и педагогической действительности. В их рамках и под их воздействием формируется и развивается современный...
2. Производство как объект управления iconСоциология управления содержание предисловие 9
Объект, предмет и методы социологии управления 18 глава публичное администрирование
2. Производство как объект управления iconЛекция 1 Тема Предмет, содержание и задачи дисциплины «Инноватика»....
Тема Предмет, содержание и задачи дисциплины «Инноватика». Инновации и инноватика как объект управления
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница