Восточные славяне в древности: происхождение, занятия, верования, социальная организация


НазваниеВосточные славяне в древности: происхождение, занятия, верования, социальная организация
страница1/18
Дата публикации11.03.2013
Размер2.33 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

  1. Восточные славяне в древности: происхождение, занятия, верования, социальная организация.

Русский относится к индоевропейской группе языков. Изначально индоевропейцы селились в Анатолие (Восточная Турция), и по мере развития часть племён пошла в Индию, а часть в Иран, а часть двинулась на Европейскую равнину. К I тысячелетию н.э. известно образование Балто-славянской языковой общности, а к середине века выделяется праславянская община. Прародина славян – территория Карпатских гор. В III-VI вв. – великое переселение народов, когда многие племена перемещались в поисках свободных пастбищ в другие места благодаря пассионарности. Они переходят на юг, восток, северо-восток, т.к. с севера подпирают германские племена – готы. На своём пути они встречают другие этносы (исторически сложившиеся устойчивые группы людей со своим языком, территорией, особенностями психического склада): финнов, балтов, тюркские народы.

Первые государственные преобразования – греческие колонии Причерноморья, Скифское государство, Хазарский Каганат. Хазарам, которые находились между Волгой и Доном, другие племена должны были платить дань, в том числе славянские племена, которые подтягивались на эту территорию. Хазары исповедовали иудаизм, а славяне были язычниками. Готы, гунны, авары, саматы, финны, норвежские племена, норманны, скандинавы встречались славянам по мере продвижения на восток. Т.о. складывается этногенез, т.е. процесс сложения новой этнической общности на базе различных ранее существовавших этнических компонентов, последние при этом либо теряют свою специфику, либо сохраняют, но чистого этноса нет. С VII в. по IX в. идёт процесс формирования у славян средневековых догосударственных образований.

У славян преобладал эволюционный тип общественного развития, была военная демократия, общество имело 3-х ступенчатую структуру: I – племя, II – союз племён, III – суперсоюз племён. Общественная жизнь регулировалась традициями. Существовал Верховный орган – Вече, на котором избирались старейшины. Известно выделение знати: жрецы, Совет старейшин, военный предводитель- вождь. К началу IX в. сформировалось 2 крупных протогосударственных (прото=до) объединений славян.

I – поляне (Киев – центр): первые киевские князья Кийщек и Хориф, сестра Лыбедь.

II – северяне, в районе озера Ильмень (славяне+финны).

В середине IX в. эти племена обращаются к скандинавским племенам (норманнам): «Богата земля наша и обильна, но порядка в ней нет, придите и правьте нами по правде». Т.о. пришёл Рюрик с 2 братьями, который впоследствии становится родоначальником династии киевских князей. Потомок Рюрика Олег объединяет Киев и Новгород, и с момента объединения 2-х регионов начинается история древнерусского государства.

Основным занятием восточных славян было земледелие. На севере господствовала подсечно-огневая система земледелия. Основными орудиями труда были топор, мотыга, соха, заступ, серпы. В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. Здесь использовали орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки. Другими занятиями славян были скотоводство, рыболовство, охота, бортничество, выращивание технических культур.

Большую роль в жизни древнерусской деревни играла община. К моменту образования государства у восточных славян родовая община сменилась территориальной общиной. В результате передачи князьями права на владение землей феодалам часть общин попала под их власть. Другая часть путем подчинения соседских общин феодалам была захвачена их дружинниками и князьями. Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить подати государству, которое по отношению к этим общинам выступало и как верховная власть, и как феодал.

В большинстве случаев города строились на торговых путях (путь «из варяг в греки», Волжский торговый путь). Ремесленная часть города называлась посадом, а отдельные её районы, населённые, как правило, ремесленниками определенной специальности, - слободами.

Во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка – “нарочитые люди”, “лучшие мужья”. Существовало ополчение. Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организацией была дружина, которая делилась на старшую, из которой выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники собирали с покоренных племен дань. Такие походы за данью назывались “полюдье”.

