Шарль Барг «Курс рисунка»


Скачать 124.58 Kb.
НазваниеШарль Барг «Курс рисунка»
Дата публикации05.06.2013
Размер124.58 Kb.
ТипКнига
userdocs.ru > География > Книга
Джеральд М. Акерман

Перевод с английского С.С. Брахнов

Шарль Барг «Курс рисунка»
Предисловие
Книга Шарля Барга «Курс рисунка» является выдающимся учебным пособием для художников, она составила основу европейского художественного образования конца девятнадцатого начала двадцатого века, на этой книге выросло несколько поколений прекрасных художников во всем мире. Известно, что Винсент Ван Гог на протяжении своей художественной практики дважды обращался к этому учебнику и дважды полностью проходил весь курс, посвящая многие часы усердному копированию «Курса рисунка», Пабло Пикассо копировал некоторые репродукции из «Курса рисунка» во время своей учебы в художественной академии Барселоны.

Школа западноевропейского рисунка конца девятнадцатого века вобрала в себя огромный опыт предыдущих столетий, но о процессах, которые шли в европейском художественном образовании девятнадцатого века однозначно говорить не приходится.

С одной стороны европейская школа реалистического искусства переживает пик исполнительского мастерства, художественное образование выработало и отточило методики обучения академическому рисунку и живописи. С другой стороны нарастает «усталость стиля» в практике многих художников того времени появляются клише так называемой красивости, заметно усиливается тенденция «понравится». В художественном образовании в силу общей рутины процесса и ориентации на успех в художественных салонах, вырождаются прекрасные традиции академического рисунка и живописи, студентам навязываются или же студенты сами сознательно подражают второсортным образцам. Таким образом, постепенно ослабляется изучение натуры в изначальном понятии этого слова, художественное образование превращается в бездумное тиражирование плохого вкуса.
^

История курса рисунка



Опубликованная здесь в полном объеме книга «Курс рисунка» Барга-Жерома представляет собой широко известное легендарное издание конца XIX века. Курс из трех частей включает 197 отпечатанных литографским способом листов, на которых даются точные рисунки по гипсовым слепкам, копии рисунков великих мастеров и рисунки с натуры., сложность которых идет по возрастающей. Целью курса было подготовить начинающих путем копирования к рисованию с натуры. Книга разделяла идеалы Школы изящных искусств в Париже, курс которой готовил к рисованию с натуры, по выбору, в реалистическом или романтическом ключе. «Курс рисунка» был опубликован в конце шестидесятых годов XIX века, когда считалось, что основной задачей художника является копирование природы, и, главное, - изображение человеческого тела. Экспрессия изображаемого еще не заменялась самовыражением.

Сегодня «Курс рисунка» Барга-Жерома редкое и загадочное издание, но это один из важнейших документов последнего великого расцвета живописи западного искусства, который приходится на конец XIX столетия. Наше новое полное издание поможет современным студентам научиться рисовать. Оно представляет большой интерес для историков, коллекционеров, аматеров, всех интересующихся искусством.

Листы «Курса рисунка» - это модели, что в переводе означает «хорошие образцы для копирования». Материал курса излагается в традиционной для художественных школ девятнадцатого века последовательности. Сначала рисуют гипсовые слепки, потом рисунки мастеров, и, наконец, рисунки сделанные с обнаженных натурщиков («академии»). Поскольку учебные программы того времени традиционно состояли из трех частей, листы были напечатаны без сопроводительного текста. Редакторы настоящего издания снабдили их комментариями, составленными по высказываниям современных преподавателей и мастеров академического рисунка. Даются указания относительно использования листов в классах и для индивидуальных занятий с позиций теории и практики рисунка в XIX веке.

В книге сделана попытка осветить жизнь легендарного Шарля Барга (1826\27 – 1883), литографа и живописца, о котором известно лишь немногим ценителям, коллекционерам и студентам. Мы знаем очень мало. Сохранились немногочисленные полотна, около 50. Есть данные о местонахождении лишь половины из них, и большинство находится в частных коллекциях. «Курс рисунка» существовал в виде отдельных разрозненных листов, а единственный полный экземпляр имелся лишь в Национальной художественной галерее Виктории и Альберта (Лондон). В 1991 г. В музее Гупий (Бордо) были обнаружены еще два экземпляра. Листы данного издания были воспроизведены по ним. В нашей книге приводится также список всех известных картин Барга, с иллюстрациями и комментариями.

Первые две части «Курса рисунка» были предназначены для французских художественных школ, коммерческих училищ, школ декоративного искусства. Считалось, что для того, чтобы промышленные товары пользовались спросом на международном рынке, их дизайнеры должны знать основные принципы хорошего вкуса. Такие принципы были изложены в брошюре «Гупий и Си», которая рекламировала курс «Моделей для рисования» (см. Приложение I). Хороший вкус основывается на знании классических форм, созданных по изысканным классическим статуям. Сочетание хорошего вкуса с изучением природы дает в результате идеальную красоту – отражает природу в ее наиболее совершенном проявлении; тут уместен термин la belle nature (прекрасная природа).

Часть III была посвящена работе с обнаженными моделями, и ее предполагалось использовать в художественных академиях. Работа с натурщиками не поощрялась, даже запрещалась в художественных училищах, т. е. в торговых школах и школах прикладных искусств. Она очень редко включалась в программы. В художественных учреждениях бытовало такое настроение, что незачем развивать у промышленных дизайнеров ненужные стремления и поощрять у них претенциозность. Относящиеся к третьей части академии являются примером того, как неоклассицизм начала XIX века был пересмотрен в свете новых интересов, связанных с реалистическим направлением в искусстве. Листы не изображали фигуры людей обобщенно; черты каждого человека, даже уродливые, наблюдались и находили отражение в рисунке. Барг дает фигуры обнаженных натурщиков реалистично, но они у него всегда смотрятся изящно, даже благородно.

Курс хорошо продавался в течении по меньшей мере тридцати лет, он несколько раз печатался для различных учебных заведений Англии, а также Франции. Отдельные листы курса продавались фирмой «Гупий и Си» и последующими ее владельцами вплоть до 1911 года, когда она прекратила свое существование. Литографии от времени износились; в некоторых из старых художественных школ сохранились отдельные экземпляры. Они висят в рамочке на стене как образец прилежания в XIX веке.

Традиционное академическое преподавание почти не существовало в период от 1880 до 1950, т.к. измельчало поколение преподавателей. Упадок его ассоциировался с изменением художественного восприятия от объективного копирования природы до субъективного восприятия и даже до абстрактного отражения мира в искусстве. Произошла коренная революция в области теории искусства. С античных времен положение Аристотеля о том, что искусство должно копировать природу преобладало в Западной Европе (как в теории, так и на практике). До 80-х гг XIX века термин «экспрессия» служил для обозначения эмоций, вызываемых объектом – изображением лица или предмета, а не для выражениея эмоционального состояния художника, т.е., как теперь говорят, «самовыражения».

«Курс рисунка» демонстрирует традиционный метод обучения изобразительному искусству; дает образцы, достойные копирования и восхищения. Специалистами была изучена информация о художниках, которые проходили обучение в период от Франко-Прусской до I Мировой войны. Они нашли, что данная книга существенно помогала им в освоении теории и практики. Общеизвестно, например, что Винсент Ван Гог не один раз самостоятельно проработал «Курс рисунка», а Пикассо копировал листы Барга, когда учился в академии Барселоны. Многие из ранних работ художника этого периода, которые считались произведениями, сделанными с натуры, в действительности оказались копиями по моделям из «Курса рисунка» Барга.

Сегодня большинство художественных школ обходятся в курсе обучения рисунку без копирования слепков, а современный класс рисунка с натуры очень отличается от академического. Раньше основной упор при обучении делался на точность, основательность и законченность, теперь же предпочтение отдается жесту, самовыражению, что часто приводит к недопустимому в академизме нарушению форм. Раньше модели оставались в одной позе в течение несколько часов; теперь же это время очень сократилось, и во многих студиях считается, что одного часа хватает с избытком.

Многие современные учителя и практики полагают, что высокий уровень техники, законченность враждебны самовыражению. Анатомию проходят кое-как. В современных рисовальных классах не стараются выразить органическое строение модели как единое целое. Учащимся разрешают рисовать части тела «приблизительно», допускается оставлять множество пробных и случайных линий, они не исправляются и не стираются. В профессиональных кругах бытует мнение, что в произведении искусства не может быть ошибок. Единственным критерием является замысел художника.

Академический же рисунок нашего времени (как и в XIX веке) характеризуется точностью и завершенностью, органической целостностью и отсутствием ненужных подробностей. В процессе обучения не только вырабатывается терпение, достигается также умение видеть ошибки и исправлять их. К тому же теория академизма требует, чтобы ученик непрестанно сверялся с натурой, дабы избежать излишней экспрессии, маньеризма. Тело человека изображают с пиететом; недопустим взгляд свысока, с насмешкой и пренебрежением. В академизме тело человека – это святыня.
^ Общественная полемика вокруг учебных пособий

К созданию курса рисунка Барга и Жерома подтолкнула официальная полемика вокруг учебных пособий. Парижская выставка студенческих работ художественных школ Франции, которая состоялась в 1865 году, при Центральном Союзе Прикладных Искусств вызвала большую тревогу. Восемь тысяч студенческих работ как графических, так живописных и скульптурных из 239 учебных заведений было представлено на всеобщее обозрение; чиновники и критики были едины во мнении, что представленные экспонаты очень убоги и низки по качеству. Методика начального художественного образования в ремесленных училищах и школах декоративно-прикладного искусства в основном базировалась на копировании образцов-эстампов и рисовании с гипсовых слепков, основной причиной низкого качества работ по всеобщему мнению стал бедный арсенал образцов.

На церемонии награждения участников выставки скульптор Eugene Guillaume (1822-1905), директор департамента изобразительных искусств, озвучил перед коллегами свое недовольство. «Основной составляющей искусства является вкус. На этот счет, мы огорчены необоснованным выбором образцов для подражания, и это является сигналом, для того чтобы выяснить, в чем дело. Перед глазами новичков в наших школах находятся бессмысленные примеры лишенные всякого благородного чувства, они копируют гравюры и литографии низкопробного вкуса тем самым, прививая себе, ложный стиль плохих рисунков, в итоге методика копирования образцов приводит к растлению вкуса нации; это делает развитие профессионализма невозможным. Поэтому данная фундаментальная дисциплина (искусства) должна быть основательно реформирована».

Ernest Chesneau (1833-1890), критик искусств и инспектор изобразительных искусств в 1869 году докапывался до сути проблемы в серии статей опубликованных в издании Le Consitutionnel. Он не только выражал свое огорчение и недовольство представленными работами, но и узрел корень проблемы:
Великое благо этой выставки состоит в том, что она открыла, доселе закрытые глаза; точка зрения меньшинства склонило большинство прийти к общему мнению, мы надеемся, что руководство предпримет активное участие в полной реорганизации преподавания рисунка. Такой радикальной реформы как эта, не буду отрицать, очень трудно добиться, но это становится абсолютно бессмысленно после безоговорочно прискорбного зрелища, которое было предложено нам. Несколько тысяч метров рисунка… все кругом черно-белые нелепые, бессмысленные и бедные формы, наследующие одна другую практически без исключения, не чувствовалось не только духа искусства но и отдаленно от него производного, ни единой тени от основ искусства рисунка: точности, жизни, красоты… Нехватка образцов! Этот вопиющий жалобный кик сетования был спровоцирован у подавляющего большинства посетителей выставки.
Официальной реакцией на сетования Guillaume, Chesneau и других критиков, стало создание и формирование Министерством образования общественной комиссии по пересмотру имеющихся образцов.
^ Гоупил предлагает решить проблему

Необходимость в лучших образцах представляло удачную возможность, для издательского дома Goupil & Cie, которую невозможно было проигнорировать. В 1868 году была издана симпатичная брошюра в двенадцать страниц небольшого формата под названием Образцы для Рисования (Des modeles de dessin). В пафосном официальном правительственном предисловии, брошюра напыщенно рекламировала «Курс Рисунка» Барга и Жерома Bargue-Jerome, который уже был готов к изданию, более того большая часть иллюстраций были уже отпечатаны.
Известны многие книги образцов, которые были рассмотрены (специально созданной для этих предложений комиссией); но эти образцы, большей своей частью как раз являли собой иллюстрацию растленного вкуса недавно так осуждаемого монсеньором Гюлло …

Это был возврат к частным инициативам в решении этой проблемы. Люди со вкусом и учащиеся самостоятельно прилагали усилия в этом направлении, и некоторое количество хороших образцов было издано… Издатель Мэйсон Гоупил не мог остаться в стороне непричастным, он рискнул заняться этой работой и при помощи нескольких практичных товарищей, разыскал художников, соответствовавших высоким требованиям мастерства и вкуса…

Монсеньор Чарльз Барг в сотрудничестве с монсеньором Жеромом, членом института, взяли на себя ответственную задачу создать образцы для копирования. В выборе лучших по мастерству моделей для образцовых рисунков не было сделано ни единой уступки слащавости, или галантности; их осмотрительность исключала сомнительные варианты; они безусловно не разделяли мнение тех кто полагал, что рисунок это ни к чему не обязывающая разновидность приятного времяпрепровождения; таким образом их труд был адресован не всякому, а тем студентам которые серьезно для себя решили стать художниками.
«Курс Рисунка» не был единственным в своем роде; на рынке также существовало и множество других изданий. В 1860 году например, Бернар-Роман Жульен (Bernard-Romain Jullian) (1802-1871) издал свой собственный курс. Он был рассчитан на государственные школы Франции, это обстоятельство было заявлено на титульной странице. Он перекликался с курсом Барга и Жерома в том, что также начинался с частей лица и переходил к общему изображению античной статуи. Иллюстрации были выполнены в рафинированном, неоклассическом штриховом стиле, стиле все еще занимавшем могущественное положение в искусстве того времени это вызвало обратную реакцию со стороны Чеснау и остального комитета. Тяжело смотреть на прекрасные иллюстрации Жулиана и уничижать их практические достоинства, но их изысканная стилизация и изящество делает их абсолютно бесполезными в процессе обучения основным базовым принципам рисунка.

Иллюстрация Жулиана изображающая голову возможно Дианы, сбила бы столку любого начинающего рисовальщика, а схема размещенная рядом справа вряд ли бы могла чем-либо помочь. Очертания части между передней частью лица и носом неясны, и неконкретны по моделировке формы, в полутонах и на светлых частях ее просто нет. Прическа сложна и запутана, она просто обескураживала новичков. К тому же техника перекрестного штриха в которой били исполнены иллюстрации могла быть выработана по прошествии многих лет практики. Фронтальное освещение поддерживало чистоту неоклассического стиля, но не выявляла внутреннюю конструкцию головы которая была так важна для студентов, еще не обладавших глубокими познаниями в анатомии. Барг напротив дал ключ к тому каким образом упорядочить основные части головы и раскрыл метод без лишней волокиты, формообразующие линии просто упорядочивают сложные неясные округлые очертания, а силуэты четко обозначены прямыми линиями и углами.

На другой иллюстрации Жулиена, представлен скульптурный портрет римской императрицы Фаустины, гипсовую копию которого также использовал Барг в своей книге. Жулиен обрезает заднюю часть головы пренебрегая ею. Незавершенный силуэт ведет к ошибкам в передаче внутреннего характера. (Барг сперва находит общую форму головы отмечая опорные точки простыми линиями и углами, делая изображение удобным для измерений.) Жулиен обводит профиль носа одним контуром, а волосы завершаются границами упрощенных теней, обозначенных несколькими линиями. Барг использует правильный направленный верхний свет, что придает смысл происходящему выявляя фактуру предметов и возраст натуры. Жулиан, склонен использовать фронтальное рассеянное освещение, пренебрегая структурой и характером натуры.

Делая сравнительный анализ иллюстраций Жулиена и Барга изображающих одну и туже скульптуру Гомера, все более обнаруживается огромная разница в подходах двух курсов рисунка. В обеих иллюстрациях мы находим великолепную строгость и точность. Несмотря на это, разнородная штриховка Жульена имеет огрехи в бессвязных переходах тоновой градации на различных частях лица. Барг работает тоном, логичными растяжками тона от светлого к темному. В результате получая большую гамму градаций тона от темного к светлому, соединяя разные части в единое целое. Жульен напротив акцентирует внимание на декоративных аспектах античного бюста что является диаметрально противоположным подходом последовательности Барга в нажиме на скульптурные качества.

^ Систематизация курса рисунка

В каталоге Гоупла в 1868 году «Курс Рисунка» анонсировался как Образцы и Специально Отобранные Работы для Преподавания Изобразительного и Прикладного Искусства (Modeles et ouvrages speciaux pour l’ensegnement des arts du dessin et pour leur application a l’industrie). Первая часть уже была в печати; вторая часть Образцы Мастеров всех Эпох и Школ (Modeies d’pres les maitres de toutes les époques et de toutes les ecoles) была еще в работе.

Первая часть, Образцы Рисунков Гипсовых Слепков (Modeles d’apres da bose), содержал семьдесят иллюстраций с комментариями «и само собой разумеющейся естественной систематизацией - «от простого к сложному», с целью дать студенту совершенно полное пособие академических схем». Издатели очень гордились тем что «с огромным трудом первые иллюстрации (первой части) курса были наконец изданы и Париж получил специальный тираж для городских школ, который сразу же был адаптирован в Англии образовательным департаментом инспекции школ Музея Южного Кенсингтона (ныне Музей Виктории и Альберта)». Во многих учебных заведениях курс Барга и Жерома вытеснил курс Жульена.

Брошюра превозносила тщательность отбора рисунков для следующей части курса: « эти произведения способны в душе студентов развить вкус и чувство прекрасного, через ознакомление их с творениями истинного благородного стиля энергично и мощно передающего природу». В 1870 году в него вошли шестьдесят литографий Барга на которых воспроизводились творения прославленных старых и новых мастеров.

Третья часть содержала Академические Наброски Предварительного Построения для Рисунка Мужской Фигуры (Excercices au fusain pour preparer a l’etude de l’akademie d’apres nature), шестьдесят иллюстраций были изданы 1873 году. Третья часть курса не анонсировалась в брошюре 1868 года, и когда последняя часть была издана, на фронтисписе было указано только имя Чарльза Барга без его соавтора Жерома. Дело оказалось в том что все иллюстрации последней части являлись авторскими рисунками Чарльза Барга. Что и было указано ранее, включение части посвященной изображению обнаженной натуры было естественным шагом после издания предыдущих двух частей, и не являлось чем-то необычайным. Третья часть продолжала методику первых двух частей и предназначалась для использования в художественных школах и училищах декоративно-прикладного искусства. Возможно роль Жерома как соавтора первых двух частей курса была исчерпана, или быть может Жером отдал все лавры Баргу, великодушно уступив честь продолжения работы над курсом своему коллеге.

Похожие:

Шарль Барг «Курс рисунка» iconШарль Гюисманс Гюисманс Жорис-Карл (Шарль Мари Жорж) Наоборот
Хочу наслаждаться вечно хотя бы и ужаснулся мир моему наслаждению, хотя бы по грубости своей не понял меня
Шарль Барг «Курс рисунка» iconШарль Балли. «Общая лингвистика и вопросы французского языка» «Французкая стилистика»
В первой половине 20го века одним из наиболее авторитетных направлений лингвистики была женевская школа структурализма. Шарль Балли...
Шарль Барг «Курс рисунка» iconКурс 2 курс 3 курс 4 курс Sheet 1: 1 курс расписание этф на весенний...

Шарль Барг «Курс рисунка» iconOverview 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс Sheet 1: 1 курс
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Шарль Барг «Курс рисунка» iconOverview 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс Sheet 1: 1 курс
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Шарль Барг «Курс рисунка» iconOverview 2 курс, 3 курс 2291-4 2991-2981 1 курс 4 курс Sheet 1: 2 курс, 3 курс

Шарль Барг «Курс рисунка» iconКонкурс рисунка Дети рисуют свой русский мир: «О спорт, ты мир!»
Олимпиады 1980 – мы объявляем конкурс рисунка «О спорт, ты – мир!». Ибо спорт объединяет в порыве к победе, делает из слабого сильного,...
Шарль Барг «Курс рисунка» iconOverview 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс 5 курс все Sheet 1: 1 курс

Шарль Барг «Курс рисунка» iconOverview Загр каф Курс 3 Курс5 Курс 6 Курс 2 Расп Курс 4 Курс 1 Sheet 1: Загр каф
Загрузка кафедр занятиями со студентами Вечернего факультета в 1 семестре 2007/08 учебного года
Шарль Барг «Курс рисунка» iconЛе корбюзье (Le Corbusier) (1887-1965), французский архитектор, теоретик...
Ле корбюзье (Le Corbusier) (1887–1965), французский архитектор, теоретик архитектуры, художник, дизайнер. Ле Корбюзье (настоящее...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница