Скачать 110.33 Kb.
|
Тема 2. Производство как объект управления 2.1. Понятие производства и производственной системы 2.2. Особенности и свойства производственных систем 2.3. Предприятие как производственная система 2.4. Функциональные подсистемы предприятия 2.5. Производственный менеджмент и его функции 1. Понятие производства и производственной системы Производство – это технически законченная ступень сложного производственного процесса, имеющая четкие границы и, обусловленные особенностями технологии. ^ представляет собой обособившуюся в результате общественного разделения труда часть производственного процесса, способную самостоятельно или во взаимодействии с другими аналогичными системами удовлетворять те или иные нужды, потребности и запросы потенциальных потребителей с помощью производимых этой системой товаров и услуг. Возникновение той или иной производственной системы (ПС) обусловлено возникновением или формированием на рынке спроса на продукцию, способную удовлетворить требования покупателей. Следовательно, ПС должна быть приспособлена к длительному удовлетворению покупательского спроса. ^ В состав ПС любого уровня иерархии (предприятие, цех, участок, рабочее место) традиционно включают следующие ресурсы: ^ (особенности производственного оборудования, инвентаря, основных и вспомогательных материалов и т. п.). 2. Технологические ресурсы (гибкость технологических процессов, наличие конкурентоспособных идей, научные заделы и др.). 3. Кадровые ресурсы (квалификационный, демографический состав работников, их способность адаптироваться к изменению целей ПС). ^ (характер производственных помещений, территории предприятия, коммуникаций, возможность расширения и пр.). 5. Ресурсы организационной структуры системы управления (характер и гибкость управляющей системы, скорость прохождения управляющих воздействий и т. п.). ^ (характер информации о самой ПС и внешней среде, возможность ее расширения и повышения достоверности и т. п.). 7. Финансовые ресурсы (состояние активов, ликвидность, наличие кредитных линий и пр.). Каждый из указанных видов ресурсов представляет собой совокупность возможностей ПС для достижения своих целей. Это означает, что, имея в своем распоряжении те или иные средства производства (станки, вспомогательное оборудование, сырье и материалы, инструменты и инвентарь и т. п.), кадры (рабочих соответствующих разрядов, ИТР соответствующей квалификации, научных сотрудников и т. д.), производственные помещения с определенными характеристиками, дороги, сооружения и прочие ресурсы, ПС способна в той или иной степени удовлетворять изменяющиеся нужды, потребности и запросы потенциальных покупателей. В результате взаимодействия всех составляющих систему ресурсов получаются новые свойства, которыми каждый отдельный вид ресурса не обладает. Эти свойства обозначаются таким понятием, как эффект целостности системы. Например, нельзя своевременно вывести на нужный сегмент рынка товар, отвечающий его требованиям, не располагая соответствующими ресурсами всех видов: возможностями применяемого оборудования и используемой технологии, квалификационными возможностями кадров и т. п. И, наоборот, каждый отдельный ресурс не может раскрыться полностью вне связи с другими ресурсами: возможности, которыми располагают станки, не могут быть реализованы без соответствующей квалификации работников, без применения соответствующих основных и вспомогательных материалов, без требуемых характеристик производственных помещений. ^ Производственные системы имеют ряд особенностей, которые отличают их от систем других классов. Наиболее существенные из них: Целенаправленность производственных систем - способность производить необходимую продукцию или оказывать услуги. Полиструктурность производственных систем - одновременное существование в них взаимопереплетающихся подсистем, где каждый элемент системы одновременно входит в несколько подсистем и функционирует в соответствии с их требованиями. Открытость производственных систем, проявляющаяся не только в материальном, энергетическом обмене, но и в обмене информацией. Сложность производственных систем, обусловленная ее основными элементами: трудящиеся, орудия и предметы труда; целенаправленностью, полиструктурностью, открытостью, альтернативностью связей, большим количеством осуществляемых в системе процессов. Разнообразие производственных систем, которое характеризуется понятиями: специализация, концентрация, пропорциональность отдельных частей системы и подсистем, прямоточность производственных процессов, ритмичность частичных производственных процессов, вид продукции, серийность производства. Эти особенности во взаимосвязи и взаимообусловленности определяют рациональность форм организации производственных систем и их подсистем. В процессе проектирования и совершенствования производственных систем им придаются определенные свойства. Назовем главнейшие из них. Результативность - способность создавать продукцию или услуги, необходимые народному хозяйству и населению. Она обеспечивается организацией производственной системы. Надежность - устойчивое функционирование, способность к локализации в сравнительно небольших частях системы отрицательных последствий стохастических возмущений, происходящих как внутри системы, так и во внешней среде. Надежность системы обеспечивается внутрисистемными резервами, системой управления и кооперацией с другими производственными системами. Гибкость - возможность приспосабливать производственные системы к изменяющимся условиям внешней среды, прежде всего через улучшение выпускаемой продукции. Обеспечивается свойствами элементов системы и внутрисистемными резервами. Управляемость - допустимость временного изменения процесса функционирования в желательном направлении под влиянием управляющих воздействий. Обеспечивается внутрисистемными резервами и расчленением системы на относительно независимые подсистемы, а также ограничением размеров системы. Долговременность - способность производственной системы в течение длительного времени сохранять результативность. ^ Предприятие представляет собой производственную систему. В теоретическом анализе предприятие рассматривается в качестве производственной системы, выступающей как совокупность элементов и связей между ними; ее функционирование обеспечивает выпуск определенных видов продукции, услуг, изменение свойств или форм продукта. В экономической реальности предприятие представляет собой хозяйственную структуру, признаками которой считаются производственно-техническое единство, организационно-административная самостоятельность, полная или частичная экономическая и хозяйственная обособленность. Основой производственно-технического единства является комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих производств, составляющих вместе единое целое. Для них характерна общность потребляемых сырья, материалов и услуг, технологических процессов, осуществляющих их переработку, и соответственно - общность готовой продукции. Организационно-административная самостоятельность предприятия проявляется в том, что оно представляет собой замкнутую систему организационно-административных отношений и связей. В центре ее стоит руководитель, который в пределах своих полномочий принимает самостоятельные решения относительно механизма и результатов функционирования предприятия и деятельности персонала. Чаще всего эта самостоятельность подкрепляется правом юридического лица. Полная или частичная хозяйственная обособленность (частичная - если предприятие входит составным элементом в фирму наряду с другими предприятиями) означает, что ему принадлежит установленной величины основной и оборотный капитал; оно выявляет окончательные финансовые результаты своей деятельности (прибыли или убытки); имеет возможность в тех или иных пределах самостоятельно распоряжаться финансовыми ресурсами (чистой прибылью, накопленной амортизацией, кредитами); обладает расчетным счетом в банке (в том числе и валютным) и целостной системой бухгалтерского учета и отчетности. Предприятия могут классифицироваться по различным признакам, и первое, что напрашивается - их величина, размеры, С этой точки зрения выделяются мелкие, средние и крупные предприятия; на мелких работают десятки человек; на средних - сотни; на крупных - тысячи; можно также говорить о сверхкрупных предприятиях, на которых работают десятки тысяч человек. В зависимости от характера выпускаемой продукции и сферы деятельности предприятия принято делить на промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, торговые и т. и. На основании типа производственных процессов различают предприятия с массовым (кондитерская фабрика), серийным (домостроительный комбинат) и единичным (судоверфь) производством. ^ можно говорить о трех типах предприятий: универсальных, выпускающих разнообразную, не обязательно связанную друг с другом продукцию; специализированных, производящих однородные изделия (услуги); комбинатах, процесс изготовления продукции на которых состоит из отдельных переделов (этапов). ^ производственных процессов различаются автоматизированные предприятия, комплексно-механизированные, частично механизированные. Материальную основу предприятия и осуществляющихся на нем производственных процессов составляет его технико-производственная база. Она включает активные элементы, с помощью которых происходит непосредственное воздействие на предмет труда, - сырье, материалы, комплектующие изделия (прежде всего речь идет о технологическом оборудовании), а также пассивные элементы, создающие необходимые условия для такого воздействия, - защиту от температурных изменений, ветра, осадков, освещение и многое другое (к ним относятся здания, сооружения, коммуникации). Рассмотрим классификацию этих элементов более подробно. К основным элементам технико-производственной базы относятся прежде всего здания и сооружения производственного назначения; корпуса цехов, трубы, эстакады, складские помещения. Другим важнейшим элементом являются машины и оборудование, которые настолько различны, что образуют несколько отдельных самостоятельных групп. Можно назвать еще два важнейших элемента технико-производственной базы предприятия - транспортные средства и инструменты всех видов. Принятие управленческих решений, в том числе и общего характера, невозможно без знания того, в каком состоянии находится технико-производственная база и ее отдельные элементы и как они используются. ^ Предприятие можно рассматривать в качестве социально-экономической системы, состоящей из подсистем, которые могут быть сгруппированы по различным признакам. В единой системе предприятия выделяются иерархические, функциональные, кибернетические подсистемы. Предприятие является сложной иерархической системой, в которой в качестве ступеней иерархии выступают производство, цех, участок, рабочее место (рис.4). ![]() Рис.4. Функциональные подсистемы предприятия Каждая верхняя ступень представляет собой элемент внешней среды для нижних ступеней, а каждая нижняя является элементом внутренней среды для верхней. Все ступени иерархии могут подразделяться на подсистемы функционального характера и как кибернетические системы имеют объект управления и субъект управления. Применение системного подхода позволяет выделить в деятельности предприятий частные функции в виде относительно обособленных компонентов. В рамках подсистем осуществляются определенные виды деятельности, самостоятельность и определенность целей и содержание которых позволяет объединить их в функциональные подсистемы: 1. Подсистемы производственных процессов: техническая подготовка производства, основные производственные процессы, обеспечение качества продукции, организация живого труда. 2. Подсистемы состава элементов производства: основные производственные фонды, предметы труда, кадры. 3. Подсистемы производственной инфраструктуры предприятия: техническое обслуживание и ремонт основных производственных фондов, энергетическое обеспечение производства, транспортное обслуживание производства, складское и тарное хозяйство, материально-техническое обеспечение производства и сбыт готовой продукции. 4. Подсистемы управления предприятием: технико-экономическое планирование, финансирование, бухгалтерский учет, научно-техническое развитие предприятия, социальное развитие коллектива. Каждое звено предприятия и каждая функциональная подсистема являются и кибернетическими системами. Они имеют объект и субъект управления, связанные между собой каналами связи. Это не единственная группировка функциональных подсистем предприятия. Так, например, для целей организации управления однородные элементы и связи по функциональному содержанию объединяют в подсистемы: техническую, технологическую, организационную и социальную. ^ Сущность производственного менеджмента выражается в его функциях, то есть тех задачах, для решения которых он предназначен. Таких функций можно насчитать пять: они сформулированы в начале XX столетия «отцом научного управления» Анри Файолем. 1. Планирование. Функцией менеджмента «номер один» общепризнанно считается планирование. Реализуя ее, предприниматель или управляющий на основе глубокого и всестороннего анализа положения, в котором в данный момент находится фирма, формулирует стоящие перед ней цели и задачи, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы. Образно говоря, речь идет об определении того, «где мы находимся в настоящее время, куда хотим двигаться и как собираемся это делать». 2. Организация. Реализация разработанных планов и программ входит в содержание других функций, и прежде всего функции организации. К ее «обязанностям» относятся создание фирмы, формирование ее структуры и системы управления, обеспечение ее деятельности необходимой документацией, организация собственно производственного процесса. 3. Координация. Фирма живет и работает благодаря занятым на ней людям, а их совместной деятельностью необходимо управлять. Поэтому важное значение приобретает функция координации трудовой деятельности людей. 4. Мотивация. Чтобы дела на фирме шли успешно, необходимы высокая активность и хорошее качество работы ее сотрудников. Поэтому очень важно заинтересовать их в таком отношении к труду, создать соответствующие мотивы. Для этого требуется определить, чего же они хотят (а зачастую многие этого не знают) и выбрать наиболее подходящий для фирмы и действенный для персонала способ удовлетворения выявленных потребностей, то есть поощрения. Другую сторону мотивации составляют наказания, которые также иногда приходится применять по отношению к нерадивым сотрудникам. 5. Контроль. Суть пятой классической функции менеджмента - контроль. Он призван заблаговременно определять надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих стандартов и тем самым создавать основу для процесса корректировки деятельности фирмы. Главная задача контроля состоит, таким образом, не в поиске «козлов отпущения» за содеянные ошибки, а в определении причин последних и возможных путей выхода из сложившегося состояния. Все перечисленные функции не просто составляют единое целое, они переплетены друг с другом, проникают друг в друга, так что порой их трудно разделить. Реализация их всех планируется, организуется, координируется, мотивируется, контролируется. Они реализуются с помощью определенных методов, то есть способов приведения их в исполнение. Практика выработала четыре группы таких методов: организационные, административные, экономические, социально-психологические. |
![]() | Вопросы для итоговой проверки освоения курса «Теория управления» Управление как целенаправленный процесс. Управление как отношение. Объект и субъект управленческого воздействия, их роли в процессе... | ![]() | Управление можно рассматривать с разных точек зрения Понятие «управление». Содержание науки управления. Цели и задачи управления. Основные категории теории управления. Объект и субъект... |
![]() | Закон «необходимого разнообразия» Систему, в которой реализуется функция управления, называют системой управления и выделяют в ней две подсистемы: управляющую (осуществляющую... | ![]() | Вопрос Понятие и сущность государственного управления Управление... Кибернетика определяет управление как «целенаправленное влияние субъекта управления — управляющей системы — на объект управления... |
![]() | 1. Психология управления: ее объект и предмет Психология управления... Личность работника изучается рядом психологических дисциплин, таких как общая психология, психология труда, инженерная психология.... | ![]() | 2. Личность работника как субъект и объект управления. Личность Менеджмент – вид человеческой деятельности по руководству людьми в организации, особый вид управления |
![]() | 3. К типовым управляющим воздействия относятся напряжения и магнитный... Двигатель постоянного тока как объект управления. Типовые управляющие и возмущающие воздействия | ![]() | 1. Воспитательная система образовательного учреждения как объект управления Тенденции эти свойственны и педагогической действительности. В их рамках и под их воздействием формируется и развивается современный... |
![]() | Социология управления содержание предисловие 9 Объект, предмет и методы социологии управления 18 глава публичное администрирование | ![]() | Лекция 1 Тема Предмет, содержание и задачи дисциплины «Инноватика».... Тема Предмет, содержание и задачи дисциплины «Инноватика». Инновации и инноватика как объект управления |