Древние славяне были язычниками. На ранней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов. Славянские боги олицетворяли разнообразные силы природы или отражали социальные и общественные отношения того времени. Важнейшими богами были Перун – бог грома, молнии, войны; Сварог – бог огня; Велес – покровитель скотоводства; Мокошь – богиня, оберегавшая женскую часть хозяйства. Особо почитался бог солнца, который у различных племён назывался по-разному: Даждьбог, Ярило, Хорос, что говорит об отсутствии устойчивого межплеменного единства.
^ 2. Образование Древнерусского государства, этнические и геополитические особенности процесса. Соседи Руси.

Государство – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех законы, обладает суверенитетом.

К IX в. у восточных славян сложились предпосылки к образованию государства.

Экономические: переход к пашенному земледелию, отделение ремесла от земледелия, сосредоточение ремесла в городах, начало торговых отношений, преобладание свободного труда над рабским.

Политические: потребность родоплеменной знати в аппарате защиты своих привилегий и захвате новых земель, формирование славянских племенных союзов, достаточный уровень организации, угроза нападения внешних врагов.

Социальные: смена родовой общины на соседскую, возникновение соц. Неравенства, наличие патриархальной формы рабства.

Духовные: общая языческая религия, схожие обычаи, обряды, общественная психология.

Летописец отмечает (под 862 годом), что славяне сумели изгнать варяг за море. Но вскоре между ними вспыхнула распря, “и пошел род на род и воевати почаша сами на ся”. (Скорее всего, в летописи нашло отражение соперничество племенных союзов Севера и их знати, между которой шла т.н. “борьба престижей”). В этих условиях, не желая отдавать первенство кому-либо из своих, славяне и финно-угры со словами: “Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидете княжить и володеть нами” решили обратиться к соседям-варягам, называвшимися русью, и их князю - Рюрику, с братьями Синеусом и Трувором. Приглашение было принято, Рюрик сел в Новгороде, Синеус - в Белоозере, Трувор - в Изборске. Через два года после смерти братьев Рюрик стал править единолично. В 882 году его преемник князь Олег хитростью захватил Киев, убив правивших там Аскольда и Дира - норманнов, ушедших ранее от Рюрика. После этого он освободил славянские племена от хазарской дани и подчинил своей власти.

^ Норманская теория. Эти данные легли в основу т.н. “норманской теории”, разработанной в ХVIII в. немецкими учеными на русской службе. Ее сторонники приписывали создание государства варягам, давшим ему и свое имя - “Русь”. Крайние норманисты делали вывод об извечной отсталости славян, якобы не способных к самостоятельному историческому творчеству. Некоторые дореволюционные и большинство советских историков, правда, с разных методологических позиций, оспаривали эту теорию. Так, академик Б.А. Рыбаков доказывал, что варяги появились в Восточной Европе тогда, когда Киевское государство (возникшее, якобы, в VI в.) уже сложилось и использовались лишь как наемная военная сила. Летописные сведения о мирном “призвании варягов” он считал поздней, вымышленной под влиянием политической конъюнктуры, сложившейся в Киеве в эпоху правления Владимира Мономаха, вставкой. “Русь” же, по его мнению, - производное от реки Рось.

Современные исследователи пришли к следующим выводам: процесс складывания государства начался до варягов, сам факт их приглашения на княжение свидельствует о том, что эта форма власти была уже известна славянам; Рюрик - реальная историческая личность, будучи приглашенным в Новгород на роль арбитра и, может быть, защитника от “заморских варягов” (свеев), захватывает власть. Его появление в Новгороде (мирное или насильственное) никак не связано с зарождением государства; норманнская дружина, не обремененная местными традициями, активнее использует элемент насилия для сбора дани и объединения славянских племенных союзов, что, в определенной степени, ускоряет процесс складывания государства. Одновременно происходит консолидация местной княжеско-дружинной верхушки, ее интеграция с варяжскими дружинами и славянизация самих варягов; Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли (при Олеге Киев стал столицей объединенного государства-882 г.; был основан на землях полян) и сведя воедино путь “из варяг в греки”, подвел экономическую базу под складывающееся государство; этноним “русь” северного происхождения. И хотя летопись относит ее к одному из норманнских племен, но, скорее всего, это собирательное имя (от финского ruotsi - гребцы) под которым скрывалась не этническая, а этносоциальная группа, состоящая из представителей различных народов, занимающихся морским разбоем и торговлей. Тогда, с одной стороны, становится понятным распространение этого термина, уже не связанного с какой-либо этнической группой, среди восточных славян, а с другой - быстрая ассимиляция самих варягов, принявших к тому же местные языческие культы и не державшихся за своих богов.

В эпоху правления ^ Олега (879-912 гг.) в его руках сосредоточилась власть над территорией от Ладоги до низовьев Днепра. Сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с великим князем киевским. Его власть проявлялась в праве сбора дани со всех, входящих в это объединение племен. Олег, опираясь на мощь славяно-норманнских дружин и “воев” (вооруженных свободных общинников) совершает в 907 г. успешный поход на Византию. В результате был подписан выгодный для Руси договор, обеспечивающий ей право беспошлинной торговли. Новые уступки заключались в соглашении от 911 г.

^ Игорь (912 -945 гг.) стремился сохранить единство межплеменной федерации, а также защищал ее границы от появившихся грозных кочевников - печенегов. В 40-х годах он совершил два похода на Византию, нарушившую свои соглашения с Русью. В итоге, потерпев неудачу, он заключил в 944 г. менее выгодный договор, а в 945 г. во время полюдья в древлянской земле был убит за требование дополнительной дани.

Процесс складывания государства ускоряется во многом благодаря активному вмешательству внешних сил - хазар и норманнов (варягов). Также есть сведения о набегах воинственных обитателей Северной Европы, вынудивших ильменских словен, кривичей и финно-угорские племена чуди и веси платить дань. На Юге же хазары собирали дань с полян, северян, радимичей и вятичей.

^ Завершающий этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги (945-957). Отомстив древлянам за смерть своего мужа, она устанавливает фиксированную норму дани, а для ее сбора устраивает “погосты” (вместо полюдья), ставшие опорой княжеской власти на местах. Политика ее сына Святослава (964-972), прославившегося победой над Хазарией и походами на Дунай, закончившимися неудачей, требовала мобилизации значительных сил на внешние завоевания. Это несколько задержало внутреннее устроение русской земли.

Полная ликвидация племенных княжений происходит во время правления^ Владимира Святого (980-1015). Его первые шаги не обещали каких-либо качественных изменений. Так, в 981 г., продолжив политику расширения территории межплеменной федерации, он присоединяет к ней юго-западные (Галицию, Волынь) и западные (Полоцкую, Туровскую) земли. Пытается он укрепить и языческую веру, а следовательно, свою власть. С этой целью создается пантеон из пяти основных богов во главе с Перуном, который особенно почитался среди княжеских дружинников. Но эта мера мало что изменила, и тогда Владимир идет на своеобразную “духовную революцию” сверху - вводит в 988 г. христианство. Эта монотеистическая по своей сути религия позволила вытеснить местные языческие культы и заложила духовную основу для складывающейся единой русской народности и древнерусского государства.

^ Следующим решительным шагом, завершающим создание государства, становится замена Владимиром племенных князей своими сыновьями, призванными защищать новую веру и укрепить власть киевского князя на местах. Тем самым он превратил Русскую землю во владение рода Рюриковичей. Укрепление власти дало ему возможность организовать население всей страны для создания мощных оборонительных рубежей на южных границах и переселить сюда часть словен, кривичей, чуди и вятичей. Сам великий князь, если вспомнить былины, начинает восприниматься народным сознанием не как воин - защитник, а как глава государства, организующий охрану его рубежей.

К концу Х века сложились основные признаки древнерусского государства: династическая (родовая) княжеская власть; простейший государственный аппарат в лице дружины и наместников князя; система данничества; территориальный принцип расселения, вытесняющий племенной; монотеистическая религия, усиливающая процесс сакрализации княжеской власти.
^ 3. Основные этапы истории Древней Руси. Социально-экономический и политический строй Киевской Руси.

Историю образования и развития Древней Руси можно разделить на 3 этапа:

-1й этап - 2я половина IX-Xвв. - объединение восточных славян в единое государство, создание аппарата власти и военной организации;

-2й этап - конец X-XIвв. - расцвет Киевской Руси.

-3й этап - конец XI - первая половина XIIв. - начало распада Киевской Руси, княжеские усобицы, феодальная раздробленность.

Древнерусское гос-во можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе гос-ва стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных тогда еще во многом определялись данью с подчиненных племен, возможностью ее вывоза в др. страны для продажи. Перед молодым гос-вом стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с защитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии. При феодализме главным является собственность на землю. Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, т.е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин. В Киевской Руси землей владел весь княжеский род. Порядок передачи был очередной (от старшего брата младшему). Во главе стоял князь с дружиной, совет старейшин, вече, на местах – посадники, наместники. Система управления называлась численная или десятичная – по кол-ву людей в военных подразделениях. Способ содержания должностных лиц – кормление.

В экономике Древней Руси феодальный уклад существовал наряду с рабством и первобытно-патриархальными отношениями

Феодальные отношения в Киевской Руси развив. более медленно, чем в западных странах. На Руси развивались холопские отношения, а на Западе был развит вассалитет – договорные отношения. Главный источник, по которому мы можем судить о том, как жили в Киевской Руси – “Русская Правда” - свод древнерусского феодального права по уголовным и процессуальным делам.

Особенности социально-полит. строя. Все общество делилось по отношению к князю на 3 группы: 1) кто лично служил князю; 2) на свободных – не служили лично, а платили дань миром – общиной; 3) служили частным лицам. Сословия еще не сложились. В основном были свободные, полусвободные и рабы (холопы). Рабство не получило распространения. Основная масса сельского населения, зависела от князя, называлась “смердами”. Были купцы и ремесленники. Среди дружинников выделялись наиболее приближенные – бояре, получившие землю, которые могли передавать её по наследству. Позже появляются и дворяне – получают землю только на срок своей службы.

Великий князь - представитель правящего рода Рюриковичей. Функции князя: военные, судебная (кровавая месть, поединок), законодательная (нач. с Ярослава Мудрового), административная (сбор дани ; 945 - Ольга проводит 1-ую административную реформу, устанавливает погосты для сбора дани)

Дружина получала жалованье (200 гривен, 1 гр = 205 г серебра), сначала не обзаводились семьями. Старшие - мужи (бояре), входили в княжеский совет, средние - отроки

Волость - административная единица

Собор Киевской Руси - роль представительства всей Руси.

Посоха - народное ополчение.

Десятичная система управления лежала в основе. (десятские, сотские, тысяцкие - военачальник, фин, суд, полицейская власть)
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Похожие:

Восточные славяне в древности: происхождение, занятия, верования, социальная организация icon1. Восточные славяне в древности. Происхождение, занятия, верования, соц организация
Восточные славяне в древности. Происхождение, занятия, верования, соц организация
Восточные славяне в древности: происхождение, занятия, верования, социальная организация icon2. Образование древнерусского государства, этнические и геополитические...
Восточные славяне в древности. Происхождение, занятия, верования, соц организация
Восточные славяне в древности: происхождение, занятия, верования, социальная организация icon2. Образование древнерусского государства, этнические и геополитические...
Восточные славяне в древности. Происхождение, занятия, верования, соц организация
Восточные славяне в древности: происхождение, занятия, верования, социальная организация iconВосточные славяне в древности. Происхождение и расселение славян....
Вопрос №1. Восточные славяне в древности. Происхождение и расселение славян. Общественный строй, хозяйство, верования накануне образования...
Восточные славяне в древности: происхождение, занятия, верования, социальная организация iconЭкзаменационные вопросы по курсу «Отечественная история»
Восточные славяне в VI - viii  вв.: происхождение, общественное устройство, занятия, верования
Восточные славяне в древности: происхождение, занятия, верования, социальная организация iconЭкзаменационные вопросы по Отечественной истории Восточные славяне...
Образование и становление единого Древнерусского государства (iх-хвв.). Норманнская теория. Норманисты и антинорманисты
Восточные славяне в древности: происхождение, занятия, верования, социальная организация iconВопросы для повторения по курсу «История» на очном отделении
Восточные славяне и их соседи в VI viii вв.: общественный строй, занятия, быт верования
Восточные славяне в древности: происхождение, занятия, верования, социальная организация iconВопросы к тематическому зачету №1 по истории России
...
Восточные славяне в древности: происхождение, занятия, верования, социальная организация iconСписок вопросов для экзамена по истории России слушателей
...
Восточные славяне в древности: происхождение, занятия, верования, социальная организация iconБилет №1
Восточные славяне. Экономическое развитие. Общественный строй. Обычаи, нравы и верования
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница