1. «Основы экологии и экономика природопользования» как межотраслевая учебная дисциплина. Предмет, метод и задачи курса


Название1. «Основы экологии и экономика природопользования» как межотраслевая учебная дисциплина. Предмет, метод и задачи курса
страница1/9
Дата публикации15.03.2013
Размер1.13 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
1. «Основы экологии и экономика природопользования» как межотраслевая учебная дисциплина. Предмет, метод и задачи курса.

«Основы экологии и экономика природопользования» - дисциплина на стыке экологии и экономики. Является обязательной при подготовке любых специалистов экономической сферы.

Экология в рамках дисциплины представлена основными своими понятиями и законами.

Экономика представлена отдельным отраслевым направлением – экономикой природопользования.

Экономика природопользования – наука о социально-экономических закономерностях использования обществом природного потенциала и о регулировании отношений природы и общества.

Основным связующим элементом между экологией и экономикой в данной дисциплине является учение о природопользовании.

^ Предметом дисциплины являются эколого-экономические отношения, т.е. отношения которые возникают между экономическими субъектами (предприятиями, производственными комплексами, населением, домашними хозяйствами и т.п.) в ходе использования, охраны и восстановления природы.

^ Цель дисциплины – формирование системы знаний о рациональном природопользовании, путях достижения устойчивого эколого-экономического развития, функционировании хозяйственного механизма природопользования.

^ Методы, используемые для решения этой задачи:

- диалектический - метод всеобщего познания, согласно ему предметы рассматриваются всесторонне, в развитии. Этот метод предполагает исследование экологических и экономических процессов в единстве.

- исторический - позволяет проследить динамику взаимоотношений природы и общества. Использование данного метода позволит давать научно-обоснованные прогнозы развития эколого-экономических систем.

- системный - позволяет исследовать взаимосвязи отдельных процессов по эксплуатации и воспроизводству природных ресурсов. Используется при разработке программ природопользования.

- нормативный – особый метод в экономике природопользования. Особая роль принадлежит таким нормативам как ПДК, ПДВ и др. Их назначение установить объективные границы допустимых антропогенных нагрузок на природу.

- экономико-математического моделирования – осуществляет учет экологических факторов в балансовых моделях, с его помощью определяются мероприятия по устранению промышленных загрязнений.

- картографический – с его помощью дается оценка природным ресурсам (размещение, запасы). В РБ широко используется для оценки радиационной ситуации в стране.

- космический – позволяет оперативно исследовать экологические процессы в их динамике. Наиболее новый и перспективный метод.
^ 6.Учение В.И.Вернадского о биосфере.

Понятие биосферы ввел австрийский геолог Э. Зюсс (определивший ее в книге «Происхождение Альп» 1873). В его понимании биосфера – это совокупность живых организмов Земли. Сейчас совокупность живых организмов называется биота, которая делится на флору и фауну.

В.И.Вернадский определил биосферу как особую охваченную жизнью оболочку Земли («Биосфера», 1926). Биосфера – это область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу и верхние слои литосферы

Основные положения учения о биосфере:

1.Весь облик Земли, ее внешний вид обязаны своим происхождением живому веществу. Живые организмы определили:

- газовый состав атмосферы,

- солевой состав океана,

- осадочный чехол литосферы.

2.Следующая стадия развития биосферы – ноосфера. Ноосфера – биосфера охваченная деятельностью человека.

3.Движущая сила развития биосферы – биологический круговорот вещества в природе.

В физико-химическом составе биосферы В.И. Вернадский выделил следующие виды веществ:

1.живое вещество (биота)

2.коснове вещество – неживая природа (газы, воды, горные породы)

3.биокосное вещество – почва и сапропель (пресных озер, лиманов, мангров)

4.биогенное вещество – продукты жизнедеятельности биоты (торф, уголь, нефть, газ, сланцы, известняки)

5.радиоактивное вещество

6.рассеянные атомы

7.вещество космического происхождения (метеориты, космическая пыль)

Верхняя граница биосферы – граница распространения озона (стратосферный озон). Максимальная концентрация озона на высоте 20 км. Жизнь существует в тропосфере (8 – 18 км).

В гидросфере выделяют 2 зоны жизни – эвфотическую (глубина до 200 м, зона проникновения света) и дисфотическую (глубже 200 м, зона темноты).

Эвфотическая зона – зона фотосинтеза, в основном это материковый шельф.

Дисфотическая зона – зона жизни морских животных, среди которых есть автотрофы (черви, живущие у «черных курильщиков»), зона накопления отмерших организмов.

В литосфере нижняя граница биосферы лежит на глубине до 3 км на суше и 0,5 км на дне океана.

Основателями концепции ноосферы можно считать трех ученых – видного французского математика, антрополога и палеонтолога Э. Леруа (1870–1954), французского геолога и антрополога П. Тейяра де Шардена (1881–1955) и выдающегося российского ученого-естествоиспытателя В. И. Вернадского. В концепции ноосферы разум человека предстает природным, космическим явлением. Но наибольший вклад в развитие идей ноосферы как закономерного этапа не только в истории общества, но и биосферы в целом внес Вернадский, поэтому учение о ноосфере обычно ассоциируется с его именем. Под понятием «ноосфера» ученый подразумевал высшую форму развития биосферы. Учение Вернадского о ноосфере утверждает принцип совместной эволюции человечества и природной среды, нацеливает на поиск практических путей обеспечения общественно-природного равновесия.

Понятие «ноосфера» отражает будущее состояние рационально организованной природы, новый этап развития биосферы, эпоху ноосферы, когда дальнейшая эволюция планеты будет направляться разумом в целях обеспечения необходимой гармонии в сосуществовании природы и общества.

^ 7.Основные законы и принципы экологии.

Наиболее общими законами экологии являются законы, сформулированные Б. Коммонером (1974):

- все связано со всем (закон всеобщей связи)

- все должно куда-то деваться (закон сохранения)

- ничто не дается даром (закон цены развития)

- природа знает лучше (закон главного критерия эволюционного отбора)

^ 1.Закон всеобщей связи – все связано со всем

Его следствия:

- закон больших чисел: совокупное действие большого числа случайных факторов приводит к результату, не зависящему от случая. Например, бактерии, существующие повсюду, ведут себя хаотично в почве, воде, в живых организмах, но при этом создают стабильную среду обитания всего живого на Земле.

- закон Ле Шателье: при внешнем воздействии на систему, выводящем ее из устойчивого равновесия, это равновесие смещается в направлении, при котором эффект внешнего воздействия уменьшается. На биологическом уровне он реализуется в виде способности экосистем к саморегуляции.

закон оптимальности – любая система функционирует с наибольшей эффективностью в некоторых характерных для нее пространственно-временных пределах.

любые системные изменения в природе оказывают прямое или опосредованное воздействие на человека – от состояния индивидуума до сложных общественных отношений.

^ 2.Закон сохранения вещества – все должно куда-то деваться.

Его следствия:

- закон развития системы за счет окружающей среды: любая природная или общественная система может развиваться только за счет ресурсов окружающей среды. Абсолютно изолированное саморазвитие невозможно.

- закон неустранимости отходов или побочных воздействий производства: отходы производства неустранимы бесследно, их только можно перевести из одной формы в другую.

^ 3.Закон цены развития – ничто не дается даром: новое приобретение в ходе эволюции экосистемой или видом каких-либо свойств сопровождается потерей каких-то преимуществ и появлением новых проблем. Например, преобразование природной экосистемы в продуктивное сельскохозяйственное угодье сопровождается проблемой обеспеченности водными ресурсами и дополнительными питательными веществами. Переход некоторых видов животных с моря на сушу сопровождается проблемой поиска пресной воды и необходимостью защиты от солнечной радиации. Общество, развивающее хозяйственную деятельность на природных территориях, лишает себя среды для полноценного отдыха и туризма. Б. Коммонер писал: «...глобальная экосистема представляет собой единое целое, в рамках которого ничего не может быть выиграно или потеряно и которое не может являться объектом всеобщего улучшения; все, что было извлечено из нее человеческим трудом, должно быть возмещено. Платежа по этому векселю нельзя избежать; он может быть только отсрочен. Нынешний кризис окружающей среды говорит о том, что отсрочка очень затянулась».

^ 4.Закон главного критерия эволюционного отбора – природа знает лучше: любой вид должен иметь трофические связи, а производимое им вещество должно вовлекаться в биологический круговорот. Если этот закон видом нарушался, то вид исчезал по причине истощения ресурсов его окружающей среды. Так как если вещество не возвращается в окружающую среду в разложенном состоянии, то в будущем для вида наступит дефицит исходного компонента, что приведет к его исчезновению, миграции или необратимому изменению.

Помимо формулировок Коммонера, современные экологи вывели еще один закон экологии – «на всех не хватит» (закон ограниченности ресурсов). Очевидно, что масса питательных веществ для всех форм жизни на Земле конечна и ограничена. Ее не хватает на всех появляющихся в биосфере представителей органического мира, поэтому значительное увеличение численности и массы каких-либо организмов в глобальном масштабе может происходить только за счет уменьшения численности и массы других.

На противоречие между скоростью размножения и ограниченностью ресурсов питания применительно к народонаселению планеты впервые обратил внимание английский экономист Т. Р. Мальтус (1798), который именно этим пытался обосновать неизбежность социальной конкуренции. В свою очередь, Ч. Дарвин заимствовал у Мальтуса понятие «борьба за существование» для объяснения механизма естественного отбора в живой природе.

Обобщенную классификацию экологических законов представил известный советский ученый Н. Ф. Реймерс. Им даны следующие формулировки:

закон социально-экологического равновесия (необходимости сохранения равновесия между давлением на среду и восстановлением этой среды, как природным, так и искусственным);

принцип культурного управления развитием (наложение ограничений на экстенсивное развитие, учет экологических ограничений);

правило социально-экологического замещения (необходимость выявления путей замещения человеческих потребностей);

закон социально-экологической необратимости (невозможность поворота эволюционного движения вспять, от сложных форм к более простым);

закон ноосферы Вернадского (неизбежность трансформации биосферы под влиянием мысли и человеческого труда в ноосферу – геосферу, в которой разум становится доминирующим в развитии системы «человек–природа»).

Соблюдение этих законов возможно при условии осознания человечеством своей роли в механизме поддержания стабильности биосферы. Известно, что в процессе эволюции сохраняются только те виды, которые способны обеспечивать устойчивость жизни и окружающей среды. Только человек, используя силу своего разума, может направить дальнейшее развитие биосферы по пути сохранения дикой природы, сохранения цивилизации и человечества, создания более справедливой социальной системы, перехода от философии войны к философии мира и партнерства, любви и уважения к будущим поколениям. Все это составляющие нового биосферного мировоззрения, которое должно стать общечеловеческим.

Помимо глобальных законов рассмотрим 2 классических закона экологии живых организмов.

1.Закон минимума Либиха

2.Закон толерантности Шелфорда

^ 1.Закон минимума.

Юстус Либих – немецкий агрохимик – в 1840 году установил, что урожайность культур ограничивается не тем элементом питания, который требуется растению в большом количестве (СО2, Н2О), а тем который необходим в минимальном количестве (например, цинк).

^ Закон минимума: рост растения зависит от того элемента питания, который присутствует в окружающей среде в минимальном количестве по отношению к потребностям растения.

^ 2.Закон толерантности.

Виктор Шелфорд – американский зоолог – в 1913 году определил, что лимитирующим фактором для развития организма может быть не только недостаток, но и избыток экологического фактора.

Закон толерантности: лимитирующим фактором, ограничивающим развитие организма, может быть как минимум, так и максимум экологического воздействия.

^ 8. Природные условия и ресурсы, их экономическая сущность. Классификация природных ресурсов.

Природная среда служит естественным базисом хозяйственной деятельности людей. Вся производственная деятельность человека может быть представлена как процесс преобразования природы в формы, приемлемые для использования. С точки зрения потребностей общества все тела и силы природы могут быть условно подразделены на две группы: непосредственно участвующие в материальном производстве и сфере нематериальных услуг (природные ресурсы) и все остальные (обычно относимые к природным условиям).

^ Природные условия – это компоненты природной среды, которые оказывают влияние на жизнедеятельность общества, но не используются непосредственно в хозяйственной деятельности.

^ Природные ресурсы – компоненты природной среды, которые при современном уровне развития производительных сил могут быть использованы в качестве предметов потребления или средств производства.

При изучении естественных ресурсов важное значение имеет их научная классификация. Существуют следующие виды классификаций природных ресурсов:

1.Природная (естественная).

2.Экологическая.

3.Экономическая.

4.Рыночная.

Использование различных классификаций позволяет выявить закономерности формирования группировок ресурсов, их генетические особенности, возможности хозяйственного использования, а также сделать выводы о степени изученности природно-ресурсного потенциала, направлениях его рационального использования и охраны.
^ 9. Роль природных условий и ресурсов в развитии и размещении производительных сил.

Природные ресурсы – основа развития общества. Ограниченность природных ресурсов во времени и пространстве является предпосылкой эколого-экономических кризисов, которые наступают постепенно по мере истощения тех или иных ресурсов. Это приводит к изменению не только окружающей среды, но и к изменению способа производства и переходу природных условий в разряд ресурсов.

Распределение природных ресурсов по территории отличается, как правило, чрезвычайно большой неравномерностью, что в значительной степени определяет территориальную организацию хозяйства и специализацию тех или иных регионов.

Часто природно-ресурсный фактор служит основой формирования хозяйственной структуры территории, определяет направления ее развития и специализации. Очевидно, что развитие и размещение отраслей, непосредственно связанных с использованием природных ресурсов (добывающая промышленность, гидроэнергетика, лесозаготовки, земледелие), обусловлено географией этих ресурсов.

Влияние природных ресурсов на специализацию хозяйства регионов проявляется двояко. В одном случае отрасли природопользования непосредственно определяют специализацию, поставляя свою продукцию в различные регионы страны или на экспорт. Вторая форма влияния проявляется, когда отраслями специализации регионов выступают вторичные производства, формирующиеся на базе переработки местных природных ресурсов.

Использование природных ресурсов, сознательное изменение природных условий (мелиорация, регулирование рек и т.п.) всегда выступали в деятельности людей важнейшим средством решения социально-экономических задач. природные ресурсы – это естественная база развития экономики страны, поэтому весьма существенной является экономическая оценка всего комплекса природных ресурсов. Это позволит выявить ресурсообеспеченность территории и определить практические меры по обеспечению ее недостающими ресурсами на перспективу, что будет способствовать совершенствованию межрайонных производственных связей. С этих позиций важным является установление природно-ресурсного потенциала территории.

Под природно-ресурсным потенциалом понимают совокупность природных ресурсов региона, которые используются или могут быть использованы в хозяйстве с учетом тенденций научно-технического прогресса. Величина природно-ресурсного потенциала может быть определена как сумма потенциалов отдельных видов природных ресурсов (минеральных, водных, лесных, земельных и др.) и зависит от целого ряда факторов. Важнейшими из них являются: численность имеющихся в регионе природных ресурсов (чем больше ряд естественных ресурсов, вовлеченных и подлежащих использованию в процессе производства, тем больше величина природно-ресурсного потенциала), их количественные и качественные характеристики (величина запасов, содержание полезного вещества, мощность пластов и т.д.), комплексность использования каждого вида природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал страны и отдельных ее регионов изменяется в процессе природопользования, что обусловлено, с одной стороны, истощением отдельных видов природных ресурсов вследствие их исчерпаемости и нерационального использования. С другой стороны, научно-технический прогресс открывает возможности вовлечения в народнохозяйственный оборот новых видов природных ресурсов, расширения сырьевой и топливно-энергетической базы экономики. Природно-ресурсный потенциал – важнейшая часть национального богатства любой страны, но определение его величины сталкивается со сложностью экономической оценки отдельных видов природных ресурсов на основе единых методологических принципов.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

1. «Основы экологии и экономика природопользования» как межотраслевая учебная дисциплина. Предмет, метод и задачи курса iconОбъекты, окружающие растения и животных и непосредственно взаимодействующие...
Предмет, методология и задачи курса «Основы экологии и экономика природопользования»
1. «Основы экологии и экономика природопользования» как межотраслевая учебная дисциплина. Предмет, метод и задачи курса iconОрганизационное собрание, ауд. 612
Основы экологии и экономика природопользования (лекция), ст преп. Тарасенок З. Н., ауд. 612а
1. «Основы экологии и экономика природопользования» как межотраслевая учебная дисциплина. Предмет, метод и задачи курса iconЭкзаменационные вопросы по курсу «Экономика предприятия»
Экономика предприятия как наука: предмет, объект, цели и задачи курса. Взаимосвязь курса с экономическими
1. «Основы экологии и экономика природопользования» как межотраслевая учебная дисциплина. Предмет, метод и задачи курса iconЭкзаменационные вопросы по патологической физиологии для студентов...
Патологическая физиология как фундаментальная наука и учебная дисциплина, её предмет и задачи. Понятие о клинической патофизиологии,...
1. «Основы экологии и экономика природопользования» как межотраслевая учебная дисциплина. Предмет, метод и задачи курса iconЭкзаменационные вопросы по патологической физиологии для студентов...
Патологическая физиология как фундаментальная наука и учебная дисциплина, её предмет и задачи. Понятие о клинической патофизиологии,...
1. «Основы экологии и экономика природопользования» как межотраслевая учебная дисциплина. Предмет, метод и задачи курса iconЭкзаменационные вопросы по патологической физиологии для студентов...
Патологическая физиология как фундаментальная наука и учебная дисциплина, её предмет и задачи. Понятие о клинической патофизиологии,...
1. «Основы экологии и экономика природопользования» как межотраслевая учебная дисциплина. Предмет, метод и задачи курса iconКраеведение Беларуси как учебная дисциплина. Цель и задачи курса
Интерес всякого цивилизованного общества к своему прошлому – непременный закон развития. Моменты забвения этого интереса, как мы...
1. «Основы экологии и экономика природопользования» как межотраслевая учебная дисциплина. Предмет, метод и задачи курса iconПредмет и метод конституционного права как отрасли права
Конституционное право как наука и учебная дисциплина. Место науки конституционного права в системе юридических наук
1. «Основы экологии и экономика природопользования» как межотраслевая учебная дисциплина. Предмет, метод и задачи курса iconОтветы к экзамену по Уголовному процессу 2012 Понятие и назначение уголовного процесса
Уголовный процесс как учебная дисциплина. Предмет и система курса "Уголовный процесс России"
1. «Основы экологии и экономика природопользования» как межотраслевая учебная дисциплина. Предмет, метод и задачи курса iconПрограмма по курсу «экология» для студентов факультета психологии юфу
Понятие об экологии. Краткая история экологии. Экология как биологическая наука. Глобальное (междисциплинарное) понимание экологии....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница