6. общий подход к выработке стратегии


Скачать 112.12 Kb.
Название6. общий подход к выработке стратегии
Дата публикации13.03.2013
Размер112.12 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > География > Документы
6.ОБЩИЙ ПОДХОД К ВЫРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ

6.1. Сущность стратегии

Два понимания стратегии

Основные элементы стратегии

Предлагаемая и реализованная стратегия стратегия

Два понимания стратегии. Выбор стратегии и ее реализация составляют основное содержание стратегического управления.

Существует два противоположных взгляда на понимание стратегии. В первом случае стратегия - это конкретный долгосрочный план достижения некоторой цели, а выработка стратегии - это процесс нахождения некоторой цели и составление долгосрочного плана. Такой подход основывается на том, что все возникающие изменения предсказуемы, происходящие в среде процессы носят детерминированный характер и поддаются полному контролю и управлению.

Во втором случае под стратегией понимается долгосрочное качественно определенное направление развития предприятия, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы внутрипроизводственных отношений, а также позиций предприятия в окружающей среде. При таком понимании стратегию в общем виде можно охарактеризовать как выбранное направление деятельности, функционирование в рамках которого должно привести организацию к достижению стоящих перед ней целей.

Примером стратегии первого типа может служить долгосрочный план производства определенной продукции, в котором зафиксированы объем и ассортимент выпуска по каждому временному промежутку.

К числу стратегий второго типа можно отнести следующие:

  • увеличить долю объема продаж на рынке до 35 % (условно) без понижения цены;

  • проникнуть в сети распределения, контролируемые конкурентами.

Основные элементы стратегии. В деловой жизни под стратегией

понимается общая концепция того, как достигаются цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы. Такая концепция (соответствует стратегии второго типа) включает в себя несколько элементов (рис. 11).

Прежде всего к ним относится система целей, включающая миссию, общеорганизационные и специфические цели.

Другой элемент стратегии - политика, или совокупность конкретных правил организационных действий, направленных на достижение поставленных целей.

метод0014.tif

ПРИМЕР 13

Возможные правила организационных действий:

«Мы будем продавать продукцию по сниженным ценам»;

«Мы будем сами изготавливать комплектующие».

Наконец, третьим элементом стратегии являются планы, т.е. система конкретных действий по реализации принятой политики, призванная решать задачи распределения ресурсов. Так, ресурсы можно направлять в первую очередь на решение наиболее важных и насущных для предприятия проблем или выделять пропорционально потребностям, или предоставлять всем подразделениям поровну, если они будут близки по размерам и занимаются сходными видами деятельности. Первый из отмеченных подходов в большей степени целесообразен в переломные моменты деятельности предприятия, когда возникает необходимость в концентрации сил на решающих направлениях деятельности. Второй и третий - в период спокойного развития.

Предполагаемая реализованная стратегии. Обычно стратегия разрабатывается на несколько лет вперед, конкретизируется в различного рода проектах, программах, практических действиях и реализуется в процессе их выполнения. Значительные затраты труда и времени многих людей, необходимые для создания стратегии предприятия, не позволяют ее часто менять или серьезно корректировать. Поэтому она формулируется в достаточно общих выражениях. Это - предполагаемая стратегия (рис. 12).

Вместе с тем как внутри организации, так и вне ее появляются новые непредвиденные обстоятельства, которые не укладываются в первоначальную концепцию стратегии. Они могут, например, открыть новые перспективы развития и возможности для улучшения существующего положения дел или, наоборот, заставить отказаться от предполагаемой политики и плана действий.

метод0015.tif

В последнем случае первоначальная стратегия становится нереализуемой и предприятие переходит к рассмотрению и формулированию неотложных стратегических задач.

^ 6.2. Классификация стратегий предприятия

В зависимости от условия стратегических решений различают три вида стратегий:

  • корпоративная;

  • деловая;

  • функциональная.

На рис. 13 показана иерархическая структура стратегий.

метод0016.tif

Корпоративная, или портфельная, стратегия - это стратегия, которая характеризует общее направление роста предприятия, развития его производственно-сбытовой деятельности. Стратегические решения этого уровня наиболее сложны, так как касаются предприятия в целом. Именно на этом уровне определяется и согласовывается продуктовая стратегия предприятия. Одной из целей корпоративной стратегии является выбор хозяйственных подразделений предприятия, в которые следует направлять инвестиции.

Корпоративная стратегия включает:

  • распределение ресурсов между хозяйственными подразделениями на основе портфельного анализа;

  • решения о диверсификации производства с целью снижения хозяйственного риска и получения эффекта синергии;

  • изменение структуры предприятия;

  • решения о слиянии, приобретении, вхождении в те или иные интеграционные структуры.

На уровне хозяйственного подразделения разрабатывается деловая стратегия (бизнес-стратегия), направленная на обеспечение долгосрочных конкурентных преимуществ хозяйственного подразделения. Эта стратегия часто воплощается в бизнес-планах и показывает, как предприятие будет конкурировать на конкретном товарном рынке, кому именно и по каким ценам будет продавать продукцию, как будет ее рекламировать, как будет добиваться победы в конкурентной борьбе и т.д. Поэтому такую стратегию называют стратегией конкуренции. Для предприятий с одним видом деятельности корпоративная стратегия совпадает с деловой.

Функциональные стратегии разрабатываются функциональными отделами и службами предприятия на основе корпоративной и деловой. Эта стратегия маркетинга, финансовая, производственная и т.п. Целью функциональной стратегии является распределение ресурсов отдела, поиск эффективного поведения функционального подразделения в рамках общей стратегии.

Так, стратегия отдела маркетинга может концентрироваться на разработке путей увеличения объема продаж. Финансовая стратегия предприятия может быть ориентирована на ускорении оборота денежных средств, снижение дебиторской задолженности.

Для достижения успеха стратегии всех уровней должны быть согласованы и тесно взаимодействовать друг с другом.

^ 6.3. Основные стратегии развития бизнеса

Стратегии развития бизнеса называют базисными, или эталонными, стратегиями. Они отражают четыре различных подхода к росту предприятия.

Все многообразие стратегий, которые используют предприятия, является различными модификациями нескольких базовых, каждая из которых эффективна при определенных условиях и состоянии среды. Выделяют четыре базовые стратегии:

  1. ^ Ограниченный рост. Ее выбирает большинство предприятий в сложившихся отраслях со стабильной технологией. Цели развития устанавливаются от «достигнутого» и корректируются при изменении условий. Это самый легкий, наиболее удобный и наименее рискованный способ действий.

  2. Рост. Эта стратегия чаще всего применяется в динамичных отраслях с частью меняющейся технологией. Для нее характерно установление ежегодно значительного превышения уровня развития над уровнем предыдущего года.

Различают стратегии концентрированного роста по отношению к базовому рынку или продукту и интегрированного роста, которые связаны с расширением предприятия путем добавления новых структур.

Конкретными стратегиями концентрированного роста являются:

  • стратегия усиленш позиции на рынке посредством активных действий по продвижению товара, привлечения новых пользователей товаров и т.п.;

  • стратегия развития рынка, заключающаяся в поисках новых рынков для уже производимого продукта;

  • стратегия развития продукта, имеющая целью рост объема продаж за счет организации производства и реализации нового продукта на уже освоенном рынке.

  1. Сокращение (стратегия последнего средства). Данная стратегия выбирается предприятием реже всего. Для нее характерно установление целей ниже уровня, достигнутого в предыдущем периоде. К стратегии сокращения прибегают в тех случаях, когда показатели деятельности предприятия приобретают тенденцию к ухудшению и отсутствуют эффективные средства изменения такой ситуации.

Выделяется три типа стратегий целенаправленного сокращения:

  • стратегия ликвидации - осуществляется, если предприятие не может вести дальнейший бизнес;

  • стратегия «сбора урожая» ориентирует на получение максимального дохода в краткосрочной перспективе. Эта стратегия применяется по отношению к бесперспективному бизнесу, который не может быть прибыльно продан, но может принести доходы во время «сбора урожая» - распродажи имеющихся товаров при максимальном сокращении всех видов затрат;

  • стратегия сокращения - заключается в том, что предприятие закрывает или продает одно из своих подразделений или бизнесов с тем, чтобы осуществить долгосрочное изменение границ ведения бизнеса.

  1. ^ Комбинированная стратегия. Представляет собой любое сочетание рассмотренных стратегических альтернатив. Данной стратегии придерживаются, как правило, крупные предприятия, функционирующие в нескольких отраслях.


^ 6.4. Определение стратегии предприятия

Уяснение текущей стратегии Формирование стратегических альтернатив

Выбор и оценка стратегии предприятия

Процесс выбора стратегии включает в себя следующие основные этапы:

  • уяснение текущей стратегии;

  • формирование стратегических альтернатив;

  • выбор стратегии предприятия и ее оценка.

Уяснение текущей стратегии. Имеют место различные схемы уяснения текущей стратегии. Один из возможных подходов предложен А.Томпсоном и А.Стрикландом.

Авторы выделяют следующие внешние и внутренние факторы, формирующие текущую стратегию.

^ Внешние факторы:

  • размер деятельности предприятия и степень разнообразия производимой продукции;

  • общий характер и природа недавних приобретений и продаж предприятием части своей собственности;

  • структура и направленность деятельности предприятия за последний период;

  • возможности, на которые была ориентирована организация в последнее время;

  • отношение к внешним угрозам.

Внутренние факторы:

  • цели предприятия;

  • критерии распределения ресурсов и сложившаяся структура капиталовложений по производимой продукции;

  • отношение к финансовому риску как со стороны руководства, так и в соответствии с реальной практикой и осуществляемой финансовой политикой;

  • уровень и степень концентрации усилий в области НИОКР;

  • стратегии отдельных функциональных сфер (маркетинг, производство, кадры, финансы, научные исследования и разработки).

Формирование стратегических альтернатив. На данном этапе создаются стратегии, позволяющие достичь поставленных целей. Г.Минцберг, проведший фундаментальное исследование по изучению труда руководителей высшего звена, называет три основных образа действий при формулировке стратегии, которые определяются личностью и системой ценностей высшего руководства: предпринимательский, адаптивный и плановый.

  1. ^ Предпринимательский образ действий. В соответствии с этой моделью процесс формирования стратегических альтернатив осуществляется подсознательно в голове лидера, обычно предпринимателя, на основе глубокого понимания логики данного вида бизнеса и хорошего знания ситуации. Это дает ему возможность сформировать свое видение проблемы, путей решения и продвижения к будущему. Основное внимание концентрируется на возможностях роста предприятия, текущие проблемы уходят на второй план. Личный и неформальный характер видения придает стратегии гибкость и плодотворность.

  2. ^ Альтернативный образ действий или обучение посредством опыта. Исходит из возможности и необходимости корректировки стратегии под воздействием внешних импульсов, возникающих в ходе ее реализации. Он характеризуется в большей мере оперативным решением существующих проблем, чем поиском новых возможностей. Формируемая стратегия фрагментарна и буквально вылепливается своими создателями, готовым и пересмотреть выбранную линию поведения. Стратегические решения принимаются в рамках многостороннего диалога большего числа сотрудников различных рангов при условии минимального вмешательства и контроля со стороны руководства. Такой образ действий типичен для многих крупных предприятий.

  3. ^ Плановый образ действий. Рассматривает выработку стратегии как полностью осознанный и контролируемый мыслительный процесс, находящий свое материальное воплощение в системе планов. В этом случае осуществляется как активный поиск новых возможностей, так и оперативное решение существующих проблем. Эта классическая модель предполагает наличие централизованного штата и нацелена на достижение определенного стратегического положения предприятия в окружающей среде. Такие стратегии разрабатываются специалистами-плановиками, руководитель которых выступает в качестве главного организатора их работы.

^ Выбор и оценка стратегии предприятия. Установлено, что на выбор стратегии влияет множество факторов. Важнейшими из них являются:

  • вид бизнеса и особенности отрасли, в которой работает предприятие;

  • характер целей, которые ставит перед собой предприятие; ценности, которыми руководствуются при принятии решений высшие менеджеры;

  • финансовые ресурсы и обязательства предприятия по уже принятым решениям;

  • степень зависимости от среды;

  • фактор времени.

Сформированные стратегии оцениваются по степени пригодности для достижения главных целей предприятия и соответствия их требованиям окружения, а также возможностям развития организации.

Заключительным этапом анализа стратегических альтернатив является оценка приемлемости риска, заложенного в стратегии. Оценка оправданности риска производится по трем направлениям:

  • реалистичны ли предпосылки, заложенные в основу выбора стратегии;

  • к каким негативным последствиям для предприятия может привести провал стратегии;

  • оправдывает ли возможный положительный результат риск потерь от провала в реализации стратегии.

Вопросы для контроля знаний

    1. Что понимается под стратегией предприятия?

    2. Назовите основные элементы стратегии и раскройте их содержание.

    3. Приведите классификацию стратегий предприятия.

    4. Охарактеризуйте основные стратегии развития бизнеса.

    5. Раскройте содержание основных этапов определения стратегии предприятия.

Похожие:

6. общий подход к выработке стратегии iconКонструктивистский подход к медиамаркетингу
Выявляются особенности этого подхода, его преимущества и ограниченность. В частности, этот подход сужает понятие «маркетинга» до...
6. общий подход к выработке стратегии iconВопросы на экзамен по дисциплине «Маркетинг гостиничного предприятия»
Конкурентные стратегии: опережения конкурентов по издержкам, наступательные стратегии, оборонительные стратегии
6. общий подход к выработке стратегии iconСеминар 12-13
Теории психического развития (биогенетический подход, теория рекапитуля­ции, психоаналитический подход, социогенетический подход,...
6. общий подход к выработке стратегии iconСправочник практического психолога
Т профессионалов-практиков до дилетантов, заинтересованных со -стоянием собственного здоровья. Автор предлагает три аспекта рас -смотрения...
6. общий подход к выработке стратегии iconРасшифровка кривой ценности Понятие стратегии «алого»
Понятие стратегии «алого» и «голубого» океанов в стратегическом менеджменте XXI века. Аналитические модели и инструменты стратегии...
6. общий подход к выработке стратегии icon10 Основные стадии выполнения стратегии
В процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои определенные задачи и осуществляет закрепленные за ним функции....
6. общий подход к выработке стратегии iconГаба Д. М., Фиш К. Дж., Хауард С. К. Г12 Критические ситуации в анестезиологии: Пер с англ
Книга предназначена для анестезиологов и представляет собой справочное руководство по дифференциальной диагностике и действиям анестезиолога...
6. общий подход к выработке стратегии iconOverview общий список гбр ответственные сектор а Sheet 1: общий список
Кандидат в депутаты Государственной думы Федерального собрания РФ пятого созыва от партии "Единая Россия"
6. общий подход к выработке стратегии iconКнига 1 Оригинал этого документа расположен на сайте Общий текст"(TextShare)...
Оригинал этого документа расположен на сайте Общий текст"(TextShare) ocr: Проект Общий текст" (TextShare) textshare da ru, textshare...
6. общий подход к выработке стратегии iconСтратегия в ряду военных дисциплин
Обязательность знакомства со стратегией для всего комсостава. — Приступ к изучению стратегии должен относиться к началу серьезных...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница