«Озера России»


Скачать 252.16 Kb.
Название«Озера России»
Дата публикации01.05.2013
Размер252.16 Kb.
ТипУрок
userdocs.ru > География > Урок



Проблемный подход в обучении географии и его реализация на уроках

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………….3-4
1. Проблемы курса географии……………………………………………………………...5
2. Значение и роль проблемного подхода в обучении географии……………………...6
2.1.Проблемное обучение в психолого-педагогической литературе……………………7

2.2. Сушность проблемного обучения…………………………………………………….8

2.3. Типы и способы создания проблемной ситуации…………………………………...9

2.4. Условия и способы реализации проблемного обучения……………………………10

3.Проблемное обучение на уроках географии………………………………………....11-12



4.Виды проблемных заданий по географии……………………………………………….13
5. Уроки с использованием проблемного подхода…………………………………….14-15

1.Урок по теме: «Озера России»…………………………………………………………..14

2.Урок-практикум на тему: «Характеристика климатических поясов Африки»………15.

Заключение……………………………………………………………………………………16

Список литературы…………………………………………………………………………..17

Введение

Великий педагог Адольф Дистервег писал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить». Эти слова как никакие другие подчеркивают основную цель использования мною методики проблемного обучения в школе.

Проблема развития мышления в процессе обучения занимает видное место в исследованиях педагогов и психологов. На основе этих исследований были сделаны выводы о взаимосвязи процесса обучения и развития мышления, было показано, что развитие творческого мышления школьников возможно только с помощью проблемного обучения.
Основной целью моей работы является: выявление возможных путей реализации проблемного подхода в обучении географии, для ее достижения была спроектирована система следующих задач:

  1. установить значение проблемного обучения в изучении географии;

  2. выяснить содержание проблем;

  3. показать взаимосвязь процесса обучения и развития творческого мышления с помощью проблемного обучения;

  4. формировать знания, умения и навыки с помощью проблемного обучения как методики активизирующей мыслительную деятельность учащихся.

Особое внимание при этом уделено созданию системы проблемных заданий по теме, способам включения их в урок, организации познавательной деятельности учащихся на их основе. Для их выполнения привлекаются различные источники географических знаний – учебник, атлас, статистический материал, научно-популярная литература, СМИ, ИНТЕРНЕТ.
Гипотеза работы: повысится ли эффективность обучения при использовании на уроках географии проблемных вопросов и заданий.

Особое внимание в работе уделено созданию системы проблемных вопросов и заданий по различным темам, способам включения их в урок, организации познавательной деятельности на их основе. Для их составления привлекаются разнообразные источники географических знаний – учебник, атлас, статистический материал, научно – популярная литература, статьи из текущей периодической печати.

Выбранное мною направление работы очень актуально, поскольку в настоящее время ни для кого не секрет все заметнее спад интереса учащихся к школе. Это и понятно: ведь учитель перестал быть единственным источником знаний. С экранов телевизоров, компьютеров, со страниц книг, журналов и газет на них обрушивается поток самой разнообразной информации яркой, запоминающейся, интересной. Для учителя географии ситуация осложняется еще и тем, что на фоне других предметов география нередко проигрывает за счет того, что школьники особенно старшеклассники изменяют свое отношение к изучаемым в школе предметам. Повышается их активность на уроках по профилирующим предметам тех учебных заведений, куда они решили поступать, и усиливается пассивность и безразличие к другим. Нередко к этим «другим» относиться и география

Таким образом, основной задачей становиться актуализация познавательного интереса учащихся, что возможно при использовании на уроках проблемного подхода.

Благоприятные условия для его реализации в географии, на мой взгляд, создает современная программа, содержание которой способствует формированию у школьников различных приемов умственной деятельности, необходимого условия для развития у учащихся самостоятельности в учении. Кроме того, в некоторых курсах географии изданы учебники, построенные на данной методике, но они мало используются в школах. Также создана целая образовательная система, структура которой полностью строится на проблемном подходе – «Школа 2100».

География сама по себе содержит много интересного, увлекательного и занимательного. Однако я считаю, что для активизации познавательной деятельности школьников не только географическая информация должна быть интересной, но и сам процесс её получения. Поэтому возникает необходимость широко применять проблемный подход в обучении географии.

Главный ориентир современной школы – воспитание полноценной личности – активной, здоровой нравственно и физически, способной к творческой деятельности. Этого высокого уровня можно добиться за счет внедрения новых технологий в учебный процесс. Одной из трудностей их внедрения, является то, что нет подробных разработок их применения. Очень трудно построить обучение так, чтобы в нем были применены: проблемное обучение, дифференцированный и личностный подходы, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, поэтапное изучение материала, методы развивающего обучения, разнообразные формы организации учебной деятельности учащихся на уроке и работа над усвоением содержания образования, включающая в себя:

  • знания о природе, обществе, технике, человеке, мышлении;

  • умение пользоваться этими знаниями как способами деятельности;

  • опыт творческой деятельности;

  • опыт эмоционально - ценностного отношения к миру.

Для такого обучения, на мой взгляд, необходима специальная подготовка учителя-предметника, либо его профессиональный уровень. Ведь именно в школе на протяжении 11 лет, наиболее ответственного периода в становлении личности, происходит формирование и развитие ее духовных, нравственных, физических и интеллектуальных сил. Овладевая знаниями, школьники усваивают не только их идейное содержание, но и развивают свои познавательные возможности, интересы, склонности. Они учатся мыслить, искать, творить.

В практике своей работы с учениками стоило только лишь изменить формулировку вопроса от обычной к проблемной, как активность класса возрастала. Это говорит о том, что данная методика оживляет теоретический материал курса географии и делает его более понятным и значимым для учащихся, развивает интерес к предмету, помогает через решение основных проблем проникнуть в суть основных географических закономерностей

Я считаю, что моя работа, имеет большое значение в преподавании предмета географии. Оно довольно интересно не только для учеников, но и для учителя, так как внедрение творческих методов, в том числе проблемного обучения представляет новые и весьма высокие требования к профессиональному уровню учителя географии. Потому, что учитель при этом должен знать не только утвердившиеся в науке идеи, но и спорные точки зрения по тем или иным вопросам и систему доказательств этих точек зрения, должен быть глубоко осведомлен в вопросах методологии научного познания в географии.

Выбор и создание проблемной ситуации на уроках географии зависит от конкретных целей урока, уровня знаний и умений учащихся. Но самое трудное создать проблемную ситуацию, что бы она действительно стала актуальной, проблемной для учащихся и у них возникла потребность в ее решении.


^ 1. Проблемы курса географии

Любой учебный курс имеет свои внутри курсовые проблемы. И каждый преподаватель ищет свои пути их разрешения. Определим проблемы курса географии.

1. Изменившееся качество жизни требует от выпускника не столько умений выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Требуется человек, который:

  • начинает воспринимать себя по-иному;

  • более полно принимает себя и свои чувства;

  • становится более уверен в себе и автономен;

  • ставит перед собой реальные цели, ведет себя более зрело;

  • становится более похожим на человека, которым хотел бы быть;

  • начинает принимать и понимать других людей.

Отсюда очевидна главная задача учителя – принять ученика таким, каков он есть: положительно относится к нему, понимать его чувства, сопутствующие восприятию нового материала. И на этой основе создать атмосферу, помогающую возникновению учения значимого для ученика.

2. Снижение интереса к предмету. Обилие информации, в которой пребывает сейчас школьник, отнюдь не воспитывает в нем потребности к расширению и углублению своих знаний: надо – услышу по телевизору, скажут сверстники, расскажет учитель. Школьник чаще принимает роль пассивного слушателя. Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик “свою”, по-новому взглянуть на привычные вещи, на собственный опыт, на возможность нести ученику информационную культуру действенных знаний. Карл Роджерс, американский психолог, выделил два типа обучения: информационное, обеспечивающее простое знание фактов и значимое учение, которое дает знания, необходимые обучающимся для самоизменения и саморазвития. При всем разнообразии методических подходов на первый план выдвигается идея развивающего обучения, т.к. воспитательно-образовательный процесс должен всемерно способствовать развитию интеллекта и способностей обучающихся, а просто транслируемое знание не выполняет роли развивающего личность средства, это обычная ориентация урока на подготовку исполнителя, что уже не соответствует новому социальному заказу общества.

География как учебный предмет дает большие возможности для решения учебных задач через использование методов:

  • наблюдения (в том числе и летнее),

  • практических работ ,

  • просмотр видеофильмов, таблиц, рисунков,

  • сообщения учащихся,

  • рефераты,

  • участие в научно-исследовательской работе,

  • использование знаний, приобретенных на уроках химии, физики, математики, биологии, литературы.

Большей эффективности в решении учебных задач с использованием перечисленных методов можно добиться, используя проблемное обучение.

^ 2. Значение и роль проблемного подхода в обучении географии


    1. Проблемное обучение в психолого-педагогической литературе


По вопросам проблемного обучения до сих пор ведутся острые споры и дискуссии: одни авторы рассматривают его широко, определяя как новый тип обучения , другие – как метод обучения , третьи относят проблемное обучение к категории принципа.

Несмотря на разные точки зрения на проблемное обучения, общими для всех исследователей является следующее: основными элементами проблемного обучения дидакты, как и психологи, считают создание проблемных ситуаций и решение проблем. Психологами доказано, что мышление возникает в проблемной ситуации и направлено на её разрешение. Проблемная ситуация означает, что в процессе деятельности человек натолкнулся на что-то непонятное, неизвестное. Проблемная ситуация в дидактике определяется почти так же, как и в психологии. По И.Я. Лернеру «проблемная ситуация представляет собой явно или смутно осознанное субъектом затруднение, пути преодоления которого требуют поиска новых знаний, новых способов действия». (Душина И.В., Понурова Г.А., 1986).
М.И.Махмутов проблемную ситуацию понимает как «психическое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у человека тогда, когда он в ситуации решаемой им проблемы не может объяснить новый факт при помощи имеющихся знаний или выполнить известное действие прежними знакомыми способами и должен найти новый способ действия».
Таким образом, главный элемент проблемной ситуации – неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для правильного выполнения нужного действия. А.М. Матюшкин (1972) пишет, что « для того, чтобы создать проблемную ситуацию в обучении, нужно поставить учащегося перед необходимостью выполнить такое практическое или теоретическое задание, при котором подлежащее усвоению знание будет занимать место неизвестного».
Но не всякая проблемная ситуация неизбежно побуждает мышление. Мышление не возникает, если у субъекта нет потребности в разрешении проблемной ситуации, а также отсутствуют исходные знания, необходимые для начала поиска. Для возникновения этого начала надо проанализировать проблемную ситуацию..
Проблему можно рассматривать, как логическую, психологическую и дидактическую категории. Как дидактичекую категорию разные авторы определяют её по-разному. «Проблема – возникший или поставленный перед субъектом вопрос, ответ на который, заранее не известен и подлежит творческому поиску, для осуществления которого у человека имеются некоторые исходные средства, пригодные для поиска» (И.Я.Лернер).
«Проблема, как подчёркивает Оконь В. (1968) – это трудность, требующая исследовательской активности, приводящей к решению».
Несмотря на различия в приведённых примерах определений, все они в той или иной степени подчёркивают важную особенность: проблема представляет собой трудность для человеческого познания. Однако, некоторые, философы, психологи, педагоги считают, что не трудность как таковая есть проблема, а то, что в этой трудности должен быть обнаружен источник проблемы. Таковым, по мнению многих исследователей, является противоречие. По М.И.Махмутову, это « диалектическое противоречие между прежними знаниями ученика и новыми фактами, явлениями, для объяснения которых прежних знаний недостаточно, нужны новые». (Махмутов М.И.,1977)
В учебном процессе проблема может быть выражена в форме проблемного вопроса или задания. И проблемное задание, и проблемный вопрос имеют одно общее: в их содержании заложены потенциальные возможности для решения, возникновения проблемных ситуаций в процессе их выполнения.
Соподчинённость основных понятий проблемного обучения можно представить в виде простейшей структурной схемы, из которой видно, что сущность проблемного обучения составляют два понятия: «проблемная ситуация» и «проблема».Как уже было сказано, проблемное обучение понимается в данной работе как дидактический подход, основой которого является создание на уроках различных проблемных ситуаций, организация учащихся на их анализ, обучение учащихся решению проблем, формирование у школьников умения видеть и формулировать проблему. Характерным признаком проблемного подхода являетcя самостоятельная познавательная деятельность учащихся. (Панчешникова Л.М.,1983)

^ 2.2. Сушность проблемного обучения
Согласно положениям дидактики проблемное обучение реализуется с помощью следующих методов: частично – поискового, проблемного изложения, исследовательского.
И.Я.Лернер (1974) считает, что в целях постепенного приближения учащихся к самостоятельному решению проблем их необходимо предварительно учить выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования, формируя эти умения постепенно.
Процесс выполнения проблемных заданий и решение проблемных вопросов является наиболее сложным в теории проблемного обучения. Специально этим вопросом в методике обучения географии занимались мало. В ряде работ В.А.Щенева (1998) рассмотрены некоторые способы решения познавательных вопросов: нахождение причинно-следственных связей, группировка фактов, сравнение, обобщение и показаны пути формирования этих приёмов. Но понятие «познавательный вопрос» намного шире, чем понятие «проблемный вопрос». Ведь всякий проблемный вопрос является познавательным, но не всякий познавательный вопрос проблемный. Познавательный вопрос можно считать проблемным , если на его основе учителем на уроке будет создана проблемная ситуация, разрешение которой приведёт учащихся к получению новых знаний.
Овладение опытом творческой деятельности происходит в процессе выполнения учащимися проблемных заданий, построенных на содержании
программного материала. В дидактике имеются разные подходы к построению системы проблемных знаний. В методике обучения географии нашел применение подход, разработанный И.Я. Лернером. В качестве основы для построения системы проблемных заданий приняты, во - первых, методы исследования, что позволяет наиболее полно отразить в обучении содержание учебного предмета, во-вторых, ведущие идеи географической науки, ее теория и проблемы, адаптированные к условиям средней школы. (Панчешникова Л.М 1984)
Система проблемных заданий, разработанная с учетом вышеуказанных условий под руководством Л.М. Панчешниковой, получила широкую апробацию в методике обучения и практике школы.
Проблемное обучение – такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
В последние годы в теории проблемного обучения появилось понятие « традиционного» и « реального» проблемного обучения. Традиционное проблемное обучение предполагает решение проблем, заимствованных из науки и адаптированных к возможностям учащихся. Для облегчения усвоения учащимися логики решения проблемных вопросов им целесообразно предложить следующую памятку, с выделением этапов решения проблемы.
I этап. Осознание проблемы, вскрытие противоречия. На этом этапе необходимо выполнить следующие действия:
· Внимательно прочитать вопрос;
· Найти условия и требования вопроса;
· Определить, что дано в условии и что требуется найти;
· Вспомнить, что вы уже знаете об этом объекте или явлении, какие причинно-следственные связи его объясняют;
· Сопоставить ранее полученные знания и новую информацию;
· Выявить на основании такого сопоставления противоречия, скрытые в вопросе.
II этап. Формирование проблемы. На этом этапе высказывают предположение о причинах возникновения явления или объекта, формулируют гипотезу.
III этап. Доказательство гипотезы.
· Ставится новый вопрос;
· Исходя из гипотезы, отвечают на этот вопрос;
· По возможности проверяют ответ.
IV этап. Общий вывод.
· На этом этапе необходимо ответить на вопросы:
· Какие новые знания вы получили;
Что вы узнали нового о причинно- следственных связях, объясняющих это явление или объект.
Реальная проблема имеет два признака: она личностно значима для учащихся и требует от школьников действия по сбору необходимой информации, поиску путей ее решения и, что считается особенно важным, деятельности, в соответствии с найденным решением.
Функции учителя состоят в том, чтобы координировать деятельность учащихся, помогать им, но не давать жестких указаний. В случае затруднения учителю рекомендуется поставить наводящие вопросы, дать дополнительные задания. (Андреева А.Ю., 1999)

^ 2.3. Типы и способы создания проблемной ситуации
Особенности организации процесса проблемного обучения в том, что основным элементом всех этапов учения становится проблемная ситуация – главное средство активизации мыслительной деятельности учащихся.
Л.М. Матюшкин (1972) сформулировал шесть правил создания проблемных ситуаций, четыре правила управления процессом усвоения в проблемной ситуации, пять правил, определяющих последовательность проблемных ситуаций. Выделяют следующие типы проблемных ситуаций.
Первый тип следует считать наиболее общим и распространенным: возникновение проблемной ситуации при условии, что учащиеся не знают способа решения проблемы, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации.
Второй тип возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.
Третий тип проблемная ситуация легко возникает в случае противоречия между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа.
Четвертый тип возникновение проблемной ситуации. При противоречии между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.
Можно указать несколько основных способов создания проблемных ситуаций.
1. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учащихся.
2. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома, и т.д.
3. Задания на объяснение явлений или поиска путей их практического применения.
4. Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающее противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.
5. Выдвижение гипотез, выводов и их проверка.
6. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению фактов, явлений, в результате которых возникает проблемная ситуация.
7. Ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к возникновению научной проблемы. Обычно это объясняется недостаточностью прежних знаний учащихся.
8. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов. Учащиеся получают задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнить с известными и сделать обобщение.
9. Организация предметных связей. Часто материал учебного предмета не обеспечивает создание проблемной ситуации и в этом случае следует использовать факты и данные наук, имеющие связь с изучаемым материалом.
10. Варьирование заданий, переформулировка вопросов. (Матюшкин Л.М.,1972)

^ 2.4. Условия и способы реализации проблемного обучения
Для реализации проблемного обучения необходимо выполнить ряд условий:
· Отбор центральных проблем в системе обучения географии;
· Определение особенностей проблемного обучения в разных видах учебной работы;
· Построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;
· Личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать познавательную деятельность детей. (Методика обучения географии в средней школе, 1983)
Так как главной структурной единицей проблемного подхода является проблемная ситуация, стоит выделить следующие критерии постановки ее на уроки:
1. Эмоциональная окраска материала и формы его подачи, стремление вызвать у детей положительные эмоции, переходящие в устойчивые чувства, которыми определяется интерес;

2. Опора на опыт и имеющиеся у ученика знания и умения, чтобы проблема была реально значимой;

3. Творческий подход учителя к постановке проблемы и развитие творческого мышления учащихся;

4. Учет возрастных и психологических особенностей учащихся при формировании проблемных ситуаций. (Панчешникова Л.М., 2000)

^

3.Проблемное обучение на уроках географии.


Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова ПРОБЛЕМА – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.

Что подразумевается под проблемным обучением?

^ 1. Метод проблемизации.

Проблемные задания имеют, как правило, личностно-развивающий характер и естественно возникают из опыта и потребностей самих учеников. Поставив ученика в проблемную ситуацию, интересную и для всего класса, учитель получает возможность “растормозить” механизм его мышления. Включение учащихся в ходе проблемного занятия в формулирование проблемы, выдвижение гипотез по ее решению – углубляет интерес к самостоятельному процессу познания, открытия истины:

факт –> гипотеза –> теория –>знание (истина).

Задача учителя – направить изучение учебного материала путем ухода от прямого, однозначного ответа на вопросы учеников, от подмены их познавательного опыта своим.

^ 2.Самостоятельное выдвижение гипотез по решению проблемы.

На этапе выдвижения гипотез необходимо, чтобы учащиеся научились прелагать свои варианты решений, первоначально анализировать их, отбирать наиболее адекватные, учиться видеть пути их доказательства. Активизация механизма мышления на этом этапе происходит при применении приема размышление вслух, при использовании активизирующих вопросов.

Создание ситуации, в которой ученик как бы идет на один, два шага впереди учителя. Учитель, подготовив логикой своего доказательства какой-либо вывод, отдает права его “открытия” классу.

^ 3. Метод уяснения готового знания из печатного источника.

Учащимся предлагаются тексты из газет, журналов, книг, словарей и т.д. по определенной теме и вопросы к ним. По этим материалам организуется работа по группам, парам или индивидуальная, а затем проходит коллективное обсуждение вопросов.

^ 4. Методы проблемного обсуждения.

Эти методы предполагают сочетание устного изложения материала учителем и постановку проблемных вопросов, выявляющих личностное отношение учеников к поставленному вопросу, его жизненный опыт, знания, полученные вне школы.

Формы учебных занятий, где можно использовать проблемный метод:

1. На основе дискуссионной деятельности:

– семинары (индивидуальная работа);
– структурированные дискуссии (групповая работа);
– проблемно-практические дискуссии (коллективная работа)

2. На основе исследовательской деятельности:

– практические занятия (коллективная работа)
– исследовательские уроки (индивидуальная работа)

3. Традиционные уроки с новыми аспектами:

  • урок-лекция;

  • урок-семинар;

  • урок решения задач;

  • урок-конференция;

  • урок-экскурсия;

  • урок-консультация;

  • урок-зачет и т.д.

4. Нестандартные уроки:

  • урок-аукцион;

  • рок-пресс-конференция;

  • урок-защита диссертации;

  • урок-суд;

  • урок-посвящение;


Цель проблемного типа обучения не только усвоение научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной активности ученика и развития его творческих способностей.

При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, довел в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факторы и организует (проблемные ситуации) их учебно-познавательную деятельность, так что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы.

Так изучение геологического строения. Рельефа и полезных ископаемых России можно целенаправить на решение проблемы: «Установить какие причины обусловили разнообразие и особенности расположения крупных форм рельефа на территории России», а уроки, посвященные изучению пояса гор Южной Сибири, объединить проблемой «Можно ли все эти горные системы, разнообразные по орографии и возрасту, рассматривать как один природно-территориальный комплекс?»

В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание , воля, творческое воображение.


^ 4. Виды проблемных заданий по географии.
В обучении географии используется несколько видов проблемных или творческих заданий.

Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием задачи (или вопроса). Так. В начальном курсе физической географии учащиеся усваивают, что количество солнечного тепла зависит от широты: чем широта ниже, тем тепла больше, и наоборот. В следующем курсе при изучении Африки они узнают, что в тропическом поясе летние температуры (+32С) выше, чем в экваториальном (+24С). Этот факт вступает в противоречие с ранее усвоенной зависимостью и составляет основу для формирования проблемного задания: «Работая с атласом, сопоставьте летние и зимние температуры в тропическом и экваториальном поясах Африки. Почему в тропическом поясе температура июля выше?»

Задания на установление многозначных причинно-следственных связей. Особенности объектов и процессов, изучаемых географией обычно обусловлены комплексом причин и порождают комплекс следствий. Поэтому этот вид заданий наиболее широко распространен в обучении. Если при этом учащиеся должны самостоятельно отобрать и применить по-разному широкий круг знаний. В том числе и из других учебных предметов, задание приобретает проблемный характер, например «Какие изменения, наступают в природе в средней полосе России после рубки леса?» (Назовите не менее 8-9 следствий). Или: «Какие факторы способствуют тому, что США стали ведущей капиталистической державой мира?» (Назовите не менее 5 причин).

Задания, требующие понимания диалектических противоречий. Умение оперировать ими. В логике такие ситуации называются антиномиями или ситуациями противоположных суждений, например: «Используя знания по географии России и других стран, объяснить, какое влияние оказывает большая территория на экономику страны – благоприятствует или затрудняет развития хозяйства» или: «Увеличивается или уменьшается в условиях НТП влияние природных ресурсов на развитие хозяйства?» особенность этих заданий состоит в том, что они требуют рассуждения по принципу «и то и другое одновременно» (а не одно вместо другого), т.е. нужно рекомендовать школьникам не отбрасывать ни одно из утверждений, попытаться обосновать оба.

Задания, в основе которых лежит научная гипотеза, например о происхождении вечной мерзлоты. Об изменении климатов на Земле и др. раскрывая эту гипотезу , прошу у учащихся высказать свои суждения по ней, обосновать ее научно-практическое значение.

Задания-парадоксы, например: «Реки европейской части России и Сибири разливаются один раз в год. Реки же, пересекающие пустыни, - Амударья, Сырдарья, Заравшан – имеют два паводка в год – весной и летом. Как это можно объяснить?» или: «Хотя реки в Средней Азии – источник жизни, поселения около них возникают редко, только у переправы. Нуждаясь в воде, население, тем не менее, уходило от нее в пустыню, куда тянуло за собой воду по каналам. Как объяснить этот факт?»

^ 5. Уроки с использованием проблемного подхода

1.Урок по теме: «Озера России».
Цель урока: Сформировать представление о многообразии озер нашей страны, происхождении, особенностях размещения и значении.
Задачи: 1. Образовательные:

Активизировать деятельность учащихся на разрешении проблемного вопроса с помощью интенсификации обучения на основе схем, карт, карточек-заданий.

2. Развивающие:

Продолжить формирование умений анализировать и сопоставлять карты,

схемы, рисунки с целью получения новых знаний.

3. Воспитательные:

Формирование убежденности в необходимости сохранения чистоты,

богатства флоры и фауны озер. Экологическое воспитание.
Оборудование: 1. Физическая карта России;

2. Учебник И.И.Бариновой «География. Природа России» 8 класс;

3. Схемы;

4. Карточки-задания;

5. Географические атласы;

6. Картины, фотографии озер.
Ход урока:

1. Вступительная речь учителя. Ознакомление с целями урока, постановка проблемного

вопроса: (Почему в озерах России разное количество рыбы?)

Домашнее задание: § 13 с. 80-81; В контурных картах подписать крупнейшие озера России, выделить цветом бессточные озера.
Π. Изучение нового материала.

1. Происхождение озерных котловин.

1.1 Рассказ учителя с элементами вопрос-ответ.

1.2 Самостоятельная работа учащихся по карточкам №2 и №3.

1.3 Фронтальная работа по карточке №4.
2. Виды озер.

2.1 По расходу и приходу воды (работа со схемой №1, практическая работа учащихся

по карточке №5).

2.2 По солености (работа со схемой №2).
3. Условия образования озер и причины, влияющие на размещение озер.

4. Решение практической задачи. Разрешение проблемного вопроса. (карточка №6).

5. Значение и жизнь озер.

5.1 Составление схемы №3 «Значение озер».

5.2 Анализ схемы №4 «Жизнь озера».

5.3 Путешествие на озеро Байкал (реферат).
Ш. Обобщение и закрепление пройденного материала в форме фронтального опроса

и игры «Угадайка». (карточка №7).

1У. Подведение итогов.

^ 2.Урок-практикум на тему: «Характеристика климатических поясов Африки».
Подобные уроки возможны не только в старших, но и в седьмых классах. Они отличаются большим объемом практической работы, полностью ей посвящены, имеют целью не только приобретение новых умений. Но и формирование новых знаний и, следовательно, предполагают заключительные выводы по содержанию изученного. Урок организуется следующим образом. Класс делят на число групп равное числу климатических поясов, дополнительно можно выделить группу сильных учащихся, перед которой ставится задача объяснить особенности климата каждого пояса. Каждая группа получает на карточках свое задание, в котором помимо описания климата предлагается:
- определить какая климатограмма в учебнике соответствует вашему климатическому поясу.

- заполнить в тетради таблицу:


Элементы климата

Климатический пояс

Э

С/Э

Т

С/Т

Средние температуры января

Средние температуры июля

Господствующие ветра

Годовое количество осадков, мм

Режим осадков















Выяснить:

- Почему экваториальный пояс на востоке не доходит до побережья Индийского океана? (вопрос 1 группе)

- Почему полуостров Сомали – одна из самых сухих территорий в Африке? (вопрос 2 группе)

- Почему в пустыне Намиб, находящейся на побережье Атлантического океана, выпадает меньше осадков, чем в самых сухих местах Сахары? (вопрос 3 группе)

группа сильных учеников готовит ответы на следующие вопросы:

- Почему на экваторе всегда жарко и много осадков?

- Почему в субэкваториальном поясе выделяют сухой и влажный сезоны?

- Почему в северной части Африки климат сухой, чем в южной?

Как видно. Проблемные вопросы (третьи) обсуждают все группы. После отчетов формулируют общий вывод: климатические пояса Африки отличаются между собой значением температур, количеством осадков и их режимом. Названные различия связаны с географической широтой и углом падения солнечных лучей, поясами атмосферного давления. Сменой воздушных масс и господствующих ветров.

Исследовательские элементы на этом уроке составляют:

Соединение информации, взятой из карты и текста учебника; анализ данных климатограмм; поиск ответа на проблемные вопросы.

Не менее важна и групповая работа (исследовательская группа – пятая) – конструирование ответа в определенной последовательности, подбор и анализ данных, полученных из карты. Приведенный пример подтверждает возможности использования разноуровнего обучения в системе урока.

Функция учителя при использовании исследовательского метода заключается, прежде всего, конструировании и постановке перед учащимися проблемных заданий (или в отборе этих заданий из методической литературы), а деятельность учащихся состоит в восприятии, осмыслении и решении проблемы в целом.
Заключение:

География содержит много интересного, увлекательного и занимательного. Однако для активизации познавательной деятельности школьников не только географическая информация должна быть интересной, но и сам процесс её получения. Поэтому возникает необходимость широко применять проблемный подход в обучении географии.
В заключении хочу отметить, что курс географии – один из самых интересных в школьной программе, эффективность обучения в этом курсе может быть достигнута, если учебный процесс будет направлен на развитие мышления учащихся, на формирование их познавательной самостоятельности в том числе и с помощью проблемного обучения. Возможности для проблемного изложения на уроках географии весьма широки. В виду сложности изучаемых географией природных объектов, явлений и процессов рассмотрение каждого из них можно провести проблемно.

Список литературы:
1. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М., 1983
2. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М.: «Народное

образование», 2001
3. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение. М., 1991
4. Лернер И.Я. Развитие мышления школьников в процессе обучения: Пособие

для учителей – М. Просвещение, 1992.
5. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972
6. Махмутов М.И. Проблемное обучение. М., 1975

7. Паншечникова Л.М. Проблемные задания по географии. – География в школе. – № 1.
8. Паншечникова Л.М. Контрольные задания и упражнения по географии. – М.

Просвещение,1992г.
9. Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. –М.

Просвещение, 1991г.
10. Сатыбалдина К., Тарасенко Р. Проблемное обучение как основа формирования

творческого мышления студентов. А.-А., 1991
11. Смолкин А.М. Методы активного обучения. М., 1991
12. Чошаков М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: методическое пособие. М., 1996



Похожие:

«Озера России» iconМультинские озера
Мультинские озера цепь живописнейших озер ледникового происхождения на северном склоне Катунского хребта в Алтайских горах. Всего...
«Озера России» iconСтатья о Синь камне на берегу Плещеева озера в Ярославской обл
Синь (Синий) камень часть языческого святилища близ Плещеева озера, Переславля-Залесского, Александровой горы и древнего городища...
«Озера России» iconМы против застройки санитарно-охранной зоны озера Мойнаки и любых...
Вода озера по составу почти ничем не отличается от морской воды, но имеет более высокую концентрацию солей. Если в одном литре морской...
«Озера России» iconНовгород один из древнейших городов России, расположенный на ее Северо-западе...
Дважды в середине IX века и в конце XV века он стоял у колыбели русской и российской государственности. Новгород родина российских...
«Озера России» iconИгорь Михайлович Николаев Владимир Васильевич Барабанов Борис Григорьевич...
Днепра, северяне, радимичи и вятичи перешли Днепр и поселились на его левобережье, причем вятичи продвинулись даже на Оку, кривичи...
«Озера России» iconНа уровне высших федеральных органов государственной власти России,...
Среди них: Минэкономразвития России, Минфин России, Федеральная служба по финансовым рынкам РФ (фсфр россии), фнс россии, Федеральная...
«Озера России» iconПеречень
Участок общей площадью 100 кв м, расположенный в рабочем поселке Базарный Сызган, прибрежная часть озера на улице Озерки на расстоянии...
«Озера России» iconHermanni коттедж / 4+2 чел
Туалет / душ и сауна. Коттедж расположен на берегу озера Нуясярви, Вуокатти в 5 км. 
«Озера России» iconПодписи жителей города Евпатории и гостей города против застройки...

«Озера России» iconПрограмма
Я иду в Президенты России для восстановления в России законов народовластия – тех законов, которые вписаны народом России в действующую...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница