Педагогике


НазваниеПедагогике
страница1/5
Дата публикации02.05.2013
Размер0.56 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5
Шалва Амонашвили

РАЗМЫШЛЕНИЕ

О ГУМАННОЙ

ПЕДАГОГИКЕ

ББК 74.00 А62 УДК 37.0

А 62 Амонашвили Ш.А.

Размышления о гуманной педагогике. — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. - 496 с.

Известный Учитель, почетный член Российской Академии образовании Ш.А.Амонашвили, опираясь на научные факты, данные экспериментов, используя богатый личный опыт, анализирует суть авторитарно-императивного педагогического мышления и практики, укоренившейся в советской общеобразовательной школе, размышляет об истоках Гуманной Педагогики.

Размышления сопровождаются описанием уроков, отдельных методов и приемов, образными картинами жизни детей в школе. Каждая встреча - беседа заканчивается деловой педагогической игрой, наглядно демонстрирующей, как реализуются на практике новые педагогические идеи.

^ Sh. A. Amonashvili

The Contemplation On The Humane Pedagogy. - Shalva Amonashvili Publishing House, Moscow, 1995. - 496 p.

A well-known Teacher, an honorary member of the Russian Academy of Education, basing himself upon scientific facts and experimental data, using his broad personal experience, analyses the essence of the authoritarian imperative pedagogical thinking and practice, deep-rooted in the Soviet school system, and contemplates on the sources of the Humane Pedagogy.

The Contemplation also provides the description of lessons, individual methods and techniques, image-bearing sketches of children's life at school. Each meeting (discussion) concludes with a practical pedagogical game aimed to demonstrate the way the new pedagogical ideas are being put into practice.

ББК 74.00

Содержание

Здравствуйте, уважаемый Учитель!

Первая встреча

^ РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ АВТОРИТАРИЗМЕ

И ГУМАНИЗМЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ 7

Уважаемый Учитель! 9

1. Родился человек 10

  1. Авторитарно-императивная направленность педагогического процесса...................................................................... 19

  2. Диктатура. Авторитарность. Гуманность 36

  3. О трех плоскостях педагогической

действительности 38

  1. Формула педагогики сотрудничества 43

  2. «Наша душа небесного происхождения»

(у истоков гуманной педагогики) 50

  1. О деловых педагогических играх 57

Деловая игра. Урок из авторитарного

педагогического процесса 60

Ответы на вопросы …………………………………63

Вторая встреча

^ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДПОСЫЛКАХ ГУМАННОГО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 77

Уважаемый Учитель! 78

  1. Ребенок - активное существо 79

  2. Стремление к развитию 84

  3. Функциональная тенденция и развитие 93

  4. О развитии речевой функции на базе родного языка 96

  5. Речевая функция и изучение иностранных языков 103

  6. Развитие: возраст, среда 109

  7. Обучение в сотрудничестве............................................................. 110

  8. Импровизация сотрудничества на уроке 115

  9. Теория развития и психолого-педагогические эксперименты 120

  10. Микрокосмос способен объять макрокосмос 130

Деловая игра...... . 136

Ответы на вопросы .. ... 146

Третья встреча

^ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ЦЕЛОСТНОСТИ ГУМАННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ПРОЦЕССА 152

Уважаемый Учитель! 154

18. Свободный выбор………………………………………. 155

  1. Взросление…………………………………………..……...165

  2. О глубинном воспитании 171

  3. Педагогическая школа Д.Н.Узнадзе 181

  4. Принципы гуманного педагогического процесса 186

  5. Урок и дети. . 193

  6. Основы целостности гуманного педагогического процесса 198

  7. Жизненный смысл 203

Деловая игра 208

Ответы на вопросы 233

Четвертая встреча РАЗМЫШЛЕНИЯ О ВТОРОМ

^ УРОВНЕ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ 239

Уважаемый Учитель! 242

  1. Жизнь детей на уроках родного языка 244

  2. «Фиалка. Это фиалка» 247

  3. О познавательном чтении.. 255

  4. Возникновение квазичтения 260

  5. Выращивание и развитие

познавательного чтения 271

  1. «Загадки» (нетекстовые задания) 277

  2. Чтение - качество личности 284

  3. «Тексты» (текстовые задания) 291

  4. Правильна ли формула: «устная речь + навык

письма = письменная речь»? 303

  1. Л.С.Выготский о специфике устной и письменной речи 307

  2. Гуманизация процесса обучения письму. 311

  3. О гипотетической структуре выращивания

и развития письменной речи 316

  1. Познавательное чтение и письменная речь

в «культурном развитии ребенка» 322

Деловая игра 334

Ответы на вопросы.. 342

Пятая встреча

^ РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ОЦЕНОЧНОЙ

ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 358

Уважаемый Учитель! 361

  1. Во власти отметок .. 364

  2. Старая Педагогическая картина для сравнения с новой 371

  3. Еще раз о трудности в учении 376

  4. Учебная деятельность и оценка 379

  5. Содержательная оценка и эталоны 389

  6. Оценочная деятельность учителя 396

  7. Единство внутренних и внешних стимулов учения 210

  8. Приглашение на опыты.Судите сами ........ 414

Деловая игра 424

Ответы на вопросы .........................437

Шестая встреча

^ РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ УЧИТЕЛЕ 447

Уважаемый Учитель! 448

  1. Учителя в моей жизни: В.Вардиашвили,

Г.Мгалоблишвили, Е.И.К-дзе 449

  1. Не вина наша, а беда 456

  2. От какой славы нам уйти 464

  3. Дайте учителю возможность гордиться 467

  4. Три вопроса Карла Роджерса с ответами 471

  5. ^ SUMMA SUMMARUM 476

Свод правил для учителя ..... 477

Ответы на вопросы 481

Уважаемый Учитель! 489

Здравствуйте, уважаемый Учитель!

Написать эту книгу лично для Вас меня побудили встречи с учителями, со студентами педагогических институтов и педагогических училищ. Этих встреч за последние пять—семь лет было очень много. Мне так и хочется назвать города, оставившие во мне добрые воспоминания, вызванные той теплотой и взаимностью, которыми наполняли меня учителя и студенты: в ма­леньких аудиториях или в огромных залах и дворцах в течение трех (пли пяти- шести) дней, по четыре-пять часов в день, мы встречались друг с другом, и они следили за моими размышлениями о гуманной педагогике. Назову эти города еще и потому, чтобы воспользоваться случаем и поблагодарить всех участников встреч за силы, которые я черпал от них. Мне учителя и студенты часто задавали вопрос: «А вы не устали? Вы не устаете?» - и я всегда отвечал, что нет, так как 'силами наполняли меня они сами. А города эти следующие: Тбилиси, Телави, Рустави, Батуми, Кобулети, Москва, Санкт-Петербург, Клев, Рига, Вильнюс, Таллинн, Ереван, Баку, Минск, Харьков, Томск, Новосибирск, Симбирск, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новоуральск, Челябинск-65, Березовск, Самара, Тольятти, Истра, Коломна, Полтава, Винница, Мозырь, Сыктывкар, Калининград (Кенигсберг), Одесса, Бишкек, Ташкент, Талас, Тюмень, Тобольск, Заводоуковск, Смоленск, Новокуйбышевск, Барнаул, Пермь, а также Гавана, Прага, Братислава, София, Варна, Франкфурт-на-Майне, Бохум, Кассель, Лондон.

Считаю своим долгом, уважаемый Учитель, дать Вам некоторые пояснения по поводу этой книги.

Во-первых, о том, как она возникла. Каждый раз, когда меня приглашали читать цикл лекций учителям и студентам, я с большой ответственностью приступал к подготовке новых конспектов. В них я развивал и углублял содержание, уточнял круг и порядок обсуждаемых вопросов, совершенствовал методику работы на сцене (где мне устраивали «класс»), способы общения с аудиторией - с учителями и студентами. Со временем у меня сложились система вопросов о гуманной педагогике и методика их изложения перед живой аудиторией. Все это само напрашивалось вылиться в книгу. Во-вторых, почему размышления? Дело в том, что при обсуждении вопросов гуманной педагогики я опираюсь не только на научно достоверные факты, не только на экспериментально апробированные и измеренные данные, но даю себе волю вести свободные рассуждения, теоретические анализы, высказывать спонтанные и ассоциативные мысли, мысли, подсказанные интуицией, верой и т.д. Научные факты, их толкование, оценки, прогнозирование, публицистические экскурсы — все это составляет канву моих размышлений, в которых я сохраняю за Вами, уважаемый Учитель, возможность поспорить со мной, поразмышлять вместе со мной.

К-третьих, что составляет основу моих размышлений? В них ІІ основном опираюсь на экспериментальный педагогический процесс и на результаты, полученные на разных стадиях эксперимента. Эксперимент был начат в 1962 году и развивается до сегодняшнего дня. Он имел и лабораторный, и массовый характер. Ныне же он сосредоточен в экспериментальной школе № 1 г.Тбилиси.

Руководит им лаборатория экспериментальной дидактики НИИ педагогики Грузии имени Якова Семеновича Гогебашвили. Экспериментальный педагогический опыт, рожденный в творческом содружестве группы научных сотрудников и ч1целей-экспериментаторов, составляет источник моих размышлений.

В-четвертых, о структуре книги. Я строю книгу по той структуре, которая у меня сложилась при встречах с учителями. Отдельные части книги я называю встречами. Их всего шесть. Каждую встречу я предваряю планом размышлений, два-три ключевых высказывания, которые я предлагаю учителям и студентам для самостоятельного анализа, и несколько вопросов, на которые я просил их ответить для себя, исходя из своего опыта, а также в ходе моих размышлений попытаться найти возможные ответы на них. Заканчивается каждая встреча описанием содержания и хода деловых игр (их я проводил с «учениками», сидя­щими в «классе» на сцене) и моими ответами на вопросы, которые задавали мне учителя и студенты.

В-пятых, о форме речи. Я постарался сохранить в книге форму устной речи. Это и порождает некоторые повторы мыслей в разных вариантах, попытки уточнить, дополнить, развить уже высказанное. Этим объясняется также мое увлечение ассоциациями, иногда спохватившись, что ушел в сторону, я в спешном порядке возвращаюсь к главному вопросу. Может быть, Вы заметите еще и другие оттенки экспрессивности устной речи, которые сопровождали мои размышления вслух перед аудиторией учителей и студентов. В-шестых, о форме контакта с Вами, уважаемый Учитель. Я у сохранить в книге ту взаимность, которая обычно возникала между мной и моими слушателями, учителями и студентами, когда мы смотрели друг другу в глаза и, чувствуя их реакцию, я | пял ход сврих размышлений, пытаясь удовлетворить их запросы. А теперь я воображаю, что нас только двое — я и Вы, мы сидим в уютной маленькой комнатке за чашкой чая и я размышляю перед Вами, для Вас, а цель у меня определенная, можно ил жать ее «корыстной»: найти в Вас поддержку и добиться того, чтобы мы с Вами лично стали не только единомышленниками, но и единоборцами за гуманную педагогику. Это не исключает Ваше возможное критическое отношение к некоторым высказанным мною мыслям и положениям.

Спешу выполнить свой святой и приятный для меня долг и с чувством глубокой благодарности назову Вам, уважаемый Коллега, имена тех учителей, в сотворчестве с которыми родился и развивается эксперимент по личностно- гуманной педагогике. Я часто буду рассуждать от первого лица - «Я... Я...», и, пожалуйста, уважаемый Коллега, не забудьте, что если дело будет касаться чего-то такого, что будет достойно Вашего внимания, то в этом «Я» со мной вместе, хором, будут говорить мои дорогие учителя и коллеги: Валерия Ниорадзе, Натела Амонашвили, Нана Кипиани, Мзия Гвилава, Мзия Чкония, Нана Вадачкория, Этери Канделаки, Ия Манджгаладзе, Зиван Инцкирвели, Нел­ли Патарая, Нелли Николаишвили, Медея Ахрахадзе, Натела Шакулашвили, Ирина Милованова, Вера Беридзе, Нона Джишкариани, Нато Беридзе, Дареджан Мерквиладзе, Нинель Татарашвили, Лия Кемоклидзе, Мзия Дидишвили, Римма

Сааташви-ли, Ия Габуния, Цисана Гошхетелиани, Галина Мцкерашвили, Нази Хурцидзе, Майя Кирвалидзе, Хатуна Чачанидзе, Ламара Мжавия, Нана Абутидзе, Марина Кикнадзе, Гиули Деканози-швили, Мзия Лолишвилн, Виолетта Купрейшвили, Тамаз Николаишвили, Марина Кобахидзе, Татьяна Лоладзе, Аида Дарса-велидзе, Нугзар Абакелия, Нуну Топуридзе, Натела Эбралидзе, Нана Мезурнишвили, Генрих Арабян, Ирина Рухадзе, Марина Георгадзе, Виолетта Квирикашвшш, Гульнара Иванишвили, Ния Какушадзе, Луиза Кобахидзе, Луиза Метревели...

В моих размышлениях меня будут сопровождать также образ моего научного наставника^ Барнаба Хачапуридзе, образы моих коллег и единомышленников Григория Попхадзе, Тинатин Гелашвили, Шота Бакурадзе, Александра Надашвили.

Вот и все, что я хотел сказать Вам, уважаемый Учитель, перед тем, как приобщить Вас к моим размышлениям.

Первая встреча

^ РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ АВТОРИТАРИЗМЕ И ГУМАНИЗМЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

План

Ваше мнение Ответьте на вопросы Обращение к Учителю

  1. Родился человек

  2. Авторитарно-императивная направленность педагогического процесса

  3. Диктатура. Авторитарность. Гуманность

  4. О трех плоскостях педагогической действительности

  5. Формула педагогики сотрудничества

  6. «Наша душа небесного происхождения» (у истоков гуманной педагогики)

  7. О деловых педагогических играх.

Деловая игра.

Урок из авторитарного педагогического процесса Ответы на вопросы

1. Родился человек

Ребенок!

Имею ли я право, пусть даже с дипломом учителя, с дипломом кандидата наук, доктора наук, профессора и т.д., прикасаться к тебе, если заранее не восполнюсь сознанием того, что ты есть безграничность и неповторимость? Как я могу учить тебя даже чтению, даже письму, даже счету, если не восполнюсь чувством исключительной ответственности перед Природой, сознавая, что ты несешь в себе особую миссию для себя и для людей, а мне предписано воспитать тебя так, чтобы ты смог достичь своей цели?

Неповторимость каждого отдельного индивида определяется неповторимостью его миссии в жизни, в обществе. Мне как педагогу нужен такой постулат ддя того, чтобы понять свою участь не только в судьбе этого конкретного ребенка, но и в судьбе людей, а может быть, и целого общества, может быть, и всей планеты, в жизни и судьбы которых войдет мой воспитан­ник. Мне нужно постичь также смысл моей педагогической деятельности. По моему убеждению, он заключается в том, чтобы помочь ребенку раскрыться и понять себя для самого себя, для окружающих его людей, для человечества.

Дети не рождаются с пустыми руками, они несут с собой заряд создания духовных и материальных ценностей, они в состоянии сотворить их, потому и рождаются, чтобы создавать и творить. Только надо помочь им раскрыться и еще надо, чтобы общество, общественные явления не исказили их судьбу.

Природа непоколебима и не нужно ее побеждать.

Человек всемогущ, когда он союзник Природы, ее единомышленник, ее сообщник, ее помощник.

Ребенок со своей миссией - это значит, что каждый ребенок есть неповторимость и наделен от Природы особым, тоже неповторимым, сочетанием возможностей, способностей. Есть и общие для всех возможности и способности, но есть и своя изюминка у каждого,

Я говорю о том, что рождение любого ребенка не есть случайность.

«Космос лепит лик Земли»,- говорил В.И.Вернадский.

А общество со своими школами, воспитанием, образованием должно содействовать тому, чтобы человек смог раскрыть свою природу, смог утвердиться, выполнить возложенную на него миссию.

Человек, по моему верованию не есть властелин Природы, он есть уникальная часть Природы, причем каждый, кто родился и жил до нас, кто живет в наше время и кто рождается сегодня или родится в будущем, - каждый отдельный человек есть уникум Природы.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Педагогике iconЭкзаменационные вопросы по педагогике для 5 курса

Педагогике iconРезультаты подготовительного тестирования по психологии и педагогике групп 3 курса фэм

Педагогике iconУчебно-методическое пособие по педагогике (материалы для педагогической практики)

Педагогике iconВопросы к зачету
Принципы прородосообразности, культуросообразности и гуманизма в социальной педагогике
Педагогике iconУчебно-методический комплекс по «Психологии и педагогике» составлен...
Автор-составитель: Мамедова Т. Ш., к ф н., доцент, доцент. Учебно-методический комплекс по «Психологии и педагогике» составлен в...
Педагогике iconПеречень вопросов по педагогике
Основные категории педагогики (образование, воспитание, обучение, формирование, личность и др.)
Педагогике icon1. Педагогика как наука
Варианты тестовых заданий по подготовке к федеральному интернет–экзамену по педагогике и психологии
Педагогике iconРасписание экзаменов зимней экзаменационной сессии
Дополнительные психолого-педагогические дисциплины по педагогике и психологии высшей школы
Педагогике iconЗадание по педагогике к педагогической практике 5 курса
Цель: организация системы воспитания учащихся в процессе урочной и внеурочной деятельности
Педагогике iconТемы контрольных работ по коррекционной педагогике 2 курс, сп. Логопедия
Формирование системного и комплексного подхода к изучению и устранению речевой патологии
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница