Лекция 07. 02. 2013 Сущность менеджмента. Менеджмент это совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения его эффективности, увеличения прибыли.


Скачать 91.98 Kb.
НазваниеЛекция 07. 02. 2013 Сущность менеджмента. Менеджмент это совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения его эффективности, увеличения прибыли.
Дата публикации12.06.2013
Размер91.98 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > География > Лекция
Лекция 1. 07.02.2013

Сущность менеджмента.

Менеджмент – это совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения его эффективности, увеличения прибыли. Основатель менеджмента – Ф. Тейлор (1911 г. – «Принципы научного управления»). Отец менеджмента – Анри Файоль (разработал 14 универсальных принципов управления). В России как наука менеджмент оформился в 30-40ые года 20го века. Менеджер – это человек, профессионально занимающийся управленческой деятельностью, наделённый полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять их выполнение. Цель работы менеджера – обеспечение стабильной конкурентоспособности фирмы. Основные функции менеджмента:
1). Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.
Процесс управления: планирование – организация – мотивация – контроль – коммуникация (обратная связь) – планирование - ...
2). Планирование – это формирование цели управления, выбор путей и методов достижения этой цели.
3). Организация – это создание оптимальной структуры управления, направленное на достижение цели организации.
4). Мотивация – это совокупность методов, стимулирующих работников к наиболее эффективной работе.
5). Контроль – это система регулирования деятельности работников по выполнению работы определённого количества и качества.
Иерархия управления:

1). Институциональный уровень – разработка и реализация стратегии организации, принятие важных решений (президент компании, министр, ректор).

2). Управленческий уровень – осуществляется контроль работы руководителей низшего звена и передача информации руководителям высшего звена (начальники/руководители отделов, деканы и т.д.)

3). Технический уровень – здесь осуществляется контроль за выполнением производственных заданий, за использованием ресурсов: сырья, оборудования, кадров (начальники участков, мастера, и т.д.)



Исторические тенденции развития управления.

Управленческие школы и концепции.
Научное управление (основоположник Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915 г.)) и Ф. и Л. Гилбрет. Основные положения:
1). Используя наблюдение, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда и добиться большей их эффективности.
2). Увеличение производительности и объёмов производства происходит за счёт систематического стимулирования работников.
Классическая или административная школа (время существования 1920-1950 г.). Основатель – Анри Файоль (1841-1925 г.). Основные положения:
1). Выделение управления как особого вида деятельности.
2). Деятельность по управлению включает в себя следующие обязательные функции: планирование, организацию, распорядительство, координацию и контроль.
3). Успех любой организации зависит от 14 принципов управления.
Универсальные принципы управления: 1. Разделение труда. 2. Полномочие и ответственность. 3. Дисциплина. 4. Единство распорядительства. 5. Единство руководства. 6. Подчинение личных интересов общим интересам и т.д.
Школа человеческих отношений. Основоположник – Элтон Мейо (1880-1949 г.), Мери Паркер Фоллет и Абрахам Маслоу. Школа зародилась в 20-30 г. 20ого века.
Основные положения:
1). Поведение человека на работе и результаты его труда напрямую зависят от того, в каких социальных условиях он находится на работе.
2). Мотивы поступков людей – их потребности, которые могут быть удовлетворены с помощью денег.
3). Если руководство проявляет большую заботу о работниках, то уровень их удовлетворённости возрастает, что ведёт к увеличению производительности труда.
«Пирамида потребностей» Маслоу.
Самовыражение, признание, социальные потребности, экзистенциальные, физиологические потребности.
Школа поведенческих наук. Представитель – Фредерик Герцберг. Школа изучала различные аспекты взаимодействия, мотивации, характеры власти и коммуникаций в организации, лидерство, изменения содержания работы, качество трудовой жизни.

Внешняя и внутренняя среда организации.

Модель влияния внешней среды на организацию. Среда прямого воздействия: потребители, конкуренты, поставщики, профсоюзы, законодательство. Среда косвенного воздействия: политика, НТП, международные события, экономика, социокультурная среда.
Характеристики внешней среды организации:
1. Взаимосвязанность факторов – сила, с которой изменение одного фактора воздействует на другие.
2. Сложность – это число факторов значительным образом влияющих на организацию.
3. Подвижность – это относительная скорость изменения среды.
4. Неопределённость – это относительное количество информации о среде и уверенность в её релевантности.
Внутренняя среда организации:
1. Цели – это конкретное состояние, ожидаемый результат, который стремится достичь организация.
2. Задачи – это предписанная работа, которая должна быть выполнена установленным способом в определённый срок.
3. Структура – это взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, позволяющее наиболее эффективно достигать целей организации.
4. Технологии – это средство преобразования вводимых ресурсов в конечные искомые продукты или услуги.
5. Люди являются основой любой организации, создают её продукт, формируют культуру организации.
Модель влияния внешней среды на организацию. Технологии – кадры – задачи – структура – цель организации.
Модель влияния внешней среды на организацию: воздействие поставщиков и технологий – воздействие социокультурной сферы – воздействие законодательства и политики – воздействие экономики и конкурентов.

Планирование и прогнозирование в системе менеджмента.

Прогнозирование – это взгляд в будущее, оценка возможных путей развития, последствий тех или иных решений.
Планирование – это разработка конкретных действий, позволяющих достигнуть желаемого. Планирование заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях.
Критерии классификации планирования:
1. По степени охвата: общее и частичное.
2. По предмету (объекту) планирования: целевое, финансов, потенциала.
3. По охвату: глобальное, контурное, детальное.
4. По содержанию в аспекте предпринимательской деятельности: стратегическое, тактическое, оперативное.
5. По сферам функционирования: производство, финансы, маркетинг.
6. По срокам: краткосрочное, среднесрочное, долгосрочное.
Планирование как управленческое решение. Этапы планирования:
1. Целеполагание (формулировка целей).
2. Подбор, анализ и оценка способов достижения поставленных целей.
3. Составление перечня необходимых действий.
4. Составление программы работ (плана мероприятий).
5. Анализ ресурсов.
6. Анализ разработанного варианта плана.
7. Подготовка детального плана действий.
8. Контроль за выполнением плана, внесение необходимых изменений в случае необходимости.
Методы прогнозирования.
Все методы прогнозирования (их более 100) можно разделить на 2 группы: неформализованные (эвристические) (коллективные экспертные оценки) и формализованные (метод моделирования и экстраполяции).

Понятие и виды организации.

Характеристики организаций.
Типы организаций и их структуры:
Уровни:
1. «Организация – внешняя среда» (механический и органический тип организации).
2. «Подразделение – подразделение», или «группа – группа» (традиционный, дивизиональная, матричная организация).
3. «Индивид – организация» (индивидуалистская и корпоративная организация).
Типы организаций по взаимодействию с внешней средой.
Механический тип организации характеризуется: использованием формальных правил и процедур; жёсткой иерархией власти; узко определённой ответственностью в работе; централизованным принятием решений. Такой тип эффективен при использовании рутинных технологий.
Органический тип характеризуется: слабым или умеренным использованием формальных процедур и правил; гибкостью структуры власти и т.д.
Типы организаций по взаимодействию подразделений:
Схема линейно-функциональной организации:
Директор завода – финансы, кадры, планирование, снабжение---- разработка продукции, производство продукции, сбыт продукции.
Типы организаций по взаимодействию с человеком.


Корпоративная

Индивидуалистская

Монополия и стандартизация в деятельности организации.
Принцип большинства или старшинства в принятии решений.
Человек для работы.
Доминирование иерархических властных структур.
Создание и поддержание дефицита возможностей и ресурсов с их централизованным распределением.

Сочетание конкуренции и кооперации в деятельности членов или групп.
Принцип меньшинства или вето в принятии решений.
Работа для человека.
Принцип увязки интересов всех членов организации.
Поиск возможностей и дополнительных ресурсов.

Лекция 2. 11.02.2013

Менеджмент как наука и как профессия.

Менеджмент – это эффективное и производительное достижение целей организации посредством планирования, организации, мотивации и контроля. Понятие менеджмента появилось 90х годах, до этого использовалось понятие управление, которое является по своему содержанию более широким. Менеджмент – это управление человеческими ресурсами.
Менеджмент направлен на выживание, результативность и эффективность.
Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.
Виды организаций:
1. Формальные.
2. Неформальные.
В каждом трудовом коллективе наряду с формальной (официальной) структурой взаимоотношений, существуют и неформальные (неофициальные) отношения между членами коллектива. Официальные отношения регламентируются соответствующими инструкциями, приказами, распоряжениями. Неофициальные отношения не регламентируются никем и ничем.
Процесс управления относится к созданию и функционированию формальной организации. Внутри всякой формальной организации существует и неформальные организации, которые в определённой мере влияют на политику формальной организации.
Функциональная модель управленческого процесса.


Организация

Контроль

Мотивация

Планирование


^ Обратная связь.

Планирование отвечает на вопросы: «Каково положение организации в исходный момент?», «Какие цели будет преследовать организация на протяжении планового периода?», «Как организация планирует добиваться этого?».
А. Файоль: «Организовать предприятие – значит снабдить его всем тем, что необходимо для его функционирования: сырьём, оборудованием, деньгами, персоналом».
Мотивация основана на бесконечных потребностях человека. Мотивация – это процесс побуждения себя или других к деятельности для достижения некоторых целей
Контроль – это процесс мониторинга и отслеживания деятельности для нахождения и исправления отклонений от плана.
Связующий процесс: коммуникация – это процесс обмена информацией между двумя или более людьми; принятие решений – это выбор одной из альтернатив.
Иерархия управления:
1. Высший уровень – это стратегические общие долговременные решения.
2. Средний уровень – это решения по конкретному функционированию и тактические решения.
3. Нижний уровень – это оперативные и краткосрочные решения.
4. Уровень исполнения.
Общие черты всех организаций: ресурсы, зависимость от внешней среды, разделение труда (горизонтальное или вертикальное), подразделения, необходимость управления.
Руководители бывают:
1. Линейные руководители являются единоначальниками и полностью отвечают за работу подразделения (директор, зам. директора по производству, начальник цеха, начальник участка, старший мастер, мастер-бригадир).
2. Функциональные руководители:
1). Реализующие одну или несколько функций управления по всему объекту управления (руководитель планового отдела, коммерческий директор, финансовый директор и т.д.).
2). Реализующие все функции управления в части объекта управления в соответствии со специализацией (главный инженер, главный экономист, главный бухгалтер, директор по персоналу, по маркетингу и т.д.).
Принципы менеджмента:
1. Принцип научности. Он требует построения системы управления и её функционирования на строго научных основах и, прежде всего, комплекса наук о человеке. При этом необходимо применять методы системного анализа в области экономических наук, философии, психологии, эстетики, технологических и технических наук.
2. Принцип системности и комплексности. Системность – это необходимость использования системного анализа в каждом управленческом решении, причём, необходимо помнить, что изменения в 1 части системы приводят к изменению во всей системе в целом.
3. Принцип единоначалия и коллегиальности. Любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально, т.е. с учётом мнений многих специалистов по различным вопросам (комплексные разработки). Принятое решение проводится в жизнь под персональную ответственность руководителя фирмы. Для каждого должностного лица должна быть установлена ответственность за выполнение определённых и точно очерченных работ.
4. Принцип демократического централизма – это необходимость рационального сочетания централизованного и децентрализованного начал в управлении. Противоречивость этого принципа заключается в полярности демократии и централизма. Демократизм тем выше, чем выше уровень квалификации работников, чем более творческим является содержание труда.
Принципы управления должны иметь правовое оформление, закреплённое в системе нормативных документов, договорных обязательств, предъявляемых к сотруднику.
Методы (подходы):
1. Процессный подход.
2. Системный подход.
3. Ситуационный подход.

Продолжение (написано на семинаре).

Предклассический подход, причины его появления:
1. Адам Смит, его научный труд «Исследование о природе и причинах богатства нации» (преимущества разделения труда).
2. 18 век, Великобритания – Промышленная революция.
Представители предклассического подхода:
1. Адам Смит (1723 – 1790 г.). Основополагающие идеи: доказал необходимость введения разделения труда и повышение производительности от данного процесса.
2. Роберт Оуэн (1771 – 1858 г.). Основополагающие идеи: защищал интересы рабочих по вопросам условий труда и жизни. Самые эффективные инвестиции – вложения в условия труда.
Представители предклассического подхода к менеджменту и их пионерские идеи:
1. Чарльз Бэббидж (1792 – 1871 г.). Научный труд: «Экономика машиностроения и производства» (1832 г.). Основополагающие идеи: разработал 1ый механический калькулятор; предсказал разделение умственного и физического труда; предложил премиальную систему.
2. Эндрю Юр (1778 – 1857 г.). Научный труд: «Философия производства». Основополагающие идеи: основной принцип его концепции – заменить ручной труд машинным.
3. Генри Таун (1844 – 1924 г.). Научный труд: «Инженер как экономист». Основополагающие идеи: для эффективного управления организацией необходимы хорошие инженерные навыки и навыки в управлении. Инициатор разработки принципов менеджмента.
Классическая школа. Школа научного управления (1885 – 1920г.). Представители: Тейлор, Эмерсон, Форд. Основные концепции школы: механический взгляд на место человека в производстве; человек «винтик» в системе производственного механизма; уделялось большое внимание обучению рабочих.

Похожие:

Лекция 07. 02. 2013 Сущность менеджмента. Менеджмент это совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения его эффективности, увеличения прибыли. iconЛекция 07. 02. 2013 Сущность менеджмента. Менеджмент это совокупность...
Менеджер – это человек, профессионально занимающийся управленческой деятельностью, наделённый полномочиями принимать управленческие...
Лекция 07. 02. 2013 Сущность менеджмента. Менеджмент это совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения его эффективности, увеличения прибыли. iconЛекция 07. 02. 2013 Сущность менеджмента. Менеджмент это совокупность...
Менеджер – это человек, профессионально занимающийся управленческой деятельностью, наделённый полномочиями принимать управленческие...
Лекция 07. 02. 2013 Сущность менеджмента. Менеджмент это совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения его эффективности, увеличения прибыли. iconЛекция 07. 02. 2013 Сущность менеджмента. Менеджмент это совокупность...
Менеджер – это человек, профессионально занимающийся управленческой деятельностью, наделённый полномочиями принимать управленческие...
Лекция 07. 02. 2013 Сущность менеджмента. Менеджмент это совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения его эффективности, увеличения прибыли. iconЛекция 07. 02. 2013 Сущность менеджмента. Менеджмент это совокупность...
Менеджер – это человек, профессионально занимающийся управленческой деятельностью, наделённый полномочиями принимать управленческие...
Лекция 07. 02. 2013 Сущность менеджмента. Менеджмент это совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения его эффективности, увеличения прибыли. iconСущность и основные функции менеджмента. Организационная структура...
Менеджмент – совокупность принципов форм методов и приемов, разработанных с целью повышения эффективности производства и повышения...
Лекция 07. 02. 2013 Сущность менеджмента. Менеджмент это совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения его эффективности, увеличения прибыли. iconМенеджмент (от англ управление) это система экономического управления...
Содержание финансового менеджмента и его место в системе управления организацией
Лекция 07. 02. 2013 Сущность менеджмента. Менеджмент это совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения его эффективности, увеличения прибыли. iconТеоретическая часть
Целью данной работы является обобщение теоретических исследований в области эффективности использования оборотных средств предприятия...
Лекция 07. 02. 2013 Сущность менеджмента. Менеджмент это совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения его эффективности, увеличения прибыли. icon1. Предмет, исходные понятия и структура менеджмента фкиС
Менеджмент – совокупность принципов, методов управления с помощью которых устанавливаются, выясняются и реализуются цели и задачи...
Лекция 07. 02. 2013 Сущность менеджмента. Менеджмент это совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения его эффективности, увеличения прибыли. iconРабочая программа дисциплины
Цели и задачи дисциплины: получение студентами теоретических знаний и практических навыков и умений современных форм и методов управления...
Лекция 07. 02. 2013 Сущность менеджмента. Менеджмент это совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения его эффективности, увеличения прибыли. iconВопросы к итоговому междисциплинарному экзамену по специальности «Менеджмент организации»
Управление и его виды. «Менеджмент» и «управление»: соотношение понятий. Типология управления. Сущность и содержание менеджмента
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница